к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами

Педагогический конфликт

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники — несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

Содержание

Причины педагогических конфликтов

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.

Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

2. К субъективным причинам относятся:

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология — это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приемов их конструктивного регулирования.

Предмет педагогической конфликтологии — факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.

Объект педагогической конфликтологии — системные, процессуальные и результативные конфликты в образовании.

Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:

Составление такой карты позволит:

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

Источник

Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»

к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами. Смотреть фото к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами. Смотреть картинку к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами. Картинка про к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами. Фото к какой группе эффективности можно отнести отсутствие конфликтов с педагогами Анна Мовсисян
Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»

Мовсисян Анна Давидовна

Детский сад № 56 Калининского района

Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликт — столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые, кратковременные и затяжные, явные и скрытые. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликт.

Продуктивный (конструктивный) конфликтимеет следующие позитивные моменты:

• • способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

• • происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие»; находятся средства для предотвращения будущих конфликтов;

• • происходит отрицание старых отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

• • изживается внутренняя напряженность, разряжаются агрессивные чувства, фрустрации, неврозы;

• • способ самоутверждения личности;

• • межгрупповые конфликты приводят к групповой интеграции, росту солидарности и сплоченности группы.

Но конфликты целесообразнее решать мирным, конструктивным путем.

Компонент конфликта — педагогическая ситуация — реальная обстановка в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.

• • ситуация деятельности — возникает по поводу выполнения учащимися учебных или других видов заданий или поручений;

• • ситуация поведения — возникает как следствие нарушения учащимися правил поведения в школе, дома, в общественном месте;

• • ситуация отношений — возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися.

Особенности педагогического конфликта:

• • профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• • участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• • разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• • различное понимание событий и их причин участниками;

• • педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• • присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• • профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.

Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.

Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка,эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. «Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания» (Д. Таннэн).

Операции по созданию взаимодействия в конфликте:

• • добиться адекватного восприятия друг друга;

• • не отвечать на агрессию агрессией;

• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• • стараться выразить свое понимание;

• • не делать скоропалительных выводов;

• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.

• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;

• • не перебивать без необходимости;

• • не навязывать свою точку зрения;

• • не быть категоричным;

• • в своих доводах опираться па факты.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным.Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).

Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.

Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка,эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. «Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания» (Д. Таннэн).

Операции по созданию взаимодействия в конфликте:

• • добиться адекватного восприятия друг друга;

• • не отвечать на агрессию агрессией;

• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• • стараться выразить свое понимание;

• • не делать скоропалительных выводов;

• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.

• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;

• • не перебивать без необходимости;

• • не навязывать свою точку зрения;

• • не быть категоричным;

• • в своих доводах опираться па факты.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным.Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).

Программа педагогической деятельности «Весёлые ладошки» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» Василий Александрович Сухомлинский. В сентябре с детьми 3-летнего.

Консультация «Детские конфликты» Детские конфликты. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У.

Консультация «Конфликты и их решение» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец.

Консультация для родителей «Детские конфликты» Детские конфликты Ребенок растет веселым и покладистым, но стоит ему оказаться на детской площадке, как начинаются ссоры с детьми: то игрушку.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация педагогам по организации педагогической деятельности Консультация педагогам по организации педагогической деятельности Шубенкина Оксана Для реализации задач используются следующие методы.

Консультация «Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе» Консультация «Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе» Ступицкая О. В. Что такое ОТКЛОНЕНИЕ Это поведение индивида.

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности ДОУ «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Источник

Конфликты в педагогической деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса. Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности, девиантному поведению, страху школы, низкой самооценке, суициду и к острому конфликту с учителем.

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.

Особенности педагогических конфликтов

Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.

Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.

Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.

Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.

Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.

Определить роль ведущего в разборе конфликта.

Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.

Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.

Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?

Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

«Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности».

— знакомство со стратегиями поведения в конфликте;

— исследование специфики собственного поведения в ситуациях конфликта в педагогической деятельности;

— знакомство с эффективными способами разрешения конфликтов в педагогической деятельности;

— отработка навыков эффективного разрешения конфликтов.

Упражнение «Датский бокс»

— включение в тему занятия;

— изучение участниками собственных стратегий поведения в конфликте.

Необходимое время: 5 минут.

Ведущий рассказывает участникам, что в древние времена Данию населяли племена варваров. По легенде, мужчины в этих племенах были очень агрессивны и часто устраивали между собой кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «датская борьба». Группе предлагается провести соревнования по датской борьбе. Участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Они протягивают друг другу руки как для рукопожатия. касаются друг друга пальцами и соединяют их в «замок», при этом большие пальцы отставлены и направлены вверх. Это – исходная позиция. Бой ведется отставленными пальцами. Необходимо своим большим пальцем «поймать» большой палец напарника, прижав его к «замку» ладоней. Важно, чтобы во время поединка основания ладоней обоих участников были плотно прижаты друг к другу.

Ведущий говорит, что «бой» будет длиться две минуты. Задача каждого участника – как можно больше раз поймать и прижать большой палец своего противника.

2. Основное содержание

Упражнение «Смысловое поле конфликта»

— работа с семантическим полем понятия «конфликт».

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: ксерокопия приложения 1 к занятию, чистые листы бумаги и ручки для каждого участника, доска или флипчарт.

Приложения: список понятий, связанных со словом «конфликт» (приложение 1).

Ведущий говорит участниками, что. несмотря на то что у слова «конфликт» есть совершенно определенное значение каждый из нас, в зависимости от собственного жизненного опыта наполняет это понятие своим личностным смыслом. Участникам предлагается поработать с тем, что же для них значит «конфликт».

Каждому участнику раздаются по одной ксерокопии приложения 1 и по одному чистому листу. Участникам предлагается ознакомиться со списком понятий, приведенных в приложении. Каждое из них имеет некоторое отношение к понятию «конфликт», но какие-то ближе к этому понятию, возможно, являются его синонимами, а другие имеют с ним более отдаленную связь.

Ведущий предлагает участникам взять чистый лист бумаги и в центре

его написать слово «конфликт». Каждое из понятий, приведенных в приложении1, необходимо расположить на этом листе вокруг слова «конфликт» так, чтобы понятия, наиболее близкие к слову «конфликт», находились ближе к нему, а чем меньше понятие связано с этим словом, тем дальше оно должно располагаться от слова «конфликт».

Когда эта работа проделана, ведущий просит участников по кругу назвать по три наиболее близких и по три наиболее далеких от слова «конфликт» понятия. Все сказанное участниками ведущий фиксирует на доске или флипчарте, разделенном пополам вертикальной линией. Каждому из названных понятий ведущий присваивает «индекс», в зависимости от того, сколько участников упомянули его. В результате получается общегрупповой рейтинг наиболее близких и далеких к слову «конфликт» понятий, который обсуждается членами группы.

Вопросы для обсуждения:

Какие понятия оказались ближе к понятию «конфликт» и как можно охарактеризовать смысловое поле конфликта?

Чем обусловлена ситуация, что конфликт чаще всего воспринимается нами как нечто отрицательное, нежелательное?

Упражнение «Три конфликта из жизни педагога»

— осознание участниками специфики и закономерностей собственного поведения в ситуации педагогического конфликта.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бланки с таблицами, ручки для каждого участника.

Участникам предлагается вспомнить три конфликта, которые произошли между ними и их учениками.

Затем им раздаются бланки с таблицами, состоящими из трех столбцов. В первом столбце участники кратко обозначают суть каждого из трех конфликтов, во втором – свое поведение в этих конфликтах, в третьем – результат (то, чем окончился конфликт или его этап). По усмотрению ведущего можно предложить участникам проделать аналогичную работу с тремя конфликтами с руководством или с коллегами. Потом участникам предлагается проанализировать свои записи и сделать выводы об особенностях своего поведения в конфликтах.

Вопросы для обсуждения:

Какие закономерности своего поведения в конфликтах вам удалось заметить?

Насколько эффективным вам кажется такое поведение?

Самодиагностика «Стратегии поведения в конфликте».

— диагностика собственной стратегии поведения в конфликте.

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: бланки теста К.Томаса для каждого участника (приложение 2).

Ведущий раздает участникам бланки опросника К.Томаса (приложение2)

и предлагает заполнить его в течение 10-15 минут. Заполненные бланки остаются у участников.

Упражнение «Моя стратегия решения конфликта»

— исследование собственной стратегии поведения в конфликте;

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: заранее заполненные участниками тесты стратегии поведения в конфликте К.Томаса.

Приложения: ключ для подсчета результатов теста К.Томаса (приложение 3).

Ведущий предлагает участникам обработать результаты по тесту Томаса, который они заполнили на этом занятии. Он зачитывает участникам ключ (приложение 3), а каждый участник подсчитывает результаты по каждой стратегии. Чем больше балл по данной стратегии, тем большей степени личности свойственно использование данной стратегии и наоборот.

Вопросы для обсуждения:

Согласуются ли данные тестирования с данными вашего самонаблюдения?

Какую стратегию вам использовать сложнее всего? Почему?

Упражнение «Алгоритм решения конфликта»

— исследование специфики конфликтов в педагогической деятельности;

— развитие рефлексии в конфликтной ситуации;

— развитие навыков эффективного разрешения конфликтов в образовательной среде.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: ксерокопия приложения 4, бумага, ручки, доска или флипчарт.

Приложения: общий алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации (приложение4).

Вопросы для обсуждения:

Насколько легко вам бывает проанализировать свои чувства при возникновении конфликтной ситуации и вернуть себе самообладание?

К каким последствиям может привести то, что педагог не уделяет должного внимания мотивам, заставившим ученика совершить действия, пришедшие к конфликту?

К каким результатам для ученика может привести педагогическое воздействие в конфликтной ситуации, если реакция педагога последовала без предварительной рефлексии и постановки целей?

Упражнение «Мастер разрешения конфликтов»

— развитие рефлексии в конфликтной ситуации;

— развитие навыков эффективного разрешения конфликтов в образовательной среде.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: алгоритм разрешения конфликтной педагогической ситуации, разработанный в ходе предыдущего упражнения, бумага. ручки.

Приложения: алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации (приложение 4).

Ведущий предлагает участникам вспомнить об одной конфликтной ситуации между ними и учениками. Лучше, если эта ситуация будет актуальной на данный момент, а не решенной в прошлом. Пользуясь алгоритмом разрешения педагогических конфликтов, участникам предлагается проанализировать ситуацию и разработать план педагогического воздействия. На работу дается 10 минут. Затем участники делятся на пары и обсуждают результаты своей работы. Затем группа возвращается в круг и переходит к обсуждению упражнения.

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли взглянуть на ситуацию под новым ракурсом?

Какие трудности возникали у вас при работе над конфликтной ситуацией?

Приложение 4. Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.

Первый этап направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины поведения ребенка определяют средства педагогического воздействия.

Педагог- мастер использует широкий арсенал педагогических средств, не применяя угроз, насмешек, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», на формирование «зоны ближайшего развитии», опираясь на лучшее в ребенке.

Шестой этап – заключительный в алгоритме решения конфликтной педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы.

3. Рефлексия занятия.

Всегда ли конфликт в педагогической ситуации должен быть расценен как нечто негативное? Почему?

Какие направления для самосовершенствования вы наметили в ходе этого занятия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *