к какой образовательной области относится воспитание финансовой грамотности дошкольника
Формирование основ финансовой грамотности в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации
Инга Пахоменкова
Формирование основ финансовой грамотности в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации
Методическая разработка статьи
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Формирование основ финансовой грамотности в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации».
Подготовила: Пахоменкова Инга Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории;
ГБДОУ «Детский сад № 64» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по интеллектуальному развитию детей Выборгского района г. Санкт-Петербурга
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах финансовой грамотности.
Ключевые слова: дошкольники, финансовая грамотность, воспитатель, игры.
Финансовая грамотность выступает неотъемлемым компонентом благосостояния населения любой страны. Как правило, основам финансовой грамотности обучают студентов в вузах в разрезе различных экономических специальностей или дополнительных курсов саморазвития. Стоит отметить, что, начиная с дошкольного возраста, у детей закладываются не только основы финансовой грамотности, но и мотивы к обучению. В связи с этим работу по формированию финансовой грамотности необходимо проводить не только со школьниками и студентами, но и с детьми в рамках ДОУ.
Исходя из ФГОС ДО, главной целью и результатом образования дошкольников является развитие личности. Так, исследователь И. В. Красноперова склонна считать, что формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста способствует моделированию реальных жизненных ситуаций, пониманию экономических терминов, связанных с деньгами; позволяет на примере родителей показать, каким образом зарабатываются деньги [3].
В современных реалиях стоит отметить, что отсутствие достаточного уровня финансовой грамотности родителей является серьезной преградой на пути развития навыков экономического мышления детей, отсюда данная проблема является актуальной и нуждается в разрешении.
Рассуждая об особенностях формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, ряд исследователей, в числе которых И. Б. Бичева, Л. Ю. Николаева, А. В. Степаненкова отмечают, что для формирования финансовой грамотности детей в рамках ДОУ необходимо создать специальные педагогические условия, направленные на целенаправленный, поэтапный процесс овладения финансово-экономическими категориями, необходимыми для формирования положительного опыта финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической реальности [1].
В свою очередь, Л. Н. Галкина в своем пособии обосновывает, что дошкольник, имеющий высокий уровень экономической грамотности, отличается трудолюбием, ответственностью, бережливостью, деловитостью, предприимчивостью, организованностью, инициативностью, практичностью, самостоятельностью и другими качествами [2].
Таким образом, можно выявить противоречие между социальным заказом общества в экономически-грамотном поколении и отсутствием методических материалов для формирования финансовой грамотности детей в условиях ДОУ.
Взяв во внимание исследование Е. Л. Рутковской, нами были разработаны задания, направленные на понимание экономических категорий и процессов, составляющих основу финансовой грамотности дошкольников [3].
Развитие ребенка дошкольного возраста эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, поскольку именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни, формируются необходимые навыки появляются стимулы к обучению.
С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Первоочередное внимание было сосредоточено на создании финансовых задач, с которыми сталкивается дошкольник и его родители.
Приведем пример игр, направленных на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста:
1. Магазин. Для проведения игры понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый ребенок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.
В процессе игры воспитателю необходимо задать детям следующие вопросы:
• Как формируется цена?
• Почему нельзя получить что-то бесплатно?
• Как происходит процесс покупки?
• Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Воспитателю при проведении такой игры в группе дошкольников необходимо подчеркнуть ценность труда.
2. Мастерим копилку. Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На занятии творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого необходимо попросить детей принести из дома по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке необходимо сделать отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова,можно начинать играть: педагог показывает, как бросать монетки в отверстие и как они достаются. Счет повторяется, сравниваются разные монетки по размеру.
3. Желаемое – необходимое. Воспитатель раздает каждому ребенку в группе по две карточки – синюю и красную. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная – за «необходимое». Воспитатель узнает у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем необходимо попросить малышей внимательно слушать вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
• «мыло» – дети должны поднять красную карточку;
• «хлеб» – красная карточка;
• «обувь» – красная карточка;
• «игрушечная машинка» – синяя карточка;
• «воздушный шарик» – синяя карточка и так далее.
