к какой планете была запущена первая в мире автоматическая станция
Исследование планеты Венера космическими аппаратами
Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Она известна людям с глубокой древности. Однако поверхность Венеры постоянно скрыта плотной атмосферой и облачным слоем, окутывающим планету, что мешает ее изучению. К концу 1950-х годов стало ясно, что наземные методы исследования Венеры не могут дать существенно новой информации.
До начала космических исследований этой планеты ученые надеялись найти на ней природные условия, очень близкие к земным, или, точнее говоря, к тем, которые Земля проходила в процессе своей эволюции.
Космические исследования Венеры начались в 1961 году с полета советской автоматической межпланетной станции «Венера-1», пролетевшей в 100 тысячах километрах от планеты. После этого были полеты еще нескольких «Венер» и американских «Маринеров» (Mariner). В 1970 году космический аппарат (КА) «Венера-7» впервые совершил на планету мягкую посадку, а в 1975 году с КА «Венера-9» и «Венера-10» были получены панорамные изображения поверхности Венеры.
В 1978 году на планету совершили посадку спускаемые аппараты «Венера-11» и «Венера-12», изучившие в том числе и электрическую активность атмосферы Венеры. В том же году был запущен американский проект «Пионер–Венера» (Pioneer-Venus), результатом которого стала топографическая карта, созданная на основе радарной съемки.
В 1982 году «Венера- 13» и «Венера-14» передали первые цветные снимки поверхности планеты. Были также впервые получены данные об элементном составе поверхностных пород. КА «Венера-15» и «Венера-16», запущенные в 1983 году, с помощью радиолокации картографировали с орбиты северное полушарие планеты, что позволило оценить структуру (морфологию) поверхности.
КА «Венера-9, —10, —11, —12, —13, —14» внесли значительный вклад в исследование Венеры. Они передали на Землю панорамы поверхности планеты, результаты химического анализа атмосферы и грунта, измерения температуры и давления в процессе спуска в атмосфере, скорости ветра на поверхности.
Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стал международный проект «Вега» по исследованию Венеры (зондами в атмосфере), а также кометы Галлея.
По программе «Вега» в создании научных приборов и обслуживающих их систем вместе с советскими специалистами принимали участие представители Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте участвовали Европейское космическое агентство, Япония, США.
В рамках программы были созданы две идентичные станции – «Вега-1» и «Вега-2». Каждая из них состояла из пролётного модуля и спускаемого аппарата, который в свою очередь подразделялся на посадочный модуль и аэростатный атмосферный зонд. Аэростат, вес которого вместе с системой наполнения не превышал 110 килограмм, был разработан в Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина.
Аэростатный атмосферный зонд состоял из оболочки аэростата диаметром 3,4 метра и подвешенной на капроновом фале длиной 12 метров гондолы, состоящей из метеокомплекта, радиосистемы и блока питания, установленных на несущей конструкции. Общая масса гондолы — 6,7 килограмм.
Посадочный модуль во многом повторял посадочные аппараты межпланетных станций «Венера 9-14», но в связи с тем, что по баллистическим условиям посадка совершалась на ночной стороне Венеры, с него были сняты телефотометры, а также плотномер. Грунтозаборные устройства и аппаратуру «Арахис» для определения содержания в грунте породообразующих элементов оставили. Кроме того, из-за установки новых научных приборов и для предотвращения колебаний посадочного аппарата в набегающем потоке при спуске на аэродинамическом щитке между ним и посадочной опорой был установлен конический экран — стабилизирующий конус.
15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую межпланетную станцию «Вега-1». Впервые в СССР запуск межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Следующая станция «Вега-2» была отправлена в полет 21 декабря 1984 года.
Перелет от Земли до Венеры обеих станций «Вега» практически полностью повторял баллистику станций «Венера 11» – «Венера-14».
Единственным отличием являлся пролет не над дневной, а над ночной стороной планеты. Ночная сторона Венеры была выбрана по причине более стабильного температурного режима в атмосфере.
На трассе перелета проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонент нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц.
Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции «Вега-1» 178 суток, а для «Веги-2» — 176 суток.
За двое суток до подлета от автоматической станции «Вега-1» был отделен спускаемый аппарат, при этом сам космический аппарат ушел на пролетную траекторию.
11 июня 1985 года спускаемый аппарат станции «Вега-1» вошел в атмосферу Венеры на ночной стороне. После отделения от него верхней полусферы, в которой в сложенном состоянии находился аэростатный зонд, каждая часть совершала автономный спуск. Через несколько минут началось наполнение аэростата гелием, по мере прогрева гелия зонд всплыл на расчетную высоту (53-55 километров), начался дрейф.
В это же время посадочный аппарат также совершал спуск на парашюте и одновременно передавал научную информацию на космический аппарат «Вега-1» с последующей ретрансляцией информации на Землю. Через 10 минут после входа в атмосферу на высоте 46 километров произошел сброс тормозного парашюта, после чего спуск проходил уже на аэродинамическом тормозном щитке.
На высоте 17 километров сработал сигнализатор посадки (возможно, из-за внезапного сильного вихревого потока). Из-за этого запустилась циклограмма работы приборов на поверхности планеты, в том числе грунтозаборного устройства (ГЗУ). Бур начал сверлить атмосферу, а не грунт Венеры. После 63 минут спуска аппарат плавно опустился на поверхность, на равнину Русалки в северном полушарии. Кроме ГЗУ, другие научные приборы зонда передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата «Веги-1» после посадки составила около 20 минут. Аэростатный зонд проработал в атмосфере 46 часов. За это время под действием ветра он продрейфовал вдоль экватора примерно 11,5 тысячи километров со средней скоростью 69 метров в секунду.
Полет зонда начался из полуночного района, а закончил он свою работу на дневной стороне. Гондола измеряла температуру атмосферы, давление, вертикальные порывы ветра, а также среднюю освещенность. В связи с отсутствием спутника-ретранслятора (пролетный аппарат для этого не годился) передача информации с зонда шла непосредственно на Землю. Для обеспечения приема научной информации от венерианского аэростата были созданы две сети радиотелескопов: советская, координируемая Институтом космических исследований Академии наук СССР (ИКИ АН СССР), и международная, координируемая французским Национальным центром космических исследований (CNES).
У межпланетной станции «Вега-2» 13 июня 1985 года произошло разделение спускаемого и пролетного аппаратов, с уводом последнего с помощью собственной двигательной установки на пролетную траекторию. 15 июня 1985 года прошли операции по входу ее спускаемого аппарата в атмосферу Венеры и приему информации с него. Посадка спускаемого аппарата произошла без сбоев. В результате, грунтозаборное устройство отработало штатно, что позволило провести анализ грунта в месте посадки, в предгорьях Земли Афродиты в южном полушарии, примерно в 1600 километрах от места посадки спускаемого аппарата «Веги-1».
Второй аэростатный зонд дрейфовал на высоте 54 километра и за 46 часов преодолел путь в 11 тысяч километров.
Пролетные аппараты обеих станций продолжили полет к комете Галлея. «Вега-1» встретилась с ней 6 марта 1986 года, а «Вега-2» – 9 марта. В результате их исследования кометы Галлея были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков.
Это были последние отечественные космические миссии к Венере.
В 1989 году США запустили к Венере автоматическую межпланетную станцию «Магеллан» (Magellan), которая в течение нескольких лет провела глобальное картографирование планеты.
Позже межпланетные станции «Галилео» (Galileo), Cassini («Кассини») и Messenger («Мессенджер») прошли мимо Венеры по дороге к своим целям (соответственно, Юпитеру, Сатурну и Меркурию) и передали на Землю немало ценных сведений.
9 ноября 2005 года ракетой-носителем «Союз-ФГ» с космодрома Байконур был запущен европейский корабль «Венера-Экспресс» (Venus Express), предназначенный для изучения поверхности Венеры и ее атмосферы. В апреле 2006 года аппарат встал на орбиту планеты и проработал до декабря 2014 года, передав на Землю тысячи уникальных снимков и множество интереснейшей информации о Венере. Станция впервые сделала изображение южного полюса планеты.
В 2010 году для изучения атмосферы Венеры к ней был направлен японский космический аппарат «Акацуки» (Akatsuki), но ему не удалось выйти на орбиту вокруг планеты. Очередная попытка вывести его на эту орбиту будет предпринята в 2016 году, когда «Акацуки» снова приблизится к Венере.
Запуск российского зонда для исследования Венеры — аппарата «Венера-Д», был включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. В 2009 году срок запуска сдвинулся на 2018 год. В настоящее время он планируется не ранее 2024 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
60 лет назад был произведен запуск станции «Венера-1» к планете Венера
Советскому Союзу принадлежит роль первопроходца в исследовании Венеры. 12 февраля 1961 года ко второй по удаленности от Солнца планете была запущена автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-1». Когда скорость полета этой ракеты относительно Земли стала больше второй космической на 661 м/с и ракета вышла в заранее рассчитанную точку пространства, ее двигатель выключился и от нее отделилась автоматическая межпланетная станция. Начался свободный полет по траектории к планете Венера. При дальнейшем движении скорость АМС падала под действием земного тяготения.
Вес АМС составлял 643,5 кг. В задачи пуска входила проверка методов вывода космического объекта на межпланетную трассу, а также проверка сверхдальней радиосвязи и управления космической станцией, уточнение масштаба Солнечной системы и проведение физических испытаний в космосе. Находившаяся на борту научная аппаратура предназначалась для исследования космического излучения, магнитных полей, межпланетного вещества и регистрации соударений с микрометеоритами. Для обеспечения условий работы техники температура на станции поддерживалась с помощью системы терморегулирования.
«Венера-1» несла вымпел с изображением государственного герба СССР. Он представлял собой модель Земли и был выполнен в виде полой сферы диаметром 70 мм из титанового сплава с изображением контуров материков на поверхности. Внутри сферического вымпела находилась памятная медаль с изображением советского герба. На ее оборотной стороне был изображен план Солнечной системы с орбитами Меркурия, Венеры, Земли и Марса, а по краю надпись — «Союз Советских Социалистических Республик — 1961».
Для управления АМС, определения ее орбиты и двухсторонней связи на расстоянии до 100 миллионов километров был создан автоматизированный радиотехнический комплекс.
«В 9 часов 17 минут НИП-16 из Евпатории торжествующе доложил, что первый сеанс дальней связи идет нормально. Второй сеанс в 16 часов 23 минуты подтвердил, что мы действительно запустили аппарат к Венере. Баллистики из Московского баллистического центра, собрав все данные, заявили, что потребуется коррекция и если она пройдет, то вымпел Советского Союза будет на Венере!» — рассказывал в своей книге «Ракеты и люди» один из разработчиков АМС Борис Черток.
По его словам, ученые определили между собой, что получили шанс «лишить Венеру невинности», и решили отметить историческое событие «по маленькой». Выпивали прямо с утра после бессонной ночи.
«Итак, одержана новая блестящая победа в космосе, — записал в своем дневнике 12 февраля 1961 года руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин. — Наша космическая техника еще раз продемонстрировала свой высокий класс, а наши люди — рабочие, техники, инженеры, конструкторы и ученые — высокую одаренность, великое умение и упорство в труде. Хотя у нас еще нет полной уверенности, что АМС привенерится, и цель этого полета будет достигнута, но уже можно с гордостью сказать, что впервые в истории человечества созданная советскими людьми межпланетная станция несет вымпел Родины к далекой Венере».
В полдень 12 февраля 1961-го по московскому времени станция находилась на расстоянии 126,3 тыс. км от поверхности Земли, через сутки удалилась от планеты уже на 488,9 тыс. км. Питание бортовой аппаратуры во время сеансов связи осуществлялось от химических источников тока. Обеспечение постоянного освещения солнечных батарей для получения от них максимальной энергии производилось системой солнечной ориентации.
Внутри сферы действия Земли АМС двигалась по кривой, близкой к гиперболе.
14 февраля, в 23:00 по Москве, «Венера-1» достигла границы этой сферы. В момент выхода из нее скорость относительно Солнца составляла 27,7 км/с. Затем движение АМС происходило по эллиптической орбите с фокусом в центре Солнца.
«Успешный запуск космической ракеты к планете Венера прокладывает первую межпланетную трассу к планетам Солнечной системы», — сообщал ТАСС.
Тем не менее, 22 февраля 1961 года «Венера» не вышла на связь. Последний сеанс датировался 17 февраля с дальности 1,9 млн км. Устранить возникшую неполадку так и не удалось. 26 февраля «Правда» опубликовала подробный материал о первом полете к Венере, не упомянув о прекращении радиосвязи. По расчетам баллистиков, в конце мая 1961-го станция прошла примерно в 100 тыс. км от Венеры.
«Причину выхода из строя ПСО удалось установить быстро, — вспоминал впоследствии Черток. — Оптический датчик был негерметичен. Наши специалисты по тепловому режиму позаботились только о средней температуре всего прибора, не проведя расчетов или экспериментов по оценке локальных температур отдельных элементов. Расчеты показали, что при допускаемой средней температуре максимальный разогрев чувствительного элемента может превысить 80°С. Это однозначно привело к отказу системы ПСО».
Некоторое время спустя вымпел с «Венеры-1» случайно нашел сибирский подросток, купавшийся в небольшой речке и повредивший ногу о железный предмет. Мальчик принес его домой и показал отцу, а тот вскрыл металлическую сферу и обнаружил медаль. Мужчина отдал находку в милицию, оттуда она попала в районное отделение КГБ и далее — к московским чекистам. Те, в свою очередь, передали медаль президенту Академии наук Мстиславу Келдышу, а он — Сергею Королеву. Главный конструктор ОКБ-1 посчитал нужным вручить памятную реликвию своему близкому соратнику Чертоку.
За миссией «Венеры-1» следили и за границей. Так, руководитель научного центра ГДР по наблюдению за искусственными спутниками Ульрих Гюнцель-Лингнер назвал запуск советской АМС первой попыткой преодолеть космическое пространство между планетами с помощью промежуточной станции и осуществлением мечты, которую лелеял еще Константин Циолковский.
«Человечество стало свидетелем фантастических достижений советской науки. Трехмесячный полет к Венере заставил человечество затаить дыхание», — писала восточногерманская газета Tribune.
Ей вторил американский журнал Businessweek: «С научной точки зрения запуск советской космической ракеты в направлении Венеры, бесспорно, демонстрирует точность системы управления и контроля. Наличие, кроме того, ракеты-ускорителя большой мощности дает русским все основные элементы, необходимые для исследования космоса. С пропагандистской точки зрения русские одним этим запуском повернули стрелку часов пропаганды к 4 октября 1957 года, когда они впервые вывели спутник на орбиту вокруг Земли, обеспечив тем самым Советскому Союзу первое место в гонке космических исследований. Сегодня весь мир еще раз увидел, что Соединенные Штаты отстали от русских в лучшем случае на два года».
Вскоре к изучению Венеры подключились американцы, европейцы и японцы. Первое успешное исследование планеты провел американский аппарат Mariner 2, стартовавший с Земли 27 августа 1962 года. Первым аппаратом, достигшим поверхности планеты, стала в марте 1966 года советская АМС «Венера-3». Правда, вместо планировавшейся мягкой посадки станция врезалась в ее поверхность.
Стартовавший в 1967 году с мыса Канаверал Mariner 5 собрал информацию об атмосфере Венеры, уточнил ее массу и подтвердил отсутствие у планеты магнитного поля. В том же году космический аппарат «Венера-4» проник в атмосферу Венеры, передав на Землю данные о ее составе.
Благодаря этой миссии человечество узнало, что атмосфера Венеры очень сухая и в основном состоит из углекислого газа.
По результатам полета станций «Венера-5» и Венера-6», которые завершили измерения на высоте около 20 км, были получены оценки давления и температуры на уровне средней поверхности Венеры (100 атмосфер и 500°С).
Усовершенствованной версией станций «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6» являлась «Венера-7». 17 августа 1970 года она стартовала к Венере с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли. Спускаемому аппарату станции удалось совершить успешную посадку. Впервые в истории научная информация передавалась непосредственно с поверхности другой планеты Солнечной системы.
После «Венеры-7» к планете запускались аппараты нового поколения, благодаря которым СССР удалось застолбить первенство в ее изучении, в том числе — прислать первое изображение с поверхности. Всего с Земли стартовало 27 космических аппаратов, проводивших исследования Венеры.
Советская программа исследований и освоения Венеры
С самого начала космической эры человечества интерес многих ученых, исследователей и конструкторов был прикован к Венере. Планета с красивым женским именем, которое в римской мифологии принадлежало богине любви и красоты, привлекала ученых тем, что была ближайшей к Земле планетой Солнечной системы. По многим своим характеристикам (размерам и массе) Венера близка Земле, за что ее даже называют «сестрой» нашей планеты. Также Венеру, как и Марс, относят к планетам земной группы. Наибольших успехов в исследовании Венеры в свое время добился Советский Союз: первые космические аппараты к Венере были отправлены уже в 1961 году, а масштабная программа исследований продолжалась до середины 1980-х годов.
Очень часто в Интернете можно найти материалы, которые касаются советской программы освоения или даже колонизации Венеры. Стоит отметить, что подобные программы никогда всерьез не рассматривались, не принимались и не реализовывались на практике. Одновременно с этим околонаучные статьи и материалы, которые касались освоения Венеры и возможности ее использования человеком, действительно появлялись. Сегодня на официальном сайте телестудии «Роскосмоса» можно найти интервью с инженером-конструктором Сергеем Красносельским, в котором рассказывается о проектах освоения Венеры. Данный вопрос всегда интересовал ученых, инженеров, конструкторов и просто людей, увлекающихся космосом, но с теоретической точки зрения. Практическая сторона советской космонавтики была направлена на исследование Венеры. И в этом вопросе СССР добился выдающихся успехов. Количество и масштабы проведенных исследований и отправленных к Венере спутников и космических станций привели к тому, что в мире космонавтики Венеру начали называть «Русской планетой».
Что мы знаем о Венере
Венера – это третий по яркости объект на земном небе после Солнца и Луны, наблюдать за планетой в хорошую погоду можно и без телескопа. По своему блеску ближайшая к Земле планета Солнечной системы существенно превосходит даже самые яркие звёзды, также Венеру можно легко отличить от звезд по ровному белому цвету. Из-за своего расположения относительно Солнца наблюдать Венеру с Земли можно либо через некоторое время после захода Солнца, либо перед восходом Солнца, поэтому в культуре за планетой закрепилось два ярких определения: «вечерняя звезда» и «утренняя звезда».
Наблюдение за Венерой доступно среднестатистическому обывателю, но ученых, естественно, привлекает не это. Являясь самой ближайшей к Земле планетой (расстояние до Венеры в разное время колеблется от 38 до 261 миллиона километров, для сравнения расстояние до Марса – от 55,76 до 401 миллиона километров), Венера относится еще и к планетам земной группы, наряду с Меркурием и Марсом. Венеру не случайно прозвали «сестрой Земли», по своим размерам и массе: масса – 0,815 земных, объем – 0,857 земных она очень близка к нашей родной планете.
В обозримом будущем как возможные объекты колонизации рассматриваться могут лишь две планеты Солнечной системы: Венера и Марс. А учитывая накопленный объем знаний по Венере, который был получен, в том числе благодаря отечественной космонавтике, очевидный вариант остался всего лишь один – Марс. Венера, несмотря на свое сходство с Землей по массе и габаритам, близость к нашей планете и большую площадь поверхности, так как на Венере нет океанов, планета очень недружелюбная. Венера получает в два раза больше энергии от Солнца, чем Земля. С одной стороны, это могло бы быть преимуществом, позволяющим решить многие проблемы за счет энергии естественного происхождения, но, с другой стороны, это и главная проблема. Плюсы Венеры заканчиваются достаточно быстро, а вот недостатков у «утренней звезды» гораздо больше, жить и существовать на поверхности Венеры человеку просто невозможно. Единственный вариант – освоение атмосферы Венеры, но реализовать такой проект на практике очень сложно.
Для человека условия нахождения на Венере не просто некомфортны, они непереносимы. Так температура на поверхности планеты может достигать 475 градусов Цельсия, это выше чем температура на поверхности Меркурия, расположенного в два раза ближе к Солнцу, чем Венера. Именно по этой причине «утренняя звезда» является самой горячей планетой в нашей солнечной системе. При этом перепады температуры в течение суток незначительны. Столь высокая температура на поверхности планеты объясняется парниковым эффектом, который создается атмосферой Венеры на 96,5 процентов состоящей из углекислого газа. Не обрадует человека и давление на поверхности планеты, которое в 93 раза превышает давление на Земле. Это соответствует давлению, которое наблюдается в океанах на Земле при погружении на глубину примерно одного километра.
Советская программа исследований Венеры
СССР начал изучение Венеры еще до первого полета Юрия Гагарина в космос. 12 февраля 1961 года с космодрома Байконур ко второй планете Солнечной системы отправился космический аппарат «Венера-1». Советская автоматическая межпланетная станция пролетела в 100 тысячах километров от Венеры, сумев выйти на ее гелиоцентрическую орбиту. Правда, радиосвязь со станцией «Венера-1» была потеряна раньше, когда она удалилась от Земли примерно на три миллиона километров, причиной стал сбой аппаратуры на борту станции. Из этого случая были извлечены уроки, полученные сведения пригодились при проектировании следующих космических аппаратов. А сама станция «Венера-1» стала первым космическим аппаратом, пролетевшим на близком расстоянии от Венеры.
За последующие 20 с лишним лет Советский Союз отправил к Венере несколько десятков космических аппаратов различного назначения, часть из них успешно выполнили научные миссии в окрестностях и на самой поверхности планеты. При этом процесс изучения Венеры советскими учеными осложнялся тем, что исследователи просто не имели тогда данных о давлении и температуре на второй от Солнца планете.
За запуском «Венеры-1» последовала череда неудачных пусков, которые прервались запуском автоматической межпланетной станции «Венера-3» в ноябре 1965 года, которая наконец-то смогла долететь до поверхности второй планеты Солнечной системы, став первым в мировой истории космическим аппаратом, который добрался до другой планеты. Станция не смогла передать данные о самой Венере, еще до посадки на АМС вышла из строя система управления, но благодаря этому запуску были получены ценные для науки сведения о космическом и околопланетном пространстве, а также накоплен большой массив траекторных данных. Полученная информация была полезна для улучшения качества сверхдальней связи и будущих перелетов между планетами Солнечной системы.
Следующая советская космическая станция, получившая название «Венера-4», позволила ученым получить первые данные о плотности, давлении и температуре Венеры, тогда же весь мир узнал о том, что атмосфера «утренней звезды» более чем на 90 процентов состоит из углекислого газа. Еще одним важным событием в истории исследования Венеры стал запуск советского аппарата «Венера-7». 15 декабря 1970 года состоялась первая в истории мягкая посадка космического аппарата на поверхность Венеры. Станция «Венера-7» навсегда вошла в историю космонавтики, как первый полностью рабочий космический аппарат, успешно севший на другой планете Солнечной системы. В 1975 году советские аппараты «Венера-9» и «Венера-10» позволили ученым получить первые панорамные изображения с поверхности исследуемой планеты, а в 1982 году посадочный аппарат станции «Венера-13», собранный конструкторами НПО имени С. А. Лавочкина, отправил на Землю первые в истории цветные фотоснимки Венеры с места своей посадки.
По информации Роскосмоса, всего с 1961 по 1983 год Советский Союз отправил к Венере 16 автоматических межпланетных станций, также в 1964 году уже после запуска АМС «Венера-1» был осуществлен неуправляемый пролет Венеры «Зондом-1», а в 1984 году к «утренней звезде» отправились два новых советских аппарата, получивших название «Вега-1» и «Вега-2».
«Летающие острова Венеры»
Как отмечают специалисты, единственным вариантом освоения Венеры человеком является жизнь в ее атмосфере, а не на поверхности. Еще в начале 1970-х годов советский инженер Сергей Викторович Житомирский опубликовал статью с названием «Летающие острова Венеры». Статья появлялась в 9 номере журнала «Техника — молодежи» за 1971 год. Жить на Венере человек может, но лишь в атмосфере на высоте примерно 50-60 километров, используя для этого аэростаты или дирижабли. Реализовать этот проект крайне сложно, но сам механизм освоения понятен. Если бы человеку удалось закрепиться в атмосфере Венеры, следующим шагом могло бы стать ее изменение. Собственно Венера лучше Марса еще и тем, что атмосфера на планете действительно есть, то, что она не годна для жизни и колонизации, – это уже другой вопрос. Теоретически человечество могло бы направить усилия на то, чтобы видоизменить атмосферу Венеры, используя накопленные знания и технологии.
Одним из первых, кто предложил идею освоения и заселения облаков и атмосферы Венеры, был ученый американского космического агентства и писатель-фантаст Джеффри Лэндис. Он также подмечал, что поверхность планеты слишком недружелюбна для колонистов, а давление на поверхности просто чудовищно и далеко от давления в одну земную атмосферу, одновременно с этим Венера все равно остается планетой земной группы, во многом похожей на Землю и практически с тем же ускорением свободного падения. Но для человека Венера становится дружелюбной лишь на высоте более 50 километров над поверхностью. На этой высоте человек сталкивается с давлением воздуха, которое сопоставимо с земным и приближается к одной атмосфере. При этом сама атмосфера по-прежнему достаточно плотная, чтобы защитить возможных колонистов от вредного излучения, выполняя такую же роль защитного экрана, как и атмосфера Земли. При этом температура тоже становится более комфортной, падая до 60 градусов Цельсия, это по-прежнему жарко, но человечество и имеющиеся технологии позволяют справиться с такой температурой. При этом если подняться повыше на несколько километров температура станет еще более комфортной, достигнув 25-30 градусов, а сама атмосфера по-прежнему будет защищать людей от радиации. К плюсам Венеры относят также тот факт, что гравитация планеты сопоставима с земной, поэтому колонисты могли бы жить в облаках Венеры годами без особых последствий для своего организма: их мышцы не ослабевали бы, а кости не становились хрупкими.
Примерно такой же точки зрения придерживался и советский инженер Сергей Житомирский, который вряд ли был знаком с точкой зрения своего американского коллеги. Он также говорил о возможности развертывания постоянной научной базы именно в атмосфере Венеры на высоте более 50 километров. По его замыслам, это мог быть или большого размера аэростат или, что еще лучше, дирижабль. Оболочку дирижабля Житомирский предлагал выполнить из тонкого гофрированного металла. По его замыслам, это делало бы оболочку достаточно жесткой, но оставляло способность изменять объем. В атмосфере «утренней звезды» база должна была крейсировать на заданной высоте по заранее определенным траекториям, перемещаясь над поверхностью планеты и при необходимости зависая в небе над определенными пунктами, представляющими интерес для исследователей.
Подумал советский инженер и чем заполнить оболочки летательных аппаратов для неба Венеры. По его задумке везти с Земли традиционный для этих целей гелий не было никакого смысла. Хотя собственный вес гелия составил бы примерно 9 процентов от массы аэростатов, баллоны, в которых необходимо было бы транспортировать на планету газ под давлением 300-350 атмосфер, потянули бы на столько же, сколько весил бы весь летательный аппарат полностью. Поэтому Сергей Житомирский предлагал взять с Земли аммиак в баллонах низкого давления или обыкновенную воду, что помогло бы существенно снизить массу доставляемых грузов. Уже на Венере под давлением высоких температур планеты, указанные жидкости сами бы превратились в пар (без всяких энергозатрат), который послужил бы рабочим телом для аэростата.
В любом случае ни в 1970-е годы, ни сейчас программа освоения Венеры не является приоритетной для развития мировой космонавтики. Колонизация других планет — очень дорогое удовольствие, особенно, когда речь идет о такой неблагоприятной для жизни человека среде, которая сегодня наблюдается на поверхности «утренней звезды». Пока что все взгляды человечества прикованы к Марсу, который хоть и находится дальше и не имеет своей атмосферы, все-таки представляется гораздо более дружелюбной планетой. Особенно если рассматривать вариант с постройкой научной базы на марсианской поверхности.