к какой группе компонентов педагогического общения относится педагогическая интуиция
Педагогическая интуиция: от идей к практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогическая интуиция: от идей к практике
Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет её по-своему. Большинство специалистов определяют одарённость как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяют следующие области проявления способностей: интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству или музыке, психомоторные способности, социальные способности. Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являются залогом будущих успехов.
Наиболее сложным видится осознание присутствия одаренного учащегося, определению его способностей и успешное распознавание одаренности. В данном случае педагог может опираться на собственное восприятие ситуации или на педагогическую интуицию.
В переводе с латыни интуиция — «быстро увиденный», «пристально смотреть». Интуиция — это прямое усмотрение связей и отношений между объектами, которое происходит подсознательно. Это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». По Б. М. Теплову интуиция — качественно своеобразный процесс, не подчиняющийся правилам логики в ее обычном смысле. Исследователи интуиции полагают, что интуитивные процессы отличаются от обычных мыслительных процессов лишь своими внешними проявлениями: быстротой протекания и свернутостью. Интуиция является и способностью (научная, художественная), и целостным охватыванием условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная), и механизмом творческой деятельности (творческая интуиция).
В «Педагогическом словаре» под редакцией Коджаспировой Г.М дается следующее определение [3]: Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации.
Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:
— компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;
— регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;
— ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;
— оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;
— интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;
— эвристическая. Интуиция — фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция — высший уровень интуиции.
С. А. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога [2]. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности. Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность ученика. К критериям правильности педагогических решений С. А. Гильманов относит соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность. На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам его исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике. Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т. д. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции [2].
Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов. По результатам исследования Т. В. Корниловой склонность полагаться на интуицию при принятии решений зависит от таких личностных характеристик, как любовь к порядку, толерантность к новому и автономия. Однако ею же зафиксирован «инструментальный эффект интуиции» [4]. Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем:
— без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;
— педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);
— интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;
— интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;
— интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;
— интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;
— интуиция — необходимое условие педагогического творчества [4].
Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия. Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества. Поэтому необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.
2. Талант // Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — С. 684.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.
5. Щербакова Т. Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога [Текст] / Т. Н. Щербакова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 273-275.
Глава 5 Педагогическая интуиция и педагогический такт
Глава 5 Педагогическая интуиция и педагогический такт
1. Доверяйте своим предчувствиям: они способны подсказать вам правильные решения
Нередко наше предчувствие, наше педагогическое чутье помогает выбрать нужную меру воздействия, проявить педагогический такт.
Что же такое педагогическое чутье, интуиция? Можно ли им довериться? Какая связь между тактом и интуицией?
Как часто в голосе родителей слышатся тревожные нотки: «С моим сыном творится что-то неладное», «Он стал каким-то другим». Все эти положения основываются на реальных фактах и в той или иной мере связаны с интуицией. Под интуицией принято понимать такое непосредственное знание-чувство, которое может и не опираться на систему доказательств. Интуиция – всегда сплав логического и образного строя мышления, всегда сплав предчувствия, основанного на отдельных, часто разрозненных фактах, и мысли, которая уже родилась, но у нее еще нет достаточных аргументов.
В чистом виде интуиции не бывает. Какими бы мгновенными ни были интуитивные решения, они всегда предполагают предварительное накопление данных. Озарению, моментальному нахождению правильного педагогического воздействия предшествует напряженный поиск. Воспитатель в своих действиях всегда в какой-то мере опирается на чутье, то есть ему приходится, основываясь на каких-то сведениях, с помощью интуиции «достраивать» систему своих представлений. Поэтому очень важно, чтобы опорные данные были надежны и их должно быть как можно больше.
Скрепляя собственные предчувствия мыслью, сверяя их с педагогическими знаниями, воспитатель, казалось бы неожиданно для себя, находит живую интонацию обращения, свой стиль общения с детьми. Разумеется, выбор верной тональности воздействия определяется главным образом общей педагогической культурой воспитателя, хотя во многом зависит и от его личных качеств.
Интуиция в воспитании детей совершенно необходима потому, что запас личных впечатлений настолько быстро растет, что освоить получаемую информацию, привести ее в стройную систему мы порой просто не в состоянии. Во взаимоотношениях взрослых и детей на раздумье порой нет времени, нужны немедленные анализ и действие. Это, однако, не означает, что на интуицию можно положиться всецело.
2. Предчувствие редко обманывает матерей
Родительские тревоги бесконечны, они сыплются как снег на голову. Не прошло у Юры увлечение боксом, как появилось более страшное: он увлекся мотоциклом. Мария Алексеевна не раз тайком плакала, а когда сын уходил на тренировку, мрачные предчувствия не оставляли ее. Но она понимала – с Юрой спорить бесполезно. Страхи ее оправдались: Юра сломал ногу, надолго вышел из строя.
Снова зачастили к Винникам Костя Боев, Вовка Зарубин. Приходили и девочки. Делали уроки. Говорили о прочитанном. Спорили. Костя шумел, называя фантастику «мусором», а книжки, которые читал Вовка Зарубин, «халтурой». Костя приносил с собой томики стихов. А Юра признавал только научно-популярную литературу и фантастику. Книжки о перспективах развития науки, о жизни замечательных людей, фантастические романы об «автоматизированной» жизни особенно увлекали его.
Мария Алексеевна лишь изредка вмешивалась в эти разговоры, только отмечала про себя, как выросли ребята, как различны их интересы. Конечно, литературные вкусы Кости ей были гораздо ближе, чем увлечения собственного сына, но что поделаешь…
Из девочек чаще всего бывала Люда Стайкина. Однажды мать нечаянно подслушала их разговор. Люда говорила: «А хочешь, я руку себе сломаю?» Сын рассмеялся. «А ты боишься огня?» – Люда чиркнула спичкой. «Брось, – вяло протянул Юра, а потом закричал: – Ты что, с ума сошла?» – «А я думала, тебе меня не жалко…»
Через несколько дней после этого разговора мать, придя домой, столкнулась в дверях с Людой. Девочка опрометью выбежала, застегивая на ходу пальто. Мария Алексеевна спросила сына: «Что с нею?» Юра только махнул рукой: «А ну ее… Дура, как и все девчонки». Мария Алексеевна опешила. Ее возмутило даже не грубое слово, а то выражение лица, с каким сын произнес эту фразу. Правда, она заметила, что Юра прячет глаза, словно чего-то стыдится. Хотела поговорить с ним сразу же, но не нашла подходящих слов. А Юра спустя несколько минут как ни в чем не бывало ласково заговорил с ней. Зная, что доставит матери удовольствие, в десятый раз заверил ее, что с боксом у него все покончено и теперь он всерьез займется музыкой.
Люда перестала приходить к ним. Мария Алексеевна как-то встретила девочку в магазине, но Люда, сделав вид, что не заметила ее, юркнула в сторону и исчезла. Мать рассказала об этом сыну. Юра рассмеялся. «А ты знаешь, мне грустно от твоего смеха», – сказала Мария Алексеевна и вышла из комнаты.
От факта к обобщению не прямая дорога. Нередко требуется и оглянуться, и призвать на помощь опыт, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к данному факту. Да и факты по своей значимости бывают разными. Порой оказывается более важным не сам конкретный поступок, даже если он в какой-то части и противоречит нормам, а мотив, побудительная сила его, которую обнаружить бывает очень трудно, потому что она тщательно скрыта.
Вот факты, которые пыталась как-то связать в единое целое мать Юры Винника: развязный смех, грубое слово, неискренний взгляд.
– Какие же это факты? – удивился Павел Федорович, когда жена поделилась с ним своими мыслями. – Сплошная интуиция…
– Называй как хочешь, – ответила Мария Алексеевна, – но я чувствую, почти уверена: он плохо относится к девочкам.
3. Педагогический такт зависит от того, в какой мере ваши интуитивные предчувствия проверяются глубоким анализом
Как трудно у подростка с его бурно изменчивым настроением, с его непостоянством увлечений и привязанностей определить зачатки добра и зла. Здесь без серьезного анализа, без раздумий никак нельзя. Одних предположений недостаточно. Даже знание фактов – еще не все. Предстоит самое сложное: войти в мир переживаний ребенка, помочь ему разобраться в своих мнениях, желаниях, взглядах, вместе с ним найти единственно верную линию поведения. А для этого нужны такт, деликатность, чувство меры, которые помогут выбрать и верный тон общения, и нужные слова.
Да, пока у Марии Алексеевны одни только предположения. Но настоящий воспитатель не имеет права ждать, когда все окончательно прояснится: неверные представления могут пустить глубокие корни.
В последнее время много говорится о том, что с детьми надо быть чутким и добрым, что нужно уметь поговорить с ними по душам, чтобы не обидеть их, не оскорбить. Это все правильно. Но как еще порой далеки наши рассуждения от конкретной жизни, в которой так много острых углов? Подлинный педагогический такт определяется не тем, что воспитатель просто добрый человек, а его гражданской заинтересованностью в судьбе ребенка.
Вот Костя Боев. Трудно ему дома. Но страдает он и от своего физического недостатка – хромоты. Дети в таких случаях нередко становятся раздражительными и ожесточенными. И здесь такт не только в том, чтобы утешить, а в том, чтобы избавить ребенка от тягостных раздумий, от ощущения своей неполноценности. Чаще всего в таких случаях откровенный разговор по душам, может быть, пока и не нужен. В этом был убежден Владимир Петрович. А вот разговор с отцом Кости был необходим. И начал он его так: «Костя очень впечатлительный, у него, несомненно, литературные способности, ему стоит готовиться и поступать на факультет журналистики. Но вот мальчик как будто чем-то обижен». Эти слова учителя задели Боева-отца. Он не стал ни о чем расспрашивать, пришел домой сердитый и тут же лег. Из головы не выходило: «чем-то обижен». Чем? Ведь живем-то не хуже других… В полуоткрытую дверь отец наблюдал за сыном. А сын сидел за столом и читал. Иногда вскакивал, невнятно разговаривал сам с собой, смеялся. В эти минуты лицо его разительно преображалось. Наутро отец спросил: «Что ты читал?» Костя ответил нехотя: «Да так, книжку». И не стал рассказывать о прочитанном. Отцу захотелось поговорить с сыном о будущем, но Костя ответил что-то неопределенное. Отец подбодрил: «А ты не робей! Журналистом стать – это неплохо. А то, может быть, еще и писателем будешь».
Костя видел, что теперь отец охотнее ходит на родительские собрания. Он больше не ругал его. Наоборот, хвалил. А однажды отец заметил: «Глядишь, и среди Боевых ученые появятся». Он стал даже проявлять повышенное внимание к занятиям сына, просматривал книги, которые тот читал, иногда спрашивал: «А может, нужна еще какая? Так ты скажи – дам денег».
Костя радовался этим переменам. И еще с большим рвением занимался в литературном кружке. В восьмом классе он начал выпускать с помощью Владимира Петровича классный рукописный журнал. Писал сценарии для школьных представлений. А когда впервые в городской газете напечатали его небольшую заметку, отец вырезал ее и спрятал в бумажник.
Надо ли подробно объяснять суть проявленного педагогом такта, его умение задеть Костиного отца за живое и тем самым заставить его изменить свое отношение к мальчику? Важно здесь выделить один существенный момент. Учитель знал о переменах в доме Боевых. Он ощущал эти перемены в Костином поведении, видел их во всем его облике, в его школьных успехах и делах. Но он и словом не обмолвился Косте, что в чем-то помог ему. Вот высшая форма проявления педагогического такта – сделать доброе Дело как нечто само собой разумеющееся.
Однако к концу восьмого класса, почти перед самыми экзаменами, Костя вдруг захандрил. Посыпались двойки. К урокам он не прикасался. Приходил домой, раскрывал книжку и так, не прочитав ни строчки, мог сидеть часами. Смотрел в окно, следил за облаками. Но стоило ему услышать шаги отца или матери, как он брал в руки учебник и делал вид, что занимается. Точно так же он отсиживал и все уроки.
«Что с Костей Боевым случилось?» – заговорили в школе. С математикой у него всегда не особенно ладилось, а сейчас и с другими предметами беда. Кто-то из учителей оказался проницательным: «Видно, влюбился парень…» Пробовал заговорить с Костей Владимир Петрович. Мальчик отмалчивался, пожимал плечами, словно не понимая, о чем его спрашивают. Впрочем, он и сам не знал, что с ним происходит.
4. Бестактность, грубое вторжение в интимный мир детства – тягчайшее зло
Отец, узнав о двойках, набросился на сына так, будто его в чем-то обманули: «Я из тебя блажь выбью! Или кончай дурить, или отправлю тебя на работу. Пойдешь учеником к сапожнику!» Отец ждал слов, обещаний, но Костя спокойно сказал: «Отдавай куда хочешь».
Отец вскипел: «Ах ты неблагодарный! Я для него все, а он издевается над нами!» Костя едва заметно улыбнулся. Спокойствие мальчика привело отца в бешенство. Он схватил Костю за плечи и прямо в лицо процедил сквозь зубы: «Чего тебе недостает?» Сын смотрел на отца с откровенной усмешкой. «Ты не пяль на меня глаза, лучше в книгу гляди, вот сюда…» – И он ткнул сына в раскрытый учебник.
На следующий день Костя после занятий сам отправился в сапожную мастерскую к знакомому дяде Мише и предложил свои услуги: «Хочу к вам учеником, возьмете, а?»
Сапожник неопределенно хмыкнул. Он ловко орудовал поочередно то шилом, то иглой. От него пахло клеем, кожей, резиной. Костя немного постоял у порога, а потом сел. Сел и спросил: «А вы довольны своей жизнью?» И, не дождавшись ответа, продолжал: «А я вот не понимаю, для чего люди живут. Бегают, шумят, суетятся… Вот я хотел бы сказать кому-нибудь правду. Так разве поймут?»
И Костя не заметил, как разоткровенничался: «Нам классный руководитель говорил, что есть такой факультет, где на журналистов учат. Да разве туда поступишь…»
«А отец хочет, чтобы ты учился?» – спросил дядя Миша. «Сейчас не знаю, а раньше очень хотел. А мне теперь все как-то надоело. В общем, я и сам не знаю, чего я хочу. Да и поздно уже. Я все предметы запустил, так что теперь крышка…»
Костя принялся было еще что-то рассказывать, но дядя Миша перебил его: «Эх ты, слабак. » – «Это почему же?» – насторожился Костя. «Я остался без обеих ног, когда мне еще и двадцати не было. Раскис вроде тебя, даже попрошайничать начал. А меня вот в эту самую будку втащил Акимыч, ты его, наверно, здесь видел, он давно на пенсии, но заходит. Отогрел и усадил вот на это место. Стал обучать. Понимаешь, я летчиком хотел быть… Да что говорить…» Он неторопливо поправил фартук и принялся за второй башмак. Дескать, поговорили, и ладно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
17.3. Педагогический такт
17.3. Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт — это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого
Глава 7 Педагогическая психология и педагогика
Глава 7 Педагогическая психология и педагогика 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования
Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда
Глава 10. Логический такт и манера спорить
Глава 10. Логический такт и манера спорить Отношение к доводам противника. Излишнее упорство. Излишняя уступчивость. Джентльменский спор. Война — так война. Хамская манера спорить. Спокойствие в споре. Подчеркнутое спокойствие. Вялость. 35:По отношению к доводам
Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества
Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества На заре истории человечества проблема выживания ставилась непосредственно. Надо было заботиться о пропитании, защищаться от диких зверей, от врагов, от непогоды. Жизнь поддерживалась
Такт и терпение
Такт и терпение В отношениях супругов в браке очень важны терпение и желание восстановить пошатнувшиеся отношения. Если жена замечает, что муж снизил половую активность, ей ни в коем случае не стоит обвинять его в начинающейся импотенции или тут же заводить любовника
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Коллектив педагогов школы – фактически трудовой коллектив, имеющий определенные задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив, он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной
Глава 14 Интуиция
Глава 14 Интуиция Одно из наиболее кратких определений интуиции гласит, что это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, предшествующем опыте и эмпатии (т.е. сопереживании, умении поставить себя
Глава 13 ИНТУИЦИЯ
Глава 13 ИНТУИЦИЯ Интуиция поднимается из самых глубин человеческого сердца. Она обладает двумя аспектами: один зависит от внешнего впечатления, другой независим от любого внешнего воздействия; первый называется впечатлением, а второй интуицией. Интуиция — это тонкое
Такт и терпение
Такт и терпение В отношениях супругов в браке очень важны терпение и желание восстановить пошатнувшиеся отношения. Если жена замечает, что муж снизил половую активность, ей ни в коем случае не стоит обвинять его в начинающейся импотенции или тут же заводить любовника
Политкорректность и такт: почувствуйте разницу
Политкорректность и такт: почувствуйте разницу Думаете, это где-то там, далеко, и к нам не относится? Ошибаетесь. Просто страны Запада немного нас опередили в плане толерантности. Но если ступить на сей путь, то мы догоним «цивилизованный мир» в рекордные сроки. Ведь
Глава 5 Интуиция
Глава 5 Интуиция Когда сознаньем ты увидишь все, что в мире, Когда услышишь сердцем каждый звук, Настанет эра, величайшая по силе, Вселенная чудес откроется вокруг. Что мы имеем в виду В настоящей книге под словом «интуиция» подразумевается довольно широкий круг
Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 2460 раз
Библиографическое описание:
Щербакова, Т. Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога / Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6532/ (дата обращения: 28.10.2021).
В данной статье будет рассматриваться такая категория, как «педагогическая интуиция». Интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяя непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяет своей интуиции, работают более успешно.
Интуиция уже давно является объектом исследования многих наук. Например, философии (Спиноза, Паскаль, Кант, Фейербах, Фрейд), психологии (М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Б. М. Теплов), педагогики (В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов).
В философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.
В некоторых источниках происходит смешение понятий «интуиция» и «инсайт». Отдельные исследователи рассматривают инсайт как один из видов интуиции, другие считают эти понятия синонимами.
Рассмотрим характеристики данных понятий.
М. Либерман считает, что инсайт — это процесс, посредством которого человек внезапно осознает логические связи между проблемой и ответом. При интуиции такое проникновение в логические отношения отсутствует, а есть предчувствие или поведенческая реакция.
В переводе с латыниинтуиция — «быстро увиденный», «пристально смотреть».
Интуиция — это прямое усмотрение связей и отношений между объектами, которое происходит подсознательно. Это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».
По Б. М. Теплову интуиция — качественно своеобразный процесс, не подчиняющийся правилам логики в ее обычном смысле.
Ребер определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения.
Исследователи интуиции полагают, что интуитивные процессы отличаются от обычных мыслительных процессов лишь своими внешними проявлениями: быстротой протекания и свернутостью.
Интуиция является и способностью (научная, художественная), и целостным охватыванием условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная), и механизмом творческой деятельности (творческая интуиция).
На основе интуиции в процессе деятельности человек может применять уже известные орудия, средства или способы действия, т. е. действует по готовому образцу, его деятельность является повторением уже известных программ деятельности, но ее результат оказывается оригинальным.
Часто интуитивное знание опосредовано имеющимся опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества. Интуиция опирается на факты действительности и запас приобретенных знаний.
Ф. Вауган считает, что интуиция может проявляться на 4 уровнях:
1. физическом, ему соответствуют осознаваемые телесные ощущения, встречающиеся в ситуации, в которой, казалось бы, нет причины думать о чем-то необычном;
2. эмоциональном; интуиция достигает сознания посредством чувств (например, любовь с первого взгляда или нелюбовь без видимой причины);
3. ментальном; проявляется через образы, с помощью которых человек способен делать точные выводы на основе несущественной информации;
4. спиритуальном, на котором достигается целостное понимание действительности, которое не зависит от ощущений, чувств и мыслей.
А. С. Кармин выделяет 6 типов интуиции:
Интуиция как инстинктивная реакция. «Чувство опасности», «необъяснимый страх» и т. д.
Диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям. Человеку кажется, что он принял решение в данный момент неосознанно, но оно бывает определено имеющимися диспозициями (устойчивыми чертами характера или сиюминутными психическими состояниями).
Перцептивная (чувственная) интуиция. Связана с бессознательным восприятием и обработкой информации..
Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно — образное мышление, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. На уровень сознания всплывает только итог рассуждения.
Логическая интуиция. А. С. Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходит настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как внезапная догадка.
Эвристическая интуиция. Представляет собой необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логических программ поиска решения задачи.
Далее рассмотрим особенности педагогической интуиции.
В «Педагогическом словаре» под редакцией Коджаспировой Г.М дается следующее определение [3]:
Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации.
С. А. Гильманов дает следующее определение педагогической интуиции: «это непосредственность, неосознанность, быстрота, внезапность, проявляющиеся при решении педагогических задач и основывающиеся на ДОЭМ педагогических действительности в мышлении педагога, состоящей в образно-эмоциональном отображении связей и отношений объектов педагогического мышления в их соотнесенности с педагогической целью, и имеющей социокультурные, психолого-педагогические основания и психологические и нейрофизиологические механизмы» [2].
Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:
— компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;
— регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;
— ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;
— оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;
— интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;
— эвристическая. Интуиция — фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция — высший уровень интуиции.
С. А. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности. Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность ученика.
К критериям правильности педагогических решений С. А. Гильманов относит соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность.
На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам его исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике.
Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т. д. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции.
Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов. По результатам исследования Т. В. Корниловой склонность полагаться на интуицию при принятии решений зависит от таких личностных характеристик, как любовь к порядку, толерантность к новому и автономия. Однако ею же зафиксирован «инструментальный эффект интуиции» [4].
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем:
— без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;
— педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);
— интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;
— интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;
— интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;
— интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;
— интуиция — необходимое условие педагогического творчества [4].
Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.
Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества. Поэтому необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.
1. Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе// реформа школы и развитие педагогического творчества учителей /Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.
2. Гильманов С. А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.
4. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.,2002
5. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.,2007.
6. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.,1992.
Похожие статьи
Импровизация как компонент творчества современного педагога
педагогическая импровизация, учебный материал, импровизация, педагогический замысел, педагогический процесс, методический прием, процесс обучения, решение, творческая деятельность, педагогическое общение.
Творчество в деятельности современного педагога
педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.
Педагогическая креативность в управленческой культуре.
: культура управления, интуиция, педагогическая деятельность, креативность.
педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный.
Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль.
Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.
Педагогический артистизм как компонент профессиональной.
педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.
Креативность как основа инновационной педагогической.
креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий.
Роль педагогического мастерства в изучении хирургической.
учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Личность преподавателя в образовательном процессе.
Творчество педагога как норма профессиональной.
Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой.
Развитие творческого потенциала педагогов. | Молодой ученый
Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации.