Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
Лирика — это
Драма — это
Лиро-эпос — это
Эпические жанры литературы
Рассказ
– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча
– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк
– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла
– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть
– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман
– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея
– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение
– Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода
– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия
– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет
– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание
– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма
– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).
Драматические жанры литературы
Комедия
– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:
Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.
Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.
Разграничение рассказа и «крупных форм» в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.
Содержание
Основоположники жанра
Знаменитые мастера рассказа
Детектив
Научная Фантастика
Ужасы
Ссылки
Рассказ — РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать… … Словарь литературных терминов
рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов
РАССКАЗ — [аск], рассказа, муж. 1. Действие по гл. рассказать рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.»… … Толковый словарь Ушакова
РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия
РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь
РАССКАЗ — РАССКАЗ, а, муж. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких н. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
РАССКАЗ — номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184. Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29. Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467 … Большой словарь русских поговорок
РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
В данной работе содержится материал для контроля знаний.
Содержимое разработки
Тест по разделу «Делу время – потехе час»
1.Вспомни имя Шварца.
В) Евгений Леонидович
Г) Леонид Евгеньевич
2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?
3.Из какого произведения эти выражения?
И в ус не дует. Терять время понапрасну.
В) «Сказка о потерянном времени»
Г) «Никакой я горчицы не ел»
4.Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?
5.Кто из авторов высказывает такую мысль?
Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.
6.Укажи героев «Сказки о потерянном времени».
Б) Ольга Капитоновна
1.Как зовут Голявкина?
А) Виктор Владимирович
Б) Владимир Викторович
В) Виктор Валентинович
Г) Валентин Викторович
2.Кто написал «Сказку о потерянном времени»?
3.Из какого произведения эти выражения?
Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.
А) «Никакой я горчицы не ел»
Б) «Сказка о потерянном времени»
4.Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?
5.У кого из авторов вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусость, жестокость, вероломство?
6.Укажи героев произведения «Главные реки».
Ключ ко 2 варианту
1.Укажи произведение, которое принадлежит перу Е.Л.Шварца.
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой я горчицы не ел»
2.Укажи автора рассказа «Что любит Мишка».
3.Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».
Б) Маруси Поспеловой
В) Наденьки Соколовой
4.Укажи фимилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.
5.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки».
А) Рассказы о животных
Б) Рассказы о природе
В) Юмористические рассказы
Г) Рассказы о подвигах
6.Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца
А) Делу время – потехе час.
Б) Один пашет, а семеро руками машут
В) Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.
1.Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В.Голявкина.
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой я горчицы не ел»
2.Укажи автора рассказа «Главные реки».
3.Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».
Б) Маруси Поспеловой
В) Наташи Воробьёвой
4.Укажи фимилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского.
5.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка».
А) Рассказы о животных
Б) Рассказы о природе
В) Юмористические рассказы
Г) Рассказы о подвигах
6.Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».
А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день.
В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Проверочная работа к разделу «Делу время – потехе час».
1.К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.
А) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял
Б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня. ______________________________________________________________________
В) Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Г) Ученику – удача, учителю – радость.
2.По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.
А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.
Б) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.
В) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._________________________________________________________
Г) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить.
3.Разгадай кроссворд.
1.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.
2.У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?
3.Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.
4.Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.
6.Его не умели ценить герои произведения Е.Л.Шварца.
7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.
8.Черта характера человека, любящего трудиться.
9.По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и другие.
А) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Б) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
В)В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
Г)В.Ю.Драгунский «Главные реки»
А) В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Б) В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
В) Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Г) В.Ю.Драгунский «Главные реки»
1.Соедини фамилию автора с его произведением.
Е.Л.Шварц «Никакой я горчицы не ел»
В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»
В.В.Голявкин «Главные реки»
2.Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.
А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.
Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.
В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.__________________________________________________________
Г)Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.__________________________________________________________
5.Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше._____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
В.Ю.Драгунский «Главные реки»
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
А) Часы. «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.
Б) Воздушный змей. «Главные реки» В.Ю.Драгунский.
В)Горчица. «Никакой я горчицы не ел» В.В.Голявкин.
На 3 страницы альбома Петя приклеил по 5 марок на каждую и ещё 8 марок. Сколько всего марок приклеил Петя?
38 + 22 47 + 23 52 + 36 60 + 42
87 — 36 97 — 44 89 — 59 98 — 63
3.Вставьте пропущенные числа:
На 3 полки поставили по 9 книг на каждую и ещё 30 книг. Сколько книг поставили на полки?
47 + 33 54 + 24 42 + 33 48 + 50
96 — 32 79 — 27 68 — 38 85— 54
3.Вставьте пропущенные числа:
В саду школьники собрали в 1 день 18 кг яблок, во 2 день – в 3 раза больше. Все яблоки разложили в ящики, по 8 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
2. Запиши примеры столбиком и вычисли:
671 + 229 850 – 436 529 + 367 900 – 748
700 – х = 384 90 : у = 6
5. Начерти прямоугольник, длина которого 1 дм, а ширина в 2 раза меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
Фермер вырастил 80 кг помидоров, моркови – в 5 раз меньше. Все овощи
разложили в ящики, по 6 кг в каждом. Сколько ящиков потребовалось?
2. Запиши примеры столбиком и вычисли:
900 – х = 478 80 : у = 5
5. Начерти прямоугольник, длина которого 1 дм, а ширина в 5 раз меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
Запах сладкого меда наполнил теплый воздух.
2. Выпиши из текста диктанта примеры существительных ( 2 – 3), имеющие следующие грамматические признаки :
существительные в единственном числе, женского рода.
3.Выполните фонетический разбор слова БЕЛОЧКА.
Утро. Мы идём на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуньков. Хороша будет уха!
1. Подчеркнуть звонкие согласные в 5 предложении.
2. Подчеркнуть гласные в 4 предложении.
3. Выписать последнее предложение. Разделить в нём слова на слоги и поставить знак ударения над словами
Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.
Слова для справок: строят, вытопчет, устилает.
Разобрать по составу слово СОЛНЕЧНЫЙ.
Подобрать антоним к слову ЛЁГКИЙ – ….
Выписать из текста диктанта 5 слов, которые нельзя переносить.
Стартовая проверочная работа по литературному чтению, 2 класс
1. Найди пословицу о труде
1) Близок локоть, да не укусишь. 2) Всяк пучок знай свой уголок.
3) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 4) Своя земля в горсти мила.
8.Что является причиной смены времён года на нашей планете?
1)вращение Земли вокруг своей оси
2)влияние других планет Солнечной системы
3)вращение Земли вокруг Солнца
4)вращение Луны вокруг Земли
9.Укажи, что из перечисленного не является государственным символом России.
1) герб 2)марш 3)флаг 4)гимн
10.В каком веке происходила Великая Отечественная война?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-205013
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.