4. Платное – бесплатное. Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдет дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Воспитатель просит детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в «Съедобное – несъедобное».
• Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, «гулять в парке», «устроить бой снежкам», «слепить снеговика», «поплавать в речке летом» и так далее.
• Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, «пойти в кино», «пойти в кафе» и так далее.
Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как «отправиться» за покупками, можно предложить детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Для этой игры можно использовать игрушечные купюры разной величины, ввести понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы.
Воспитатель делит детей на группы: кто-то из детей будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, воспитатель предлагает им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Воспитатель обсуждает с детьми, согласны ли они с этой стоимостью и почему.
Кроме того, захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения.
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Воспитатель заранее готовит вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Детей подготовительной группы делят на несколько команд. Далее детям задаются вопросы в чёткой и доступной форме.Например:
• Для чего нужны деньги?
• Что такое зарплата?
• Что означает понятие «бюджет»?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.
• Воспитатель предлагает детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
• Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
• Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
• Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Чтобы поддержать интерес детей к получению экономических знаний, можно организовать в детском саду финансовый уголок с тематическими игрушками, такими как касса, банкноты и монеты, набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты, тележка или корзинка.
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому можно дополнить уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также можно подкрепить игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.
Таким образом, представленные методические материалы по работе с детьми позволят провести системную, планомерную работу по формированию азов финансовой грамотности всех участников образовательного процесса ДОУ. Однако, необходимо помнить, что только личным примером родителей, системной работой педагогов возможно сформировать финансовую культуру дошкольника, правильное понимание категорий понятия «труд – товар – деньги» как важную часть современного общества с присущими ценностными ориентирами (необходимо честно зарабатывать деньги, ценить труд учителей, врачей и других профессий).
1. Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. С. 24-27.
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
3. Красноперова И. В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №1. С. 11-16.
4. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). С. 98-111.
Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги) Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Моя первая копилка». Цель: формирование у детей среднего дошкольного.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Проект «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Светлана Леонидовна Бубнова
Проект «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность и социальная значимость
Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: Ноябрь- май.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Сформировать первичные экономические понятия;
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Этапы проекта:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме.
2 этап –Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап –Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в формеигровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»
Реализация проекта:
1. Беседа воспитателя о деньгах о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание коллекции «Деньги СССР».
2. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
3. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
1. Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
4. Беседа по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал».
1. Дидактическая игра «Профессии».
2.Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Настольный театр «Смешарики».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
4. Игровая деятельность. Театрализованная игра по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин.
2. Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».
3. Беседа «Как я коплю деньги дома».
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека –хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.
Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.
Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.
План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.
Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим» формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Татьяна Веснина
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт создания необходимых условий на базе дошкольного образовательного учреждения для успешного формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические представления, дошкольное образование
Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями,как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. [1, с. 2]
В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника. Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. Например, придя в магазин, необходимо рассказать ребенку, что такие товары, как хлеб, молоко и т. д. – это необходимые продукты питания, а конфеты, мороженое – это желаемые.
Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.
В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста: это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.
Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.
Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также была разработана картотека дидактических игр,включающая следующие игры: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Потребность-возможность», «Запланированная покупка», «Сдача», «Надо и Хочу», «Что важнее?» и многие другие. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей. [2]
Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.
Список использованной литературы:
Лэпбук по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста “Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю” В нашем детском саду руководителем дошкольного отделения №2 МОБУ «СОШ «Кудровского ЦО №1»Казанцевой.
Брейн-ринг для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение.
Фотоотчёт «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая.
Конспект НОД «В гости к друзьям» по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа) Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей.
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.
Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Видео УМК АЗБУКА ФИНАНСОВ Финансовое просвещение и воспитателей и детей актуальное направление в дошкольной педагогике, востребованное родителями.
Проект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое деньги?» МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка» Проект «Что такое деньги?» Автор проекта: Воспитатель.
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Аннотация проекта Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового.