к какой категории относится рассматриваемое дело
К какой категории относится рассматриваемое дело
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N 7-ВС-7105/15 О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке
Верховным Судом Российской Федерации направляется для сведения информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке.
Председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации | В.В. Горшков |
Категории дел, вызывающие вопросы по определению вида судопроизводства, и рассматриваемые судами общей юрисдикции в исковом порядке
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите прав и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными)* «нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц» государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
I. Рассмотрение в исковом порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
2) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок;
3) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и определении их выкупной цены;
4) о признании недействительным (незаконном) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении нежилого помещения в аренду;
5) о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения;
6) о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
7) о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в признании членами семьи лиц, совместно проживающих в жилом помещении, понуждении выдать государственный жилищный сертификат;
8) о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище»;
9) об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
II. Рассмотрение в исковом порядке трудовых, пенсионных и социальных дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
1) о признании недействительными (незаконными) решения работодателя об отказе в заключении трудового договора, решения об отказе в приеме на работу, решения об отказе в поступлении на государственную гражданскую службу;
2) о признании недействительными (незаконными) результатов конкурса на замещение должности государи венной гражданской службы;
3) о признании недействительными (незаконными) предписании Государственной инспекции труда;
4) о признании приказа в отношении муниципального или государственного служащего об увольнении недействительным (незаконным), об обязании восстановить на работе, изменить дату и формулировку причин увольнения, об обязании перевести на другую работу;
5) о признании недействительными (незаконными) заключения служебной проверки, дисциплинарных взысканий, результатов аттестации;
6) о признании недействительными (незаконными) решении государственных органов о прекращении допуска к государственной тайне;
7) о признании недействительным (незаконным) отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана груда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным (незаконным) решения об аннулировании удостоверения;
8) o признании недействительными (незаконными) решений Пенсионного фонда Российской Федерации его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии, доплаты к пенсии, о пересмотре расчета срока выслуги лет для назначения пенсии, об отказе включить периоды работы в трудовой стаж;
9) о признании недействительными (незаконными) решений администраций муниципальных образований об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии, доплаты к пенсии, о перерасчете пенсий за выслугу лет муниципальным служащим;
10) о признании недействительными (незаконными) решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии, доплаты к пенсии, о перерасчете пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим;
11) о признании недействительными (незаконными) решений Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонда обязательного медицинскою страхования Российской Федерации. Пенсионного фонда Российской Федерации об отказе в выплате социальных пособий, в назначении компенсационных выплат, об отказе в назначении пенсии, перерасчете пенсии, выплат, индексации выплат, предоставлении льгот, отказе в предоставлении социального обслуживания, предоставлении инвалидам технических средств реабилитации;
12) о признании недействительными (незаконными) решений об отказе в предоставлении социальных пособий, компенсационных выплат (в частности, жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф), денежных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также денежных субсидий па приобретение жилья, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом;
13) о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки, о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки;
14) о признании недействительным (незаконным) отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, возложения обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительств, жилого помещения;
15) о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей и т.п.), а также льгот по системе социального обеспечения;
16) о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении гражданам отдельных видов социального обслуживания (в том числе в предоставлении, жилых помещений в домах системы социального обслуживания, предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (например, инвалидов) по договорам безвозмездного пользования, в предоставлении жилых помещении фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами);
17) о признании недействительными (незаконными) решений жилищной комиссии об откате в признании инвалидов, участников ВОВ, военнослужащих и членов их семей нуждающимися а обеспечении жилым помещением в качестве меры социальной защиты, отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
III. Рассмотрение в исковом порядке семейных дел и дел о защите прав детей, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
1) о признании недействительным (незаконным) решения комиссии по жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права па обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением;
2) о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;
3) о признании незаконным (обжаловании) отказа органа записи актов гражданского состояния в регистрационных действиях, аннулировании записей актов гражданского состояния;
4) об определении размера задолженности по алиментам, определенной судебным приставом-исполнителем (п. 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
5) о признании недействительными (незаконными) актов органов опеки и попечительства, принятых ими в рамках реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (о признании незаконным (отмене) постановления о назначении опекуном и попечителем, об освобождении, отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, заключении договоров доверительного управления имуществом подопечных, выдачи (отказа в выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных); признании недействительными (незаконными) решения об отказе в заключении, изменении договора о приемной семье, а также решения о прекращении договора о приемной семье;
6) о признании недействительным (незаконным) решения органа власти об отказе в предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.
Согласовано судебными коллегиями по гражданским делам, по административным делам (21 октября 2015 г.) и по экономическим спорам (22 октября 2015 г.) Верховного Суда Российской Федерации.
* формулировка заявленных требований может быть также: об оспаривании, аннулировании, обжаловании, признании неправомерными и т.д.
Обзор документа
Иногда сложно определить вид судопроизводства (исковое или административное) для защиты прав и свобод лица, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа госвласти, органа местного самоуправления, иных госорганов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Верховный Суд РФ подготовил информацию по данному вопросу.
Критерием, позволяющим сделать правильный выбор, является характер правоотношений. Он предопределяется не только участием в этих правоотношениях таких органов, но и тем, что их участники не обладают равенством. Один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (административное исковое заявление или исковое заявление) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов указанных органов, лиц, служащих, и являющихся основанием их возникновения, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Это касается и споров о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.
Перечислены гражданские, трудовые, пенсионные, социальные, семейные дела, дела о защите прав детей, вызывающие вопросы по определению вида судопроизводства и рассматриваемые в исковом порядке.
В частности, это дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве; о признании недействительными (незаконными) отказа работодателя в заключении трудового договора, в приеме на работу, в поступлении на государственную гражданскую службу.
В исковом порядке рассматриваются и дела о признании недействительным (незаконным) решения органа власти об отказе в предоставлении места в детсаду, возложении соответствующей обязанности.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 167 «Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации»
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, уделяя постоянное внимание проблемам повышения качества и эффективности деятельности арбитражных судов, разработал «Рекомендации по оценке качества работы судей арбитражных судов Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета председателей арбитражных судов Российской Федерации от 25 апреля 2013 года N 1).
Таблицы классификации категорий споров по критериям их правовой и фактической сложности (таблицы N 1-5) подлежат применению в целях надлежащей организации судебной работы, корректировки судебной нагрузки и более равномерного распределения дел, а также объективной оценки качества судебной работы.
2. Правовая сложность дела определяется исходя из категории дела (правовой природы экономического спора или иного дела). При этом учтены временные данные по выполняемой судьей при производстве дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций работе. Количественные показатели по категориям дел содержатся в формах статистической отчетности.
Учитывая особенности дел о несостоятельности (банкротстве), коэффициенты сложности используются как по основному делу, так и применительно к заявлениям, рассматриваемым в его рамках (таблица N 4 прилагается).
3. Фактическая сложность дела определяется исходя из объема дела и проделанной по нему работы с применением поправочных коэффициентов 0,5, 1,2 и 1,5.
В частности, учитывается наличие обстоятельств, усложняющих рассмотрение дела: число истцов, ответчиков и других участвующих в деле лиц; количество заявленных требований и наличие встречных исков; необходимость проведения экспертиз, допроса свидетелей, участие в деле иностранных лиц, а также применение норм иностранного права (таблица N 5 прилагается).
4. В рекомендациях используются следующие понятия.
Примеры подсчета коэффициентов изложены в приложении N 1.
5. Такая классификация учитывает возможности действующих в системе арбитражных судов программных комплексов автоматизации судопроизводства, поскольку категории дел соответствуют классификатору видов споров в программах и разделам статистических отчетов судов «Результаты рассмотрения дел».
6. Критерии сложности используются исключительно для целей организации работы суда и не должны учитываться в официальной статистической отчетности.
Вместе с тем статистические показатели используются для исчисления критериев сложности рассматриваемых дел.
7. Порядок использования критериев сложности рассматриваемых дел в арбитражных судах может утверждаться приказом председателя соответствующего арбитражного суда.
8. Для сравнения показателей работы судов могут запрашиваться в арбитражных судах средний и общий показатели коэффициентов как по суду, так и по делам отдельного судьи. Данные показатели формируются с использованием систем автоматизации.
9. Программное обеспечение автоматически распределяет дела при их поступлении и учитывает критерии сложности дела для уравнивания нагрузки судей, а также выводит фактический коэффициент сложности в автоматизированном режиме.
II. Использование критериев сложности дел в работе арбитражного суда субъекта Российской Федерации
Раздел 1. Использование правовых критериев сложности дела
10. При занесении в карточку дела категории спора определяется коэффициент правовой сложности, который влияет на распределение дел судьям.
11. К делам особой сложности с коэффициентом 2 относятся дела по оспариванию нормативных правовых актов. Согласно пункту 1 части 4 статьи 34 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, рассматривает Суд по интеллектуальным правам.
12. Дела, где объектом спора является недвижимость, в том числе и земля, отнесены к делам особой сложности. В таблице N 1 указаны следующие категории дел особой сложности:
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи недвижимости и предприятий;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору долевого участия в строительстве;
дела, связанные с защитой права собственности, иных вещных прав;
дела, связанные с применением законодательства о земле;
дела о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
13. Согласно статье 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом. Рассмотренные в рамках корпоративных споров дела о создании, реорганизации и ликвидации организаций следует относить к делам особой сложности.
14. В связи с наличием правовой сложности при рассмотрении дела и трудоемкостью к делам особой сложности отнесены споры о ценных бумагах, о защите деловой репутации и споры из внедоговорных обязательств.
15. Дела о заключении договоров и признании договоров недействительными отнесены к делам сложным и отражены в таблице N 2 (коэффициент 1,5).
Вместе с тем при рассмотрении в деле о банкротстве заявления об оспаривании сделок должника в порядке главы III.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данному заявлению присваивается коэффициент 2 (таблица N 4).
16. Ряд дел по неисполнению обязательств по договору отнесен к сложным делам, в частности, в таблице N 2 указаны следующие категории:
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору подряда;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору энергоснабжения;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору займа и кредита;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору банковского счета, обязательств при осуществлении расчетов;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору страхования.
17. Отдельной строкой в таблице N 2 представлены все категории дел, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам. Это споры, связанные с охраной интеллектуальной собственности, которым присвоен коэффициент 1,5. Перечень данных споров содержится в пункте 2 части 4 статьи 34 АПК РФ.
18. Дела, возникающие из публичных отношений, отнесены к сложным делам с коэффициентом 1,5 и указаны в таблице N 2:
дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций отнесены к делам менее сложным (коэффициент 1).
19. К делам сложным также отнесены дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.
20. Отдельной строкой в таблице N 2 представлены дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Эти категории дел в соответствии с частью 3 статьи 34 АПК РФ отнесены к подсудности федеральных арбитражных судов округов.
21. Дела по неисполнению обязательств по договору отнесены к делам менее сложным (коэффициент 1) и указаны в таблице N 3:
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи (исключение составляют дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи недвижимости и предприятий, которые относятся к делам особой сложности с коэффициентом 2);
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору аренды;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств в сфере транспортной деятельности;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору хранения;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору возмездного оказания услуг;
дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по иным договорам.
22. Дела, связанные с применением законодательства об охране окружающей среды, отнесены к делам менее сложным (коэффициент 1) и перечислены в таблице N 3. Это дела о возмещении вреда и иные споры, связанные с применением природоохранного законодательства.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, связанные с применением законодательства об охране окружающей среды, являются делами сложными (коэффициент 1,5).
23. Дела, возникающие из публичных отношений, отнесенные к делам менее сложным с коэффициентом 1, включены в таблицу N 3:
дела о взыскании обязательных платежей и санкций;
дела, связанные с применением таможенного законодательства;
дела, связанные с применением законодательства об административных правонарушениях;
дела о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания.
24. Все споры по государственной регистрации, в том числе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о создании, реорганизации и ликвидации организаций являются делами менее сложными (коэффициент 1) (за исключением споров, рассмотренных в корпоративном деле). Дела о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним относятся к делам особой сложности (коэффициент 2).
25. Иные экономические споры и заявления отнесены к делам менее сложным (коэффициент 1).
26. Если подаются заявления о предварительных обеспечительных мерах или заявления, связанные с совершением исполнительных действий, то такого рода заявлениям в карточке дела присваивается коэффициент 1. Присвоение коэффициента данным заявлениям возможно в случае их самостоятельного рассмотрения, а не в рамках ранее имеющегося дела, например, при подаче заявления в связи с исполнением документов иных органов или иного арбитражного суда. Так, в соответствии с частью 1 статьи 141 АПК РФ в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта, оно может быть представлено на утверждение арбитражного суда первой инстанции по месту исполнения судебного акта. Следовательно, при рассмотрении такого заявления вне рамок основного дела этому заявлению присваивается коэффициент 1.
27. Согласно части 2 статьи 112 АПК РФ заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции. Данному заявлению в карточке дела присваивается коэффициент 1.
28. Статьей 153.1 АПК РФ предусмотрена возможность участия сторон в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Частью 2 названной статьи установлено, что в случае удовлетворения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи арбитражный суд, рассматривающий дело, поручает соответствующему арбитражному суду, при содействии которого заявитель сможет участвовать в таком судебном заседании, организацию видеоконференц-связи в целях участия заявителя в судебном заседании. Исполнение данного судебного поручения о проведении видеоконференц-связи влечет добавление судье при подсчете нагрузки коэффициента 1. Это положение относится только к суду, организующему проведение судебного заседания с использованием видеоконференц-связи.
Раздел 2. Использование критериев сложности при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)
29. Поступающим в арбитражный суд заявлениям о несостоятельности (банкротстве) должника автоматически присваивается коэффициент правовой сложности 2. Введение любых процедур банкротства и вынесение определений о введении наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления или решения о признании должника банкротом и введении конкурсного производства не влекут изменения коэффициента правовой сложности. Эти процессуальные действия относятся к рассмотрению основного дела о несостоятельности (банкротстве) должника. Исключением является рассмотрение ходатайства о продлении срока процедуры. За рассмотрение каждого такого ходатайства к коэффициенту правовой сложности 2 добавляется коэффициент 1.
30. Отдельно в таблице N 4 выделены обособленные споры, рассматриваемые в рамках дела о банкротстве. Коэффициенты по обособленному спору суммируются с коэффициентом 2 основного дела о несостоятельности (банкротстве) должника.
В таблице N 4 коэффициент 2 присвоен следующим обособленным спорам:
рассмотрение заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов;
рассмотрение ходатайства об отстранении арбитражного управляющего;
рассмотрение заявления о взыскании убытков с арбитражных управляющих;
рассмотрение заявления об оспаривании сделок должника;
рассмотрение требования в отношении недвижимого имущества в деле о банкротстве застройщика;
рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности должника и иных лиц;
рассмотрение заявления о взыскании убытков с органов должника.
Коэффициент 1,5 присвоен следующим обособленным спорам в рамках рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) должника:
рассмотрение заявления об установлении размера требований кредитора, об исключении требований из реестра;
рассмотрение жалоб кредиторов о нарушении их прав и законных интересов;
рассмотрение ходатайств о взыскании расходов по делу о банкротстве;
рассмотрение заявления о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей;
иные обособленные споры.
При рассмотрении в деле о несостоятельности (банкротстве) ходатайств об утверждении, освобождении арбитражного управляющего к коэффициенту правовой сложности 2 добавляется коэффициент 1.
31. Суммируя коэффициенты правовой сложности по делам о несостоятельности (банкротстве) должника за рассмотрение обособленных споров, можно корректировать нагрузку при распределении дел в суде. Кроме того, при подсчете коэффициентов при подведении итогов работы судьи данные коэффициенты увеличивают суммарный коэффициент правовой сложности дела о несостоятельности (банкротстве) должника.
Раздел 3. Использование фактических критериев сложности дела
32. Поправочные коэффициенты, установленные для критериев фактической сложности дела, используются для учета нагрузки. Путем умножения такого коэффициент на коэффициент сложности по делу вычисляется фактический коэффициент. Данное увеличение фактического коэффициента происходит на протяжении рассмотрения всего дела и влияет на нагрузку судьи при распределении дел в суде. При подведении итогов по результатам работы судьи фактические коэффициенты по каждому делу, рассмотренному им, складываются.
33. Если в одном арбитражном деле содержится несколько требований или множество эпизодов, как при рассмотрении дел на основании акта налоговой проверки по нескольким налогам, возможно применение поправочного коэффициента (пункт 1 таблицы N 5). Также данный коэффициент применяется, если в одном обособленном споре в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются несколько взаимосвязанных требований. За 2-3 требования (эпизода) в деле присваивается поправочный коэффициент 1,2, а если требований (эпизодов) свыше 3, то поправочный коэффициент 1,5 умножается на правовой коэффициент дела.
Если суд выносит определение об объединении дел или соединении требований в одном деле на основании статьи 130 АПК РФ, то к требованиям, содержащимся в объединенном деле, применяются поправочные коэффициенты, установленные в строке 1 таблицы N 5.
34. В соответствии со статьей 132 АПК РФ ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. При рассмотрении принятого встречного иска (нескольких исков) устанавливается поправочный коэффициент 1,5. В случае возвращения встречного иска данный поправочный коэффициент не применяется.
35. При участии в деле нескольких истцов или нескольких ответчиков (процессуальное соучастие), прокурора, а также при привлечении к делу третьих лиц количество участвующих в деле лиц увеличивается. При наличии в деле 3-4 участников устанавливается поправочный коэффициент 1,2, а если участников по делу свыше 4, то правовой коэффициент дела умножается на поправочный коэффициент 1,5.
Данный поправочный коэффициент не применяется в делах о несостоятельности (банкротстве).
37. При использовании в деле норм иностранного права или рассмотрении дела с участием иностранных лиц правовой коэффициент умножается на поправочный коэффициент 1,5.
40. Глава 29 АПК РФ регулирует порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Так как эти дела менее трудоемкие, при их рассмотрении поправочный коэффициент 0,5 умножается на правовой коэффициент дела. Данный коэффициент применяется только при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
41. Если дело согласно статье 153.1 АПК РФ рассматривается с использованием видеоконференц-связи, в карточке дела делается соответствующая отметка и автоматически устанавливается поправочный коэффициент 1,2.
42. В соответствии со статьей 17 АПК РФ дела в первой инстанции арбитражного суда могут рассматриваться коллегиальным составом судей. При участии в коллегиальном составе судьям, кроме председательствующего, при расчете нагрузки добавляется фактический коэффициент за одно дело. Данный коэффициент подсчитывается путем умножения поправочного коэффициента 0,5 на правовой коэффициент рассматриваемого дела. Аналогично рассчитывается фактический коэффициент судьям, участвующим в коллегиальном составе, кроме председательствующего, при рассмотрении федеральными арбитражными судами округов дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
43. При рассмотрении судьей больших объемов письменных доказательств устанавливается поправочный коэффициент 1,2, если количество томов в арбитражном деле от 5 до 10. Если в деле 11 томов и более, применяется повышающий коэффициент 1,5. Согласно пункту 22.11 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) объем одного тома судебного дела не должен превышать 150 листов.
Названный поправочный коэффициент не применяется в делах о несостоятельности (банкротстве) и в многоэпизодных делах, по которым применяется коэффициент, установленный строкой 1 таблицы N 5.
44. При переходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ устанавливается поправочный коэффициент 1,5 за 1 дело.
45. При рассмотрении в одном деле нескольких апелляционных или кассационных жалоб применяется поправочный коэффициент 1,2 за 2-3 жалобы и 1,5 при наличии в деле более 3 жалоб.
III. Использование критериев сложности дела при пересмотре судебных актов
Раздел 1. Использование критериев сложности дела в работе арбитражного суда апелляционной инстанции
46. В арбитражном суде апелляционной инстанции категория спора может быть изменена, соответственно, в системах автоматизации судопроизводства корректируется коэффициент правовой сложности.
47. Критерии фактической сложности, приведенные в таблице N 5, могут применяться по делу, рассматриваемому в арбитражном суде апелляционной инстанции.
48. При обжаловании в суде апелляционной инстанции судебного акта по обособленному спору в деле о несостоятельности (банкротстве) применяется только правовой коэффициент, присвоенный этому обособленному спору по таблице N 4.
49. При участии в коллегиальном составе судьям, кроме председательствующего, добавляется к нагрузке фактический коэффициент за одно дело. Данный коэффициент подсчитывается путем умножения поправочного коэффициента 0,5 на правовой коэффициент рассматриваемого дела.
Раздел 2. Использование критериев сложности дела в работе арбитражного суда кассационной инстанции
50. В арбитражном суде кассационной инстанции категория спора может быть изменена, соответственно, в системах автоматизации судопроизводства корректируется коэффициент правовой сложности.
51. Критерии фактической сложности, указанные в таблице N 5, могут частично применяться по делу, рассматриваемому в арбитражном суде кассационной инстанции. Так, может присваиваться фактический коэффициент в случаях вынесения определения о наложении судебного штрафа за неуважение к суду, использования в деле норм иностранного права или рассмотрения дела с участием иностранных лиц, рассмотрения дела с использованием видеоконференц-связи и многотомности дела.
52. При обжаловании в суде кассационной инстанции судебного акта по обособленному спору в деле о несостоятельности (банкротстве) применяется только правовой коэффициент, присвоенный этому обособленному спору по таблице N 4.
53. При участии в коллегиальном составе судьям, кроме председательствующего, добавляется к нагрузке фактический коэффициент за одно дело. Данный коэффициент подсчитывается путем умножения поправочного коэффициента 0,5 на правовой коэффициент рассматриваемого дела.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Классификация категорий споров по критерию их правовой сложности
Дела особой сложности (коэффициент 2)
N строки статотчета Ф1, раздел II
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи недвижимости и предприятий
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору долевого участия в строительстве
корпоративные споры (в том числе дела о создании, реорганизации и ликвидации организаций)
связанные с защитой права собственности, иных вещных прав
споры о защите деловой репутации
об оспаривании нормативных правовых актов
о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
связанные с применением законодательства о земле
о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
споры из внедоговорных обязательств
Классификация категорий споров по критерию их правовой сложности
Дела сложные (коэффициент 1,5)
N строки статотчета Ф1, раздел II
о заключении договоров
о признании договоров недействительными
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору подряда
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору энергоснабжения
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору займа и кредита
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору банковского счета, обязательств при осуществлении расчетов
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору страхования
связанные с охраной интеллектуальной собственности
связанные с применением бюджетного законодательства
связанные с применением налогового законодательства (кроме дел о взыскании обязательных платежей и санкций)
связанные с применением антимонопольного законодательства
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц
об установлении фактов, имеющих юридическое значение
об оспаривании решений третейских судов
о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
Классификация категорий споров по критерию их правовой сложности
Дела менее сложные (коэффициент 1)
N строки статотчета Ф1, раздел II
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору аренды
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору в сфере транспортной деятельности
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору хранения
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору возмездного оказания услуг
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по посредническим договорам
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по иным договорам
о взыскании обязательных платежей и санкций
о создании, реорганизации и ликвидации организаций (кроме дел, рассмотренных в рамках корпоративных споров)
о государственной регистрации (кроме дел о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)
о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
связанные с применением таможенного законодательства
связанные с применением законодательства об охране окружающей среды
связанные с применением законодательства об административных правонарушениях
о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания