к какой сфере относится пекарня
Классификация видов предприятий общественного питания
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Чтобы рассматривать вопросы организации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих услуги общественного питания, необходимо четко представлять, что подразумевается под такими понятиями как «предприятие общественного питания» и «услуга общественного питания» в российском законодательстве. Для этих целей необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, введенным в действие с 1 января 2003 года.
Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»). Кроме вышеуказанного документа существует еще целый ряд государственных стандартов, позволяющих разбить предприятия общественного питания на соответствующие типы.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания — это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
— кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как:
— ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
— техническая оснащенность предприятия общественного питания;
— качество и методы обслуживания;
— виды предоставляемых услуг.
Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.
Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.
Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.
Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.
Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 – 122706.
Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.
К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;
изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:
организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.
К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
отпуск обедов на дом.
Услуги по организации досуга включают в себя:
организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.
Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.
Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.
То есть, как видим, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».
К какому виду деятельности относится пекарня?
Хочу открыть булочную-пекарню по франшизе в помещении, расположенном в жилом доме.
Реализация хлебобулочных изделий высокой степени готовности 90% (замороженные полуфабрикаты), поставляемых производителем (правообладателем франшизы), в булочной продукция будет допекаться, упаковываться в упаковку с товарным знаком производителя, наклеиваться этикетка с информацией о продукции, предоставленная производителем, и ставиться дата выпечки. Продукция будет реализуется на вынос, возможно и с употреблением на месте (с оборудованием столиками в этом же помещении, где будет стоять печь, морозильная камера с замороженными полуфабрикатами, прилавки с готовой продукцией). Роспотребнадзор считает, что такая деятельность относится к производству. Но мы не будем производить, отсутствует процесс производства как таковой, отсутствует сырьевая составляющая, будет осуществляться продажа доготовленной продукции с маркировкой производителя. Является ли деятельность булочной-пекарни по продаже доготовленного хлеба из полуфабрикатов высокой степени готовности производством, или розничной торговлей, или услугами общественного питания? Какая система налогообложения применяется при продаже хлеба через булочную-пекарню с наличием столиков для посетителей и без столиков при продаже продукции на вынос (налоговики трактую реализацию хлеба через торговые точки с местами, оборудованными столиками для посетителей и без таковых как деятельность по оказанию услуг общественного питания)? Относится ли такая продукция к продукции собственного производства? И какие требования предъявляет СЭС для помещений булочных-пекарен по продаже хлеба (разогретого, допеченного в печке), расположенных в жилых домах?
Как оформить документально пекарню как розничную торговлю?
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
ОКВЭД для производства хлебобулочных изделий
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, производящим хлебобулочные и мучные кондитерские изделия нужно подобрать кодировки ОКВЭД из действующей версии справочника. Приготовление хлеба, булок, тортов, пирожных, пирожков фиксируется в налоговых органах, как и любая другая деятельность.
Булочные, пекарни, кондитерские предприятия зачастую относятся к обрабатывающим производствам, даже при реализации мучных продуктов в розницу. Кодировки (основная и дополнительная) подбираются при подаче заявки на открытие бизнеса.
ОКВЭД для производства хлеба и другой выпечки
Для компаний, которые реализуют хлебобулочные изделия предусмотрено значение ОКВЭД 10.7. Шифр включен в Раздел C — Обрабатывающие производства, включающие переработку материалов для получения новой продукции.
При регистрации организации или ИП в заявление вносятся кодировки от 4-х знаков, рассмотрим основные группы:
Каждая из групп содержит несколько подгрупп. Все кодировки указаны с расшифровкой, в последовательном порядке. Это упрощает поиск шифров.
Основной шифр определяет режим налогообложения для сферы деятельности. Классификатор применяется для сбора статистики и анализа того, сколько предпринимателей занимается приготовлением выпечки в России.
При производстве хлеба и мучных продуктов рекомендуется выбирать пятизначные коды ОКВЭД. Так получится более точно описать деятельность организации и избежать проблем при проверке со стороны налоговых органов.
Пекарня — как выбрать конкретное направление и открыть хлебобулочный цех?
Сфера HoReCa предлагает несколько заведений общественного питания, и начинающему предпринимателю бывает трудно определиться с тем, что именно открывать.
Пекарня — один из наиболее доходных и при этом простых в развитии вариантов.
Это обусловлено, в основном, двумя причинами: во-первых, такое заведение специализируется на изготовлении и продаже хлеба, а хлеб — самый востребованный продукт питания, без которого нельзя обойтись.
И во-вторых, булочки, пирожные и прочая сдоба, предлагаемая пекарней помимо обычных батонов и буханок, считаются «десертными» продуктами — а значит, также пользуются особой популярностью у покупателей.
Компания КЛЁН работает в сфере общественного питания уже более двадцати лет, и за это время успела «с нуля» проработать стратегию развития для десятков ресторанов, пекарен, баров и кафе. Поэтому специалисты компании готовы поделиться небольшой инструкцией, заключающей в себе основные моменты, которые нужно знать начинающему бизнесмену при открытии пекарни.
Разновидности пекарных производств
Прежде всего нужно определиться со специализацией пекарни, поскольку таких существует далеко не одна. Перечислим основные разновидности:
Булочная. Такая пекарня занимается как производством хлебобулочных изделий, так и «доготовкой» — иначе говоря, закупает у поставщиков замороженное тесто и приводит его в готовый вид на собственном производстве;
Мини-пекарня. Работает за счет покупных полуфабриктов, приготовляемых на месте, в формате «take away»;
Пекарня внутри магазина или ресторана. Такая небольшая пекарня, открытая прямо в магазине или ресторане, всегда обеспечивает посетителей свежайшей выпечкой и становится прибыльным источником дополнительного дохода. Кроме того, качественную продукцию можно реализовать и на стороне под своим брендом — и таким образом, расширить собственное дело;
Кафе-пекарня. Заведение такого типа предлагает не только свежую выпечку, но и напитки к ней, десерты, бутерброды;
Пекарня кондитерская. Данный вид пекарни специализируется именно на кондитерской выпечке — в ее ассортименте можно найти всевозможные вафли, торты, пирожные и кексы, а также предлагаемый к ним свежий кофе и чай.
Европейская пекарня. Это пекарня «широкого профиля» — здесь покупатель может приобрести как обычный свежий хлеб, так и всевозможные булочки, батоны, кренделя и прочие изделия, сделанные по европейским рецептам.
Несмотря на довольно узкую специализацию, пекарня действительно может стать очень доходным предприятием. Времена, когда спросом у покупателей пользовался исключительно хлеб, давно отошли в прошлое — российский клиент уже успел оценить вкус и пользу свежих хлебобулочных изделий.
Ассортимент пекарни — зависит от того, для кого она создается
Выбирать для себя разновидность пекарни логично, исходя из желаемой целевой аудитории. В частности, пекарня может быть как «элитной», с более высокими ценами, так и рассчитанной на средний класс — и соответственно, с более простым и экономичным ассортиментом. Если заведение рассчитано в основном на средний класс покупателей, на людей с небольшим доходом, семьи с детьми, студентов, то имеет смысл остановить свой выбор на булочной, или пекарне-кафе — она будет по карману каждому.
Если же вы планируете покорять клиентов именно пекарными изысками, то логичнее будет открыть пекарню европейского типа, или, как еще ее называют, «буланжери». Настоящие ценители несомненно оценят качество изделий и тщательно выполненную рецептуру, а ограниченный поток покупателей компенсируется за счет более высоких цен на продукцию.
Пекарня: где и как ее расположить?
Выбор расположения для пекарни напрямую зависит от того, какую категорию клиентов вы хотите привлечь. Впрочем, можно поступить и ровно наоборот — сначала выбрать хорошее помещение в понравившемся районе, а потом уже, изучив и проанализировав окрестности, предложить местным жителям именно такое пекарное заведение, которое будет пользоваться популярностью.
Пекарни, работающие в режиме «на вынос», лучше всего располагать рядом со станциями метро, остановками наземного транспорта, неподалеку от бизнес-центров и парковок. Возвращаясь домой после работы или выйдя из офиса в обеденный перерыв, люди часто поддаются искушению купить что-нибудь вкусненькое. И если ваша пекарня попадется им на глаза, они легко могут стать ее постоянными посетителями.
Пекарня «элит-класса», предлагающая самую разнообразную европейскую выпечку по довольно высоким ценам, будет пользоваться большей популярностью в более престижных районах — например, в историческом центре города или вблизи элитных жилых комплексов.
И конечно, любое пекарное заведение должно находиться в достаточно людном месте — там, где его не придется искать, а яркая вывеска сразу же зацепит взгляды множества людей.
Кроме того, важно, чтобы поблизости не было аналогичных заведений, иначе придется выдерживать жесткую конкуренцию. Если заведение, предлагающее в своем ассортименте в том числе и выпечку, все-таки находится рядом, то проследите, чтобы оно пересекалось с вами по минимуму — например, предлагало бы совсем иные виды выпечки, чем вы, то есть не разрушало бы уникальности вашего торгового предложения.
Какое понадобится оборудование для выпечки?
Что касается регистрации пекарни, как заведения, то здесь понадобятся все документы, требующиеся для открытия точки общепита — справки от пожарной службы, от санэпидемстанции, от Роспотребнадзора, от Налоговой службы.
Понадобится выбрать и форму деятельности — если вы не планируете реализовать алкоголь в своем ассортименте, лучше
предприниматели работают по упрощенной схеме налогообложения, платят меньшие штрафы, гораздо проще дела обстоят и с отчетностью.
Приобретенное в собственность или арендованное помещение понадобится отремонтировать в соответствии со своими нуждами. Скорее всего, придется заново проложить все коммуникации так, как это будет удобно для производственного цеха пекарни — подвести к нужным местам электричество и вытяжку, водопровод и канализацию. Поэтому крайне важно составить подробный технический проект до начала работ — чтобы при перепланировке помещения вы уже знали, какое оборудование будет стоять в том или ином углу, и соответственно, какие трубы или розетки к нему придется подвести.
Что касается оборудования для кондитерской, его набор зависит от типа вашего заведения.
К примеру, пекарня, работающая по принципу «доготовки» и реализующая полуфабрикатный товар, вполне может обойтись элементарным холодильным оборудованием для хранения заготовок, тепловым — для их обработки и, конечно, торговыми витринами, стеллажами, полками.
А вот если пекарня планирует производить свою собственную продукцию, то обязательно понадобятся тестомесильные машины, мукопросеиватель, тестораскаточное оборудование. Учитывайте также и то, будет ли пекарня предлагать исключительно выпечку, или в комплекте к ней пойдут десерты и напитки — для их создания также понадобится соответствующая кухонная техника.
Важный элемент дизайна пекарни — запоминающийся логотип
Дизайн и размеры пекарни также зависят от того, работает ли она в режиме «на вынос» или имеет при себе зал для клиентов. Понятно, что во втором случае помещение понадобится побольше — кроме того, придется потратиться и на уютное и стильное оформление зала и мебель. А вот для пекарни на вынос вполне достаточно небольшого помещения, где поместятся витрины и прилавок с кассой.
В любом случае, большое внимание нужно будет уделить названию, логотипу и рекламной кампании заведения.
Это «лицо» пекарни — то, что клиент видит и запоминает прежде всего. От вывески и внешнего оформления входа и фасада зависит, захочет ли человек зайти внутрь Вашей пекарни. Название и логотип должны быть броскими, желательно — краткими и понятными, максимально передавать суть Вашей деятельности.
От типа пекарни зависит также и штат сотрудников. Если пекарня работает на полном производстве, то главными работниками в ней будут, конечно же, пекари — не меньше двух человек на одну смену. Кроме того, в обязательном порядке потребуется технолог, продавцы, которые будут отпускать товар, бухгалтер и обслуживающий персонал.
Бизнес план запуска пекарни
Описание бизнеса
Суть бизнеса: продажа напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий с производством на месте. Выпекание тортов — на заказ.
Клиенты: покупатели в возрасте от 12 до 55 лет — местные жители, прохожие, работники соседних бизнес-центров, студенты, семьи с детьми.
Повод зайти: взять перекус на обеденный перерыв, зайти после работы за хлебом, заказать торт на праздник.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. По санитарным нормам площадь помещения — минимум 40 м². Должны быть подведены вода и вентиляция.
Рекомендуемая площадь: 90 м².
Аренда + коммунальные расходы: 194 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Вентиляционная система | 480 000 ₽ |
Морозилка и холодильник | 50 000 ₽ |
Кондиционер и вытяжка | 138 000 ₽ |
Прилавок, стеллажи, витрины | 102 000 ₽ |
Столы и стулья | 68 000 ₽ |
Тестораскаточная машина | 35 000 ₽ |
Печи (ротационная и конвекционная) | 470 000 ₽ |
Тестомес | 57 000 ₽ |
Весы | 8000 ₽ |
Мукопросеиватель | 30 000 ₽ |
Электрическая плита | 77 000 ₽ |
Посудомоечная машина | 63 000 ₽ |
Компьютер и кассовое оборудование | 100 000 ₽ |
Кухонный инвентарь | 50 000 ₽ |
1 728 000 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Два продавца — необходимый минимум для работы посменно. Чтобы сэкономить, можно нанять студентов — законченное высшее образование продавцам не требуется.
Два пекаря — тоже посменная работа.
Помощник пекаря будет на подхвате, чтобы пекари успевали пополнять ассортимент.
Уборщица поддерживает чистоту в зале.
Администратор будет следить за порядком в кафе: работой продавцов и пекарей, закупками.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Найти и трудоустроить
Администратор | 54 000 ₽ |
Продавец-кассир, 2 ставки | 110 000 ₽ |
Пекарь, 2 ставки | 125 000 ₽ |
Помощник пекаря | 48 000 ₽ |
Уборщица на полставки | 24 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
369 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
Финансовый план
Закупка
Чтобы было из чего готовить, нужно закупить продукты. Запасы должны учитывать срок годности скоропортящихся продуктов — это санитарно-эпидемиологические правила. Максимальный срок — 3 дня, посчитали закупку на эти дни.
В первое время после запуска производство не будет работать на полную мощность, потому что клиентов будет мало.
Основные продукты
225 000 ₽
Вес готовой продукции получается на 30–50% больше веса израсходованной муки.