к какой группе кадрового состава предприятия относится начальник цеха
К какой группе кадрового состава предприятия относится начальник цеха
5. Категории персонала
В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
классификатора профессий рабочих;
классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.
33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.
К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:
33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;
33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;
33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;
33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;
33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
К руководителям, в частности, относятся:
директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.
10. Планирование численности работников, занятых на ненормируемых работах осуществляют по:
а) фонду рабочего времени;
в) трудоемкости производственной программы;
г) по нормам управляемости; д)по штатному расписанию.
11. По нормам обслуживания можно планировать численность:
а) вспомогательных рабочих сдельщиков и повременщиков;
б) основных рабочих сдельщиков;
в) основных рабочих повременщиков;
г) обслуживающих работников;
12. Какие из ниже перечисленных потенциальных возможностей не относятся к внутрипроизводственным резервам роста производительности:
а) создание новых орудий и предметов труда;
б) специализация и кооперирование предприятия;
в) рациональное управление производством;
г) использование мотивации работников;
д) снижение затрат труда на производство единицы продукции?
13 Какие из перечисленных действий относятся к методам хронометража – а,б,г
14. И какие к методам фотографии рабочего дня из ниже перечисленных:
а) нормирование оперативного времени на ручных и вспомогательных работах; б)замеры подготовительно-заключительного рабочего времени;
в) замер затрат времени за весь рабочий день;
г) замеры продолжительности операций по отдельным элементам и рабочим приемам;
д) изучение затрат времени на обслуживание рабочего места в течение всего или части
15. Ответственность предприятия перед наемными работниками вызывает необходимость:
а) выбора рационального метода ценообразования продукции;
б) осуществления автоматизации производства,
в) создания условий безопасного и высокопроизводительного труда,
г) проведения маркетинговых исследований.
16. Укажите основной принцип организации оплаты труда на предприятии:
а) зависимость заработной платы от прибыли предприятия;
б) превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности
в) периодическое повышение реальной заработной платы;
г) превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной
17. Для сдельной формы характерна оплата труда в соответствии с:
а) количеством изготовленной (обработанной) продукции; б)количеством отработанного времени;
в) качеством оказанных услуг;
г) должностным окладом.
18. Повременная форма оплаты труда предусматривает оплату труда в соответствии:
а) количеством изготовленной (обработанной) продукции;
б) количеством отработанного работником времени;
в) количеством оказанных услуг;
г) фондом рабочего времени предприятия.
19. Аккордная система оплаты труда характеризуется:
а) наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции; б)улучшением качества продукции;
в) экономией времени при выполнении задания;
г) улучшением использования основных фондов.
20. Как определяется сдельная расценка?
а) умножением тарифной ставки на норму времени; б)умножением тарифной ставки на норму выработки; в)делением нормы выработки на тарифную ставку; г) делением тарифной ставки на норму времени.
1. Какую из категорий не выделяют при классификации трудового персонала фирмы:
г) обслуживающий персонал;
2. К какой группе кадрового состава предприятия относится начальник цеха?
а) руководитель высшего звена;
б) руководитель среднего звена;
в) технический персонал;
г) руководитель низшего звена;
3. Какие из указанных категорий работников относятся к рабочим:
а) рабочие столовой и технический персонал;
б) рабочие инструментального цеха, склада и транспортного цеха;
в) инженерно-технические работники и ученики;
г) рабочие детского сада и базы отдыха, находящихся на балансе фирмы?
4. Какую из характеристик не рассматривают при определении качества работника:
а) профессия; б)возраст; в)специальность; г) квалификация.
5. Выберите лишний показатель оценки наличия трудовых ресурсов:
а) численность явочная; б)численность списочная;
в) численность среднесписочная в месяц;
г) численность среднесписочная в смену; д)численность явочная в смену.
6. Выберите лишний показатель оценки производительности производственной
а) выработка одного рабочего в шт.;
б)трудоемкость производства единицы продукции; в)выработка предприятия в руб.;
г) норма времени на производство единицы продукции;
д) отношение отработанных нормо-часов к фактически затраченному времени.
7. Связь производительности труда и фондовооруженности заключается в том, что:
а) рост (фондовооруженности всегда приводит к росту производительности; б)рост (фондовооруженности не влияет на производительность;
в) рост фондовооруженности приводит к росту производительности при неизменной или
г) рост фондовооруженности приводит к росту производительности при снижении
8. Какой из показателей является стоимостным показателем производительности
а) количество произведенной продукции, приходящееся на одного рабочего; б) затраты времени на производство единицы продукции;
в) стоимость произведенной продукции, приходящаяся на единицу оборудования;
г) стоимость произведенной продукции, приходящаяся на одного среднесписочного
работника промышленно-производственного персонала;
д) стоимость материалов, приходящаяся на одного рабочего?
9. Планирование численности рабочих, занятых на нормируемых работах
а) количеству продукции, производимой в среднем на одном станке;
б) количеству продукции, производимой одним рабочим;
в) трудоемкости производственной программы;
г) по рабочим местам; д)по штатному расписанию.
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства
Цель, задачи: Производственный процесс с объективной необходимостью требует участия профессионально подготовленных работников. Системные знания об организации трудовых отношений на предприятии позволяют грамотно спланировать работу по определению численности работников, формирующих персонал предприятия. А показатели производительности труда способствуют определению путей повышения эффективности использования персонала на предприятии.
Оглавление
4.1. Состав и структура персонала предприятия
Трудовой потенциал предприятия может быть охарактеризован следующими понятиями: «трудовые ресурсы предприятия», «персонал предприятия», «кадры предприятия».
Персонал предприятия – понятие, обозначающее совокупность физических лиц, которые состоят с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
То есть речь идет об определенной совокупности работников, которая характеризуется структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям осуществления производственного процесса и нормативно-правовым требованиям. Работники на предприятии объединены в профессионально-квалификационные группы и входят в списочный состав. Персонал предприятия подразделяется на производственный персонал и непроизводственный. Производственный персонал составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия и занят в производстве процессе и его обслуживании.
На предприятии работа с персоналом строится на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), действующим с 1 января 1996 г. В соответствии с этим классификатором выделяют две группы: рабочие и служащие.
Рабочие – лица, которые непосредственно заняты созданием материальных благ или работами по оказанию производственных услуг. Рабочие делятся на две категории: основных и вспомогательных. Основные рабочие заняты производством продукции на предприятии, а вспомогательные обслуживают оборудование, рабочие места.
В группе служащих выделяют следующие категории работников: руководители, специалисты, служащие. Руководители – это работники, занимающие должности руководителей предприятия, служб, отделов и т. п. Специалисты – это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами и т. п. Служащие – это работники, осуществляющие документооборот, учет и контроль, делопроизводство и т. п. Соотношение различных категорий работников в общей численности выражает структуру кадров предприятия. Можно выделить следующие виды структур персонала предприятия.
Организационная структура – это состав и соподчиненность должностных лиц в соответствие с организационной структурой предприятия.
Функциональная структура отражает функциональное разделение труда по сферам и видам деятельности (управление персоналом, финансами и т. д.).
Социальная структура – характеристика персонала предприятия как совокупности групп, выделенных по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования, доходам и т. п.
Ролевая структура – наличие творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками.
Персоналу предприятия можно дать качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика персонала основывается на профессиональной и квалификационной пригодности работников для выполнения определенных видов работ на предприятии. Под профессией понимается вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, практических навыков. В зависимости от дополнительных знаний происходит детализация профессий на специальности. Квалификация – мера овладения работниками данной профессией или специальностью. Квалификация работника отражается в квалификационных разрядах, категориях. То есть, таким образом отражается уровень сложности работ, которые способен выполнить конкретный работник. По уровню квалификации рабочих можно разделить на: неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных, высококвалифицированных. Специалистов делят по категориям: 1-я, 2-я, 3-я категории и без категории. Руководители подразделяются на линейных и функциональных, а также по звеньям управления они делятся на высших, средних и низших.
Количественная характеристика персонала предприятия включает расчет следующих показателей: списочная, явочная, среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников фирмы – это численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших на этот день работников.
Явочная численность работников – расчетное число работников списочного состава, которые являются на работу для выполнения производственного задания.
4.2. Планирование численности работников предприятия
На предприятии важно определить потребность в персонале, т. е. рассчитать количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения предприятием своей функции, решения поставленных перед предприятием задач.
При определении потребности в персонале должны быть учтены следующие обстоятельства: какие задачи будет решать персонал, условия производства и сбыта продукции, ситуация на рынке труда, текучесть кадров и т. д.
Основными методами расчета численности работников предприятия являются: по трудоемкости, по нормам выработки, по рабочим местам.
Расчет численности работников по трудоемкости производственной программы осуществляется следующим образом:
Няв – явочная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретного объема работы;
Тпл – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-часы;
Фн – нормативный фонд рабочего времени одного рабочего в год, ч.;
Квн – коэффициент выполнения норм рабочим.
Другой вариант расчета явочной численности по трудоемкости производственной программы осуществляется по следующей формуле
Nсм – число рабочих смен;
Квн – коэффициент выполнения норм.
Расчет численности работников по нормам выработки:
ОПпл – плановый объем продукции за определенный период времени;
Нвыр – плановая норма выработки за тот же период времени.
Расчет численности работников по рабочим местам:
С – количество рабочих смен;
Ксп – коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную.
Среднесписочное число рабочих рассчитывается по коэффициенту среднесписочного состава:
Нсп – среднесписочная численность работников;
Ксп – коэффициент среднесписочного состава работников. Он рассчитывается так:
Тпл – плановый фонд рабочего времени (число календарных рабочих дней);
Тфакт – фактический фонд рабочего времени одного рабочего (планируемое число рабочих дней).
Коэффициент выбытия кадров определяется отношением числа работников, уволенных по разным причинам, к среднесписочному числу работников:
,
Нсп – среднесписочная численность работников.
4.3. Производительность труда и ее показатели
Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии характеризуется производительностью труда. Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на производство единицы продукции.
Производительность труда измеряют показателем выработки продукции и трудоемкости продукции.
Выработка продукции определяется следующим образом:
,
Q – количество произведенной продукции;
Т – затраты рабочего времени на производство этой продукции.
В зависимости от того, в каких единицах выражены затраты рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни, средняя численность промышленно-производственного персонала), различают показатели почасовой, дневной и выработки на одного работника.
В зависимости от единиц измерения произведенной продукции различают натуральный и стоимостной методы определения выработки.
Натуральный метод состоит в измерении продукции в натуральных единицах (штуки, метры, тонны и т. п.). Достоинствами этого подхода является возможность группировки произведенной продукции по видам, сортам и т. п.; а также возможность непосредственно сравнить показатели производительности труда по отдельным видам продукции.
Стоимостной метод отличается измерением продукции в денежных единицах. В этом случае может быть использована валовая продукция, нормативная чистая и чистая продукция, стоимость обработки.
Трудоемкость продукции представляет собой отношение трудоемкости продукции на произведенную продукцию на данном предприятии:
В зависимости от характера и назначения затрат различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.
По объему исчисления различают трудоемкость операции, детали, изделия, товарной и валовой продукции.
По месту приложения труда выделяют трудоемкость рабочего места, бригады, участка, цеха, предприятия.
4.4. Факторы роста производительности труда
На предприятии факторами повышения производительности труда выступают следующие движущие силы:
Наряду с факторами роста производительности труда выделяют резервы, которые еще не использованы на данном предприятии. В свою очередь, резервы могут быть классифицированы в зависимости от времени, места их выявления и использования. По времени различают текущие и перспективные резервы. По месту выявления и использования – отраслевые, внутрипроизводственные.
Цели и задачи управления персоналом организации
В прогрессивных организациях уже давно не задаются вопросом, нужно ли управлять персоналом. Нужно. Более того, чтобы все работало максимально эффективно, следует понимать и признавать, что основная цель управления персоналом заключается не в том, чтобы заставить сотрудников хорошо работать и получать максимальную прибыль. Такое отношение давно осталось в советской эпохе.
Современная теория и практика доказывают, что цели управления персоналом:
Почему управление людьми считается самым сложным процессом? Потому что люди, в отличие от материальных активов:
Учитывая все это, нужно не только ориентироваться на профессиональные навыки и умения сотрудника, но и признать значимость его личности, а также понимать, чем можно мотивировать специалиста.
Задачи управления персоналом
Управлять людьми, значит решать многие цели и задачи управления персоналом, а именно:
Справиться со всеми этими задачами один человек не в силах. Именно поэтому в зарубежных странах отдел HR в финансово устойчивых организациях по численности специалистов составляет 1–1,2 % от общего числа сотрудников в компании.
Основные функции
Какие фактические действия нужно выполнять для эффективного управления персоналом? Условно их можно разделить на три большие группы:
Сначала нужно найти людей, которые хотели бы работать на конкретном предприятии, отобрать из претендентов подходящих специалистов, обучить новых сотрудников и ввести их в коллектив, помочь занять в нем свое место. В процессе работы персонал нужно обучать, развивать, оценивать и мотивировать. А еще – формировать кадровый резерв, следить за тем, чтобы каждый специалист был удовлетворен. Всем этим и занимается отдел HR.
Методы управления кадрами
Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.
Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:
Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.
Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.
Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:
Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.
Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:
Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.
Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.
У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:
В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину. Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению.
Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.
Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно:
Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.