к какой категории радиационно опасных объектов роо относится санитарно защитная зона сзз роо

Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 (с изменениями на 16 сентября 2013 года)

3.1. Классификация радиационных объектов по потенциальной радиационной опасности

3.1.1. Потенциальная опасность радиационного объекта определяется его возможным радиационным воздействием на население и персонал при радиационной аварии.

Потенциально более опасными являются радиационные объекты, в результате деятельности которых при аварии возможно облучение не только работников объекта, но и населения. Наименее опасными радиационными объектами являются те, где исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу.

По потенциальной радиационной опасности устанавливается четыре категории объектов.

3.1.2. К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите.

3.1.3. Во II категории объектов радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны.

3.1.4. К III категории относятся объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией объекта.

3.1.5. К IV категории относятся объекты, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками ионизирующего излучения.

3.1.6. Установление категории радиационного объекта базируется на оценке последствий аварий, возникновение которых не связано с транспортированием источников ионизирующего излучения за пределами территории объекта и гипотетическим внешним воздействием (взрывы в результате попадания ракеты, падения самолета или террористического акта). Категория радиационных объектов должна устанавливаться на этапе их проектирования. Для действующих радиационных объектов категории устанавливаются администрацией по согласованию с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Источник

«МУ 2.6.5.08-2019. 2.6.5. Атомная энергетика и промышленность. Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта. Методические указания» (утв. ФМБА России 04.04.2019) (вместе с «Требованиями, предъявляемые к радиационным объектам различной категории при проектировании и эксплуатации»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Главный государственный санитарный врач

по обслуживаемым организациям

и обслуживаемым территориям

Дата введения: с момента утверждения.

2.6.5. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

КАТЕГОРИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ

1. Разработаны творческим коллективом в составе:

канд. техн. наук Ю.В. Абрамов, канд. мед. наук А.В. Симаков, Н.Л. Проскурякова

От ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» (ФБУН НИИРГ):

доктор мед. наук, член-корр. РАН И.К. Романович

От Федерального радиологического центра:

От ФГБОУ дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России):

канд. мед. наук, доцент Е.П. Ермолина

2. Рекомендованы к утверждению Подкомиссией по специальному нормированию ФМБА России (протокол N 01/2019 от 04.04.2019).

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям ФМБА России В.В. Романовым 04.04.2019.

4. Введены в действие с момента утверждения.

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141, с изменениями от 22.08 2004 N 122-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ; от 18.07.2011 N 242-ФЗ; от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

2.2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650, с изменениями от 30.12.2001 N 196-ФЗ, 2002, N 1, ст. 2, от 10.01.2003 N 86-ФЗ, 2003, N 27, ч. 1 ст. 2700, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, 2004, N 35, ст. 3607, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, 2005, N 19, ст. 1752, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ).

2.3. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552, 1997, N 7, ст. 808, 2002, N 13, ст. 1180, 27.11.1995, N 48, ст. 4552, 17.02.1997, N 7, ст. 808, 16.07.2001, N 29, ст. 2949, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, 01.04.2002, N 13, ст. 1180, 17.11.2003, N 46 (ч. 1), ст. 4436, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 35).

2.4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» N 68-ФЗ от 21.12.94.

2.5. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» N 317-ФЗ от 01.12.2007 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078, 2010, N 48, ст. 6246, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 39).

2.6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2.7. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства РФ, 2000, N 31, ст. 3295, 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666, 2005, N 39, ст. 3953).

2.8. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) СанПиН 2.6.1.2523-09. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534.

2.9. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010). СП 2.6.1.2612-10 Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.08.2010, регистрационный N 18115, в редакции изменений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43.

3. Термины и определении

В рамках настоящего документа используются следующие термины и определения:

4.1. Настоящие МУ устанавливают порядок практической реализации положений раздела 3.1 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), в соответствии с которыми радиационные объекты делятся на четыре категории потенциальной радиационной опасности.

4.2. Целью настоящих МУ является введение в действие системы критериев для определения категории потенциальной опасности радиационных объектов, превышение которых в результате радиационной аварии характеризуется как аварийное радиационное воздействие.

4.3. При установлении категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта оцениваются эффективные дозы потенциального облучения персонала и населения в результате максимальной радиационной аварии в следующих пространственных зонах:

— помещения, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения (производственное помещение);

— остальная территория радиационного объекта (промышленная площадка);

— санитарно-защитная зона (СЗЗ) радиационного объекта;

— территория за пределами санитарно-защитной зоны.

По результатам этих оценок определяется территория возможного распространения аварийного радиационного воздействия.

4.4. Основой для установления категории потенциальной опасности является характеристика максимальной радиационной аварии на радиационном объекте, при которой масштаб (территория) аварийного радиационного воздействия на персонал или население является наибольшим.

4.5. Установление категории радиационного объекта базируется на оценке последствий аварий, возникновение которых не связано с транспортированием источников ионизирующего излучения за пределами территории объекта и гипотетическим внешним воздействием (например, взрывы в результате попадания ракеты или террористического акта и т.п.).

4.6. При установлении категории радиационного объекта должны рассматриваться возможные радиационные аварии как на территории радиационного объекта, так и в местах постоянного или временного хранения относящихся к данному объекту транспортабельных установок, содержащих источники ионизирующего излучения (например, переносные дефектоскопы, передвижные медицинские рентгеновские установки и другие).

4.7. При установлении категории потенциальной опасности радиационного объекта расчеты эффективных доз потенциального облучения выполняются без учета проведения дополнительных защитных мероприятий.

4.8. При проектировании радиационного объекта организация, разрабатывающая проект, разрабатывает сценарии возможных радиационных аварий на объекте, среди которых должна быть выделена максимальная по масштабу радиационного воздействия авария. В проекте для максимальной радиационной аварии приводится оценка эффективных доз потенциального облучения персонала и населения на территории радиационного объекта, в его санитарно-защитной зоне и за ее пределами.

4.9. В случае, если на радиационном объекте изменились условия (размещение источников, технология использования, системы защиты и т.п.), влияющие на масштаб максимальной радиационной аварии, категория радиационного объекта может быть изменена по согласованию с органами, осуществляющими госсанэпиднадзор.

5. Критерии для установления категории

5.1. При установлении категории радиационного объекта для определения масштабов возможного аварийного радиационного воздействия на различные категории облучаемых лиц используются следующие уровни (гигиенические критерии) эффективных доз потенциального облучения:

5.2. При оценке доз потенциального облучения различных категорий облучаемых лиц (персонал группы А, персонал группы Б, население) необходимо учитывать возможность их нахождения в различных пространственных зонах радиационного объекта с учетом установленного на нем режима посещения. При определении категории потенциальной опасности радиационного объекта учитывается потенциальное облучение в различных пространственных зонах только тех категорий облучаемых лиц, нахождение которых в них возможно.

5.3. Если за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта при максимальной радиационной аварии возможно получение населением эффективной дозы потенциального облучения более 1,0 мЗв/год, объекту присваивается I категория.

5.4. Если радиационный объект не относится к I категории и в его санитарно-защитной зоне, которая не совпадает с территорией объекта, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых в ней допускается установленным на объекте режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается II категория.

5.5. Если радиационный объект не относится ни к I, ни ко II категории и на его территории вне помещений, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых на территории объекта допускается установленным на нем режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается III категория.

5.6. Всем остальным радиационным объектам присваивается IV категория потенциальной радиационной опасности.

6. Порядок и методология установления категории

6.1. Определение категории потенциальной опасности радиационного объекта проводит проектная организация при его проектировании в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и настоящих МУ.

Для действующих радиационных объектов категории потенциальной опасности устанавливаются администрацией по согласованию с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.2. При наличии на радиационном объекте нескольких источников ионизирующего излучения (установок, содержащих источники ионизирующего излучения) категория его потенциальной опасности определяется отдельно для каждого источника (установки), а радиационному объекту в целом присваивается максимальная из определенных для имеющихся на нем источников ионизирующего излучения категорий.

6.3. При расчетах эффективных доз потенциального облучения на территории радиационного объекта и в его СЗЗ время пребывания там облучаемых лиц следует принимать равным 8 часам в день, а за пределами СЗЗ пребывание населения следует считать постоянным.

6.4. Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта осуществляется на основании анализа официальных материалов проекта, включающих сценарии максимальных радиационных аварий для всех имеющихся установок, содержащих источники ионизирующего излучения.

6.5. В соответствии с категорией потенциальной опасности радиационного объекта ОСПОРБ-99/2010 устанавливают для него ряд санитарно-гигиенических требований, приведенных в приложении.

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАДИАЦИОННЫМ ОБЪЕКТАМ РАЗЛИЧНОЙ КАТЕГОРИИ

Источник

ГАРАНТ:

Настоящие СП вводятся в действие с 1 ноября 2007 г.

С изменениями и дополнениями от:

I. Область применения

1.3. Объектами применения Правил являются организации, осуществляющие проектирование, строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации радиационных объектов на территории Российской Федерации.

1.4. Правила являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, а также организациями, юридическими и физическими лицами, деятельность которых осуществляется на территориях СЗЗ радиационных объектов.

Информация об изменениях:

1.6. На внешней границе санитарно-защитной зоны радиационного объекта не должны превышаться действующие санитарно-эпидемиологические нормативы по физическим (не радиационным) и химическим факторам воздействия на население.

II. Нормативные ссылки

Информация об изменениях:

III. Общие положения

Информация об изменениях:

1 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 11.08.2010, регистрационный N 18115), с изменениями, внесенным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43 «О внесении изменений в отдельные санитарные правила, устанавливающие требования в области радиационной безопасности» (зарегистрировано Минюстом России 05.11.2013, регистрационный N 30309).

Информация об изменениях:

3.4. Для недопущения превышения дозового предела техногенного облучения населения, подвергающегося облучению от нескольких радиационных объектов различных категорий, или от радиационного объекта I категории, устанавливаются квоты на облучение населения.

2 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (зарегистрировано Минюстом России 14.08.2009, регистрационный N 14534).

3.6. При размещении на отдельной площадке нескольких радиационных объектов размер санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом их суммарного воздействия на население.

3.7. Размеры СЗЗ (полосы отчуждения) вдоль трассы трубопровода для удаления жидких радиоактивных отходов устанавливаются в зависимости от активности последних, рельефа местности, характера грунтов, глубины заложения трубопровода, уровня напора в ней и должны быть не менее 20 м в каждую сторону от трубопровода.

3.8. Размеры СЗЗ и ЗН радиационных объектов, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, могут быть изменены по постановлению главного# государственного санитарного врача ФМБА России в порядке, установленном данными Правилами.

3.9. Радиационный контроль на территории СЗЗ и ЗН должен осуществляться службами радиационной безопасности, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Проектирование санитарно-защитных зон и зон наблюдения

Информация об изменениях:

4.1. Проектирование СЗЗ и ЗН должно осуществляться на стадии проектирования радиационного объекта в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и настоящих Правил.

Обоснование размеров СЗЗ и ЗН осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам.

Проект СЗЗ утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.2. Для проектируемых, реконструируемых, модернизируемых и выводимых из эксплуатации радиационных объектов проекты СЗЗ и ЗН представляются в установленном порядке одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, модернизацию и вывод из эксплуатации) объекта.

4.3. Проектирование санитарно-защитных зон

4.3.1. В проекте санитарно-защитной зоны радиационного объекта должны быть определены:

размер и границы СЗЗ;

мероприятия по радиационной защите населения и благоустройству территории СЗЗ;

планировка территории, размещения расположенных на ней зданий и сооружений.

Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

4.3.2. Проектирование СЗЗ объектов должно основываться на расчетных или фактических уровнях воздействия на население за счет радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и сбросов существующих отдельных производств и зданий, входящих в состав радиационного объекта.

4.3.3. При проектировании новых радиационных объектов должны быть предусмотрены технические системы безопасности, обеспечивающие:

ограничение СЗЗ размерами промплощадки;

отсутствие необходимости проведения мер защиты населения в случае проектной аварии на радиационном объекте I категории.

4.3.4. Проектирование СЗЗ должно проводиться с учетом существующей и проектируемой застройки ее территории, включая промплощадку объекта, с отведением участков под озеленение, прокладку транспортных и пешеходных путей, сетей инженерных коммуникаций.

Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.

4.3.5. Характер озеленения и благоустройства СЗЗ должны обеспечивать экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и локальное благоприятное влияние на микроклимат, а также создание эстетического барьера между промышленными сооружениями радиационного объекта и жилым массивом. Существующие зеленые насаждения должны быть максимально сохранены и включены в общую систему озеленения территории СЗЗ.

Информация об изменениях:

4.3.6. Изменение размеров СЗЗ действующих объектов должно сопровождаться разработкой проекта, отражающего данные изменения. При этом:

необходимость увеличения размеров СЗЗ должна быть обоснована. Должны предусматриваться мероприятия по выводу жилого фонда с лечебными и детскими учреждениями из пределов новых границ СЗЗ, а также решения по использованию капитальных зданий и сооружений, территориально вошедших в состав расширенной СЗЗ;

необходимость уменьшения размеров СЗЗ должна быть обоснована, также должна быть обоснована необходимость и целесообразность проведения дезактивационных и реабилитационных работ на территориях, выведенных из состава СЗЗ.

4.3.7. В случае уменьшения размеров СЗЗ радиационного объекта I категории до границы промплощадки проживание людей и размещение детских и специализированных лечебно-профилактических учреждений на высвобождаемой территории не рекомендуется. При принятии органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов власти решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.

4.3.8. Уменьшение размеров СЗЗ допускается не ранее, чем после пятилетнего срока эксплуатации радиационного объекта и должно основываться на материалах мониторинга поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, параметров радиационной обстановки на территории СЗЗ и ЗН и оценки доз облучения населения с учетом выбросов и сбросов при работе на проектной мощности.

4.3.9. Проекты изменения размеров СЗЗ утверждаются местными органами исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

4.4. Проектирование зоны наблюдения

4.4.1. В проекте зоны наблюдения радиационного объекта I категории должны быть определены:

размер и границы ЗН;

объем, периодичность и приборно-методическое обеспечение радиационного контроля, проводимого в ЗН.

4.4.2. Размер зоны наблюдения может быть изменен на основе анализа информативности радиационного контроля при нормальной эксплуатации радиационного объекта, а также в случае изменения размеров соответствующей СЗЗ.

V. Условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения

Информация об изменениях:

5.1. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации СЗЗ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, для которых устанавливаются специальные виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на ней объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

VI. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения

6.1. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения является составной частью системы радиационного контроля объекта, имеющей функциональные связи с остальными ее частями.

Оценка доз облучения населения, проживающего в ЗН, осуществляется органами госсанэпиднадзора на сновании # данных радиационно-гигиенической паспортизации и Единой системы контроля индивидуальных доз (ЕСКИД).

Радиационный контроль в СЗЗ и ЗН должен обеспечивать получение достоверной информации о параметрах радиационной обстановки, позволяющей принять оперативные решения, направленные на снижение уровня облучения людей, как при нормальной эксплуатации радиационного объекта, так и в случае аварии.

6.2. Контроль радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения в зависимости от реально действующих радиационных факторов включает:

контроль мощности дозы гамма-излучения;

контроль загрязнения воздушной среды радиоактивными газами и аэрозолями;

контроль поверхностного загрязнения территории радиоактивными веществами;

контроль содержания радиоактивных веществ в почве, в донных отложениях и воде открытых водоемов, в грунтовых водах и в биологических объектах;

определение нуклидного состава радиоактивного загрязнения.

6.3. Организация радиационного контроля должна разрабатываться проектом СЗЗ и/или ЗН и определять виды и объем радиационного контроля, а также перечень необходимых дозиметрических, радиометрических, спектрометрических и др. приборов, оборудования и методов, применяемых при осуществлении радиационного контроля, размещение стационарных приборов, точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений и т.п.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

6.11. В случае изменения размеров СЗЗ и ЗН не позднее чем через 7 дней АСКРО должна обеспечивать получение соответствующей информации.

6.12. Организация радиационного контроля в СЗЗ и ЗН должна обеспечивать функционирование базы данных индивидуального дозиметрического контроля персонала группы Б, а также параметров радиационной обстановки.

Организация дозиметрического контроля населения, проживающего в ЗН радиационного объекта I категории, и обеспечение функционирования базы данных индивидуального дозиметрического контроля осуществляются органами госсанэпиднадзора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *