к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

Методы, используемые в адаптивной физической культуре

Метод –способ достижения цели, процесс взаимодействия ученика и педагога с целью совершенствования физических, психических, интеллектуальных, личностных способностей личности.

Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и других задач адаптивной физической культуры. Например, методика коррекции пространственной ориентации слепых и слабовидящих предполагает технологию последовательного и рационального использования комплекса методов и методических приемов.

Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК является коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловливается приоритетностью решения основных задач и особенностями контингента занимающихся.

Методический подход отражает выбор определенной концепции в решении специфических задач АФК, предполагает наличие альтернативных вариантов оптимизации средств и методов. Так, например, для обучения движениям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются не только традиционные методические подходы, но и нетрадиционные (обучение двигательным действиям с заданным результатом).

Типичные группы методов для АФК: методы формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания личности, взаимодействия педагогов и занимающихся. Каждая из групп методов включает методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каждого человека или группы со сходными свойствами. Разумное использование комплекса методов и приемов является частью педагогической технологии, в основе которой лежат закономерности обучения, воспитания, целесообразность комплексного решения задач, принципы деятельности.

Методы формирования знаний решают задачи:

1. Усвоение представлений, понятий, правил, условий успешного овладения двигательными умениями, техникой движений, развитие физических и психических качеств, опыта применения;

2. Создание стимулов, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, норм, установок сознательного использования физических упражнений (ФУ)

— Метод вербальной передачи информации (объяснение, описание, указание, суждение, беседа и т.д.);

— Метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде пластики, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) и др.;

— Метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесение несколькими людьми фраз, слов;

— Метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов терминов, заданий, побуждающих к правильному произношению. И саморегулированию двигательной деятельности

— Метод наглядности построен на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающих сенсорно-перцептивный образ движения. При этом ощущения, восприятия служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения техники с минимальным количеством ошибок. Для формирования представлений о движениях используются: объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами, мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой; звуковые сигналы, световые, вибрационные; тренажеры для коррекции точности движений: оптические средства; плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и т.д.; карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями; показ движений в разных экспозициях, со словесным сопровождением, одновременным выполнением. Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности (ДД). При занятиях ФУ инвалидов с ПОДА методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Методы обучения двигательным действиям (ДД).К ним относятся:

Метод расчлененного обучения. Дробление и последовательное освоение частей целостного упражнений является характерной чертой обучения в разных видах ФК, что обусловлено следующими особенностями:

§ Многие ФУ имеют сложную организационно координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, пространственных, временных характеристик движения, которые наименее развитие у лиц с отклонениям в развитии);

§ Изучение сложных по структуре движений требует времени и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся;

§ Обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

§ На этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных двигательного аппарата целостное движение не возможно;

§ В реабилитационных целях используются пассивные движения, упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием,

§ Преимущество метода заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом возможностей обучаемого, исправления ошибок.

Метод целостного обучения заключается в изучении ФУ в полном объеме его структуры. Используется при обучении простым упражнениям, упражнениям, которые не делятся на части, при объединении в целое упражнений. Вспомогательные методы совершенствования целостного двигательного действия (ДД) служат подводящие ФУ (содержат элементы ФУ), имитационные (воспроизводящие структуру основного упражнения, но в других условиях). Специальные упражнения служат для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения ДД.

В настоящее время широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать действия занимающихся. Главная задача состоит в том, чтобы ФУ стали потребностью лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Для этого используются следующие методические приемы и методы:

Сочетание различных ФУ; вариативность техники (исходное положение, темп, ритм, усилие, скорость амплитуда);

Разнообразные вербальные и невербальные методы и методические приемы, словесные и наглядные способы воздействия, музыки, медитации, внушения, психотреннинги, активизирующие все органы чувств, концентрирующие на обучении и совершенствовании двигательных умений;

Вариативность внешних факторов среды при выполнении ФУ, при разных погодных условиях, в помещении, в соответствии с гигиеническими условиями.

Источник

Тема 6. Методы и формы организации занятий в адаптивной физической культуре

6.1. Методы, используемые в адаптивной физической культуре.

6.2. Формы организации занятий адаптивной физической культурой

Методы, используемые в адаптивной физической культуре

Метод –способ достижения цели, процесс взаимодействия ученика и педагога с целью совершенствования физических, психических, интеллектуальных, личностных способностей личности.

Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и других задач адаптивной физической культуры. Например, методика коррекции пространственной ориентации слепых и слабовидящих предполагает технологию последовательного и рационального использования комплекса методов и методических приемов.

Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК является коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловливается приоритетностью решения основных задач и особенностями контингента занимающихся.

Методический подход отражает выбор определенной концепции в решении специфических задач АФК, предполагает наличие альтернативных вариантов оптимизации средств и методов. Так, например, для обучения движениям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются не только традиционные методические подходы, но и нетрадиционные (обучение двигательным действиям с заданным результатом).

Типичные группы методов для АФК: методы формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания личности, взаимодействия педагогов и занимающихся. Каждая из групп методов включает методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каждого человека или группы со сходными свойствами. Разумное использование комплекса методов и приемов является частью педагогической технологии, в основе которой лежат закономерности обучения, воспитания, целесообразность комплексного решения задач, принципы деятельности.

Методы формирования знаний решают задачи:

1. Усвоение представлений, понятий, правил, условий успешного овладения двигательными умениями, техникой движений, развитие физических и психических качеств, опыта применения;

2. Создание стимулов, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, норм, установок сознательного использования физических упражнений (ФУ)

— Метод вербальной передачи информации (объяснение, описание, указание, суждение, беседа и т.д.);

— Метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде пластики, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) и др.;

— Метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесение несколькими людьми фраз, слов;

— Метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов терминов, заданий, побуждающих к правильному произношению. И саморегулированию двигательной деятельности

— Метод наглядности построен на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов, создающих сенсорно-перцептивный образ движения. При этом ощущения, восприятия служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения техники с минимальным количеством ошибок. Для формирования представлений о движениях используются: объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами, мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой; звуковые сигналы, световые, вибрационные; тренажеры для коррекции точности движений: оптические средства; плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и т.д.; карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями; показ движений в разных экспозициях, со словесным сопровождением, одновременным выполнением. Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности (ДД). При занятиях ФУ инвалидов с ПОДА методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Методы обучения двигательным действиям (ДД).К ним относятся:

Метод расчлененного обучения. Дробление и последовательное освоение частей целостного упражнений является характерной чертой обучения в разных видах ФК, что обусловлено следующими особенностями:

§ Многие ФУ имеют сложную организационно координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, пространственных, временных характеристик движения, которые наименее развитие у лиц с отклонениям в развитии);

§ Изучение сложных по структуре движений требует времени и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся;

§ Обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

§ На этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных двигательного аппарата целостное движение не возможно;

§ В реабилитационных целях используются пассивные движения, упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием,

§ Преимущество метода заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом возможностей обучаемого, исправления ошибок.

Метод целостного обучения заключается в изучении ФУ в полном объеме его структуры. Используется при обучении простым упражнениям, упражнениям, которые не делятся на части, при объединении в целое упражнений. Вспомогательные методы совершенствования целостного двигательного действия (ДД) служат подводящие ФУ (содержат элементы ФУ), имитационные (воспроизводящие структуру основного упражнения, но в других условиях). Специальные упражнения служат для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения ДД.

В настоящее время широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать действия занимающихся. Главная задача состоит в том, чтобы ФУ стали потребностью лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Для этого используются следующие методические приемы и методы:

Сочетание различных ФУ; вариативность техники (исходное положение, темп, ритм, усилие, скорость амплитуда);

Разнообразные вербальные и невербальные методы и методические приемы, словесные и наглядные способы воздействия, музыки, медитации, внушения, психотреннинги, активизирующие все органы чувств, концентрирующие на обучении и совершенствовании двигательных умений;

Вариативность внешних факторов среды при выполнении ФУ, при разных погодных условиях, в помещении, в соответствии с гигиеническими условиями.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1118 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Билет 11. 1. Методы, методика и методические приёмы АФК

к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

Методика— совокупность методов и приёмов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных задач АФК.

Для АФК следующие группы методов:

§ методы формирования знаний;

§ методы обучения двигательным действиям;

§ методы развития физических качеств и способностей;

§ методы воспитания личности;

§ методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приёмы. Именно выбор методических приёмов реализует индивидуальный подход с учётом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, ОДА, интеллекта и т. д.

Методы наглядности: Метод построен на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других. Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осществляется через тактильный анализатор. Используют мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой- мячи( гладкие, шершавые, разные по объёму, весу, цвету, запаху), рассчитанные на дифференцировку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, температурных ощущений.

Используют звуковые сигналы, оптические средства.

2. Методы обучения двигательным действиям:

метод расчленённого показа

метод целостного показа, где вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия служат подводящие упражнения.

В настоящее время широкое применение получили тренажёрные устройства.

3. Методы развития физических качеств и способностей:

— Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, ударный метод и метод электростимуляции.

— Для развития скоростных качеств – повторный, соревновательный, игровой, вариативный, сенсорный методы.

— Для развития выносливости – равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой.

— Для развития гибкости – динамические активные и пассивные упражнения, статические и комбинированные.

— Для развития координационных способностей

— симметричные и асимметричные движения;

— упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мощности на слуховой и зрительный аппарат).

— упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки)

— воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, хлопки).

-упражнения на мелкую моторику.

— парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

4. Методы воспитания личности складываются из стратегических методов и методов педагогического воздействия.

к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

Индивидуальные занятия: Применяются для инвалидов со сложными двигательными расстройствами (травмы и заболевания спинного мозга, с последствиями ДЦП, с тяжёлой умственной отсталостью), где требуется концентрация внимания педагога только на одном человеке. Недостатком является ограниченность сотрудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывается на процессе социализации, формировании умения работать в коллективе.

Индивидуально- групповые: Численность составляет от 2-3 до 6-8 человек.

Малогрупповые: Количество занимающихся не превышает 10-12 человек. Это дети одной нозологической группы, примерно одного возраста и равных физических возможностей. Чаще используют в детских садах. Школах, интернатах. Комплектование групп проводит МППК. Но ограничена индивидуализация.

Источник

Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Метод – это способ достижения цели. Он применяется в процессе целенаправленной педагогичес­кой деятельности как путь к достижению намеченного результата.

Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо­вательных и др. задач адаптивной физической культуры.

Наиболее типичными для адаптивной физической культуры явля­ются следующие группы методов:

-методы формирования знаний;

— методы обучения двигательным действиям;

— методы развития физических качеств и способностей;

-методы воспитания личности;

— методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Методы формирования знаний

Эти методы делятся на две группы: методы сло­ва и методы наглядности.

К первой группе относятся:

-метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;

-метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;

— метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;

— метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное прогова-ривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Вторая группа методов построена на основе чувственного восприя­тия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для фор­мирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.

Методы нагляд­ности, демонстрации, показа движений для инвалидов с различными нарушениями носят специфический харак­тер, рассчитанный на компенсацию нарушений, ис­пользование сохранных функций.

Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные оста­точное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функ­цию. Для формирования представлений о движении используются;

— объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами;

-рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных зве­ньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия;

-звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппара­тура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, зву­чащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;

— тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и вос­произведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в про­странстве;

-оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную ин­формацию о двигательных и ориентировочных действиях.

Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комп­лексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими при­емами являются;

-плакаты с изображением тела человека с названием частей, сус­тавов и др. – для формирования знаний, наглядно-образных представ­лений о строении человека;

к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Смотреть картинку к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Картинка про к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи. Фото к какой группе методов афк относится метод сопряженной речи

-карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указа­телями, ориентирами – для формирования наглядно-действенных пред­ставлений об изучаемых физических упражнениях;

— показ движений в разных экспозициях со словесным сопровожде­нием педагога и одновременным выполнением упражнений по подра­жанию и сопряженной речью;

— показ движений с одновременной словесной инструкцией (описа­нием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;

— плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и не­стандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;

— световые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;

-звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциа­ции и использование остаточного слухового восприятия при выполне­нии ритмических движений.

Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отстало­стью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слу­хового и двигательного анализаторов.

Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

-одновременное сочетание показа физических упражнений, сло­весного объяснения и выполнения;

— рисование фигуры человека для понимания структуры тела, фун­кций суставов и основных мышечных групп;

— рассказ-описание двигательного действия по картинке с последу­ющей демонстрацией и выполнением его;

-выполнение упражнения только по словесной инструкции, толь­ко по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным:

-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся;

-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходи­мо демонстрировать, стоя боком;

-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды; стоя лицом, боком или полубоком;

— зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение со­держит асимметричные движения;

-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

С этой целью в практике разрботаны и используются различные техни­ческие системы с биологической обратной связью:

— компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынуж­денных движений, которые в обычных условиях не выполняются;

— метод тандотерапии – для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в кото­рых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.

Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двига­тельного аппарата зависит от характера травмы и заболевания, состоя­ния сохранных функций, этапа реабилитационно-восстановительного периода.

Методы воспитания личности

Система методов воспитания личности складывается из стратеги­ческих методов (факторов) воспитания и методов педагогического воз­действия.

К стратегическимотносятся:

— метод воспитывающей среды;

— метод воспитывающей деятельности;

— метод осмысления человеком себя в реальной жизни.

Эти методы обладают свойством влиять на личность человека одновременно в каждом акте его жизни. Каждый их этих методов реализуется только при реализации двух других.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек – объект среды и объект воздействия среды. Ребенок, воспитывающийся в детс­ком доме, имеет узкую однообразную среду обитания и общения, скуд­ные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности. Педагог, профессионально использующий объективное влияние социальных факторов, придает ему целевую направленность, переводя социальную ситуацию в педагогическую – тем самым создавая воспи­тывающую среду. Для детей с нарушениями в развитии неоценимую роль в ее организации играет семья, так как в семье начинается приоб­щение детей к культуре, труду, ценностям и нормам общества. Здоро­вый ребенок, родившийся в благоприятное среде, но обделенный ак­тивным взаимодействием с ней, не получает необходимого развития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя и растет рядом с этими достижениями. Среда может оказывать по­зитивное и негативное влияние на воспитание личности. В адаптивной физической культуре среда рассматривается не просто как сфера обще­ства, а как необходимый механизм комплексного влияния на воспитание человека.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью актив­ное отношение человека к реальности. Любой вид воспитания – нравственное, эстетическое, трудовое» физическое – всегда реализуется в процессе деятельности, це­ленаправленной активности личности. Деятельность человека, воздей­ствуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлет­ворения разнообразных потребностей и одновременно является факто­ром собственного духовного, физического и психического развития. Любая целостная конкретная деятельность инициируется потребностью, мотивом, интересом, ценностными ориентациями, делающими ее осоз­нанной и устойчивой на перспективу.

В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности духов­ный мир человека отражается в удовлетворении не только конечным результатом, но и самим совершением действий, переживанием вдох­новения, «мышечным чувством», наслаждением процессом деятельно­сти, более глубоким пониманием себя, преображением души человека. Кроме того, в процессе целенаправленной двига­тельной деятельности формируется культура мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. Физкультурная деятельность выступает как сфера реализации общей культуры человека.

Осмысление человеком себя в реальной жизни означает взаимодей­ствие его с окружающим миром, место в жизни, в системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ори­ентации. Формирование собственного «Я» в мире и мира в себе – слож­ная комплексная проблема, равноценная социализации личности. Сущ­ность этого процесса заключается в том, что человек не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, а сам является носителем и творцом культуры. По сравнению со здоровыми у лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями этот процесс имеет естественное осложнение, обусловленное меньшей мобильностью, ог­раниченными возможностями коммуникации. Поэтому социальная среда, разнообразная деятельность как основные факторы воспитания зани­мают особое место в жизни, самооценке себя, становлении личности данной категории населения. Профессиональное внимание педагога на действиях, поведении, эмоциональных реакциях, словах и интонаци­онной окраске отношения воспитанника к социально-культурным цен­ностям (человеку, природе, здоровью, обществу, труду, познанию, ценностным основам жизни, достойной человека, – добру, истине, красоте) помогают выработать внутренние установки. Это позволяет преобразовать каждый момент своей деятельности в проживание цен­ностных отношений: участие в споре – поиск истины; забота о своей внешности, фигуре, походке – поиск красоты; участие в соревновани­ях – проявление индивидуальности, самоутверждения; уборка стадио­на, подметание дорожки – наведение порядка на планете. Только соб­ственная активность, самовоспитание спо­собны преобразовать жизнь и судьбу, вселить надежду и уверенность в своих силах.

Индивидуальные занятия

Для многочисленной группы инвалидов со сложными двигательны­ми расстройствами – травмами и заболеваниями спинного мозга, врож­денным недоразвитием конечностей, с последствиями ДЦП, инвали­дов с тяжелой умственной отсталостью, детей-инвалидов разных нозо­логических групп первых лет жизни, детей надомного обучения – ин­дивидуальный метод часто является единственно приемлемым, так как требует конкретизации внимания педагога только на одном человеке.

Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализиро­вать содержание, методы, методические приемы, темпы освоения учеб­ной деятельности в соответствии с реальными возможностями инвали­да, отслеживать динамику результатов при решении конкретных лечеб­но-восстановительных, коррекционно-развивающих и других задач, оперативно контролировать физическое и психическое состояние и т. п.

Недостатком индивидуальных занятий является ограниченность со­трудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывает­ся на процессе социализации, формировании умения работать в кол­лективе.

Малогрупповые занятия

Это распространенный вид организованных занятий урочной формы по адаптивному физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Количество занимающихся не превышает 10–12 че­ловек. Как правило, это дети одной нозологической группы, приблизи­тельно одного возраста и равных физических и психических возможнос­тей. Дифференциацию и комплектование групп (классов) проводит ме­дико-психолого-педагогическая комиссия. Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия и коллективных действий занимающихся, вербального и невербального общения, эмоционального воздействия на психическую сферу, повышения педагогической и моторной плотности занятия. Вме­сте с тем, несмотря на внешнее сходство диагностических показателей, одинаковых детей не бывает. Один и тот же ведущий дефект может иметь разную структуру, другие вторичные нарушения, что требует разных кор-рекционных воздействий. В малогрупповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется не за счет вариативности физических уп­ражнений, а преимущественно путем увеличения или снижения физи­ческой, психической, эмоциональной нагрузки.

Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Метод – это способ достижения цели. Он применяется в процессе целенаправленной педагогичес­кой деятельности как путь к достижению намеченного результата.

Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо­вательных и др. задач адаптивной физической культуры.

Наиболее типичными для адаптивной физической культуры явля­ются следующие группы методов:

-методы формирования знаний;

— методы обучения двигательным действиям;

— методы развития физических качеств и способностей;

-методы воспитания личности;

— методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Методы формирования знаний

Эти методы делятся на две группы: методы сло­ва и методы наглядности.

К первой группе относятся:

-метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;

-метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;

— метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;

— метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное прогова-ривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Вторая группа методов построена на основе чувственного восприя­тия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для фор­мирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.

Методы нагляд­ности, демонстрации, показа движений для инвалидов с различными нарушениями носят специфический харак­тер, рассчитанный на компенсацию нарушений, ис­пользование сохранных функций.

Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные оста­точное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функ­цию. Для формирования представлений о движении используются;

— объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами;

-рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных зве­ньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия;

-звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппара­тура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, зву­чащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;

— тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и вос­произведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в про­странстве;

-оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную ин­формацию о двигательных и ориентировочных действиях.

Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комп­лексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими при­емами являются;

-плакаты с изображением тела человека с названием частей, сус­тавов и др. – для формирования знаний, наглядно-образных представ­лений о строении человека;

-карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указа­телями, ориентирами – для формирования наглядно-действенных пред­ставлений об изучаемых физических упражнениях;

— показ движений в разных экспозициях со словесным сопровожде­нием педагога и одновременным выполнением упражнений по подра­жанию и сопряженной речью;

— показ движений с одновременной словесной инструкцией (описа­нием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;

— плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и не­стандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;

— световые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;

-звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциа­ции и использование остаточного слухового восприятия при выполне­нии ритмических движений.

Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отстало­стью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слу­хового и двигательного анализаторов.

Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

-одновременное сочетание показа физических упражнений, сло­весного объяснения и выполнения;

— рисование фигуры человека для понимания структуры тела, фун­кций суставов и основных мышечных групп;

— рассказ-описание двигательного действия по картинке с последу­ющей демонстрацией и выполнением его;

-выполнение упражнения только по словесной инструкции, толь­ко по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным:

-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся;

-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходи­мо демонстрировать, стоя боком;

-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды; стоя лицом, боком или полубоком;

— зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение со­держит асимметричные движения;

-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

С этой целью в практике разрботаны и используются различные техни­ческие системы с биологической обратной связью:

— компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынуж­денных движений, которые в обычных условиях не выполняются;

— метод тандотерапии – для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в кото­рых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.

Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двига­тельного аппарата зависит от характера травмы и заболевания, состоя­ния сохранных функций, этапа реабилитационно-восстановительного периода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *