к какой группе продовольственных товаров относят пряности
Тема: Классификация продовольственных товаров
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Классификация продовольственных товаров
Классификация продовольственных товаров — это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначение и т. д. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров, однако ни одна из них не является общепринятой.
В товароведении продовольственных товаров применяют учебную, торговую, стандартную и другие классификации.
В основу учебной классификации положена общность товаров по их происхождению или основному сырью, сходству химического состава и использованию.
Так как учебная классификация группирует товары не по одному принципу, ее нельзя признать строго научной. По этой классификации продовольственные товары делят на девять групп:
высокой биологической ценностью и низкой энергетической способностью;
3.сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия. Для этих товаров характерны приятные вкус и аромат. Многие из них являются десертом или лакомством;
По торговой классификации товары объединяют в следующие группы:
10. табачные изделия.
В торговой практике продовольственные товары подразделяют на гастрономические и бакалейные.
К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты: колбасы, мясную кулинарию, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки и др.
Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают природные (видовые) и товарные сорта.
Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требованиями стандарта.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Товароведение и экспертиза пряностей
Пряности — группа вкусовых товаров растительного происхождения, добавляемых в незначительных количествах к пище для придания ей устойчивого аромата и характерного привкуса.
Классификация и ассортимент. В кулинарии национальных кухонь мира используют более 150 видов пряностей. Классические пряности — пряности, распространенные по всему миру.
В зависимости от того, какая часть растения используется в пищу, классические пряности делят на следующие группы:
семена — горчица, мускатный орех, мускатный цвет;
плоды — ваниль, перец (черный, белый, душистый, красный),
цветы и их части — гвоздика, шафран;
листья — лавровый лист;
кора — корица, кассия;
корни — имбирь, куркума.
Помимо классических пряностей для улучшения вкусовых свойств пищи используют местные пряности, употребляемые в свежем виде непосредственно в местах выращивания. Их ассортимент определяется особенностями национальной кухни того или иного региона. Местные пряности в свою очередь делят на пряные травы и овощи.
Пряные овощи — это культурные, широко распространенные растения — луковые, корнеплодные и корневищные овощи. К ним относят различные виды лука (репчатый, многоярусный, шалот, порей, батун, шнитт-лук, алтайский, горный), чеснок, черемшу, чесночник, петрушку, пастернак, сельдерей, хрен.
Пряные травы в большинстве своем дикорастущие, но известны и культурные растения. Как правило, дикорастущие отличаются более выраженным ароматом. Они употребляются и в сушеном, и в свежем виде. У пряных трав чаще используются надземные части — стебли, листья, цветы, плоды, семена. Исключение составляют 2—3 вида трав, у которых употребляют корни (например, аир, дягиль). Типичными представителями пряных трав являются: укроп, кориандр, тмин, анис, мята, эстрагон, фенхель, мелисса, иссоп, базилик, донник, душица, можжевельник, полынь, майоран и др.
Отнесение пряностей к классическим или местным в некоторых случаях весьма условно.
Искусственные пряности вырабатываются для замены дорогостоящих натуральных классических пряностей: ванилин, коричный экстракт, порошкообразные заменители корицы, гвоздики, шафрана, муската. Но они не обладают всем спектром свойств, присущих оригинальным травам.
Смеси пряностей выделяют в отдельную группу, например набор специй для ухи, студня, маринадов. Они подобраны специалистами-кулинарами и наиболее ярко оттеняют вкус блюд.
Ваниль — высушенные после ферментации недозрелые плоды вьющихся растений семейства орхидейных. Эта одна из самых дорогих пряностей на мировом рынке трудно культивируется, требует долгой обработки. Используется в хлебопечении, кондитерской, молочной, ликеро-водочной промышленности и кулинарии. В настоящее время производят искусственный заменитель — ванилин — белый кристаллический порошок, обладающий сильным ванильным запахом и жгучим вкусом.
Гвоздика — высушенные нераскрывшиеся цветочные почки гвоздичного дерева семейства миртовых. Обладает жгучим вкусом и сильным ароматом, обусловленным наличием эфирного масла (не менее 14 %). Используется как пряность и как сырье для получения гвоздичного масла. В кулинарии гвоздика применяется главным образом для приготовления маринадов.
Лавровый лист — высушенные листья вечнозеленого кустарника или дерева семейства лавровых. Содержит до 3 % эфирного масла. Применяется при изготовлении мясных, рыбных и овощных консервов, мариновании овощей, грибов, в кулинарии. Правильно высушенный лист лавра зеленоватого цвета, его длина должна быть не менее 3 см. Вкус горьковатый, запах приятный, своеобразный, ароматный. Влажность 12 %. На изгибе лавровый лист не должен ломаться. Его фасуют в бумажные и полиэтиленовые пакеты по 25, 30 и 100 г.
Корица — высушенная кора нескольких видов тропических коричных деревьев семейства лавровых. Имеет нежный приятный аромат и сладковатый, слегка жгучий вкус, обусловленный наличием эфирного масла (1 %). Применяется в кондитерском, ликеро-водочном производствах, мясной и рыбной кулинарии. Лучшая корица имеет светло-коричневую окраску.
Имбирь — высушенные корневища многолетнего травянистого растения семейства имбирных. В молотом виде представляет собой серовато-желтый порошок. Пряный аромат и жгучий, слегка горький вкус определяется наличием эфирного масла (1,4 %). Применяется в производстве колбасных, кондитерских и ликеро-водочных изделий, в кулинарии.
Оценка качества пряностей осуществляется прежде всего по их форме, размерам, окраске, аромату и вкусу. Учитываются также специальные признаки, например тяжесть перца и его способность тонуть в воде, появление эфирного масла при сдавливании гвоздики. Стандартами нормируются содержание влаги, эфирных масел и другие показатели. Наиболее часто встречающиеся дефекты пряностей — недостаточно выраженный аромат и вкус, посторонние запахи и привкусы, ломкость и др.
Упаковка и маркировка. Упаковывают пряности и их смеси в двойные бумажные пакеты в мелкую расфасовку — до 25 г и крупную — до 5 кг. Пряности в мелкой и крупной расфасовке укладывают в ящики массой нетто не более 20 кг. Тара должна быть прочной, чистой, сухой, без посторонних запахов. На этикетке указывают товарный знак или наименование предприятия-изготовителя, название продукта, массу нетто, состав в процентах и кулинарные рекомендации, номер стандарта, дату выработки и срок хранения.
Условия и сроки хранения и транспортирования. Хранят пряности в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности не более 75 % и температуре не выше 20 °С. Содержащиеся в пряностях эфирные масла очень летучи, особенно при повышенных температурах. Поэтому для некоторых видов пряностей соблюдают особо умеренные температуры.
Транспортируют эту продукцию всеми видами транспорта.
Классификация продовольственных товаров
Классификация товаров — это систематизированное их распределение на группы по наиболее общим признакам. В товароведении применяют различные виды классификации: биологическую, производственную, учебную, торговую и др. Наиболее часто пользуются учебной и торговой классификацией.
В основу классификации товаров могут быть положены такие признаки, как происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Так, в зависимости от происхождения пищевые продукты можно подразделить на продукты животного, растительного и минерального происхождения; по химическому составу — на белковые, жировые, углеводные, минеральные; по степени обработки — на сырые, полуфабрикаты, готовые изделия; по назначению — на пищевые и вкусовые.
По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы.
Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов.
Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма.
Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягодные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель, конфетные изделия, халва, мучные изделия, восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.
Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы) — основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества.
Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые.
Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты, полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.
Рыба и рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) — ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др.
Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство — и на сорта.
Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые — только на высший и 1-й товарные сорта.
Кроме товарных сортов существуют хозяйственно-ботанические (для овощей), помологические (для плодов) и ампело-графические (для винограда) сорта.
По торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары.
Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености, мясные кулинарные изделия, мясные консервы); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки.
Бакалейные товары — крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.
1) телеологические, (назначение, применение);
2) генетические, (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава);
1) необходима в целях автоматизации и обработки информации;
2) необходима для изучения потребительских свойств товара, его качества, учета и планирования товарооборота;
3) требуется при сертификации продукции;
4) позволяет рационально организовать приёмку товара, хранение, контроль качества;
5) позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества разных товаров и рационально организовать ими торговлю.
Классификация продовольственных товаров.
Под классификацией понимают любое систематическое распределение товаров по определенным приметам. Признаки классификации продовольственных товаров могут относиться к способам применения, их отношению к пищевым продуктам или товарам для определенных групп людей или животных. В отдельную группу входят товары для диетического потребления, со специфическим составом или предназначенные для людей с определенными заболеваниями (сахарный диабет).
Основы классификации продовольственных товаров.
В основу распределения продтоваров по группам входят происхождение товара, его химсостав и степень обработки, назначение.
Также учитывается, что именно легло в основу его происхождения (растительный, животный, минеральный), пищевой или вкусовой товар и т.п.
Основная (учебная) классификация продовольственных товаров:
Данная классификация позволяет человеку понять, какие именно товары представлены на полках магазинов, что может быть в составе (животные, растительные ингредиенты).
Помимо основы (мясо, рыба, молоко, яйца) это могут быть и изделия, содержащие эту основу с добавлением других составляющих.
К примеру говядина-кусок имеет определенный набор полезных элементов, но в фарше уже представлены дополнительно жир, хлеб, манка и т.п.
То есть продукт из основы «говядина» в конечном итоге получает совсем другой состав и пищевую ценность, а также подходит не всем людям.
В торговле используют понятие ассортимент товаров, который бывает торговым, промышленным. Классифицируют товары по сроку сохранности, т.е. годности каждого продукта (скоропортящиеся и нет).
Дополнительные пищевые группы.
Различают не только группы продовольственных товаров по основной классификации, существуют подразделения на виды и сорта.
Вид продукта, его определяю по особенности приготовления и происхождению.
Сорт – зависит от требований Госстандарта, от качества и изначальных продуктов, которые использовали в приготовлении конечного товара.
К примеру: кофе может быть колумбийским, бразильским (вид), а по сорту разделяться на 1 и 2.
Тоже самое относится к колбасным изделиям, колбаса может быть «Докторская», «Любительская», высшего, 1 или 2 сортов.
Кроме товарных сортов различают:
Дополнительно выделяют гастрономические и бакалейные товары, это условные обозначения продукции из муки, сладости и т.п.
Гастрономические продукты – те, которые можно использовать в пищу без дополнительных манипуляций.
К ним относятся консервы, колбасы, копчености, соленая рыба и сало, икра, сливки, сыры и т.п. В дополнении – все готовые напитки включая алкоголь, коктейли.
Бакалея – мука, крупа, чай, соль, масла, дрожжи, кофе, пряности. Это часть продуктов, которые относят к полуфабрикатам, концентратам или средствам, улучшающим вкус приготовленных блюд.
Что лежит в основе методов классификации.
Методы классификации продовольственных товаров бывают двух видов:
Примером фасетного метода может стать классификация вин. Они бывают белые, красные, розовые (цвет), игристые, коллекционные или марочные (срок выдержки).
Количество отличительных признаков может увеличиваться не зависимо от того, что уже отмечено – по упаковке, изготовителю и т.п.
Нередко каждый метод используют совместно, у них есть свои преимущества и недостатки, при этом оба могут прекрасно дополнять друг друга.
Принципы классификации.
Классифицировать любые товары необходимо, чтобы довести продуктовый учет до автоматизма и при обработке информации точно знать, какие продукты к чему относятся.
При этом на основании классификации составляют прейскуранты, каталоги, обозначают цены, а также изучают потребительские свойства, качество.
Методы кодирования бывают:
При помощи кодирования продтовар относят к какой-либо группе, объекту классификации.
Под кодом принято понимать совокупность специальных значков, которые относятся к определенной классификационной группировке. Сюда же относят: структуру, алфавит, разряд и длину кода.
Заключение.
В целом классификацию продтоваров проводят с целью автоматизировать процесс приемки, производства, продаж, быстроты обработки информации.
Она требуется при сертификации продукции, позволяет осуществлять контроль качества, хранение и приемку товара.
В крупных масштабах при помощи классификации изучают множество разных продтоваров, выявляют, насколько тот или иной товар востребован потребителем и как рационально организовать его продажу.