к какой сфере относится общественное питание
К какой сфере относится общественное питание
4. Классификация предприятий общественного питания
4.1. Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
— предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
— предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
— предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);
— предприятия выездного обслуживания;
— предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.
4.2. Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы:
— ассортимент реализуемых кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их разнообразие и сложность изготовления;
— техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.);
— методы и формы обслуживания;
— время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги);
— профессиональную подготовку и уровень квалификации персонала;
— условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этику персонала, эстетику оформления, интерьер и т.д.).
— по интересам потребителей (клубный бар, спорт-бар).
4.6. Прочие предприятия общественного питания на классы не подразделяют.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово «экспресс» или «бистро».
4.10.1. Предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
Предприятия быстрого обслуживания различают:
На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.
Потребление продукции общественного питания в кафетериях осуществляется, как правило, стоя.
4.14. Предприятия общественного питания различных типов (кроме ресторанов) с вместимостью зала не более 16 мест при определении типа могут прибавлять к своему наименованию приставку «мини»: мини-кафе, мини-бар, мини-закусочная и т.д.
Магазин кулинарии различают:
Классификация видов предприятий общественного питания
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Чтобы рассматривать вопросы организации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих услуги общественного питания, необходимо четко представлять, что подразумевается под такими понятиями как «предприятие общественного питания» и «услуга общественного питания» в российском законодательстве. Для этих целей необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, введенным в действие с 1 января 2003 года.
Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»). Кроме вышеуказанного документа существует еще целый ряд государственных стандартов, позволяющих разбить предприятия общественного питания на соответствующие типы.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания — это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
— кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как:
— ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
— техническая оснащенность предприятия общественного питания;
— качество и методы обслуживания;
— виды предоставляемых услуг.
Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.
Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.
Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.
Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.
Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 – 122706.
Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.
К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;
изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:
организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.
К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
отпуск обедов на дом.
Услуги по организации досуга включают в себя:
организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.
Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.
Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.
То есть, как видим, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».
Что такое общественное питание: классификация
Все мы привыкли считать, что к общественному питанию относятся только бары, кафе и рестораны. Но, на самом деле перечень заведений и предприятий общественного питания намного больше. В этой статье мы разберемся, что такое общественное питание, какие существуют классы и какими нормативными документами они регламентируются.
Общественное питание, как отрасль народного хозяйства
Под общественным питанием (общепитом) следует понимать любое предприятие, которое предоставляет услуги питания, занимается производством и реализацией кулинарных продуктов или полуфабрикатов. Эта отрасль имеет широкую популярность во многих странах мира.
К общепиту относятся:
Заведения общественного питания могут предоставлять следующие услуги:
Все предприятия общепита классифицируют на:
В свою очередь предприятия общепита также можно разделить на:
К заготовочным предприятиям относятся все предприятия, которые производят полуфабрикаты или кондитерские изделия и поставляют их на доготовочные предприятия. Доготовочные предприятия используют эту продукцию, чтобы приготовить конечные блюда и реализовать их своим посетителям.
Предприятия полного цикла производства могут самостоятельно приготовить из сырья блюдо и предложить его своим посетителям.
При этом для развития и благополучной работы любого из заведений общепита требуется соблюдение перечня определенных требований. Нужно понимать, что деятельность общепита заключается не только в том, чтобы предоставить потребителям вкусную еду, но и гарантировать ее качество. От того, насколько качественной будет еда и соблюдение санитарно-гигиенических условий ее приготовления, зависит жизнь и здоровье людей.
Как общественное питание связано с торговлей
Любые заведения общественного питания тесно связаны между собой. Конечная цель обеих отраслей — получение прибыли. Естественно, многие торговые точки предоставляют товары не связанные с питанием, но немало и тех, кто использует продукты питание в качестве своего заработка.
Нужно помнить, что продукты питания являются незаменимым элементом для жизни человека и они всегда будут покупаться. В заведениях общепита сегодня можно найти блюда практически любой кухни мира. Такие предприятия стараются радовать своих посетителем изобилием блюд и их вкусами.
ГОСТы
В зависимости от деятельности предприятия общественного питания, оно проходит обязательную процедуру классификации и сертификации. Процедура сертификации включает много факторов, но основными из них являются квалификация персонала, условия обслуживания и ассортимент продукции.
Заведения общественного питания также обязаны обеспечить подъездной и пешеходный доступ к предприятию, благоустроить прилегающую территорию, создать условия для сохранения жизни и здоровья потребителей. Если не соблюдать все вышеуказанные требования, то организация предприятия общественного питания не состоится.
Качество продукции
Производство и реализация продуктов питания в заведениях и на предприятиях общепита должны осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и других правил. Качество блюд и продукции должно быть на самом высоком уровне. Это позволит не только избежать проблем с контролирующими организациями, но и гарантировать безопасность для здоровья покупателей и посетителей.
В зависимости от класса заведения, существуют разные стандарты, которых предприятие должно придерживаться, осуществляя свою деятельность. Залогом успеха любого заведения является соблюдение условий хранения, обработки, переработки и приготовления блюд. Чтобы сохранить первоначальные свойства продуктов и обеспечить их качество, каждый этап должен осуществляться с соблюдением установленных законом норм и правил.
Нехватка специалистов
Несмотря на то, что в нашей стране много профильных учебных заведений и различных курсов, где обучают искусству кулинарии, но нехватка квалифицированных специалистов является острой проблемой для заведений общественного питания. Конечно, приготовить вкусное блюдо, прописанное в меню, могут многие, а вот корректно составить технологические карты, рассчитать по каждому блюду таблицу жиров, белков, углеводов способны далеко не все. Конечно вопрос о количестве жиров в блюде возникает не у каждого клиента общепита, но есть люди, которые избирательны к своему рациону и им важно получить ответ на такой вопрос. Заведение общественного питания должно заботиться о наличии квалифицированного персонала, способного в полной мере удовлетворить потребности клиента.
Руководящий документ
Руководящий документ представляет собой книгу со всеми блюдами и их рецептами, которые предлагает предприятие. В сборнике прописываются все продукты, которые входят в блюдо, их изначальный вес и вес готового продукта. Здесь же указано количество отходов при тепловой и первичной обработке, а также расход сырья и температуры при которых готовится каждое блюдо.
Если блюдо будет содержать пищевые добавки или красители, то перед введением в меню, оно обязательно должно согласовываться с контролирующими органами. Для таких блюд также важно указывать противопоказания к употреблению при тех или иных заболеваниях человека.
Когда в отрасли или деятельности предприятия появляются изменения, они в обязательном порядке вносятся в руководящий документ.
Требования к приготовлению блюд
Каждое блюдо имеет свою рецептуру приготовления, в которой учитывается изначальный вес продуктов, а также его потери во время обработки и приготовления. Технологии приготовления одних блюд подразумевают, что продукты варятся в кожуре и только по готовности отделяются от нее. Другие же блюда изначально должны отделяться от кожуры и только потом вариться. Требования к приготовлению блюд зависят от конкретного вида этого самого блюда. Но, несмотря на отличия в приготовлении, условия хранения и переработки продуктов остаются одинаковыми для всех. За несоблюдение установленных норм к хранению продуктов и приготовлению блюд, на заведение общественного питания может быть наложен штраф.
Разница приготовления
Заведения общепита и предприятия, предоставляющие продукты общественного питания, специализируются на производстве или приготовлении десятков продуктов или блюд. При этом каждое блюдо имеет свою технологию приготовления, нарушение которой может привести не только к порче блюда, но и быть опасным для здоровья человека.
Понятное дело, что повара на предприятиях знают свою работу до мелочей. Но, что делать человеку, который только пришел работать на предприятие и не знает всех тонкостей приготовления того или иного блюда. Чтобы не допустить ошибок, новый сотрудник должен тщательно изучить руководящий документ, а на первых этапах работы к нему должен быть приставлен более опытный сотрудник, который сможет проконтролировать работу и помочь быстрее освоиться на новом месте.
Недопустимые ошибки
Пищевая отрасль является не менее ответственной, чем медицина. Здесь крайне важно соблюдение установленных норм и правил. Они существуют не для того, чтобы создать больше хлопот владельцу предприятия, а чтобы предотвратить недопустимые ошибки. Неправильное хранение, обработка продуктов, а также приготовление блюда может нанести непоправимый ущерб здоровью человека. Кто будет нести ответственность, если посетитель заведения получит отравление от некачественной еды? И это только один из многочисленных примеров, которые связаны с общественным питанием. Чтобы не допустить подобных ситуаций, следует заранее побеспокоиться о соблюдении всех норм и стандартов.
Выбор каждого
Сколько раз вы слышали о массовых отравлениях не только в кафе или других частных заведениях общественного питания, а в государственных — школах, детских садах? Подобная ситуация может произойти в любом общественном месте и это не является нормой. Именно поэтому существуют законы и их нужно соблюдать. Многие люди говорят о том, что стоит отдавать предпочтение еде, приготовленной дома. Но, не стоит быть такими категоричными. Вы тоже можете купить некачественный продукт или неправильно его приготовить, что придет к негативным последствиям.
К счастью большинство общепитов ответственно подходят к своей деятельности, поэтому предоставляют вкусную и качественную еду на любой вкус.
Разделение на классы
Помимо общего разделения на классы, заведения общественного питания также делятся на отдельные подклассы. Такое распределение не касается государственных предприятий или кафе. Но, к примеру рестораны делятся на подклассы:
Заключение
Общественное питание — отрасль, занимающая одну из главных ролей в современном мире. Соблюдение всех этапов приготовления блюд является важным для каждого предприятия вне зависимости от его класса и меню. Любое нарушение технологий приготовления блюд должно вести за собой наказание. Заведения общепита должны ответственно подходить к своим обязанностям и гарантировать безопасность своих блюд.
К какой сфере относится общественное питание
1. общественное питание (индустрия питания): Самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
2. кейтеринг: Деятельность предприятия общественного питания (индустрии питания), заключающаяся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания и с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания.
3. предприятие общественного питания (предприятие питания): Объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
4. степень обеспечения населения местами в предприятиях питания: Показатель, выраженный отношением фактического числа мест в предприятиях питания к расчетной численности населения, в процентах.
5. степень обеспечения населения предприятиями питания: Показатель, выраженный отношением фактического числа предприятий питания к расчетной численности населения, в процентах.
6. продукция общественного питания (индустрии питания): Совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков.
7. продукция общественного питания (индустрии питания) массового изготовления: Продукция общественного питания, изготовляемая партиями.
8. партия продукции общественного питания (индустрии питания): Определенное количество продукции общественного питания одного наименования, одной даты и смены выработки, изготовленной в одинаковых условиях на одном предприятии, в одинаковой потребительской упаковке и/или транспортной таре, и оформленное одним документом, обеспечивающим прослеживаемость партии.
9. рациональное питание: Питание потребителей, организуемое с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и установленного режима питания.
10. рацион питания: Набор рекомендуемых потребителю блюд и изделий, скомплектованных по видам приема пищи в соответствии с требованиями рационального питания или питания отдельных категорий потребителей (применяется для питания организованных, в т.ч. закрытых, коллективов).
11. суточный рацион: Рацион питания, включающий скомплектованные завтрак, обед, полдник, ужин.
12. скомплектованный обед (завтрак, полдник, ужин): Набор блюд и готовых продуктов, составленный с учетом требований рационального питания для приема пищи в обед (завтрак, полдник, ужин).
13. меню: Перечень блюд, кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков, покупных товаров, предлагаемых потребителю (гостю) в предприятии питания, с указанием, как правило, массы/объема и цены, расположенных в определенной последовательности.
14. винная карта (карта вин): Перечень алкогольной продукции, предлагаемой потребителю в предприятии питания, с указанием, как правило, массы/объема и цены. Винная карта может содержать исключительно информацию о реализуемых винах, при наличии информации о других напитках (крепких спиртных, пиве и т.д.) в меню или прейскуранте.
15. прейскурант: Перечень кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков, покупных товаров, предлагаемых потребителю в магазине (отделе) кулинарии, буфете с указанием массы/объема и цены.
16. зал предприятия общественного питания (зал обслуживания): Специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.
17. вместимость зала: Способность зала одновременно вмещать количество потребителей (гостей), выраженная числом мест, различная для одного зала в зависимости от формы обслуживания (банкет, фуршет и др.).
18. место в зале (посадочное место): Часть площади зала, оборудованная для обслуживания одного потребителя.
19. оборачиваемость мест в зале: Кратность использования мест в зале предприятия питания за определенный промежуток времени.