к какой группе факторов превращения человека в жертву относят катастрофы землетрясения наводнения
Лекция №1 (личравит)
^ Основные предпосылки превращения человека в жертву
неблагоприятных условий социализации и их предупреждение
Социализация человека протекает с раннего возраста под воздействием многочисленных факторов. Среди них одни факторы, играют позитивную роль, стимулируют процесс целесообразной социализации, другие, и их достаточно много, несут в себе опасности и оказывают негативное влияние на социальное развитие, социализацию человека и носят по отношению к нему десоциализирующий характер. Исследования специалистов, свидетельствуют о том, что человек в социальном развитии, социализации очень уязвим (виктимен). В зависимости от индивидуального своеобразия, воздействия факторов и условий среды жизнедеятельности, воспитания, а также личной самодеятельности (активности, ведущей к саморазрушению, негативной десоциализации), этот человек оказывается в ситуации дезадаптации, десоциализации (виктимизации). Такой человек нуждается в помощи по предупреждению или преодолению негативных последствий социализации (виктимизации). Для этого его необходимо знать, знать причины его виктимизации, прогнозировать последствия ее проявления, возможности предупреждения и преодоления.
Виктимизации человека (группы) способствуют многочисленные факторы (обстоятельства). Они носят характер не благоприятных условий адаптации и социализации человека. По своей совокупности их можно классифицировать по следующим основаниям:
1) имеющие постоянный характер: сиротство, инвалидность;
2) появляющиеся на определенном возрастном этапе и ведущие к дезадаптации и десоциализации: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.;
3) неустранимые (с позиции способности государства обеспечивать адаптивность среды жизнедеятельности человека): инвалидность, ограниченные возможности;
4) предотвращаемые или изменяемые, негативно влияющие на человека, факторы: противоправное поведение, алкоголизм, наркомания и др.;
5) определяющие проблемность человека: кризисное состояние, аутичность и др.;
6) специфические (негативно направленные) жизненные обстоятельства: болезнь, миграция, влияния виктимогенной группы;
7) последствия природных катаклизм: землетрясения, наводнения, климатические аномалии и др.
В целом следует выделять объективные, субъективные предпосылки, виктимизации человека, а также объективные и субъективные факторы, обуславливающие ее проявление.
^ Виктимологическая профилактика — организованная целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т. д.), направленная на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека, как потенциальной жертвы негативной дезадаптации и десоциализации. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей жизни.
Учитывая, что в основе виктимизации лежат личностный (субъективный) и средовый (объективный факторы, то в практике социальной педагогике особое место принадлежит предупреждению и преодолению виктимологического воздействия на отдельную личность, группу. С этой целью необходимо следующее:
^ В периоде внутриутробного развития плода : нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.
^ В дошкольной возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи.
^ В младшем школьном возрасте (6-10 лет): нищета семьи; пьянство родителей; потеря родителей; отчим или мачеха; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя; отрицательное влияние сверстников; физические травмы и дефекты; изнасилование.
^ В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
^ В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.
^ В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальный статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Таким образом, проблема социально-педагогической виктимизации человека исключительно емкая и сложная. Ее изучение позволяет искать наиболее оптимальные пути предупреждения и преодоления различных видов виктимизации человека (группы).
и необходимость ему социально-педагогической помощи
В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация для человека. Это понятие означает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и, из которой он не всегда способен достойно выйти (не может найти достойного для него выхода). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок. На него она особенно воздействует негативно, виктимно, оказывая влияние на адаптацию и социализацию растущего ребенка.
б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
в) самостоятельное прекращение родителями выполнять родительские обязанности по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка);
г) родители не могут по тем или другим причинам выполнять свои обязанности по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья – опасность заразить ребенка и пр.);
д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
з) не возможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские права:
— отбывание родителями наказания;
— признание родителей недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
— нахождение семьи в кризисном состоянии, не позволяющем ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия;
В зависимости от причин, по которым ребенок оказался в трудной жизненной ситуации, а также последствий, к которым она его привела, определяется содержание и способы оказания ему социально-педагогической помощи.
Социально-педагогическая виктимология. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
Человек выступает и субъектом, иобъектом как социализации, так и десоциализации (виктимизации). Виктимология– это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием совокупности негативных внешних условий и факторов, способствующих его превращению в тот или иной тип жертвы неблагоприятной социализации.
Роли виктимизатора и жертвы могут быть ярко выражены (определены) в ряде ситуаций (например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим). Они могут быть не выражены (не ярко выражены) внешне, но носить десоциализирующий характер (например, при совместной деятельности людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности). Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации (десоциализации). Он становится жертвой социализации (виктимизированным). Жертва социализации –человек, испытывающий на себе негативное влияние (испытавший последствия негативного влияния) внешнего характера (условий, ситуаций, действий посягателя и т.п.), определяющее его дезадаптацию и десоциализацию (приведшее его к дезадаптации и десоциализации).
Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации.
Акцентируя внимание на адаптации первоклассника и беря за основу социально-психологические условия жизнедеятельности в школе, можно выделить объективные и субъективные предпосылки виктимизации ребёнка-первоклассника, а также объективные и субьективные факторы, обусловливающее её проявление.
Субъективными предпосылкамивиктимизации вследствие неблагоприятных условий социализации ребенка являются его индивидуальные особенности, своеобразие позиции по отношению к себе и самопроявлению на личностном уровне. По своей сущности субъективные предпосылкихарактеризуются следующими проявлениями:
· генетической предрасположенностью человека к саморазрушающему и отклоняющемуся поведению.
· предрасположенностью личности реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей.
· недостаточной сформированностью устойчивости и меры гибкости ребенкаоткоторых во многом зависит – в состоянии ли он и в какой мере способен противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.
· ценностными ориентациями, их несоответствием принятым в обществе (данном социуме) требованиям, определяющими место ребенка в социальной среде, его целеустремленность и способы самореализации в жизни;
· недостаточная степень развитости нравственно-волевых качеств, не позволяющая личности принимать рациональные решения и обеспечивать их достижение, что делает ребенка ведомым, подвластным лидерам не всегда позитивной направленности;
· склонностью человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на самого себя.
К субъективным предпосылкаманомальной социализации ребенка (виктимологического характера) относятся также его индивидуальные особенности, такие как:
· особые нужды (ограниченные возможности), связанные с недостатками физического, физиологического, соматического, психического развития;
На субъективные факторы накладываются объективные, что стимулирует проявление виктимизации человека.
Объективные факторы – это те средовые условия, в которых оказывается ребенок, и которые сказываются на его состоянии, возможности адаптироваться, проявиться, социализироваться. К ним относятся такие факторы виктимизации, как:
· природно-экологические – климат, геопатогенные зоны; нахождение школы вблизи вредных производств;
· государственные (общественные) – государственный строй, криминогенность, жизненный уровень, наличие общественных организаций, помогающих школе;
· катастрофы – войны, землетрясения, наводнения, стихийные бедствия (пережитые ребенком);
· средовые – сверстники асоциальной и антисоциальной направленности, семья «группы риска», аморальная семья и многие другие.
Человек, группанередко несут в себе разрушающий, подавляющий характер по отношению к отдельной личности, группе.
Объективные факторы нередко выступают в комплексе и во взаимосвязи с личностными (субъективными). В этом случае их виктимологическое влияние на человека значительно усиливается и трактуется как трудная жизненная ситуация.
Это понятие означает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и, из которой он не всегда способен достойно выйти (не может найти достойного для него выхода). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвимым в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок-первоклассник. На него она воздействует особенно негативно, виктимно, оказывая влияние на его адаптацию и социализацию.
Объективные и субъективные предпосылки превращения человека в жертву
Всевозможные влияния, предопределяющие превращение человека в тот или иной тип жертв, следует разделить на две группы: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами, многочисленны и многоуровневы. 1. Природно-климатические условия, от которых в значительной степени может зависеть физическое здоровье и психика человека. На Земле выявлены так называемые геопатогенные зоны, в которых у некоторых групп проживающего там населения развиваются специфические заболевания, характерные депрессивные состояния и психические расстройства. 2. Экологические загрязнения, радиация, шум и т.п. 3. Виктимогенным фактором в той или иной степени могут стать общество и государство. Низкий жизненный уровень, перекосы и несостыковки в законодательстве, безработица, отсутствие должной системы социальной реабилитации – все это выступает в качестве провоцирующих предпосылок виктимизации. 4. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства. 5. Катастрофы, войны, землетрясения, наводнения, департации и т.д. виктимизируют большие группы людей. 6. Как специфический виктимогенный фактор может быть выделена нестабильность в развитии общества и государства. Революции, перестройки, реформы и т.п. предполагают массовое появление жертв. 7. Группа, объединенная занятием, увлечением, которое не одобряется обществом или преследуется законом (азартные игры, преступная деятельность и т.п.). 8. Поселенческий фактор. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. 9. В качестве объективного фактора виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны, – идентификации, импритингу и др. 10. Как объективный фактор выступает и возрастная виктимизация. Общечеловеческие и индивидуальные особенности формируются в течение всей жизни человека, и в разные периоды в той или иной степени появляются психические новообразования, происходит изменение статуса человека. Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, главным образом, его индивидуальные особенности. От них зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой. В тех или иных жизненных обстоятельствах виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность–интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. то, каким образом она переживает, реализуя особую форму активности, критические жизненные ситуации.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации
Прежде чем рассматривать объективныефакторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятия виктимогенность, виктимизация и виктимность.
Виктимогенностьобозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).
Виктимизация— процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимностьхарактеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности и т. п. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (А. С.Волович).
Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.
Фактором виктимизации человека могут стать природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось ранее, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и/или которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей.
Пагубно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязнением — повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.
Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и ряда других территорий.
Фактором виктимизации человека могут стать общество и госу дарство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жсрги неблагоприятных условий социализации, их многообразие, коли чественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимоген-ные.
Так, в любом обществе наличествуют такие типы жертв как инвалиды и сироты, но условия их социализации могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения; системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.
Во многих странах имеются большие или меньшие группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жертвами, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально-психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортации целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехо Словакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами не только тех, кто непосредственно был ими затронут, но и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и, в той или иной степени, на общество в целом.
В психологии начиная с 40-х гг. XX в. разрабатывается проблема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрсссогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие).
В ходе Второй мировой войны было начато исследование стрессовых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которые получили дальнейшее развитие в связи с войнами в Корее и во Вьетнаме. Эти, а также исследования других экстремальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) показали, что состояние, развивающееся у человека под их влиянием, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становиться все более отчетливо выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешнего благополучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых нарушений. То есть в результате тех или иных экстремальных обстоятельств социализации у человека появляется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятилетия эта проблема стала исследоваться и отечественными учеными в связи с афганской войной, чернобыльской аварией, землетрясением в Армении, военными действиями в Чечне.
Помимо всего прочего виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений как появление «потерянных поколений», т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале XX в.) и т.д.
Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни — одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы; реализация системы мер по социально-психологической реабилитации участников войн (например, по преодолению «афганского синдрома»).
Другой вариант — преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и в Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.
Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности у ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентации и жизненных устремлений и к другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушителей, наркоманов, проституток и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.
Количество и характер виктимогенности факторов, количественный и качественный уровень виктимности, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилактике и девиктимизации — показатели гуманности общества и государственной политики.
Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими условиями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стрес-соустойчивости и другие характеристики. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреационная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей — потенциальных жертв.
Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилиро вание грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреационной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения.
Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30 %), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т.д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечисленных типов жертв.
Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. Но и на других возрастных этапах возможную вик-тимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживцев — способствовать криминализации человека среднего возраста.
Фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Как свидетельствует приводившийся ранее пример семьи Джюков, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и/или саморазрушительному поведению может передаваться по наследству.
Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны, — идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.
Важно иметь в виду, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение человека с которыми наиболее вероятно.
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и/или беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; тяжелая работа, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0 — 6 лет): болезни иишхи ческие травмы; эмоциональная тупость и/или аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; неподготовленность и/или антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и/или их дети; видеосмотрение.
В младшем школьном возрасте (6— 10 лет): амораль ность и/или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и/или сверстников; отрицательное влияние сверстников и/или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11 —14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры (их содержание); ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; физические травмы и дефекты; одиночество, травля со стороны сверстников; вовлечение в «фанатские», антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей, их потеря.
В юношеском возрасте (18 —23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; «фанатство», вовлечение в противоправную деятельность, тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; сложности в адаптации после армии; невозможность продолжить образование.
В молодости (23 —33 года): нищета; алкоголизм, наркомания, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жилья, семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, профессиональная нереализованность, безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы.
Произойдет ли столкновение конкретного человека с какой-либо из этих опасностей, зависит во многом не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).