к какой группе активов предприятия относится программное обеспечение торговые марки гудвилл патенты
ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл)
СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл), организационные расходы (рис. 8).
Интеллектуальная собственность.Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности » включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях» (п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).
Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».
К объектам интеллектуальной собственности относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.
Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
База данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.
Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.
По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.
Наиболее дорогие брэнды в 2000 году*
Компания | Страна | Стоимость брэнда, млрд долларов (2000) | Стоимость брэнда, млрд долларов (1999) |
1.Coca Cola | США | 72,5 | 83,8 |
2. Microsoft | США | 70,2 | 56,7 |
3. IBM | США | 53,2 | 43,8 |
4. Intel | США | 39,0 | 30,0 |
5. Nokia | Финляндия | 38,5 | 20,7 |
6. General Electric | США | 38,1 | 33,6 |
7. Ford | США | 36,4 | 33,2 |
8. Disney | США | 33,6 | 32,8 |
9. McDonald’s | США | 27,9 | 26,2 |
10. AT&T | США | 25,5 | 24,2 |
*Журнал «Эксперт» №10 (70) от 12 марта 2001 года
Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гудвилл). появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.
Нематериальные активы неоднородны по своему составу,· по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков.
По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем.
По степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами).
Оценка (определение стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно, созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение и приведение их в состояние, в пригодное для использования в запланированных целях.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, вычисляется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией безвозмездно), соответствует их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В оценке нематериальных активов можно использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный.
В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования. В качестве примера можно привести метод освобождения от роялти, которыйиспользуется для оценки стоимости патентов и лицензий.Роялти – это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. Обычно роялти составляет 5-20 % дополнительной прибыли, получаемой предприятием, купившим интеллектуальную собственность. Если объект интеллектуальной собственности является основой нового продукта (технологии), роялти может составлять до 50 %.
В случае, когда изобретение приобретается на основе роялти, то стоимость лицензии на использование изобретения равна дисконтированному потоку роялти:
где Di – ставка роялти; R – база расчета роялти (выручка от продукции, выпускаемой по лицензии, или прибыль, получаемая от реализации соответствующей продукции); Т – срок действия лицензионного договора; t – порядковый номер рассматриваемого года; – ставка дисконта.
При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.
Сравнительный подход может применяться для тех видов нематериальных активов, сделки по которым часто совершаются на рынке. Исходной информацией для расчета стоимости объекта служат цены продажи аналогичных объектов
vanyok.okis.ru
4.1 Активы предприятия, их виды
Активы предприятия представляют собой экономические ресурсы, контролируемые предприятием. Активы предприятия – это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев.
Активы формируются за счет инвестированного в них капитала; характеризуются детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход. Постоянный оборот активов в процессе их использования связан с фактором времени, риском и ликвидностью.
К активам предприятия относятся:
— собственность юридического лица (предприятия), которая имеет денежную стоимость;
— собственность юридического лица и привлеченные средства;
— финансовые инвестиции, вложенные в предприятия других субъектов;
— права пользования землей и естественными ресурсами;
— любая другая собственность хозяйствующего субъекта (предприятие, фирма, компания и т. п.), которую можно использовать для осуществления предпринимательской деятельности.
Различают активы материальные, активы нематериальные, а также активы финансовые (рис. 4.1).
Активы материальные – это собственность юридических или физических лиц, имеющая вещественную форму и денежное выражение. Это:
— земля, находящаяся в собственности;
— здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения;
— непромышленные объекты, находящиеся на балансе предприятия (жилые дома, учебные, детские, лечебные, оздоровительные, спортивные и другие учреждения, помещения, которые находятся на балансе предприятия);
— установленное и неустановленное производственное оборудование;
— движимое имущество непроизводственного назначения;
— запасы сырья, топлива, полуфабрикатов (на складах, в цехах и в пути), готовая продукция;
— имущество, основные средства, земельные участки, сданные в аренду, которые принадлежат предприятию; филиалы; дочерние компании, если они не имеют статуса юридического лица, а их балансы не разделены с балансом головного предприятия.
Материальные активы подразделяются на воспроизводимые (запасы материальных оборотных средств, основные средства, материальные и художественные ценности) и невоспроизводимые (земля, недра).
Кроме материальных ресурсов предприятия, к которым относятся основные средства и оборотные средства, эффективность его деятельности зависит от наличия и степени использования нематериальных ресурсов.
