к какой отрасли относится пожарная часть
Место и роль отрасли «Пожарная безопасность» в национальной экономике
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:41, контрольная работа
Краткое описание
Экономика Российской Федерации представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.
Интегральным показателем оценки экономического развития государства является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.
Файлы: 1 файл
Экономика ПБ задачи.doc
Отраслевая структура экономики Российской Федерации.
Место и роль отрасли «Пожарная безопасность» в национальной экономике
Экономика Российской Федерации представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.
Интегральным показателем оценки экономического развития государства является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.
Совокупный показатель валового внутреннего продукта характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.
Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя.
Основу единого народнохозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.
Производственная сфера включает:
— отрасли, создающие материальные блага: промышленность, сельское хозяйство, строительство;
— отрасли, доставляющие материальные блага потребителю: транспорт и связь;
— отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения: торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:
— отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;
— отрасли социального обслуживания: образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;
— отрасли, включающей кредитование: финансы и страхование;
— аппарата органов управления;
За годы экономических реформ в России снижается доля занятого населения в промышленности, строительстве, а увеличивается в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отраслям хозяйственного комплекса и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике.
Для современной структуры хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи.
Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает: транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.
Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.
Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.
Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.
«Пожарная безопасность» относиться к элементам рынка безопасности в целом, который включает в себя два больших блока: технические средства безопасности как общий функционал физической, промышленной, экономической, информационной и прочих систем безопасности и рынок охранных услуг. Под «техническими системами безопасности» подразумеваются системы и средства охранного телевидения и видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной и пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения, инженерно-технические средства защиты, антитеррористическая техника, интегрированные системы безопасности, а также расходные материалы, используемые для внедрения систем, услуги по проектированию и установке вышеуказанных систем.
Оценить, какими финансовыми категориями мыслит сегодня российский рынок пожарной безопасности, помогают следующие выкладки экспертов:
Основные потребители оборудования и систем пожарной безопасности:
— государственные структуры (23%);
— малый и средний бизнес (15%);
— розничная торговля (12%).
Эти три сегмента обеспечивают 50% общего спроса на технические средства обеспечения пожарной безопасности. Главным потребителем является крупный бизнес, чья доля превышает 40% общего объема потребления на рынке технической безопасности.
В сегменте сигнального и детекторного оборудования направление основного технологического вектора в России связано с повсеместным внедрением беспроводных систем сигнализации о вторжении и пожарной сигнализации, основанных на технологиях WiFi и Bluetooth. В 2006 году объем продаж таких систем возрос в 20 раз по сравнению с 2005 г., и эксперты считают, что эта тенденция в ближайшие три года сохранится.
Основной импульс развитию российского рынка технических средств пожарной безопасности придают:
1. Растущий платежеспособный спрос населения, обеспечивающий дальнейшее развитие розничной торговли, капитального строительства, индустрии развлечений и гостинично-ресторанного бизнеса, жилищного строительства.
2. Рост госинвестиций в транспорт, энергетику, оборонно-промышленный комплекс, развитие регионов.
К какой отрасли относится пожарная часть
Статья 5. Государственная противопожарная служба
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Пожарные – это МЧС или нет?
Обнаружив любое возгорание, первое, что надо сделать, это набрать «01» на телефоне. В 2020 году можно позвонить по «001» или «112». Последние цифры – это номер службы спасения. Получается, что МЧС и пожарные одно и то же? Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Спасательные подразделения МЧС РФ
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в современном формате появилось только в 2001 году, когда к нему присоединили Указом Президента структуры пожарной охраны (ПО).
В настоящее время это разветвленная система, которая занимается:
Из описания основных задач ясно, что МЧС это пожарные в том числе.
На данный момент работает система двухуровневого управления – федерального и территориального.
Подразделения государственного подчинения финансируются из госбюджета, а местные образования стоят на довольствии округов.
Все аэромобильные подразделения, вертолетные отряды, централизованные поисково-спасательные службы, группы специального назначения, команды, созданные для ликвидации крупных возгораний, аппарат управления нестандартными ситуациями относятся к федеральному уровню.
Главные ведомства субъектов страны – это территориальные образования.
Пожарная охрана в России
Так называется комплекс организаций, которые занимаются профилактикой, ликвидацией возгораний, проведением спасательных мероприятий.
К этой структуре относятся центры разного ведомственного подчинения и любых форм собственности.
Государственная противопожарная служба
В 2005 году была разделена на две части.
Муниципальная
Местные структуры управления создают отряды, финансируемые из собственных средств территориального образования. Одной из главных целей формирования подразделений является повышение пожарной безопасности этого муниципалитета.
Такие бригады входят в гарнизоны охраны и привлекаются на ЧС за пределами собственной зоны ответственности.
Задачи отряда:
Ведомственная
Организация специальной пожарной охраны в различных учреждениях регламентирована статьей 12 закона №69-ФЗ.
В документе сказано, что создание такой структуры согласовывается с федеральным о́рганом.
Ведомственной ПО дается право:
Ярким примером такой службы является пожарная охрана, созданная для уголовно-исполнительной системы (Указ Президента №1314, 13.10.2004 г.), в которой на 2020 год насчитывается 674 подразделения, также входящих в территориальные гарнизоны МЧС.
Частная
Федеральным законом №69 регламентируется и этот вид деятельности (ст.12.1). Документ допускает создание коммерческих подразделений ПО, численность и оснащение которой определяются собственником. Помощь в таком случае команда оказывает на основании заключенных договоров.
Нештатная
Эти службы организуются как подразделения гарнизонов пожарной охраны для выполнения определенных задач.
Как правило, в управлениях территориального подчинения обычно есть отделы:
В местных допускается отсутствие последнего пункта.
Возглавляют эти службы должностные лица МЧС.
Добровольная
Местные или объектовые подразделения, принимающие участие в мероприятиях по ликвидации возгораний, спасательных, профилактических, оснащенные первичными устройствами пожаротушения (помпы, огнетушители), называются пожарными дружинами.
Фактически это добровольное объединение людей, права и обязанности которых прописаны в законе №100-ФЗ (06.05.2011 г.).
В 2017 году ФЗ№21 были введены понятия добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны.
Таким образом, на вопрос, пожарные это МЧС или нет, можно ответить, что не каждый является сотрудником министерства, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации поступает в распоряжение и под управление МЧС.
К сведению. Не стоит называть пожарного пожарником. Последний термин появился в 1812 году после того, как Наполеон сжег Москву.
По деревням ходили попрошайки, которые просили помощи на восстановление жилья. И В. А. Гиляровский определял термин «пожарник» как погорелец.
Какие пожарные входят в МЧС
Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям является личный состав федеральной и противопожарной службы субъектов РФ.
На 2016 год в штате МЧС было 18 111 человек.
Федеральный округ | Количество единиц личного состава |
Центральный | 4 359 |
Северо-западный | 2 403 |
Южный | 1 550 |
Северо-Кавказский | 1 050 |
Приволжский | 3 246 |
Уральский | 1 594 |
Сибирский | 2 706 |
Дальневосточный | 1 203 |
К 2020 году численность личного состава противопожарной службы доведена до 220 000 человек. В их распоряжении находятся 13 600 зданий, 18 634 единиц автомобильной техники, 49 пожарных катеров.
С 2018 года на основании Указа Президента предельная численность штатных сотрудников МЧС установлена в размере 288 565 человек.
Во многих странах существует должность «пожарный-спасатель». В России же из-за обширных территорий такого объединения специальностей нет. Спасатель – это более широкая категория, включающая в себя водолазную, кинологическую, альпинистскую службы и т. д. Для пожарных же первоочередная задача – это тушение возгораний и спасение людей из огня.
Но на вопрос, пожарные входят в МЧС или нет, нельзя дать однозначного ответа, так как человек может не являться штатным сотрудником, но при этом подчиняться местному или территориальному гарнизону министерства. По этому признаку все пожарные относятся к силам МЧС.
Огонь возникает спонтанно, приносит ущерб, для его ликвидации созданы пожарные войска. Состав готов по первому сигналу отправиться в бой.
Более детально ознакомиться с Федеральным законом можно по 2-м редакциям, представленным ниже:
1 75 018
ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР «ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА»
(в ред N 24/2000, утв. Госстандартом РФ 15.02.2000)
Утвержден 1 января 1976 года
ВВЕДЕНИЕ
ОКОНХ предназначен для обеспечения машинной обработки информации для управления народным хозяйством и используется для решения задач АСУ различных уровней управления и обеспечения их информационной совместимости.
ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда.
При помощи классификатора изучается структура народного хозяйства, складывающаяся в процессе расширенного социалистического воспроизводства, характеризуется уровень развития производительных сил социалистического общества, степень развития общественного разделения труда.
ОКОНХ призван обеспечить группировку предприятий и организаций по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики и культуры страны.
Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.
Классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.
К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Опытные заводы, не выпускающие промышленную продукцию на сторону, учитываются в отрасли «Наука и научное обслуживание». Если опытные заводы, состоящие на самостоятельном балансе, выпускают промышленную продукцию на сторону, они учитываются по соответствующей отрасли промышленности.
Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, тресты, комбинаты и другие организации хозяйственного управления производственных отраслей, непосредственно управляющие подведомственными им предприятиями и организациями, расходы на содержание которых входят в затраты управляемых ими предприятий и организаций, отнесены к сфере материального производства.
Органы государственного управления (министерства, комитеты и ведомства, а также их главки независимо от источников финансирования затрат на их содержание) относятся к непроизводственной сфере.
Межколхозные организации распределяются по соответствующим видам деятельности и отраслям.
К соответствующим отраслям промышленности относятся также домостроительные комбинаты (в части промышленной деятельности) и подсобные (не состоящие на самостоятельном балансе) промышленные предприятия и производства при стройках, орсах, совхозах, колхозах, учреждениях связи, торговли, заготовительных и других непромышленных организациях, выделенные в отдельные учетные единицы и выпускающие промышленную продукцию как для организаций, на балансе которых они состоят, так и для реализации на сторону.
Промышленные производства при непромышленных организациях, занимающиеся капитальным ремонтом и модернизацией своего оборудования, а также ремонтом оборудования и инвентаря по заказам со стороны, выделенные в отдельные учетные единицы, относятся к соответствующим отраслям промышленности.
Для практических целей в классификаторе предусмотрены так называемые собирательные отрасли народного хозяйства: водное хозяйство, бытовое обслуживание населения, культурное и информационное обслуживание населения и собирательные отрасли промышленности: добывающая промышленность, промышленность строительных конструкций, деталей и материалов, тарное хозяйство. Собирательная отрасль представляет собой определенный набор группировок из основной части классификатора, включенных в состав различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Состав указанных собирательных отраслей приведен в приложении 1.
В ОКОНХ применена иерархическая классификация. Признаками деления на всех ступенях является вид деятельности. В классификаторе используется 5-разрядный код. Каждый из последующих уровней группирует виды деятельности по более глубокой специализации в общественном разделении труда. Общая схема имеет следующий вид:
По ряду группировок классификатора код установлен в порядке исключения против принятого правила формирования кодов в целом для классификатора.
Сбор этих группировок осуществляется следующим образом:
В ОКОНХ принята следующая форма расположения материала:
Наименования классификационных группировок расположены в порядке возрастания кодов.
В ряде наименований группировок ОКОНХ не нашел отражения вид их деятельности, однако эти наименования сохранены без изменения, исходя из сложившейся практики учета и планирования.
В графе 4 определены предприятия, организации, включаемые в группировку.
Для защиты кодируемой информации применен метод контроля ошибок по «Модулю 11».
Для экономии места и сокращения всей информации в ОКОНХ приняты следующие сокращения: опускается начальная часть полного наименования группировки, когда она повторяет предшествующее наименование; опускаемая часть сокращенного наименования отделяется косой чертой.
Примечания к группировкам приведены в конце классификатора.
Ведение ОКОНХ предусматривает взаимодействие ВНИИКИ Госстандарта Российской Федерации с ГИВЦ Госкомстата Российской Федерации и определено Положением о ведении и совершенствовании ОКОНХ.
ОКОНХ введен в действие с 1 января 1976 года.
ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Горноспасательные части, организации по тушению подземных пожаров и военизированные отряды по тушению газовых фонтанов учитываются по соответствующим отраслям промышленности.
Предприятия по производству деталей и запасных частей к машинам и оборудованию относятся к соответствующим отраслям машиностроения.
Связь при предприятиях и организациях учитывается по той отрасли народного хозяйства, к которой относятся обслуживаемые ею предприятия и организации. Ведомственные предприятия связи, состоящие на самостоятельном балансе, выполняющие работу преимущественно на сторону (для других организаций и по обслуживанию населения), относятся к отрасли «связь».
Организации, специализирующиеся на выполнении отдельного вида работ, который составляет не менее 75% общего объема работ, выполняемого собственными силами этих организаций.
Ведомственная военизированная, профессиональная пожарная, сторожевая охрана предприятий, строек и учреждений относится к той отрасли, предприятия которой она обслуживает.
Виды пожарной охраны
Виды пожарной охраны:
· Государственная противопожарная служба
· муниципальная пожарная охрана
· ведомственная пожарная охрана
· частная пожарная охрана
· добровольная пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
— организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора;
— тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
— профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Cегодня на страже безопасности граждан республики находится 114 пожарных частей и 18 отдельных пожарных постов общей численностью 5772 человека.