к какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
К сфере общественной жизни, органов здравоохранения относится.
Приведите по два примера влияния сфер общественной жизни :1)Влияние экономической сферы на духовную2)Влияние духовной сферы на экономическую3)Влияние политической сферы на социальную?
Приведите по два примера влияния сфер общественной жизни :
1)Влияние экономической сферы на духовную
2)Влияние духовной сферы на экономическую
3)Влияние политической сферы на социальную.
Что общего у Экономической сферы с Политической?
Что общего у Экономической сферы с Политической?
Что общего у Политической сферы с Духовной?
Что общего у Экономической сферы Социальной?
Что общего у Социальной сферы с Духовной?
Что общего у Экономической сферы с Духовной?
К какой сфере общественной жизни непосредственно относится научное исследование проблем влияния уровня дохода граждан на их политическую активность?
К какой сфере общественной жизни непосредственно относится научное исследование проблем влияния уровня дохода граждан на их политическую активность?
1) духовной 2) политической 3) социальной 4) экономической.
К какой сфере общественной жизни к какой сфере общественной жизни непосредственно относится научное исследование проблем влияния уровня доходов граждан на их политическую активность 1)духовной 2)полит?
К какой сфере общественной жизни к какой сфере общественной жизни непосредственно относится научное исследование проблем влияния уровня доходов граждан на их политическую активность 1)духовной 2)политической 3)социальной 4)самореализации.
Какая из четырех сфер(социальная, духовная, политическая, экономическая) общественной жизни, является самой важной?
Какая из четырех сфер(социальная, духовная, политическая, экономическая) общественной жизни, является самой важной?
Приведите по два примера взаимодействия общественных сфер жизни : а) социальной и духовной б) экономической и политической?
Приведите по два примера взаимодействия общественных сфер жизни : а) социальной и духовной б) экономической и политической.
К какой сфере общественной жизни относится демонстрация по телевидению художественных фильмов?
К какой сфере общественной жизни относится демонстрация по телевидению художественных фильмов?
1)политической 2)социальной 3)духовной 4)экономической.
Описать сферы жизни общества : Экономическая) Политическая) Социальная) Духовная) Заранее большое спасибо?
Описать сферы жизни общества : Экономическая) Политическая) Социальная) Духовная) Заранее большое спасибо.
Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни?
Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
Тестовая работа «Итоговая контрольная работа по обществознанию»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс
А1. В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определённые границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4)политическую организацию государства
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) сотрудников одной фирмы
2) первобытное общество
3) учащихся одной школы
4) всё население планеты Земля
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) физическая активность
2) наличие инстинктов
4) наличие разнообразных ощущений
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) приспособление к природным условиям
2) целенаправленная деятельность
3) способность создавать орудия труда
4) развитая членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
1) производителя товара и его покупателя
2) учителя и ученика
3) глав соседних государств
4) правонарушителя и адвоката
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
1) милитаризации современного мира
2) деградации современного общества
3) глобализации современного общества
4) дезинтеграции современного мира
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) рост народонаселения планеты
2) кризис перепроизводства
3) научно-технический прогресс
4) переход к постиндустриальному обществу
А14. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция
2) физическое и психическое здоровье
3) свойства темперамента
4) особенности внешности
А15. К формам чувственного познания относится
А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
В5. Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
C 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный на бор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется че рез систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального ста туса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? При ведите свой пример, подтверждающий это положение.
С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ арг ументируйте.
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обосн ование своей позиции.
Итоговый тест с ответами по обществознанию для 8 класса
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать:
а) конкретный этап в развитии народа +
б) часть материального мира
в) территорию, имеющую четкие границы
2. В широком смысле слова под обществом надо понимать:
а) всех жителей какого-либо города
б) совокупность форм объединения людей +
в) группу любителей почтовых марок
3. Верны ли следующие суждения об обществе:
1. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
2. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
г) нет верного ответа
4. Человека от животного отличает:
а) способность мыслить +
б) наличие инстинктов
в) наличие мозга
5. Что свойственно человеку и животному:
а) наличие развитого мозга
б) целенаправленная деятельность
в) наличие инстинктов и рефлексов +
6. Что из перечисленного относится к политической сфере общества:
а) продажа акций завода
б) съезд партии +
в) выплата пенсий
7. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между:
а) молодым человеком и инвалидом в метро
б) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
в) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером +
8. Какая тенденция является основой в развитии современного общества:
а) глобализация +
б) деградация
в) милитаризация
9. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества:
а) глобализация мировой экономики
б) переход к постиндустриальному обществу
в) исчезновение биологических видов +
10. Начальным элементом процесса познания является:
а) умозаключение
б) ощущение +
в) суждение
11. К объектам материальной культуры относятся:
а) книги +
б) традиции
в) церемонии
12. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь:
а) об элитарной культуре
б) о народной культуре +
в) о массовой культуре
13. Категории «добро» и «зло» относятся к:
а) морали +
б) религии
в) образованию
14. Человека от животного отличает:
а) приспособляемость к окружающим условиям
б) способность к воспроизводству
в) наличие сознания +
15. Что свойственно и человеку и животному:
а) наличие инстинктов и рефлексов +
б) наличие членораздельной речи
в) целенаправленная деятельность
16. Что понимают под обществом:
а) политическую организацию государства
б) социальную организацию страны +
в) территорию, имеющую определённые границы
17. Что свойственно и человеку и животному:
а) целенаправленная деятельность
б) развитая членораздельная речь
в) приспособление к природным условиям +
18. Что мы отнесем к объектам нематериальной культуры:
а) орудия труда
б) язык +
в) жилые дома
19. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества:
а) государство, армия
б) племена, народности
в) религия, культура +
20. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку:
а) мужчины
б) инженеры +
в) пассажиры
21. Что мы называем глобальными проблемами человечества:
а) затрагивающие жизненно важные интересы человечества +
б) характеризующие нравственное совершенствование общества
в) сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни
22. К какой области относится выражение «муки совести»:
а) праву
б) морали +
в) религии
23. Назовите признак, который характеризует человека как личность:
а) физическое и психическое здоровье
б) свойства темперамента
в) активная жизненная позиция +
24. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества:
а) учителя и ученика
б) производителя товара и его покупателя +
в) другие государства
25. Что отличает семью как малую группу:
а) профессиональный рост
б) выполнение общественных функций
в) общность быта +
26. Можно ли в России заключить брак раньше 18-ти лет:
а) если есть разрешение родителей
б) да, если будущая супруга беременна или родила +
в) нет
27. С какого момента человеку принадлежат его права:
а) с рождения +
б) с совершеннолетия
в) после окончания вуза
28. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения:
а) экономической
б) духовной
в) социальной +
29. Что из перечисленного мы можем отнести к экономической сфере жизни общества:
а) рост курса рубля +
б) национальные взаимоотношения
в) корпоративная вечеринка
30. Разрешает правовые споры от имени государства:
а) полиция
б) судья +
в) прокурор
Тест. Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс Вариант 2
Список вопросов теста
Вопрос 1
В узком смысле слова под обществом следует понимать
Варианты ответов
Вопрос 2
В широком смысле под обществом надо понимать
Варианты ответов
Вопрос 3
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
Варианты ответов
Вопрос 4
Человека от животного отличает
Варианты ответов
Вопрос 5
Что свойственно и человеку и животному?
Варианты ответов
Вопрос 6
Верны ли следующие суждения о природе?
А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
Варианты ответов
Вопрос 7
К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
Варианты ответов
Вопрос 8
Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
Варианты ответов
Вопрос 9
Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
Варианты ответов
Вопрос 10
Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
Варианты ответов
Вопрос 11
Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
Варианты ответов
Вопрос 12
Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
Варианты ответов
Вопрос 13
Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
Варианты ответов
Вопрос 14
Какой признак характеризует человека как личность?
Варианты ответов
Вопрос 15
К формам чувственного познания относится
Варианты ответов
Вопрос 16
К объектам нематериальной культуры можно отнести
Варианты ответов
Вопрос 17
Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
Варианты ответов
Вопрос 18
Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
Варианты ответов
Вопрос 19
Выражение «муки совести» относится к области
Варианты ответов
Вопрос 20
Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
Варианты ответов
Вопрос 21
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни
Варианты ответов
Вопрос 22
В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы
Варианты ответов
Вопрос 23
Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и укажите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
Варианты ответов
Вопрос 24
Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.