Что такое плоский дизайн
«Плоский дизайн»: с чего начать? Пять основных принципов Flat дизайна
После недавней презентации новой операционной системы iOS от компании Apple все только и говорят о Flat дизайне. «Плоский дизайн» (русскоязычное название flat дизайна) окончательно становится ключевым направлением в дизайне на последующие 3-5 лет.
И несомненно, каждый, кто хочет быть в курсе последних тенденций и стремится поддерживать актуальность своих продуктов, должен разбираться в данном тренде.
Что же такое «плоский» дизайн, как его использовать на практике, о чем не стоит забывать?
В этой статье Вы найдете подробное и понятное описание основных принципов flat дизайна, а также интересные примеры и решения данного направления.
Что такое «плоский» дизайн
Плоский дизайн (англ. flat design) — минималистичный подход к дизайну объектов, который подчеркивает удобство использования, он в большей степени ориентирован на конечного пользователя.
Плоский дизайн начал развиваться в противовес концепции скевоформизма и выступал против методов «реальной» визуализации объектов в пользу более упрощенных и эстетически простых решений.
Скевоморфизм — объект или элемент его дизайна, выполненный как имитация другого объекта или материала. Данное направление в дизайне стремиться воплотить реальный внешний вид объектов с помощью реалистичных текстур, теней, градиентов.
Пример — мобильное приложение «Блокнот», в котором записи можно вести на пролинованных страницах с фактурой бумаги.
Пример скевоформизма:
Компания Microsoft была одной из первых, кто применил концепцию «плоского» дизайна в своих продуктах. Теперь же все больше веб-сайтов и IT компаний переходят к данному направлению дизайна, чтобы удивить пользователя, который постепенно устает от реалистичных визуализаций App приложений.
«Плоский» дизайн не означает «скучный»
На первый взгляд может показаться, что упрощение элементов дизайна может сделать Ваш товар серым, блеклым и не интересным. Это не так.
Решения «плоского» дизайна могут быть красивыми и очаровательными, привлекать своей чистотой и утонченностью. В период переизбытка информации, рекламного шума продукты «плоского» дизайна кажутся островком спокойствия, устойчивости и понятности.
Первый принцип flat дизайна: Отсутствие лишних эффектов
«Плоский» дизайн получил такое название, так использует двумерную визуализацию объектов. В нем отсутствуют элементы, направленные на придание глубины и объемности: такие как тени, рефлексы, градиенты, текстуры, блики.
Элементы плоского дизайна передают только контуры реального объекта.
Второй принцип flat дизайна: Простота элементов
Использование односложных фигур и четких контуров подчеркивает легкость дизайна. Легкие простые элементы служат хорошей имитацией сенсорного экрана, стимулируют желание взаимодействовать с объектом: нажать, прикоснуться, потрогать.
Простота элементов не означает простоту их дизайна, только простоту форм и очертаний. Простые формы интуитивно понятны пользователю и улучшают удобство использования.
Третий принцип flat дизайна: аккуратная работа с шрифтами
Использование простых элементов повышает важность типографики в дизайне. Работа со шрифтами должна проводиться очень аккуратно. Характер шрифта должен дополнять, а не противоречить общей схеме дизайна. Шрифт в «плоском» дизайне является важным элементов навигации.
Простота элементов не означает, что нельзя использовать сложные шрифты. Просто все должно быть выдержано в стиле минимализма.
Четвертый принцип flat дизайна: акцент на цвет
Цвет также как и шрифт является значимой частью плоского дизайна. Большинство цветовых палитр плоского дизайна основаны на 2-3 основных цветах, но встречаются и более разнообразные по цвету примеры.
В плоском дизайне используются чистые яркие цвета, без лишних переходов и градиентов.
Пятый принцип flat дизайна: минимализм
Плоский дизайн — успешное развитие глобального тренда «минимализм». В плоском дизайне следует избегать излишних «наворотов», сложных подходов к визуализации элементов.
Почти плоский дизайн
Почти плоский дизайн — самое распространенное применение концепции плоского дизайна. Заключается оно в том, что наряду с использованием простых элементов и двумерного пространства применяются один-два приема, создающих глубину и перспективу для объекта.
Что следует знать о плоском дизайне
Дорогой дизайнер и недизайнер!
Эта статья для вас обоих. Дизайнеру она послужит хорошим напоминанием, на что нужно обращать внимание прежде всего. Недизайнеру она поможет понять произошедший сдвиг от объемного к плоскому дизайну, а так же что это значит с технической точки зрения.
Плоский и минималистичный дизайн — это то, чем я зарабатываю свой хлеб. С тех пор, как я стал работать с дизайном, я всё время упрощаю объем, минимизирую отдельные элементы и увеличиваю пустое пространство. В данный момент эти два стиля слились воедино и вышли на передовую мобильного дизайна. И я хотел бы поделиться тем, чему научился.
Внезапно повсюду
В отличие от фанатов андерграундной группы, которые кричат «продались!», как только их любимая группа попадает в мэйнстрим, я рад, что благодаря Apple минималистичная эстетика медленно вышла на передовую дизайнерской моды. (Мы чуть позже ещё вернёмся к тому, что такое «мода» в дизайне).
Минималистичный дизайн слева всё ещё содержит несколько объемных эффектов, отделяющих элементы друг от друга. Минималистичный и плоский дизайн справа полностью удаляет какой бы то ни было объем и помещет все элементы на одну плоскость.
Также есть ощущение, что Apple донёс плоский дизайн до самой широкой аудитории, и она полюбила такой дизайн. Как и ожидалось, обновление iOS7 в плоском дизайне было преподнесено как «новое» и «свежее», в то время как это ново и свежо для Apple. Всё это уже давно нас окружает.
Дизайн как мода
Дизайнерская эстетика, как и мода, тоже следует трендам: какие-то вещи становятся крутыми на некоторое время, затем уходят, а затем — часто через большой промежуток времени — возвращаются вновь. Любой, кто говорит вам что-то другое, просто глупый гном (правда, без этой огромной остроконечной красной шляпы, конечно).
Если вы один из тех дизайнеров, который просто делает свою работу без оглядки на тренды, это потрясающе. Возьму на себя смелость и скажу, что так оно и должно быть. Но если вы один их тех, кто следит за всеми новыми трендами, тогда послушайте, о чём я вам скажу. Потому что если вы собираетесь работать с плоским дизайном, то делайте это хорошо. Не хочу, чтобы вы испортили этот стиль всем остальным.
Одно измерение
Так как в нашей работе мы исключаем один из способов отделения элементов друг от друга, оставшиеся у нас способы мы должны применять еще более тонко, чем раньше. По сути, чем с меньшим числом элементов мы работаем, тем более эффективно каждый из них должен взаимодействовать со зрителем.
До iOS 7: много градиентов, отбрасываемых теней, фасок и лежащих друг над другом уровней. После iOS 7: только один уровень (одно измерение), никаких теней, тонких градиентов, ничего.
Основная проблема при переходе от объемного к плоскому дизайну — это работа только на одном уровне. До появления iOS 7 у нас были такие эффекты для передачи объема как отбрасываемые тени, текстуры, градиенты и т.п. Сегодня же всё существует в единой плоскости. Это и есть плоский дизайн.
Три принципа, которыми необходимо овладеть
Вот три основных принципа, которые вам нужно всегда держать в голове, когда вы работаете с плоским дизайном: иерархия, блочность и линия взгляда.
1. Иерархия
В iOS 6 и более ранних версиях иерархия элементов строилась в том числе на различиях в объеме. Вы могли применить отбрасываемую тень к блоку меню, «приподняв» его таким образом над всем остальным контентом и заявляя тем самым о его более «высоком» уровне в иерархии. Теперь такого нет.
Чем более важен элемент, тем больше внимания пользователя он должен привлекать.
Создание визуальной иерархии крайне важно для успешного взаимодействия со зрителем. Самое худшее, что можно сделать — это поставить сильный акцент на наименее важной части вашего интерфейса. Чтобы убедиться, что вы так не поступили, создайте список элементов, упорядочив их от самого важного к самому неважному, и проверьте, что вы спроектировали интерфейс соответственно, используя размер, цвет, вес, местоположение и т.д.
Это нас подводит ко второму принципу.
2. Блочность
Самое первое, чему учат в школах дизайна — отойти на шаг от своей работы и посмотреть на неё, прищурившись. Этот приём смазывает все элементы, позволяет увидеть их в менее детализированном виде и помогает таким образом увидеть и оценить более общие формы. Блочность проистекает из того же самого метода оценки.
Чтобы лучше понять блочность, представьте, что речь идёт о макро иерархии. Другими словами, вы берёте самые общие части интерфейса и применяете к ним принцип иерархии. У вас могут быть десятки отдельных элементов, но на макро уровне может быть всего две-три отдельные области. Это и есть блоки.
Иерархия структуры на макро уровне. Отдельные элементы образуют микро уровень.
Как только вы поняли, какие общие блоки у вас есть, вы можете дальше применить принцип иерархии к каждому из них, всё более устраняя необходимость в устаревших искусственных тенях и текстурах. Это достигается теми способами, о которых мы говорили про иерархию: размер, цвет, вес, местоположение и т.д.
Последний и самый важный элемент в наших трёх принципах — это зритель.
3. Линия взгляда
Если сервис запускается в центре леса, и никто вокруг не видит его, существует ли он? Зритель — это неконтролируемая контрольная группа, это лакмусовая бумажка, с помощью которой мы как дизайнеры можем всё оценить и спланировать. Короче, это то, как воспринимается то, что мы делаем, над чем мы работаем, что оптимизируем.
Линия взгляда — это тропа, по которой наша техника иерархии и блочности ведёт глаза зрителя. Обычно, взгляд начинает свой путь с верхнего левого угла и движется вниз к нижнему правому углу, «прочитывая» контент словно книгу. Сверху — вниз, слева — направо.
Держите в голове естественную склонность зрителя, когда занимаетесь проектированием. У вас нет 100% контроля над линией взгляда, который не столь гибок, как наша иерархия.
Контролируя визуальные веса элементов, дизайнер высвечивает собственную тропу и таким образом может управлять линией взгляда. Мы становимся первооткрывателями экрана, применяем нашу силу иерархии и оспариваем у взгляда его естественную склонность. «Сверху — вниз, слева — направо», в конечном итоге превращается в «Держи меня за руку, я покажу тебе, куда идти».
Плоский дизайн: особенности и лучшие примеры для вдохновения
Что такое плоский дизайн
Плоский дизайн подразумевает минималистичные решения, простой пользовательский интерфейс. Часто используются геометрические формы, без наложения визуальных эффектов. Flat дизайн создает ощущение стильного и современного ресурса, делает контент понятным для восприятия. Рассмотрим основные принципы плоского дизайна и особенности их применения.
Главные принципы плоского дизайна
Принцип 1. Ничего лишнего
Плоским этот стиль называется потому, что все элементы не выглядят объемными. Такого эффекта добиваются отсутствием различных декоративных деталей: теней, текстур, бликов, градиента и так далее. В основе лежат простые формы с двумерными изображениями.
Контуры форм четкие и лаконичные. Акцент делается на простоте интерфейса, контенте, как текстовом, так и графическом. Благодаря таким приемам дизайн становится легким и невесомым.
Минимализм и простота способствовали тому, что плоский дизайн стал использоваться для улучшения юзабилити сайта. Понятные структуры, лаконичные формы делают интерфейс интуитивно понятным, позволяют клиенту быстро найти нужную информацию и совершить целевое действие.
Принцип 2. Двумерная графика
Иллюстрации подчеркивают простоту элементов, создают единый стиль для всего сайта и придают оригинальность ресурсу. Наравне с двумерной графикой также используются контурные и сплошные иконки.
Фотографии и другие картинки также применяют в плоском дизайне и оформляют их как отдельную область на сайте. Например:
Принцип 3. Читаемая типографика
Стиль flat убрал все лишнее из дизайна и вывел на первый план контент на сайте. Поэтому для пользователя стало особенно важно, какая типографика используется на ресурсе.
Отсутствие теней и других декоративных деталей привело к тому, что тексты стали восприниматься по-иному. В основном в плоском дизайне используются шрифты без засечек для лучшего восприятия пользователем. Так тексты стало удобно читать, больше внимание стало уделяться содержанию и расположению на сайте.
Иногда типографика играет роль навигационного элемента. Например, меню на сайте оформляют в минималистичном стиле и оставляют только названия разделов. В этом случае текст должен хорошо читаться и быть заметным для пользователя.
Принцип 4. Цветовые акценты
Иногда используются нестандартные цвета, которые выделяют ресурс среди других сайтов схожей тематики. Обычно в плоском дизайне используют чистые оттенки, что создает ощущение свежести и аккуратности.
Принцип 5. Белое пространство
Чтобы создать ощущение легкости, дизайнеры используют не только чистые цвета, но и правильно распределяют пространство на сайте. Для этого используют принципы, изложенные нами в этой статье.
Дизайнер располагает элементы с учетом пробелов и воздуха между ними, как в этом примере:
Также особое внимание уделяется композиции сайта. Как правило, дизайнеры стараются создавать макет, используя модульную сетку для облегчения верстки и улучшения восприятия макета пользователем.
Необходимо тщательно следить за использованием пространства на сайте и не переусердствовать. Иногда дизайнеры добавляют слишком много воздуха между элементами и пользователь теряется на странице, не понимает, как осуществляется навигация на сайте. Страница превращается в бесконечный набор элементов без визуальной мотивации скроллить дальше, и пользователь уходит с сайта.
Юзабилити для плоского дизайна
Однако, несмотря на все преимущества стиля flat есть несколько проблем, которые разработчик должен учитывать, создавая дизайн сайта.
Проблемы flat дизайна
Несмотря на все преимущества пользователи периодически сталкиваются с проблемами в использовании интерфейса, основанном на плоском дизайне. Некоторые дизайнеры зацикливаются на простоте и эстетически привлекательном виде и забывают о юзабилити. Разберем некоторые проблемы во взаимодействии с пользователем и способы их устранения.
1. Интерактивность элементов
Плоские элементы (кнопки, формы, иллюстрации и иконки) оформлены так, что с первого взгляда пользователь может не понять, какой из них является активным, а какой использован дизайнером для декоративной цели. Особенно это заметно на сайтах, где применяется блочная структура:
Непонятно, на какой из этих элементов можно кликнуть. В результате пользователь начинает проверять все элементы подряд.
2. Индивидуальность
С помощью плоского дизайна можно как выделить свой сайт среди конкурентов, так и наоборот, потерять индивидуальность. Простые геометрические фигуры, стандартное расположение блоков, типовые шрифты могут стать причиной схожести с другими сайтами с плоским дизайном. Такие элементы хоть и являются стильным решением, ограничивают дизайнера в его творческом самовыражении.
Решение: использовать яркие цвета, нестандартную композицию, уникальные иллюстрации и текстовый контент. Так совпадения с другими веб-страницами сведутся к минимуму и ресурс будет уникальным по сравнению с конкурирующими сайтами.
3. Шрифты
Решение: использовать читабельные шрифты, делать тексты интересными и полезными для пользователя.
4. Навигация
Некоторые дизайнеры до того упрощают элементы навигации, что пользователю становится непонятно, как перейти в следующий раздел, как найти нужную информацию и что делать дальше. Например, рисуют иконки настолько упрощенными, что непонятно, какой значок что обозначает. Такой подход мешает пользователю ориентироваться на сайте, снижает уровень юзабилити в целом.
Отдельно нужно сказать про ссылки на сайте. Дизайнеры часто пренебрегают их оформлением и клиенту становится непонятно, какой элемент ведет на следующую страницу. Например, блоки оформляют таким образом, что кликабельным становится только иконка, а не весь элемент в целом.
Решение: продумать оформление навигационных элементов и сделать их заметными для пользователя с помощью цветовых акцентов, придания глубины с помощью длинных теней. Осторожно использовать белое пространство.
Если пользователь не может определить, какие элементы на странице активные, не может прочитать текст и не знает, как совершить целевое действие, он уйдет с сайта несмотря на эстетически привлекательный «легкий» дизайн. Поэтому при разработке дизайна нужно в первую очередь учитывать удобство пользователя.
Кому подойдет плоский дизайн
В связи с особенностями плоского дизайна, такой стиль подойдет далеко не всем. Есть несколько параметров, с помощью которых можно определить, нужно ли делать сайт в данном стиле:
В остальных случаях необходим индивидуальный подход при выборе дизайна. Нужно учитывать сложность ресурса, качество и количество контента, целевую аудиторию сайта и множество других факторов.
Такой эффект глубины позволяет уйти от множества проблем с юзабилити и в то же время оставаться современным и модным решением в дизайне.
5 примеров плоского дизайна для вдохновения
1. Уникальные иллюстрации
Дизайнеры сами становятся иллюстраторами и создают целые произведения для главных экранов.
2. Цветовые решения
Другие любят работать с цветом и выбирают яркие и сочные оттенки для создания атмосферы на сайте.
Все оттенки синего используются для главного экрана и в дальнейшем при разработке форм и призывов к действию. С помощью малиновых оттенков автор расставляет цветовые акценты и привлекает внимание к кнопкам:
3. Функциональность
4. Фотографии
Некоторые дизайнеры больше любят фотографии. Они создают дизайн с помощью изображений, которые не отличишь от настоящих иллюстраций:
5. Структура
Студия дизайна IDBI использует в своих работах как принципы плоского дизайна, так и другие стили. Мы следим за тенденциями в веб-разработке и работаем как с классическими интерфейсами, так и применяя различные подходы других дизайн-систем. Больше о наших проектах можно узнать в разделе «Портфолио».
Что такое flat дизайн: 5 основных принципов
Flat дизайн — это ключевое направление в дизайне на ближайшие годы, поэтому предлагаем познакомиться с ним ближе и узнать 5 основополагающих принципов, легших в его основу.
Знакомство с flat дизайном
На русском языке flat design переводится как «плоский дизайн», а стал он абсолютным фаворитом после презентации Apple ОС iOS. Во главу угла встал минималистичный подход к дизайну для юзабилити. Ставка сделана на комфорт пользователя. Это ярко выраженный протест против «сквеформизма» (визуализация объектов, как в реальности). Выбор пал на более упрощенные и при этом простые в эстетическом плане решения. Пользователи, уставшие от реалистичных визуализаций, с восторгом встретили это направление, и все больше web-проектов переходят именно к этому формату.
Хочется отметить, что «плоско» — не значит «скучно». Решения flat дизайна могут быть красивыми, они более утонченные, чистые, избавленные от избыточности чего-либо, трансформируясь в «островок спокойствия». Они, наконец, делают контент понятным. Осталось узнать основные принципы, чтобы применять их на практике.
«Плоский» дизайн не стремится передавать объемы, поэтому в основе лежит двумерная визуализация. Это значит, что вы не увидите ни теней, ни рефлексов, ни бликов с текстурами (исключение составляют длинные тени). Только передача контуров, и ничего более.
Рекомендуется использование односложных фигур в дизайне, как и следить за четкостью контуров, что призвано подчеркнуть легкость и невесомость. Кроме того, такие лаконичные элементы хорошо имитируют сенсор, порождая желание к взаимодействию с объектом (призыв к нажатию, прикосновению). Впрочем, простота элементов не равна простоте дизайна в целом — это относится только к очертаниям. В результате, все, что видит пользователь, ему понятно, и он может с легкостью этим пользоваться.
Флэт дизайн призывает крайне осторожно работать со шрифтами. То есть их характер обязан дополнять дизайн-схему, не противореча ей. Более того, во флэт дизайне шрифт — это еще и ключевой навигационный элемент.
Не только шрифт, но и цвет — существенная часть в «плоском» дизайне. В подавляющем большинстве палитры базируются на 2-3 цветах, хотя, конечно, есть и исключения. Обычно выбираются сочные и яркие, но при этом чистые цвета. Как было отмечено, нет никаких градиентов и излишних переходов.
Flat дизайн — это яркий пример такого всемирного тренда, как минимализм. Дизайнеры отказываются от излишних «наворотов», уходят от сложных и неявных подходов к визуализации, что дает свои плоды в виде пользовательской активности.
Плоский или почти плоский? Ищем компромисс!
В завершение хочется отметить, что сегодня имеет место быть синергия между плоским и неплоским дизайном. Речь идет о «почти плоском» дизайне. Это наиболее распространенное применение описанного концепта, когда вместе с простыми и лаконичными элементами и двумерным пространством дизайнеры применяют 1-2 приема для глубины и перспективы.
Также трендом 2017 года стал Semi Flat Design — полуплоский дизайн. Под влиянием Material Design, он стал немного более пространственным. Появляются легкие тени, которые делают дизайн полуплоским. Флэт-дизайн актуален и сегодня, за счет теней он стал глубже и сложнее, но основная концепция не нарушается.