к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения

Лекция №1 (личравит)

^ Основные предпосылки превращения человека в жертву

неблагоприятных условий социализации и их предупреждение

Социализация человека протекает с раннего возраста под воздействием многочисленных факторов. Среди них одни факторы, играют позитивную роль, стимулируют процесс целесообразной социализации, другие, и их достаточно много, несут в себе опасности и оказы­вают негативное влияние на социальное развитие, социализацию человека и носят по отношению к нему десоциализирующий характер. Исследования специалистов, свидетельствуют о том, что человек в социальном развитии, социализации очень уязвим (виктимен). В зависимости от индивидуального своеобразия, воздействия факторов и условий среды жизнедеятельности, воспитания, а также личной самодеятельности (активности, ведущей к саморазрушению, негативной десоциализации), этот человек оказывается в ситуации дезадаптации, десоциализации (виктимизации). Такой человек нуждается в помощи по предупреждению или преодолению негативных последствий социализации (виктимизации). Для этого его необходимо знать, знать причины его виктимизации, прогнозировать последствия ее проявления, возможности предупреждения и преодоления.

Виктимизации человека (группы) способствуют многочисленные факторы (обстоятельства). Они носят характер не благоприятных условий адаптации и социализации человека. По своей совокупности их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) имеющие постоянный характер: сиротство, инвалидность;

2) появляющиеся на определенном возрастном эта­пе и ведущие к дезадаптации и десоциализации: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.;

3) неустранимые (с позиции способности государства обеспечивать адаптивность среды жизнедеятельности человека): инвалидность, ограниченные возможности;

4) предотвращаемые или изме­няемые, негативно влияющие на человека, факторы: противоправное поведение, алкоголизм, наркомания и др.;

5) определяющие проблемность человека: кризисное состояние, аутичность и др.;

6) специфические (негативно направленные) жизненные обстоятельства: болезнь, миграция, влияния виктимогенной группы;

7) последствия природных катаклизм: землетрясения, наводнения, климатические аномалии и др.

В целом следует выделять объективные, субъективные предпосылки, виктимизации человека, а также объективные и субъективные факторы, обуславливающие ее проявление.

^ Виктимологическая профилактика — организованная целена­правленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т. д.), направленная на выявление и устра­нение различных виктимологически значимых явлений и про­цессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности чело­века, как потенциальной жертвы негативной дезадаптации и десоциализации. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилакти­ческих мер, предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей жизни.

Учитывая, что в основе виктимизации лежат личностный (субъективный) и средовый (объективный факторы, то в практике социальной педагогике особое место принадлежит предупреждению и преодолению виктимологического воздействия на отдельную личность, группу. С этой целью необходимо следующее:

^ В периоде внутриутробного развития плода : нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспоря­дочный образ жизни, плохое питание матери, меди­цинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

^ В дошкольной возрасте (0-6 лет): болезни и фи­зические травмы; эмоциональная тупость родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшен­ность; нищета семьи; отвержение сверстниками; анти­социальные соседи.

^ В младшем школьном возрасте (6-10 лет): нищета семьи; пьян­ство родителей; потеря родите­лей; отчим или мачеха; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя; отрицательное влияние сверст­ников; физические травмы и дефекты; изнасилование.

^ В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и ро­дителей; курение, токсикомания; изнасилование, растле­ние; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в преступные груп­пы; опережение или отставание в психосексуальном раз­витии; частые переезды семьи; развод родителей.

^ В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проститу­ция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические трав­мы и дефекты; непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реаль­ной жизнью; потеря жизненной перспективы.

^ В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; из­насилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовле­чение в противоправную деятельность, в тоталитар­ные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальный статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Таким образом, проблема социально-педагогической виктимизации человека исключительно емкая и сложная. Ее изучение позволяет искать наиболее оптимальные пути предупреждения и преодоления различных видов виктимизации человека (группы).

и необходимость ему социально-педагогической помощи

В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация для человека. Это понятие означает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и, из которой он не всегда способен достойно выйти (не может найти достойного для него выхода). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок. На него она особенно воздействует негативно, виктимно, оказывая влияние на адаптацию и социализацию растущего ребенка.

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;

в) самостоятельное прекращение родителями выполнять родительские обязанности по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка);

г) родители не могут по тем или другим причинам выполнять свои обязанности по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья – опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

з) не возможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские права:

отбывание родителями наказания;

— признание родителей недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);

— нахождение семьи в кризисном состоянии, не позволяющем ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия;

В зависимости от причин, по которым ребенок оказался в трудной жизненной ситуации, а также последствий, к которым она его привела, определяется содержание и способы оказания ему социально-педагогической помощи.

Источник

Социально-педагогическая виктимология. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Человек выступает и субъектом, иобъектом как социализации, так и десоциализации (виктимизации). Виктимология– это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием совокупности негативных внешних условий и факторов, способствующих его превращению в тот или иной тип жертвы неблагоприятной социализации.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть ярко выражены (определены) в ряде ситуаций (например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим). Они могут быть не выражены (не ярко выражены) внешне, но носить десоциализирующий характер (например, при совместной деятельности людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности). Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации (десоциализации). Он становится жертвой социализации (виктимизированным). Жертва социализации –человек, испытывающий на себе негативное влияние (испытавший последствия негативного влияния) внешнего характера (условий, ситуаций, действий посягателя и т.п.), определяющее его дезадаптацию и десоциализацию (приведшее его к дезадаптации и десоциализации).

Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации.

Акцентируя внимание на адаптации первоклассника и беря за основу социально-психологические условия жизнедеятельности в школе, можно выделить объективные и субъективные предпосылки виктимизации ребёнка-первоклассника, а также объективные и субьективные факторы, обусловливающее её проявление.

Субъективными предпосылкамивиктимизации вследствие неблагоприятных условий социализации ребенка являются его индивидуальные особенности, своеобразие позиции по отношению к себе и самопроявлению на личностном уровне. По своей сущности субъективные предпосылкихарактеризуются следующими проявлениями:

· генетической предрасположенностью человека к саморазрушающему и отклоняющемуся поведению.

· предрасположенностью личности реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей.

· недостаточной сформированностью устойчивости и меры гибкости ребенкаоткоторых во многом зависит – в состоянии ли он и в какой мере способен противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

· ценностными ориентациями, их несоответствием принятым в обществе (данном социуме) требованиям, определяющими место ребенка в социальной среде, его целеустремленность и способы самореализации в жизни;

· недостаточная степень развитости нравственно-волевых качеств, не позволяющая личности принимать рациональные решения и обеспечивать их достижение, что делает ребенка ведомым, подвластным лидерам не всегда позитивной направленности;

· склонностью человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на самого себя.

К субъективным предпосылкаманомальной социализации ребенка (виктимологического характера) относятся также его индивидуальные особенности, такие как:

· особые нужды (ограниченные возможности), связанные с недостатками физического, физиологического, соматического, психического развития;

На субъективные факторы накладываются объективные, что стимулирует проявление виктимизации человека.

Объективные факторы – это те средовые условия, в которых оказывается ребенок, и которые сказываются на его состоянии, возможности адаптироваться, проявиться, социализироваться. К ним относятся такие факторы виктимизации, как:

· природно-экологические климат, геопатогенные зоны; нахождение школы вблизи вредных производств;

· государственные (общественные) государственный строй, криминогенность, жизненный уровень, наличие общественных организаций, помогающих школе;

· катастрофы войны, землетрясения, наводнения, стихийные бедствия (пережитые ребенком);

· средовые сверстники асоциальной и антисоциальной направленности, семья «группы риска», аморальная семья и многие другие.

Человек, группанередко несут в себе разрушающий, подавляющий характер по отношению к отдельной личности, группе.

Объективные факторы нередко выступают в комплексе и во взаимосвязи с личностными (субъективными). В этом случае их виктимологическое влияние на человека значительно усиливается и трактуется как трудная жизненная ситуация.

Это понятие означает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и, из которой он не всегда способен достойно выйти (не может найти достойного для него выхода). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвимым в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок-первоклассник. На него она воздействует особенно негативно, виктимно, оказывая влияние на его адаптацию и социализацию.

Источник

Объективные и субъективные предпосылки превращения человека в жертву

Всевозможные влияния, предопределяющие превращение человека в тот или иной тип жертв, следует разделить на две группы: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами, многочисленны и многоуровневы. 1. Природно-климатические условия, от которых в значительной степени может зависеть физическое здоровье и психика человека. На Земле выявлены так называемые геопатогенные зоны, в которых у некоторых групп проживающего там населения развиваются специфические заболевания, характерные депрессивные состояния и психические расстройства. 2. Экологические загрязнения, радиация, шум и т.п. 3. Виктимогенным фактором в той или иной степени могут стать общество и государство. Низкий жизненный уровень, перекосы и несостыковки в законодательстве, безработица, отсутствие должной системы социальной реабилитации – все это выступает в качестве провоцирующих предпосылок виктимизации. 4. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства. 5. Катастрофы, войны, землетрясения, наводнения, департации и т.д. виктимизируют большие группы людей. 6. Как специфический виктимогенный фактор может быть выделена нестабильность в развитии общества и государства. Революции, перестройки, реформы и т.п. предполагают массовое появление жертв. 7. Группа, объединенная занятием, увлечением, которое не одобряется обществом или преследуется законом (азартные игры, преступная деятельность и т.п.). 8. Поселенческий фактор. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. 9. В качестве объективного фактора виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны, – идентификации, импритингу и др. 10. Как объективный фактор выступает и возрастная виктимизация. Общечеловеческие и индивидуальные особенности формируются в течение всей жизни человека, и в разные периоды в той или иной степени появляются психические новообразования, происходит изменение статуса человека. Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, главным образом, его индивидуальные особенности. От них зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой. В тех или иных жизненных обстоятельствах виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность–интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. то, каким образом она переживает, реализуя особую форму активности, критические жизненные ситуации.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источник

Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Прежде чем рассматривать объективныефакторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятия виктимогенность, виктимизация и виктимность.

Виктимогенностьобозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасно­стей, влияние которых может сделать человека жертвой этих об­стоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).

Виктимизация— процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимностьхарактеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жерт­венность, что традиционно понимается как синоним самоотвер­женности и т. п. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объек­тивно или субъективно могущих стать жертвами, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (А. С.Волович).

Объективные факторы, предопределяющие то или способству­ющие тому, что те или иные группы или конкретные люди стано­вятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социа­лизации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать природно-клима­тические условия той или иной страны, региона, местности, по­селения. Как уже говорилось ранее, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические ус­ловия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Экологичес­кие особенности местности могут привести к образованию геопа­тогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и/или которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей.

Пагубно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязне­нием — повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уров­ню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, са­моубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и ряда других терри­торий.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и госу дарство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жсрги неблагоприятных условий социализации, их многообразие, коли чественные, половозрастные, социально-культурные характерис­тики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из ко­торых может рассматриваться как непосредственно виктимоген-ные.

Так, в любом обществе наличествуют такие типы жертв как инвалиды и сироты, но условия их социализации могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социаль­ной защиты и общественного призрения; системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обя­занности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, произ­водственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Во многих странах имеются большие или меньшие группы миг­рантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жерт­вами, зависит от уровня социально-культурного развития обще­ства и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально-психологическим особен­ностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результа­те которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депорта­ции целых народов или социальных групп (так называемых кула­ков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехо Словакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы дела­ют своими жертвами не только тех, кто непосредственно был ими затронут, но и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и, в той или иной степени, на общество в целом.

В психологии начиная с 40-х гг. XX в. разрабатывается проблема диагностики и коррекции негативных психологических послед­ствий, возникающих в результате воздействия на человека комп­лекса стрсссогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обыч­ного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие).

В ходе Второй мировой войны было начато исследование стрес­совых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которые получили дальнейшее развитие в связи с вой­нами в Корее и во Вьетнаме. Эти, а также исследования других экстремальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) по­казали, что состояние, развивающееся у человека под их влияни­ем, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становиться все более отчетливо выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешнего благопо­лучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это со­стояние, получил название синдрома посттравматических стрес­совых нарушений. То есть в результате тех или иных экстремаль­ных обстоятельств социализации у человека появляется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятиле­тия эта проблема стала исследоваться и отечественными учеными в связи с афганской войной, чернобыльской аварией, землетря­сением в Армении, военными действиями в Чечне.

Помимо всего прочего виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных со­стояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений как появление «потерянных поколений», т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «аф­ганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале XX в.) и т.д.

Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление раз­рушенных поселений, создание нормальных условий жизни — одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы; реализация системы мер по социально-психологической реабилитации участников войн (например, по преодолению «афганского синдрома»).

Другой вариант — преобразование общественно-политическо­го строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и в Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортирован­ным и их потомкам.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обще­ствах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентич­ности у ряда представителей старших групп населения, к форми­рованию у младших поколений принципиально новых ценност­ных ориентации и жизненных устремлений и к другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (пра­вонарушителей, наркоманов, проституток и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших рес­публик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.

Количество и характер виктимогенности факторов, количе­ственный и качественный уровень виктимности, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилакти­ке и девиктимизации — показатели гуманности общества и госу­дарственной политики.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими усло­виями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стрес-соустойчивости и другие характеристики. Большое значение име­ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо­мические условия жизни населения, производственная и рекреа­ционная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо­графическая структуры населения, его культурный уровень, со­циально-психологический климат. От этих параметров зависит на­личие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социа­лизации в конкретном поселении и микросоциуме, количествен­ный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей — потенциальных жертв.

Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилиро вание грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рек­реационной инфраструктурой, низким культурным уровнем на­селения велика возможность массовой алкоголизации, амораль­ного и противоправного поведения.

Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30 %), социаль­но-психологический климат имеет явно антисоциальный и кри­минальный характер, что способствует появлению большого чис­ла маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически трав­мированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т.д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечислен­ных типов жертв.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциаль­ный характер. Но и на других возрастных этапах возможную вик-тимизирующую роль группы сверстников не следует недооцени­вать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь челове­ка в пьянство, а группа соседей или сослуживцев — способство­вать криминализации человека среднего возраста.

Фактором виктимизации человека любого возраста, но осо­бенно младших возрастных групп, может стать семья. Как свиде­тельствует приводившийся ранее пример семьи Джюков, склон­ность к асоциальному образу жизни, противоправному и/или са­моразрушительному поведению может передаваться по наслед­ству.

Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны, — идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений жен­щин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определен­ного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

Важно иметь в виду, что на каждом возрастном этапе суще­ствуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение человека с которы­ми наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: не­здоровье родителей, их пьянство и/или беспорядочный образ жиз­ни, плохое питание матери; тяжелая работа, отрицательное эмо­ционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0 — 6 лет): болезни иишхи ческие травмы; эмоциональная тупость и/или аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; неподготовленность и/или антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и/или их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6— 10 лет): амораль ность и/или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета се­мьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и/или сверстников; отрицательное влияние сверстников и/или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физичес­кие травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растле­ние.

В подростковом возрасте (11 —14 лет): пьянство, ал­коголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или ги­перопека; видеосмотрение; компьютерные игры (их содержание); ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнаси­лование, растление; физические травмы и дефекты; одиночество, травля со стороны сверстников; вовлечение в «фанатские», анти­социальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод роди­телей, их потеря.

В юношеском возрасте (18 —23 года): пьянство, нарко­мания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сек­суальные неудачи, стрессы; «фанатство», вовлечение в противо­правную деятельность, тоталитарные группы; одиночество; раз­рыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; сложности в адаптации после армии; невозможность про­должить образование.

В молодости (23 —33 года): нищета; алкоголизм, наркома­ния, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жи­лья, семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, про­фессиональная нереализованность, безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в проти­воправную деятельность, в тоталитарные группы.

Произойдет ли столкновение конкретного человека с какой-либо из этих опасностей, зависит во многом не только от объек­тивных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть свя­заны с индивидуальными особенностями человека.

к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть картинку к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Картинка про к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть картинку к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Картинка про к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Смотреть картинку к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Картинка про к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения. Фото к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *