к какой группе методов психодиагностики относится интервью
Подходы к классификации методов психодиагностического исследования
Современная психодиагностика обладает чрезвычайно большим арсеналом методов, методик и процедур. В некоторых зарубежных изданиях, объем применяемых для обследования тестов и опросников признается превышающим десятки тысяч единиц. Каждый из инструментов обладает своей спецификой – стимульным материалом, процедурными и интерпретационными особенностями. Таким образом, перед исследователями все чаще стоит задача упорядочивания, систематизации множества методик.
Объективный метод измерения предполагает регистрацию внешней активности субъекта либо внешних признаков психических явлений, отражение измерения в метрических единицах.
Объективное измерение фокусируется на результатах действий, актах поведения испытуемого. Эти явления представлены объективно, исследователем регистрируется соответствие действий определенным правилам и условиям (правильности решения, последовательности действий, скорости, точности и пр.).
Методики объективного измерения чаще всего используются для изучения способностей и достижений, динамики психических процессов и состояний. Примерами объективных тестов являются тесты интеллекта – тест Векслера, Амтхауэра, шкала Стенфорд-Бине.
Какие преимущества и недостатки свойственны объективным измерениям?
Объективное измерение наиболее точный вид измерения. Его результаты выражаются в метрических единицах (сантиметрах, килограммах, секундах, градусах, амперах), преобразуются и сопоставляются с другими объективными тестами без потери информации.
Объективные тесты менее всего подвержены влиянию субъекта – его настроения, желания показать себя в определенном виде, изменить мнение экспериментатора.
Объективное измерение обладает наилучшими характеристиками стабильности результатов по сравнению с субъективными и проективными методами. Например, уровень внимания, памяти или силы нервной системы, измеренный объективными тестами не изменяется от тестирования к тестированию.
Недостатком объективных тестов является меньшая валидность по сравнению с субъективными или проективными тестами. Как правило, объективно измеряются не сами психологические явления, а их поведенческие признаки, физиологические или иные характеристики. Таким образом, объективное тестирование не может корректно оценивать многие явления личности – потребности, мотивы, стремления.
Субъективные методы – наиболее многочисленная группа методов в психодиагностике. Субъективное измерение нацелено на изучение представлений субъекта о себе, своем внутреннем мире и отношений с окружающими. Основным принципом субъективных методов является самоотчет, в ходе которого обследуемый сообщает определенную информацию о себе, которая основана на самонаблюдении и само понимании.
Субъективные методы могут быть стандартизированными и нестандартизированными.
Стандартизированные метод предполагают, что обследуемому предъявляется упорядоченный набор стимулов, обследование проходит по определенной процедуре, а его результаты сравниваются с обобщенными (нормативными) показателями по данной методике. Примерами выступают стандартизированные самоотчеты – опросники и шкалы свойств личности. К наиболее известным относятся Миннесотский многофакторный опросник личности, шестнадцати факторный опросник Кеттелла и др.
Нестандартизированные метод предполагает, что испытуемому задается неупорядоченный набор вопросов, затрагивающий разные стороны его жизни, отношений и самопредставлений. Примерами такого исследования являются: собеседование, анкетирование, самоописание. Результаты исследования обрабатываются путем качественного анализа. Как правило изучается – содержание ответов на вопросы, преобладающая тематика высказываний, содержательность и эмоциональность ответов и другие признаки.
Какие положительные и отрицательные качества присущи субъективным методам исследования?
Субъективные методы чувствительны к психологическим явлениям – посредством их применения можно описать большую их часть событий внутреннего мира личности. Субъективные методы позволяют диагностировать проявления темперамента и характера, оценивать свойства и качества личности, описывать процессы деятельности и общения. Эта способность объясняет, почему субъективные методы наиболее распространены, по сравнению с объективными и проективными.
Субъективные методы обладают удовлетворительной точностью если они хорошо стандартизированы, пригодны и достаточно согласованы.
Субъективные методы менее требовательны к условиями проведения обследования чем объективные. Как правило, обязательными условиями являются точная и подробная инструкция, а также отсутствие раздражителей в ходе тестирования.
Недостатки субъективных методов связаны с их достоинствами – слабое знание о себе, неспособность описать себя а также мотивация, с которой субъект приступает к обследованию способны сильно исказить результаты обследования.
Субъективные методы зависимы от уровня самопредставлений. Слабое знание себя, либо неспособность описать себя понятным исследователю способом снижает объем получаемой информации. К примеру, сравнение объективных и субъективных оценок креативности, показало, что опрашиваемые считают себя практически вдвое креативнее, чем это показывают объективные тесты (M (субъект.оценка) = 72.8 и M (объективн. оценка) = 44.1)[25].
Субъективные методы зависимы от отношения испытуемого к обследованию, исследователю и ситуации. Нежелание подвергаться психодиагностике влечет за собой искажение результатов. Причем, сильное что интересно, сильное желание продемонстрировать себя также снижает достоверность результатов измерения. Предполагая, что исследование угрожает субъекту, либо его результаты будут неверно восприняты, обследуемый по-другому воспринимает вопросы и дает ответы на них.
Проективный метод измерения предполагает оценку психологических явлений по характеру реакции на воспринимаемые стимулы. Данный подход опирается на теоретические представления о влиянии неосознаваемых процессов на поведение и решения субъекта, обоснованное в психоанализе.
Метод проекции реализуется путем предъявления изображений или предметов, обладающих нечеткими очертаниями, незавершенными формами. Считается, что субъект реагирует на них, побуждаемый глубинными потребностями, влечениями, конфликтами и пр. В отличие от объективных измерений, в которых также предъявляются стимулы, проективный метод фиксирует их восприятие и оценку обследуемым, а также не предполагает нормативной оценки: выраженной в единицах времени, правильности или точности действий.
Наиболее известным проективным тестом является «Тест чернильных пятен Роршаха», в котором субъекту демонстрируется набор чернильных пятен, и оценивается то, каким образом каждое из них воспринимается (см. рис. 1.).
Рис. 1. Образец стимульного материала «Теста чернильных пятен Г.Роршаха»
Схожий принцип проекции используется в известном методе «Тесте тематической апперцепции» Г.Мюррея. Субъекту предлагается серия таблиц, которые содержат более отчетливые, но также неоднозначные и провокационные изображения. В ходе просмотра каждого из них субъекту предлагается составить историю о ситуации или персонажах на изображении. Данные рассказы обобщаются и анализируются. Специалист оценивает их тематику, частоту возникновения определенных сюжетов, делает вывод о доминирующей или неудовлетворенной потребности обследуемого.
Помимо тестов восприятия, распространены и другие методики, основанные на иных принципах проекции – конструировании, дополнении, и пр. Более подробно они будут обсуждаться в соответствующем разделе данного учебника.
Сравнение с другими методами сбора данных показывает, что проективные методы обладают наиболее спорными показателями надежности и достоверности измерения. В частности, анализ более 2000 публикаций, проверяющих валидность проективных методов – тестов Рорашаха и Мюррея показал их неочевидную валидность и нестабильную надежность по сравнению с объективными и субъективными методами. Предполагается, что эти методы более чувствительны к текущему, краткосрочному периоду жизнеятельности, рациональным действиям, планируемому и контролируемому поведению. Проективный метод эффективно оценивает долгосрочные жизненные стратегии, наклонности и идеи, только оформляющиеся в сознании обследуемого[26].
Наконец, существенное влияние на достоверность проведения проективного исследования оказывает компетентность, опыт и личность психодиагноста. Такие процедуры требовательны и к психологическому контакту между исследователем и обследуемым.
Помимо объективных, субъективных и проективных процедур, в психологической диагностике представлено несколько менее распространенных оснований для классификации методов. Они носят типологизирующий характер, поскольку позволяют описывать и соотносить между собой разные методики и процедуры исследования.
Так, В.К. Гайда и В.П. Захаров выделяет следующие основания классификации психодиагностических методик[27]:
— 1. По качеству методики можно разделить на а) стандартизированные и б) нестандартизированные.
— 2. По предназначению методики делятся на а) общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта), б) тесты профессиональной пригодности;
— в) тесты специальных способностей (технических, музыкальных и т.п.) г) тесты достижений.
— 3. По материалу, которым оперирует испытуемый:
— б) предметные (кубики Кооса, доски Сегена и т.п.);
— в) аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т. д.);
— 4. По количеству обследуемых:
— 6. По ведущей ориентации:
— а) тесты на скорость;
— б) тесты мощности. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
— 7. По степени однородности задач:
— а) гомогенные (задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств);
— – гетерогенные (задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик личности и интеллекта).
— 8. По комплексности:
— а) отдельные (изолированные) тесты;
— б) тестовые наборы (батареи).
— 9. По характеру ответов на задачи:
— а) тесты с предписанными ответами;
— б) тесты со свободными ответами.
— 10. По диагностируемой области психического:
— б) интеллектуальные тесты.
— 11. По характеру умственных действий:
А.А. Бодалев и В.В. Столин в качестве основания для классификации методов психодиагностики рассматривают следующие критерии[28]:
— а) степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру;
— б) степень его влияния на результат психодиагностики.
В соответствии с этими критериями авторы объединяют все методы психодиагностики в следующие две группы:
1. Объективные методики. Характеризуются минимальной вовлеченностью психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результатов исследования. К ним относятся:
— а) аппаратурные методики (с применением измерительных приборов);
— в) некоторые стандартизованные самоотчеты;
2. Диалогические. Характеризуются большой степенью влияния опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своим поведением психодиагност может создать как оптимальные условия для сбора диагностической информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят:
— в) диагностические игры;
— г) патопсихологический (экспериментально-психологический) эксперимент;
— д) проективные методики.
Помимо описательных классификаций, в психологической диагностике применяются и психометрические критерии для описания психодиагностических методик. Для этого используются следующие характеристики:
1) тип стимульного материала;
2) источник информации;
3) форма представления стимулов;
4) источник информации;
5) присутствие нормативных показателей.
6) структура методики.
Иллюстрируем содержание каждого из данных критериев более подробно.
1. По критерию типа применяемых в методике тестовых (стимульных) заданий психодиагностические выделяются:
а) вопросники – стимульным материалом выступают открытые/закрытые вопросы;
б) утверждения – стимульным материалом являются суждения, утверждения, по отношению к которым обследуемый должен выразить свое согласие либо несогласие),
в) результаты (продукты) активности – материалом для анализа выступают результаты активности субъекта. Чаще всего вербальной, предметной, творческой либо репродуктивно воспроизведенной;
г) модели поведения (действия) – отраженные испытуемым под влиянием инструкции практические действия, либо возникающие в этот период физические, физиологические реакции. Для их регистрации применяются различные вспомогательные методы регистрации физиологической активности: дыхания, активности нервной системы головного мозга (электроэнцефалограмма), мышц (электромиограмма), психоэмоционального состояния (кожно-гальваническая реакция (КГР) окулограмма и др.
2. По источнику информации психодиагностические методы можно разделить на осознанные (например, субъективные методы самоотчетов) либо неосознаваемые (проективные методы). При этом, следует учитывать, что внутри данных групп методов могут быть более сложные деления. Например, опросники могут апеллировать к опыту действий, могут изучать представления субъекта о себе, а могут опираться на знание о себе в контексте социальной рефлексии – мнение человека о себе со слов окружающих людей. Конечно, проективные методы также являются разнообразными по виду стимульного материала.
3. По форме стимульного материала обследуемым можно выделить несколько групп методов:
а) бланковые – стимульные материалы – вопросы, рисунки и проч., а также ответы или действия испытуемых выполняются, фиксируются на формализованном бланке);
б) предметные – стимулы предъявляются в виде предметов: кубиков, гвоздей, наборов конструирования, лепки и пр.
в) компьютерные – стимулы предъявляются посредством компьютерного интерфейса;
г) аппаратные – стимулы предъявляются в виде тренажеров, конструкций, технических устройств.
4. По источнику данных, используемых для анализа и оценки методики делятся на объективные, субъективные, проективные.
Объективные данные собираются в контролируемых условиях через внешние действия испытуемого и отражаются в стандартных единицах измерения. Субъективные данные отражают знание или представление испытуемого о себе. Проективные методы оценивают восприятие субъектом нейтральных либо слабоструктурированных стимулов.
5. По критерию присутствия тестовых показателей психодиагностические методики дифференцируются на имеющие нормы (например стандартизированные, зачастую объективные тесты) и не имеющие их (например, нестандартизированные – анкеты, интервью, качественный контент анализ и пр.)
6. С позиции структуры психодиагностические методики можно разделить на многомерные (сложные) и одномерные (простые).
Сложные и многомерные методики оценивают и измеряют несколько проявлений в изучаемом явлении. Например, опросники черт личности, как правило являются многомерными, поскольку изучают несколько проявлений личности. Структурно подобная методика может включать несколько шкал (более простых по структуре). Например, тест Векслера включает в себя одиннадцать субшкал, измеряющих разные проявления интеллекта. Каждая из шкал нацелена на измерение одного, конкретного параметра интеллекта.
В психодиагностике представлены также частные виды классификаций, затрагивающие отдельные характеристики стимульного материла, технических средств, способов предъявления и другие основания. К примеру, важным критерием, раскрывающим внутреннюю организацию методики является наличие «правильного» ответа, решения, способа действия.
По данному основанию можно выделить два вида методик:
1. Методики, не имеющие правильного ответа, относящиеся к классам самоотчетов, анкет, проективных методов;
2. Методики, опирающиеся на наличие правильного ответа, способа действия или нормы для оценивания – класс объективных тестов (тесты способностей, когнитивных процессов, мышления и интеллекта).
Другим критерием, ярко характеризующим специфику диагностических методик является использование речевой активности. По этому основанию можно выделить две группы методов:
1. Вербальные методики. Стимульным материалом являются вопросы, утверждения, либо слова и выражения. Соответственно, качество ответов а также успешность прохождения тестов определяется вербальным интеллектом, социально-культурными особенностями испытуемых, а также уровнем образования, языковой практики и пр.
2. Невербальные методики. Стимульным материалом являются цифры, предметы, образы, изображения, конструкции. Испытуемый должен осуществлять арифметические, логические, конструктивные и иные манипулятивные операции. Эффективность выполнения такого рода заданий не зависит от культурных либо социальных характеристик, а определяется интеллектуальными и когнитивными способностями и опытом субъекта.
Важно подчеркнуть, что психодиагностические инструменты могут характеризоваться по разным моделям классификации и иметь в своем описании указания на наличие нескольких признаков. Поэтому, чтобы точнее описать методику, необходимо использовать несколько оснований (критериев) классификации.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов
Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов
Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.
К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность.
Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.
К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.
Формализованные методики
Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».
Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.
Признаки теста:
Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме: индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.
Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.
Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.
Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.
Опросники
Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.
От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.
Проблема: интерпретация результатов.
Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).
Проективные техники
Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.
Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.
Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.
Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:
Группы проективных методик:
Психофизиологические методики
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.
Малоформализованные методики
Наблюдение
Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения. Основной принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.
Поисковое и конкретное наблюдение.
Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы.
Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение.
Предметное наблюдение может быть частным или широким.
Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.
Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения.
Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования:
При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол предс-тавляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций.
При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.
Виды наблюдений:
Требования к наблюдению ( по Кеттеллу):
Опрос (беседа)
Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.
Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.
Цель:
Задачи : составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.
Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.
Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), а нализ продуктов Деятельности
Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.
Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).