К нематериальным ресурсам относятся те ресурсы, которые не имеют материальной основы, но способны приносить прибыль или пользу предприятию (фирме) довольно продолжительное время. Основной особенностью таких ресурсов является отсутствие возможности определить общий размер пользы, которую они приносят.
Активы нематериальные – условная стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, других аналогичных имущественных прав, признанных объектом права собственности конкретного физического или юридического лица, которые приносят ему доход.
Нематериальные активы – это активы у которых отсутствует материально-вещественная структура, новая категория в составе имущества предприятия.
Основные характерные черты нематериальных активов:
— отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
— использование на протяжении продолжительного времени;
— способность приносить пользу предприятию;
— высокая степень неопределенности в отношении размеров возможной в будущем прибыли от их использования.
Все нематериальные ресурсы делятся на объекты промышленной и интеллектуальной собственности.
К объектам промышленной собственности относятся:
— товарные марки и товарные знаки;
Изобретением называется принципиально новое техническое решение существующей производственной проблемы, дающее положительный эффект для области народного хозяйства.
Промышленным образцом называется разработанная автором или авторским коллективом модель изделия, которое будет выпускаться на данном предприятии. Промышленный образец бывает объемным, плоским (рисунок) или комбинированным и предназначен для демонстрации продукции на презентациях и выставках. Образец считается новым, если совокупность свойств нового изделия не известна ни в одной из стран к фиксации его приоритета.
Рационализаторское предложение – это полезная рекомендация относительно техники и технологии, используемая на отдельно взятом предприятии. В отличие от изобретений оно может быть уже известно на других предприятиях или в областях народного хозяйства, но на данном предприятии используется впервые: это усовершенствование используемой техники, изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования; улучшение техники безопасности; повышение производительности труда, эффективности использования энергии, материалов и т. п.
Ноу-хау («знать, как сделать») – это определенные знания и опыт предприятия в какой-либо сфере его деятельности: научно-технической, производственной, управленческой, коммерческой, финансовой, на получение которых предприятие затратило значительные средства. Ноу-хау не защищено охранными документами, но не разглашается.
Товарные знаки и товарные марки – это оригинальные символы, которыми товар данной фирмы отличается от товаров конкурентов.
Гудвил это сформированный имидж фирмы, составляющими которого является опыт, деловые связи, престиж товарных знаков, постоянная клиентура, доброжелательность и благосклонность потребителей и т. п.
К объектам интеллектуальной собственности относятся:
— информационная деятельность, связанная с получением информационных материалов, их обработкой, хранением, использованием и распространением;
— программное обеспечение – характеризуется совокупностью программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации;
— база знаний, а также произведения литературы и искусства.
Права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности называются нематериальными активами предприятия. Отдельные элементы нематериальных активов имеют правовую защищенность в виде патента и авторского права.
Патент – это документ, выданный государством (государственным органом) лицу или предприятию с предоставлением им исключительного права на использование указанного в патенте изобретения или рационализаторского предложения. Патентообладатель создает монополию на промышленное или другое коммерческое использования нематериальных ресурсов и, в случае необходимости, может запретить кому-нибудь их использовать без определенного разрешения.
Авторское право – это система правовых норм, определяющих исключительное право авторов научных, литературных и художественных произведений на использование плодов своего труда.
Реализовать права собственности на нематериальные ресурсы может или сам их собственник, или доверенное лицо, или предприятие.
Разрешение на использование нематериальных ресурсов называется лицензией. Она предусматривает, что пользователь (лицензиат) будет использовать объекты промышленной или интеллектуальной собственности на протяжении указанного в лицензии срока и будет платить вознаграждение собственнику (лицензиару).
Такое вознаграждение может выплачиваться в виде установленных определенных ставок к объему чистых продаж, себестоимости производства, к стоимости единицы лицензионной продукции (роялти) или как разовое за весь период использования (паушальная выплата). Фактически паушальная выплата является платой за лицензию.
Активы финансовые – это средства физических или юридических лиц в объекты, от которых в будущем ожидается прибыль:
— вложения в ценные бумаги;
— акции других предприятий, которые дают право контроля;
— специфические активы (монетарное золото и специальные права заимствования).
Активы компании: виды и характеристика
Баланс компании состоит из двух частей – активы и пассивы. В первой части отражается фактическое имущество организации: это средства и предметы труда, а также финансы на банковских счетах или в кассе. Все активы потенциально приносят прибыль предприятию.
Во второй части содержатся источники, за счет которых было получено имущество. Если вы относитесь к активным инвесторам и оцениваете компании по их балансовым отчетам, то активы предприятия будут представлять для вас непосредственный интерес. Общая схема:
Виды активов предприятия
Имущество компании классифицируется по различным признакам. По степени использования активы делятся на:
оборотные
внеоборотные
По форме активы делятся на три группы:
материальные
нематериальные
финансовые
Альтернативой является деление на физические и финансовые активы. Имущество предприятия делится на:
собственное и привлеченное
производственное и непроизводственное
Оборотные активы
Рассмотрим все видны активов подробнее. Оборотные активы, их еще называют оборотные средства — это имущество предприятия, которое непосредственно участвует в хозяйственной деятельности. Подробная статья о них здесь.
В состав оборотных средств в бухгалтерском балансе входят:
Пример отчетности компании «Алроса»
Примером оборотных активов является сырье, из которого изготавливают какой-либо продукт. В процессе производства оно полностью теряет свои первоначальные свойства и является одной из составных частей себестоимости созданного товара.
Чем выше доля оборотных средств в активах компании, тем предприятие более ликвидное. Это связано с тем, что оборотные активы легко перевести в деньги, а часть из них уже являются деньгами.
Внеоборотные активы
Внеоборотные активы – это средства труда, с помощью которых создается продукция компании. Они неоднократно используются в процессе изготовления или реализации продукции, и служат предприятию в течение длительного времени, т.е. более 12 месяцев. Подробнее смотрите здесь.
Примером является оборудование, на котором изготавливают продукцию. Стоимость такого оборудования включается в себестоимость созданного продукта частями, посредством начисления амортизации. Внеоборотными могут быть и нематериальные активы в виде патентов и лицензий, которые незримо либо как логотип присутствуют в готовом товаре. Кроме того, к этому типу активов причисляют долгосрочные финансовые вложения.
Внеоборотные активы – это производственный потенциал предприятия. Для различных отраслей промышленности состав внеоборотных активов будет не одинаков. Например, для добывающей компании большую часть имущества будет составлять добывающее оборудование. А для IT-компании – компьютерная техника и узлы связи.
Материальные активы
К группе материальных активов относится физическое имущество предприятия. То есть это любой вещественный предмет, например:
Материальные активы могут относиться как к категории оборотных, так и внеоборотных.
Нематериальные активы
К данной группе относятся активы, не имеющие физической формы, но способные приносить доход компании. Отличительной чертой такого имущества является длительное использование, свыше 1 года. Нематериальные активы относятся к категории внеоборотных. Читайте здесь.
Объекты классифицируются, как нематериальные, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:
Примерами являются патенты, научно-технические разработки, товарные знаки, деловая репутация фирмы (гудвилл).
Финансовые активы
Данный вид, как и материальные активы, может относиться как к оборотному, так и к внеоборотному имуществу. К этой группе принадлежат деньги в иностранной или национальной валюте на счетах или в кассе, а также их эквиваленты, например, дебиторская задолженность, банковские депозиты, ценные бумаги и прочее.
Собственные и привлеченные активы
К собственным относятся те, которые были приобретены компанией для эксплуатации. К привлеченному имуществу – арендованные на длительный срок или полученные по договору аренды с последующим выкупом по остаточной цене (лизингу). По истечению договора лизинга и выкупа актива, он переходит из разряда привлеченного в категорию собственного имущества.
Чем больше собственного имущества у компании, тем выше его финансовая устойчивость, так как собственные активы можно реализовать, в то время как привлеченные накладывают дополнительную финансовую нагрузку.
Производственные и непроизводственные активы
Производственными признаются средства, которые принимают непосредственное участие в создании конечного продукта компании. К непроизводственным относится имущество, которое используется для нужд предприятия, но напрямую не участвует в производственном процессе. Например, офисная мебель, компьютер у бухгалтера, служебный автомобиль директора.
Причем идентичные активы можно отнести к разным группам по данному признаку. Например, здание цеха будет относиться к производственному имуществу, а административное здание – к непроизводственному.
Ликвидность
Одним из основных параметров оценки активов является ликвидность, то есть способность «превращаться» в наличные/безналичные деньги в короткий срок. По этому критерию они делятся на:
Активы в бухгалтерском балансе отражаются по уровню ликвидности, снизу вверх. Внизу расположено наиболее ликвидное имущество – денежные средства, банковские депозиты, дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающихся компании).
Чем больше у компании просроченной задолженности и чем дольше она не погашается, тем хуже для ликвидности и фирмы в целом.
Чем выше в строке баланса расположен актив, тем ниже его ликвидность. Верхние строки занимают наименее ликвидное имущество – гудвилл, основные средства.
Анализ активов
Активы подлежат анализу по ключевым показателям:
структура
динамика
Анализ структуры называют вертикальным. Он отображает долю каждого актива в общей стоимости имущества предприятия. Чтобы рассчитать показатель необходимо каждую строку поделить на общую стоимость активов и умножить на 100%. Снова рассмотрим компанию Алроса:
Показатель актива | Удельный вес за 2018г. | Удельный вес за 2017г. |
Гудвилл | 0,4% | 0,3% |
Основные средства | 56,9% | 55,3% |
Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия | 1,3% | 1% |
Отложенные налоговые активы | 1,2% | 0,9% |
Инвестиции для продажи | — | 0,7% |
Финансовые активы | 0,2% | — |
Долгосрочная дебиторская задолженность | 2,6% | 2,4% |
Запасы | 22,4% | 21,5% |
Предоплата по текущему налогу на прибыль | 0,2% | 0,1% |
Торговая и прочая дебиторская задолженность | 5,4% | 6,9% |
Банковские депозиты | 2,8% | — |
Денежные средства и их эквиваленты | 6,6% | 1,7% |
Внеоборотные активы, предназначенные для продажи | — | 9,2% |
Итого | 100% | 100% |
Из таблицы видно, что большую долю в активах компании занимают основные средства и материальные запасы. Для предприятия добывающей сферы это является хорошим показателем. Это значит, что компания делает большой упор на капитальные вложения.
Показатель динамики называют горизонтальным анализом. Он рассчитывается как разница между стоимостным выражением актива отчетного и предыдущего периода. Для полноты картины изменений имущества предприятия во времени горизонтальный анализ следует проводить за 3-5 лет.
Показатель | 2018г. | 2017г. | Динамика |
Гудвилл | 21 | 25 | -4 |
Основные средства | 3381 | 4107 | -726 |
Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия | 75 | 75 | 0 |
Отложенные налоговые активы | 69 | 67 | 2 |
Инвестиции для продажи | 0 | 51 | -51 |
Финансовые активы | 12 | 0 | 12 |
Долгосрочная дебиторская задолженность | 154 | 176 | -22 |
Запасы | 1333 | 1597 | -264 |
Предоплата по текущему налогу на прибыль | 9 | 1 | 8 |
Торговая и прочая дебиторская задолженность | 321 | 515 | -194 |
Банковские депозиты | 170 | 0 | 170 |
Денежные средства и их эквиваленты | 395 | 128 | 267 |
Внеоборотные активы, предназначенные для продажи | 0 | 685 | -685 |
Итого | 5940 | 7427 | -1487 |
У предприятия произошло существенное снижение активов по многим показателям. Рост банковских депозитов, денежных средств и эквивалентов, а также финансовых активов обычно расценивается как отрицательное явление. Это значит, что у предприятия есть свободные финансы, которые они не вкладывают в развитие.
Уменьшение основных средств может свидетельствовать как о реализации оборудования, так и о начислении амортизации, за счет которой стоимость имущества переносится на себестоимость продукции.
Уменьшение дебиторской задолженности говорит о том, что покупатели стали быстрее рассчитываться за поставленный товар.
Краткие итоги
Имущество компании должно подлежать строгому учету и регулярному анализу. От эффективности использования активов напрямую зависит доходность предприятия, а значит, и инвестора. Для компаний, осуществляющих деятельность в различных сферах, структура активов будет не однородной.
При анализе также учитывается рост деятельности фирмы. Например, увеличение дебиторской задолженности для кредитной организации будет положительным показателем, так как это значит, что выдано больше кредитов, чем в предыдущем периоде. Хотя в зависимости от качества этих кредитов результат может быть разным. Но для предприятий сферы производства рост дебиторской задолженности – негативный фактор, так как это свидетельствует о реализации товара в долг, и некачественной работы по взысканию долгов с покупателей.
Сводная информация по активам предприятия представлена в таблице.
Показатель | |||
Материальное | Нематериальное | Финансовое | |
Ликвидность | Средняя | Низкая | Высокая |
Участие в производстве | Прямое | Косвенное | Не участвуют в процессе производства |
Включение в себестоимость продукции | Полностью, либо путем амортизации | Только путем амортизации | Не включается в себестоимость |
Категория в балансе | Оборотные/внеоборотные | Только внеоборотные | Оборотные/внеоборотные |
Активы играют ключевую роль на предприятии любой сферы деятельности: они формируют базу для производства продукции и получения прибыли компанией. Классифицируя имущество компании по различным признакам, можно пытаться оценить потенциал для развития производства.