к какой правовой семье относится япония
Основы современной правовой системы Японии были заложены после буржуазной революции 1867-68 гг. На формирование её значительное влияние оказывали германское государственное право, гражданский кодекс Франции, в послевоенный период было существенно влияние американского права.
Правовая система Японии принадлежит к «континентальной системе» права, она характеризуется наличием свода законов, который по традиции называется «Шестизаконие» (Роппо). Но и прецедент имеет в ней некоторое значение.
Правовая система послевоенной Японии базируется на Конституции, вступившей в силу в 1947 году. Японское государство является конституционной монархией, где император считается «символом государства и единства народа»; свободно избираемый двухпалатный парламент осуществляет высшую законодательную власть страны; ему подчинены все органы исполнительной власти; судебная влаасть действует на основе независимости судов; развито местное самоуправление; конституция гарантирует основные права и свободы человека и гражданина; в области внешней политики статья 9 Конституции провозгласила отказ от права ведения войны и вооружённых сил. В настоящее время в парламенте действуют специальные комитеты, изучающие вопрос о реформе конституции.
Исполнительная власть страны возглавляется «парламентским» Кабинетом и Премьер-министром. С января 2001 года действует обновлённая структура центрального министерского аппарата. Важнейшие нормы функционирования исполнительной власти содержатся, помимо Конституции, в Законе о Кабинете, Законе об административной организации страны, Законе о государственных должностных лицах и др. Осуществляемая ныне крупномасштабная административная реформа призвана дать мощный импульс развитию страны в 21-м веке.
Гражданские правоотношения, семейные и имущественные, регулируются на основе Гражданского кодекса, принятого в 1898 г и существенно ревизованного в 1947 г., ряда «специальных законов», а также обновлённого гражданско-процессуального кодекса, принятого в 1996 г и вступившего в действие с 1998 г. По мнению некоторых учёных, в Японии ещё недостаточно развито обобщение норм регулирования экономических отношений. Новый процессуальный кодекс должен значительно ускорить судебное рассмотрение гражданских дел.
Торговый кодекс Японии действует с 1889 года, он неоднократно пересматривался и дополнялся «специальными законами», поскольку сферы бизнеса постоянно обновляются и расширяются.
Действующий Уголовный кодекс вступил в силу в 1908 году, многократно ревизовался. Некоторые преступления предусмотрены не УК, а «специальными законами» (их около 30), а также, уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. По уровню преступности Япония считается одной из самых благополучных стран мира.
Уголовно-процессуальное законодательство отличается широким применением непринудительных мер на стадии расследования. Однако, судебное разбирательство в стране характеризуется затяжным характером.
Судебная система Японии образуется из Верховного суда, высших судов (8), местных судов (50), семейных судов (50), дисциплинарных судов (438). Они имеют множество отделений на местах. В настоящее время в стране изучаются пути реформирования судебной системы с целью сделать судебную систему более доступной для населения, повысить качество судопроизводства.
Правовая система Японии в целом характеризуется гражданским, демократическим характером, она смогла обеспечить прогрессивное развитие страны в послевоенный период, в настоящее время она совершенствуется чтобы идти в ногу с переменами в обществе и мире.
Право Японии
Историческое развитие японского права
Родовой строй существовал в Японии примерно до V в. н.э., после чего начался период вождества и медленного формирования централизованного государства. В VI в. начинается период подъема государства Ямато, правители которого вели свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу, усиливая тем самым собственную легитимность. Кроме того, со второй половины VI в. в Японию из Китая и Кореи активно проникает буддизм.
В 701 году был составлен кодекс «Тайхо-рицурё» («Уголовный и административный кодекс годов Тайхо»). В 718 г. принимается кодекс «Ёрорицурё» («Уголовный и административный кодекс годов Ёро»). К данным кодексам был написан ряд комментариев: «Рё-но-гигэ» (833 г.) и «Рё-носюгэ» (920 г.). Оба текста несли на себе явный отпечаток китайского права, так как комментаторы активно использовали в качестве образца действовавшее китайское законодательство. Как отмечает В.Н. Еремин, кодекс «Тайхо-рицурё» «характеризует тогдашнее состояние того, что сегодня мы называем уголовным и уголовно-процессуальным правом. Естественно, что четкого разделения этих отраслей еще не было.
Соответственно, правовое регулирование носило достаточно архаичный характер. Заметное снижение роли центрального правительства вело к росту сепаратистских тенденций и порождало региональное правотворчество. Крупных законодательных актов не существовало вплоть до последней трети XIX столетия. Одновременно шел медленный процесс становления собственно национальных черт права. Как полагает В.Н. Еремин, правовая система эпохи Токугава «отражала заметный отход от традиций рицурё. В ней получали дальнейшее развитие собственно японские начала.
Правовые воззрения приобрели такую зрелость, что смогли служить основой национально-самобытного правотворчества. Доминировавшие взгляды на государство и право в ряде случаев отличались от господствовавших в Китае, в том числе по таким проблемам, как социальная стратификация, отношения собственности, политическая идеология и организация собственности, политическая идеология и организация, семейные отношения, преступление и наказание т.п.». Следует принять во внимание то обстоятельство, что Япония на протяжении нескольких столетий находилась в режиме автаркии и не допускала на свою территорию иностранцев. Учитывая же островное положение страны, исключались внешние войны, объективно способствующие различным заимствованиям. Сёгунат Токугава отличался миролюбием и стремился не допускать столкновений с другими государствами.
Становление и развитие современной правовой системы Японии
С 1868 г., после падения власти сёгунов, в Японии началась эпоха «Мэйдзи» (по имени императора, номинально получившего всю полноту власти в стране). Причин модернизации было несколько, в том числе и зримое отставание в техническом и военном аспектах. Как и в любой другой стране, круто меняющей вектор своего развития, «формирование и развитие политической и правовой мысли в Японии нового времени на начальном этапе после Реставрации Мэйдзи породило много интересных идей и предложений по демократизации государственного устройства и политической практики. Демократические начала получили заметное развитие, во многом связанное с возросшей активностью национальных общественных сил.
Политическое развитие Японии в начале XX века привело к оформлению монархии абсолютистского типа. Поэтому, по мнению А.Х. Саидова, с которым в целом можно согласиться, «правовым идеалам японского правительства больше импонировало право кайзеровской Германии с ее сильной императорской властью, ограничением свобод подданных и сохранением привилегий помещиков-юнкеров. Процесс рецепции в японском праве переместился от французского права к германскому. К концу первой четверти XX в. германское влияние стало основным и оставалось таким до капитуляции Японии во Второй мировой войне. Другими словами, в японском праве можно было узнать точное отображение немецкой юридической науки».
Этому способствовало сохранение и юридическое закрепление в Конституции 1889 г. ряда традиционных японских принципов:
До 1945 г. правовая система Японии в целом основывалась на романогерманском праве. После военного поражения и капитуляции страна была оккупирована американцами, что способствовало демилитаризации и, одновременно, повлекло определенные заимствования из семьи общего права. Конституция Японии 1947 г. была фактически написана американскими оккупационными властями. В ней оказались закреплены многие принципы естественного права. Американское влияние прослеживается в особенностях закрепления прав и свобод граждан, структуре и функциях Верховного Суда Японии, получившего полномочия осуществлять конституционный контроль.
Отрасли материального и процессуального права в послевоенные годы подвергались существенной переработке. Бурное развитие получило трудовое право. Оно основано на ряде важных нормативных актов, к числу которых относятся:
Как верно отмечает И.Я. Киселев, «формирование японского трудового права происходило в условиях американской военной оккупации и в значительной мере осуществлялось по американскому образцу. Американские власти в Японии активно способствовали созданию трудовых норм, отвечающих задачам укрепления позиций капитализма и в то же время достаточно гибких, учитывающих новые условия, сложившиеся в Японии в результате разгрома японского милитаризма».
Следует, однако, принять во внимание то обстоятельство, что японское общество, относимое к странам запада по уровню материально-технического развития, по ментальным характеристикам остается постоянным. Так, ряд исследователей отмечает, что «многие положения Конституции и названных законодательных актов не только не соблюдаются предпринимателями, но и нарушаются текущим законодательством, регулирующим трудовые отношения в различных отраслях деятельности или применительно к различным категориям работников. В частности, широко бытует дискриминация женщин, в особенности замужних, при приеме на работу и увольнении с нее. Весьма ограничено право на забастовку государственных и муниципальных служащих». Трудовые отношения в Японии вообще отличаются рядом специфических черт. Во-первых, это ярко выраженный патернализм, означающий восприятие фирмы или учреждения как «второго дома». Работник за личную преданность интересам работодателя и усидчивость в труде получает надбавки к зарплате и иные льготы за выслугу лет. Во-вторых, трудовая этика японцев предусматривает интенсивный режим работы (9-10 часов по сравнению с 7-8 часами в Европе) и дополнительную деятельность в «кружках качества» и аналогичных общественных ячейках. Во многом благодаря этим особенностям Япония достигла огромных экономических успехов.
Значительную роль играет развитое правоохранительное законодательство. С конца 50-х гг. XX в. изданы следующие системообразующие нормативные акты в этой сфере:
В целом современное право Японии примыкает к романо-германской правовой системе. Оно подразделяется на публичное и частное. Кодифицированным, кроме материального права, является и процессуальное право. В частности, УПК 1948 г. во многом строится по американским стандартам и направлен на демократизацию правосудия. Исследователи отмечают, что «в действующей судебной процедуре переплетаются элементы прошлого, связанные прежде всего с «инквизиционным процессом», в котором решающая роль принадлежит признанию обвиняемого, и элементы, заимствованные из англо-американской системы судопроизводства, где всячески подчеркивается состязательный характер судебного процесса и внешне беспристрастная позиция судьи». Предварительное же следствие в Японии до сих пор ориентировано на получение признания подозреваемого. Однако это требование признания собственной вины основано на конфуцианской морали, предусматривающей возможность и желательность примирения сторон не только в рамках гражданского, но и уголовного процесса.
Следует отметить то обстоятельство, что семейные отношения японцев патриархальны и чрезвычайно иерархичны. Именно на этот момент обращает внимание известная американская исследовательница Р. Бенедикт, описывая различные социальные практики в Японии.
Законодательство предусматривает различные виды мировых соглашений. На досудебной стадии используется процедура «ёдан». Она предусматривает обращение сторон к посреднику для разрешения конфликтной ситуации. Если противоречия не удалось разрешить, то стороны могут обратиться в суд. На основании ст. 136 ГПК Японии судья должен стремиться в ходе судебного процесса привести стороны к примирению.
Эта процедура называется «викай».
Судья сам осуществляет роль посредника на любой стадии процесса. Кроме того, стороны, обратившись в суд, могут просить о создании примирительной комиссии, которой будет поручено предложить сторонам возможный вариант мирового соглашения. В состав такой комиссии входят два посредника и судья, однако последний не участвует в заседаниях, чтобы не влиять на процесс выработки соглашения.
Такая процедура именуется «шотей». По определенным категориям дел (семейные и трудовые конфликты) она является обязательной. Если сторонам не удалось достичь мирового соглашения, то дело будет рассмотрено судом по одному из двух вариантов: либо с использованием действующего законодательства, либо путем подтверждения мирового соглашения, предложенного посредниками.
В последние десятилетия в среднем 50% исков в рамках гражданского судопроизводства удовлетворяется в результате примирения сторон. Надо, однако, учитывать тот факт, что подчинение населения Японии нормам «гири» не носит безусловного характера. В основном эти правила сохраняют свою значимость в сфере частной жизни и, соответственно, частного права (семейные отношения).
Выражается это, например, в том, что до 90% разводов происходит по взаимному согласию сторон, а общее их число не идет ни в какое сравнение с ситуацией в Западной Европе и, тем более, в России.
Существенным является и то, что правила «гири» носят изменчивый и дискретный характер (они могут быть исполнены полностью лишь в определенный момент времени). Сложнее с иными формами традиционных ценностей в Японии. В их адрес известный компаративист Р. Давид бросил упрек в «антиюридической направленности», хотя маститый ученый в данном случае неправ. Нельзя подходить ко всем правовым системам с одной меркой.
Любая цивилизация исходит из собственных культурно-исторических традиций в оценке должного и конкретных форм его проявления. Способы коммуникативных связей вполне могут опираться на нравственно-религиозные принципы.
Как отмечает Г.В. Мальцев, «религиозный и правовой способы регуляции человеческого поведения обнаруживают несомненное сходство в том, что грехи, как и правонарушения, различаются по степени тяжести и, следовательно, влекут за собой наказания различного характера и неодинаковой меры. Поскольку греховность поражает тело и душу человека, выделяются чувственные и духовные грехи, при этом последние считаются наиболее опасными, трудно преодолимыми. Право, во всяком случае, не берется за искоренение таких пороков».
Государственное правотворчество в Японии, в отличии от стран романо-германского права, не пытается быть всеохватным. Образно говоря, во внеевропейском пространстве трактовать «право» можно очень широко. К нему вполне допустимо применить онтологическое определение, согласно которому право понимается как «основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого имеют взаимообусловленные правомочия и обязанности». Применив данное определение права к рассматриваемой нами проблематике, получим однозначный ответ: социальная значимость традиционных ценностей и их использование в качестве способа межсубъектной коммуникации позволяют признать их аналогом права в европейском понимании.
Отрицание самобытности той или иной цивилизации лишь на том основании, что в ней господствует другой тип правосознания, и социальное регулирование строится на традиционных ценностях, является показателем безграмотности.
Традиции и новации должны органично сочетаться, в противном случае мы получим радикальное реформаторство, не подкрепленное возможностями общества, либо замшелый консерватизм, во что бы то ни стало старающийся сохранить «устои». Японское общество еще в раннем Средневековье восприняло из Китая буддизм и конфуцианство, которые, наряду с религией синто, до сих пор служат основой мировоззрения большинства населения.
Исследователи отмечают, что «сложившееся под влиянием этих религиозных течений японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип «ва» требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый «не потерял своего достоинства») и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров…». Таким образом, традиционные ценности заполняют современные юридические формы и оказывают решающее воздействие на правовое развитие страны. Несмотря на значительную вестернизацию после 1945 г. Япония, по сути, остается типичной представительницей Востока, со своими особенностями и неповторимым колоритом.
Правовая система Японии
Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности.
В правовой жизни японцев наиболее существенной традицией считается тенденция разрешать споры без обращения к закону и суду, связанное с этим стремление разрешать споры путём примирения, предпочтение не акцентировать внимание на интересах и правах индивида.
В Японии сохранилось и дошло до XXI века большое количество исторических документов VII—VIII веков.
Содержание
Государственное (конституционное) право Японии
В Японии действует Конституция 1946 года, которая установила конституционную парламентскую монархию, провозгласив императора «символом государства и единства нации». Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранён от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета Министров (ст. 3 Конституции). Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер-министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск Палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к Парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.
Высший орган государственной власти в Японии — Парламент (Коккай), состоящий из 2 палат. В состав Палаты представителей (Сюгиин), которая избирается сроком на 4 года, входят 511 членов, в состав Палаты советников (Сангиин) 252 члена. Срок полномочий членов Палаты советников — 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Важную роль в работе палат играют постоянные и временные комитеты: каждая палата, прежде чем обсудить внесённый законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянному комитету. Правом законодательной инициативы обладают члены палат и правительство. Однако депутаты могут представить законопроект только в том случае, если он будет поддержан хотя бы 20 депутатами нижней палаты или 10 депутатами верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой Парламента. Кроме того, парламент контролирует деятельность исполнительной власти, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований.
Высшим органом исполнительной власти в Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят премьер-министр, министры — руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению парламента из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав парламента. По требованию премьер-министра они могут быть отстранены от должности.
Полномочия правительства обширны. Оно проводит в жизнь законы, руководит государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов Верховного суда и судей низших инстанций. Кабинет министров наделён также правом законодательной инициативы — он представляет большинство законов, принимаемых парламентом.
Конституция Японии закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом. Если Палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе, либо император, по совету и с согласия Кабинета, распускает Палату представителей.
История права Японии
Правовая система древней Японии (I—VI веков)
История японского права начинается с самых ранних форм японского государства — с периода общин-государств (I—III веков н. э.), которых, по сообщению китайских источников, на островах было около сотни (Хань-шу, Хоу-хань-шу, Вэй-чжи, Цзинь-шу). Системообразующим компонентом тогдашней правовой системы служили сначала правители, или главы общин-государств (яп. кими), а позднее в период государства Ямато (IV—VII вв.). Реконструкция правовой системы бесписьменного периода осуществляется на основе более поздних памятников (Кодзики, Нихон сёки).
Большинство японских историков [кто?] правовой системы Японии, относят её зарождение к среднему Яёй, то есть I—II векам н. э.
На ранних периодах самоорганизации всё более крупных объединений людей и вплоть до формирования общин-государств право было одним из инструментов социального регулирования, в том числе традиционных религиозных институтов. На этом этапе правовые, моральные, религиозные воззрения были слиты, право мифологизировалось.
Соотношение роли правового и религиозного начал изменялось: религия из основного инструмента социальной регуляции превратилась в фундамент для построения общин-государств, где религия отодвинулась на второй план, а правовые аспекты вышли на передний. Тем не менее, считалось, что земные порядки, власть, правила, установления, дозволения и запреты восходят к некоему божественному источнику и являются воплощением определённого божественного порядка справедливости.
Правовая система периода Яматай (I—III века н. э.)
На протяжении этого периода преобладало право отдельных общин-государств. Хранителями и толкователями норм права были сначала главы родов дзокутё, а затем — кими, которые от своего имени провозглашали волю богов.
Сформировалось ранее право, регулировавшее вопросы преступления, назначение наказаний и их исполнения. Категории были таковы:
Существовала солидарная ответственность перед богами: наряду с возложением санкций на совершившего преступление индивида, сообщество, к которому он принадлежал (включая главу рода), должно было для снятия загрязнения (преступления) совершить в качестве искупления общий обряд.
В уголовном праве древней Японии преступления разделяли на две группы: преступления против неба и преступления против племенного союза.
Право Японии эпохи раннего государства Ямато (IV—VII веков)
Период истории правовой системы монархов раннего государства Ямато (IV в. н. э.—604 г. н. э.) начался с образованием в IV в. раннерабовладельческого государства Ямато, когда право монархов Ямато стало противопоставляться обычному праву общин.
Раннее государство представляло собой объединение кровнородственных групп и союзов общин в составе федерации. В Ямато была рабовладельческая социальная структура, сильная политическая власть, культ богини солнца Аматэрасу, большое влияние на общество оказывал Китай. На этом этапе в общественное сознание проникают буддизм и конфуцианство.
Правовая система эпохи раннесредневековой Японии (середина VII—X века)
Этап древнего права в правовой системе древней Японии продолжался с 604 года по 969 год н. э., то есть от появления «Законоположений в 17 статьях принца-регента Умаядо (Сётоку-тайси)» и до установления режима регентов и верховных канцлеров сэккан.
Этот этап истории правовой системы Японии сопоставляется в общей истории с периодами Асука (592—710 гг. н. э.), Нара (710—794 гг. н. э.) и Хэйан (794—1185 гг. н. э.). Периоды Асука и Хэйан входят в данный этап истории правовой системы лишь частично (Асука — без начальной части, поскольку до «Конституции Сётоку» не было поворота к кардинальному изменению правовой системы, а Хэйан — без заключительной части, когда режим сэккан уже придал древней правовой системе принципиально новое качественное отличие).
С точки зрения истории японского права данный период можно разделить на два подпериода: законов типа рицурё (604—810 гг. н. э.) и законов кякусики (810—969 гг. н. э.)
Период преобладания законов типа рицурё
Начало важнейших государственных перемен в Японии связано с именем принца Умаядо, посмертное имя — Сётоку (Сётоку-тайси), занимавшего пост регента. Именно ему приписывается авторство «Законоположений Сётоку» («Законоположений 17 статей», «Законоположения из 17 статей» 604 года н. э.), которая рассматривается [кем?] как первый сохранившийся в истории Японии акт писаного права. Однако «Законоположения Сётоку» не были нормативным актом в полном смысле слова и сочетали в себе элементы как закона, так и трактата в форме предписаний и поучений, адресованных властям и народу.
Следующим важнейшим этапом в становлении государства рицурё стала Реформа Тайка, которая была проведена при императоре Котоку. Благодаря этой реформе были определены основные очертания централизованного государства.
Реформу осуществили следующие основные акты:
В последующее время возникло писаное право в форме первых японских писаных законов «Оми рё» и «Тэмму рё».
Первым в Японии актом чисто правового характера, появление которого означало оформление зрелой стадии государственного правления по типу рицурё, стал свод законов «Тайхо рицурё». Он относится к периоду, когда Реформа Тайка шла полным ходом. Это нормативный акт, который отразил идеи реформаторов в наиболее сформулированном виде и развивал концепции, заложенные в «Конституции Сётоку» и «Манифесте Тайка».
Вероятно, основная часть «Тайхо рицурё» была подготовлена при императоре Тэмму. Составлявшие его шесть томов рицу и одиннадцать томов рё были закончены в 701 г. н. э., при императоре Момму, и в 702 году вступили в силу.
Появление следующего свода законов — «Ёро рицурё» — стало результатом внесения изменений в «Тайхо рё». Однако, по имеющимся [где?] данным, корректировка носила характер лишь редакционной правки, и кардинальных отличий от текста «Тайхо рё» не имелось. Подготовка свода была закончена в 718 году, при императоре Гэнсё. Однако по невыясненной причине «Ёро рё» ввели в действие вместо «Тайхо рё» лишь после 757 года — почти через сорок лет.
Эпоха кякусики
Для государственной и социальной жизни Японии того времени были характерны:
На перестройку государственного механизма накладывалось проводившееся в то время составление кякусики как законодательных актов, благодаря чему можно было бы более гибко применять положения рицурё в соответствии с обстоятельствами.
С 947 года (с перерывами по XIII в.) принимались новые законы, основанные на рицурё и получившие общее наименование синсэй. В отличие от кяку и сики, они не просто ревизовали предыдущие законы, а скорее вводили институциональные новации в управление страной. Свою основную роль законы синсэй сыграли уже в следующую историко-правовую эпоху.
Японское право в эпоху феодализма
Рассматриваемый этап может быть разделён на три периода.
Правовые системы императорского дома и владений сёэн
Хронологическими рамками данного периода можно считать установление режима сэккан в 969 году и принятие «Госэйбай сикимоку» в 1232 году.
Суть системы правления сэккан, ставшей знаковой для политической системы Японии второй половины IX века, заключается в том, что, в отличие от рицурё, государством фактически правили регенты и верховные советники при императоре — сэссё и кампаку. управления от системы рицурё, но не настолько, чтобы можно было говорить о полном отказе от неё.
В 967 году, то есть почти одновременно с установлением режима сэккан, был введён в действие «Энги сики». Этот акт одновременно был и завершающей ступенью рицурё, и отправным пунктом придворной правовой системы. В ту же пору появлялись законодательные акты типа синсэй, которые формально и содержательно продолжали линию, идущую от кяку. Они издавались уже не так, как раньше, не в форме указов правительства дадзёкана, а упрощённым образом, зачастую в виде «всемилостивейшего повеления» императора. В каждом случае объединялось несколько статей запрещающего характера.
Синсэй представляли собой письменное право. Однако в то же время с новой силой получило развитие и обычное прецедентное право, основанное на ведомственных правилах. Составлялись сборники таких прецедентов. Большое значение приобрели также заключения специалистов, толкователей законов, даваемые в ответ на запросы свыше.
В эпоху сёэн главным предметом судебных разбирательств были различные виды и уровни притязаний и обязанностей, связанных с земельными отношениями. Например, существовали сики относительно владения землёй, управления ею, обработки и так далее.
Правовая система сёгуната Камакура
Этот период длился с 1232 по 1338 г. Наиболее значимым событием в истории права Камакура является принятие в 1232 году «Госэйбай сикимоку» (или «Дзёэй сикимоку») благодаря чему прочные позиции заняло «право воинов».
Каждая из 51 статьи «Госэйбай сикимоку» была закреплением сложившегося в стране дуалистического государственного строя, в котором существовали институты императора и военного правителя сёгуна, опиравшегося на реальную силу самурайского сословия и имевшего наибольшую власть. «Госэйбай сикимоку» играл роль основного закона самурайского сословия. Он был принят по распоряжению виднейшего из всех Ходзё, занимавших пост сиккэн, Ходзё Ясутоки. К его составлению имели отношение одиннадцать членов Государственного Совета хёдзёсю и два представителя дома Ходзё — сам Ясутоки и его дядя Токифуса.
«Госэйбай сикимоку» воплотил немало прогрессивных для того времени правовых идей — о более жёсткой регламентации деятельности местных администраторов, об институте давности, об ограничении солидарной уголовной ответственности, о более мягком подходе к оценке вины рядовых участников выступлений против режима и тому подобное.
Правовая система бакуфу Муромати (1338—1477 гг)
Период Муромати, особенно его вторая половина (1392—1573), отличался ожесточёнными сражениями между воинственными феодалами, после чего началось объединение Японии благодаря усилиям Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. В период Муромати продолжалось сосуществование императорского двора и правительства (бакуфу) военного правителя страны сёгуна — из дома Асикага.
В 1336 году был принят новый закон «Кэмму сикимоку», который состоял из вступительного раздела, посвящённого вопросу оптимального местонахождения бакуфу, и семнадцати статей об основах управления страной. Согласно господствующему [где?] мнению, форма сикимоку была избрана для этого законодательного акта в знак преемственности по отношению к «Госэйбай сикимоку», а количество основных статей должно было указывать на связь с «Конституцией из семнадцати статей» Сётоку Тайси.
Правовая система «разделённых» или «воюющих» провинций
В период существования системы «разделённых» (бункоку) или «воюющих» провинций (сэнгоку) (1477—1582 годы) основным содержанием государственной и социальной жизни страны были затяжные междоусобные феодальные войны.
Время после «смуты годов Онин» 1467—1477 характеризовалось ослаблением власти Муромати бакуфу. Свою опору утратили и бакуфу, и императорский двор, и аристократия. Соответственно право, получившее наименование права «разделённых» или «воюющих» провинций, находилось в совершенно разобщённом состоянии.
Право было разобщено, хотя общность территории, общение между феодальными образованиями порождали сходство в юридических концепциях и нормативном материале.
Центральная власть закладывала в право концепцию своего господства, а местные феодалы формировали своё локальное право как инструмент сохранения независимости от центра. И те, и другие проводили через право постулат абсолютного подчинения низов верхам, вассальной преданности, но при этом выдвигалось требование разумного правления, недопущения произвола, и прочие.
Сёгунаты Камакура и Муромати издавали правила, касавшиеся главным образом проблем их собственных приближённых самураев, которые приобретали всё возрастающую административную власть на местах. Эти люди из военно-служилого сословия стали особенно широко выполнять административные функции гражданского характера в эпоху позднего Муромати, после войны Онин 1467—1477. Самурайский контроль над всей гражданской деятельностью и прямое применение военного права ко всем невоенным секторам общества, включая религиозные объединения, крестьянство, ремесленничество и коммерцию, послужили предпосылкой к установлению в XVI веке на три столетия такой формы правления, как полновластный токугавский сёгунат с правительством в виде военной полевой ставки. Таким образом, рост централизации в сфере правовой системы при Токугаве возник не на голом месте.
Правовая система Японии на этапе перехода к Новому времени
Этап перехода правовой системы феодальной Японии к новому времени открывается в 1582 году обмером земель в Ямасиро, что было началом практической работы Тоётоми Хидэёси (в то время он ещё носил фамилию Хасиба) над составлением земельного кадастра. Продолжался он почти триста лет — до 1868 года, до конца эпохи Токугава, то есть до Реставрации Мэйдзи.
Этот этап может быть разделен на четыре периода.
Правовая система режима Тоётоми Хидэёси
Этот период продолжался с 1582 по 1598 год.
Основным содержанием правовой жизни при режиме Тоётоми было оформление новой системы феодального господства над крестьянами, основанной на земельном кадастре (составлялся в масштабах страны в течение 1582—1598 годов). Наиболее значительными явлениями в этой области были, прежде всего, принятие в 1594 году положения об обмере полей в масштабах всей страны, а также принятие правила о запрещении крестьянами ношения мечей (1588) и введение институтов пятидворок и десятидворок (1597). Обмер полей начался в 1582 году в двух общинах, но в июне 1594 года было принято положение, в соответствии с которым он начал распространяться на всю территорию страны. Встречающееся наименование «Указ об обмере полей» («Кэнтирэй») относится именно к упомянутому положению.
В 1597 году, опять же в форме окитэ, был принят акт, согласно которому под предлогом предотвращения преступной деятельности шаек разбойников, а в действительности для установления жёсткого контроля над населением самураи, находящиеся на службе у феодалов, сводились в пятидворки, а простой народ в десятидворки. При этом члены такой структуры давали письменное обязательство, скреплённое каждым из них, о недопущении мятежа и т. п. Если пятидворка (десятидворка) делала заявление о том, что её член совершил преступление, ответственность за содеянное нёс единолично преступник, но если такое заявление поступало извне, на каждого из её членов возлагалась обязанность выплатить заявителю денежную компенсацию. Тогдашняя система пятидворок и десятидворок была прообразом института пятидворок (гонингуми) токугавского сёгуната.
Создание и упрочение токугавской правовой системы типа бакухан
К этому периоду относится отрезок времени с 1603 по 1651 год.
Гражданское право Японии
Гражданский кодекс Японии состоит из Общей части и 4 разделов, посвящённых вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву.
Торговый кодекс Японии состоит из 4 разделов, в которых регулируются следующие вопросы: общая часть, торговые компании, торговые сделки, морская торговля. В него, как и в Гражданский кодекс, после издания неоднократно вносились изменения, однако значительно чаще издавались дополнительные законы, не включаемые в эти кодексы. Среди наиболее важных из них — изданные в 1899 году законы о лицензиях, о торговых знаках, об авторском праве, законы об аренде земли и об аренде жилища, а также принятые после Второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг, о восстановлении компаний и о возмещении ущерба, связанного с движением автомобильного транспорта.
Решения японских судов формально не считаются источником права, однако на практике постановления вышестоящих судов, и в особенности Верховного суда, воспринимаются судами как нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению.
Гражданский процессуальный кодекс Японии был издан в 1926 году по австрийскому образцу [источник не указан 292 дня] и предусматривал активную роль суда в ходе разбирательства дела.
Уголовное право Японии
Уголовный кодекс Японии действует с 1907 года, в редакции 1947 года. Кроме того в качестве источников уголовного права наряду с Уголовным кодексом 1907 года выступают Закон о малозначительных преступлениях 1948 года, Закон о несовершеннолетних 1948 года и другие периодически изменяемые и дополняемые акты.
Судебная система Японии
Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947—1948 годов. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.
Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделённый самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами.
Высшие суды выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции.
Территориальные суды рассматривают по первой инстанции основную массу гражданских и уголовных дел. Эти суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам.
Семейные суды разбирают споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.
Первичные суды являются низшими судами и рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы