к какой форме познания относится искусство
* * *
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
История знала многих художников, музыкантов, поэтов, писателей, которые влияли на течение искусства своей гениальной фигурой. Одним из этих фигур был Ф. Лист.
Будучи новатором и просветителем своего времени, Лист сумел воссоздать новое в своем фортепианном творчестве. И это не только потому, что он был гениальным пианистом. Он имел очень пытливый ум, и, зная многое об искусстве и не только, Лист заключил все свое знание и понимание мира в своем шедевре фортепианной литературы – Сонате Си минор.
Многие используют акцентировку на образах Мефистофеля, Фауста и Маргариты в сонате h-moll Ф. Листа. Может быть, в сонате рассказывается совсем о другом? Создавая свой шедевр, Лист был достаточно зрелым как пианист и как композитор. Форма этого произведения является лишь рамкой его порыва, страсти и гениальности. И в сонате непосредственным профессиональным ухом слышны не демонические перепады настроений Гете, а истинно-буквальное происхождение действительности, с обретенными и переработанными в сознании Листа литературно-художественных произведений.
Музыка, как своеобразный язык, является мощнейшим коммуникатором между слушателем и композитором. А исполнитель – это «программа оформления» данного коммуникатора. Поэтому разные пианисты могут по-разному прочесть играемую ими музыку; по-разному найти решение художественной задачи. Самое интересное и загадочное в музыке – это то, что действительно хотел нам сказать композитор; что могло быть причиной в создании произведения? Углубляясь в поиски этого «что», можно найти и самые тривиальные причины: заработать себе на жизнь! Но вряд ли можно с такой уверенностью говорить о Сонате Листа. Посвященная Роберту Шуману, она может рассказать нам о самом Шумане? Почему бы и нет! Рассказать, как страдал из-за своей болезни, как любил Клару Вик, и как стеснялся своей «маленькой» руки. Конечно, можно и такой сценарий взять для раскрытия образного мира Сонаты. Но в любом случае, множество трактовок этого произведения говорит о том, что музыка, как продукт искусства и Лист, как фигура эпохи – вместе они слились, что бы создать что-то новое; гений Листа сумел через искусство воздействовать на искусство, и результат был самым положительным.
Статья «Искусство как познание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме».
Первоначально, еще древние греки, искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.
Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — познание мира через красоту. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности.
По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.
Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.
Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства и попробуем на чувственном уровне ощутить и представить все то, что будем видеть и слышать. А в конце урока попытаемся воспроизвести наши ощущения и чувства, которые мы испытаем.
Презентации групповых творческих проектов.
«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных»- писал Александр Пушкин.
Познание мира как бытия волновало не только философов, но и поэтов. Именно они показывают нам мир в образах и чувствах, которые передают через художественное слово…
Оторви от неба кусочек.
Загляни под ткань мирозданья.
Там цветёт волшебный цветочек,
Что избавит тебя от страданья.
Лепестки его – бесконечность,
А листочки – основа творенья.
Его корни уходят в вечность.
Его время – начало цветенья.
Он подобен сиянью светила,
От него исходит блаженство…
В нём живёт бездонная сила,
Потому что он – совершенство.
2-й: А разве уступает философам в своих размышлениях Омар Хайам, который художественным словом раскрывает картины бытия…
Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.
4-й:
Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти мертвые камни у нас под ногами
Прежде были зрачками пленительных глаз.
1-й:
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна.
В сердце истина скрытно храниться должна.
И жемчужине, чтобы налиться сияньем,
Точно так же глубокая тайна нужна.
«О, невежды! Дорога не там и не тут!»
1-й: На протяжении веков мыслители и поэты пытались разгадать тайны мироздания и постичь смысл жизни. Известный поэт двадцатого столетья Эдуард Асадов создал портрет целого поколения в его поисках, чаяниях и надеждах, и оставил нам продолжить свое наследие…
Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,
2-й: Кто мы такие? В юности — солдаты.
Потом — трудяги, скромно говоря.
Но многие торжественные даты
Вписали мы в листки календаря.
Мы победили дьявольское пламя
И вознесли над пеплом города.
Видать, нам вечно быть фронтовиками
И в дни войны, и в мирные года!
Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!
Нам не пришло бы в голову такое.
Когда пройдешь сквозь самое крутое,
Тогда плюешь на эту кутерьму.
Что нам чины, восторгов междометья!
Да мы их и не ведали почти.
Нам важно, чтоб смогли вы обрести
Все то, что мы достигли в лихолетья.
А чтобы жить вам светлою судьбою
И взмыть под звезды выше во сто раз —
Возьмите все хорошее от нас,
А минусы мы унесем с собою…
Мы вечно с вами толковать бы рады,
Но всех ветра когда-то унесут…
Запоминайте ж нас, пока мы тут,
Тогда архивов и листать не надо!
Когда ж потом, в далекие года,
Воспоминаний потускнеют нити,
Вы подойдите к зеркалу тогда
И на себя внимательно взгляните.
И от взаимной нашей теплоты
Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.
И мы, сквозь ваши проступив черты,
Вам улыбнемся дружеской улыбкой…
И мы, сегодняшние лицеисты, готовы дать ответ уходящему от нас поколению…
Мы помним все, что вы нам завещали,
Мы будем это бережно хранить,
Чтоб мысли и сердца не остывали,
И чтоб не оборвать живую нить.
Закончить поэтическую страничку нам хочется еще одними собственными строчками:
Здесь и сейчас живи и наслаждайся
Твореньем жизни, даром бытия!
Ищи себя, люби и восхищайся
Мгновеньем каждым, свет и мир даря!
Спасибо за внимание! Надеемся, что поэзия не оставила вас равнодушными!
Группа 2 – «Театр». 4 участника (регламент 6 минут)
1-й: «Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».
Эти слова Шекспира давно стали крылатыми, как и сам Шекспир до сих пор стоит на первом месте в ряду мировых драматургов.
2-й: Пожалуй, ни одно драматическое произведение не ставилось в театрах мира так часто как «Гамлет». Может быть, именно потому, что никто так страстно и трепетно не задавался вопросом смысла жизни, как Гамлет, которого каждое поколение по праву считает своим современником?!
3-й: Давайте обратим внимание на один лишь эпизод из бессмертного произведения Шекспира, который играют российские актеры в постановке Юрия Бутусова.
4-й: Да, это будоражит умы и чувства, не оставляя равнодушным ни одного зрителя. Но каждое поколение живет не только извечным вопросом «быть иль не быть?», особенно в юношеском возрасте, но и мечтами. Вот и наши лицеистки готовы сегодня поделиться с вами своими сокровенными мечтами…
1-й: Весь мир театр и все мы в нем актеры! Спасибо за внимание!
3-й: Окружающий нас мир каждый видит по-своему, для кого-то это среда обитания, для кого-то бытие, а каким видят мир природы художники?!
(Вдеоклип «Картины известных художников»)
1-й: В нашем лицее нет равнодушных к красоте природы. Мы не художники в профессиональном смысле, но очень любим запечатлевать шедевры природы своими видео и фотокамерами. И сейчас хотим предложить вашему вниманию лишь некоторые фрагменты фотографий, которые подготовили лицеисты на конкурс «Шедевры природы».
(фотоснимки на А-4 прикрепляют с доске магнитами)
Я свежести природной зачерпну
И ею на рассвете лишь умоюсь,
Живую душу каждую пойму,
Я очень за природу беспокоюсь.
Природные дары без лишних слов
Расходятся направо и налево,
Но что природа? Это жизни кров,
А жизнь сама в природе – королева!
Спасибо за внимание!
1-й: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», писал о музыке Генрих Гейне.
А Томас Катейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».
Давайте перенесемся в стихию музыки и бытия, погрузимся в звучание скрипок в песках пустыни как будто на краю вечности…
(Видеоклип в исполнении скрипичного квартета)
2-й: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»-написал Иван Сергеевич Тургенев.
Вы услышали классическую музыку в современной обработке. И это было буйство чувственных оттенков мировосприятия. А сейчас мы предлагаем вам с помощью классической музыки погрузиться в благозвучную красоту гармонии мироздания… Шопен. Вальс цветов.
( видеоклип на музыку Шопена «Вальс цветов»)
3-й: Недаром ее назвали «Мелодией рая», слушая эту музыку душа наполняется радостью и блаженством. Но, пожалуй, самая сильная музыка – это музыка любви.
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»-говорил Людвиг ван Бетховен. И когда она соединяется с поэзией, то слушая ее, душа не просто радуется, она поет и любит…
эпизод встречи Алеши и Софьи в лесу)
4-й: Мы очень надеемся, что ваша душа наполнилась музыкой и открыла вам глаза на другой мир вокруг вас, который, возможно, вы увидели сегодня впервые. Слушайте музыку и наполняйте свой внутренний мир радостью и красотой! Ведь «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. » Это сказал Платон.
Спасибо за внимание!
Какие впечатления произвели на вас представленные художественные произведения? Мы снова включаем «свободный микрофон», и я прошу вас ответить на такие вопросы:
Какие краски, цвета преобладали в ваших ощущениях?
Какие эмоции, чувства вы испытывали?
Какие образы остались в памяти, произвели особое впечатление?
Какие мысли возникали при погружении в художественное произведение?
Виды познавательной деятельности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)
В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Содержание:
↑ Обыденное (житейское) познание
Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.
К ним относятся знания:
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.
Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.
↑ Научное познание
Особенности научного познания:
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
↑ Философское познание
В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.
↑ Художественное познание
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
↑ Социальное познание
Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.
Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.
Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.
Особенности социального познания:
Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
Искусство как способ и форма познания реальности
Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Искусство изначально было нужно человеку — сначала как обязательный компонент ритуала (наскальные изображения, маски, танец, пение, архитектура святилищ), затем как средство воспитания целостного человека и способ закрепления и передачи знаний о мире, жизненных коллизиях, мифологических, эпических и знаков о исторических сюжетах в особой художественно-образной форме орнаментальной и фигуративной живописи, в устной речи сказителей, письменных текстах, массовых представлениях и т. п. Смесь вульгарного и высокого (в одно и то же исторически близкое время пользовались успехом пьесы Аристофана и Еврипида) оказывалась при этом взаимодополнительным условием целостности мироощущения. Но для выполнения таких сложных и ответственных функций нужны были люди искусства, отмеченные даром соединять точнейшую фиксацию жизни и гиперболизацию увиденного и услышанного, акцентирование в нем. Эти люди были призваны из накопленных веками знаний и собственного опыта создавать иную реальность и то, что можно называть «достоверной иллюзией», моделями жизни.
Искусство, проводя мысленный отбор единичных событий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слушателю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.
Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).
Следует отметить и полярно различное сохранение личности ученого в научном открытии и автора в произведении искусства. Научное познание всегда стремилось к вытеснению личностно-субъективного из эксперимента, теории и т. п., и это становилось еще одним устойчивым признаком «научности» достигнутого результата. Искусство же, напротив, подчеркивает значимость конкретного авторского начала в любом художественном образе.
Научная картина мира в каждый момент времени ориентирована на одинаково е восприятие: теорема Пифагора понимается одинаково и в Арктике, и в Антарктике, и школьником, и пенсионером. Художественно-образная картина мира по-разному видится и на индивидуальном, и на групповом уровнях: «сколько людей, столько и мнений», — гласит распространенная поговорка. Остается лишь принять как данность, что все в искусстве есть не только индивидуально созданное и индивидуально запечатленное, но и индивидуально воспринимаемое.
Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое разнообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.
Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исторической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.