к какой республике относится россия
Республика (Россия)
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. [1] В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, в них проживает 16,9 % населения страны.
Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.
Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.
Содержание
История
Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.
Преобразование из АССР в республики происходило одновременно с «парадом суверенитетов» союзных республик. В принимаемых в ходе этого «парада суверенитетов» государственными органами власти республик документах республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава Российской Федерации, как правило, не ставился.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Признание … за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации …
Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [2]
Список
Национальный состав российских республик
народ | титульный (%) | русские (%) | другие (%) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
республика | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. [3] | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. | в 1979 г. | в 1989 г. | в 2002 г. | в 2010 г. |
Адыгея | 21,3 | ▲ 22,1 | ▲ 24,1 | ▲ 25,2 | 70,8 | ▼ 68,0 | ▼ 64,4 | ▼ 63,6 | ||||
Алтай | ▲ 29,1 | ▲ 31,0 | ▲ 33,4 | ▲ 33,9 | ▲ 63,3 | ▼ 60,4 | ▼ 57,4 | ▼ 56,6 | 5,6 | ▲ 5,9 [4] | ▲ 6,2 | |
Башкортостан | 24,3 | ▼ 21,9 | ▲ 29,7 | ▼ 29,5 | 40,3 | ▼ 39,2 | ▼ 36,3 | ▼ 36,1 | 24,5 | ▲ 28,4 | ▼ 24,1 [5] | ▲ 25,4 |
Бурятия | ▲ 23,0 | ▲ 24,0 | ▲ 27,8 | ▲ 30 | ▼ 72,1 | ▼ 69,9 | ▼ 67,8 | ▼ 66,1 | ||||
Дагестан | 86,0 | 11,0 | ▼ 9,2 | ▼ 4,6 | ▼ 3,6 | |||||||
Ингушетия | ▼ 11,7 | ▲ 12,9 | ▲ 77,2 | ▲ 94,1 | ▼ 31,7 | ▼ 23,1 | ▼ 1,1 | ▼ 0,8 | ||||
Кабардино-Балкария | 45,6 | ▲ 52,2 | ▲ 55,3 | ▲ 57,2 | 35,1 | ▼ 31,9 | ▼ 25,1 | ▼ 22,5 | 9,0 | ▲ 9,4 | ▲ 11,6 | ▲ 12,7 |
Калмыкия | ▲ 41,4 | ▲ 45,3 | ▲ 53,3 | ▲ 57,4 | ▼ 42,7 | ▼ 37,6 | ▼ 33,5 | ▼ 30,2 | ||||
Карачаево-Черкесия | 29,7 | ▲ 31,2 | ▲ 38,5 | ▲ 41 | 45,0 | ▼ 42,4 | ▼ 33,6 | ▼ 31,6 | 9,3 | ▲ 9,7 | ▲ 11,2 | ▲ 11,9 |
Карелия | ▼ 11,1 | ▼ 10,0 | ▼ 9,2 | ▼ 7,4 | ▲ 71,3 | ▲ 73,6 | ▲ 76,6 | ▲ 82,2 | ||||
Коми | ▼ 25,3 | ▼ 23,3 | ▲ 25,1 | ▼ 23,7 | ▲ 56,7 | ▲ 57,7 | ▲ 59,5 | ▲ 65,1 | ||||
Марий Эл | ▼ 43,6 | ▼ 43,3 | ▼ 42,8 | ▲ 43,9 | ▼ 47,6 | ▼ 47,4 | ▬ 47,4 | ▬ 47,4 | ||||
Мордовия | ▼ 34,2 | ▼ 32,5 | ▼ 31,9 | ▲ 40 | ▲ 59,7 | ▲ 60,8 | ▬ 60,8 | ▼ 53,4 | ||||
Саха | ▲ 36,9 | ▼ 33,4 | ▲ 45,5 | ▲ 49,9 | ▲ 50,5 | ▼ 50,3 | ▼ 41,1 | ▼ 37,8 | ||||
Северная Осетия | ▲ 50,5 | ▲ 52,9 | ▲ 62,7 | ▲ 65,1 | ▼ 34,0 | ▼ 29,9 | ▼ 23,1 | ▼ 20,8 | ||||
Татарстан | ▼ 47,7 | ▲ 48,4 | ▲ 52,9 | ▲ 53,2 | ▲ 44,0 | ▼ 43,2 | ▼ 39,4 | ▲ 39,7 | ||||
Тыва | ▲ 60,4 | ▲ 64,3 | ▲ 77,0 | ▲ 82 | ▼ 36,2 | ▼ 32,0 | ▼ 20,1 | ▼ 16,3 | ||||
Удмуртская Республика | ▼ 32,2 | ▼ 30,9 | ▼ 29,3 | ▼ 28 | ▲ 58,3 | ▲ 58,9 | ▲ 60,1 | ▲ 62,2 | ||||
Хакасия | ▼ 11,4 | ▼ 11,1 | ▲ 11,9 | ▲ 12,1 | ▲ 79,5 | ▼ 79,4 | ▲ 80,2 | ▲ 81,7 | ||||
Чечня | 52,9 | ▲ 57,8 | ▲ 93,4 | ▲ 95,3 | 31,7 | ▼ 23,1 | ▼ 3,6 | ▼ 1,9 | ||||
Чувашия | ▼ 68,4 | ▼ 67,7 | ▼ 67,6 | ▲ 67,7 | ▲ 26,0 | ▼ 26,6 | ▼ 26,5 | ▲ 26,9 |
Примечание: В столбце «Другие» указаны народы, являющиеся вторыми по численности коренными народами в двусоставных республиках.
Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР
Что такое республика. Суть республиканской формы правления
Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.
Президентская республика. Признаки и примеры
Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.
Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.
Признаки президентской республики:
Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).
Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.
Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.
Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
Признаки парламентской республики:
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.
Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.
Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Что такое теократическая республика
Какая республика в России? Форма правления в РФ
Конституция РФ. Статья 1
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.
Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
В составе России насчитывается 22 республики:
Республики, входящие в состав России
Российская Федерация включает в себя 22 республики. Они охватывают приблизительно 30% всей площади страны. Жители республик занимают 6-ю часть всего населения государства. Последней, недавно образовавшейся республикой стал Крым. Именно он является самым дотационным российским регионом с момента своего присоединения к РФ.
Что такое республика и ее история
Республика – это государственное образование, которое не наделено статусом суверенитета, но имеет право на установление собственного государственного языка, конституцию, республиканскую символику. Могут иметь в определённой степени политическую и экономическую самостоятельность.
Зачастую отражают свои культурные, исторические и социальные особенности. Республика не имеет право противоречить федеральным законам и положениям, нарушать целостность страны или выйти из её состава.
Первые республики сформировались после революции, которая произошла в 1917 году. В основном они были самостоятельными субъектами, но некоторые являлись частями краев и регионов. Конституция, утвердившаяся в 1936 году, значительно сократила количество формирований автономных республик. Часть субъектов отделилась от РСФСР, но осталась самостоятельной в рамках Советского Союза.
Были автономные единицы и у других республик СССР.
Последней сформировавшейся республикой стала Тувинская (1961 год). Затем, до 1990 года, количество республик в Союзе оставалось неизменным.
Далее наступил «парад суверенитетов» (1988-1991 гг.). Многие республики заявили о своей независимости. Большинство из них приобрели самостоятельность. Преобразовались в республики Хакасская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Горно-Алтайская области. Ингушетия и Чечня разделились, образуя в прошлом единую республику.
Несмотря на приобретенный статус суверенности многими республиками, о полной независимости и отделении от территории РФ речь не идёт. Хоть и в Конституции РФ республики именуются государствами, они не владеют государственным суверенитетом.
Суверенитетом не могут быть наделены субъекты, являющиеся частью РФ. Его носитель – только многонациональный народ страны, а соответственно только само государство. Суверенитет не может быть нескольких уровней, например, на уровне субъекта и самой страны.
Республики РФ
До 2014 года в России насчитывалась 21 республика. После воссоединения с Крымом их стало 22. Все субъекты равноправны, могут утверждать официально второй язык и собственную республиканскую символику.
Своим статусом республики закрепляют целостность территорий. Могут иметь особенности в экономике и политике. В то же время правила, законы, деятельность республики не могут противоречить законодательству РФ.
Перечень республик
Республики России расположены в пяти федеральных округах. У всех них разные культуры, размеры территорий, истории. Но каждый такой субъект имеет одинаковые права, свободы и обязанности. Большинство из них появилось еще при СССР.
Республики | Столицы | Языки (помимо русского) |
Адыгея | Майкоп | адыгейский |
Алтай | Горно-Алтайск | алтайский |
Башкортостан | Уфа | башкирский |
Бурятия | Улан-Удэ | бурятский |
Дагестан | Махачкала | аварский, агульский, даргинский, чеченский, табасаранский, азербайджанский и другие |
Ингушетия | Магас | ингушский |
Кабардино-Балкария | Нальчик | балкарский, кабардинский |
Калмыкия | Элиста | калмыцкий |
Карачаево-Черкесия | Черкесск | карачаевский, черкесский, ногайский, абазинский |
Карелия | Петрозаводск | карельский |
Коми | Сыктывкар | коми |
Марий Эл | Йошкар-Ола | марийский |
Мордовия | Саранск | мордовский |
Саха (Якутия) | Якутск | якутский |
Северная Осетия-Алания | Владикавказ | осетинский |
Татарстан | Казань | татарский |
Тыва | Кызыл | тувинский |
Удмуртия | Ижевск | удмуртский |
Хакасия | Абакан | хакасский |
Чечня | Грозный | чеченский |
Чувашия | Чебоксары | чувашский |
Крым | Симферополь | крымско-татарский, украинский |
Каждый субъект огромен по своей значимости для России.
Якутия охватывает 1/6 часть (более 3 млн. км 2 ) от всей территории РФ. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что примерно 40% её площади находится за полярным кругом. Малонаселенная местность по причине климатических особенностей региона, менее миллиона человек проживают в республике.
Но в экономическом плане Якутия входит в десятку самых богатых территорий страны (занимает 9-е место). Огромное количество полезных ископаемых позволяют республике благополучно существовать, независимо от уровня федерального финансирования. Граждане, проживающие в Якутии, получают высокие доходы.
Кстати, регулярно здесь находят останки мамонтов.
Самой бедной республикой считается Дагестан. Здесь слабо развита промышленность, скудные источники полезных ископаемых, земля не особо урожайная и подходящая для земледелия.
Алтай считается второй Швейцарией. Здесь очень красивая, богатая природа, большое культурное наследие, хорошо развита туристическая отрасль. Башкортостан, а точнее город Уфа, – самый большой центр по нефтепереработке. Также в республике много санаториев, баз отдыха, лечебниц.
Здешняя природа располагает к отдыху и лечению. Много заповедников, лесных территорий. Леса занимают 40% площади Башкортостана. В Уфе находится муфтия Духовного управления российских мусульман и верующих из некоторых стран СНГ.
Карелия – один из главных туристических центров страны. Здесь шикарная природа, много интересных памятников. Отлично идет рыбалка и охота. Незабываемой красоты Белое море, озёра и реки. Кроме туристической отрасли Карелия известная эффективно работающей промышленностью – бумажное и деревообрабатывающее направления, производство строительных материалов, лесная и горнодобывающая отрасли.
Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. Большая часть населения выступила за возвращение к русским корням. С тех пор Крымская республика является субъектом РФ и её главным туристическим центром.
После воссоединения с Россией в Крыму установили новую Конституцию, новые органы власти, республиканскую символику. Сейчас Крым является самым дотационным регионом РФ, финансирование происходит на уровне десятков млрд. рублей ежегодно.
Правовой статус
Все республики в составе РФ должны соответствовать определённым требованиям, чтобы иметь право на республиканский статус. Республика должна иметь территорию с документально обозначенными границами, которые запрещено менять без согласования всех сторон. Изменение границ возможно только на основании взаимного согласия государства и республики.
В каждом субъекте имеются свои суды, прокуратура, законодательство, местное правительство. Все органы республиканской власти подчиняются федеральному уровню, так как республика является составляющей государства.
Любые взаимодействия, отношения между субъектами и государственным центром регулируются (помимо других способов) двухсторонними договорами, где должны быть расписаны все разграничения прав и обязательств.
Республика президентская или все-таки смешанная… По следам отдельных высказываний Президента в послании Федеральному собранию
На 15.01.2019г. пришлось слишком много событий: сначала не привычное по времени послание Президента ФС, потом встреча Премьера и Президента и, наконец, в качестве апофеоза – как гром среди ясного неба – добровольная отставка Правительства в соответствии с ч. 1 ст.117 Конституции. Чуть позднее в тот же вечер стало известно о новом, весьма неожиданном, кандидате в Премьеры (теперь уже Премьере) Михаиле Мишустине, но на фоне случившегося ранее это событие можно было воспринять гораздо спокойнее, тем более в контексте операции «технический премьер».
Среди прочего в послании господин Президент заявил:
«При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать ещё один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти».
Президент в очередной раз заявил, что Россия – президентская республика, причем «сильная», такой она и должна оставаться. Этот тезис достаточно типичен для нашего информационного пространства, высказываний высокопоставленных (и не очень) лиц и обыденного правосознания: поскольку исторически в России глава государства (неважно – монарх или президент) – это «наше все», разумеется, при республиканской форме государственного устроения республика может быть только президентской.
К сожалению, эта мысль повторяется вновь и вновь; в очередной раз она прозвучала из уст первого лица государства, как бы легитимировав обоснованность заявлений о президентской форме нашей республики. Более того, из Послания следует, что эта идея была сделана одним из факторов конституционных преобразований («Россия – республика президентская, такой она и должна оставаться»).
Президент единолично контролирует Администрацию: он может по своему усмотрению смещать ее членов, Конгресс лишь выражает согласие на их назначение (но не назначает их). Как сказано в Конституции США (абз. 2 отдела 2 ст. II Конституции США), Президент
«имеет право, по совещании и с согласия сената, заключать трактаты, если две трети сенаторов одобрят их; назначать послов, уполномоченных консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых не сделано постановлений, и должности которых установлены законом; но конгресс может, по своему усмотрению, предоставить назначение таких низших должностных лиц одному президенту, или судам и начальникам отделов».
Однако, возвращаясь к США, главное в контроле Президента над Администрацией все-таки заключается в том, что Конгресс не имеет полномочия выразить Администрации (такого самостоятельного органа нет вовсе) и его отдельным членам вотум недоверия, так же как и Администрация, ее члены не могут поставить перед Конгрессом вопрос о доверии к ней (ним). Доверие/недоверие к Администрации – прерогатива Президента США.
Несмотря на, можно сказать, полный контроль Президента над Правительством, ГД целиком не устранена от воздействия на него. Помимо согласия (в ближайшем будущем – утверждения) ГД, которое требуется Президенту для назначения Премьера, ГД уполномочена вотировать недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117) и отказать Правительству в доверии (ч. 4 ст. 117), когда само Правительство поставит этот вопрос перед ГД.
Таким образом, в отличие от Президентской республики в Российской Федерации контроль над Правительством разделен между Президентом и ГД. Разумеется, речь идет о юридической стороне вопроса, о реальном (политическом) раскладе сил говорить не вполне уместно, поскольку в этом контексте любые рассуждения о влиянии ГД на Правительство становятся беспочвенными.
Если перейти к парламентской республике, то вполне понятно, что разделенного контроля над правительством в ней нет, правительство формируется и контролируется парламентом и подотчетно только ему. Поэтому когда Президент в Послании утверждает, что Россия должна оставаться «сильной президентской республикой» и вместе с тем предлагает уполномочить ГД утверждать Премьера, то есть принимать решение, без которого сам Президент не сможет его назначить на должность, – это шаг в сторону парламентарного государственного строя, от которого сам Президент и предостерегает, так как при Россия «стабильно существовать и развивать» при нем не сможет. Правда при сохранении неприкосновенности ч. 4 ст. 111 замена слова «согласия» на слово «утверждение» в ч. 1 ст. 111 не повлияет (совсем) на перераспределение полномочий по формированию Правительства и изменение «баланса» ветвей государства.
Таким образом, в доктрине достаточно определенно зафиксированы признаки форм республики, они воспроизводятся в конституционной практике многих государств. Однако можно ли сказать, что традиционные для нашего публичного пространства высказывания о президентском характере нашей республики беспочвенны и являются скорее данью установившейся централизации политической системы? То есть имеются ли для них предпосылки в самой Конституции?
И именно при анализе этого вопроса обнаруживаются как раз те положения, которые действительно позволяют зафиксировать доминирование Президента Российской Федерации в государственном устройстве, на это указывают, как минимум, две конституционные нормы:
Как представляется, именно ч. 4 ст. 111 и чч. 3, 4 ст. 117 являются фундаментальными в плане определения формы нашего государственного строя – последнее решение в споре между Правительством (де-факто – Президентом) и ГД будет принимать Президент. Ни одна из этих норм не предполагается к пересмотру. Это означает только: анонсированный «бОльший баланс» между ветвями государства – нереализуeмое пожелание, если, конечно, он изначально не был лукавством перед камерами.