к какой расе относятся татары и башкиры
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов 🕔 1 мин.
Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков.
Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Антропологические различия
В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:
Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.
Башкирская семья (Семья М. Рахимова)
Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:
А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.
Национальная одежда
Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.
Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.
Языковые различия
Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.
Отличия в лексиконе
Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова кошка, далеко, нос, мать.
Различия в фонетике
В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.
Вывод
Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов 🕔 1 мин.
Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков.
Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Антропологические различия
В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:
Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.
Башкирская семья (Семья М. Рахимова)
Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:
А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.
Национальная одежда
Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.
Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.
Языковые различия
Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.
Отличия в лексиконе
Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова кошка, далеко, нос, мать.
Различия в фонетике
В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.
Вывод
Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Татары и башкиры
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков.
Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Антропологические различия
В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:
Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.
Башкирская семья (Семья М. Рахимова)
Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:
А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.
Национальная одежда
Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.
Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.
Языковые различия
Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.
Отличия в лексиконе
Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.
Различия в фонетике
В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.
Вывод
Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.
Подтверждение
Трисс*
это я взяла из личной практики) т.к. живу я в казахстане и могу сравнивать традиции, обычаи, устои и религию татаров и тех же самых казахов, по идее они не многим отличаются между собой.
skolkare
спасибо, ваш ответ больше всего меня устроил) хотя в википедии уже тоже поковырялась)
Трисс*
можете не объяснять: каждый день различия перед глазами вижу, хе-хе.
это я взяла из личной практики) т.к. живу я в казахстане и могу сравнивать традиции, обычаи, устои и религию татаров и тех же самых казахов, по идее они не многим отличаются между собой.
Трисс*
понимаю, поэтому и задаю здесь этот вопрос.
просто дома не прекращается спор о том, кто же мы больше, азиаты или европейцы, исходя и из внешности, и из традиционных проявлений)
Mattamy
простите но Чингисхан и татаро-монголы не имеют никакого отношения к татарам тем, что живут в Татарстане. откуда к монголам взялась приписка «татары» выясняют по сей день.
Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар). Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией» (Википедия), и еще:
Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.
Ильдар Габдрафиков: «Человек может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность»
Уфимский этнополитолог — о башкирских татарах, двойственной национальной идентичности и сомнительных играх политиков
Недавняя инициатива Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) присоединить часть Башкирии к Татарстану вызвала неоднозначную реакцию даже среди татарского населения. При этом организация требует «придать статус государственного татарскому языку в Республике Башкортостан». В последнее время из уст татарских общественников звучали и другие спорные идеи относительно соплеменников, живущих в соседних регионах. Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков в авторской колонке «Реального времени» решил поделиться мыслями о башкирских татарах. Вместе с тем колумнист нашей интернет-газеты призывает татар и представителей других народов поменьше увлекаться сомнительной политикой.
По следам татарских краеведов
В связи с последними событиями и заявлениями, звучащими со стороны национально-общественных организаций, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями. Может быть, некоторые помнят, недавно в Казани прошел первый съезд татарских краеведов. Там тоже звучали разные идеи. Напомню, самая большая делегация была из Башкирии — более 20 человек, и это неслучайно. Всем известно, что в Башкирии проживает вторая по численности, после Татарстана, группа татар. Татары на этой земле живут веками в дружбе и согласии с другими народами и в первую очередь с братским башкирским народом.
Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа.
Хотелось бы коснуться проблемы языка, языка наших краеведческих работ, выступления на публичных мероприятиях. Безусловно, мы должны работать в направлении сохранения и возрождения нашего родного языка. Однако, во-первых, в силу объективных и субъективных причин значительная часть татар была оторвана от своего языка, они жили и продолжают жить в иноязычном (преимущественно русскоязычном) окружении. Многие из них, к сожалению, потеряли свой язык или плохо знают его, но они сохранили крепкое самосознание. Во-вторых, нашу историю, наши дела и проблемы, с которыми мы живем, должны знать и читать и представители других народов. Поэтому я не согласен с теми идеями, в которых обговаривается, что все наши книги, статьи, публичные выступления должны быть только на татарском языке.
«Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа». Фото Максима Платонова
Более того, мы должны шагать в ногу со временем и смотреть в будущее. Я имею в виду необходимость использования современных информационных технологий. Для того, чтобы привлечь в свои ряды молодежь, нам нужны не только сайты с краеведческой тематикой, их уже немало. Безусловно, эти сайты должны быть рассчитаны не только на татароязычного читателя, но и на русскоязычного, а если будет еще и англоязычная версия, то это сделает читательскую аудиторию намного шире. Также мы должны активно присутствовать в социальных сетях («Фейсбуке», «ВКонтакте», «Одноклассниках» и пр.), чтобы шире рекламировать свою деятельность, и новыми информационными технологиями вызвать интерес у подрастающего поколения к своим корням, локальной истории, своей генеалогии.
О братьях-башкирах
Не могу не остановиться еще на одной, на мой взгляд, очень важной проблеме. Она касается темы межнациональных отношений, а именно взаимоотношений двух очень близких народов — татар и башкир. Думаю, многие из здесь сидящих знают о том, что в последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов. Так, отдельные книги вышли по родам Елдяк, Елан, Канлы, Гайна. Еней, Герей и пр. В основном они касаются истории родов, населяющих западные и северо-западные районы Башкирии, восточные районы Татарстана, а также южные районы Удмуртии и Пермского края. Выход этих книг надо только приветствовать, так как в них содержится большое количество архивного материала, который ранее не был введен в научный оборот, то есть публикуется впервые. Безусловно, наши краеведы эти опубликованные архивные источники будут использовать в своих работах.
Однако есть люди, которые из этих архивных источников готовы делать политику. Они ищут или даже пытаются создавать проблему там, где ее нет и не должно быть. Из тома в том помещают абсурдные (у меня нет другого слова) статьи об извечном, историческом противостоянии двух народов. Это очень вредные и лживые измышления, мы должны решительно противостоять таким попыткам.
«В последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов». Фото bashklip.ru
Мы, татары Башкортостана, бок о бок веками жили и живем в дружбе и согласии с башкирами, и ничто не может помешать нашей дружбе. Чтобы избежать возможных кривотолков, искусственно не обострять тему межэтнических отношений, я предлагаю краеведам, которые пишут книги, статьи, посвященные истории как отдельных сел и деревень (особенно находящихся в северо-западной части Башкирии), так и в целом края, не ставить своей главной целью непременно доказать, что здесь живут только татары или только башкиры. Мы не должны на этом заострять свое внимание, так как чрезмерное выпячивание темы этнической принадлежности населения того или иного населенного пункта, той или иной территории может привести лишь к нежелательным проблемам во взаимоотношениях двух народов.
Что такое национальная идентичность
Уверен, что и татарская, и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно. Думаю, кто считает себя татарином, все равно он останется татарином, а башкир — башкиром. При этом никто человеку не вправе и не может помешать свободно определять свою этническую принадлежность. Совместная судьба двух народов так распорядилась, что наши предки здесь жили, поэтому нам и нашим потомкам суждено жить на общей территории.
Будучи профессиональным этнологом, хочу напомнить, что этническая идентичность представляет собой сложный и тонкий конструкт в нашем сознании как на уровне индивида, так и на коллективном — на уровне больших и малых групп. На механизмы ее формирования и функционирования влияет множество факторов.
Поэтому этническая идентичность человека представляет сложную субъективную иерархию. Например, он одновременно может быть татарином и мишарем, татарином и кряшеном, татарином и нагайбаком, татарином и тептярем и т. д. Он также может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность, если его родители разной этнической принадлежности — татарин-русский, татарин-чуваш, татарин-мариец и т. д. Бывает и так, что в течение жизни человек может изменить свою этническую идентичность. Реальная этническая мозаика гораздо разнообразнее, чем дают данные официальной статистики и переписей населения.
«Уверен, что татарская и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно». Фото kazanreporter.ru
Нам в своих работах также нельзя искать доказательства того, какой народ на этой земле более древний, кто коренной, а кто пришлый. Такого рода поиски никогда не приведут к добру. Все мы на этой земле коренные, а если обратиться к более отдаленной истории, то здесь не было ни татар, ни башкир, а когда-то жили сарматы, угры, различные тюркские племена, булгары, кипчаки, ногайцы и т. д., которые позже составили этническую основу как татарского, так и башкирского народов. Поэтому этническое происхождение у этих народов общее, впрочем, как и их история.
Убежден, что краеведение принесет гораздо больше пользы нашему народу, его будущему. Поэтому давайте заниматься краеведением и быть подальше от сомнительной политики!
Справка
Ильдар Махмутович Габдрафиков— историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук.