к какой группе поэтов принадлежал катулл

Статья о творчестве Катулла

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античного Рима. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Катулл Гай Валерий (ок. 84 – ок. 54 гг. до н. э.) – римский поэт, был родом из Северной Италии (Вероны). Он родился в семье состоятельного землевладельца. Учился в Риме. Там Катулл вступил в кружок неотериков. Это литературное направление, где люди искусства, уходя от прямой политической борьбы, замыкались в сфере личных интересов. Их поэзия была оторвана от жизни. Цицерон назвал поэтов этого направления «новыми» (по-гречески – «неотерики»).
Эти поэты чувствовали созвучность своих идейных принципов с принципами александрийской поэзии. Они и ориентировались на нее: изображали тончайшие интимные переживания человека, тщательно обрабатывали литературные формы и язык. Неотерики много сделали для развития латинского литературного языка, они ввели много новых стихотворных ритмов. В их произведениях присутствовали такие литературные жанры, как эпиллии – небольшие поэмы, с мифологическим сюжетом, элегии и эпиграммы. Главой этого направления был Валерий Катон.
Произведения Катулла сохранились в средневековых рукописях в виде сборника под заглавием «Книга Катулла из Вероны». Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений, первая и последняя включают в себя короткие произведения.
Катулл написал эпиллии с мифологическими сюжетами: «Коса Береники», «Свадьба Пелея и Фетиды», «Аттис».
В эпиллии «Коса Береники» ( это был стилизованный перевод эпилия александрийского поэта Каллимаха) изображается египетская царица Береника, жена Птолемея Эвергета. Царь отправляется в поход, в Ассирию, Береника ждет его, она молится, отрезает свои волосы и приносит их в дар богам. Боги вознесли эти волосы на небо и превратили их в созвездие.
В эпиллии «Свадьба Пелея и Фетиды» рассказывается о любви богини Фетиды к одному из аргонавтов – Пелею, и там же введен рассказ о страданиях Ариадны, которой изменил Тессей.
В «Аттис» изображен культ малоазийской богини Кибелы, жрецы которой должны были оскоплять себя. Так поступает и Аттис, но потом он раскаивается в этом. Тогда богиня Кибела посылает своего льва, который свирепым рыком приводит Аттиса в ужас, и юноша становится покорным служителем грозной богини.
Но не эпиллии создали славу Катуллу, а его лирические стихотворения и эпиграммы. Лирические стихотворения поэта связаны с его несчастной любовью к знаменитой красавице Рима, Клодии. Катулл посвящает Клодии много стихотворений, сначала радостных, а потом скорбных и порой гневных. Поэт в своих стихах именует любимую женщину Лесбией, сближая ее этим именем с поэтессой Лесбоса Сафо. Любовные стихи Катулла трогательны по содержанию, хороши по форме.
«Сто раз целуй меня, и тысячу, и снова
Еще до тысячи, опять до ста, другую сотню…
Когда же много их придется насчитать,
Смешаем счет тогда, чтоб мы его не знали,
Чтоб злые нам с тобой завидовать не стали,
Узнав, как много раз тебя я целовал».
Своей несчастной любви Катулл посвятил свое знаменитое двустишие, в котором выражена трагедия его любви.
«И ненавижу, и люблю. Зачем же? Пожалуй, спросишь.
И не пойму, но, в себе чувствуя это, страдаю».
Катулл видел, что основы римской республики потрясены, что в государстве власть переходит в руки военных диктаторов, к которым поэт относится с ненавистью. С резкими эпиграммами выступает он против Юлия Цезаря и его ближайших сторонников. Из ближайших друзей Цезаря с особой ненавистью Катулл клеймит Мамурру, начальника военного строительства.
«В чудной дружбе два подлых негодяя,
Кот Мамурра и с ним похабник Цезарь!»
Во всем творчестве Катулла мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Аристофан).
Катулл был новатором и большим мастером в области ритма. Он пишет свои стихи и одиннадцатисложником, и элегическим дистихом, и ямбическим триметром, и холиямбами, и сапфическим размером. Катулл оформил в римской поэзии эпиграмму как жанр.

Источник

Ответьте на вопросы

1. К какой группе поэтов принадлежал Катулл? Гай Валерий Катулл принадлежал к той группе лириков, которую Цицерон в насмешку прозвал неотериками, то есть новыми поэтами.

В эпоху Республики в римской литературе преобладали крупные формы — эпос, драма. Время Катулла — это время конца Республики, когда ценности римского общества быстро изменялись, общественная жизнь уже не казалась такой важной, её место занимала частная жизнь.
Лирики вводили в поэзию и активно использовали малые литературные формы — эпиграмму, элегию, послание, темами лириков становились в основном человеческие чувства — дружба и любовь. На их творчество оказывала влияние александрийская поэзия с её вниманием к мифологии, изысканностью языка и сосредоточением на личных переживаниях авторов.
Катулл первым ввел в латинскую поэзию употребление различных размеров, известных в греческой поэзии, что сделало стихи более разнообразными, богатыми мелодически, способными отражать больший диапазон чувств.
Стихи Катулла стали не только основой для дальнейшего развития римской лирики, но остались её лучшими образцами.

2. Кому посвящена лирика Катулла? Что привело к разрыву поэта и Лесбии?

Наиболее известны лирические стихи Катулла, посвящённые Лесбии, — так поэт называл реально жившую в то время Клодию, сестру народного трибуна. Клодия была типичной представительницей своего времени, когда в высших классах «нравы предков» пришли в полный упадок. Старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшимися браками и столь же лёгкими связями. Любовные похождения Клодии были известны всему Риму.
В посвящённых ей стихах Катулл с искренностью и страстной силой запечатлел любовь — глубокую и в то же время смешанную с презрением, мучительную ревность, горечь разрывов и счастье примирений.
Авторы учебника спрашивают, «что привело к разрыву поэта и Лесбии». Документально подтверждённых данных о полном разрыве Катулла и Клодии нет. На основе стихотворений мы можем только попытаться представить себе, как развивались отношения поэта и красивой женщины, отвергшей традиционные представления о нравственности.
Для Катулла любовь была едина в двух своих ипостасях — физической и духовной. Для Клодии была важна лишь физическая сторона отношений мужчины и женщины. Поэт же не мог ощущать целостность чувства без духовного единства. Это и послужило основой для надрыва отношений.

3. Какие художественные приемы использовал поэт в своих стихотворениях?

Своими учителями неотерики считали поэтов-александрийцев. Катулл первый ввёл в латинскую поэзию употребление различных размеров греческой поэзии, необычных ритмов, что в те годы воспринималось как новшество, как выразительный литературный приём.
Катулл часто пользовался сравнениями, употреблял географические названия, перемещал сюжетный центр в конец стихотворения, что заставляло читателей внимательно следить за развитием сюжета. Поэт употреблял выражения высокие и считавшиеся грубыми, сознательно сочетал архаические выражения и модные греческие заимствования. Эти приёмы в соединении давали эффект эмоциональной напряжённости, держали внимание читателя и слушателя.

4. Какие переводы стихотворений Катулла сделаны Пушкиным и Фетом?

Стихотворение Катулла «Мальчику»
А. С. Пушкин МАЛЬЧИКУ (Из Катулла)
Minister vetuli puer.
Пьяной горечью Фаперна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Вы же, воды, прочь теките
И струёй, вину враждебной,
Строгих постников поите:
Чистый нам любезен Бахус.
1832

А. А. Фет перевёл множество стихотворений Катулла, в том числе и «Мальчику».

5. Прочитайте стихотворения Катулла, проанализируйте одно из них в классе.

Стихотворение Катулла «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может. »
В учебнике в переводе А. Пиотровского помещено два стихотворения Катулла. Первое посвящено лю

Источник

Глава 8. Катулл

(87 или 84 — 54 годы до н.э.)

Катулла иногда называют первым великим поэтом и основоположником художественной литературы Древнего Рима.

Сведений о нём сохранилось мало. Даже имя Катулл некоторые исследователи считают псевдонимом, поскольку известна склонность поэта к мистификациям и забавным шуткам, а слово «катулл» переводится как «тот, кто в течке».

Все исследователи сходятся на том, что родился Катулл в Вероне, в семье очень богатого и знатного человека. В частности, известно, что у отца поэта не раз гостил Юлий Цезарь. Сам Катулл, несмотря на постоянные жалобы по поводу «паутины» в его кошельке, спокойно содержал одну виллу на Сирмионе (полуостров на озере Бенак, современная Гарда) вблизи Вероны и вторую — на отрогах Сабинских гор. Известно также, что из родственников юноша более всех любил брата, имя которого история не сохранила.

Время было смутное и опасное. Только в 78 году до н.э. умер в тяжких мучениях первый в истории Рима пожизненный диктатор Луций Сулла, и почти сразу же началась стремительная политическая карьера Юлия Цезаря. В 74 году до н.э. в Капуе вспыхнуло знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака, завершившееся в 71 году до н.э. разгромом рабов в битве на реке Силариус (Апулия). События эти происходили одновременно с Третьей Митридатовой войной. Восстание и грандиозная война поставили Римскую республику на грань катастрофы. Многие римляне считали, что их государство спасло неведомое чудо.

В середине 60-х годов до н.э. победители Спартака — Марк Красс и Гней Помпей — вошли в частное соглашение с Юлием Цезарем и образовали так называемый Первый триумвират (союз трёх мужей), фактически определивший неизбежный конец республиканского строя. В 63 году до н.э. консулом Рима был избран великий оратор Цицерон, который в своей знаменитой речи 21 октября 63 года до н.э. разоблачил заговор патриция Луция Катилины, в свою очередь тоже намеревавшегося свергнуть Римскую республику и установить в стране монархию.

Таким образом, Катулл был современником самого драматического периода в истории Рима, периода агонии и гибели республики. Однако обывателям жизнь виделась в совершенно ином свете, тем более — богатому юноше.

В поисках удачи Катулл переселился в Рим. Молодой провинциал с хорошими связями мог сделать карьеру на форуме и в суде, однако у Катулла не было практической жилки, и он всецело отдался поэзии и любви. Юноша окунулся в легкомысленную жизнь патрицианской молодёжи. Вскоре вокруг него образовалась группа молодых поэтов «неотериков» — «новых поэтов» (название группе дал Цицерон), культивировавших заимствованный из греческой «александрийской» поэзии жанр мелких лирических стихотворений. Этот жанр возник в городах Древней Греции и по форме был удобен для передачи мимолётных впечатлений и разнообразных переживаний поэта.

Катулл, бесспорно, оказался самым талантливым среди неотериков. Двух наиболее заметных поэтов этой группы Катулл считал своими ближайшими друзьями. Это Гай Гельвий Цинна, который был спутником поэта во время поездки в Вифинию, и Гай Лициний Кальв, аристократ и довольно известный политик.

Всего до наших времён дошло сто шестнадцать стихотворений поэта, весьма разнообразных по жанру. Практически Катулл открыл в древнеримской литературе все известные ныне темы лирической поэзии, после него неизведанных тем в лирике не осталось.

Особо следует выделить страстные, искренние стихи, которые поэт посвятил своей возлюбленной Лесбии. Этот псевдоним Катулл придумал сам как производное от названия острова Лесбос, где жила великая Сафо. Историки утверждают, что в жизни возлюбленную поэта звали Клодией, она была женой Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60 года до н.э., и сестрой Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона. Клодия происходила из старинного рода, отличалась красотой и ветреностью и воспринимала блестящего молодого поэта Катулла как очередного любовника. Для Катулла же она стала страстью и мукой на всю жизнь. Есть у поэта много озорных стихов, весёлых эпиграмм (в том числе на самого Цезаря), мистическая поэма «Аттис» о культе Великой Матери Кибелы.

Незадолго до 57 года до н.э., униженный безразличием и изменами Клодии, Катулл получил горестное известие о смерти его брата. Молодой человек умер в Малой Азии, неподалёку от Трои.

Весной 57 года до н.э. Катуллу удалось пристроиться в свиту проконсула Гая Меммия, отправлявшегося в Вифинию (область на северо-западе Малой Азии). Сам Меммий являлся поэтом-дилетантом и любил представляться эпикурейцем, хотя на самом деле таковым не был. Великий Лукреций впоследствии посвятил Меммию свою поэму «О природе вещей». Катулл, видимо, надеялся извлечь из этой поездки какую-то материальную выгоду, однако его постигло великое разочарование. В двух стихотворениях, написанных по возвращении, он резко обличает скупость и неблагородство Меммия.

Находясь в Вифинии, Катулл посетил могилу брата и в трогательном стихотворении описал совершённый им заупокойный обряд и торжественное прощание с могилой: «atque in perpetuum, frater, ave atquevale» («на веки теперь здравствуй, мой брат, и прощай»).

Весной 56 года до н.э. Катулл покинул Вифинию на приобретённом им небольшом судне и после посещения Родоса, а также, вероятно, некоторых прославленных городов Эгейского моря, вернулся на родину, в Сирмион.

Согласно преданию, вскоре после возвращения домой Катулл умер. Утомлённое сердце поэта не выдержало смерти брата и неверности возлюбленной. Однако есть и иная точка зрения: будто поэт оставил творчество и навсегда скрылся в своём поместье, где мирно жил ещё долгие годы. Дело в том, что основные даты жизни Катулла мы знаем исключительно из трудов св. Иеронима, который сообщает, что поэт родился в 87 году до н.э. и умер в Риме в возрасте тридцати лет. Однако установлено, что наиболее поздние из упоминающихся в лирике Катулла события относятся к 55—54 годам до н.э. Так что время кончины весёлого римлянина остаётся неизвестным.

Творчество Катулла оказало огромное влияние на развитие мировой поэзии. Однако по настоящему оценён он был лишь в XVIII—XIX веках, когда на европейские языки его произведения были переведены лучшими поэтами своего времени — Д.Г. Байроном, Г. Гейне, в России — А.С. Пушкиным, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым. Наиболее полный перевод на русский язык произведений Катулла сделан А.А. Фетом. В XX столетии стали популярными переводы Сергей Ширвинского*.

* Ширвинский, Сергей Васильевич (1892—1991) — русский поэт-переводчик; с 1920-х годов был педагогом для постановки актёрской речи в МХАТе. Автор теоретических работ по проблемам сценической речи и художественного чтения — «Художественное чтение», «Ритм и смысл». Сделал классические переводы на русский язык произведений Софокла, Еврипида, Вергилия, Овидия, Катулла, Плавта, И.В. Гёте, П. Ронсара, переводил средневековую арабскую поэзию, армянских поэтов (Х. Абовяна, О Туманяна). В середине 1930-х годов Ширвинским опубликлван один из лучших переводов на современный язык «Слова о полку Игореве».

Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик:
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Ты же прочь, речная влага,
И струей, вину враждебной,
Строгих постников довольствуй:
Чистый нам любезен Бахус.

Перевод А.С. Пушкина

Жить и любить давай, о Лесбия, со мной!
За толки стариков угрюмых мы с тобой
За все их не дадим одной монеты медной.
Пускай восходит день и меркнет тенью бледной.
Для нас, как краткий день зайдёт за небосклон,
Настанет ночь одна и бесконечный сон.
Сто раз целуй меня, и тысячу, и снова
Ещё до тысячи, опять до ста другого,
До новой тысячи, до новых сот опять.
Когда же много их придётся насчитать,
Смешаем счёт тогда, чтоб мы его не знали,
Чтоб злые нам с тобой завидовать не стали,
Узнав, как много раз тебя я целовал.

Я у тебя за игрой похитил, мой нежный Ювенций,
Сладостный с губ поцелуй — сладостней пищи богов.
Не безнаказан был вор. О, помню, более часа
Думалось мне, что повис я в высоте на кресте.
Стал я прощенья просить, но не мог никакими мольбами
Хоть бы на йоту смягчить твой расходившийся гнев.
Лишь сотворил я беду, ты тотчас следы поцелуя
Истово начал с лица всей пятерней обтирать.
Словно затем, чтоб моей на лице не осталось заразы.
Будто пристала к нему уличной суки слюна!
Кроме того, не скупясь, предавал ты меня, несчастливца,
Гневу Амура, меня всячески ты распинал.
Так что тот поцелуй мимолётный, амбросии слаще,
Стал мне казаться теперь горше полыни самой.
Если проступок любви караешь ты столь беспощадно.
То я могу обойтись без поцелуев твоих.

Источник

Катулл

Гай [1] Валерий Катулл (лат. Gaius Valerius Catullus ) (ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.) — один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.

Содержание

Биография

Точных сведений о биографии Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н.э. (667 год от основания Рима), в консульство Л.Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 84 г.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.

В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.

В 57 г. до н.э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинию (№№28 и 10), поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (№101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (№№65. 68). Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.

Творчество

«Книга Катулла Веронского»

В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.

Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, т.к. № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась.

Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1 — 60), потом большие произведения (61 — 68), а за ними — короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69 — 116). О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться.

По содержанию их можно разделить на две группы:

В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки», по эпитету «nugae», который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои безделки»).

Основные темы творчества Катулла

Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия). Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка (3, 5, 7 и особенно 51, написанное в подражание Сапфо) стоят у истоков понятия романтической любви в европейской культуре (по М. Л. Гаспарову). Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и низким падением (72, 76, 58 и др.).

Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию (см. Стихи Катулла к Ювенцию).

Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию, Фабуллу, Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту, которому и посвящён весь сборник, Цицерону, Азинию Поллиону, Манлию Торквату, грамматику Катону, Гортензию и др. Содержание этих стихотворений так же различно, как и поводы, которыми они вызывались.

Огромная часть книги стихов Катулла — ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Но даже в бранных стихотворениях Катулла есть и серьёзная составляющая, например, начинающееся шутливым непристойным ругательством послание «Pedicabo ego vos et irrumabo» к друзьям Фурию и Аврелию перерастает в важнейшее программное стихотворение, где автор высказывает принципиальные для него мысли о соотношении авторского образа и личности писателя.

Часть стихотворений Катулла — краткие дружеские послания в несколько стихов, сообщающие какой-либо интересный факт, имеющий значение для истории римской литературы. Рядом с ними идут ямбы и эпиграммы против врагов: Юлия Цезаря (93), его любимца Мамурры (29), против их обоих вместе (57), против Мамурры под ругательной кличкой Mentula — «Член» (94, 105, 114, 115), против любовницы Мамурры (41, 43) и др. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций, и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре.

Есть ещё несколько стихотворений, вызванных путешествием Катулла, в свите пропретора Меммия, в Вифинию. Посещение им там могилы умершего брата подало повод к двум стихотворениям, дышащим особенной теплотой родственного чувства (65 и 68).

Наконец, Катулл пробовал свой лирический талант и в возвышенных одах, каков гимн Диане (34), в торжественных свадебных песнях (51 и 52) в изображении сильных трагических аффектов, какова его песнь об Аттисе, написанная галлиямбом (63). Пробовал он писать и элегии в александрийском вкусе (68 и 66), из которых одна, о волосах Вереники, представляет прямо перевод элегии Каллимаха. Есть у него одно стихотворение (64) и в эпическом роде (повествование о свадьбе Пелея и Фетиды), также вызванное подражанием александрийской поэзии.

Характеристика стиля

Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошёл в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций.

Он — яркий представитель нового сниженного реалистического стиля. Об этом свидетельствует тематика его произведений, размер стихотворений (чаще всего греческий одиннадцатисложник, близкий к разговорной речи), лексика, воспроизводящая живой городской жаргон.

Влияние

Против этого направления вёл систематическую борьбу выступивший на сцену вскоре после смерти Катулла Гораций, что и было отчасти причиной, почему высокий талант Катулла не нашёл себе настоящего признания в классический век римской поэзии. Другой причиной недостатка внимания к Катуллу в веке Августа было резко республиканское направление его стихотворений; наконец, упрочению его значения в ближайшем поколении помешало и скопление блестящих поэтических дарований в Августово время, которые, естественно, отодвинули на задний план своих предшественников.

Но в конце I в. нашей эры значение Катулла видимо возрастает. Марциал, один из крупнейших представителей римской лирики, изучает Катулла внимательнейшим образом; Квинтилиан указывает на едкость его ямбов, а в II в. Геллий называет его уже «изящнейшим из поэтов» (elegantissimus poetarum).

«Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций, называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом, похоже, интересовался один лишь Марциал. Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими. На протяжении почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении, разве что эпиталамий (62) был включен в антологию, сохранившуюся в рукописи VIII-IX вв., а веронский епископ Ратер писал в 965 году, что «читает прежде не известного ему Катулла».» [5]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гай Валерий Катулл
Gaius Valerius Catullus
к какой группе поэтов принадлежал катулл. Смотреть фото к какой группе поэтов принадлежал катулл. Смотреть картинку к какой группе поэтов принадлежал катулл. Картинка про к какой группе поэтов принадлежал катулл. Фото к какой группе поэтов принадлежал катулл
«Римский поэт Катулл, читающий своим друзьям» (фрагмент). Картина Степана Бакаловича
Дата рождения: