Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические вещества, потребляемые животными.
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.
В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем, что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.
Экологическая пирамида
Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы (пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей с повышением трофического уровня.
Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.
Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и 10000 кг фитопланктона.
Агроценоз
Факторы экосистемы
К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).
В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились «озоновые дыры», ускорилось глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.
За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ, растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого организма вырабатывается своя адаптация.
Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.
Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность человека играет решающий фактор в исчезновении видов.
Закон оптимума
За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума, то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах выносливости организма. За пределами выносливости организма происходит его гибель.
Фактор, по своему значению находящийся на пределе выносливости организма, или выходящий за такое значение, называется ограничивающим (лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значения.
Метафорически представить этот закон можно с помощью «бочки Либиха». Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора сводит на нет благоприятность остальных факторов.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Форма взаимовыгодного облигатного симбиоза. Примером мутуализма могут послужить взаимоотношения между рыбой-клоуном и актинией. Рыба-клоун спасается от врагов среди щупалец актинии, проводит там санитарную обработку: она удаляет из актинии непереваренные остатки пищи, вентилирует воду.
Примером таких взаимоотношений может послужить «квартиранство», при котором один из организмов использует другой как жилище: в мантийную полость двустворчатых моллюсков откладывают икринки рыбы-горчаки, благодаря чему развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но не приносят ни вреда, ни пользы самому моллюску.
Также примером является и «нахлебничество». Под этот термин подпадают отношения между акулой и рыбой-прилипалой. Рыба-прилипала (комменсал) прикрепляется к акуле, преодолевает большие расстояния и питается остатками пищи, расплывающимися в стороны после трапезы акулы.
Паразитизм также является способом симбиоза. При этой форме отношений один организм (паразит) использует другой (хозяина) в качестве источника питания (и среды обитания), при этом частично/полностью возлагая на него регуляцию своих отношений с внешней средой.
Паразитизм бывает облигатный, в случае если паразит не может жить без хозяина, к примеру, у вирусов. Может быть факультативный, если паразит способен существовать без хозяина: комары, блохи, вши, паразитические черви.
В современной экологии в понятие хищничества вкладывается форма взаимоотношения, при которой один организм питается органами и тканями другого, при этом между двумя организмами отсутствуют симбиотические связи. То есть они никак не зависят друг от друга.
Иногда понятие хищничества обобщается, и в него включают плотоядных, растительноядных, всеядных животных и паразитов.
При этой форме взаимоотношений виды не оказывают друг на друга практически никакого влияния. Они редко встречаются из-за разности типов питания, экологических ниш.
При аменсализме один вид подавляет другой без извлечения выгоды для себя и без обратного отрицательного влияния с подавляемой стороны. Примерами аменсализма являются высокие широкие кроны взрослых деревьев, которые практически не пропускают свет в подлесок и тем самым угнеют рост молодых растений, мхов.
Аллелопатией называют подавление одного вида организмов другим (и обратное воздействие) вследствие выделения токсичных веществ. Часто встречается у микроорганизмов, грибов.
Примером может считаться выделение антибиотиков двумя близкорасположенными бактериями. В этом случае антибиотик каждой бактерии будет замедлять рост и развитие другой, может приводить к гибели.
Если у особей, принадлежащих к двум разным видам (или к одному), сходный образ жизни, кормовая база, занимаемая ими экологическая ниша, ограниченные возможности для полового размножения: между ними возникает конкуренция.
Особенно часто возникает конкуренция между особями одного вида, ведь их потребности совершенно одинаковы. Недаром самым ожесточенным вариантом борьбы за существование считается внутривидовая борьба.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
К какой группе экологических факторов относится хищничество
Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).
Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР
ВИД ФАКТОРА
Б) отсутствие корма
Г) бобровая плотина
Д) внесение удобрений в почву
Е) смена времен года
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Абиотические — снежный покров, смена времен года. Биотические — хищничество, отсутсвие корма, бобровая плотина. Антропогенные — внесение удобрений в почву.
почему отсутствие корма отнесли к биотическим факторам, не к антропогенным?
К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Здравствуйте. Я считаю, что вам следует изменить формулировку «Б», так как «корм» это не совсем корректно. Можно заменить, как «дефицит пищевых ресурсов», просто слово «корм» чаще всего используют в сельскохозяйственной деятельности (т. е. антропогенный фактор), но реже по отношению к естественной среде. Извините, если придираюсь, но это сбивает с толку ученика, проходящего этот тест.
Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов окружающей среды. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).
К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).
К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР
ГРУППА ФАКТОРОВ
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Антропогенный фактор — случайное или преднамеренное воздействие человека на организмы (прямое) или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания (опосредованное).
Абиотические факторы — или факторы неживой природы; например, климатические, температурные условия, влажность, освещенность, химический состав атмосферы, почвы, воды, особенности рельефа.
Биотические факторы — все организмы и непосредственные продукты их жизнедеятельности. Организмы одного вида вступают в различные по характеру отношения, как друг с другом, так и с представителями других видов.
Биотические: зарастание пруда ряской; увеличение численности мальков рыб; поедание мальков рыбы жуком-плавунцом. Абиотические: образование льда; смыв в реку минеральных удобрений.
Да, конечно, это косвенное воздействие. Но всё же внесение удобрений в почву − это антропогенное воздействие, а смыв в реку, − это уже абиотическое.
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) повышение концентрации СО2 в атмосфере из-за транспорта
Б) зарастание просеки в лесу
В) изменение ландшафта из-за извержения вулкана
Д) превращение болота в луг вследствие осушения
Е) выпадение меньшего среднегодового количества осадков
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) абиотический: В) изменение ландшафта из-за извержения вулкана; Г) усиление ветра; Е) выпадение меньшего среднегодового количества осадков
2) биотический: Б) зарастание просеки в лесу;
3) антропогенный: А) повышение концентрации СО2 в атмосфере из-за транспорта; Д) превращение болота в луг вследствие осушения
Антропогенный фактор — случайное или преднамеренное воздействие человека на организмы (прямое) или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания (опосредованное).
Абиотические факторы — или факторы неживой природы; например, климатические, температурные условия, влажность, освещенность, химический состав атмосферы, почвы, воды, особенности рельефа.
Биотические факторы — все организмы и непосредственные продукты их жизнедеятельности. Организмы одного вида вступают в различные по характеру отношения, как друг с другом, так и с представителями других видов.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых экологических факторов относят к абиотическим?
1) температура воздуха
2) взаимодействие карася и щуки
3) возведение дамб на реках
4) среднее количество осадков за год
Абиотические факторы: 1) температура воздуха; 4) среднее количество осадков за год; 5) солёность воды
Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора
Антропогенный фактор — случайное или преднамеренное воздействие человека на организмы (прямое) или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания (опосредованное).
Абиотические факторы — или факторы неживой природы; например, климатические, температурные условия, влажность, освещенность, химический состав атмосферы, почвы, воды, особенности рельефа.
Биотические факторы — все организмы и непосредственные продукты их жизнедеятельности. Организмы одного вида вступают в различные по характеру отношения, как друг с другом, так и с представителями других видов.
Экологические факторы характеризуются интенсивностью действия, оптимальностью значения (оптимумом), максимальным и минимальным значениями, в пределах которых возможна жизнь конкретного организма.
Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости, или выходит за них называется ограничивающим.
(Г. И. Лернер «Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»)
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим?
1) наличие видов-конкурентов
3) внесение удобрений
4) наличие паразитов
5) содержание ионов металлов в почве
6) рельеф местности
Абиотические факторы: 2) солёность воды; 5) содержание ионов металлов в почве; 6) рельеф местности
Биотические факторы: 1) наличие видов-конкурентов
Антропогенные факторы: 3) внесение удобрений
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых факторов среды можно отнести к абиотическим?
Экологические факторы – это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:
Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура воздуха для человека – 22º.
Фактор, который находится дальше всего от оптимума, называется лимитирующим (ограничивающим), например, для растений в степи и в пустыне это недостаток воды, а в еловом лесу и на дне моря – недостаток света.
Биотические факторы, они же Примеры внутри- и межвидовой БЗС
1. Хищники – убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса). 2. Паразиты – поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулёзная палочка, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.)
3. Cимбионты – получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе. Например:
4. Конкуренты – нуждаются в одинаковой пище и/или территории. Наиболее острая конкуренция возникает между особями одного вида.
Еще можно почитать
Задания части 1
ФАКТОРЫ Установите соответствие между характеристиками организмов и экологическими группами: 1) с широкими пределами выносливости, 2) с узкими пределами выносливости. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) низкая экологическая пластичность Б) большой диапазон действия фактора В) специализированные холодолюбивые виды Г) стабильные условия обитания Д) выживание при больших колебаниях температур Е) существование при любом показателе влажности среды
АБИОТИЧЕСКИЕ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? 1) температура воздуха 2) загрязнение парниковыми газами 3) наличие неперерабатываемого мусора 4) наличие дороги 5) освещённость 6) концентрация кислорода
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. К абиотическим компонентам экосистемы степи относят: 1) травянистую растительность 2) ветровую эрозию 3) минеральный состав почвы 4) режим выпадения осадков 5) видовой состав микроорганизмов 6) сезонный выпас домашнего скота
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных ниже факторов относятся к абиотическим? 1) забота о потомстве 2) ширина приливно-отливной зоны 3) рельеф местности 4) летучие выбросы на мусоросжигательном заводе 5) глубина залегания грунтовых вод 6) температура водоёма в месте сброса сточных вод
2. Установите соответствие между процессом, происходящим в лесном биоценозе, и экологическим фактором, который он характеризует: 1) биотический, 2) абиотический А) взаимоотношения тлей и божьих коровок Б) заболачивание почвы В) суточное изменение освещенности Г) конкуренция между видами дроздов Д) повышение влажности воздуха Е) воздействие гриба-трутовика на берёзу
3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) воздействие атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
4. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) ультрафиолетовые излучения Б) пересыхание водоемов во время засухи В) миграции животных Г) опыление растений пчелами Д) фотопериодизм Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы
5. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: 1) биотические, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) увеличение численности паразитов
6ф. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса Д) конкуренция за территорию между самцами тигров
7сб. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) вытеснение чёрной крысы из ареала особями серой крысы Б) отлёт ласточек и стрижей на места зимовок в связи с сокращением светового дня В) обильное размножение насекомых Г) усиление силы ветра Д) понижение уровня воды в озере Е) увеличение количества осадков
2. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) Биотические, 2) Абиотические, 3) Антропогенные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке. А) Осенний листопад Б) Высадка деревьев в парке В) Образование азотной кислоты в почве во время грозы Г) Освещенность Д) Борьба за ресурсы в популяции Е) Выбросы фреонов в атмосферу
3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам. А) изменение газового состава атмосферы Б) распространение семян растений животными В) осушение болот человеком Г) увеличение численности консументов в биоценозе Д) смена времен года Е) вырубка лесов
4. Установите соответствие между экологическими факторами и группами факторов: 1) абиотические, 2) биотические, 3) антропогенные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам. А) строительство водохранилища Б) промерзание водоёмов зимой В) увеличение численности рыбы при ограничении вылова Г) замор рыбы при разрастании элодеи Д) гибель куропаток при увеличении численности паразитов Е) лесной пожар, вызванный грозой
5. Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: 1) антропогенные, 2) абиотические, 3) биотические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам. А) вырубка леса Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели Г) подтопление леса во время половодья Д) внесение минеральных удобрений Е) линька зайца при изменении длины светового дня
БИОТИЧЕСКИЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу? 1) сокращение численности сов, ежей, лис 2) большой урожай семян ели 3) увеличение численности паразитов 4) рубка деревьев 5) глубокий снежный покров зимой 6) уменьшение численности паразитов
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие изменения в экосистеме могут приводить к увеличению численности популяции растительноядных рыб в пруду? 1) увеличение численности водных растений 2) увеличение численности паразитов растительноядных рыб 3) уменьшение численности конкурентов 4) увеличение сброса тёплых вод 5) образование толстого ледяного покрова зимой 6) уменьшение численности хищных рыб
АНТРОПОГЕННЫЕ 1. Выберите три варианта. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе? 1) увеличение численности хищников 2) отстрел животных 3) подкармливание животных 4) распространение инфекционных заболеваний 5) вырубка деревьев 6) суровые погодные условия зимой
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе? 1) вырубка деревьев 2) увеличение затененности 3) недостаток влаги в летний период 4) сбор дикорастущих растений 5) низкая температура воздуха зимой 6) вытаптывание почвы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы в природе относят к антропогенным факторам? 1) разрушение озонового слоя 2) суточное изменение освещённости 3) конкуренция в популяции 4) накопление в почве гербицидов 5) взаимоотношения хищников и их жертв 6) усиление парникового эффекта
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством? 1) разрушение озонового слоя атмосферы 2) сезонные изменения освещённости поверхности суши 3) падение численности китообразных животных 4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад 5) накопление в почве гумуса в результате листопада 6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы: 1) сбор цветущих растений 2) увеличение численности консументов первого порядка 3) вытаптывание растений туристами 4) уменьшение влажности почвы 5) вырубка дуплистых деревьев 6) увеличение численности консументов второго и третьего порядков
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Среди перечисленных экологических факторов укажите антропогенные. 1) распашка целинных земель 2) суточное изменение освещённости 3) сезонное изменение влажности 4) годовые колебания температуры воздуха 5) создание заповедных территорий 6) повышение содержания свинца в почве вблизи автострад
============ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности белок в хвойном лесу приводят следующие факторы: 1) сокращение численности хищных птиц и млекопитающих 2) вырубка хвойных пород деревьев 3) урожай еловых шишек после теплого сухого лета 4) увеличение активности хищников 5) вспышка эпидемий 6) глубокий снежный покров зимой
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов могут привести к уменьшению численности особей в популяции зайца-беляка? 1) увеличение пищевых ресурсов 2) увеличение числа лисиц и волков 3) уменьшение количества пищевых конкурентов 4) бесснежные морозные зимы 5) увеличение количества кишечных паразитов 6) повышенное атмосферное давление
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Численность консументов I порядка в пресноводном водоеме может сократиться вследствие 1) увеличения численности ракообразных 2) проявления действия стабилизирующего отбора 3) сокращения численности щук 4) увеличения численности серой цапли 5) глубокого промерзания водоема зимой 6) увеличения численности налима и окуня
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие факторы внешней среды могут привести к сокращению численности личинок пяденицы? 1) сильное грибковое поражение древесного яруса 2) вирусная эпидемия в популяции синиц 3) усиление пушного промысла белок 4) отстрел ястребов 5) увеличение кормовой базы лисиц 6) всплеск численности сосновых пилильщиков
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели? 1) пресная вода 2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л 3) температура воды +29 градусов 4) соленость воды 5) освещенность водоема 6) скорость течения реки
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем 1) сокращается число насекомоопыляемых растений 2) возрастает численность хищных птиц 3) увеличивается количество травоядных животных 4) увеличивается численность ветроопыляемых растений 5) изменяется водный горизонт почвы 6) уменьшается численность насекомоядных птиц
Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. 1) нахлебничество 2) конкуренция 3) паразитизм 4) хорёк и куница 5) лисица и мышь 6) взаимное ослабление организмов 7) взаимовыгодное сожительство организмов 8) нейтрализм
ХИЩНИЧЕСТВО 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отношения хищник-жертва устанавливаются между 1) майским жуком и насекомоядными птицами 2) собакой и блохами 3) зайцем и лисой 4) лососем и миногой 5) свиньей и человеком 6) человеком и свиным цепнем
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник-жертва? 1) волк и заяц 2) рыба и минога 3) человек и аскарида 4) наездник и личинка бабочки 5) тля и божья коровка 6) личинка комара и личинка стрекозы
2. Установите соответствие между парами животных и типами отношений, которые эти пары иллюстрируют: 1) паразит – хозяин, 2) хищник – жертва. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) гидра – дафния Б) рысь – заяц-беляк В) аскарида – человек Г) чёрный коршун – лесная мышь Д) таёжный клещ – обыкновенная лиса
ПАРАЗИТИЗМ Выберите один, наиболее правильный вариант. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает 1) вирус 2) плесневый гриб 3) бактерия-паразит 4) бактерия-сапротроф
2. Установите соответствие между организмами и их типом питания: 1) сапротроф, 2) паразит. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) стафилококк Б) молочнокислая бактерия В) дизентерийная палочка Г) пеницилл Д) вирус гриппа Е) дрожжи
2. Установите соответствие между организмами и видом отношений, которые существуют между ними: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) гриб и водоросль в лишайнике Б) осина и подосиновик В) бычий цепень и человек Г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений Д) блоха и млекопитающее
2. Установите соответствие между характеристиками и типами биотических связей: 1) мутуализм, 2) конкуренция, 3) паразитизм. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке. А) отношения отрицательны для обоих участников Б) только один организм получает выгоду в отношениях В) оба организма борются за одни и те же пищевые ресурсы Г) отношения взаимовыгодны Д) один организм причиняет вред другому, используя его как среду обитания Е) необходимо обязательное присутствие обоих партнёров для их выживания
СИМБИОЗ Выберите один, наиболее правильный вариант. Что представляет собой микориза? 1) грибокорень 2) корневую систему растения 3) грибницу, распространившуюся в почве 4) нити гриба, образующие плодовое тело
Выберите один, наиболее правильный вариант. Микориза гриба представляет собой 1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела 2) множество вытянутых в длину клеток 3) сложные переплетения гифов 4) сожительство гриба и корней растений
СИМБИОЗ ПРИМЕРЫ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами симбиотических отношений являются: 1) гриб трутовик и береза 2) росянка и насекомые 3) клубеньковые бактерии и бобовые растения 4) целлюлозоразрушающие бактерии и растительноядные животные 5) каннибализм у хищных рыб 6) актиния и рак-отшельник
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между 1) берёзами и елями 2) берёзами и грибами-трутовиками 3) тлями и муравьями 4) ежами и насекомоядными птицами 5) берёзами и подберёзовиками 6) черемухой и опыляющими её мухами
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения? 1) божья коровка и жужелица 2) пшеница и сорное растение пырей ползучий 3) пеницилл и молочнокислые бактерии 4) маслёнок и сосна 5) рябина и дрозд-рябинник 6) муравей и тля
КОНКУРЕНЦИЯ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Конкурентные отношения в экосистемах могут устанавливаться между 1) стрижами и утками 2) лосями и волками 3) волками и лисицами 4) щуками и окунями 5) елями и берёзами 6) берёзами и подберёзовиками