к какой сфере относится профессия учитель
Профессия учитель
Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?
Описание профессии учителя
Плюсы и минусы профессии
Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.
+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников
— Бывают «трудные» и конфликтные дети
— Бывают «трудные» родители
— Не всегда достойная оплата труда
— Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
— Много работы по составлению планов и отчетов
— Давление руководства, родителей и самих учащихся
Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.
Какими качествами должен обладать учитель
Какими качествами важно обладать педагогу:
✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным
✎ Уметь мотивировать
✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде
Где учиться на учителя
Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.
1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения
3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.
Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)
Где работать учителю
✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования
Сколько получают учителя
Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.
Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)
Карьерные возможности
Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.
Перспективы профессии
Как приблизиться к профессии учителя
Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
✎ Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
✎ Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
✎ Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
✎ Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
✎ Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.
Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
города Севастополя
Профессиограмма
Учитель
1. Презентация профессии
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничения профессии: значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на ноги.
2. Тип и класс профессии
Профессия учителя относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Знак», поскольку учитель работает со знаковой информацией (цифрами, формулами, текстами, таблицами, схемами). Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, точность и аккуратность.
Профессия учителя относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, связанную с планированием процесса обучения, управлением другими людьми. Она предъявляет высокие требования к эрудиции специалиста, к гибкости и оригинальности мышления. В этой профессии очень ярко выражено стремление к развитию и постоянному обучению.
Вместе с тем, в профессии учителя есть и алгоритмические элементы, связанные с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием ведомственным инструкциям Министерства образования, что требует также высокой организованности и исполнительности.
3. Содержание деятельности
Преподаватель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги).Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития». Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы.
При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
4. Условия труда
Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.
При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:
8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования.
Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования.
Порой в преподавание приходят взрослые люди, уже имеющие за плечами определенный наработанный жизненный опыт в специальной области (художники, менеджеры, спортсмены и т.д.). Так, бывшие спортсмены выбирают профессию тренера-преподавателя по спорту.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития для учителя.
Повышение квалификации
Начальная ступень учителя – это преподаватель-стажер. Оставаясь преподавателем-предметником, учитель может год от года не просто нарабатывать преподавательский стаж, но также совершенствовать свои знания, умения, навыки в рамках конкретной предметной области, тем самым повышая свой тарифный разряд и заработную плату.
Административный, управленческий путь
При выборе данного направления профессиональной карьеры в школе со временем можно стать завучем или даже директором школы, отвечая за образовательный процесс уже в рамках всего учебного заведения. В вузе в перспективе можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или даже ректором.
Научная карьера
Занимаясь преподаванием, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора наук (педагогических, биологических, т.д.).
Освоение родственных профессий
Имея профессию учителя, можно переучиться на родственные профессии типа «Человек-Человек». Например, во времена перестройки в нашей стране резко увеличился спрос на работников сферы услуг. В результате часть учителей переквалифицировалась в продавцов непродовольственных товаров, умело пользуясь наработанными навыками уверенного поведения, эффективно взаимодействуя с потенциальными клиентами и с удовольствием делясь с ними знаниями о качествах заинтересовавшего их товара.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий учитель может решить работать на себя. Например, за последние годы некоторые преподаватели сами открыли частные образовательные учреждения. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Преподаватель в ВУЗе, воспитатель.
Мечтаете стать режиссером? Этот материал для вас. Рассказываем про лучшие зарубежные киношколы, а также о том, зачем туда, собственно, идти.
Профессия учителя — одна из самых ответственных, потому что все специальности зависят именно от нее. Будь то врач, президент или кинозвезда: каждый начинал свое образование в школе. В этой статье мы подробно расскажем про профессию учителя
Профессия Учитель — Факты
Кто такой учитель?
Зарплата учителя в России и за рубежом
Страна / регион | Мин. зарплата/год | Ср.зарплата/год | Воспитатель в дет.саду | Преподаватель англ. языка (ESL) | Директор школы |
---|---|---|---|---|---|
Москва | 4,289 USD | 6,863 USD | 3,689 USD | 6,863 USD | 6,205 USD |
Регионы РФ | 3,432 USD | 6,005 USD | 3,517 USD | 6,005 USD | 5,736 USD |
США | 36,500 USD | 74,400 USD | 56,850 USD | 45,801 USD | 108,125 USD |
Великобритания | 34,518 USD | 75,088 USD | 33,583 USD | 43,420 USD | 67,568 USD |
Австралия | 27,559 USD | 56,168 USD | 50,008 USD | 55,461 USD | 96,884 USD |
Канада | 39,268 USD | 75,552 USD | 35,399 USD | 31,446 USD | 77,468 USD |
Германия | 16,570 USD | 35,855 USD | 31,926 USD | 27,848 USD | 76,724 USD |
Франция | 21,002 USD | 40,380 USD | 32,955 USD | 22,627 USD | 80,825 USD |
Южная Корея | 20,304 USD | 42,300 USD | 20,294 USD | 21,848 USD | 47,869 USD |
Гонконг | 223200 HKD | 466000 HKD | 241262 HKD | 258585 HKD | 537622 HKD |
Данные, указанные в таблице, приблизительны.
Преимущества профессии учителя
Недостатки профессии учителя
Педагогические специализации
Педагогические специализации, как правило, не сильно отличаются в российских и зарубежных вузах. Основными являются дошкольное/начальное/среднее/старшее образование, специальное образование и дефектология. Для обучения на среднем/старшем образовании, необходимо выбрать профильный предмет, который будущий учитель будет преподавать. Например, математику, литературу, историю, географию, иностранный язык, физику, биологию и т. д. Обучиться на профессора в вузе можно после получения степени PhD и опыта работы. Однако существуют программы (например, магистратуры), которые готовят преподавателей для разных возрастов, в том числе и для взрослых.
При выборе специальности следует ориентироваться по тому, что больше всего нравится. При этом стоит учитывать недостатки того или иного предмета. К примеру, учителя русского языка и литературы должны проверять кипы тетрадей с рукописными текстами, на что уходит много свободного времени.
Как стать учителем?
Среднее специальное образование учителя
Получить среднее специальное образование учителя в России можно в колледжах. Как правило, они предлагают такие программы, как дошкольное образование, преподавание в начальных классах, специальное дошкольное образование, педагогика дополнительного образования. Для поступления необходимо пройти конкурс аттестатов, иногда дополнительно сдать вступительные испытания (например, для будущих педагогов хореографии, изобразительного искусства, физкультуры). После окончания выпускники могут продолжить образование на 1 курсе бакалавриата или трудоустроиться.
Зарубежные колледжи, например в США или Австралии, подразумевают получение степени ассоциата или бакалавра. Муниципальные колледжи в США предлагают программы дошкольного, начального, педагогического образования, английского языка как иностранного (ESL) и др. Для тех, кто уже получил высшее образование, некоторые колледжи, например McLennan Community College, предлагают программы сертификата для будущих учителей. Чтобы поступить, необходимо знать английский язык на высоком уровне и сдать два экзамена — SAT и IELTS/TOEFL. В Австралии колледжи называются TAFE. Они предлагают сертификаты в области профессионального обучения, специального дошкольного образования и т.д. После окончания учебы можно продолжить образование в университете или пойти работать.
Высшее образование учителя
Вузы России предлагают педагогическое образование по следующим программам: дошкольное/начальное/среднее/высшее образование, дошкольной психологии, профильные программы (биология, химия, информатика, география, математика, физкультура и т.д.) дефектология, специальное образование. Аналогичные специальности можно найти в зарубежных университетах. Практику студенты, как правило, проходят в государственных и частных школах, гимназиях, лицеях.
Существуют различные способы получения высшего образования:
За рубежом стать преподавателем в школе можно также через специальный бакалавриат или магистратуру. Получив PhD по любой специальности (кроме педагогики), есть возможность начать академическую карьеру и преподавать в вузе. Так вы тоже попадете в профессию учителя. PhD по педагогике (EdD), в свою очередь, открывает доступ к управленческим позициям в сфере образования.
Требования для поступления на педагогику
Поступление в вузы разнится в зависимости от страны и программы. Обычно требуются:
Лучшие вузы педагогики России
Педагогические программы лучших зарубежных вузов 2020
№ Предметного рейтинга QS 2020 года | Университет | Бакалавриат / год | Страна |
---|---|---|---|
1 | University College London | 27,120 USD | Великобритания |
2 | Harvard University | 49,653 USD | США |
3 | Stanford University | 18,491 USD | США |
4 | University of Oxford | 36,815-51,585 USD | Великобритания |
5 | University of Toronto | 45,976 USD | Канада |
6 | University of Cambridge | 30,567 USD | Великобритания |
7 | University of Hong Kong | 171000 HKD | Гонконг |
8 | UC Berkeley | 44,008 USD | США |
9 | University of British Columbia | 42,696 USD | Канада |
10 | Columbia University | 58,920 USD | США |
Все данные необходимо уточнять в вузах.
Какие качества нужны учителю?
Профессия учителя вечна. Для ребенка учитель — важный человек в жизни. Его обязанность — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого. Чтобы успешно выполнить эту миссию, педагог должен искренне любить детей и иметь высокие моральные качества (честность, тактичность, эмпатия).
В процессе работы для учителя незаменимы терпение и самообладание, ведь нередко приходится иметь дело с непоседливой ребятней и объяснять материал по несколько раз. В такие моменты на помощь приходит креативность — творческий подход облегчает понимание сложных тем у детей и вызывает интерес к учебе. Помните: пробубнить материал себе под нос может каждый, а вот найти подход к ребенку получится только у хорошего педагога.
Учитель — это лидер и образец для подражания. Для поддержания порядка в классе ему обязательно иметь развитые организационные навыки и лидерский потенциал. Также желательно демонстрировать те качества, которые вы хотите воспитывать в детях, например ответственность и дисциплинированность. Наконец, важно выстраивать со своими подопечными доверительные отношения, но при этом сохранять умеренную строгость, так как чересчур мягкий характер зачастую вызывает у школьников неуважение.
Где работают учителя?
Учителя работают в государственных или частных детских садах, начальных и средних школах, а также в высших учебных заведениях. Если же вы работаете в творческой сфере, то можно устроиться в хореографические училища, изобразительные студии, музыкальные школы.
Многие учителя трудятся в течение учебного года, обычно с понедельника по пятницу. В свободное от уроков время педагоги проверяют домашнюю работу, подготавливают планы уроков. Отпуск у школьных преподавателей проходит в летнее время. Школьные системы также подразумевают перерывы между четвертями. Летом учителя могут проходить курсы или повышение квалификации.
Некоторые преподаватели предпочитают работу дома — онлайн или оффлайн. В первом случае они устраиваются в онлайн школы, во втором — работают репетиторами. В обоих вариантах можно преподавать языки, готовить к ЕГЭ или просто подтягивать знания учеников по своему предмету. Большую популярность набирают онлайн-курсы (MOOCs Massive open online course ). При желании можно создать свои и продавать их на онлайн-платформах — знания от профессионалов всегда будет цениться.
Также преподаватели могут найти работу в корпоративном обучении, то есть обучать сотрудников компаний определенным навыкам или передавать им знания. Возможности в области преподавания безграничны, покуда люди будут стремиться к просвещению.
Известные учителя
Антон Семёнович Макаренко — всемирно известный воспитатель, педагог. Он был самым влиятельным теоретиком образования в Советском Союзе. Начиная как преподаватель русского языка, рисования и черчения в 1905 году, Макаренко дорос до директора училища. Затем в 1920 году он возглавил колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Преподаватель писал статьи, доклады и книги на тему педагогики и организации воспитания. Макаренко создал педагогическую систему, которая повлияла на мировую и отечественную педагогику.
Мария Монтессори — выдающийся педагог-гуманист, ученый и врач из Италии. Монтессори разработала уникальную и действенную педагогическую систему свободного воспитания, которая названа в честь создательницы. Она стремилась исключить какое-либо давление при воспитании и верила в природу ребенка. С 1909 года, еще при жизни Монтессори, открылись курсы по Монтессори-педагогике и многие преподаватели съехались к автору из разных стран. Система Монтессори до сих пор используется во многих государственных и частных школах по всему миру. Педагог также принимала участие в борьбе за права женщин.
- играть в тест какой ты аниматроник
- что делать с ногтем на ноге который отходит