к какой расе относятся афганцы
Ирано-афганская раса
Индо-иранская раса — (Также Ирано-афганская раса, Индо-афганский тип.) — суб-раса европеоидной расы, характерные представители население Ирана, Афганистана, Таджикистана, Пакистана, население Севера и Запада Индии.
Содержание
Характерные признаки
Имеет множество вариаций и переходных типов: от индивидов с европейскими лицами до людей с ближневосточной профилировкой лица.
Происхождение
Раса происходит от смешения местного древнего средиземноморского и пришлого Индо-иранского-палеоевропеоидного (по другой версии кордидов) с доминированием местного. [3]
Примечания
Ссылки
Расы
Полезное
Смотреть что такое «Ирано-афганская раса» в других словарях:
Индо-иранская раса — (также ирано афганская раса, индо афганский тип) субраса европеоидной расы. Характерные представители население Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии[1]. Содержание 1 История термина … Википедия
Иранид — (ирано афганская раса по Куну) Относительно высокий, долихо мезоцефальный, длиннолицый, высокоголовый и клювоносый тип, преобладающий в Иране, Афганистане и прилегающих территориях. По типологии фон Эйкштедта, это подтип ориенталида, что… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
Индо-афганский тип — Представитель Индо афганской расы (Пуштун) Индо иранская раса (Также Ирано афганская раса, Индо афганский тип.) суб раса европеоидной расы, характерные представители население Ирана, Афганистана, Таджикистана, Пакистана, население Севера и… … Википедия
Афалу-бу-Руммель — Серия черепов, найденных при раскопках в Афалу бу Руммель в Алжире. Черепа массивные, характеризуются брахицефалией, широко и крупноголовостью, низким, квадратным лицом, большой бигониальной шириной, и общим сходством с европейскими кроманьидами… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
Историко-культурные области — У этого термина существуют и другие значения, см. Область (значения). Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития… … Википедия
ИКО — Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно бытовые особенности.… … Википедия
ИЭО — Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно бытовые особенности.… … Википедия
Историко-культурная область — Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно бытовые особенности.… … Википедия
Историко-культурная провинция — Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно бытовые особенности.… … Википедия
Историко-культурное районирование — Историко культурные области (историко этнографические области, ИКО) территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно бытовые особенности.… … Википедия
Пуштуны (афганцы) — воины, придерживающиеся кодекса чести
Пуштуны представляют собой иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Пуштунский народ до сих пор сохранил родоплеменные отношения. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.
Численность
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Где живут
Большая часть пуштунов живет в Афганистане — 13 000 000 (составляют около 40% населения страны), Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
Религия
Название
Популярная версия происхождения термина «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана», что означает «член народа». По другой теории, древние пуштуны относятся к пактиям — древнему народу, упоминаемому в Ригведе. Древние персы и китайцы называли пуштунов афганцами. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
История
Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Внешность
Пуштунский народ относится к европеоидной расе. Их внешность характерна для средиземноморских жителей. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые представители народа. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так люди со светлой кожей. Нередко встречаются представители пуштунов с голубыми, зелеными глазами, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, женщины имеют изящные стройные фигуры.
Жизнь
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:
Жилище
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Одежда
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Традиции
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
Известные люди
Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:
В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.
Население Афганистана: этносы, языки, религии
Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.
В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.
Во второй части материала – обзор этносов, языков и конфессий Афганистана.
Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):
Ей гордится каждый афганец.
Земля мира, земля меча,
Все её сыны мужественны.
Это страна каждого племени,
Страна белуджей и узбеков,
Пуштунов и хазарейцев,
Туркменов и таджиков;
С ними арабы и гуджары,
Брагуи и кызылбаши,
Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.
— Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).
Гератская синагога Йоав
— Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).
Этнолингвистическая ситуация.
Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.
Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту.
Продолжение следует…
[2] Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.
[4] Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.
[5] Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.
[9] Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.
[10] Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.
[11] Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.
[12] Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001
[16] Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.
[24] Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.
[25] Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.
[26] Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .
[28] Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.
Афганцы
АФГАНЦЫ, пуштуны (самоназвание на западе расселения — паштаны, единственное число пуштун, на востоке — пахтаны, единственное число пухтун), народ в Афганистане (9,5 млн. чел.) и на северо-западе Пакистана (15 млн. чел.). Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых — дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) восточной подгруппы иранской группы индоевропейской семьи. Распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточную и юго-западную. Большинство крупных афганских групп — гильзаи, моманды, юсуфзаи и др. — говорит на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. По религии афганцы — мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи — шиитов).
Упоминания об афганцах — «авганских племенах», обитающих в горах на западной границе Индии, появляются в средневековых источниках (11 в.). В соответствии с генеалогическими преданиями афганские племена делятся на четыре основные группы, по именам родоначальников: сар(а)бани, батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племён, по разным источникам, достигает 400.
Территорией первоначального расселения афганских племён был район Сулеймановых гор (афганцы называли их «Пуштунхва»). Постепенно горцы-афганцы занимали долины и равнины, подчиняя или ассимилируя живущие там народы, либо занимая свободные территории. В 14—15 вв. афганцы расселились до Пешаварской долины, затем до областей Дир, Сват и Баджаур. Афганская народность сформировалась в основном со сложением первых государственных образований 16—18 вв. (княжество Акора, Гильзаиское княжество, княжество племени абдали в Герате; в 1747 образовалась Дурранийская держава). Афганцы отстояли свою независимость в англо-афганских войнах 1838—1842, 1878—1880, 1919, что способствовало упрочению этнической общности афганцев.
У афганцев сохранились пережитки традиционной родоплеменной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, «белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов — ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц).
Основные занятия афганцев — пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков и подземных кяризов. Традиционные орудия — мотыга, кетмень. Культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, дыни, арбузы, из технических — хлопок, из кормовых культур — клевер, люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и др.
Большое распространение имеют лесной промысел, охота, различные ремёсла — кузнечное, медное, плотничье, столярное, ювелирное, выделка кож и войлоков, шерстяное и шёлковое ткачество и многое др.
Основным типом жилища у оседлых афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового или обожжённого кирпича дом прямоугольной формы, с плоской или куполообразной крышей, окружённый высоким забором из сырцового кирпича или пахсы, у кочевых — четырёхугольной формы шатёр из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре — шатёр малика. Обычно селение афганцев совпадает с родовым подразделением хель и носит его название. Небольшие селения, состоящие из домов близких родственников, называются кири.
Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из чёрного, красного или зелёного сукна с четырьмя карманами на полах с застёжкой впереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной или шёлковой ткани без застёжек и шоли — длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду. Головной убор — тюбетейка или войлочный колпак и люнги — чалма из 5—7 метров ткани обычно белого цвета. Одежда женщин состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколотки штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. В городах у женщин различаются уличный и домашний костюм. При выходе на улицу женщина накидывает тёмную чадру. Женщины носят различные серебряные украшения с сердоликом и лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно для афганцев употребление сурьмы (считается, что насурьмлённые веки предохраняют от глазных заболеваний).
Основная пища афганцев — хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса готовят суп — чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами (ачар); излюбленная пища — различные виды плова.
Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба афганцев за независимость, а также народные песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и др. содержания. Один из самых популярных фольклорных сюжетов- сказание о любви Адам-хана и Дурханый.
- Что такое пдн в банке русский стандарт
- что делать если ужалила медуза крестовик