к какой модели принятия решений относится выбор удовлетворительного варианта действия

Менеджмент. Тест 11

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. К какой модели принятия решений относится выбор удовлетворительного варианта действия
ограниченная рациональность

2. К какой школе менеджмента относится Г.Эмерсон?
школа научного менеджмента

3. К какому типу коммуникационных сетей относится вариант «колесо»
централизованный

4. К какому типу продуктов в матрице БКГ можно применить стратегию сокращения
«собака»

5. К классификации по типу взаимодействия организации с человеком относится
корпоративная

6. К компетенции службы персонала относятся функции
обучение персонала, определение потребностей в повышении квалификации персонала

7. К функциям оперативного уровня управления не относятся
проектирование структуры организации

8. Как называется стиль лидерства в теории П. Херси и К. Бланшара к подчиненным, которые желают, но не способны работать
«продавать»

9. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»
быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

10. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:
модель Портера Лоулера

11. Какая обратная связь имеет более значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации
отрицательная

12. Какая составляющая не входит в концепцию «7-S» Питерса и Уотермана
ситуация

13. Какая структура является более централизованной
линейно-функциональная

14. Какие из форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену могут существовать только в системе формального подчинения
законная власть

15. Какие критерии лежат в основе теории лидерства Врума — Йеттона
принятие решений

Источник

Тест по менеджменту №2

1. Какие исторические обстоятельства повлияли на становление менеджмента?

1. крестовые походы

2 великие географические открытия

3. промышленная революция

4. движение Реформации

2. К какой категории менеджеров можно отнести заместителя
исполнительного директора компании по маркетингу?

1. линейный менеджер

2 аппаратный (штабной) менеджер

3 функциональный менеджер

3. К какому типу ролей менеджера по Г. Минцбергу относится роль
«устраняющего проблемы»?

1. межличностные роли

2. роли, связанные с принятием решений

3. информационные роли

4. К какой школе менеджмента относится Г. Эмерсон?

1. школа человеческих отношений

2. школа научного менеджмента

3. ситуационная школа

5. Что означает «принцип исключения»?

1. необходимо контролировать критически важные параметры деятельности

Организации 2 необходимо контролировать исключительные ситуации в исключительных

6. Кто был основателем административной школы?

3 Г. Гантт
4. М. Вебер

7. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного
менеджмента?

1 – поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

2. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

3. определение функций и принципов эффективного менеджмента

8. Что понимал А. Файоль под единоначалием?

1. за выполнение одной задачи должен отвечать один менеджер
2. один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю

9. Чем отличаются миссия и цели организации?

2. степенью конкретизации

10. Какая составляющая не входит в концепцию «7-S» Питерса и Уотермана?

4. разделяемые ценности
5. стратегия

11. Какой элемент относится к числу связующих процессов в процессном
подходе?

1. планирование
2. принятие решений

12. Функцией чего является неопределенность внешней среды?

1. разнообразия факторов, оказывающих влияние на организацию ‘2. недостатка информации для принятия решений

13. Какие элементы образуют среду прямого влияния?

1. политическая ситуация

4. развитие техники и технологии

14. Какие черты не характерны для стратегического управления?

1. выстраивание детальных планов на основе представлений о стабильности среды

2. ориентация на согласование внутренней среды организации и внешнего окружения

3. первоочередное внимание внутренним процессам в организации

15. Кто не относится к категории стейкхолдеров?

16. На какой рынок ориентирована стратегия дифференциации?

2. рыночный сегмент, нишу

17. К какой разновидности эталонных стратегий относится создание
собственной системы сбыта продукции?

1. стратегия концентрированного роста

2. стратегия интегрированного роста

Стратегия диверсифицированного роста

18 Как связаны норма управляемости и количество уровней иерархии?

1 чем больше норма управляемости, тем меньше уровней управления

2. чем меньше норма управляемости, тем больше уровней управления

19. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении
современной экономики и организации?

20. Что означает стратегия «центрированной диверсификации»?

1. когда фирма производит продукцию на основе различных технологий и продает ее на различных рынках

2. когда фирма осуществляет производство нового продукта на основе той же технологии

3. когда фирма производит продукцию, отличающуюся технологически от основной продукции, но ориентированную на тех же потребителей

21. Какие из форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену могут существовать
только в системе формального подчинения?

1. эталонная власть

2. власть, основанная на вознаграждении

3. экспертная власть

5. традиционная власть

22. К какому типу продуктов в матрице БКГ можно применить стратегию
сокращения?

23. Для чего используется в стратегическом менеджменте матрица А.
Томпсона и А. Стрикланда?

1. для определения рыночной доли

2. для выбора варианта стратегии

3. для определения этапа жизненного цикла продукта

24. Когда сотрудник получает дополнительное вознаграждение за
перевыполнение нормы – это:

25. Какие организационные структуры являются более адаптивными к
изменениям рынка?

26. Что не входит в пирамиду потребностей А. Маслоу?

1. потребность в принадлежности

2. потребность в самовыражении ‘ 3. потребность во власти

4. потребность в безопасности

27. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»?

1. детально оформленные планы высшего руководства с целью максимизации объема выпуска продукции

2. гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ

28. Что согласно теории Ф. Герцберга является мотивирующим фактором?

1. вознаграждение
2. содержание работы

3. условия рабочего места

4. стиль руководства

29. Какие переменные не входят в модель теории ожиданий В. Врума?

1. справедливость вознаграждения

3. ожидание в отношении результатов работы

30. Какой элемент организационной конфигурации Г. Минцберга связан с
разработкой стандартов и нормативов?

1. стратегический центр

2 вспомогательный персонал

4. операционное ядро

31. Какая структура является более централизованной?

32. В структуре какого типа нарушается принцип единоначалия?

33. В какой модели проектирования работ используется командный подход?

1. обогащение работы

2. построение работы

3. социотехническая схема

4. расширение масштаба работы

34. Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора?

2 де мократический

35. Какой из стилей лидерства по Р. Лейкерту максимально ориентирован на
отношения?

36. В каких ситуациях по Фидлеру лучше подходит стиль руководства,
ориентированный на отношения?

1 наиболее благоприятных 2. умеренно благоприятных

3 наименее благоприятных

37. К какой модели принятия решений относится выбор
удовлетворительного варианта действия?

2. ограниченная рациональность

3. политическая модель

38. В чем состоят ограничения количественных методов принятия решений?

1. трудность перевода параметров, необходимых для принятия решения, в измеряемые показатели.

2. недостаток необходимых показателей

3. недостаток необходимых методов измерения

39. Какой метод принятия решения можно рассматривать как
неформальный?

2 платежная матрица

3 линейное программирование

40. Что понимается под понятием «кодирование»?

1. выбор способа отправления информации

2. выбор способа обозначения содержания информации

Выбор между вербальным и невербальным способами передачи информации

41. Как называется стиль лидерства в теории П. Херси и К. Бланшара к
подчиненным, которые желают, но не способны работать?

2 «продавать» 3. участвовать

42. Каким образом могут удовлетворяться потребности в теории
К. Альдерфера?

1 от потребностей низкого уровня к потребностям более высокого уровня

2 в любом направлении

43. Что такое «шум» в коммуникационном процессе?

1. технические помехи в выбранном канале коммуникации

2. все, что может повлиять на искажение информации

44. Какие критерии лежат в основе теории лидерства Врума – Йеттона?

1. отношения с персоналом

2. принятие решений

3. ориентация на задачу

45. К какой разновидности коммуникации можно отнести поручение со
стороны начальника цеха начальнику участка?

1. восходящая коммуникация

2. горизонтальная коммуникация

3. нисходящая коммуникация

46. В чем особенность матричной структуры?

1. матричная ячейка подчиняется руководителю продуктового подразделения

2. матричная ячейка подчиняется специальному интеграционному подразделению

3. матричная ячейка подчиняется одноВремеНно руководителю функционального и продуктового подразделений

47. К какому типу коммуникационных сетей относится вариант «колесо»?

48. Что порождает семантический барьер?

1. различие в каналах коммуникации между отправителем и получателем информации

2. различие в жизненном опыте, образовании, ценностях, установках между отправителем и получателем информации

49. Какие могут быть функциональные последствия конфликтов в
организации?

1. повышение производительности труда, снижение текучести кадров

2. выявление существующих организационных проблем

3. более эффективное принятие решений в организации

50. Какие существуют структурные способы разрешения конфликтов?

1. достижение компромисса

2. интеграционные механизмы

51. Каким образом должна измениться организационная культура при
уменьшении масштаба контроля в организации?

1. она станет более демократичной

2. станет более бюрократичной и иерархичной

3. масштаб контроля никак не влияет на организационную культуру

52. Каковы причины необходимости контроля в организации?

1. неопределенность внешней и внутренней среды

2. недоверие к рядовым сотрудникам

3. конфликты в организации

4. предупреждение кризисных ситуаций

53. Используется ли в модели мотивации Портера – Лоулера фактор
«справедливости»?

54. Какой механизм координации в модели Г. Минцберга используется в
дивизиональной структуре?

1 стандартизация рабочих операций

2 стандартизация квалификации

3 непосредственное согласование 4. стандартизация выпуска

55. Какой метод разрешения межличностных конфликтов в модели Блэйка –
Моутона максимально ориентирован на решение задачи?

Источник

Модели теории принятия решений

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Модели теории принятия решений

В теории принятия решений выделяют несколько подходов, предложенных основоположниками теории принятия решений: Г. Саймоном, Дж. Марчем, Р. Кайертом, Г. Минцбергом, В. Врумом, Ч. Линбломом, К. Круазье и др. Эти подходы называют моделями принятия решений. К ним относят следующие виды моделей: нормативная (классическая), дескриптивная (описательная), политическая (модель Карнеги), инкрементального процесса принятия решений, «мусорного ящика» и др.

где Е – анализируемая ожидаемая переменная; а, b, с – независимые переменные, параметры действий (решений).

Эти уравнения дополняются системой ограничений, лимитирующих свободу действий ЛПР.

Нормативная модель принятия решений основывается на следующих экономических предположениях:

1) лицо, принимающее решение, стремится к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы;

2) лицо, принимающее решение, стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия;

3) известны критерии оценки альтернатив, ЛПР выбирает вариант, который несет наибольшую экономическую выгоду для организации;

4) лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор наилучшим образом соответствует достижению целей организации.

Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Распространенность нормативных моделей во многом связана с появлением различных количественных методов принятия решений с помощью компьютерной техники. Количественные методы включают в себя построение дерева решений, платежные матрицы, анализ точек безубыточности, линейное программирование, прогнозирование и модели операционной деятельности. Развитию нормативной модели способствуют и корпоративные информационные системы. Нормативная модель наиболее адекватна запрограммированным решениям, ситуациям уверенности или риска, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.

Дескриптивные (описательные) модели основываются на эмпирических наблюдениях, они содержат небольшое количество элементов и объясняют экономические соотношения так, как они существуют в реальном мире, но в упрощенной форме. Дескриптивная модель описывает реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях (незапрограммированные решения и ситуации неуверенности и неопределенности), когда менеджеры, даже если они захотят, не могут принять экономически рациональное решение.

Дескриптивная модель принятия решений базируется на работах Герберта Саймона, предложившего понятия нормативной и дескриптивной моделей и доказавшего: ограниченная рациональность означает, что деятельность индивидов в организации лежит в пределах или границах допустимой рациональности (ограниченной рациональности и приемлемости). Организация – чрезвычайно сложная система, и менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки всей необходимой для осознанного вы бора информации. Поэтому принимаемые ими решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми. Приемлемость означает, что ЛПР выбирает первый удовлетворяющий минимальному критерию допустимости вариант. Вместо того чтобы анализировать все варианты, выбирая из них обещающий наивысший экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же способном устранить проблему варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений. Поиск исчерпывающей информации и «точки оптимума» занимает слишком много драгоценного времени менеджера.

Дескриптивная модель основывается на следующих предположениях:

1) цели решения, как правило, не отличаются определенностью, находятся в конфликте друг с другом. Менеджеры часто не подозревают о существующих в организации проблемах и возможностях;

2) рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если и применяются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не отражающим сложности реальных событий;

3) границы поиска менеджерами различных вариантов определяются человеческими, информационными и ресурсными ограничениями;

4) большинство менеджеров довольствуется скорее приемлемыми, нежели максимизирующими решениями. Отчасти это происходит из-за ограниченности имеющейся у них информации, отчасти – из-за нечеткости критериев максимизации.

Дескриптивная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные влияющие на рациональность выбора ограничения.

Дескриптивная модель принятия решений во многом основывается на интуиции менеджеров. При интуитивном принятии решений используются личный опыт и проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения. Интуиция не является произвольной или иррациональной, поскольку она базируется на многолетней практике и здравом смысле, хранящемся в подсознании.

Обращаясь к своей интуиции, основанной на многолетнем опыте решения проблем, менеджеры гораздо быстрее осознают, что в организации возникла проблема; и при этом появляется интуитивное предчувствие, подсказывающее им выбор варианта, что значительно ускоряет процесс принятия решений.

В дескриптивной модели взаимосвязи между элементами могут быть описаны в виде простых математических уравнений. Их недостаток заключается в том, что они не отражают функциональные взаимосвязи и ограничения, но они создают основу для построения более сложных моделей. Примером описательных моделей могут служить модели идеальной конкуренции для прогнозирования цен в реальном мире, плановая калькуляция себестоимости, простые инвестиционные расчеты.

Дескриптивные модели выражают необходимую целевую функцию в терминах производственных операций, т.е. они предписывают определенную технологию, процедуры, используя которые ЛПР может выбрать оптимальное решение с учетом заданных ограничений и критериев. Поэтому описательная (дескриптивная) модель является основой для построения оптимизационных моделей.

Политическая модель принятия решений (модель Карнеги) была сформулирована Г. Саймоном, Дж. Марчем, Р. Кайертом, в научных работах которых доказывается, что в организациях менеджеры могут сделать свой выбор стратегии в коалициях – неформальных альянсах между несколькими менеджерами, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблем.

Данная модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать или какую линию поведения выбрать.

Создание коалиции менеджеров необходимо по двум причинам: цели не ясны и несовместимы и менеджеры не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем; менеджеры не обладают достаточным временем, средствами и интеллектуальными возможностями для идентификации проблемы. Поэтому создание коалиции способствует выработке решений, которые поддерживаются всеми заинтересованными сторонами. При рассмотрении проблем коалиция примет то решение, которое воспринимается как удовлетворительное, а не как максимальный уровень достижения цели, так как все менеджеры озабочены текущими проблемами и их быстрым решением, т.е., по определению Р. Кайерта и Дж. Марча, они занимаются проблемно-ориентированным поиском, который означает, что менеджеры ищут решение, способное быстро нейтрализовать проблему.

Модель Карнеги указывает на то, что достижение соглашения посредством создания коалиции менеджеров является основной частью процесса принятия решений в организации, поскольку незапрограммированные решения требуют дискуссии и разрешения конфликтов.

Модель Карнеги наиболее близка к реальным условиям, в которых работают менеджеры и все прочие ЛПР: решения сложны и требуют участия многих людей, информация зачастую не позволяет прийти к однозначным выводам, а несогласие и даже конфликт относительно решения проблемы является привычным явлением. Таким образом, модель Карнеги основывается на следующих предположениях:

1) организации состоят из имеющих различные интересы, цели и ценности групп. Менеджеры по-разному определяют приоритетность проблем, разделяя или выражая несогласие с целями и интересами коллег;

2) информация является неопределенной и неполной. Рациональное поведение лимитировано сложностью многих проблем, а также личными и организационными ограничениями;

3) менеджеры не обладают необходимыми для идентификации всех составляющих проблемы и обработки всей значимой информации временем, ресурсами или ментальными способностями. Для сбора информации и уменьшения неопределенности менеджеры общаются друг с другом, обмениваются мнениями;

4) цели и альтернативы вырабатываются в ходе дебатов. Решения являются результатом дискуссий и «переговоров» между членами коалиций.

Дескриптивная модель и модель Карнеги, а также интуиция в большей степени адекватны турбулентной внешней среде, когда решения принимаются быстро, в условиях высокой неопределенности.

Модель инкрементального процесса принятия решений предложена Г. Минцбергом (университет МакГилла, г. Монреаль). Данная модель может быть использована для принятия незапрограммированных решений. Основное внимание в решении проблем организации сосредоточено на структурной последовательности действий, предпринимаемых на протяжении всего процесса принятия решений. Основное решение состоит из серии «мелких» выборов, так как организация проходит через несколько ключевых точек процесса принятия решений, где возможно столкновение с «барьерами», которые Г. Минцберг назвал прерываниями процесса решения. Прерывание процесса принятия решения означает, что организация должна вернуться к предыдущим решениям и повторить цикл (стадии процесса принятия решения), стараясь предложить какие-то новые варианты действий (альтернативы). Эти циклы, или «петли», по Г. Минцбергу, процесса поиска решения (альтернативы, стратегии, направления действий) являются одним из способов обучения персонала организации, нахождения понимания того, какие альтернативы, решения необходимо реализовать. Г. Минцберг также предложил деление процесса принятия решений на три фазы: идентификация проблемы; разработка вариантов управленческих решений; оценка, выбор и принятие управленческого решения.

Модель «мусорного ящика» была разработана М. Коэном, Дж. Марчем, Дж. Олсеном с целью объяснить схему принятия решений в условиях крайней неопределенности, которые названные выше авторы определили термином «организованная анархия».

«Организованная анархия» не полагается на нормальную вертикальную иерархию и рациональную бюрократию принятия управленческих решений. Она характеризуется тремя признаками: проблематичность предпочтений; нечетко и плохо понимаемая технология принятия решений; текучесть персонала. «Организованная анархия» свойственна организациям, для которых характерны частые изменения и коллегиальная небюрократическая обстановка.

Уникальной особенностью модели «мусорного ящика» является то, что процесс принятия решения не выглядит как последовательность шагов, которые начинаются с проблемы, а заканчиваются решением. Решения в данной модели представляют собой результат независимых потоков событий, происходящих внутри организации, имеющих отношение к процессу принятия решения: поток проблем, потоки потенциальных решений, участники принятия решений и благоприятные возможности для выбора.

С учетом концепции четырех потоков общая схема принятия решения в организации приобретает случайный характер. Проблемы, предлагаемые решения, участники и выбранные решения – все это проходит через организацию, потому что в определенном смысле организация является большой корзиной для мусора, в которой все эти потоки смешиваются. Если проблема, решение и участник принятия решения случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть урегулирована; но если решение не подходит к данной проблеме, то проблема может остаться нерешенной. Таким образом, рассматривая организацию в целом в крайней степени неопределенности, можно увидеть проблемы, которые не решаются, и решение, которое не реализуется, так как ситуация является настолько сложной, что решения, проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга.

Использование модели «мусорного ящика» имеет последствия:

1) решения могут быть предложены даже тогда, когда проблема не выявлена и даже не существует;

2) выбор может быть сделан без решения проблем;

3) проблемы могут оставаться нерешенными в организации;

4) некоторые проблемы решаются.

При компьютерном моделировании в условиях модели «мусорного ящика» нередко решались важнейшие проблемы, поскольку появлялась возможность связывать проблемы с соответствующими решениями и участниками таким образом, что делался удачный выбор управленческого решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *