к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения.
· Индуктивный метод обучения.
· При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом: При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:
Преподаватель | Учащийся |
1 вариант | 2 вариант |
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. | Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера. |
| |
2 варианты | 2 вариант |
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения. | Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения. |
· Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.
· Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный метод обучения.
· При использовании дедуктивного метода обучения, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:
Преподаватель | Ученик |
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи. | Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них. |
· Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
· Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
· К этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, следственного синтеза, учебной аналогии, выявление причинно-следственных связей.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Особенность использования индуктивного и дедуктивного методов изложения учебного материала. Наглядные примеры употребления в школьном обучении. Применение неполной индукции для изучения технических наук. Роль дедукции в формировании логического мышления.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2014 |
Размер файла | 17,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Различают полную индукцию (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную индукция (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать всё конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная индукция. Вывод по неполной индукции всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной индукции повышается при подборе достаточно большого количества случаев, в отношении которых строится индуктивное обобщение, причём факты, из которых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространённых в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности каких-либо явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.
Индукция широко применяется в школьном обучении. Многие учебные тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Например, при разъяснении понятия об удельном весе берутся разные вещества в равных объёмах и взвешиваются. Различный вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объёмом, т. е. понятие об удельном весе. Это пример неполной индукции (берутся не все, а только некоторые вещества). Как и в науке, в школьном обучении чаще всего применяется именно неполная индукция. Наиболее, широко индукция применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им учебных предметах. В младших классах, когда дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, знакомство с различными фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребёнка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактические знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В старших классах к индукции прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся ещё нельзя. Применение индукция в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность индукции подчёркивали многие педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод. исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений, прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая её на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173-74).
Итак, при использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и учащихся протекает следующим образом:
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.
Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.
Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.
Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Индукцию нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с современными тенденциями к увеличению в учебных программах сведений теоретического характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль других логических форм представления учебного материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучения технических устройств и выполнения практических заданий.
индуктивный дедуктивный школьный обучение
Дедукция широко применяется в обучении как одна из основных форм изложения учебного материала. В курсе физики, например, наличие силы тяжести на Земле, а значит, и закон падения тел объясняется законом всемирного тяготения, т.е. дедуктивным способом. В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно, без обращения к непосредственному опыту. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия и умения применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Применение дедуктивного метода особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Он позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Это открывает большие возможности для сокращения объёма учебного материала и времени, необходимого для его усвоения.
Итак, при использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи
Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них.
При получении знания дедуктивным путём очень важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. Необходимо уметь правильно относить частные случаи к той категории явлений, на которую распространяется данное общее положение. Именно это представляет наибольшие, трудности для учащихся: они не всегда могут понять данный конкретный случай как проявление уже известного им общего правила. Полноценное овладение учащимися намеченным содержанием, в т. ч. построенным по дедуктивному принципу, зависит от соблюдения общих психолого-педагогических требований, предъявляемых к процессу усвоения.
Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
Необходимо использовать индуктивно-дедуктивный метод, когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются др. частные факты. Например, индуктивным путём формируется понятие о типе задач (ученики решают ряд задач данного типа, выделяя типичное, существенное для них). Затем, встречая какую-либо задачу, ученик, анализируя её содержание, находит те существенные признаки, которые характерны для задач этого вида и определяют тип задачи. Так, добытый индуктивным путём общий закон становится основой получения новых выводов дедуктивным путём.
1. Шардаков M. H., Очерки психологии учения, М., 1951.
2. Бабанский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе. М., 1985.
3. Каибеpг Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.
реферат [21,6 K], добавлен 30.06.2010
Понятие логического мышления. Особенности развития логического мышления младших школьников. Педагогические условия развития логического мышления на уроках математики. Принципы изучения геометрического материала. Анализ учебной математической литературы.
дипломная работа [241,5 K], добавлен 16.05.2017
Характеристика методов устного изложения, их роли в обучении географии. Особенности рассказа, как основы эмоционального изложения, формирующего географическое представление. Беседа, как метод активизации мышления учащихся. Функции лекции, чтения вслух.
реферат [29,5 K], добавлен 12.03.2010
Психологические особенности использования технических средств обучения. Дидактические основы их использования в обучении и воспитании. Информационные технологии и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Применение электронных учебников.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 12.03.2012
Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.
курсовая работа [54,3 K], добавлен 25.04.2015
Качество и доступность изложения материала педагогом. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Технология знаково-контекстного обучения на примере предмета «Высшая математика», ее использования во время изложения дисциплины.
творческая работа [25,0 K], добавлен 24.03.2010
Индуктивные, дедуктивные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Региональный подход в формировании технологической культуры у учащихся на уроках технологии. Методы формирования познавательного интереса и самоконтроля.
дипломная работа [3,5 M], добавлен 06.05.2014
Требования и характеристики методов обучения
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, нацеленная на выполнение задач образования, воспитания и развития в обучении.
Классификация и выбор методов обучения
Методы обучения являются важным компонентом в образовательном процессе. При выборе соответствующих методов обучения исходят из цели и задачи обучения.
Выделяют 3 основные группы методов обучения с множеством подгрупп:
Подобная классификация методов обучения достаточно целостная, поскольку в ней учитываются основные структурные элементы деятельности: восприятие, осмысление и практическая деятельность. В данной классификации не только объединены различные подходы, но и рассмотрены во взаимосвязи и единстве. Причем важное значение имеет выбор оптимального сочетания методов.
Каждый метод, в свою очередь, представлен совокупностью методических приемов. По этой причине методы определяются совокупностью методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Методы по источнику восприятия и передачи деятельности
К словесным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и т.д. Используя этот метод, педагог через слова излагает и подает учебный материал, а ученики слушают, запоминают и усваивают.
Рассказ представляет собой устное повествовательное изложение материала с вопросами к обучаемым. Цели и ситуации использования у рассказа могут быть разными.
Рассказ-вступление подготавливает учеников к овладению новым учебным материалом. Данный вид рассказа довольно краткий и эмоциональный, он вызывает интерес к новой теме. Во время рассказа в доступной форме педагоги сообщают задачи деятельности учеников.
Рассказ-изложение дает возможность раскрыть содержание новой темы. Он составляется последовательно, по плану с использованием картинок и ярких примеров.
В рассказе-заключении резюмируются главные мысли, формулируются выводы и обобщения.
Данный метод оказывается эффективным при дистанционной форме обучения. Значимость применения рассказа обуславливается тщательным обдумыванием темы, удачной подборкой примеров и картинок, поддержанием эмоционального тонуса в изложении.
В отличие от рассказа учебная лекция предусматривает изложение трудоемкого учебного материала. Результативность проведения лекции зависит от плана лекции, последовательного изложения пунктов плана с выводами. Главное, это обеспечить доступность изложения, пояснить термины, осуществить подборку примеров и наглядных средств. Лекция прочитывается в темпе, который дает возможность ученикам записывать конспект.
Метод беседы требует общения между учителем и воспитанниками. Беседа организуется посредством системы вопросов, которые подводят учеников к усвоению фактов, новых терминов и закономерностей. В методе беседы применяются способы постановки вопросов и обсуждения ответов и мнений учащихся, способы корригирования ответов, способы формулировки выводов. Подготавливаемые вопросы к беседе должны быть объемными для целостного восприятия. Они требуют от учащихся сложных ответов.
Наглядные методы очень важны в процессе обучения, которые обладают визуальным восприятием действительности. Использование наглядных методов обучения одновременно развивает и абстрактное мышление учеников. Наглядные методы обучения и словесные методы переплетаются друг с другом.
Практические методы используются в процессе обучения совместно со словесными и наглядными методами обучения, поскольку практической работе предшествует объяснение педагога в виде инструкции.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
С помощью индуктивных и дедуктивных методов обучения формулируется логика раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему либо наоборот.
Индуктивный метод эффективен при освоении фактического материала. Повсеместно применяются индуктивные методы при заучивании технических устройств и выполнении практических заданий.
С помощью индуктивного метода решаются многие математические задачи. Однако индуктивный метод требует много времени на изучение новой информации. При этом он не развивает абстрактное мышление.
Дедуктивный метод обучения – это метод, который дает возможность за короткое время пройти учебный материал, активно развить абстрактное мышление. Его целесообразно используют при изучении теории.
Данные методы содержания учебного материала раскрываются логическим образом – индуктивно либо дедуктивно.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
В процессе репродуктивного мышления происходит активное восприятие и запоминание материала. Использование данных методов возможно только совместно со словесными, наглядными и практическими методами обучения. Перечисленные методы представляют собой материальную основу этих методов. Репродуктивные методы эффективны, когда содержание учебного материала информативно, несет описание способов практических действий, не предусматривает поиск знаний. Репродуктивные методы обучения не развивают мышление, самостоятельность, поисковую деятельность.
Проблемно-поисковые методы находят применение в проблемном обучении. С таким подходом педагог искусственно создает проблемную ситуацию и организует обсуждение всевозможных подходов для ее решения. Проблемно-поисковые методы обучения, как правило, используются в дистанционном обучении. Изложение материала методом проблемного рассказа или лекции требует от преподавателя размышления, доказательства, обобщения, анализа фактов и порождения мышления слушателей. Наглядные учебные материалы при этом используются только для постановки экспериментальных задач. Проблемно-поисковые упражнения эффективны для самостоятельного выполнения действий учащимися, которые подталкивают их к усвоению новых знаний.
Методы стимулирования ответственности
Методы стимулирования ответственности требуют объяснения общественного и личного значения учения, предъявления конкретных требований, поощрения добросовестного выполнения обязанностей. Чувство ответственности воспитывают, привлекая слабых учеников для осуществления образцов работы более сильных, путем закрепления устоявшихся способов деятельности, привлечения учеников к анализу непростых задач, поддержания эмоциональной творческой атмосферы на уроках
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
(. ) Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
(. ) Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и значения слова. Поскольку эти общие связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.
Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.