к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии

Религиозное многообразие Кыргызстана: верующий – прежде всего человек и гражданин

В Кыргызстане зарегистрированы более трех тысяч различных религиозных организаций, которые поддерживают мир и диалог между собой. Конституция гарантирует равные права и свободы для всех верующих.

Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Каждый вторник и субботу из Воскресенского собора в Бишкеке выезжает автобус милосердия. Сестра Ольга, охранник и водитель – таким составом они едут по двум точкам столицы, где собираются бездомные и малоимущие, чтобы накормить их горячим обедом. Ольга Яковлева вот уже шесть лет выезжает с «автобусом милосердия».

«А кто пожалеет их? Вот так проходим, а у каждого своя судьба – кто-то случайно оказался, кого-то выгнали, несчастье какое-то случилось», – говорит она.

На этот раз к благородной миссии присоединились сотрудники исламского журнала «Умма». О том, что христиане кормят бездомных, молодые люди узнали из социальных сетей и решили тоже поучаствовать.

«Мы отозвались, потому что эта идея очень интересна и благородна. И вообще, все религии призывают к тому, чтобы помогать ближнему. Мы мобильно решили присоединиться к инициативе христианской церкви, потому что помогать – это круто», – говорит активист Бекжан Юсупов.

Согласно статье 32 Конституции страны, каждому гражданину Кыргызстана гарантирована свобода совести и вероисповедания:

В настоящее время в республике официально зарегистрированы 3 294 религиозные организации. Из них 2 884 исламского и 396 христианского направления, а также иудаистская, буддистская общины и бахаи.

«Кыргызстан является полиэтническим, поликонфессиональным обществом. После обретения независимости у нас была либеральная политика в сфере религии. Тем не менее свобода вероисповедания у нас хорошо обеспечивается по сравнению с другими странами», – говорит Закир Чотаев, замдиректора Госкомиссии по делам религий.

Дружеские отношения

Такое религиозное многообразие в стране сложилось исторически – на территории современного Кыргызстана всегда проживали представители разных религий. Археологические находки свидетельствуют, что в разные периоды проживавшие здесь племена и народы исповедовали и зороастризм, и тенгрианство, и буддизм. Это многообразие было обусловлено прохождением по территории республики Великого Шелкового пути.

По словам представителя Духовного управления мусульман Кыргызстана Акимжана Эргешова, ислам на территории Центральной Азии существует с конца VII века. А после получения независимости в 1991 году в Кыргызстане была основана первая мусульманская организация – Духовное управление мусульман – и назначен первый муфтий.

О том, как развивается исламское сообщество, красноречиво свидетельствуют цифры. В годы Советского Союза в Киргизской ССР насчитывалось 39 мечетей, сегодня их количество приближается к трем тысячам, а более 80% населения считает себя мусульманами.

Рядом с исламом вот уже более 150 лет мирно живет и сосуществует Русская православная церковь. Археологические данные свидетельствуют о появлении христианства на территории страны еще в средние века. Но современная история православия начинается с момента вхождения Кыргызстана в состав Российской империи в XIX веке.

Затем, в годы СССР власти поддерживали политику атеизма, а с 1991 года, по словам служителя Собора Великого князя Владимира в Бишкеке Алексея Сыромятникова, православные верующие ощутили прекращение атеистического гнета.

Сегодня Русская православная церковь в Кыргызстане является первой после ислама конфессией по количеству верующих, а на территории страны действуют 54 храма.

«Больше 150 лет местные жители видят в христианах не оппонентов, не врагов, а прекрасных соседей. И мы продолжаем эту преемственность. Когда появилась редчайшая возможность построить где-то в регионах церковь, очень часто финансово помогали настоятели соседних мечетей – имамы. Это доказывает наше дружеское отношение», – подчеркивает Сыромятников.

Межконфессиональное согласие

Помимо ислама и православия, в Кыргызстане также официально зарегистрированы и представительства других конфессий, которые не столь многочисленны. Одна из них – буддизм.

Недалеко от Бишкека, в селе Маевка, расположен небольшой храм, который буддисты называют «Место Пути».

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии«Место Пути» работает с 2001 года, а ответственный за него – монах Алексей Шмыгля, последователь традиции буддийского ордена Ниппондзан Мёходзи, которую в Кыргызстан привез известный монах Дзюнсэй Тэрасава еще в 1993 году. Photo: CABAR.asia

На территории современной Центральной Азии буддизм появился еще в I веке до нашей эры. Археологические находки в Чуйской области доказывают, что в VII-XIII вв. здесь располагались крупные буддийские комплексы.

Современный буддизм в Кыргызстане существует всего 30 лет. По словам главы буддистского общества Олега Цоя, их религиозная организация была зарегистрирована в 1989 году.

«Наше общество было встречено Госкомиссией по делам религий с теплом и пониманием. Никаких противоречий никогда не было», – говорит он.

В Кыргызстане также есть представители одной из самых молодых религий – бахаи. Она зародилась в Персии в середине XIX века, а первая в мире организованная община бахаи за пределами современного Ирана появилась в Ашхабаде в начале 1880-х гг. Там же в 1918 году был построен первый в мире храм бахаи.

Официальную регистрацию в Кыргызстане эта организация получила в 1992 году. А сейчас в стране насчитывается 12 общин бахаи и несколько сотен последователей этой религии.

Асель Исламханова, член национального духовного совета бахаи в Кыргызстане, отмечает:

Кенжебек Ботобаев, настоятель лютеранской церкви в Кыргызстане, вспоминает, что ему и другим лютеранам пришлось пережить немало гонений и непонимания со стороны соотечественников. Прежде чем перейти в лютеранство, он 15 лет проработал в органах внутренних дел, а затем поступил в духовную семинарию в Бишкеке.

Официальную регистрацию в Кыргызстане Лютеранская церковь получила в 2001 году. По словам Ботобаева, сегодня в стране около 600 человек, которые относят себя к лютеранам.

«В прошлом было тяжело, но сейчас люди стали понимать религию и вероисповедание. Мы себя хорошо чувствуем», – отмечает он.

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии Универсальное жилье кочевников уже более двух тысяч лет служит кыргызам верой и правдой, а в рамкам конференции-фестиваля «Прислушайся к тому, кто рядом» символизирует общий дом для всех граждан Кыргызстана вне зависимости от вероисповедания или национальности. Photo: CABAR.asia

Представители различных конфессий признают, что в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация, когда люди разного вероисповедания мирно уживаются и проводят совместные мероприятия.

«В сравнении с соседними странами мы можем говорить, что у нас намного больше свободы, больше восприятия взглядов, толерантности, чем в других республиках», – говорит Акимжан Эргешов.

Акция совместной раздачи еды для бездомных и малоимущих может служить примером мирного сосуществования и сотрудничества между представителями разных религий. Впервые приняв участие, журналисты мусульманского журнала «Умма» обмениваются контактами с сестрой милосердия Ольгой, чтобы и в дальнейшем проводить совместные благотворительные мероприятия.

«Для того, чтобы сохранился межконфессиональный мир в Кыргызстане, надо проводить работу с молодежью, доносить до них, что мы живем в одном государстве. И неважно кто ты – мусульманин, христианин или буддист – ты прежде всего человек и являешься гражданином этой страны», – заключает Бекжан Джусупов.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Какая вера у киргизов: от китайских летописей до современности

Случалось ли Вам задуматься о том, какая вера у киргизов? Скорее всего, вряд ли. А ведь представьте, как интересно взглянуть не чужую культуру. Быть может, предки киргизов вынесли из Алтая предания о встречах с йети?

Или десятки поколений этого народа бережно хранят какую-то уникальную религиозную традицию? Никогда не знаешь, что можно выяснить, если углубиться в мир другого человека. Давайте немного поговорим о религиозных представлениях киргизов.

Предки киргизов приносили жертвы духам и имели похоронные ритуалы

Китайские источники называли государство предков киргизов Цзянькунь. В IX веке хроники Поднебесной записали некоторые сведения об этой стране:

«Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру — отважные и сильные.

Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами.

Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100 — 1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров».

Но нам интереснее почитать о том, какая религия у киргизов того времени. Китайцы сказали несколько слов и об этом:

«Жертвы духам приносят в поле в любое время. Шаманов называют «гань». На свадьбах платят калым. На похоронах оплакивают покойного, три раза обёртывают его в саван и сжигают, через год останки зарывают и снова оплакивают»

Детали происхождения киргизов спорны, так что не будем на них останавливаться. Как многие азиатские народы, киргизы были поглощены монголо-татарами, но сегодня они живут в отдельном государстве — Киргизии, а также расселились на территориях других государств, в том числе и России.

Историческая вера киргизов — тенгрианство (тенгризм)

Достоверно известно, что раньше киргизы исповедовали традиционную для Востока религию тенгрианство. Это современный термин. Как в действительности они называли свои верования, история не сохранила. Может быть, никак и не называли.

По крайней мере, китайцы до знакомства с Западом вообще не имели слова для обозначения религии. Возможно, тенгрианство — это та самая вера в духов, о которой сообщает китайская рукопись. Но не исключено, что речь о разных традициях.

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии Киргизский шаман. Фото: img04.rl0.ru

Так или иначе, но на определённом этапе киргизы стали разделять веру в неба Тенгри. Он был не единственным членом языческого пантеона. Также люди почитали:

Если мы привыкли к антропоцентризму и теоцентризму, то азиатский мир геоцентричен, в центре его религиозных ценностей — земля, произрастающая на ней природа, её энергии и стоящий за всем этим Бог, действующий через эту самую природу.

Человек оторван от природы. Это существо сомнительных достоинств, ибо своими ошибками оно несёт разрушение. А потому Бог не столь похож на человека, как представляют себе западные религиозные традиции. Бог — нечто безличностное, далёкое. Его цель — не благо человека, а вселенская гармония. Если люди её нарушат, то их за это можно и покарать

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизииМаска бога Эрлика, которого почитают последователи тенгрианства

Отсюда вытекают два следствия тенгрианства:

А потому душу нужно правильно проводить и поминать соответствующими ритуалами, чтобы обеспечить ей достойную посмертную судьбу, а себе спокойное земное существование.

Реконструкция подлинного облика тенгризма — задача неподъёмная для историков культуры и религии. Мы слишком мало знаем о верованиях тех лет. Всё усугубляется ещё и тем, что каждый народ явно вносил свои традиции в тенгризм. И эти отпечатки сильно мешают созданию усреднённого облика тенгризма.

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Но в то же время это не мешает нашим современникам исповедовать неотенгризм. Это религия, внешне похожая на то, чем мы себе представляем старую языческую традицию Азии. Любому человеку очевидно, что это уже явно не то, что было. Но поскольку никто не в курсе, как было на самом деле, для многих азиатов это приемлемая альтернатива.

Главное — не ставить знак «равно» между практиками нынешних шаманов тенгризма и той религией, которая навсегда утрачена для истории. Поддержка тенгризма — важна для Киргизии, так как это способствует национальной идентичности. Но сегодня эта религия официально не зарегистрирована.

Представитель общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» Нашарат Жакыпбеков так высказался об этом:

«Если бы Госкомиссия нас зарегистрировала, во-первых, мы смогли иметь определенную силу в правовом поле. Во-вторых, мы получили бы возможность снова вернуть исчезнувшую науку. Открыли бы школы и другие организации».

Самая распространённая религия Киргизии — ислам

Но времена шаманов ушли в прошлое. Сейчас в Киргизии — свыше 82% мусульман.

Представители ислама добились это не за один век, начиная с X. Они правильно рассчитали, что самый эффективный путь — это привлечь в свою религию правителей и аристократию.

Нашествие монголо-татар несколько замедлило распространение ислама, но он продолжал понемногу поглощать предков киргизов. Даже советская власть не смогла остановить этот процесс, хотя нанесла ему значительный урон.

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии Центральная мечеть в Бишкеке. Фото: informburo.kz

К концу XX века Киргизия имела свыше 1000 мечетей, а к 10-м годам это количество приблизилось к 2000.

Ислам проник в сферы образования, общественные объедения и другие структуры. Даже киргизы, которые отправляются за границу, стараются поддерживать связь с мусульманским миром.

Конечно, это не значит, что каждый киргиз — правоверный мусульманин. Как и в православии, хватает «номинальных» верующих, ничего не знающих о богословии и тех, кто относится к религии, как к формальному соблюдению обрядов.

Позиции ислама очень сильно укрепил закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Он ограничил возможности миссионеры, а регистрацию разрешил при количестве членов церквей, достигающем 200 человек. По меркам такой небольшой и в значительной степени исламизированной страны, это жёсткие условия.

В Киргизии 16% христиан

Христиане составляют 16% от населения Киргизии. Как правило, это приезжие. Европейцы преимущественно католики и протестанты, а русские люди — православные.

Есть и киргизы по национальности, которые ходят в православную церковь.

Предание утверждает, что на этих землях проповедовал апостол Фома. История же считает, что христианство здесь появилось в Средневековье, но под давлением ислама утратило популярность.

На территории Киргизии действуют:

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил рассказывает о том, как православие существует на территории Киргизии:

«На киргизскую землю православие пришло вместе с переселенцами. Русские переселенцы пришли на территорию современной Киргизии 150 лет назад, когда отдельные киргизские племена, приняв российское подданство, вошли в состав Российской империи.

Множество переселенцев из южных областей России, а также из Уральской губернии перешли сюда со своими повозками, вместе с семьями на постоянное место жительства.

Естественно, что переселенцы принесли в эти края православную веру. На местах, где они расселялись, появлялись первые православные часовни и храмы. Так православие пришло на киргизскую землю.

В отличие от агрессивной политики западных религиозных миссий христианского толка, православие пришло сюда мирно, а его главной целью было духовное окормление поселившихся здесь русских переселенцев.

Это сыграло историческую роль во взаимодействии с исламом. За 150 лет не было ни единого конфликта на религиозной почве, потому как ислам не вмешивался в дела русского населения, православные не вмешивались в дела киргизов.

Нынешнее государство Кыргызстан состоялось во многом благодаря совместным созидательным усилиям киргизского и русского народов на основе глубокого взаимоуважения, культурного взаимопроникновения, учета религиозных и национальных особенностей, чему, безусловно, помогали нравственные основы глубокой веры, как православного, так и мусульманского населения».

Источник

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии

Религия в Кыргызстане (Барометр Центральной Азии 2018)

СОДЕРЖАНИЕ

Религиозная демография

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии

к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Смотреть картинку к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Картинка про к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии. Фото к какой конфессии принадлежит большая часть верующих киргизии

Статус свободы вероисповедания

Правовая и политическая основа

Конституция и закон предусматривают свободу вероисповедания; однако правительство ограничивало деятельность радикальных исламистских группировок, которые оно считало угрозой безопасности. Конституция предусматривает разделение религии и государства. Новая Конституция, принятая 30 декабря 2006 года, определяет страну как суверенное, унитарное, демократическое социальное государство, основанное на верховенстве закона; предыдущая Конституция также определяла страну как «светскую». Указ от 6 мая 2006 года признал ислам и русское православие «традиционными религиозными группами».

Статья 5 Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» утверждает, что «государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, которые придерживаются установленных законов; не позволяет устанавливать преимущества или ограничения одной религии над другой; не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма ».

Статья 8 Конституции запрещает создание политических партий на религиозной или этнической основе, а также деятельность религиозных организаций, которая ставит под угрозу государство, конституционную систему или национальную безопасность. Статья 85 Конституции наделяет Конституционный суд полномочиями определять конституционность деятельности религиозных организаций.

Правительство признает два мусульманских святых дня (Курман Айт или Ид аль-Адха и Орозо Айт или Ид аль-Фитр ) и один русский православный святой день ( православное Рождество ) национальными праздниками. Президент и Правительство поздравляют мусульман и православных с их главными святыми днями, и приветствия печатаются в средствах массовой информации.

Указ президента 1997 года требует регистрации всех религиозных организаций в Министерстве юстиции (Минюст) после одобрения SARA. SARA может отказать в сертификации определенной религиозной группы или отложить ее, если SARA считает, что предлагаемая деятельность этой группы не носит религиозного характера. Незарегистрированным религиозным организациям запрещены такие действия, как аренда помещений и проведение религиозных служб, хотя многие из них проводят регулярные службы без вмешательства государства.

Организации, подающие заявку на регистрацию, должны иметь не менее 10 членов, которые являются совершеннолетними гражданами и должны подать в SARA форму заявки, устав организации, протокол собрания организации и список членов-учредителей для рассмотрения. Затем SARA дает рекомендацию Министерству юстиции об одобрении или отклонении заявки на регистрацию. Рекомендация об отказе возникает, когда религиозная организация не соблюдает закон или представляет угрозу национальной безопасности, социальной стабильности, межэтническому и межконфессиональному согласию, общественному порядку, здоровью или нравственности. Заявитель, которому было отказано в регистрации, может подать повторное заявление и подать апелляцию в суд. Процесс регистрации в SARA часто бывает обременительным и занимает от месяца до нескольких лет. Каждая община должна зарегистрироваться отдельно.

В случае одобрения религиозная организация должна завершить процесс регистрации в Минюсте, чтобы получить статус юридического лица, который необходим для владения собственностью, открытия банковских счетов и иного участия в контрактной деятельности. Если религиозная организация занимается коммерческой деятельностью, она обязана платить налоги. На практике Минюст никогда не регистрировал религиозную организацию без предварительного разрешения SARA. SARA сообщил, что его сотрудники продолжали ездить по стране, чтобы помочь незарегистрированным религиозным организациям подготовить заявки на регистрацию.

По данным SARA, было зарегистрировано 2113 религиозных объединений, включая мечети, церкви, фонды, неправительственные организации (НПО) религиозного характера и религиозные учебные заведения. SARA выявила 1742 исламских образования, 46 организаций Русской православной церкви и 304 других «нетрадиционных» молитвенных дома, включая 2 русские церкви «старообрядчества», 3 католические церкви, 1 синагогу, 1 буддийский храм и 297 протестантских церквей ( 48 баптистских, 21 лютеранских, 49 пятидесятнических, 30 адвентистских, 35 пресвитерианских, 43 «харизматических», 49 « Свидетелей Иеговы» и 22 «других» протестантских церквей). По данным SARA, существует 21 «другое религиозное объединение», включая 12 центров бахаи, 21 религиозный центр «других иностранных конфессий», 13 религиозных школ и 7 религиозных фондов и союзов.

Члены зарегистрированных религиозных групп могут проходить альтернативную военную службу; В 2005 году в прессе сообщалось, что ежегодно обращаются примерно три тысячи человек.

Миссионеры различных религиозных групп действуют свободно, хотя от них требуется регистрация. С 1996 года SARA зарегистрировала более 1133 иностранных граждан в качестве религиозных миссионеров. Все религиозные организации, основанные иностранцем, должны ежегодно перерегистрироваться в SARA, хотя этот процесс намного менее сложен, чем первоначальная регистрация. Миссионерам необходимо зарегистрироваться в SARA только один раз.

Закон 1997 года «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» запрещает преподавание религии (или атеизма) в государственных школах. В 2001 году правительство поручило ГКДР разработать программы обучения духовенства и разработать методики преподавания религиозных групп в государственных школах. Эти инструкции были даны в ответ на обеспокоенность по поводу распространения ваххабизма и того, что правительство считало нетрадиционными религиозными сектами. ГКДР обратился к ряду религиозных организаций с предложениями по внедрению религиозного образования; их реакция в целом была отрицательной, поскольку они предпочитали сохранять ответственность за религиозное образование своих приверженцев. SARA указала, что она все еще разрабатывает учебную программу для преподавания религиозных групп в сотрудничестве с Министерством образования и несколькими академическими учреждениями. В сообщении прессы от 9 августа 2006 г. указывалось, что правительство планирует включить религиозное образование в учебную программу средней школы; однако к концу отчетного периода этот план не реализовывался. Под эгидой муфтията добровольцы по имени Давачи посещали деревни на юге, чтобы проповедовать традиционные исламские ценности.

Исламский университет курирует все исламские школы, включая медресе, с целью разработки стандартизированной учебной программы и сдерживания распространения экстремистского религиозного обучения. Эта программа продолжалась в течение отчетного периода.

С 2001 года правительство работало с представителями различных религиозных групп и НПО над проектом закона «О свободе совести и религиозных организациях» якобы в ответ на опасения по поводу терроризма и другой незаконной деятельности, совершаемой группами, замаскированными под религиозные организации. В мае 2006 года группа депутатов парламента предложила другой законопроект. В конце отчетного периода работа над новым законопроектом продолжилась.

Закон от августа 2005 года «О противодействии экстремистской деятельности» направлен на «пресечение экстремистской деятельности религиозных организаций или групп». Сотрудники правоохранительных органов действовали в соответствии с этим законом для задержания членов запрещенных организаций, таких как «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ), за распространение листовок и других материалов, которые считаются экстремистскими.

Ограничения свободы вероисповедания

Несколько религиозных групп столкнулись с трудностями при регистрации. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которая первоначально подала заявку на регистрацию в SARA в августе 2004 г., все еще не была зарегистрирована на конец отчетного периода. Руководители храма Харе Кришна в Бишкеке после нескольких безуспешных попыток регистрации за последние 2 года планировали повторно подать заявку на регистрацию, как только будет подтверждено местонахождение их нового храма.

По словам представителей церкви, местная община и государственные чиновники пытались оказать давление на Джаныбека Жакипова, пастора пятидесятнической церкви Иисуса Христа в Джалал-Абаде, чтобы тот закрыл его церковь в июле 2006 года. Местные правоохранительные органы, как сообщается, «мучили» пастора после приема. жалобы родственников обращенных в христианство, принадлежавших к его церкви. Должностные лица SARA показали пастору петицию с 500 подписями с требованием закрыть церковь. После судебного разбирательства судья Джалал-Абада приказал SARA зарегистрировать церковь. Церковь продолжала работать, и сообщений о дальнейшем давлении не поступало.

Церковь Объединения продолжала действовать, несмотря на приостановку деятельности ГКДР в 2003 году из-за нарушений правил регистрации, решение было оставлено без изменения в апелляционной жалобе в Бишкекский городской суд.

Хотя в прошлом правительство осуществляло мониторинг, в том числе посредством видеосъемки, протестантских и мусульманских религиозных групп, за период, охватываемый настоящим отчетом, сообщений о слежке не поступало. По неподтвержденным данным, сотрудники правоохранительных органов следили за деятельностью миссионеров.

Баптистский пастор сообщил о нескольких случаях, когда их иностранным миссионерам отказывали в визах или им приходилось задерживать получение визы при попытке посетить страну. За отчетный период ни один из миссионеров не был изгнан, им не было предложено покинуть страну или отказано в регистрации.

По сообщению информационного агентства RFE / RL, неправительственная организация мусульманских женщин «Мутакалим» потребовала внести изменения в законодательство, запрещающее женщинам носить исламские головные платки на официальных фотографиях в паспорте. Правительство защитило действующий закон как меру национальной безопасности и отклонило ходатайство группы из-за отсутствия достаточного количества подписей.

10 марта 2007 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) в Джалал-Абаде захватили склад с Библией, принадлежащий баптистской церкви. Власти сообщили церковным администраторам, что изъятие было произведено с целью «экспертизы». ГКНБ отказался освободить склад на конец отчетного периода.

Нарушения свободы вероисповедания

В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, полиция несколько раз арестовывала или штрафовала членов исламской политической организации ХТ за распространение листовок. 21 февраля 2007 года местные СМИ сообщили, что полиция задержала жителя Оша после того, как в его доме были обнаружены буклеты ХТ и ручная граната. На конец отчетного периода расследование продолжалось.

Из 12 человек, арестованных в апреле 2006 года по обвинению в причастности к инциденту с гранатой в ноябре 2004 года, в котором виноваты исламские экстремисты, четверо остались под стражей. Было неясно, было ли их задержание связано с их религиозными убеждениями или практикой.

Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране не поступало.

Принудительное религиозное обращение

Улучшения и позитивные сдвиги в отношении свободы вероисповедания

В 2006 году Церковь Иисуса Христа подписала договор аренды на 49 лет земли, на которой расположена ее церковь, после положительного разрешения продолжающегося спора с мэрией Бишкека.

Социальные злоупотребления и дискриминация

Не было никаких свидетельств широко распространенной социальной дискриминации или насилия в отношении членов различных религиозных групп; тем не менее, были свидетельства периодической напряженности в сельских районах между консервативными мусульманами и иностранными христианскими миссионерами и лицами из традиционно мусульманских этнических групп, которые обратились в другие религиозные группы. Поступало несколько сообщений о сохранении напряженности между мусульманами и новообращенными мусульманами. И мусульманские, и русские православные духовные лидеры критиковали прозелитическую деятельность нетрадиционных христианских групп.

Несколько СМИ сообщили об инцидентах агрессии против баптистского пастора Зулумбека Сарыгулова в Ошской области. По данным Форума 18, первый инцидент произошел 28 июля 2006 года, когда толпа из 80 местных мусульман ворвалась в баптистскую церковь села Каракульджа Ошской области. Толпа подвергла пастора физическому насилию и сожгла его Библии и другие религиозные материалы. Руководители церкви сообщили, что местная полиция на месте происшествия не предприняла никаких усилий, чтобы остановить нападение. Вскоре после инцидента местная полиция возбудила уголовное дело, допросив Сарыгулова и других для подробного описания инцидента. После первоначального расследования от местных властей больше не поступало сообщений о ходе расследования.

1 декабря 2006 года, согласно Форуму 18, САРА уведомила Александра Никитина, пастора баптистской церкви в Оше и регионального координатора баптистских церквей на юге, что церкви Каракульджа официально отказано в регистрации на том основании, что она действовала в течение нескольких лет без официальной регистрации. 5 марта 2007 г. сотрудник правоохранительных органов показал репортерам Форума 18 письмо от SARA с просьбой к полиции прекратить деятельность баптистской церкви в Каракулье. На конец отчетного периода власти не предприняли никаких дальнейших действий.

Несколько протестантских пасторов жаловались на трудности с погребением умерших прихожан, перешедших из ислама в христианство. Местные исламские лидеры и лидеры общин выступили против захоронения новообращенных на исламских кладбищах. Официально участки кладбища находятся под контролем государства, но обычно за ними присматривают местные исламские деятели. Правительство разрешило проблему, выделив новые участки земли под протестантские кладбища. Однако нехватка таких кладбищ вынуждает христиан преодолевать большие расстояния, чтобы похоронить своих умерших.

За отчетный период не сообщалось об актах насилия, преследований или вандализма в отношении евреев, общественных учреждений, школ, синагог или кладбищ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *