к какой категории относится дизельное топливо
Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)
Наткнулся на сайт, по классификации солярки, решил сделать для себя памятку
Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)
Классификация дизельного топлива: марки, виды, сорта, классыВ СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
Сорт А (+5 °С)
Сорт B (0 °С)
Сорт C (-5 °С)
Сорт D (-10 °С)
Сорт E (-15 °С)
Сорт F (-20 °С)
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
Класс 0 (-20 °С)
Класс 1 (-26 °С)
Класс 2 (-32 °С)
Класс 3 (-38 °С)
Класс 4 (-44 °С)
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
Е — межсезонное (-15 °С);
З — зимнее (-20°С);
А — арктическое (-38°С).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
Классы и сорта дизельного топлива
С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005, он полностью соответствует европейской спецификации EN 590. Согласно действующему стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы.
Классификация по содержанию серы:
Российский ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования.
Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости в районах умеренного климата:
Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.
Классы ДТ по предельной температуре фильтруемости для районов с холодным климатом
Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы с предельной температурой фильтруемости:
Наименование показателя | Значение для класса | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Предельная температура фильтруемости °С, не выше | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
2. Температура помутнения, °С, не выше | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 |
Маркировка ДТ в рамках ТР Таможенного союза (ТР ТС) и соответствие маркировки Евро
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы | Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения | Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива |
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей | Л — летнее (температура фильтруемости не определяется); | К2 — содержание серы не более 500 мг/кг; |
Е — межсезонное (-15 °С); | К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I); | |
З — зимнее (-20°С); | К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II); | |
А — арктическое (-38°С). | К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III). |
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, что соответствует параметрам Евро-5.
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений.
Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Запреты на марки дизельного топлива
В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.
С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.
С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
Топливо предлагается нескольких видов. Можно купить в соответсвии с временем года или исходя из характеристик авто, менеджеры предоставляют полную предпродажную консультацию. Вселяет доверие.
Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)
В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:
В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
Е — межсезонное (-15 °С);
З — зимнее (-20°С);
А — арктическое (-38°С).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
К какому классу относится дизтопливо?
Все вещества, относящиеся классу нефти и нефтепродуктов, являются пожароопасными, поэтому имеют определенную классификацию по степени воздействия на окружающую среду. Каждая жидкость имеет определенную температуру воспламенения, поэтому требует конкретных условий при хранении и транспортировке. Для всех, кто хочет купить бензин оптом или ДТ, есть определённые правила безопасности. При работе с данными веществами как производители, так и перевозчики обязаны соблюдать требования ГОСТа, которые определяют правила, касающиеся хранения и транспортировки как солярки (ДТ) так и бензина.
Характеристики дизельного топлива как опасного груза
Наверняка многим будет интересно узнать, к какому классу опасности относится дизельное топливо, поскольку данная информация позволяет понять особенности и правила его перевозки. Если говорить о характеристиках такого груза, то здесь можно выделить следующее:
При перевозке дизельного топлива используются цистерны с горизонтальным расположением, имеющие круглое эллиптическое сечение. Чаще всего они изготавливаются из алюминиевого сплава или же низкоуглеродистой стали с внутренним антистатическим покрытием.
Все отсеки снабжаются отдельной заливной горловиной с обязательной установкой пламегасителя. Все современные транспортные средства, предназначенные для перевозки дизельного топлива, оснащаются волнорезами для противодействия гидравлическим ударам, донными клапанами, расширителями коробами датчиками и отдельными системами рекуперации.
Класс опасности дизтоплива и классификация
Точный класс опасности и стоимость дизельного топлива зависит от его марки, поскольку горючая жидкость делится на следующие виды в зависимости от температуры окружающей среды:
Учитывая температуру самовоспламенения ДТ (для летнего 69 до 119 °C, а для зимнего — от 62 до 105 °C), все виды данного топлива относятся к категории «Опасный груз», поэтому должны иметь соответствующую маркировку. Стоит добавить, что в перечне ООН под №1202 дизельное топливо располагается под первым номером, что говорит о высоких требованиях в плане обеспечения противопожарной безопасности.
Требования к перевозкам ДТ мелкими партиями и в цистернах
Согласно требованиям, дизельное топливо разрешается перевозить не только автомобильным, но также железнодорожным, морским и воздушным транспортом. Вместе с тем, наиболее распространенным средством транспортировки является автомобильный, где используются специализированные цистерны. Учитывая высокий класс опасности дизтоплива, при перевозке его в объеме, до 1000 литров, выделяют ряд требований:
При перевозке топлива в цистернах водитель должен иметь путевой лист, а также соглашение еврообразца о международных перевозках, если доставка осуществляется по СНГ. Помимо этого, транспорт обязан быть укомплектован порошковым огнетушителем, а также дополнительными средствами пожаротушения.
Особенности автомобильной перевозки дизельного топлива
Перевозчики хорошо знают о том, к какому классу относится дизтопливо, поэтому оснащают автомобили соответствующими средствами, которые обязаны быть при транспортировке опасного груза. Что касается особенностей перевозки, то здесь выделяют следующие:
Важно понимать, что любое дизельное топливо, какой класс опасности указывается в соответствующих документах, представляет собой огнеопасную жидкость. По этой причине крайне важно неукоснительно соблюдать технику безопасности при перевозке любого ДТ вне зависимости от марки и класса.
Гид по дизельному топливу: сорт, класс, температура
Дизельное топливо (ДТ) классифицируется по многим признакам: температуре фильтруемости, содержанию серы (определяет экологичность), степени опасности. Эти показатели характеризуют основные свойства горючего и определяют возможности его применения. Ранее дизтопливо делилось только на марки в зависимости от сезона. Сегодня есть более широкая классификация, которая выделяет различные сорта и классы ДТ.
Сорта дизельного топлива
В регионах с умеренным климатом используются сорта дизельного топлива. Здесь горючее классифицируют по предельной температуре фильтруемости. Она соответствует максимально низкому значению, при котором горючее еще способно проходить через фильтр. Это один из важных показателей, который обязательно приводят в паспорте качества ДТ. От температуры фильтруемости зависят низкотемпературные свойства горючего и возможность его применения в разных погодных условиях.
Показатель определяют в экспериментальных условиях. Топливо постепенно охлаждают и пропускают через фильтр в условиях, максимально приближенных к реальным, т. е. в постоянном вакууме. Далее фиксируют каждый градус вплоть до предельного показателя, при котором опытный образец будет проходить через фильтр дольше 60 секунд. Снизить температуру фильтруемости можно с помощью депрессорных присадок, которые уменьшают размеры кристаллизующихся парафинов.
Классы дизельного топлива
Если дизтопливо для умеренного климата делят на сорта, то горючее, предназначенное для использования при сильном и экстремальном холоде, классифицируется на классы. Их тоже различает температура, определяющая предел фильтрации горючего:
Отсюда можно сделать вывод, что там, где заканчиваются сорта, т. е. на F (–20 °С), начинаются классы для особо холодного климата, т. е. с класса 0 (–20 °С) и т. д.
Еще классы дизельного топлива выделяются в зависимости от содержания серы в составе. Здесь идет речь о классификации горючего по экологичности. По этому критерию выделяют классы:
Последние три соответствуют дизельному топливу класса ЕВРО. Это горючее, отвечающее наиболее современным требованиям экологичности. Здесь же стоит указать класс опасности дизельного топлива. Этот вид горючего относится к 4-му классу, что соответствует п. 7.1 ГОСТ 305-2013.
Температурные показатели дизтоплива
Температура вспышки дизельного топлива определяется в закрытом тигле. Горючее постепенно нагревают и при каждом увеличении показателей термометра на 2 °C открывают заслонку, которая закрывает дизтопливо от источника пламени. Действия повторяют вплоть до того, пока не произойдет вспышка. В этот момент фиксируют значение, которое и будет температурой вспышки. По ГОСТ 305-2013 она имеет следующие значения:
Для ДТ, используемого для тепловозных и судовых ДВС, газовых турбин, установлены другие значения:
Другим важным показателем выступает температура застывания дизельного топлива. Она несколько ниже, чем показатель фильтруемости. Марки дизельного топлива:
Температура кипения дизельного топлива тоже различается в зависимости от марки: летнее — 360 °С, зимнее — 320 °С, арктическое — 280 °С.
В заключение
Сорта и классы дизтоплива выделяют по температурным характеристикам и содержанию серы. Перечисленные показатели имеют нормативные значения, закрепленные ГОСТом. По каждому сорту и классу определяют, где можно использовать дизтопливо, в каком регионе и климатических условиях.