к какой группе методов социологии управления относится система заработной платы
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические –базируются на действии экономических механизмов мотивации.
· Налоговая система страны;
· Кредитно – финансовый механизм;
· Система заработной платы;
· Система ответственности за качество работы;
· Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы.Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.
Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.
Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.
Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:
§ противоречия, возникающие при реализации функций управления;
§ управление как процесс труда;
§ интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
Методы социологии управления.
Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.
На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким- либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
— прямое (приказ, задание);
— через мотивы и потребности (стимулирование);
— через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
— через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы социального управления:
— целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
— сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.п.).
— демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);
— социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).
Итак, в общем виде можно выделить три основные группы методов социального управления:
Организационно – административные
• система законодательных актов страны;
• система нормативных документов вышестоящих структур управления;
• система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
• система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.
• Налоговая система страны;
• Кредитно – финансовый механизм;
• Система заработной платы;
• Система ответственности за качество работы;
• Система стимулирования инновационной деятельности.
2. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Метод системного анализа восемь колес
Особенность рассматриваемой модели в том, что в системе выделяются восемь основных элементов с вычленением (см. Таблицу. 1) материальной (1,3,5,7) и духовной сферы (2,4,6,8), где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего рассматривается восемь блоков, каждый из которых («колёса») является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом (Схема 1).
По аналогии, в случае отношения участников событий к тому, что они имеют (в результате отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления – производственных отношений элемент 7) рассматривается культурно-управленческий уровень (элемент 8), где требуется определённый порядок в системе отношений. Отношение людей друг к другу и к тому, что они имеют, должно быть разумным.
Общество, в котором мы живем – «Колёса Тихомирова»
В духовной сфере важен уровень «сознания» участников событий, который отражается при переходе от одних качественных характеристик к другим. Например, их опыт – это осознанная практика, а знания – осознанный опыт. Соответственно их убеждения – это осознанные знания. Точно так же при рассмотрении, что имеют участники событий, информация – это осознанное время, а научные достижения – осознанная информация, которая на уровне потребительной стоимости реализуется в полезности того, что люди имеют.
Отвлечение от главного для человечества наблюдается и в системе отношений людей друг к другу. Более разумное стремление к реализации жизненно важных потребностей (продолжение рода, воспитание потомства и т.п.) часто подавляется за счет чрезмерного внимания, например, к отношениям собственности.
Необходимы также более четкие представления, позволяющие разграничить различия усилий, направленных на обеспечение требуемой организованности и порядка в обществе (6,8, Таблице).
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1206 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методы социологии управления
Объект, предмет и задачи социологии управления
Тема 1. Социология управления как научная дисциплина
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1. В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.
Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.
Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.
Объектом социологии управленияявляются управленческие процессы, протекающие в обществ его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность боле полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:
1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными имсотрудниками и организационными структурами;
3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.
Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах
Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртуюзадачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
2.Можно выделить три основные группы методов социологии управления:
1. организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические –базируются на действии экономических механизмов мотивации.
· Налоговая система страны;
· Кредитно – финансовый механизм;
· Система заработной платы;
· Система ответственности за качество работы;
· Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы.Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
4. Методы социологии управления
система законодательных актов страны;
система нормативных документов вышестоящих структур управления;
система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.
Налоговая система страны;
Кредитно – финансовый механизм;
Система заработной платы;
Система ответственности за качество работы;
Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
ЛЕКЦИЯ 2 РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Теория рационализации Ф.Тейлора.
Административная теория А.Файоля.
Классики социологии об управлении.
Классическая теория организации: выводы.
Теория «человеческих отношений» Э.Мэйо.
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.
Двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга.
Теория стилей руководства Д.Макгрегора.
Теория стилей руководства Р.Лайкерта.
Стратегия модификации (партисипативная теория).
По мере развития производства и научных исследований в области социологии управления, социологии организаций, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности. Некоторые теории, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в основные положения науки управления.
В социологии и психологии управления получили известность и научную разработку следующие основные теории управления.
1. Теория рационализации ф. Тейлора
Американца Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Тейлор разработал свою концепцию, которую впоследствии называли «концепцией экономического человека».0н открыл также феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих по производительности труда. Он считал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить норму, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей «угрозы» сверху, на рабочего «снизу» оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффективности.
Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало и то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.
Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.
Руководство Тейлор понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции — «достигающего работника» и «достигающего руководителя».
Согласно концепции «достигающего рабочего» человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило здоровью. После того как он освоил простой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения.
Согласно концепции «достигающего руководителя» одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла «функциональная администрация», состоявшая узкоспециализированных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал: прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в два раза лучше.
Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на, всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности.
Социология управления. Тест с ответами
1. Специфика социальной системы состоит в том, что она
• складывается на базе той или иной общности (социальной группы, организации и т.д.)
2. Эффективного управления поведением можно достичь только на основе взаимосвязи между процессами, описываемыми в рамках физиологии, и процессами, изучаемыми психологией согласно методу
• тройного воздействия
3. Под социотехнической понимается система, в которую(-ой)
• наряду с человеком входят и элементы другой природы
6. Из перечисленных принципов, к разработанным А. Файолем относятся:
• дисциплина
• инициатива
• порядок
• справедливость
7. Полученная в результате диагностики информация о функционировании различных социальных (в узком смысле) объектов становится:
• инструментом принятия решений
8. Среда, которая образуется из макросреды, представляющей собой экономическое, демографическое, социокультурное, научно-техническое и политико-правовое окружение, называется:
• внешней
9. Совокупность информации о структуре и особенностях фукционирования управляемой системы, а также возможностях системы управляющей — это:
• знание
10. Среда, которую организация может контролировать, складывающаяся из действующей системы управления, способов и методов получения информации, планирования и контроля деятельности, а также организации ее деятельности, называется:
• внутренней
11. Из перечисленных пунктов, к условиям доверительных отношений между руководителем и подчиненным относятся:
• компетентность руководителя
• открытая демонстрация своих намерений
• проявление теплоты и доброжелательности
• убедительное изложение информации
12. Консультирование через взаимное обучение предполагает, что консультант
• инициирует непосредственный обмен опытом (достижениями, навыками) между руководителем и специалистами
13. Из перечисленных дисциплин, к смежным с социологией управления относятся:
• промышленная социология
• социология организаций
• экономическая социология
14. Социальное проектирование подразумевает социальное:
• конструирование
15. Иерархическая структура потребностей разработана:
• А. Маслоу
16. Из перечисленного, выделяются при исследовании трудового коллектива как общности:
• лидер
• периферийная часть
• ядро
17. Проявлением конкретности в управленческом решении является:
• адресность
18. Важнейшим атрибутом целостности системы является:
• спонтанность развития
19. Теорию «Х» и теорию «Y» разработал:
• Д. Макгрегор
20. Проблема совершенствования социальных институтов исследована
• В. Смоллом
21. Внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, — это:
• поведение личности
22. Из перечисленного, в процесс социального управления входят:
• мотивация
• организация
• целеполагание
23. Решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели, при использовании метода
• ассоциации
24. Под ролевым поведением понимается роль
• играемая
25. Руководитель должен чаще улыбаться — этот психологический прием называется:
• «зеркало отношений»
26. Измерение исполнения и диапазона руководства начинается с:
• определения единицы управляемости
27. Самой важной и приоритетной функцией стратегического планирования является:
• целеполагание
28. Способ активного взаимодействия элементов системы, при котором изменение одних объектов приводит к изменениям других, — это:
• функция
29. Противоположными отношениям принуждения являются отношения
• ответственности
30. Социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий, называются:
• дисциплиной
31. На функциональном разделении труда основаны организации
• формальные
32. Создателем теории “нового индустриального общества” является:
• Д.К. Гэлбрейт
33. Если объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается сторонами как таковая, то речь идет о __________________ конфликте.
• непонятном
34. На первом этапе мониторинга
• разрабатывается его концепция в соответствии с поставленными перед ним целями и спецификой предмета наблюдения
35. Число периодов, выделяемых в развитии отечественной социологии управления:
• три
36. В многократном обращении к экспертам состоит сущность метода:
• Дельфи
37. Впервые сформулировал «секреты» влияния лидеров на толпу
• Г. Лебон
38. Решение известной проблемы порождает неизвестные — это:
• правило Фолкланда
39. Оценил результаты Хоторнских экспериментов и ввел понятие «социальная ситуация»
• Р. Мертон
40. Консультирование проекта происходит, когда консультант
• сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения в управлении и предлагает его в готовом виде
41. Возможность применения мониторинга в различных системах — технических, политических, социальных, экологических — подразумевает __________________ построения системы мониторинга.
• предметную направленность
42. Знание человеком особенностей той деятельности, которой он руководит, — это:
• профессиональная компетентность
43. Метод экстраполяции в основном используется в:
• социальном прогнозировании
44. Открытые в разное время закономерности которые должен учитывать каждый руководитель, класифицировал:
• Паркинсон
45. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные операции — это __________________ социального управления.
• дискретность
46. Способность используемого алгоритма обеспечить решение любой задачи из класса однотипных задач означает его:
• массовость
47. Особый вид коммуникации, в процессе которого информация разной степени достоверности, вызывающая повышенный интерес, становится достоянием широкой аудитории — это:
• слухи
48. Регламентирует лишь последовательность операций и отдельных процедур алгоритмизация
• частичная
49. Одной из основных характеристик cтруктуры является:
• устойчивость
50. Принцип самоорганизации социальных систем подразумевает:
• относительную открытость системы
51. Анализ проблемной ситуации в управлении призван раскрыть
• внутренние источники и движущие силы исследуемого объекта
53. Впервые ввел понятие социальных систем в отечественной социологии управления:
• А.А. Богданов
54. Из перечисленных пунктов, к способам осуществления социального контроля относятся:
• ответственность
• принуждение
• социализация
55. Система сбора информации, регулярного наблюдения, оценки и прогноза — это:
• мониторинг
56. Для целей социального управления необходимо использовать планирование:
• стратегическое
57. Учет основных принципов и свойств процесса самоорганизации системы — это воздействие на __________________ подсистемы.
• динамику
58. Деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества, — это:
• практика
59. Технология (процедура), суть которой заключается в проведении анализа и оценки состояния объекта, включенного в целенаправленную организационную деятельность, в результате чего и выявляются проблемы, требующие управленческого воздействия на этот объект, называется:
• диагностикой
60. Из перечисленного, к функциям контроля исполнения относятся:
• диагностическая
• корректирующая
• ориентирующая
• педагогическая
• стимулирующая
61. Общие социальные факторы, стимулирующие создание социальных движений различного типа либо препятствующие ему, — это:
• структурное благоприятствование
62. Из перечисленных пунктов, к социальным свойствам организации относятся:
• нормы
• отношения
• социальные группы
• статусы
63. Наиболее полное знание об объекте, его внутренних и внешних связях — это:
• описание объекта управления
64. Включают все виды и формы побуждения людей к труду: оплаты труда, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и т.д., методы
• мотивации
65. Отношение людей к проводимому политическому курсу выступает __________________ их социального самочувствия.
• индикатором
66. Критерий обозначает:
• объективную направленность эффективности
67. Конечным итогом функционирования и развития ССУ является:
• принятие и реализация управленческого решения
68. Совокупность социальных, материальных и духовных условий существования и функционирования управляемой подсистемы — это:
• управленческая среда
69. Группа склонна принимать __________________ решения.
• наиболее рискованные
70. Из перечисленных пунктов, к главным объектам ССУ относятся:
• общественные процессы
• социальные ресурсы
71. Из перечисленных пунктов, к свойствам социальной организации как сложной системы относятся:
• мотивация и стимулирование
• организационные цели и функции
72. Вид деятельности, направленный на упорядочение и согласование действий элементов определенной системы для достижения намеченных целей, изменения состояния этой системы или придания ей новых свойств, — это:
• управленческая деятельность
73. Из перечисленного, к современным стилям руководства относятся:
• консервативно-аналитический
• консервативно-интуитивный
• новаторско-аналитический
• новаторско-интуитивный
74. К гигиеническим факторам, влияющим на поведение членов организации, по Ф. Херцбергу, относятся:
• заработная плата
75. Методы социального нормирования предусматривают:
• упорядочение социальных отношений между коллективами и работниками путем введения правил трудового распорядка, внутрифирменного этикета и т.п
76. Общее недовольство людей условиями жизни и системой отношений в обществе назвается:
• социальной неудовлетворенностью
77. Наиболее разработанным методом целеполагания является:
• декомпозиция
78. Система, все или некоторые связи которой не являются детерминированными и осуществляются по принципу “определенное воздействие несколько возможных исходов”, — это __________________ система.
• сложная
79. Элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то, что в социальной действительности обнаруживает себя, является, — это:
• социальное явление
80. Объективным фактором, определяющим отношение человека к определенной деятельности, является:
• нормативный акт
81. Отражение состояний управляющей и управляемой подсистем в сообщениях, сведениях, выраженных как в устной, так и письменной формах, — это:
• управленческая информация
82. Совокупность методов, с помощью которых устанавливается логическая последовательность, имеющая целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования, социального процесса или явления, называется методом
• прогнозных сценариев и граф
83. Из перечисленного, важнейшими элементами структуры коллектива выступают:
• демографические
• контактные
• профессионально-квалификационные
• целевые
84. На организаторской деятельности руководителя, на построении дисциплинированного поведения извне основывается __________________ концепция дисциплинирования.
• управленческая
85. Согласно теории «Х»
• у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили
86. Особое качество деятельности, внутренняя упорядоченность и организованность, полное соответствие реального поведения отдельных лиц и организаций нормам жизни данного общества — это:
• нормативное поведение
87. Как способ познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей в сочетании с другими методами комплексную оперативную и адекватную оценку социальных ситуаций, ученые рассматривают:
• социальный мониторинг
88. Из перечисленных моделей отношений между руководителями и подчинеными, используются в современных условиях:
• бюрократизм
• партнерство
• патернализм
• фратернализм
89. Любые указания люди понимают иначе, чем тот, кто их дает, — это:
• закон Чизхолма
90. Из перечисленных пунктов, поведенческая реализация управленческой роли предполагает:
• наличие определенных форм управленческого общения
• управление собой
91. Почти полное отсутствие стандартизации и заданных алгоритмов предполагает алгоритмизация
• слабая
92. Важнейшим показателем управляемости организации в целом является:
• степень осуществляемости управленческих решений
93. Из перечисленных уровней регулирования, при заключении трехсторонних соглашений используются:
• отраслевой
• региональный
• федеральный
94. Специфическое и стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления, представляющее собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата, — это:
• социальная технология
96. Для выработки корректирующе-упреждающих мер управленческого воздействия используют:
• социальный мониторинг
97. Определенная организационная структура, в рамках которой осуществляется мониторинг, — это:
• центр мониторинга
98. Подготовка какого-либо варианта решения к его принятию — это:
• выработка решения
99. Из перечисленных ролей, связаны с нормами и ожиданиями человека:
• играемая
• представляемая
• субъективная
100. Качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике, — это:
• социальные показатели
101. Наиболее важное значение в социальном управлении имеет планирование:
• стратегическое
102. Обобщающая характеристика качества управленческой деятельности, измерение соотношений между ее результатами и затратами — это:
• эффективность
103. Тип иерархии, сглаженный в формальном характере организаций, характерен для:
• партнерства
104. На бюрократическом стиле управления основана группа
• формальная
105. Подход, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике, называется:
• конкретно-историческим
106. Из перечисленных пунктов, в ССУ входят(-ит):
• объект и субъект управления
• организационная и административная подсистемы
• управляющая и управляемая подсистемы
107. Совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним, — это:
• социальная инженерия
108. Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза — это:
• мониторинг
109. Критику со стороны подчиненных считает полезной и использует в интересах дела руководитель
• демократический
110. Соответствие объективным социальным законам и закономерностям означает __________________ управленческого решения.
• объективность
111. К методам косвенного социально-психологического воздействия относится метод:
• символьной регуляции
113. Авторитетный член группы (толпы), выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи, — это:
• лидер
114. Организации, партнерами которых являются другие организации, являются участниками отношений
• межрегиональных
115. Из перечисленных стадий, программно-целевое управление включает в себя:
• организационная
• познавательная
• результирующая
• стратегическая
116. Из перечисленных подходов, в современной социологии присутствует(-ют):
• системный
• ситуативный
117. В построении динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозов заключается суть метода:
• экстраполяции
118. Управленческую решетку разработали:
• Блейк и Мутон
119. Специфическая форма конкретизации системности, основу которой составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы, называется подходом
• комплексным
120. Управление риском означает:
• анализ и интерпретацию рисковой ситуации
121. Метод тройного воздействия основан на теории
• З. Фрейда
122. В результате Хоторнских экспериментов были выявлены:
• неформальные организации
123. Выражение «Благосостояние наемного работника определяет благосостояние работодателя» принадлежит:
• Г. Форду
124. Совокупность предметно-инструментальных компонентов (машины, механизмы, каналы связи, различные виды информации и т.д.), а также основных принципов рационального технического разделения труда — это __________________ подсистема.
• технико-технологическая
125. Отсутствие систематических ошибок — это __________________ социологической информации.
• правильность
126. Из перечисленного, к системообразующим качествам социальной системы относятся:
• взаимодействие
• структурная иерархия
• управление
• цель
127. Идеи о коллективной деятельности людей и коллективном сознании были выдвинуты
• Э. Дюркгеймом
128. Спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения, — это:
• неформальная организация
129. Из перечисленных наук, с социологией управления связаны:
• гигиена труда
• инженерная психология
• социология труда
• трудовое право
130. Деятельность по определению целей и путей их достижения, практическое применение рычагов управления для достижения нужных состояний системы — это:
• руководство
131. Из перечисленных концепций, нашли отражение в современных теориях социологии управления:
• групповое сотрудничество
• гуманизация труда
• демократизация управления
132. Из перечисленных подходов, используются в социальной организации:
• структура
• функции
• цели
133. Первый оригинальный план управления социальными движениями разработал и применил в начале ХХ века
• С.В. Зубатов
134. Степень учета интересов работы в соответствии с управленческой решеткой достаточна, если осуществляется управление
• групповое
135. Такая разновидность диагностики, в которой используются методика и инструментарий, разработанные в соответствии с принципами социологической науки, называется:
• социологической
136. Из перечисленных методов, к общим методам управления относятся:
• организационно-административные
• социальные
• экономические
137. К индивидуальным методам управления и регулирования отношений в организациях относится:
• воздействие на поведение людей через мотивы и потребности
138. В зависимости от того, насколько знаком с ситуацией субъект управления, могут быть решения:
• риска
139. К представителям административной школы можно отнести:
• А. Файоля
140. Концепцию массового общества обосновал:
• Г. Лебон
141. В тех случаях, когда сбор группы невозможен, чаще всего используется метод:
• Дельфи
142. Консультирование процесса происходит, когда консультант
• организует групповую работу сотрудников организации с целью побуждения их к поиску наилучшего варианта управленческого решения
143. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу науки, — это:
• методология
144. Понятие “преступник с чувством вины” ввел:
• З. Фрейд
145. Социология управления и социальное управление связаны между собой следующим образом
• социология управления включает в себя и социальное управление
146. Характеристика меры совпадения целей, интересов элементов социальной системы (социальных групп, индивидов) — это:
• социальная интеграция
147. Естественный вариант крайней интеграции, когда индивид ценен не сам по себе, а в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит, — это:
• синкретизм
148. Измерение исполнения и диапазона руководства начинается с определения единицы
• управляемости
149. Максимально стандартизированную, формализованную информацию о состоянии социального объекта, подробное описание объекта предполагает алгоритмизация
• жесткая
150. Автором теории структурного баланса является:
• Ф. Хайдер
151. Из перечисленного, для оценки изменений в социальных процессах используются:
• критерии
• показатели
• эталоны
152. Предусматривает сравнительный анализ целей решения поставленной проблемы с альтернативными возможностями их реализации __________________ метод принятия решений.
• традиционный, рационально-универсальный, или «корневой»
153. Вероятность отсутствия ошибок отбора единиц исследования — это __________________ социологической информации.
• репрезентативность
154. Социальные движения как реакции на ситуации, не допускающие возможности того, что члены этих движений могут организоваться спонтанно для совершения определенных социальных перемен, — интерпретирует теория
• Н. Смелзера
155. Программно-целевое управление подразумевает управление по:
• проекту
156. Из многообразия отношений, в которых находится человек, множественности факторов, воздействующих на его интересы, вытекает требование __________________ управленческого решения.
• комплексности
157. Из перечисленных потребностей, к разработанным Д. Макклеландом относятся:
• в причастности к действиям
• в успехе
• во власти
158. Из перечисленных стилей руководства, отражены в управленческой матрице Р. Блейка и Д. Мутона:
• авторитарный
• демократический
• нейтральный
159. Объективную форму существования явления фиксирует понятие:
• целостность
160. Из перечисленных стадий, в цикл управления входят:
• контроль и оценка эффективности
• получение информации
• принятие управленческого решения
162. Однозначность результата преобразования исходных данных — это __________________ социального управления.
• детерминированность
163. Из перечисленных законов, к социальному управлению относятся:
• доминирования глобальной цели
• интеграции управления
• необходимого разнообразия
• экономии времени
164. Неполное и неточное представление о значениях различных параметров в будущем, которые порождаются различными причинами, — это:
• неопределенности
165. Несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а затем между ними устанавливается взаимосвязь согласно методу
• синектики
166. Конфликты, которые охватывают сферу разумного делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования социальной структуры, называются:
• рациональными
167. Положительная обратная связь __________________ устойчивость функционирования социальной системы.
• уменьшает
168. Способность руководителя заражать своей энергией подчиненных, поддерживать у них необходимый психологический тонус — это:
• эмоционально-волевая действенность
169. Для анархического (либерального) руководителя характерно:
• занимать пассивную позицию в управлении коллективом, выполнять чужие решения, а не предлагать свои
170. Из перечисленных уровней управляемости социальных систем, конкретные методы социального управления используются на:
• группа
• организация
• работник
171. Консультирование начинается с:
• диагностики
172. Действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности, называется:
• целенаправленным
173. Необходимость в управленческом решении появляется тогда, когда
• возникает проблема
174. Преподавательская деятельность будет неэффективной при __________________ уровне(-ях) контроля.
• высоком и среднем
175. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической, культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений, — это:
• образ жизни