к какой методике относится тест дом дерево человек
Дом, дерево, человек
Дом, дерево, человек
Этот тест является одним из самых распространённых проективных методов исследования личности индивидуума. Преимущества данной методики заключается в том, что она позволяет провести глубокий анализ и получить наиболее полный результат, а не сведения лишь о некоторых особенностях внутреннего мира испытуемого.
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Если под рукой кроме простого другого нет, ничего страшного. Только не используйте фломастеры и ручки, у Вас должна быть возможность корректировать рисунок. Изобразите на листе дом, дерево и человека так, как Вам хочется. Любой формы, размера и вида. Не спешите, как закончите, ответьте на вопросы теста на нашем сайте, и Вы получите полную картину Вашей личности. Возможно, для Вас откроются совершенно новые особенности подсознания, о которых Вы даже не задумывались!
Кому подойдёт эта методика?
Изначально, этот тест применялся для изучения работоспособности трудящихся на производстве. Позднее последователи Дж. Бука, автора методики, смогли адаптировать её для более широкого круга исследуемых.
Не трудно догадаться, что это отличный способ психодиагностики для ребёнка, если он уже достиг трёх или четырёхлетнего возраста. Просто дайте ему необходимые материалы, попросите нарисовать описанные выше объекты и оставьте на некоторое время. Его рисунок позволит оценить личностные качества, уровень умственного развития и социализации в кругу сверстников.
Метод так же очень информативен и для взрослых. Психологи проводят исследования с его помощью не только индивидуально, но и в группах.
Ключи
Человек
Дерево
Особенности интерпретации результатов
После завершения рисунка, исследователю необходимо выяснить значение необычных или отсутствие «обязательных» деталей на изображении. Что они значат для испытуемого, почему он расположил их именно таким образом. Эти элементы могут быть очень информативны при интерпретации.
К примеру, почему окна дома нарисованы с разбитыми стеклами или дерево с зазубринами или сломанными ветками. А так же, какое значение для тестируемого имеют другие необычные детали, свидетельствующие о разрушениях.
Как правило, сломанные или повреждённые ветви дерева, рубцы на его стволе, говорят о перенесённых психологических травмах в прошлом. Считается, что дерево олицетворяет период жизни респондента. Основание ствола отражает явления в раннем детстве, верхушка – настоящий возраст, соответственно, средняя часть дерева – промежуточные годы. На основании расположения повреждений и возраста индивида, можно примерно определить возраст, в котором произошло травмирующее событие.
Если сорокалетний исследуемый изобразил рубец примерно на середине ствола, то негативная ситуация могла предположительно произойти с ним в двадцатилетнем возрасте.
Земля символизирует реальность, так как тени, обычно, располагаются на земле, то они несут в себе большой объём информации о сознательном уровне личности тестируемого. Они могут символизировать чувство тревоги, свидетельствовать о наличие проблемы в недалеком прошлом или настоящем, которая препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Наличие рассеянности подтвердит ухудшение интеллектуальной работоспособности. Нужно так же обратить внимание, на какую поверхность подает тень.
Если на рисунке предметы отбрасывают тень, значит, должно быть изображено и солнце. Но про него, обычно, забывают, что так же имеет определенное качественное значение.
Необходимо выяснить, почему отсутствуют привычные детали, такие как окна, двери, дымоход, ветви у дерева или какие – то части тела у человека и тому подобное. В случае, если у индивида не предполагается умственная отсталость, то эти особенности его иллюстрации значимы при интерпретации.
Если на изображении наблюдается нестандартное размещение объектов относительно друг друга, то необходимо выяснить, с чем это связано. Например, почему нарисован покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек.
Пройдите тест «Дом, дерево, человек» прямо сейчас!
Прохождение данного теста на нашем сайте не потребует от вас ни регистрации, ни каких-либо других дополнительных действий!
Изображение в шапке — Ivan Knyazev (модель — Aisu)
Тест «Дом, дерево, человек»
Ф. И. О. оцениваемого | ____________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст (полных лет) |
Детали существенные | Их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение |
Избыток деталей | «Неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности |
Лишнее дублирование деталей | Субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми |
Организация деталей | |
Линия основы (земли) | Незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно |
Контур земли очень жирный, толстый | Чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности |
Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз | Чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев) |
Контур земли, опускающийся направо вниз | Ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона) |
Контур земли, поднимающийся направо вверх | Присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы |
Идентификация с собой | Интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой |
Контур кривой, изогнутый | Обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности |
Контур неясно очерченный в отдельных деталях | Нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости |
Жирный контур в целом | Генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша |
Если контур от «дома» к «человеку» становится все тоньше | Генерализированная тревога или депрессия |
Контур жирный только по бокам | Субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением |
Контур толстый в отдельных деталях | Фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги |
Контур толстый во всех рисунках | Можно подозревать органическое заболевание |
Контур толстый в одном из рисунков | Генерализированное напряжение |
Контуры обрывистые и не соединяющиеся | Предчувствие надвигающейся катастрофы |
Контуры очень прямые | Ригидность |
Рисунки мелочные, щепетильные | Обсессивно-компульсивные тенденции |
Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, | Тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозивности |
Рисунок выходит за левый край листа | Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями, склонность к компульсивному поведению |
Выход в правый край листа | Желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль |
Выход за верхний край листа | Ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые) |
Помещение рисунка в верхней части листа | Склонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены) |
Поворачивание листа | Агрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону |
Перспектива | По тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями |
Перспектива, профиль в обратном направлении обычному | Указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать |
Перспектива, рисунки абсолютно в профиль | (Дом, повернутый боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление обращаться по собственному стилю |
Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас) | Если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности |
Перспектива, рисунок изображен вдали | Желание отрешиться, уйти от конвениционального общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости |
Помещение рисунка над центром листа | |
Погода | Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде |
Ограничение рисунка в целом | Чувство несоответствия или неадекватности |
Перспектива, рисунок изображен вдали | Желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует |
Ванна | Выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спальня | Это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба | Фаллический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствие трубы | Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба почти невидима (спрятана) | Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба, ее акцентированность | Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба слишком большая | Чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видно отверстие трубы | Нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба нарисована косо по отношению к крыше | Норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба прозрачная или без глубины | Отрицание фаллоса, что может означать импотенцию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Труба видна через прозрачную крышу | Плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Множество труб | Стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет, то есть раскрашенные детали | Исследователь должен постараться узнать причину этого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет, конвенционально, обычное его использование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество используемых цветов | Хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 и не более 5 цветов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъект, раскрашивающий дом 7–8 цветами | В лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детали, их искажение | Обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детали необходимые, существенные | Не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детали не необходимые | Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лишние детали | Горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Столовая (гостиная) | Функция этой комнаты – утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери, их отсутствие | Субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери, одни или несколько, задние или боковые | Отступление, отрешенность, избегание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери, одна или несколько, парадные | Первый признак откровенности, достижимости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дверь, нарисованная последней по очереди деталью | Антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дверь открытая | Если дом жилой, то сильная потребность в тепле извне и стремление демонстрировать доступность (откровенность) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери боковые, одна или несколько | Отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери очень большие | Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери очень маленькие | Нежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери с огромным замком | Враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двери с большими шарнирами | То же | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карниз крыши | При акцентировании крыши ярким контуром или продлением за стену – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно | Выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями | Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) | Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камин, косвенная акцентация | Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План дома (проекция сверху) вместо самого дома | Серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный – возможна органика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки) | Обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опора фундамента (колонны) необычно высока | Подозревается органика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Печь (труба печи на крыше) | Открытая враждебность по отношению к ситуации в реальном доме, семье субъекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) | Обычно повышенная мнительность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дом грозный, старый, развалившийся | Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дом вдали | Чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дом вблизи | Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жилая комната | Социальное общение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Движение | Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разные пристройки | Агрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или (и) анального интереса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помещение рисунка внизу листа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помещение в верхней части листа | Редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) | Чувство отверженности, отстраненности, непризнанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета) | Отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перспектива (признаки потери перспективы) | Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение – справа) или желание забыть прошлое (если слева) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перспектива тройная (трехмерная) | Субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профиль абсолютный | Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водосточные трубы | Усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша | Сфера фантазии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша и труба, сорванные ветром | Символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку | Фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вместо дома только крыша и забор | Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша, тонкий контур края | Чрезмерный контроль над фантазией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом | Плохая личностная организация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша слишком большая | Поиск наслаждения в фантазии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша, покрывающая подобие стены | Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комната | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комнаты, не поместившиеся на листе | Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комната | Субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ближайшая комната | Мнительность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кусты | Иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом – может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки | Указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ставни закрыты | Субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дым валит то влево, то вправо | Патологический дефект оценки окружающего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дым валит влево | Пессимистический взгляд в будущее | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дым очень густой | Значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дым тоненькой струйкой | Уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) | Отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прозрачный стеклянный ящик | Символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деревья | Часто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или (и) доминировании родителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вентиляционная труба над крышей | Фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и (или) уротальный эротизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована | Показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома | Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена и крыша вместе | Границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена, отсутствие ее основы | Слабый контакт с реальностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стены не соединены | Подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены | Возможны слабоумие и регрессия, а также органика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Широкие дальние стены | Возможна шизофрения (особенно если центральная стена –глухая без окон, без дверей) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена с акцентированным горизонтальным измерением | Плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена и крыша – их границы | Границы личности. Их характер показывает силу и пластичность этих границ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена – контурные линии слишком акцентированы | Сознательное стремление сохранять контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена – одномерная перспектива; изображена всего одна стена; если это боковая стена | Имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя – выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прозрачные стены | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стена с акцентированным вертикальным измерением | Субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окно | Способы контактировать, признак доступности, открытости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствие окон | Враждебность, отчужденность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна – нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем | Пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна с занавесками | Отчужденность, резервная доступность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если занавески или ставни не закрыты | Имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации | Озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности – фиксация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна, первый этаж нарисован в конце | Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна закрыты (занавешены) | Озабоченность взаимодействием со средой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна сильно открытые | Субъект ведет себя несколько развязанно и прямолинейно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Множество окон | Готовность к контактам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствие занавесок | Отсутствие стремления скрывать свои чувства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окна распахнутые |
Животное, выглядывающее из дупла в дереве | Наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины |
Яблоня | Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети |
Кора (извилистые вертикальные линии) | Возможность шизоидных черт |
Кора (легко нарисована) | Равновесие во взаимоотношениях |
Кора (изображена мелочно, щепетильно) | Компульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой |
Ветви | Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды |
Ветви, абсолютная асимметрия | Отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия |
Ветви, обломанные, наклоненные или неживые | Значимая для субъекта физическая или духовная травма |
Ветви неживые | Субъект не чувствует удовлетворения от развлечений |
Ветви изображены штрихованием или закрашиванием (если они нарисованы легко и быстро) | Тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой |
Ветви, двумерное изображение с «незакрытыми» кончиками | Субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями |
Ветви: молодой росток из скудного ствола | Отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил |
Ветви, обращенные влево | Отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение |
Ветви, обращенные вправо | Отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях |
Ветви похожи на шипы (колючки) | Мазохистские тенденции |
Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или палки | Сильно выраженная враждебность |
Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы | Означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений |
Структура веток | Степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой |
Структура веток: узкая и длинная | Боязнь в поисках удовлетворения в среде |
Цвет: конвенциональное его употребление | Зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола |
Цвет: комбинация черного и зеленого | Шизоаффектный тип реакции |
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней | Патоморфная оторванность от реальности (исключение – детские рисунки). Подозревается у взрослых органика – при интеллекте среднем или выше среднего |
Контур земли в форме горы | Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке |
Если дерево небольшое | Сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме |
Листья (двумерные, частично большие для веток) | Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность |
Перспектива «под субъектом» | Позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево |
Перспектива: частично с горки | Переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно, недостижимой цели |
Корни мертвые | Отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом |
Корни, уходящие в землю, ярко выражены | Сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность |
Корни тонкие, слабый контакт с землей | Слабый контакт с реальностью |
Повреждение дерева | Технический или физический опыт, травматичный для субъекта |
Тень | Фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем |
Солнце: туча между ним и деревом | Отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом |
Солнце большое | острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом. |
Солнце за деревом | Иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица |
Солнце, его положение | Отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом |
Солнце, его лучи падают на дерево | Потребность доминировать или чувство другого |
Солнце заходящее | Чувство депрессии |
Солнце: дерево, уклоняющееся от него | Склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности |
Дерево как неосознаваемый портрет | Неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды |
Дерево: одно или группа | |
Дерево мертвое | Редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины |
Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури | Субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность) |
Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола | Чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости |
Дерево изображено фасадом –(если оно символизирует человека) | Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица |
Дерево, изображенное как два одномерных дерева | Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта |
Дерево, после его гибели прошло некоторое время | Относительная длительность плохого приспособления или беспомощности |
Дерево (замочная скважина) | Сильная враждебность, частичная ригидность |
Дерево большое, не помещающееся на листе | Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении |
Дерево, наклоненное влево | Отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени – привязанность к прошлому. Страх перед будущим |
Дерево, наклоненное вправо | Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта |
Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела | Ригидность, конкретность мышления |
Дерево, его размеры | Понимание человеком своего положения или представления желаемого положения |
Дерево маленькое | Чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться |
Дерево, его твердость | Несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность |
Ствол | Понимание субъектом своих возможностей |
Ствол сломанный | Если верхушка касается земли – выражает чувство субъекта, что он был полностью под внутренними или внешними неконтролируемыми силами |
Ствол мертвый | Чувство травмирующей потери ЭГО-контроля |
Ствол, тонкий контур | Чувство неадекватности, нерешительности ЭГО |
Ствол большой с маленькой листвой | Неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности |
Ствол узкий у основания | Сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта |
Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) | Возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции |
Ствол необычно большой | Чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности |
Ствол с акцентированным периферическим контуром | Сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению |
Ствол мелкий | Базовое чувство неадекватности и нелепости |
Ветер дует в сторону субъекта от дерева | Нарциссические тенденции |
Человек
Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям.
- что такое угв в строительстве
- знаки зодиака и к каким стихиям они относятся