к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные

Тест по «Специальной педагогике»

Этот тест был составлен для предмета «Специальная педгогика», по профилю логопедия студенты могут проверить свои знания, ответив на предложенные 30 вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Тест по «Специальной педагогике»»

Тест по специальной педагогике

С детьми, которые имеют нарушения слуха, работает специалист:

Школа или школа-интернат для незрячих детей имеет видовой порядковый номер:

Под VI видом учебного заведения подразумевается:

Школа-интернат для детей с умственной отсталостью

Школа-интернат для незрячих детей

Школа-интернат для детей с нарушениями ОДА

Школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи

Какой термин носит характеристику возвращение способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и прочей причины:

Основой специальной педагогики является:

К какой модели отношений общества к лицам с ОВЗ, можно отнести термин «неполноценные»:

В каком году впервые были открыты учебные заведения для глухих и слепых:

К какому принципу специальной педагогики относится лозунг «Начните делать что-нибудь!:

Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

Принцип педагогического оптимизма

Принцип необходимости специального педагогического руководства

В специальной школе I вида в классе допускается:

Не более 12 человек

Не более 10 человек

Не более 6 человек

Не более 8 человек

Какая из причины не относится к нарушениям ОДА:

Сколько степеней выделяют в олигофрении:

Дефект не может быть локализован:

В проводящих путях

Норма, которая проявляется в индивидуальных особенностях личности ребенка:

Какой специалист готовит на психолого-медико-педагогическую комиссию:

Как расшифровывается ПМПк:

Процесс предоставления лицу с ОВЗ прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества:

Вид интеграции, когда дети специальных и массовых групп и классов объединяются для проведения различных мероприятий:

Какой степени дефекта не существует:

Данные нарушения характеризуются нарушением произношения и восприятия родного языка:

Общее недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие языка

Нарушение чтения и письма

Совокупность физических и психических недостатков – это :

Источник

Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с отклонениями в развитии

Сущность интегрированного обучения.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка (1989), Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларацией о правах инвалидов (1975). В соответствии с этими документами человеку с ограниченными возможностями даны те же права и привилегии, что и всем остальным членам общества: право жить, учиться, работать в своей местности, иметь свой дом, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Но равные условия не означают равное качество и не гарантируют равные результаты. Применительно к детям это означает следующее:

· ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке; ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

· лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались всвоих семьях;

· учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, манере обращения с ними. Некоторыми из таких «ниш» или моделей являются.

Модель «Больной человек» (лица с ограниченными возможностями – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Эта модель стимулировала развитие научных исследований причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, т.к. сама по себе является ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек» (человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному) лежала в основе выражения негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.

Модель «Угроза обществу» (некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу) опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости»(к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). В основе модели лежит защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности» состоит в том, что траты на содержание лиц, страдающих различными нарушениями, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие» подчеркивает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию – общество ответственно за их более полное развитие.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция, по мнению ряда ученых, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с проблемами не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности для удовлетворения их специальных образовательных потребностей ограниченны. Следует учитывать при этом запросы и пожелания родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

· стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

· наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

· развитие навыков общения и нестандартного мышления;

· возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

· снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

· исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

· неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

· дети с проблемами находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

· учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

· стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

В содержании процесса интеграции можно выделить следующие аспекты: нормативно-правовой, психолого-педагогический, программно-содержательный, социально-психологический. Можно также выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения:

кто учится, т. е. для каких групп детей с проблемами в развитии интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

где, т. е. каковы организационные формы возможного обучения детей с проблемами в развитии в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?

к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные. Смотреть фото к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные. Смотреть картинку к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные. Картинка про к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные. Фото к какой модели отношений общества к лицам с овз можно отнести термин неполноценные

чему, т. е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

когда,т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем, среднем или старшем школьном возрасте)?

ктоучит, т. е. какова должна быть подготовка учителя школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

Основной идеей интегративной педагогикиявляется положение: от интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с ОПФР не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребенка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Основной принципинтегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Основные виды интеграции:социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности).

Формы интеграции:интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

В нашей стране различные модели интегрированного обучения используются с 1995/96 учебного года. Сегодня 65% детей с ОПФР охвачены интегрированным обучением.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегративные процессы в образовании детей с ОПФР: «виды», «формы», «модели», «варианты».

2. Продолжите высказывание: «В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что …»

3. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения

ДостоинстваНедостатки

4. Вставьте пропущенные слова: «Основной принцип интегративной педагогики – как можно … … и как можно … … дифференциации».

5. Вставьте пропущенное слово: «Совместное обучение глухих и слабослышащих является примером … формы интеграции».

6. Установите соответствие между названием модели отношения к людям с ограниченными возможностями и их содержанием:

а) «больной человек»1) люди с отклонениями в развитии – неполноценные существа
б) «недочеловек»2) общество несет ответственность за более полное развитие ребенка
в) «угроза обществу»3) люди с ограниченными возможностями – больные люди, нуждающиеся в лечении
г) «объект жалости»4) содержание лиц с отклонениями в развитии – экономическое бремя
д) «объект обременительной благотворительности»5) люди с ограниченными возможностями нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания
е) «развитие»6) люди с ограниченными возможностями могут нанести материальный и моральный ущерб обществу

Литература: 14, 15, 32, 39, 57, 75, 97, 107, 122, 129, 132, 137, 140.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тесты по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

А.Дети(лица) с особыми образовательными потребностями; специальные образовательные условия; коррекционное образовательное учреждение;

Б.Диагностика; аномалия; дефект; глухонемой (т.к. понятие из специальной педагогики).

В.Дети с временной задержкой психического развития; психологическая помощь.

А2.Какие цели в специальной педагогике относятся к целям общего уровня?

А. Овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

Б. Воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства маргинальности или завышенной самооценки;

А3.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный педагогический феномен является

А.Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования;

Б. Объектом специальной педагогики (т.к. понятие из специальной педагогики).

В.Предметом специальной педагогики;

А4.Выделите более прогрессивную модель отношения общества к лицам с нарушениями развития.

А.Медицинская модель инвалидности.

Б. Модель «Сегрегация».

В. Модель «Дискриминация».

Г. Модель «Защищенность»

Д. Модель «Экономическая необходимоть»

Е.Модель «Интеграция» (т.к. понятие из специальной педагогики).

А5.Какому термину соответствует определение «Один из видов коррекционной деятельности приобщением к искусству».

Б. Арттерапия (т.к. понятие из специальной педагогики).

А6.Характеристика какого процесса в специальном образовании дана ниже? Выберите правильный ответ.

Б. Воспитание (т.к. понятие из специальной педагогики).

А7.Чья педагогическая система сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики? Выделите правильный ответ.

Б. Монтессори М. (т.к. понятие из специальной педагогики).

А8.Выберите наиболее приемлемый для образовательной сферы термин.

Б. Аномальные(дети, лица).

В. Дети (лица) с патологией развития.

Г. С дефектом развития.

Д. С отклонениями в развитии(т.к. понятие из специальной педагогики).

Е. Дети(лица) с особыми образовательными потребностями.

А 9.Какая форма специального обучения появилась раньше всех других форм?

Б. Индивидуальная (т.к. понятие из специальной педагогики)

А.О социальной полезности человека (т.к. понятие из специальной педагогики)

Б.О необходимости помощи человеку в восстановлении здоровья.

В.Об изоляции инвалидов от общества.

А 11. Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются …

А. Реабилитационные центры различных профилей (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Медико-психолого-педагогические комиссии.

В. Психологическая служба.

А 12. В какой области российской специальной педагогики создана единая государственная система раннего выявления и специальной помощи детям с нарушениями в развитии?

В. Олигофренопедагогика (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 13. По какому признаку осуществлена классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, лица с нарушениями интеллекта и т.д.?

А. По локализации нарушений в той или иной системе организма.

Б. По характеру нарушения, недостатка (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. По причинам возникновения нарушения, недостатка.

А 14. До какого возраста у детей происходит формирование нормативного звукопроизношения?

А. До 5 лет (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 15. В коррекционной работе с какими нарушениями необходимо взаимодействие специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК (лечебной физкультуры), логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя?

Б. Задержка психического развития (ЗПР).

Г. Детский церебральный паралич (ДЦП) (т.к. понятие из специальной психологии).

А 16. Какое из приведенных ниже определений относится к термину «специальная педагогика»?

А. Педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности;

Б. Отрасль педагогической науки, изучающая организованную трудовую деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания;

В. Теория и практика особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 17. По какому признаку осуществлена следующая классификация категории лиц с ограниченными возможностями: врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма; дорожно-транспортное происшествие и т.п.?

А. По локализации нарушений в той или иной системе организма;

Б. По характеру нарушения, недостатка;

В. По причинам возникновения нарушения, недостатка (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 18. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен является

А. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования;

Б. Объектом специальной педагогики (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Предметом специальной педагогики

А. 19. Чья педагогическая система руководствуется девизом: «Помоги мне сделать это самому»? Выберите правильный ответ.

Б. Монтессори М. (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 20. Характеристика какого принципа специального образования дана ниже?

Данный принцип предполагает, что человек с особыми образовательными потребностями есть благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

А. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Б. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения.

В. Принцип ранней педагогической помощи.

Г. Принцип педагогического оптимизма (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 21. Какому термину соответствует следующее определение: «стадиальный процесс, ориентированный на пожизненное обогащение духовного мира и деятельных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья»?

А. Дистанционное образование.

Б. Профессиональное образование.

В. Специальное образование (т.к. понятие из специальной педагогики).

Г. Непрерывное образование.

А 22. Характеристика каких недостатков развития дана ниже? Выберите правильный ответ.

— замедленное и ограниченное восприятие;

— недостатки развития моторики;

— недостатки речевого развития;

— недостатки развития мыслительной деятельности;

— недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

— пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

— недостатки в развитии личности.

А. Недостатки, характерные только для какой-либо определенной категории лиц с особыми образовательными потребностями.

Б. Недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 23. Характеристика какого процесса в специальном образовании дана ниже? Выберите правильный ответ.

Задача данного процесса состоит в формировании отсутствующих по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития ребенка в процессе сотрудничества педагога и ребенка детей в классе или группе.

Б. Воспитание (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 24. К какому термину относится данное определение: «Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся»?

А. Специальные образовательные условия.

Б. Специальная дидактика.

В. Специальный образовательный стандарт (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 25. Ограничительно-покровительственная позиция общества и государства по отношению к лицам с ограниченными возможностями носит название…

А. Пацифистской позиции.

Б. Патерналистской позиции (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Авторитарной позиции.

А 26. В работах какого известного психолога обосновано понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов?

В. Выготский Л.С. (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 27. К какому из терминов относится определение: «видоизменения, происходящие в субъекте, с помощью которых осуществляется приспособление к изменившимся условиям»?

Б. Адаптация (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 28. По какому признаку осуществлена следующая классификация категории лиц с ограниченными возможностями: телесные (соматические) нарушения; сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга.

А. По локализации нарушений в той или иной системе организма (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. По характеру нарушения недостатка.

В. По причине возникновения нарушения, недостатка.

А 29. О какой классификации форм умственной отсталости идет речь: а) незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении; б) умеренная умственная отсталость, трудности в обучении; в) глубокая умственная отсталость?

А. Классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Российская система.

А 30. Какому термину соответствует следующее определение: «Один из видов коррекционной деятельности приобщением к искусству»?

В. Арттерапия. (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 31. К какому периоду относится превращение дефектологии из «науки о дефектах» в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию?

А. 20-30-е гг. ХХ века;

Б. 50-60-е гг. ХХ века;

В. 80-90 гг. ХХ века (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 32. Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности является

А. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования (т.к. понятие из специальной педагогики)

Б. Объектом специальной педагогики;

В. Предметом специальной педагогики.

А 33. Определите цель специальной педагогики.

А. Достижение ребенком максимально возможной самостоятельности и независимой жизни (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Достижение развивающейся личностью специализации и самореализации.

В. Формирование гармонично развитой личности.

А 34. О какой реабилитации идет речь ниже?

Воспитание чувств собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения.

А. Медицинская реабилитация.

Б. Личностная реабилитация.

В. Социальная реабилитация (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 35. Характеристика какого компонента специального образовательного процесса дана ниже?

Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

А. Специальный образовательный стандарт (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Социально-педагогическая деятельность в специальном образовательном учреждении.

В. Специальные образовательные условия.

А 36. К какому термину относится данное определение?

«Применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей»

Б. Реабилитация (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 37. О каком принципе специального образования идет ниже речь? Выберите правильный ответ.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и нуждается в особой организации и способах ее реализации.

А. Принцип деятельностного подхода.

Б. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

В. Принцип необходимости специального педагогического руководства (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 38. От чего, прежде всего, зависит усвоение разных уровней образования детьми с особыми образовательными потребностями? Выберите правильный ответ.

А. От сохранности интеллектуальных возможностей (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. От мотивации к учебной деятельности.

В. От возрастных особенностей учащихся.

А 39. Какому термину соответствует следующее определение: «Вынужденное сужение возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнение социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума»?

Б. Социализация (т.к. понятие из специальной психологии).

Б. От мотивации к учебной деятельности.

А40. Какая модель отношения общества к лицам с нарушениями в развитии принята в качестве основополагающей при формировании современной социальной политики в большинстве стран мира?

А. Модель «Дискриминация».

Б. Модель «Экономическая необходимость».

В. Модель «Защищенность».

Г. Модель «Интеграция» (т.к. понятие из специальной педагогики).

А41. Какая группа является самой уязвимой категорией детей с отклонениями в развитии и требует большего, чем все остальные, объема комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи?

А. Дети с нарушениями слуха.

Б. Дети с нарушениями зрения.

В. Дети с нарушениями интеллекта.

Г. Дети с нарушениями речи.

Д. Дети с комплексными (сочетанными) нарушениями развития (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 42. Какое нарушение характеризуется следующим образом?

Недостаточное развитие внимания, восприятия, памяти;

отставание в речевом развитии;

низкая продуктивность деятельности.

Б. Синдром раннего детского аутизма (РДА).

В. Нарушение опорно-двигательного аппарата.

Г. Задержка психического развития (ЗПР) (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 43. В каком специальном образовательном учреждении используется литература, издаваемая по системе Брайля?

А. В школе I вида (школа-интернат для глухих детей.).

Б. В школе III вида (школа-интернат для незрячих детей) (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. В школе V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи).

А 44. Какой период в истории нашей системы образования характеризуется установлением довольно строгих правил приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения?

А. Дореволюционный период.

Б. Советский период (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Современный период.

А 45. Какая из задач не входит в систему задач специальной педагогики:

А. Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

Б. Разработка научных основ содержания образования, организационных условий специального образования;

В. Оказание материальной помощи лицам с ограниченными возможностями;

Г. Разработка и реализация программ профориентации, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью.

А 46. Какому понятию соответствует данная характеристика: «форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

— посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;

— находятся в классах вместе с детьми одного с ним возраста;

— имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

— обеспечиваются необходимой поддержкой»?

А. Включенное обучение (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Дифференцированное обучение.

В. Профильное обучение.

А 47. С какой целью в содержание общеобразовательных предметов вводятся пропедевтическое разделы?

А. Для подготовки детей с особыми образовательными потребностями к изучению конкретной учебной дисциплины (т.к. понятие из специальной педагогики).

Б. Для развития творческих способностей.

В. Для общего развития.

А 48. С какими возрастными категориями лиц с ограниченными возможностями взаимодействует андролог?

А. С детьми раннего и дошкольного возраста.

Б. С детьми школьного возраста.

А 49. К какому термину относится данное определение: «Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия»?

А. Дополнительное образование.

Б. Специальное образование.

В. Дистанционное образование.

А 50. О каком принципе специального образования идет ниже речь? Выберите правильный ответ.

Реализация данного принципа позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

А. Принцип педагогического оптимизма.

Б. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В. Принцип социально-адаптирующей направленности образования (т.к. понятие из специальной педагогики).

Г. Принцип ранней педагогической помощи.

А51. Что понимается в специальной педагогике под способностью к обучению? Выберите правильный ответ.

А. Освоение знаний по общеобразовательным предметам.

Б. Способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Овладение специальными и общеучебными умениями и навыками.

А 52. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями предполагает, что …

А. Главное – общественно-полезный труд и социальная полезность человека.

Б. Должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Необходимо создавать особые условия для лиц с ограниченными возможностями, чтобы они могли приносить пользу обществу.

А 53. Для каких категорий детей создаются коррекционные классы при общеобразовательных школах?

А. Для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Б. Для детей с нарушениями зрения.

В. Для детей с нарушениями речи.

Г. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 54. Какому термину соответствует следующее определение: «Особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности»?

В. Социальная защита (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 55. Выберите правильный ответ. К какой категории нарушений следует отнести следующие расстройства: дислалия, ринолалия, дизартрия.

Б. Нарушение речи (т.к. понятие из специальной педагогики).

В Нарушение зрения.

Г. Нарушение интеллекта.

А 56. Когда в нашей стране начался процесс становления государственной системы специального образования?

А. 20-30 гг. XX в. (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 57. Определите организационную форму дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями.

Данная форма организации дошкольного образования создается для оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, консультативно-методической поддержке их родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятельности.

А. Детский сад компенсирующего вида.

Б. Общеразвивающие группы детских садов комбинированного вида.

В. Центры развития ребенка.

Г. Группы кратковременного пребывания в детском образовательном учреждении.

А 58. Какое из приведенных ниже определений относится к термину «специальная педагогика»?

А. Педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности;

Б. Отрасль педагогической науки, изучающая организованную трудовую деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания;

В. Теория и практика особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 59. Какое понятие в педагогической системе Марии Монтессори является ключевым?

А. Помощь (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 60. Характеристика какого понятия представлена ниже?

Это комплекс мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках

данных действий проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности.

Б. Индивидуальная программа реабилитации (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Социально-педагогическая деятельность.

/ А 61. Выделите наиболее прогрессивную модель отношения общества к лицам с нарушениями развития.

А. Медицинская модель инвалидности.

Б. Модель «Сегрегация».

В. Модель «Дискриминация».

Г. Модель «Защищенность».

Д. Модель «Экономическая необходимость».

Е. Модель «Интеграция».

А 62. Определите, о какой форме организации обучения в специальной педагогике идет речь.

А. Классно-урочная форма.

Б. Индивидуально-групповая форма.

В. Индивидуальная форма (т.к. понятие из специальной педагогики).

Данная форма организации обучения применима в случае, когда ребенок имеет тяжелые или множественные нарушения в развитии, не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. Нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи.

А 63. Выделите в приведенном перечне компонент, не относящийся к средствам специального обучения.

А. Словесная, дактильная и жестовая речь.

Б. Пиктографическое (символьное) письмо.

Г. Изобразительное средство.

Д. Факультатив (т.к. понятие из специальной педагогики).

Е. Печатная продукция.

Ж. Дидактический материал.

З. Технические средства обучения.

А 64. Характеристика какого принципа дана ниже? Выберите правильный ответ.

Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.

А. Принцип ранней педагогической помощи.

Б. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

В. Принцип педагогического оптимизма (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 65. Характеристика какого принципа дана ниже? Выберите правильный ответ.

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т.е. природосообразно).

А. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Б. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Г. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

(т.к. понятие из специальной педагогики).

А 66. О каком методе коррекции раннего детского аутизма (РДА) идет речь: «Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально».

А. Оперантное обучение (поведенческая терапия) (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

А 67. Характеристика какой системы обучения дана ниже?

Переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;

диагностический характер обучения;

повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;

компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении существующих у ребенка по вине семьи;

развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению.

А. Система развивающего обучения.

Б. Система компенсирующего обучения.

В. Система дифференцированного обучения (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 68. О какой категории детей с ограниченными возможностями идет речь?

В школьном обучении данные дети испытывают следующие затруднения:

1. затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма).

2. специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.

3. трудности понимания объяснений учителя.

А. Дети с нарушениями зрения.

Б. Слабослышащие дети (т.к. понятие из специальной педагогики).

В. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

А 69. Определите, дети с какими нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе, если для них созданы специфические условия: наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами-тифлопедагогами, тифлопсихологами.

А. Дети с нарушениями слуха.

Б. Дети с нарушениями речи.

В. Дети с нарушениями зрения (т.к. понятие из специальной педагогики).

А 70. Исключите неверный ответ. При обучении умственно отсталого ребенка в общеобразовательном учреждении педагогу следует:

А. помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников.

Б. Не допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято.

В. Новый учебный материал делить на маленькие порции.

Г. Многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Д. Подчеркивать особенность ребенка перед остальными детьми (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 1. Назовите признаки, по которым осуществлена следующая классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: глухие; слабослышащие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями интеллекта и т.д.?

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

В 2. Установите соответствие методов воспитания в системе специального образования.

А. Практически-действенные методы (Игра, воспитывающие ситуации, приучение, упражнение).

Б. Побудительно-оценочные методы (Поощрение, порицание, наказание, доверие).

В. Информационные методы ( Беседа, рассказ, разъяснение, чтение художественной литературы) (т.к. понятие из специальной педагогики).

1. Беседа, рассказ, разъяснение, чтение художественной литературы.

2. Игра, воспитывающие ситуации, приучение, упражнение.

3. Поощрение, порицание, наказание, доверие.

В 3. Установите соответствие методов обучения

В. Гностические (2) (т.к. понятие из специальной педагогики).

1. Индуктивный и дедуктивные методы.

2. Репродуктивные, проблемно-поисковые и исследовательские.

3. Методы словесной передачи и слухового и (или) зрительского восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы.

В 4. В какой стране впервые была создана школа для аутичных детей – Sofienskole – в 1920 г.?

Б. Дания (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 5. С какими категориями детей (лиц) с ограниченными возможностями связаны предметные области специальной педагогики?

А. Тифлопедагогика (от греч. τυφλός — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Б. Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

В 6. Назовите термины, которые являются медицинскими в специальной педагогике?

«Диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др. (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 7. Выберите наиболее приемлемые для педагогической сферы термины.

Б. Аномальные (дети, лица).

В. Дети (лица) с патологией развития.

Г. С дефектом развития.

Д. С отклонениями в развитии (т.к. понятие из специальной педагогики).

Е. Дети с особыми образовательными потребностями.

Ж. Лица (дети) с ограниченными возможностями.

В 8. Вставьте ключевые слова:

В 9. В содержание работы какого педагога включаются следующие направления социального педагога (т.к. понятие из специальной педагогики)

1. Формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме.

2. Оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников).

3. Организация правового просвещения педагогов, учащихся специального (коррекционного) учреждения.

4. Патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

В 10. Назовите признак, по которому осуществлялась классификация категории лиц с ограниченными возможностями:

6. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7. Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

8. Лица с нарушением интеллекта.

9. Дети с задержкой психического развития.

10. Лица с тяжелыми нарушениями речи.

11. Лица со сложными недостатками развития.

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

В 11. К какому из терминов относится определение: «теория и практика особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно»?– Специальная педагогика

В 12. Вставьте ключевые слова:

Недостаток – физический или психологический недостаток, подтверждающий психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 13. Продолжите предложение: «Реабилитационные центры различных профилей создаются для обучения, воспитания, социальной адаптации детей и подростков со сложными нарушениями развития, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания комплексной помощи. (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 14. Выберите правильные ответы. При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется…

1. Заменять устные ответы этих детей письменными.

2. Устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске.

3. Не начинать устный опрос с заикающихся детей.

4. Темп речи у заикающегося ребенка не должен отличаться от нормального темпа речи.

5. В том случае, если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 15. Какой термин характеризует данное определение: «Физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным, и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков»? Тяжелый недостаток (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 16. Установите соответствие положений основных международных правовых документов.

А. Всеобщая декларация прав человека .(1)

Б. Конвенция о правах ребенка .(2)

1. Каждый имеет право на образование. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

2. Максимальная защита интересов и прав детей на выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В 17. Установите соответствие, с какими категориями детей работают перечисленные ниже специалисты.

1. Тифлопедагог – Педагог слепых и слабовидящих.

2. Сурдопедагог – Педагог глухих и слабослышащих.

3. Олигофренопедагог – Педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития

4. Логопед – Педагог, работающий с лицами с речевыми нарушениями.

А. Педагог глухих и слабослышащих.

Б. Педагог, работающий с лицами с речевыми нарушениями.

В. Педагог слепых и слабовидящих.

Г. Педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития

В 18. Установите соответствие целей общей педагогики и специальной педагогики.

1. Общая педагогика .(б)

2. Специальная педагогика .(а) (т.к. понятие из специальной педагогики).

А. Достижение ребенком максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Б. Достижение развивающейся личностью социализации и самореализации.

В 19. Вставьте пропущенное слово.

Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса – национального языка (в устной, письменной и тактильной форме) и национального жестового языка.

(т.к. понятие из специальной педагогики).

В 20. К какому периоду относится превращение дефектологии из «науки о дефектах» в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию? 20—ЗО-е гг. ХХ века (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 21. Основание для направления ребенка с ограниченными возможностями в специальную школу…

А. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Б. Согласие родителей. (т.к. понятие из специальной педагогики).

Г. Рекомендации учителей и воспитателей.

В 22. Назовите количество основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

Основные виды специальных школ:

1. школа-интернат для глухих детей — специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида;

2.для слабослышащих и позднооглохших детей — II вида; для незрячих детей — III вида;

3. для слабовидящих детей — IV вида;

4. для детей с тяжелыми нарушениями речи — V вида;

5.для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида;

6. для детей с трудностями в обучении — с задержкой психического развития — VII вида;

7.для детей с умственной отсталостью — VIII вида. (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 23. Вставьте ключевое слово:

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновение физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. (т.к. понятие из специальной педагогики).

В 24. Установите соответствие факторов риска, обусловливающих нарушение речи.

Б. Социально-психологические .(2) (т.к. понятие из специальной психологии)

1. Патогенные факторы (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость, правшество.

2. Недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми: излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.

С 1. Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования.

С 2. Специальное образовательное учреждение – обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.

С 3. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

С 4. Индивидуальная программа реабилитации разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

С 5. Задержка психического развития (ЗПР) –нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

С 6. Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

С 7.Специальный образовательный стандарт – нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

С 8. Специальная дидактика – теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса.

С 9.Коррекционная педагогика – это особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.

С 10. Синдром раннего детского аутизма – нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

С 11.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – это специально созданные, с учётом всех потребностей, образовательные учреждения обеспечивающие обучающимся воспитанникам с отклонениями в развитии; обучение, воспитание, лечение, способствующие их социальной адаптации и интеграции в общество.

С 12.Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

С 13.Арттерапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

С 14.Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок.

С 15. Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

С 16. Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

С 17. Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

С 18. Обучение на дому – способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах).

С 19. Компенсация – защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.

С 20. Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

С 21. Объектом специальной педагогики – образовательный процесс, способный удовлетворить потребности личности имеющей отклонения в моральном или физическом развитии.

С 22. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

С 23. Специальный образовательный стандарт – нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

С 24. Социальная реабилитация – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.

С 25. Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

С 26. Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

С 27. Интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

С 28. Обучение на дому – способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах).

С 29. Компенсация – защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.

С 30. Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *