к какой расе относятся древние египтяне
Какой расы были древние египтяне?
Белые? Чернокожие? А может, вообще инопланетяне? Раса древних египтян до сих пор является предметов споров и дискуссий. Мы разобрались в вопросе.
Долгое время европейцы были совершенно уверены в том, что древние египтяне — это народ вроде греков или римлян. И лишь Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта открыла европейским учёным и людям искусства новый, неизведанный мир египетских древностей. Из далёкой поездки было привезено немало ценностей и ещё больше отличных рисунков.
Подражание египетскому искусству стало одним из элементов нового стиля ампир. Но обнаружив, что египетские скульптуры, с которыми ранее европейцы были очень плохо знакомы, совсем не похожи на античные образцы, учёные задумались — какой же расы египтяне?
Большинство полагало, что египтяне были белыми, некоторые считали, что, хотя египтяне и отличались светлой кожей, они были «немного иными» белыми, не такими, как европейцы, и, наконец, немногие решительно утверждали, что египтяне были чернокожими.
В дискуссиях тогда одержали победу сторонники европеоидной расы, что неудивительно. В эпоху колониального раздела мира предположить, что создатели великой цивилизации Древнего мира могли иметь другой цвет кожи, было бы очень экзотическим мнением.
Дискуссия вновь оживилась в 60–70-е годы ХХ века. Борьба чёрных граждан США за равные права привела к распространению идеологии негритюда, провозглашавшей Африку центром особой цивилизации, а затем и новых идей афроцентризма, некоторые сторонники которого договорились до того, что все цивилизации мира родом из Африки.
Несмотря на то, что в научном мире такие представления всё ещё остаются маргинальными, а их носителей могут поднять на смех, в современных США мысль о том, что Древний Египет создали люди негроидной расы, весьма широко распространена в массовой культуре — и даже официально преподаётся в некоторых высших учебных заведениях.
Поэтому единственный способ узнать истину — обратиться к данным археологии. Ведь число находок из Древнего Египта очень велико. Если мы взглянем на найденные погребения Тасийской археологической культуры IV тысячелетия, древнейшей из додинастического Египта и непосредственно связанной с созданием первых египетских государств, то обнаружим, что эти люди относились к мехтоидному типу — одной из доисторических подрас европеоидов.
Если совсем просто, то прямых потомков мехтоидов европейцы успели застать во вполне исторический период — это были гуанчи, вымершее население Канарских островов. А внешность гуанчей хорошо известна: высокие светлокожие люди, среди которых было немало светловолосых и светлоглазых.
Определённые доводы в пользу сторонников негроидности египтян могут дать лишь погребения Бадарийской культуры, среди носителей которой обнаружено определённое влияние, которое можно истолковать как негроидное — хотя советская школа антропологии, например, упорно считала бадарийцев веддоидами, то есть родственниками населения Южной Индии и аборигенов Австралии, а первый исследователь Бадари Джеффри Морант полагал, что это чистейшие европеоиды.
В США принято заявлять, что бадарийцы — чернокожие, хотя, скорее всего, они представляли смешанный тип, в котором имелись признаки как европейцев, так и негров.
Но бадарийцы — лишь одна из древнеегипетских культур, к тому же расположенная на юге, где смешение светлых обитателей средиземноморского побережья и темнокожего населения, пришедшего из Нубии, вряд ли способно удивить. Кстати, бадарийцы в итоге растворились среди более многочисленных пришельцев с севера, а современный антрополог Дробышевский (кстати, считающий бадарийцев нубийцами) пишет, что «генный поток шёл скорее с севера на юг, чем с юга на север».
В любом случае было бы странно отрицать тот факт, что среди населения Древнего Египта были чернокожие, тем более что границы этой империи продвинулись далеко на юг, а рабы из Нубии упоминаются во множестве исторических источников.
Однако бо́льшая часть простых египетских общинников, потомков того народа, что в IV тысячелетии заселял побережье Нила, были типичными средиземноморцами. Но самое интересное заключается в том, что правящая верхушка египтян очень долгое время относилась к гораздо более «северному» типу, нежели большинство.
Множество находок из гробниц царей и вельмож демонстрирует нам совершенно европеоидную внешность фараонов (а также их окружения). Изучение сохранившихся мумий некоторых правителей Египта позволяет сделать вывод, что Рамзес II имел светлую кожу и рыжие волосы, царица Хатшепсут, возможно, была блондинкой, а царица Тия, мать знаменитого фараона Эхнатона, думаю, могла бы участвовать в конкурсе красоты в Германии или Швеции — настолько её внешность близка к североевропейским канонам красоты.
На кладбище, как результат процессов естественной мумификации в сухой почве, сохранилось множество останков простых людей. Так вот: 54 процента покойников были блондинами, а если считать шатенов, то целых 87 процентов. И лишь 13 процентов погребённых были брюнетами.
Как выглядели древние египтяне?
Казалось бы, у нас есть масса источников, чтобы ответить на этот вопрос: во-первых, изображения. Египтяне династического периода охотно рисовали себя и своих соседей, однако руководствовались при этом каноном и не ставили целью достижение реализма или портретного сходства, во всяком случае, пока не доходило до посмертных масок и статуй.
Себя египтяне изображают почти всегда в профиль, довольно часто (но не всегда) — с развернутыми прямо плечами, стройными и молодыми. У мужчин кожа красновато-кирпичная, в то время как у женщин — более светлая и желтоватая. Вряд ли это было обусловлено генетическими особенностями; действительно, кожа женщин в целом светлее кожи мужчин, это относится ко всем расам и популяциям, однако всего на 3-4 % и обычно это даже не бросается в глаза. Можно предположить, что египетские женщины специально осветляли кожу при помощи масел или косметических средств; кроме того, египетские женщины носили длинные платья, в то время как мужчины — в основном набедренные повязки, следовательно, были больше подвержены загару. Но основную роль все равно играл канон изображения мужчин и женщин.
Очевидно, египтяне были смуглокожими, но никак не негроидами; они оставляли и сравнительные изображения своих соседей, по которым очевидно, что нубийцы казались им почти черными, а ливийцы и ассирийцы — практически белокожими.
Волосы у всех изображений черные, тут и удивляться нечему; однако, учитывая, что египтяне носили парики, сложно определить, где настоящие волосы, а где парик, т.е. фактически головной убор из волос. А существенно это в случае, если мы хотим определить степень их природной волнистости, что важно для определения предполагаемой расовой принадлежности древних египтян. Впрочем, с расами песня отдельная, поговорим об этом ниже.
Кроме условных и не стремящихся к реализму рельефов, египтяне создавали трехмерные скульптуры, в которых вполне можно заподозрить портретное сходство с оригиналом (хотя и здесь не без вопросов), а также погребальные маски. Сразу уточним, что из категории египетских посмертных изображений стоит исключить знаменитые Фаюмские портреты.
Почему? Ну камон, посмотрите на них, это же греки. Ну, или римляне. Или немного оегипченные греко-римляне. Последнее — самая вменяемая версия, но вообще греки и все. (Впрочем, некоторые портреты, что похуже, вполне могут быть и египетскими, но все равно на полном серьезе привлекать их к реконструкции облика древних египтян нельзя, ибо это первые века нашей эры).
Но вот, например, голова сами знаете кого. Конечно, Нефертити Тутанхамона. В целом, это изображение не сильно расходится с современной реконструкцией внешности фараона, разве что, сдается мне, здесь он младше, чем был на момент смерти. Можно видеть прямой тонкий нос, не слишком выступающий, полные губы, скошенный лоб и мягкую линию подбородка (в целом отсутствует характерная для европеоидных лиц резкость), череп заметно удлинен (так было и у мумии — видимо, врожденная патология, ибо если бы были следы намеренного вытягивания, об этом бы всяко были упоминания, однако о его черепе упоминают только в контексте предполагаемой родственной связи с Эхнатоном). При этом глядя на Тутанхамона (как и на любого древнего египтянина) сложно определить его расовую принадлежность. На лицо смешение фенотипических признаков всех трех больших рас, наиболее близкое к современной эфиопской переходной расе. Вероятно, египтяне просто жили слишком давно и в таком этническом плавильном котле, что говорить о принадлежности к какой-либо из современных рас вообще не приходится.
По этой же причине не особо показательно антропологическое изучение современных коптов, которые, хотя и являются потомками тех самых египтян, намешали такое количество примесей от других народов, что уже едва ли похожи на «тех самых» предков. Многие ученые сейчас придерживаются мнения, что видоизменение египтян с самого начала и до самого позднего периода шло в сторону осветления и европеизации с постепенной утратой негроидных черт.
Существует довольно интересное предположение, что у египтян просто не росли усы и борода. Вероятно, это теория появилась благодаря тому, что почти на всех изображениях египтяне ходят с гладкими лицами, в то время как их соседи щеголяют своими шикарными бородищами. Вместе с тем, можно встретить большое разнообразие различных накладных приблуд, символизирующих бороду, причем у кого длиннее — тот и круче.
Однако сакраментальный вопрос: «брили или не тупо не растут?» до сих пор открыт; все эти накладные футляры могут быть обусловлены не комплексами перед ассирийцами, а теми же соображениями, которое побуждали египтян брить головы и заменять на парики. Однако, если волосы на лице действительно не росли или росли слишком редкими, чтобы носить нормальные усы и бороду, это вполне конкретно роднит египтян с монголоидами, например — совершенно неожиданно — с американскими индейцами, у которых (за исключением нескольких племен) ровно такие же проблемы.
Египтяне были большими фанатами косметики. Помимо уже упоминавшихся масел и мазей, защищавших кожу от воздействия солнца, популярностью пользовались краски для глаз. Основными цветами были черный, синий и зеленый; предполагается, что эта мода также была обязана климату: темный макияж вокруг глаз работал как солнечные очки, благодаря чему солнце слепило меньше. Краской обводился весь контур глаза, к вискам проводились небольшие «стрелочки». Видимо, брови тоже рисовали, больно шикарная у них форма и изгиб. Красками пользовались как мужчины, так и женщины.
При этом знаменитый «голливудский» египетский макияж на аутентичных изображениях мне ни разу не встречался — в основном обводился только контур глаза, но не веко и не область между веком и бровью. Могу, конечно, ошибаться, но единственное, где можно встретит что-то похожее на «голливудский» макияж (черная подводка, синие тени) — это амулеты Уаджет (глаз Гора).
Знак Уаджет состоит из непосредственно глаза, подведенного краской, с характерной «стрелочкой» сбоку и двумя непонятными откростками (вероятно, слеза и сокол, но это не точно) и брови, повторяющей форму глаза. Пространство между верхним веком и бровью иногда заполняется отличным по цвету материалом (как на картинке сверху) или просто раскрашивается; но далеко не всегда, а когда это служит для соединения элементов в одно целое. На людях такой раскраски мне не попадалось ни разу, хотя если кто найдет, скиньте в комментарии.
Какой расы были древние египтяне?
Древний Египет — это великая цивилизация, существовавшая в северо-восточной Африке вдоль нижнего течения Нила в период с середины 4 тысячелетия до нашей эры до 7 века нашей эры. Египетский язык, на котором говорили его жители, ныне является мёртвым. Он принадлежал к отдельной ветви афразийской семьи. По мнению одних учёных был близок к семитским языкам, по мнению других — к чадским.
Современные потомки древних египтян — копты — живут в Египте. Они христиане. Ведут свои церковные обряды на коптском на языке, произошедшем от древнеегипетского. Другая же (бОльшая) часть современных египтян — это потомки арабов, в своё время завоевавших Египет. Они не являются потомками древних египтян.
Внешность древних египтян вроде бы довольно хорошо представлена на фресках. Однако всё равно до сих пор до конца не ясно, к какой расе они принадлежали. Были ли они похожи на современных арабов или на негроидов? Существуют, например, фрески с гробниц фараонов, где ассирийцы изображены более светлокожими, чем египтяне. А, например, нубийцы — почти чёрные. Весьма вероятно, что цвет кожи египтян был довольно тёмным, но не таким, как у чернокожего населения экваториальной Африки, конечно. При этом, они имели черты лица более европеоидные, чем представители негроидной расы.
В связи с этим есть три гипотезы расового происхождения древних египтян.
Согласно первой теории они были негроидами. В пользу этого говорит то, что в мумиях фараонов учёные нашли большое количество вещества меланина, который отвечает за тёмный цвет кожи. Чем больше его, тем кожа темнее. ().
Также сторонники негроидной гипотезы говорят, что современный чернокожий народ из Сенегала под названием волоф называет себя «кмт», что очень похоже на самоназвание египтян – «кемет». Вот, мол, это потомки или родственники древних египтян. Но это больше похоже на простое совпадение, каких много в разных языках.
А ещё сохранилась статуя фараона Аменхотепа Третьего, который имеет негроидные черты. Хотя, как по мне, это спорно.
В Европе до 19 века тоже считали, что древние египтяне были чернокожими, потому что по Библии — это потомки Хама, сына Ноя — «тёмного» из-за отцовского проклятья. Так себе научная теория, конечно.
Большая часть современных учёных склоняются к тому, что древние египтяне имели светлокожее, семитское происхождение. Были больше похожи на современных арабов, например. И вообще сочетали в себе признаки как негроидной, так и европеоидной рас.
Сумятицу во всё это вносит тот факт, что мужчин египтяне изображали с коричневым цветом кожи, а женщин — с белым! Но доказано, что это была такая художественная условность. Видимо, считалось, что белая кожа у женщин — это красиво. Так, например, выглядят принц Рахотеп и его супруга Нофрет.
Кстати, в гробнице Рамзеса Третьего была найдена таблица с изображением четырёх народов: белокожих ливийцев, светлокожих кочевников с севера Африки, чёрных африканцев и… краснокожих египтян. Судя по всему, речь идёт о коричневом оттенке кожи.
О расах Древнего Египта и Нубии
Специально для портала «Антропогенез.РУ».
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
Население Египта уже в прединастическое время (5-3,3 тыс.л.н.), весьма вероятно, не слишком отличалось от современного. Впрочем, переходный характер восточноафриканской расы даёт возможность выделения в ней каких угодно «типов», так что с точки зрения типологическй концепции население представляло собой смесь разных вариантов. К такому заключению пришли многие антропологи конца XIX – начала XX века. По некоторым расчётам, 30-35% составляли «негроиды», 30% «средиземноморцы», а остальные – «кроманьоиды» и метисы (обзор исторических взглядов см.: Vercoutter, 1974).
Другие на основе иконографических материалов выделяли даже шесть типов: ливийский, тип с берега Красного моря, тип из Арабской пустыни, тип Нижнего Египта, тип Среднего Египта, тип Верхнего Египта (Petrie, 1901). Даже среди наскальных изображений в пустынях Египта и Нубии были узреты четыре расовых варианта: древнейшие охотники, «хамитические» горные жители – предки блеммиев и беджа, ранние обитатели долины Нила и ранние обитатели оазисов восточного края долины Нила (Winkler, 1938). В зарубежной научной литературе до середины XX века утверждалась «кавказоидность» египтян, после – «негроидность», хотя очевидно, что оба определения уязвимы (обзор взглядов см.: Vercoutter, 1974). Переходность восточноафриканской расы приводит к тому, что и поныне среди любителей ведутся жаркие споры, какой же расе принадлежит честь создания древнейшей цивилизации: одни готовы с пеной у рта доказывать, что это были «белокурые арийцы», другие с неменьшим упорством твердят о «былом величии негроидов», третьих заносит в мутные рассуждения об атлантах и инопланетянах.
Изменения с прединастических времён до современности сводятся лишь к увеличению доли брахикефальных индивидов и, возможно, некоторому относительному сужению лица. Брахикефалия становится заметной во времена фараонов (Massoulard, 1949, p.425). Судя по всему, б?льшая часть населения оставалась преемственной с неолита до современности, несмотря на известные исторические перипетии (Vercoutter, 1974). Впрочем, некоторые исследователи предполагали массовую смену древнейшего населения на заре становления Египта носителями высшей цивилизации из Азии – Шумера или Элама; или же распространение ранее немногочисленных обитателей Дельты на юг с вытеснением аборигенного населения (обзор взглядов см.: Vercoutter, 1974). Впрочем, такие идеи основывались в основном на сменах типов керамики и распространении образцов письменности, а не на антропологических данных.
Краниологически «усреднённые» египтяне заметно отличаются от негроидов. Череп «среднего» египтянина длинный, среднеширокий и средневысокий, мезокранный на грани долихокрании, с довольно узким лбом, с не очень высоким и узким мезенным ортогнатным лицом, среднеширокими и низкими мезоконхными глазницами, среднешироким сильнопрофилированным межглазничным пространством, средневысоким и среднешироким мезоринным носом, очень широкими, но сильно профилированными и заметно выступающими носовыми костями, маленькой челюстью. Как видно, подавляющее большинство показателей средние в сравнении с общемировым масштабом, что отражает промежуточное положение восточноафриканской расы.
Впрочем, население Египта нельзя рассматривать как однородное. Во-первых, всегда имелась явная клинальная изменчивость от более негроидного юга до более европеоидного севера. Во-вторых, в расовом отношении могли сильно отличаться правящие слои. Например, в царских погребениях Абидоса отдельные скелеты выглядят гораздо более «индосредиземноморскими» на фоне более «негроидных» общинников. Впрочем, черепа из гробниц Абидоса весьма разнородны и южный компонент в них явно преобладает (Keita, 1992). Вместе с этим, периодически могли совершаться значительные перемещения населения, связанные, в основном, с войнами. Так, в Нижнем Египте во время правления XVIII династии Нового Царства (XVI-й век до нашей эры) впервые появляются многочисленные представители негрской расы (Junker, 1921).
В качестве особого выделялся бадарийский тип – на основе черепов из неолитического могильника Бадари в Верхнем Египте (6,4-5,9 тыс.л.н.). Более низкое и одновременно более широкое в скулах лицо, по сравнению с другими египтянами, хамериния, прогнатизм были расценены как признаки веддоидной расы. На основании этого был даже выделен особый бадарийский тип веддоидной расы (точнее – континентальной ветви южного расового ствола; Бунак, 1980). Однако, черепа из Бадари вполне вписываются в последовательную изменчивость от верхнепалеолитических находок к энеолитическим и последующим (обзор метрических данных см.: Бунак, 1959), так что нет надобности предполагать маловероятное неожиданное появление и последующее таинственное исчезновение веддоидов в Африке. Скорее, люди из Бадари представляют нубийскую группу, дальше прочих продвинувшуюся на север.
Показательно, что древнеегипетское население оказывается более однородным, чем нубийское. Подробные исследования показали, что генный поток шёл скорее с севера на юг, чем с юга на север (Buzon, 2004).
Гораздо хуже, чем в Египте, изучено население более южных областей. В Нубии – Северном Судане – древнейшее население представлено негроидами Джебель Сахабы, о которых уже писалось ранее. Население времени около 5 тыс.л.н. было условно разделено исследователями на две похожие группы: A и B, имевшие средиземноморский облик. Около 4,3 тыс.л.н. появляется группа C, имевшая негроидные черты. Выделялась также близкая группа X, отождествлявшаяся с блеммиями и нобатийцами. С верхнего палеолита до исторических времён нубийцы изменились сравнительно мало. Наиболее заметно поменялось лицо – оно стало более высоким и узким, достигнув в некоторых группах даже лептенных значений; параллельно несколько повысились глазницы – с хамеконхии до мезоконхии, а также сузился нос – с гиперхамеринии до слабой хамеринии. Показательно, что южные нубийцы уже в древности оказываются более негроидными, чем северные; это наглядно видно из сопоставления черепов из Кермы с юга и C-группы с севера. Иначе говоря, как минимум в бронзовом веке в долине Нила имелась клинальная негроидно-европеоидная изменчивость, что, в общем-то, логично и закономерно.
В позднейшие времена население Нубии оказывается заметно смешанным, с первой трети VII века шла постепенная арабизация, а с XVII века нашей эры пошла очень интенсивная арабизация, не захватившая, впрочем, всего населения и поныне. Арабизация включала как культурные – религиозные, лингвистические, бытовые – аспекты, так и антропологические, так как арабы заметно отличались от местного населения. В целом, земледельческое население выглядит более «негроидным» (например, фур Дарфура), чем кочевое – более «индосредиземноморское» (например, племена бедуинов эль манасир и рашайда); естественно, есть и смешанные группы (например, загава, живущие севернее от фур). В Южном Судане уже полностью доминируют типичные негроиды.
Согласно некоторым исследованиям, население Нубии с верхнего палеолита до исторических времён признаётся удивительно однообразным; одновременно на основе определённой краниологической близости утверждается, что происходили неоднократные массовые миграции в Нубию с территории Египта, Магриба, Ближнего Востока, Средней Азии и даже Индии (Pud?o, 1999). Очевидно, что такие сопоставления и выводы отражают лишь известное сходство популяций индосредиземноморского пояса и ничего не дают для понимания реальной истории населения.
10 интригующих научных версий о том, как выглядели древние египтяне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Геродот
Греческий историк Геродот, который много писал о Египте примерно в 450 г. до н.э., был одним из первых, кто косвенно пролил свет на появление древних египтян. Писавший более чем за 100 лет до того, как Александр Македонский покорил Египет, Геродот утверждал, что жители Колхиды (район на восточном побережье Черного моря) были египетского происхождения, потому что, как и у египтян, у них была темная кожа и густые курчавые волосы. Обе группы также практиковали обрезание.
2. Рамсес II
В начале XIX века сторонники рабства и другие расисты утверждали, что древний Египет мог только быть настолько продвинут, поскольку в нем была европеоидная цивилизация. Они также предполагали, что египетский правящий класс был белым, а их рабы были чернокожими. Афроцентрические историки, с другой стороны, подчеркивают субсахарские истоки египетской цивилизации, утверждая, что древние египтяне были чернокожими. Кажется, что истина находится где-то посредине.
В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (египетского фараона, правившего примерно в 1279-1213 г.г. до н.э.). Почти столетие спустя, в 1974 году, археологи в Париже провели судмедэкспертизе эту мумию. Их анализ показал, что у фараона были рыжие волосы, а эта черта никогда не встречалась в Африке к югу от Сахары. Рамсесу II было около девяноста лет, когда он умер, его седые волосы были окрашены в рыжий цвет хной, но микроскопический анализ подтвердил, что он изначально был рыжим. Поскольку Рамсес, как известно, был ливийского происхождения, историки предположили, что он, вероятно, имел относительно светлую кожу, тем более, что правителю Египта не нужно было часто появляться на солнце.
3. Тутанхамон
Источником споров являются современные изображения Тутанхамона, египетского фараона, который начал свое правление в возрасте девяти лет в 1330-х годах до нашей эры. Некоторые афроцентрические ученые утверждают, что популярные изображения фараона как белокожего человека, являются расистскими и вопиюще неточными.
Спор вспыхнул заново, когда египетские ученые секвенировали ДНК Тутанхамона. Хотя исследователи не опубликовали никакой информации о расе фараона, различные неонацистские организации ссылаются на размытый скриншот из документального фильма Discovery Channel, который, как они настаивают, «доказывает», что Тутанхамон был белым или даже скандинавом, поскольку у него предположительно была группа крови, распространенная на севере Европы.
Власти Египта были даже обвинены в попытке скрыть возможное еврейское наследие Тутанхамона из-за нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Тем не менее, большинство генетических экспертов признают, что древнюю ДНК невероятно легко спутать (в одном известном случае ДНК, идентифицированная как принадлежащая динозавру, оказалась принадлежащей современному человеку). А это делает любое исследование ДНК Тутанхамона весьма спорным.
4. Кемет
Подобно тому, как немцы называют свою страну Дойчланд, а не Германия, древние египтяне не называли свою страну Египтом; они называли ее Кемет, что означает «черный». Как и следовало ожидать, есть много споров о конкретном значении слова «кемет». Два основных аргумента заключаются в том, что египтяне использовали слово «кемет» для обозначения своей страны как «земли чернокожих» или же называли её «черной землей».
Большинство современных лингвистов склоняются ко второму варинту. Они утверждают, что ежегодные наводнения реки Нил приносили плодородную черную почву, которая обеспечивала сельскохозяйственное процветание страны. В результате египтяне назвали свою землю Кемет. Черная почва обеспечивала резкий визуальный контраст с песчаными пустынями вокруг Нила, которые древние египтяне называли «Дешрет» («красная земля»). Но только в части Египта, наиболее близкой к Нилу, была черная почва, а также у египтян не было никакого слова для обозначения расы, поэтому, возможно, ни один аргумент не является полностью правильным.
5. Мать Клеопатры
Разумеется, знаменитая Клеопатра была не совсем египтянкой, а происходила от одного из диадохов-полководцев Александра Македонского, Птолемея. Но какова была ее этническая принадлежность? Большинство египтологов считают, что она была смесью македонских греков и персов, но они точно не знают, кем была ее мать.
6. Египетское искусство
А теперь о том, как же древние египтяне изображали сами себя. В египетских храмах есть статуи, настенные росписи и иллюстрированные папирусы, которые дают некоторое представление о том, как их создатели видели себя. Египтяне изображали себя с различным цветом кожи: от светло-коричневого, красного и желтого до черного.
Мужчины часто были более темнокожими, чем женщины. Это, вероятно, указывает на то, что мужчины занимались ручным трудом на открытом воздухе, но стоит помнить, что древнеегипетские произведения искусства не были реалистичными, и большинство оттенков кожи были скорее символическими, чем реалистичными. Например, египтяне, изображенные с красными лицами или волосами могли означать, что они находятся под заклинанием Сета, злого божества пустыни.
Некоторые ученые утверждают, что египтяне использовали цвета в своих картинах, чтобы отличить себя от нубийцев (людей, которые жили на территории современного Судана), поэтому они и рисовали себя с красноватой или медной кожей, а нубийцев — с черной.
7. Большой Сфинкс
Другими словами, древние египтяне были настоящими чернокожими, подобными всем коренным африканцам». Современные ученые считают почти невозможным судить об этнической принадлежности Сфинкса, поскольку тысячелетия дождей, ветров и жары стерли лицо статуи. Однако в начале 1990-х годов Фрэнк Доминго использовал свой опыт (он работал судмедэкспертом в полицейском участке в Нью-Йорке), чтобы измерить лицо Сфинкса.
Смоделированное им лицо было определенно не похожим на другие статуи Хафра, что указывает на то, что лицо Сфинкса было сделано по подобию кого-то другого. Вместо этого, получившаяся модель содержала отличительные африканские черты, которые, как правило, отсутствовали в других изображениях Хафры.
8. Новая раса
Петри утверждал, что между египетскими артефактами доисторических и династических периодов не наблюдается никакой преемственности, а это означает, что новая раса должна была «уничтожить или изгнать все египетское население». Он считал, что «Новая раса» могла быть из Ливии или Персии. Современные историки предположили, что теории Петри скорее основывались на европейских колониальных идеях XIX века, а династическая раса, которую он идентифицировал, была на самом деле местными египтянами. Интересно, что сам Петри в конце концов признал, что он ошибался.
9. Восточная пустыня
В начале 2000-х годов египтолог Тоби Уилкинсон опубликовал результаты исследования наскальных рисунков, найденных в древней восточной пустыне, в районе Сахары между Красным морем и Нилом. Наскальные рисунки, датируемые началом четвертого тысячелетия до нашей эры, изображают типичные снимки Нилской долины, крокодилов, гиппопотамов, а также изображения людей, которые носят головные уборы и вооружены булавами. Эти образы имеют значительные параллели с более поздними произведениями династических египтян, поэтому Уилкинсон сделал вывод, что корни египтян восходят к Восточной пустыне.
Согласно Уилкинсону, предки династических египетских народов были полукочевыми скотоводами, которые перемещались между берегами рек и сухими районами Восточной пустыни. Эта пустыня, о которой идет речь, охватывает части современного Египта, Судана и Эфиопии. Однако теория Уилкинсона не была окончательно доказана, и он сам признает, что трудно точно идентифицировать наскальное искусство.
10. Зубы
Зубы с течением этого времени в основном просто слегка уменьшались по размеру, и они весьма напоминали зубы современных популяций по всей Северной Африке (на зубы людей из Европы и Западной Азии они были похожи меньше). Интересно, что автор исследования, Джоэл Д. Ирланд, предлагает, что стоматологические исследования показали «смесь многих биологически разных народов, включая группы из Сахары, нилотов и Леванта». Однако он утверждает, что эта «смесь» произошла в преддистастический период, до наступления золотого века Древнего Египта.
Когда египетская цивилизация процветала, население оставалось генетически схожим, благодаря обширным торговым связям, которые существовали по всей стране, что в значительной степени перевешивало любое внешнее влияние. Однако стоит отметить, что стоматологические измерения могут широко варьироваться даже среди близкородственных популяций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: