к какой категории относятся медицинские регистраторы
Является ли медрегистратор средним медицинским работником.
Скажите является ли медрегистратор средним медицинским работником или приравненным к нему, и каким положением (приказом) это регламентировано? Так же к каким категориям сотрудников относятся (средний медицинский, младший медицинский персонал или приравненный к нему) оператор и программист поликлиники и каким положением (приказом) это регламентировано?
Ответы на вопрос:
в данном случае они не относятся к медицинским работникам.
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (с изменениями и дополнениями)
Приложение N 1. Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю
Приложение N 2. Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю
Приложение N 3. Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 30-часовую рабочую неделю
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101
«О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности»
С изменениями и дополнениями от:
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12129879/#ixzz56WJrFzYQ
Это определяется внутренними локальными актами (ст. 8 ТКР Ф), на основании этих же актов производятся выплаты, т.е. надбавки, доплаты и пр (ст. 135 ТК РФ)
Есть ряд ведомственных актов, Например, Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (с изменениями и дополнениями). Из него можно косвенные выводы сделать.
Средним мед персоналом не является.
По этому поводу есть официальные разъяснения.
В номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 176 н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» отсутствуют указания на медицинского регистратора («отсутствует должность»).
Действительно, в указанной номенклатуре специальностей должность медицинского регистратора отсутствует.
Вместе с тем в целом ряде других нормативных документов должность медицинского регистратора отнесена к должностям медицинского персонала. Так, медрегистраторы есть в составе номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»).
В Приказе Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 г. N 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» медрегистраторы включены в раздел «1.2. Средний медицинский персонал» (п. 1.2.19.).
В Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 года N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» медицинский регистратор включен в раздел «2.3. Специалисты со средним профессиональным образованием (средний медицинский и фармацевтический персонал)». В требованиях к квалификации по разрядам оплаты указанного Постановления записано, что для присвоения 5-го разряда предъявляется требование наличия среднего медицинского образования без предъявления требований к стажу работы или среднего (полного) общего образования и стажа работы по профилю не менее 2 лет.
Складывается впечатление об имеющихся противоречиях в перечисленных документах. Однако это не так. Суть заключается в следующем.
Таким образом, проблема заключается в другом: в настоящее время отсутствует нормативный документ взамен отмененного Приказа МЗ РФ от 19.01.1999 N 18 «О введении в действие перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов».
Однако для внесения большей определенности в вопрос об отнесении медицинского регистратора к медицинскому персоналу и прочие подобные вопросы требуется разработать и утвердить перечень соответствия специальностей должностям служащих, так как медицинский регистратор в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) отнесен к «прочим служащим», а не к специалистам, а в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 года N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» отнесен к специалистам со средним профессиональным образованием.
Для установления определенности перечень соответствия должен быть полным в отношении всех должностей служащих (см. таблицу).
Должностная инструкция медицинского регистратора
Должностная инструкция медицинского регистратора – это правила труда и поведения в учреждении, которые сотрудник обязан соблюдать с момента подписания трудового договора. Этот документ относится к разделу квалификационных характеристик должностей в здравоохранении. Регламентирует компетенцию сотрудника путем подробного перечисления его обязанностей и прав, все, что должен делать регистратор в течение рабочего времени, чьи поручения и какие просьбы он может выполнять, не превышая собственных полномочий.
Инструкции составляются для всего коллектива любого учреждения, включая руководство. Целью такого тщательного описания деятельности работников является создание слаженной системы, которая работает полноценно и эффективно на протяжении всего рабочего дня.
Инструкция предназначена для работника, соответственно, должна быть внимательно им прочитана перед тем, как он приступит к работе. Составляется для конкретного учреждения и предприятия с учетом специфики и направления работы. Может состоять из большего или меньшего количества пунктов.
Образец должностной инструкции медицинского регистратора
Название организации.
Реквизиты.
Общие положения
Должностные обязанности медицинского регистратора
Права медицинского регистратора
Работник имеет следующие права и возможности:
Ответственность медицинского регистратора
С документом ознакомлен _______________.
Пояснения к должностным обязанностям
Медрегистратор – человек, ответственный за документацию каждого пациента. Работает в отделе, который считается важным и значимым.
В его функции входит:
Значение отдела регистратуры
От работы регистратуры зависит организация рабочего дня всего учреждения. Важно внимательно вести запись и выдачу талонов, чтобы не получалось дублирования или бездействия квалифицированного специалиста.
Регистратура обеспечивает хранение, систематизацию медицинских документов каждого пациента. Регистратор следит за состоянием картотеки, а также каждой карты в отдельности. Работник понимает, что в картах содержатся важные сведения о прививках, анамнезе, хронических заболеваниях, обследованиях каждого гражданина.
Ежедневно по окончании рабочего дня медрегистратор раскладывает карточки в соответствии с разделами картотеки, чтобы в следующий раз они были на своих местах.
Знания, которые нужны каждый день
Чтобы обеспечить пациентам действенную помощь и правильно подсказать, куда пойти или к кому записаться, сотрудник регистратуры обязан знать:
Обязанностью регистратора является также своевременное оповещение по телефону записанных ранее пациентов о переносе визита – если доктор по какой-то причине отсутствует, а также в других похожих случаях. Он контактирует с людьми, стараясь предупредить появление недовольных пациентов, чтобы не было сбоев в работе поликлиники или иного учреждения.
С учетом необходимости разговаривать и разъяснять, отвечать на вопросы людей, среди которых много пожилых, от регистратора требуется стрессоустойчивость, вежливость, терпение и благожелательное отношение.
Расписание работы медрегистратора
Начало рабочего дня и его продолжительность зависят от типа учреждения. В государственной поликлинике сотрудник регистратуры заканчивает рабочий день в 15-16 часов. В частных клиниках иное расписание и временные рамки рабочего дня, с учетом высокой оплаты.
Кстати говоря! В соответствии с ТК РФ работникам медицинского профиля предоставляются определенные льготы и компенсации, поэтому в любом случае названия должностей и требований к кандидатам и лицам, работающим на этих позициях, должны соответствовать предусмотренным в официальных справочниках и профессиональных стандартах. Медработникам предоставляется сокращенный рабочий день, что должно соблюдаться во всех медучреждениях, независимо от организационной формы или принадлежности.
Пояснения к требованиям
Работа в любом медицинском учреждении предполагает профильное образование у сотрудника, исключение составляет лишь технический персонал. Согласно положениям Номенклатуры должностей медицинских учреждений, медрегистратора относят к среднему медперсоналу. То есть, устроившись на эту позицию, человек становится медработником.
При этом работать на этой должности можно сразу после школы, без знания азов. Это предполагает, что у кандидата есть желание расширить свой кругозор и обучиться.
Лица со средним образованием проходят специальный курс, во время которого они:
Успешное окончание квалификационного курса является основным показателем профессионального соответствия. С другой стороны, целью курса является повышение уровня человека, недавно принятого на работу, до необходимого, чтобы он мог успешно выполнять свои обязанности в регистратуре.
Кандидаты, имеющие среднее медицинское образование, могут устроиться сразу по окончании среднего медицинского учебного заведения. В этом случае они могут сразу приступить к выполнению обязанностей. Требования по стажу к ним не предъявляются.
В настоящее время действуют нормы профстандарта, принятого в 2016 году, однако есть предположение, что они будут ужесточены.
Приложение. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 20 декабря 2012 г. N 1183н
Номенклатура
должностей медицинских работников и фармацевтических работников
С изменениями и дополнениями от:
1 августа 2014 г., 4 сентября 2020 г.
I. Медицинские работники
1.1. Должности руководителей:
главный врач (начальник) медицинской организации;
директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;
заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;
главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).
1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):
Информация об изменениях:
а) врачи-специалисты, в том числе:
врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;
врач клинической лабораторной диагностики;
врач мануальной терапии;
врач общей практики (семейный врач);
врач-педиатр городской (районный);
врач по авиационной и космической медицине;
врач по водолазной медицине;
врач по гигиене детей и подростков;
врач по гигиене питания;
врач по гигиене труда;
врач по гигиеническому воспитанию;
врач по коммунальной гигиене;
врач по лечебной физкультуре;
врач по медико-социальной экспертизе;
врач по медицинской профилактике;
врач по медицинской реабилитации;
врач по общей гигиене;
врач по паллиативной медицинской помощи;
врач по радиационной гигиене;
врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;
врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
врач по спортивной медицине;
врач приемного отделения;
врач-психиатр детский участковый;
врач-психиатр подростковый участковый;
врач скорой медицинской помощи;
врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;
врач ультразвуковой диагностики;
врач физической и реабилитационной медицины;
врач функциональной диагностики;
старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;
старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;
1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:
инструктор-методист по лечебной физкультуре;
судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);
химик-эксперт медицинской организации;
эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):
заведующий молочной кухней;
заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;
инструктор по гигиеническому воспитанию;
инструктор по лечебной физкультуре;
инструктор по трудовой терапии;
медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);
медицинская сестра диетическая;
медицинская сестра медико-социальной помощи;
медицинская сестра палатная (постовая);
медицинская сестра патронажная;
медицинская сестра перевязочной;
медицинская сестра по косметологии;
медицинская сестра по массажу;
медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
медицинская сестра приемного отделения;
медицинская сестра процедурной;
медицинская сестра по реабилитации;
медицинская сестра стерилизационной;
медицинская сестра участковая;
медицинская сестра по физиотерапии;
медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);
операционная медицинская сестра;
помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;
старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);
фельдшер скорой медицинской помощи;
фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.
1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):
младшая медицинская сестра по уходу за больными;
II. Фармацевтические работники
2.1. Должности руководителей:
директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;
заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):
2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):
2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):
Информация об изменениях:
* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.
1. Должности «главный врач (начальник) медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.
2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части», «заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части», «заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе», «заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом» и другое.
3. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.
4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».
Нужно ли регистратору медицинское образование?
«В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников должность медицинского регистратора отнесена к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал). Согласно приказу Минздравсоцразвития «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел «Квалификационные характеристики», требованиями к квалификации медицинского регистратора являются среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности не менее 6 месяцев без предъявления требований к стажу работы. Должны ли медицинские регистраторы иметь медицинское образование? Каким нормативным документом следует руководствоваться?»
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Павел Сутулин:
— Медицинский регистратор относится к категории должностей среднего медицинского персонала, при этом наличие у него медицинского образования не является необходимым. Такое заключение подкреплено следующими правовыми нормами.
В соответствии с п.13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» под медицинским работником понимается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Согласно п. 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. №1183н, должность медицинского регистратора относится к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал). Таким образом, медицинские регистраторы являются медицинскими работниками и относятся к категории среднего медицинского персонала.
Если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в трудовом договоре должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Для медицинских работников законодательство предусматривает, в частности, сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 350 ТК РФ), поэтому при определении наименований должностей медицинских работников и квалификационных требований к ним работодатель обязан руководствоваться положениями квалификационных справочников или профстандартов.
В соответствии с разделом III «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н, для выполнения работы в должности «медицинский регистратор» работник должен иметь среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 6 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, для замещения должности медицинского регистратора работнику не требуется в обязательном порядке иметь среднее медицинское образование (смотрите, например, решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 11.09.2015 г. по делу №2-340/2015, решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 05.07.2013 г.).
Еще раз о том какие медицинские работники имеют право на получение стимулирующих выплат за работу с COVID-19
Уважаемые медицинские работники и руководители медицинских организаций! К нам ежедневно продолжают поступать обращения в связи со стимулирующими выплатами. Главный вопрос – положены ли выплаты медицинским работникам, которые работают в «зеленой зоне», но либо вынуждены заходить в «красную» зону, либо в силу своих профессиональных обязанностей периодически сталкиваются с зараженными COVID-19 пациентами. Например, имеет ли право на такие выплаты врач-нейрохирург, который оперирует пациента с черепно-мозговой травмой, если позже у пациента диагностируется COVID-19? Или имеет ли право на выплаты врач-инфекционист, который занимался лечением пациента с подозрением на наличие коронавирусной инфекции, если при этом его инфекционное отделение не является специализированным «ковидным» стационаром? На подобные вопросы мы очень развернуто ответим далее, но начать хотелось бы со следующего:
Параллельно с поступающими к нам вопросами, мы часто видим в СМИ заголовки о том, что в отношении того или иного руководителя медицинской организации прокуратура начала проверку по факту нарушений, связанных со стимулирующими «невыплатами». Не остался в стороне и председатель Следственного Комитета РФ, который взял этот вопрос под личный контроль.
К сожалению, сейчас все идет к тому, что «всех собак могут повесить» на главных врачей. Например, как сообщает Вадмекум, в Иркутской области в отношении главного врача местной больницы, на которого поступили жалобы от работников за невыплату стимулирующих надбавок, уже проводится доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).
В связи с этим, во-первых, хотелось бы напомнить, что по статье 145.1 УК РФ ответственность предусмотрена за невыплату, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации. Например, если главный врач выделенные деньги «положит к себе в карман». Однако, очевидно, что проводить подобные махинации достаточно рискованно, да и сложно поверить в то, что руководители медицинских организаций даже допускали мысль о подобных преступлениях. Поэтому ни о какой ответственности по статье 145.1 УК РФ речи идти не может.
Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.
Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.
Более того, Минздрав постоянно в своих письмах напоминает, что согласно Постановлениям Правительства РФ № 484 и 415, решение о перечне структурных подразделений, должностях, которым полагаются выплаты, и размерах этих самых выплат закрепляется локальным актом медицинской организации. Из-за этого, у обычных медицинских работников создается впечатление, что главными «злодеями» являются именно главные врачи, которые видимо из вредности решили не устанавливать выплаты в локальном акте. При этом, многие забывают, что такой акт согласовывается с региональным Минздравом, Департаментом или Комитетом здравоохранения (пункт 11 ПП РФ № 484 и пункт 10 ПП РФ № 415). Кстати, в отношении «президентских» надбавок Минздрав в письме от 06.04.2020 № 16-3/И/2-5951 даже указал, что перечень должностей, которым полагается стимулирующая надбавка, может быть утвержден соответствующим решением органа исполнительной власти РФ. Закроем глаза на тот факт, что данный вывод противоречит обоим Постановлениям Правительства, так как сейчас речь даже не об этом. Главный вывод – руководители медицинских организаций очень сильно ограничены в принятии решений о надбавках и сильно зависят от согласования региональных властей.
В то же время, ни региональные власти, ни федеральные сами до конца не понимают кому и в каких размерах необходимо выплачивать надбавки. Каждое новое разъяснение вносит только еще большую смуту, а ключевые вопросы остаются без ответов. Поэтому рассмотрим их еще раз.
Выплаты в рамках ПП РФ № 484
Мы начали с того, что не совсем ясно полагаются ли выплаты тем, кто в «красной» зоне вроде бы не работает, но все равно так или иначе сталкивается с зараженными пациентами. В своих последних разъяснениях от 21 мая Минздрав обмолвился, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 выплачиваются за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Аналогично, на сайте Правительства часто встречаются упоминания о том, что выплаты назначаются за «риск работы с пациентами, имеющими диагноз новой коронавирусной инфекции».
Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:
В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.
Говоря простым языком, цель «президентских» надбавок – поощрить медицинских работников за ответственную и тяжелую работу в условиях пандемии и простимулировать их и далее также ответственно заниматься лечением COVID-19. При этом, данная выплата изначально не предполагалась как компенсация за риск заражения. Однако на этом вопросы не заканчиваются.
Однако что значит «непосредственно работающие» и «непосредственно участвующие в оказании медицинской помощи» гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не совсем понятно. Например, мы упоминали о враче-нейхирурге, который фактически и непосредственно оказывал медицинскую помощь зараженному пациенту. Поскольку в тексте вышеприведенных норм ПП РФ № 484, не указано, что выплата осуществляется только тем, кто занимается «профильным» лечением коронавирусной инфекции, может сложиться впечатление, что врач-нейрохирург также имеет право на «президентские» надбавки. Однако, де-факто, к сожалению, все не совсем так.
ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:
Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.
Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).
В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.
Таким образом, «генеральная линия партии» изначально заключалась в том, что выплаты по ПП РФ № 484 будут осуществляться только работникам специализированных бригад скорой помощи и специализированных стационарных отделений, которые занимаются лечением коронавирусной инфекции. Позже к категории получателей выплат также добавили работников транспортных организаций, которые участвуют в оказании скорой помощи в составе специализированных бригад СМП, и на этом все.
Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).
Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).
Следовательно, если работник в соответствии с локальными актами медицинской организации не находится в штате специализированной бригады скорой помощи или не является сотрудником специализированного стационарного отделения, которое занимается лечением коронавирусной инфекции, для него «президентские» выплаты не предусмотрены ни Поручением Президента РФ, ни ПП РФ № 484.
Таким образом, причина по которой медицинские работники, рискующие своим здоровьем, не получают выплаты в формулировках Постановления Правительства и текста Поручения Президента, а не «вредные» действия администрации лечебного учреждения.
Однако власть на этом внимания не акцентирует, поэтому в обществе все больше демонизируется образ «главного врача», который почему-то отказывается выплатить своим работникам причитающиеся надбавки. Например, недавно в одной из групп в Facebook было опубликовано письмо сотрудников отдела по транспортировке тел умерших и погибших Бюро судмедэкспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. В нем работники Бюро жалуются на отсутствие выплат за повышенную нагрузку, связанную с транспортированием тел умерших граждан, с подтвержденным диагнозом COVID-19. По словам администрации, которые цитируются в жалобе, выплаты специалисты не получили, так как не работают с заражённым биоматериалом и не могут заразиться от трупов. При этом, сами работники считают, что тем самым администрация нарушает п. 11 ПП РФ № 484. В комментариях под постом один из пользователей уже обвинил начальника Бюро в излишней экономии.
Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.
Это, что касается ПП РФ № 484, однако давайте также кратко отдельно рассмотрим другое Постановление Правительства, которым предусмотрены «процентные» надбавки. С ними ситуация еще более запутанная.
Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415
Напомним, что Постановлением Правительства РФ № 415 предусмотрены выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку. То есть, по своему характеру это также стимулирующая выплата, а не компенсационная, поэтому она не может устанавливаться за «риск заражения». Однако в этот раз Правительство все-таки решило смешать мух с котлетами. В названии, а также некоторых пунктах данного постановления указано, что стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку полагаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:
Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).
Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).
Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.
Опять же, может сложиться впечатление, что надбавки по ПП РФ № 415 должны выплачиваться вообще всем работникам медицинских организаций, которые контактируют с зараженными COVID-19 пациентами опосредованно. То бишь, если следовать такой логике, формально надбавки по ПП РФ № 415 должны начисляться всем медицинским работникам, которые потенциально подвержены риску заражения, в том числе, оказывающим медицинскую помощь по другим профилям (например, врачам-хирургам, которые оперируют зараженных пациентов) и тем более работникам стационаров и амбулаторных учреждений, которые работают с пациентами, имеющими симптомы ОРЗ и подозрение на COVID-19 (напомним, что в отличии от «президентских» надбавок, выплаты по Постановление № 415 также полагаются работникам амбулаторных учреждений). Однако, де-факто, ситуация вновь отличается.
В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:
То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.
С работниками скорой помощи ситуация аналогична ситуации с получением «президентских» надбавок. Такие сотрудники должны быть отнесены к специализированной бригаде, которая ездит на вызовы с подтвержденным COVID-19. К сожалению, посещения пациента с подозрением на коронавирусную инфекцию недостаточно.
Остается вопрос как быть с медицинскими работниками «неспециализированных» отделений, которые: а) контактируют с пациентом, у которых позже подтверждается COVID-19; б) контактируют с «подтвержденным» пациентом, но не занимаются лечением коронавирусной инфекции.
В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.
При этом, «на местах» не спешат начислять надбавки только лишь за «контакт» с пациентом и риск заражения COVID-19. Например, в устном разговоре с заместителем Министра и главным экономистом одного из региональных Минздравов нам сообщили, что работники, в должностные обязанности которых не входит лечение COVID-19, и которые не работают с биологически зараженным материалом, не «испытывают» дополнительную нагрузку и не могут претендовать на выплаты по ПП РФ № 415. При этом, риск заражения, в данном случае опять же не учитывается.
Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.
Такая позиция вызывает возмущение и непонимание. Во-первых, согласно Постановлению выплаты опять же полагаются лицам из группы риска заражения COVID-19. Более того, в Постановлении также предусмотрены выплаты категориям работников, которые никак не контактируют с COVID-пациентами (например, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи). Даже, если выплата не привязана к риску и назначается только лишь за дополнительную нагрузку, очевидно, что в условиях, когда многие плановые отделения приостанавливаются, а специализированные перепрофилируются в «ковидные» стационары, значительно возрастает нагрузка на медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь по другим профилям. Однако такие специалисты вряд ли смогут рассчитывать на какие-либо надбавки от государства. Видимо, на всех банально не хватило денег. Но признаться в этом напрямую у чиновников не хватает смелости. Отсюда и расплывчатые формулировки, и постоянные «разъяснения», которые еще больше всех вгоняют в смятение. Зато как мастерски «козлами отпущения» сделали руководителей медицинских организаций. Достаточно лишь было указать, что перечень должностей и размеры выплат утверждаются руководством медицинской организации и устанавливаются в локальном акте.
В итоге, на главных врачей обозлились все: медицинские работники, правоохранительные органы и сами же чиновники. Например, на сайте Правительства РФ цитируется фраза Премьер-министра, который обращается к руководителям медицинских учреждений и считает, что за некоторые их решения по стимулирующим выплатам им должно быть стыдно перед врачами и медицинскими работниками, которые «каждый день рискуют своим здоровьем и, к сожалению, даже жизнью, неделями не видят своих родных и близких». Странно только, что не стыдно составителям Постановлений Правительства, которые сейчас прячутся за спинами этих самых критикуемых главных врачей…