к какой методике относится тест дом дерево человек

Дом, дерево, человек

к какой методике относится тест дом дерево человек. Смотреть фото к какой методике относится тест дом дерево человек. Смотреть картинку к какой методике относится тест дом дерево человек. Картинка про к какой методике относится тест дом дерево человек. Фото к какой методике относится тест дом дерево человек

Дом, дерево, человек

Этот тест является одним из самых распространённых проективных методов исследования личности индивидуума. Преимущества данной методики заключается в том, что она позволяет провести глубокий анализ и получить наиболее полный результат, а не сведения лишь о некоторых особенностях внутреннего мира испытуемого.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Если под рукой кроме простого другого нет, ничего страшного. Только не используйте фломастеры и ручки, у Вас должна быть возможность корректировать рисунок. Изобразите на листе дом, дерево и человека так, как Вам хочется. Любой формы, размера и вида. Не спешите, как закончите, ответьте на вопросы теста на нашем сайте, и Вы получите полную картину Вашей личности. Возможно, для Вас откроются совершенно новые особенности подсознания, о которых Вы даже не задумывались!

Кому подойдёт эта методика?

Изначально, этот тест применялся для изучения работоспособности трудящихся на производстве. Позднее последователи Дж. Бука, автора методики, смогли адаптировать её для более широкого круга исследуемых.

Не трудно догадаться, что это отличный способ психодиагностики для ребёнка, если он уже достиг трёх или четырёхлетнего возраста. Просто дайте ему необходимые материалы, попросите нарисовать описанные выше объекты и оставьте на некоторое время. Его рисунок позволит оценить личностные качества, уровень умственного развития и социализации в кругу сверстников.

Метод так же очень информативен и для взрослых. Психологи проводят исследования с его помощью не только индивидуально, но и в группах.

Ключи

к какой методике относится тест дом дерево человек. Смотреть фото к какой методике относится тест дом дерево человек. Смотреть картинку к какой методике относится тест дом дерево человек. Картинка про к какой методике относится тест дом дерево человек. Фото к какой методике относится тест дом дерево человек

Человек

Дерево

Особенности интерпретации результатов

После завершения рисунка, исследователю необходимо выяснить значение необычных или отсутствие «обязательных» деталей на изображении. Что они значат для испытуемого, почему он расположил их именно таким образом. Эти элементы могут быть очень информативны при интерпретации.

К примеру, почему окна дома нарисованы с разбитыми стеклами или дерево с зазубринами или сломанными ветками. А так же, какое значение для тестируемого имеют другие необычные детали, свидетельствующие о разрушениях.

Как правило, сломанные или повреждённые ветви дерева, рубцы на его стволе, говорят о перенесённых психологических травмах в прошлом. Считается, что дерево олицетворяет период жизни респондента. Основание ствола отражает явления в раннем детстве, верхушка – настоящий возраст, соответственно, средняя часть дерева – промежуточные годы. На основании расположения повреждений и возраста индивида, можно примерно определить возраст, в котором произошло травмирующее событие.

Если сорокалетний исследуемый изобразил рубец примерно на середине ствола, то негативная ситуация могла предположительно произойти с ним в двадцатилетнем возрасте.

Земля символизирует реальность, так как тени, обычно, располагаются на земле, то они несут в себе большой объём информации о сознательном уровне личности тестируемого. Они могут символизировать чувство тревоги, свидетельствовать о наличие проблемы в недалеком прошлом или настоящем, которая препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Наличие рассеянности подтвердит ухудшение интеллектуальной работоспособности. Нужно так же обратить внимание, на какую поверхность подает тень.

Если на рисунке предметы отбрасывают тень, значит, должно быть изображено и солнце. Но про него, обычно, забывают, что так же имеет определенное качественное значение.

Необходимо выяснить, почему отсутствуют привычные детали, такие как окна, двери, дымоход, ветви у дерева или какие – то части тела у человека и тому подобное. В случае, если у индивида не предполагается умственная отсталость, то эти особенности его иллюстрации значимы при интерпретации.

Если на изображении наблюдается нестандартное размещение объектов относительно друг друга, то необходимо выяснить, с чем это связано. Например, почему нарисован покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек.

Пройдите тест «Дом, дерево, человек» прямо сейчас!

Прохождение данного теста на нашем сайте не потребует от вас ни регистрации, ни каких-либо других дополнительных действий!

Изображение в шапке — Ivan Knyazev (модель — Aisu)

Источник

Тест «Дом, дерево, человек»

Инструкция

Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно – это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.

Ключ к тесту «Дом, дерево, человек»

Описание

Тест «Дом, дерево, человек» предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Ключ к тесту

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает, и способность соединения этих деталей в совокупность.

Ф. И. О. оцениваемого____________________________________
Возраст (полных лет)

Если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, то очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с ситуацией, изображенной в рисунке. Если во всех трех рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках по сравнению с одноцветными, прогноз более благоприятен

Если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на:

а) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта;

б) наличие злокачественного органического фактора;

в) наличие обоих вариантов.

Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора

Чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что:

Возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию:

Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:

Игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена:

а) числом прозрачностей;

б) их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стен дома). В случае умственной отсталости субъекта – прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего

Детали существенныеИх отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение
Избыток деталей«Неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности
Лишнее дублирование деталейСубъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми
Организация деталей
Линия основы (земли)Незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно
Контур земли очень жирный, толстыйЧувство тревоги, беспокойство в рамках реальности
Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и внизЧувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев)
Контур земли, опускающийся направо внизОжидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона)
Контур земли, поднимающийся направо вверхПрисутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы
Идентификация с собойИнтерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой
Контур кривой, изогнутыйОбычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности
Контур неясно очерченный в отдельных деталяхНежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости
Жирный контур в целомГенерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша
Если контур от «дома» к «человеку» становится все тоньшеГенерализированная тревога или депрессия
Контур жирный только по бокамСубъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением
Контур толстый в отдельных деталяхФиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги
Контур толстый во всех рисункахМожно подозревать органическое заболевание
Контур толстый в одном из рисунковГенерализированное напряжение
Контуры обрывистые и не соединяющиесяПредчувствие надвигающейся катастрофы
Контуры очень прямыеРигидность
Рисунки мелочные, щепетильныеОбсессивно-компульсивные тенденции
Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа,Тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозивности
Рисунок выходит за левый край листаФиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями, склонность к компульсивному поведению
Выход в правый край листаЖелание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль
Выход за верхний край листаОграничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые)
Помещение рисунка в верхней части листаСклонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены)
Поворачивание листаАгрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону
ПерспективаПо тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями
Перспектива, профиль в обратном направлении обычномуУказывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать
Перспектива, рисунки абсолютно в профиль(Дом, повернутый боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление обращаться по собственному стилю
Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас)Если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности
Перспектива, рисунок изображен вдалиЖелание отрешиться, уйти от конвениционального общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости
Помещение рисунка над центром листа
ПогодаОтражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде
Ограничение рисунка в целомЧувство несоответствия или неадекватности
Перспектива, рисунок изображен вдалиЖелание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует

Зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что:

а) среда ему враждебна;

б) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз

Генерализованное чувство неуверенности, небезопасности. Часто сопряжено с временным значением:

а) правая сторона – будущее, левая – прошлое;

б) связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным);

в) указывающим на специфику переживаний: левая сторона – в эмоциональные, правая – в интеллектуальные

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

а) человеком, проживающим в комнате;

б) интерперсональными отношениями в комнате;

в) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым)

Компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта – серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности

Если в доме кто-нибудь живет – большая доступность или желание ее.

Если в доме никто не живет – слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня

Дерево

ВаннаВыполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций
СпальняЭто место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них
ТрубаФаллический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях
Отсутствие трубыСубъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола
Труба почти невидима (спрятана)Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями
Труба, ее акцентированностьСосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле
Труба слишком большаяЧрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции
Видно отверстие трубыНарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция
Труба нарисована косо по отношению к крышеНорма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых
Труба прозрачная или без глубиныОтрицание фаллоса, что может означать импотенцию
Труба видна через прозрачную крышуПлохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны
Множество трубСтиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом
Цвет, то есть раскрашенные деталиИсследователь должен постараться узнать причину этого
Цвет, конвенционально, обычное его использование
Количество используемых цветовХорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 и не более 5 цветов
Субъект, раскрашивающий дом 7–8 цветамиВ лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения
Детали, их искажениеОбычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых)
Детали необходимые, существенныеНе меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным
Детали не необходимыеСубъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу
Лишние деталиГоризонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания
Столовая (гостиная)Функция этой комнаты – утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций
Двери, их отсутствиеСубъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу)
Двери, одни или несколько, задние или боковыеОтступление, отрешенность, избегание
Двери, одна или несколько, парадныеПервый признак откровенности, достижимости
Дверь, нарисованная последней по очереди детальюАнтипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности
Дверь открытаяЕсли дом жилой, то сильная потребность в тепле извне и стремление демонстрировать доступность (откровенность)
Двери боковые, одна или несколькоОтчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность
Двери очень большиеЧрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью
Двери очень маленькиеНежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях
Двери с огромным замкомВраждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции
Двери с большими шарнирамиТо же
Карниз крышиПри акцентировании крыши ярким контуром или продлением за стену – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка
Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычноВыявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция
Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталямиСубъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью
Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены)Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии)
Камин, косвенная акцентацияКонфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуации
План дома (проекция сверху) вместо самого домаСерьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный – возможна органика
Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки)Обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети
Опора фундамента (колонны) необычно высокаПодозревается органика
Печь (труба печи на крыше)Открытая враждебность по отношению к ситуации в реальном доме, семье субъекта
Водопроводные трубы (усиленные защитные установки)Обычно повышенная мнительность
Дом грозный, старый, развалившийсяИногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе
Дом вдалиЧувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности
Дом вблизиИзображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви
Жилая комнатаСоциальное общение
ДвижениеСкорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО
Разные пристройкиАгрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или (и) анального интереса
Помещение рисунка внизу листа
Помещение в верхней части листаРедко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх)Чувство отверженности, отстраненности, непризнанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими
Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета)Отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями
Перспектива (признаки потери перспективы)Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение – справа) или желание забыть прошлое (если слева)
Перспектива тройная (трехмерная)Субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты
Профиль абсолютныйМожно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям)
Водосточные трубыУсиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация
КрышаСфера фантазии
Крыша и труба, сорванные ветромСимволически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы
Крыша, жирный контур, не свойственный рисункуФиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой
Вместо дома только крыша и заборПатологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО
Крыша, тонкий контур краяЧрезмерный контроль над фантазией
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажомПлохая личностная организация
Крыша слишком большаяПоиск наслаждения в фантазии
Крыша, покрывающая подобие стеныПредположение, что субъект живет больше в мире фантазии
Комната
Комнаты, не поместившиеся на листеНежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами
КомнатаСубъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима
Ближайшая комнатаМнительность
КустыИногда символизируют людей. Если тесно окружают дом – может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами
Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожкиУказывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее
Ставни закрытыСубъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях
Дым валит то влево, то вправоПатологический дефект оценки окружающего
Дым валит влевоПессимистический взгляд в будущее
Дым очень густойЗначительное напряжение (интенсивность по густоте дыма)
Дым тоненькой струйкойУротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей)Отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику
Прозрачный стеклянный ящикСимволизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом
ДеревьяЧасто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или (и) доминировании родителей
Вентиляционная труба над крышейФаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и (или) уротальный эротизм
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисованаПоказывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у домаПопытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием
Стена и крыша вместеГраницы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения
Стена, отсутствие ее основыСлабый контакт с реальностью
Стены не соединеныПодозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами
Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стеныВозможны слабоумие и регрессия, а также органика
Широкие дальние стеныВозможна шизофрения (особенно если центральная стена –глухая без окон, без дверей)
Стена с акцентированным горизонтальным измерениемПлохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим)
Стена и крыша – их границыГраницы личности. Их характер показывает силу и пластичность этих границ
Стена – контурные линии слишком акцентированыСознательное стремление сохранять контроль
Стена – одномерная перспектива; изображена всего одна стена; если это боковая стенаИмеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя – выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях
Прозрачные стены
Стена с акцентированным вертикальным измерениемСубъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно
ОкноСпособы контактировать, признак доступности, открытости
Отсутствие оконВраждебность, отчужденность
Окна – нет на нижнем этаже, но имеются на верхнемПропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях
Окна с занавескамиОтчужденность, резервная доступность
Если занавески или ставни не закрытыИмеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой
Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализацииОзабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности – фиксация
Окна, первый этаж нарисован в концеОтвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности
Окна закрыты (занавешены)Озабоченность взаимодействием со средой
Окна сильно открытыеСубъект ведет себя несколько развязанно и прямолинейно
Множество оконГотовность к контактам
Отсутствие занавесокОтсутствие стремления скрывать свои чувства
Окна распахнутые

Одно – чувство изоляции (или потребность в общении),

группа – может иметь дополнительные значения к переживанию доминирования других

Животное, выглядывающее из дупла в деревеНаличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины
ЯблоняОбычно рисуют сильно зависимые от родителей дети
Кора (извилистые вертикальные линии)Возможность шизоидных черт
Кора (легко нарисована)Равновесие во взаимоотношениях
Кора (изображена мелочно, щепетильно)Компульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой
ВетвиСтепень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды
Ветви, абсолютная асимметрияОтражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия
Ветви, обломанные, наклоненные или неживыеЗначимая для субъекта физическая или духовная травма
Ветви неживыеСубъект не чувствует удовлетворения от развлечений
Ветви изображены штрихованием или закрашиванием (если они нарисованы легко и быстро)Тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой
Ветви, двумерное изображение с «незакрытыми» кончикамиСубъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями
Ветви: молодой росток из скудного стволаОтказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил
Ветви, обращенные влевоОтсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение
Ветви, обращенные вправоОтсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях
Ветви похожи на шипы (колючки)Мазохистские тенденции
Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или палкиСильно выраженная враждебность
Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвыОзначает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений
Структура ветокСтепень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой
Структура веток: узкая и длиннаяБоязнь в поисках удовлетворения в среде
Цвет: конвенциональное его употреблениеЗеленый для веток, листьев, коричневый для ствола
Цвет: комбинация черного и зеленогоШизоаффектный тип реакции
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корнейПатоморфная оторванность от реальности (исключение – детские рисунки). Подозревается у взрослых органика – при интеллекте среднем или выше среднего
Контур земли в форме горыТак помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке
Если дерево небольшоеСильная потребность в доминировании и эксгибиционизме
Листья (двумерные, частично большие для веток)Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность
Перспектива «под субъектом»Позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево
Перспектива: частично с горкиПереживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно, недостижимой цели
Корни мертвыеОтсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом
Корни, уходящие в землю, ярко выраженыСильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность
Корни тонкие, слабый контакт с землейСлабый контакт с реальностью
Повреждение дереваТехнический или физический опыт, травматичный для субъекта
ТеньФактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем
Солнце: туча между ним и деревомОтражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом
Солнце большоеострое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом.
Солнце за деревомИногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица
Солнце, его положениеОтношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом
Солнце, его лучи падают на деревоПотребность доминировать или чувство другого
Солнце заходящееЧувство депрессии
Солнце: дерево, уклоняющееся от негоСклонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности
Дерево как неосознаваемый портретНеосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды
Дерево: одно или группа
Дерево мертвоеРедко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины
Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, буриСубъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность)
Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, стволаЧувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости
Дерево изображено фасадом –(если оно символизирует человека)Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица
Дерево, изображенное как два одномерных дереваСерьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта
Дерево, после его гибели прошло некоторое времяОтносительная длительность плохого приспособления или беспомощности
Дерево (замочная скважина)Сильная враждебность, частичная ригидность
Дерево большое, не помещающееся на листеСубъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении
Дерево, наклоненное влевоОтсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени – привязанность к прошлому. Страх перед будущим
Дерево, наклоненное вправоОтсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта
Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мелаРигидность, конкретность мышления
Дерево, его размерыПонимание человеком своего положения или представления желаемого положения
Дерево маленькоеЧувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться
Дерево, его твердостьНесоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность
СтволПонимание субъектом своих возможностей
Ствол сломанныйЕсли верхушка касается земли – выражает чувство субъекта, что он был полностью под внутренними или внешними неконтролируемыми силами
Ствол мертвыйЧувство травмирующей потери ЭГО-контроля
Ствол, тонкий контурЧувство неадекватности, нерешительности ЭГО
Ствол большой с маленькой листвойНеустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности
Ствол узкий у основанияСильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта
Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы)Возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции
Ствол необычно большойЧувство стеснения средой с тенденциями агрессивности
Ствол с акцентированным периферическим контуромСознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению
Ствол мелкийБазовое чувство неадекватности и нелепости
Ветер дует в сторону субъекта от дереваНарциссические тенденции

Человек

Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *