к какой отрасли педагогики относится медицинская педагогика
Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка
Данная книга поможет познакомиться с основными понятиями по предмету «Введение в педагогическую деятельность». Шпаргалка содержит краткие ответы на все основные вопросы курса лекций по данной дисциплине. Предназначена для студентов гуманитарных факультетов средних и высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5 ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
Современная педагогика — это наука о закономерностях воспитания в течение всей жизни. В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук.
На сегодня педагогика — это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли.
1. Общая педагогика — отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:
1) теория и практика обучения;
2) теория и практика воспитания;
3) теория организации и руководства системой образования.
2. Возрастная педагогика — наука, включающая в себя дошкольную, школьную педагогику, педагогику взрослых, изучающую возрастные особенности воспитания и обучения на разных этапах развития человека.
Дошкольная и школьная педагогика представляет собой область, которая изучает условия и закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного и школьного возраста. Особенность дошкольной
и школьной отраслей обусловливается уровнем формирования физических, интеллектуальных, ценностно-мотивационных и эмоциональных способностей и потенциалов детей. Именно на базе найденных и определенных закономерностей и условий психического развития личности ребенка складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной отраслей педагогики.
3. Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:
1) сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих и слабослышащих;
2) тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих;
3) олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;
4) логопедия — обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
4. Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.
5. История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.
6. Отраслевая педагогика — общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.
Отрасли современной педагогики
Современная педагогика
Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.
Зарождению науки способствуют следующие факторы:
Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.
Педагогическая наука ставит следующие задачи:
Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.
В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.
Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.
Классификация в современной педагогике
В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:
У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.
Общая педагогика
Общая педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.
Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика — отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.
Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.
Педагогика школы считается наиболее развитой отраслью, её опыт насчитывает тысячелетия. Она занимается исследованиями моделей образования в различных социально-экономических условиях. Данная отрасль выступает базовой для вузовской педагогической науки.
Педагогическая отрасль высшей школы имеет отношение сразу к двум ветвям педагогики: к возрастной и к отраслевой. Перед ней стоит задача не только профессионального, но и личностного роста студентов.
Педагогика «третьего возраста» (андрагогика) занимается разработкой образовательной системы и развития людей пожилого возраста. Отрасль ещё до конца не сформирована. Предпосылками её появления стало внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни, вследствие чего появилась необходимость обучать людей пенсионного возраста пользованию гаджетами.
Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогическая наука (дефектология) исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.
Среди её ответвлений выделяют:
Предметные дидактики
Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.
История педагогики и образования
История педагогики и образования выделилась как отдельная отрасль в середине XIX века. Она изучает теорию и практику образования и воспитания в динамике её эволюционного развития и становления. Основная научная задача — определить предпосылки возникновения педагогических теорий разных эпох и выяснить роль образования в историческом контексте.
В истории педагогики и образования выделяют функции:
Социальная педагогика
Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы:
Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.
Исправительно-трудовая педагогика
Исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления. Она тесно взаимосвязана с правоведением и юриспруденцией. Отрасль ставит перед собой цель перевоспитать преступных лиц в социально ответственных людей, для улучшения их качества жизни и окружающих. Отличительными понятиями исправительно-трудовой педагогической ветви выступают исправление и перевоспитание.
Исправление — двойственный процесс разрушения сформированных установок поведения и сознания осужденных, который подразумевает жесткое вмешательство в жизнь заключенных и управление их деятельностью.
В процесс перевоспитания входят педагогически направленная работа воспитателей, администрации по формированию комплекса исправительно-трудового влияния и деятельность заключенных по усвоению этого воздействия. В результате взаимодействия педагогов с осужденными происходит перестройка их поведения.
Целью и результатом перевоспитания является исправление. В перевоспитательном процессе приобретают статус правовых такие нравственные нормы: добросовестное отношение к труду, уважение личной и чужой собственности, следование законам, соблюдение правил проживания на общей территории.
Сравнительная педагогика
Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.
Данное ответвление педагогической науки устанавливает способы улучшения национальной образовательной системы путем заимствования зарубежного опыта.
Выделяют разные подходы:
Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.
Отраслевая педагогика
Отраслевая педагогическая ветвь исследует специфику обучения и воспитания исходя из профессии или социальной категории. К ней относятся:
Подробнее остановимся на двух видах:
Лечебная педагогика
Лечебная педагогическая отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Её предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками. Рост специфических заболеваний среди школьников вызвал необходимость разработки щадящих обучающих концепций. Работа с такими детьми требует медицинских и педагогических знаний одновременно. Лечебная педагогика преследует цель — предоставить помощь в адаптации к окружающему миру детям с заболеваниями или отклонениями. Для достижения цели обустраиваются специализированные учреждения: интернаты, детские сады и педагогические лечебные центры.
Разделы педагогики и их функции
Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:
Дидактика
Дидактика изучает и разрабатывает общую теоретическую часть обучения и воспитания. Она отвечает на вопросы: «Чему, когда, как и зачем учить?». Проведение педагогической работы невозможно без теоретической базы знаний, что и объясняет значение роли дидактики для преподавателей. Наука прогнозирует внедрение новых методик преподавания, обучающих материалов, оценивает их значимость в педагогическом процессе. Дидактика не является пошаговой инструкцией для педагога, она дает направление, ориентируясь на которое, учитель сам разрабатывает наиболее удачные вариации обучения.
Методология
Методология — раздел педагогической науки, описывающий внутреннее устройство и логическую организацию педагогического процесса.
Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.
Теоретическая педагогика
Основная цель теоретического раздела состоит в исследовании феноменальных педагогических проявлений и формулировании законов и закономерностей воспитания и обучения. Целью теоретической педагогики является постижение истины, поэтому степень применения разработок на практике уходит на второй план.
Практическая педагогика
Практический раздел педагогической науки базируется на данных теоретической педагогики и преследует цель улучшения эффективности учебного и воспитательного процессов. Технология выступает как главная категория данного научного раздела. Проблема практической педагогики состоит в разрыве между уровнем теории и практики. Теоретические исследования прогрессируют быстро, однако, в силу недостаточной информированности, педагоги не всегда могут применять их на практике. На данный момент практический раздел науки чаще всего основывается на педагогической интуиции и мастерстве.
Какие дисциплины не являются отраслями педагогики
Отраслью педагогической науки не являются следующие дисциплины:
К какой отрасли педагогики относится медицинская педагогика
1.3.3. Отрасли педагогики
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. При этом осуществляется внутринаучная дифференциация важнейших исследовательских направлений. По степени дифференцированности исследований судят об уровне развития науки в целом.
Разнообразие видов педагогической деятельности, связанной с подготовкой различных специалистов, воспитанием человека на разных этапах его жизни и в различающейся социальной и природной среде, объективно обусловливает дифференциацию педагогики по отраслям, состав педагогических научных дисциплин.
В настоящее время под понятием «педагогика» подразумевается целая система педагогических наук (отраслей педагогики). Ее составляют:
1) общая педагогика – базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;
2) история педагогики, изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;
3) сравнительная педагогика, рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
4) дидактика – теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях;
5) частные (предметные) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений;
6) теория воспитания, рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;
7) возрастная педагогика, исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути, в зависимости от специфики учебной (воспитательной, образовательной) деятельности внутри определенных возрастных групп.
В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых;
8) педагогика труда (профессиональная педагогика) изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику;
9) социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;
10) специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии, и включает такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), воспитание и образование людей с расстройствами речи – область логопедии;
11) коррекционная педагогика изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления;
12) исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
Особое место в системе подготовки военных кадров занимают такие отрасли педагогической науки, как военная педагогика и педагогика высшей военной школы.
К какой отрасли педагогики относится медицинская педагогика
1. Современная педагогика – разветвленная система наук о воспитании.
3. Новые отрасли педагогики.
Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как методологическая основа педагогики.
2. Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.
Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).
Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.
Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.
Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:
— вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;
— обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.
История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.
Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).
3.По мере роста объема новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики.
3. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
4. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
5. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.
Отрасли педагогики как науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация отраслей педагогики
Современная педагогика изучает процессы и закономерности воспитания и обучения на протяжении всей жизни индивида. В процессе развития вычленялись разные связи педагогики с другими науками. Это привело к выделению в системе педагогических наук отдельных отраслей педагогики.
В структуру современной педагогики входят:
Предметные дидактики, или методики обучения разным предметам занимаются содержанием, целями, средствами изучения, методами и формами отдельных учебных дисциплин.
История педагогики рассматривает процессы формирования и развития педагогических концепций и идей, труды педагогов, их опыт, а также особенности процессов воспитания в разные исторические периоды.
Сравнительная педагогика рассматривает закономерности развития и функционирования образовательных систем в разных государствах путем их сопоставления.
Исправительно-трудовая педагогика предоставляет теоретическое обоснование, создает и разрабатывает методики перевоспитания правонарушителей разных возрастных групп.
Отраслевая педагогика подразделяется на много видов: военная педагогика, спортивная педагогика, производственная педагогика, криминологическая педагогика и т. п. Отраслевая педагогика рассматривает особенности воспитания и обучения лиц, работающих или принадлежащих к конкретной отрасли культуры или экономики.
Самая масштабная и весомая отрасль педагогики – общая педагогика, изучающая фундаментальные закономерности обучения и воспитания. Ее основу составляют общие для разных типов учебно-воспитательных учебных заведений, для разных возрастных групп задачи исследования, принципы и цели исследования, методы и формы обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая педагогика – это система, которая включает следующие разделы:
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика – педагогическая отрасль, включающая дошкольную и школьную педагогику, теорию обучения взрослых, исследующая возрастные особенности обучения и воспитания на различных этапах развития личности.
Возрастная педагогика рассматривает проблемы и вопросы педагогики профессионально-технического образования, педагогику средне-профессионального образования, педагогику высшей лиги.
Преддошкольная педагогика изучает вопросы воспитания и развития детей раннего возраста (до трех лет).
Дошкольная педагогика рассматривает вопросы обучении, воспитании и образовании детей первых лет жизни (до поступления в школу). Основоположником дошкольной педагогики является Я.А. Коменский. В своей работе «Материнская школа» педагог впервые предложил систему дошкольного воспитания. Современная педагогика рассматривает не только цели, задачи, формы организации, содержание, методы, средства и приемы осуществления, а также влияние этого процесса на формирование личности и развитие ребенка.
Педагогика школы является старейшей отраслью педагогики, накопившей научные данные о закономерностях обучения и воспитания школьников в различных учебных учреждениях (гимназии, лицее, начальной и средней школе и др.).
Педагогика профессионально-технического образования исследует вопросы подготовки рабочих, обладающих высокой квалификацией.
Педагогика среднего специального образования в настоящее время находится в процессе становления и изучает проблему содержания, формы, профессионального воспитания в соответствующих учебных заведениях.
Педагогика высшей школы исследует закономерности учебного и воспитательного процесса в высших учебных заведениях, а также проблемы получения высшего образования.
Андрагогика (теория образования взрослых, педагогика взрослых) – раздел возрастной педагогики, который охватывает теоретические и практические вопросы образования, воспитания и обучения взрослых. Термин «андрагогика» впервые использовал К. Капп в 1833 году.
Л. Турос определяет андрагогику как науку, изучающую цели, условия, происхождение, закономерности и результаты целенаправленного и сознательного, организованного образования, обучения и воспитания взрослых людей, процессы их самовоспитания и самообразования.
Теория образования взрослых представляет собой систему образования как социокультурного института. Она включает теорию и методику обучения взрослых в контексте непрерывного образования.
Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика, или дефектология исследует характерные особенности обучения и воспитания детей с разными отклонениями. Она разрабатывает теоретические основы, средства, методы, принципы образования и коррекции лиц, имеющих разные виды нарушений и отклонений в развитии. Коррекционная педагогика изучает вопросы воспитания и образования детей с нарушениями зрения, речи, слуха, недостатками умственного развития.
Разделы коррекционной педагогики: