к какой проблеме связанной с эволюцией предпринимательства привело изобретение конвейера
Как появились конвейеры
Как появились конвейеры, и почему все думают, что их придумал Генри Форд
21 июля 2019
Здравствуйте, с вами Андрей и это сборник заблуждений. Вы наверное слышали, что Генри Форд придумал конвейеры. Это дало ему сделать автомобили дешевыми и быстрыми в производстве. Но вот только конвейеры и конвейерное производство придумали еще до него.
В 1798 году американский предприниматель Эли Уитни смог решить эту проблему. Главной идеей была стандартизация производства. То есть все детали были одинаковых размеров и из одного материала. Это позволяло набить руку в одной детали, чтобы ускорить процесс производства. А сборщики конечного ружья могли брать любые детали из ящиков, и они все подходили.
В этом и заключается суть конвейерного производства. Когда продукт передается от одного мастера к другому. Но если вам интересно, когда появился конвейер, как устройство, в нашем привычном понимании, то двигаемся дальше.
Первый конвейер
Переместимся примерно на 80 лет вперед. В конце 19 века Густав Смит владел несколькими бойнями в Чикаго и на всех них были конвейеры. Там разделывали туши свиней. Разделочная линия была устроена так, что подвешенные туши двигались под собственным весом. По обще стороны от линии стояли мясники, и каждый из них отрезал определенный кусок.
Так работники обрабатывали до 1200 туш за час.
Что насчет первого конвейера для автомобилей?
Даже это не заслуга Форда.
В 1903 году в компании «Олдсмобиль» создали конвейерное производство. Все детали были стандартизированы, а производство поделили на узлы. Детали перемещали между узлов с помощью специальных тележек. так компания увеличила количество созданных автомобилей с 400 до 5000 в год.
В 1908 году мир удивил эксперимент компании «Кадиллак». Было выбрано 3 автомобиля марки. Сначала продемонстрировали, как кони ездят, пройдя по трассе несколько кругов. Потом все три автомобиля разобрали на 721 деталь. Детали перемешали и заменили 90 случайных из них на детали со склада. После этого автомобили собрали по новой.
Выйдя на трассу они прошли 500 миль на максимальной скоростью около 54 км в час. Интересно, каково было изумление наблюдавших.
Генри Форд собрал весь опыт конвейеров, созданных до него и запустил производство автомобилей свое марки. С 1913 по 1929 его автомобили занимали половину всех автомобилей в США. Это очень много, но это не дает ему права называться отцом конвейерного производства.
Кто придумал первую шину?
Материал подготовлен в «Покрышка.р
Автомобильная шина прошла долгий путь от первого изобретения, которое было запатентовано в далеком 1846 году, до современного многообразия и технологического совершенства. Больше века назад в производству шин участвовал один единственный человек, а первые мануфактуры, фактории и конвейеры стали появляться десятилетиями позже. Это сейчас гигантские трансконтинентальные корпорации обладают собственными базами для тестирования, огромными производственными мощностями и штатом в десятки тысяч человек…
А 10 июня 1846 года в США выдали знаменательный для истории автомобилестроения патент под номером 10990, который закреплял за Робертом У. Томпсоном право на производство и установку первых в мире пневматических шин, с примитивным по современным меркам инженерным решением, которое было основано на воздушной камере из парусины, пропитанной для удержания воздуха раствором каучуковой массы и гуттаперчей.
Роберт Уильям Томсон
Внешняя часть состояла из клепанных кусков дубленной кожи. Первые испытания нового изобретения состоялись в том же году, когда Томпсон установил шины на карету, а потом проверил уровень снижения тяги. Результаты были великолепны. Сила тяги уменьшалась на 38% при езде по пересеченной местности, а на не самом лучшем в мире дорожном покрытии почти на 70. К тому же путешествовать каретой на этих шинах было удобнее, мягче и тише. Правда, сразу же после смерти изобретателя об этих шинах забыли. Мир стал ждать появления нового гуру в области производства пневматических шин, пытаясь меньше ругаться во время тряски в каретах.
Джон Бойд Данлоп
Самым мощным прорывом в области стал патент от 1888 года, который был выдан Джону Данлопу, имя которого сегодня знает, наверное, каждый школьник, который поиграл в любую игру про гонки. Именно фамилия Данлоп ассоциируется с появлением первой пневматической шины в таком виде, который мы привыкли ее видеть.
В 1887 году после многочисленных жалоб сына на неудобство велосипеда Джон Данлоп склеил два обруча из садового шланга, накачал их воздухом, а потом натянул на колесо велосипеда. Опять среди материалов фигурировала прорезиненная парусина. Успех этой шины Danlop был практически доказан во время исторической гонки на велосипедах, в которой ужасный велосипедист Уильям Хьюм на велосипеде с пневматическими покрышками с легкостью выиграл все заезды, в которых вообще решился участвовать. Этот успех стал основной причиной для Джона Данлопа (кроме, конечно же, проблем с деньгами в семье) организовать собственное небольшое производство шин в городе Дублин. Компания «Пневматическая шина и агентство Бута по продаже велосипедов» стала первой в мире компанией, которая начала изучать и производить пневматические шины на промышленном уровне.
Всего год спустя никому неизвестный инженер, работающий в компании Данлопа предложил отделить покрышку от камеры, а также армировать покрышку проволочными кольцами. В это же время был придуман первый способ монтажа и демонтажа шин, который стал прорывом для всех компаний по производству шин.
Андре Мишлен
После этого всего пять лет понадобилось миру, чтобы французы Андре и Эдуард Мишелин (Michelin) изготовили первую в мире автомобильную шину, которая с трудом, но доехала до финиша. Это был сырой образец пневматической шины, который не учитывал множества внешних условий, а материал обладал огромным количеством внутренних напряжений, что привело к десяткам проколов на трассе, протяженной на 1200 км.
Всего год спустя в 1896 году Автомобиль Ланчестер был укомплектован шинами от Данлоп, которые постарались учесть ошибки конкурентов. Первые автомобильные шины в разы увеличили проходимость, комфорт, плавность и скорость автомобиля, но были неудобны с точки зрения монтажа. На установку шин уходил порой весь рабочий день. Конкуренция между производителями шин, растущий спрос, а также довольной быстрый рост цен на пневматические шины привели к постоянному поиску новых инженерных решений, что привело к появлению стандартизации, улучшения систем монтажа-демонтажа шин, а также появлению нововведений, которые используются и по сей день. Например, внедрение корда в шину из особо прочных нитей, новые системы крепежа, которые стали основной причиной валообразного роста шинной промышленности в начале двадцатого века.
Именно в этот период времени наиболее четко прослеживает динамика развития науки, влияющей на производство шин, в первую очередь химии. Самые первые шины были низкопрофильными, тонкими и походили на велосипедные. Это было связано не столько с особенностями моды того времени, сколько с отсутствием углеродных наполнителей для увеличения прочности и снижения внутренних напряжений, а также для придания более жесткой формы. Именно отсутствие углерода в составе резины обусловило белый и бежевый цвета шин в начале двадцатого века.
Однако уже в двадцатых-тридцатых годах двадцатого века углерод стал неотъемлемой частью состава резины наравне с каучуком, что привело к значительному увеличению высоты и ширины протектора. Это увеличило максимальную нагрузку на шину, позволив улучшить показатель грузоподъемности, а также повысило проходимость за счет увеличения пятна контакта протектора с дорогой. Шины из мягкого каучука, который из-за особой химической структуры смеси с углеродом имеют только радиальное направление нитей каркаса, а потому очень четко передают все неровности дороги на автомобиль. Это некомфортно и жестко.
Настоящим прорывом стало появление химических полимеров, которые позволили увеличить жесткость конструкции, не теряя в комфортности и проходимости, а также увеличивая нагрузку на шину. Диагональные шины становятся повсеместно используемыми.
Сейчас наука шагнула далеко вперед, а соревнования компаний между друг другом носят настолько детальный характер, что порой их даже трудно оценить обыкновенному покупателю. Доли секунды, граммы грузоподъемности, незаметные проценты увеличения тяги, снижения сопротивления качению. Цифры-цифры…
Конвеер. Эволюция конвейера: из древности в современное производство
Историю создания конвейера многие связывают с именем Генри Форда (1863— 1947), но как и во многих случаях, когда речь идет о всемирно значимых изобретениях, у них нет одного автора. Известному на весь мир американскому промышленнику всего лишь удалось завершить этот изобретательский процесс, длившийся не одно столетие. На самом деле первые конвейеры были известны еще несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте, Китае и Месопотамии использовали специальные устройства для непрерывной подачи воды при орошении полей.
История именно ленточных конвейеров начинается во второй половине 17-го столетия. С тех пор конвейеры стали неизбежной частью транспортировки материалов. В первые годы система такого конвейера и его работа были довольно просты – деревянная доска и лента, которая перемещалась по ней. Первые ленты были сделаны из кожи, холста или резины.
Хаймл Годдар был первым человеком, который получил патент на роликовый конвейер в 1908 году. Несколько лет спустя, в 1919-м, конвейеры стали использоваться в автомобильном производстве. Несомненно, честь внедрения конвейера в массы принадлежит Генри Форду. Он решил поставить на поток производство дешёвого «народного автомобиля». Кроме того, именно он соединил рабочие места движущейся лентой. На первых шагах сборочный конвейер нёс на себе только шасси — основу будущего автомобиля. По мере передвижения шасси «обрастало» всё новыми деталями которые устанавливали рабочие: кто — коробку передач, кто — двигатель, кто — колёса или фары. В конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. По такому принципу и сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира. Так конвейер и стал самым популярным инструментов передачи как мелких, так и тяжелых деталей и материалов на фабриках.
В течение 1920-х ленточные конвейеры получили широкое распространение, и также подверглись серьезным изменениям. Их стали использовать на угольных шахтах, чтобы перемещать руду на расстояния более 8 км. Те конвейеры были сделаны из слоев хлопка и резиновых покрытий. Самый длинный ленточный конвейер, использующийся сейчас, длиной в 60 миль, находится на фосфатных рудниках Западной Сахары. Одним из поворотных моментов в истории ленточных конвейеров стало начало использования синтетических конвейерных лент. Это произошло во время Второй мировой войны, главным образом из-за дефицита натуральных материалов, таких как хлопок, резина и холст. С тех пор синтетические ленточные конвейеры стали популярными в различных областях.
С увеличивающимися требованиями на производстве всё больше синтетических пластиков и тканей используется в изготовлении ленточных конвейеров: полиэстер, полиамид, полиуретан, поливинилхлорид, полиэтилен, бутил, неопрен, нейлон, силикон и многие другие виды полимеров.
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций
Двигатель Джеймса Уатта. Начало века пара
О движущей силе пара люди знали издавна. Известны идеи пароатмосферного двигателя французского физика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инженер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насос для подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для откачки воды из шахт.
Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.
Изобретения механика Модcли. Техническая революция в производстве
Значительный вклад в развитие промышленного производства внес мастер-механик Генри Модcли (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами.
Изобретение конвейера
После появления конвейера стал возможен массовый выпуск самой сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров. По такому принципу сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира.
Научные открытия и технические изобретения
Изобретение парового двигателя и первых механизмов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В результате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механизмах, решающие технические задачи. Они развиваются и по сей день.
Вслед за великими открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук, инженерных методов создания техники. Появляется физика диэлектриков, разрабатываются новые способы получения сплавов.
Применение в технике научных открытий, полученных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию технических устройств и технологий, которые назвали наукоемкими.
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций
Производство, основанное на ручном труде, постепенно уступает место индустрии. При этом рабочие механизмы все больше начинают изготавливаться машинным способом. На первый план выходит развитие технологий. Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.
Новые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.
Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлениях художника Жак-Луи Давида в 1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он признавался: «Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее начат, она подкрадется и настигнет». Отмечал это и Шиллер. В своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться «моральное состояние».
Генри Форд: создание конвейера и оптимизация производства
В апреле 1913 года произошло событие, ставшее одним из ключевых в истории промышленности: с конвейерной линии, созданной Генри Фордом, сошли первые генераторы.
До этого момента за десятичасовую смену квалифицированный рабочий собирал 25-30 агрегатов, затрачивая около 20-ти мин. на одно изделие.
Знаменитый изобретатель появился на свет 30 июня 1863 г. В молодости он жил в Детройте, работая учеником механика, и все свободное время посвящал созданию своего автомобиля. Но в ходе испытаний становились очевидными все его недоделки. В 1893 году Фордом был построен первый образец с четырехтактным ДВС – правда, он был больше похож на велосипед с четырьмя колесами.
Сменив несколько мест работы, легендарный американец приобрел определенный опыт, и в 1903 г. им была основана «Форд мотор» в дальнейшем ставшая одной из самых известных компаний в области автопроизводства. На предприятии активно внедрялись система стандартизации и принцип конвейера. Идеи в области организации труда изложены Фордом в ряде книг, написанных в дальнейшем.
Вклад в развитие автопрома
В 1903 г. изобретателем была создана гоночная машина. В это же время Фордом открыто серийное производство авто. Всего с конвейера сошло 1700 моделей «А» (8 л.с., скорость до 50 км/ч). Сегодня такие показатели могут показаться смешными, но уже к 1906 г. модель «К» смогла достигнуть на гоночной трассе 160 км/ч.
Сперва модельный ряд «Форд Мотор» обновлялся постоянно. Но с выходом в 1908 г. модели «Т» и все изменилось. Это была первая машина, собранная с использованием конвейера, она имела черный цвет и до 1927 г являлась единственной у компании. В 1924 году 50% всех авто в мире была представлена моделью «Форд-Т», выпускавшейся около двух десятков лет.
Вскоре фордовские машины стали появляться по всей Европе, были созданы крупные заводы в Германии и Англии. Кстати, именно в этой стране изобретателю был поставлен памятник.
Автомобили Форда дешевели, в данном сегменте рынка обострилась конкуренция. Генри начал действовать: останавливал заводы, увольнял рабочих, переналаживал производство. В 1928 г. была создана модель «А», считавшаяся на то время лучшей легковушкой в мире.
До 1939 г. «Фордом» произведено 27 млн авто. Но война изменила планы дальнейшего развития – в стране был временно запрещен выпуск легковушек. В освободившихся цехах стали производить самолеты – их было создано более 8 тысяч. И лишь в послевоенном 1946 производство вернулось на круги своя.
Что же помогло известному изобретателю и предпринимателю добиться таких высот? Прежде всего, это:
— новые принципы организации труда;
— внедрение конвейерной линии в производство.
С именем инженера связан даже термин – «фордизм». Именно такой подход привел к увеличению производительности труда, превратив его в бессознательный. Рабочие стали своего рода роботами, в связи с чем на производствах была введена повременная оплата.
Чтобы сделать машину доступной для многих, Форду нужно было задуматься о повышении производительности труда. Для этого требовалось:
— ограничить число операций, которые выполняет рабочий;
— приблизить задачу к исполнителю;
— учесть последовательность исполнения операций.
Генри Форд не имел экономического образования, но его подход к организации производства повлиял на весь мир и способствовал повышению уровня жизни в США.
Автоистории: появление первого автомобильного конвейера
14 января 1914 года стало переломным моментом в истории автомобилестроения. В этот день Генри Форд объявил о внедрении нового метода сборки автомобилей на непрерывно движущемся конвейере. Если до этого на сборку одной машины уходило более 12 часов, то после перевода на конвейер время сократилось до двух и даже менее часов. Как следствие «Модель Т» начали выпускать миллионными тиражами.
«Модель Т» или «Жестяная Лиззи» не была первым автомобилем, который собрал Генри Форд, однако до этого сборка проводилась вручную, сам процесс занимал много времени, как следствие, машина была штучным товаром, предметом роскоши. Благодаря изобретению промышленного конвейера для поточного производства автомобилей Форд, как говорили его современники, «посадил Америку на колеса». Дело в том, что конвейер для массового производства использовали и до этого. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» такую технически сложную продукцию, как автомобиль.
Генри Форд и его знаменитая «Жестяная Лиззи»
Собственно первую попытку автоматизировать процесс сделали в компании Oldsmobile в 1901 году. Там была организована сборочная линия: детали и узлы будущего автомобиля перемещались на специальных тележках от одного рабочего пункта к другому. Эффективность производства повысилась в несколько раз. Однако Генри Форд хотел улучшить эту технологию.
Говорят, что идея автомобильного конвейера пришла в голову Форду после визита на чикагские скотобойни. Там подвешенные на цепях туши двигались от одной «станции» к другой, где мясники отрубали куски, не теряя времени на переходы от одного рабочего места к другому. Как бы то ни было, в 1910 году Форд построил и запустил завод в Хайленд-парке, на котором спустя пару лет и провел первый эксперимент по использованию сборочного конвейера. К цели шли постепенно, первым на сборку пошел генератор, затем правило распространили на весь двигатель, а потом и на шасси. Сократив время на производство автомобиля и различные издержки, Генри Форд снизил и цену автомобиля. Как следствие личная машина стала доступна среднему классу, который прежде мог об этом только мечтать. «Модель Т» вначале стоила 800 долларов, потом 600, а во второй половине 1920-х годов ее стоимость снизилась до 345 долларов, при этом изготавливалась она менее, чем за два часа. По мере снижения цены стремительно увеличивались продажи. Всего было выпущено около 15 млн таких машин.
Благодаря поточному производству стоимость «Модели Т» снизилась до 650 долларов
Успешному производству способствовал не только конвейер, но и толковая организация труда. Во-первых, с 1914 года Форд начал платить рабочим по 5 долларов в день, что было значительно больше, чем в среднем по отрасли. Во-вторых, он сократил рабочий день до 8 часов, в— третьих, он предоставил своим рабочим 2 выходных дня. «Свобода* – это право работать приличествующее количество часов и получать за это приличествующее вознаграждение; это возможность самому устраивать свои личные дела», писал Форд в книге «Моя жизнь, мои достижения».