к какой группе тестов относится методика дом дерево человек

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей и взрослых

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Психологический тест по рисункам для детей

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка цветов рисунка
Расшифровка цветов рисунка:

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка местонахождения дома

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка рисунка человека

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для взрослых

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Психологический тест по рисункам для взрослых
Как вы уже, наверное, поняли рисунок может рассказать о человеке многое. Правда в случае со взрослыми больше внимания надо уделять мелким деталям полученной картинки. В отличие от детей они уже могут контролировать свои эмоции и очень часто пытаются обмануть специалиста, используя правильную цветовую гамму или рисуя с правильным нажимом. Поэтому первое на что вы должны обратить внимание, есть ли над домом струйка дыма.

Если из дымохода исходит очень тонкая струйка, то это показывает что человек эмоционально истощен и не чувствует тепла и заботы от своих близких. Слишком густой дым, идущий из трубы, сигнализирует о том, что человек находится в очень сильном моральном напряжении. И чем толще и темнее выходящий дым, тем хуже внутреннее состояние человека, проходящего тест.

Расшифровка дома

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка рисунка дома

Расшифровка рисунка человека

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка рисунка человека

Расшифровка рисунка дерева

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Расшифровка рисунка дерева

Пример

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Рекомендации по проведению теста

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Рисунок взрослого человека

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек
Рисунок ребенка
Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Цель, история и автор

Данная методика была разработана в 1948 году в Америке ученым Дж. Буком (Баком в некоторых источниках).

Она являлась первой в своем роде попыткой оценить личность всесторонне: с точки зрения особенностей ее суждений, эмоционального восприятия, особенностей взаимодействия с другими людьми.

Данная методика получила название проективной, поскольку результат оценивается на основе проекции человеком его внутренних характеристик в абстрактные и символьные выражения. К таким выражениям относятся графические изображения, которые интерпретируются определенным образом.

Проективные методики базируются на длительном периоде наблюдений за деятельностью личности и интерпретации особенностей ее деятельности в условных формах.

Методика успешно применяется для диагностики как взрослых, так и детей (в том числе дошкольников).

По настоящее время она занимает ведущее место среди себе подобных методов исследований поскольку достаточно проста в исполнении, а накопленный опыт позволяет более уверенно и надежно интерпретировать результаты.

Данный тест также используется и для оценки интеллектуальных способностей индивида путем рассчитывания специального коэффициента.

Тест используется для составления автопортрета человека и описывает следующие его характеристики:

Тест более эффективен в качестве диагностического этапа, однако не вполне подходит для скрининга или оценки эффективности психотерапевтической помощи.

Методика используется при обращении к психологу в детских и дошкольных учреждениях. Во взрослом возрасте данный метод применяется при первом контакте с пациентом в рамках составления психопортрета.

Данная методика редко применяется при приеме на работу как средство отбора или же в крупных статистических исследованиях, поскольку не вполне отвечает требованиям скрининговых методик исследования.

Источник

Тест «Дом, дерево, человек»

к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Смотреть картинку к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Картинка про к какой группе тестов относится методика дом дерево человек. Фото к какой группе тестов относится методика дом дерево человекДанный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится.»

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

— общее время, на рисование;

— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

— все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;

— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предназначена как для взрослых, так и для детей, воз­можно групповое обследование.

Интерпретация признаков в тесте «Дом-Дерево-Человек»

Дом старый, развалившийся иногда,субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.

Разные постройки —агрессия направлена против фак­тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться­ в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей)- от­ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль­ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Контур задней стены значительно толще (ярче)по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва­ет трудности, тревогу.

Стена: боковой контур слитком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентировании — со­мнительное стремление сохранить контроль.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на­сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

Двери (одни или несколько) парадные — первый при­знак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступ­ность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуни­кабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нереши­тельности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой — значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсут­ствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность тнимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри­сунку, — фиксация на фантазиях как источнике удоволь­ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабле­ния контроля фантазии.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при­писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или штативную эмоциональную окраску.

Выполняет санитарную функцию. Если манера изобра­жения ванны значима, возможно нарушение этих функ­ций.

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо­логической теплоты дома.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает­ся у взрослых.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пе­реживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничи­ваясь лишь визуальным контактом.

Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную трево­гу в рамках реальности и сознательное стремление конт­ролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной со­циализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающая­ся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта н целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изоб­ражена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зе­леный — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выража­ет чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не более пяти цве­тов. Субъект, раскрашивающий дом семью—восемью цве­тами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность нали­чия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопаснос­ти, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

б)связанная с предназначением комнаты или с посто­янным ее жильцом,

в)указывающая на специфику переживаний: левая сто­рона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мне­нием окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фан­тазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа.

Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акценти­рование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальныхсферах. Контролируемое поведение. Акцентирование бу­дущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабочен­ность свободными откровенными эмоциональными пере­живаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед от­крытыми свободными переживаниями. Стремление сохра­нить жесткий контроль.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем указание на неспособность к четкой позиции.

Заимствование из литературного или сказочного сюжета

Наличие окон и их количество

Наличие людей рядом с домом и в доме

Наличие штор на окнах

Наличие растений (количество)

Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и тд.)

Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3

Толщина линии по шкале интенсивности 1,2,3

«Человек»

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце —межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более Высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким об­ритом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и Желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношени­ями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слитком подчеркнут — потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощуща­емой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к кри­тике.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Ноздри — примитивная агрессия.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее па маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный кон- Июль действий и импульсивность.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные Стремления.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки слитком крупные — сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивном поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоко интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально—ролевой конфликт.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности дос­тигнутого..

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, за­висимость.

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отно­шению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсут­ствующих частей (актуально или символично изображен­ных).

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособ­ляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Фигура из палочек — может означать увиливание и не­гативизм.

Фигура Бабы—Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам пережи­вание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представля­ет собой необходимую точку отсчета (опоры) для констру­ирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тон­ком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение.

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессив­ность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Боль­шая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, зам­кнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — неза­щищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун­ка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуе­мый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) внутренний конфликт или конфликт собственно этой де­талью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависи­мость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скован­ность, чувство собственной малоценности и незначитель­ности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Отсутствие существенных дета­лям в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас Или в недалеком прошлом характеризовался средним или Вол ее высоким интеллектом, часто показывает интеллек­туальную деградацию или серьезное эмоциональное нару­шение.

«Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуществен­ные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педан­тичность.

Ориентация в здании.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хоро­шее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темн и продуктивность — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентифика­ция с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

Корни — коллективное, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при обще­нии с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно, по нашему мнению, использовать в повседневной практике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — большое сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, мо­жет вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отно­шении того, что держится в секрете.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание най­ти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельству­ет о потребности в жесткой и неукоснительной системати­зации с опорой на привычки.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграж­дающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, кон­тактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поис­ки объективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира дет­ским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессив­ность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприят­ностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья—петельки — предпочитает использовать свое обаяние.

Зигзаги в листве — осторожность и скрытность.

Листва, похожая на узор — женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремле­ние к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в при­нятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, податливость.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.

Ствол линиями с нажимом — решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не за­держивается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тре­вогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупот­реблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не­соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с вне­шним миром; жизнь повседневная и духовная мало свя­заны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кру­гу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремле­ние укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависи­мость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Острая вершина — защищается от опасности, настоя­щей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

желание действовать на других, атакует или защища­ется, трудности в контактах;

хочет компенсировать чувство неполноценности, стрем­ление к власти;

поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на од­ном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *