к какой этнической группе относятся русские
РУССКИЕ
По представлениям господствовавшим до Октябрьского переворота 1917 г. под понятием «русские» («триединый русский народ») объединялись великороссы, малороссы (украинцы), белороссы (белорусы). Часть ученых этнологов и сегодня рассматривают украинцев и белорусов как субэтносы русского народа. Данный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Ниже понятие русские будет использоваться в узком смысле, применительно к великорусской части русского народа (восточных славян).
Учитывая низкий уровень рождаемости (существенно ниже воспроизводства)и масштабные переселенческие процессы произошедшие после распада СССР, вышеприведенные цифры о численности русского населения устарели и нуждаются в уточнении.
Этническая история
Истоки истории русского народа уходят в эпоху расселения славян из районов формирования славянской общности на рубеже эпох. Более отчетливо она может быть прослежена с образованием в IX веке Древнерусского государства, возникшего в результате объединения восточно-славянских племён. Территория Древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В состав государства входили финно-угорские, балтские и тюркские племена.
Процесс ассимиляции местных племён переселенцами-славянами объяснялся малочисленностью финских племён и более высоким уровнем общественного развития и материальной культуры переселенцев. Ассимилируясь, финно-угры оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, топонимическую и гидронимическую номенклатуру (названия рек, озёр, селений и местностей), а также элементы традиционных верований.
Вторая половина XII века явилась переломным этапом в истории Древнерусского государства. Начался процесс его распада, наступала эпоха многих политических центров. После смерти Владимира Мономаха (1125) прекратилась зависимость северо-восточных земель от южнорусских князей. Политический центр древнерусских земель перемещался во Владимир, и сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод активно укрепляли политическое значение княжества, что способствовало усилению колонизационного движения кривичей с запада и вятичей с юго-запада на северо-восток.
Монголо-татарское властвование над Русью задержало объединение русского народа в единое Русское государство. Хозяйственное разорение городов и поселений, истребление населения, систематические набеги усугублялись политикой золотоордынских ханов в отношении русских княжеских родов. Они подорвали существовавший порядок родовой передачи владимирского великокняжеского достоинства, установили своё право выдачи ярлыка на великокняжеский стол, что вело к постоянному соперничеству и войнам.
Несмотря на постоянные набеги с востока и юга крымских, казанских и ногайских ханов, русское правительство с конца XV века и на протяжении двух первых десятилетий XVI века ставило задачей борьбу с Великим княжеством Литовским за Смоленское княжество и Чернигово-Северские земли, население которых тяготело к Москве. Войны с Литвой завершились успешным штурмом Смоленска в 1514 и присоединением Чернигово-Северских земель. Это завершило объединение земель, заселённых великорусским народом, в единое государство.
Разгром Казанского ханства создавал предпосылки для массового заселения русским народом Приуралья. Продолжением его освоения были миграционные движения за Урал. Русское заселение Сибири и её хозяйственное освоение были следствием административной деятельности государственной системы и стихийных миграций населения в Сибирь.
Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в XVII веке. По мере освоения бассейна Енисея на его среднем течении вплоть до устья Ангары начал создаваться второй по значению хлебопроизводящий район, который простирался до основанного в 1628 Красноярска. Южнее до конца XVII века сельскохозяйственному освоению земель препятствовали монгольское государство Алтын-ханов, киргизские и ойратские владетели.
Проведение Сибирского тракта и общесибирский отлив населения на юг оказали решающее влияние на перераспределение русского населения в Прибайкалье, в районах по берегам верхней Лены, вокруг Илимска, Иркутска, Братска, Бельска. Основным источником пополнения оставались вольные переселенцы, но существенную роль в 1760-80-х годах начала играть и ссылка.
В отличие от других областей Сибири в Забайкалье рост населения в XVIII веке зависел прежде всего от организованных правительственными властями переселений для обеспечения Нерчинских сереброплавильных заводов рабочей силой и заселения трактов, особенно на Кяхту. Заново осваивались территории бассейна Селенги и междуречье Шилки и Аргуни.
Одновременно со стихийными миграционными движениями в Северном Приуралье и далее в Сибирь со второй половины XVI века началось мощное движение из центральных районов страны в южнорусскую лесостепь. Здесь организующая роль государственной власти выдвигалась на первый план.
Сдвиг русского населения на юг в XVI веке связывался прежде всего с прекращением к XVI веку внутренних междоусобиц на Руси, быстрым ростом населения на бедных суглинистых землях, потребностями в сельскохозяйственной продукции в связи с оживлением экономики.
В отличие от других регионов, на которые распространялось русское заселение, хозяйственное освоение «дикого поля» крайне затруднялось политическими обстоятельствами. После падения Казанского ханства очагом постоянной опасности для образовавшегося Русского государства на южных и юго-восточных границах оставались Крымское ханство и Ногайские орды.
При всех потерях от крымско-татарских набегов в первую половину XVII века русское крестьянское население южных окраин насчитывало в середине века 230 тыс. человек. Число служилых людей, проживавших на территориях Белгородского и Севского военных округов, к концу XVII века достигало 84 тыс. человек.
Заселение русскими Заволжья (луговой стороны) в массовом масштабе стало происходить лишь с XVIII века. В Башкирии и вниз по Волге русские селения вплоть до XVIII века появлялись лишь около городов Уфа, Самара, Царицын, Саратов. Для их защиты в 1718-20 в междуречье Дона и Волги была сооружена Царицынская оборонительная линия.
Таким образом, на протяжении XVIII века историко-этническая территория русского народа, при довольно высоком уровне его естественного прироста, уплотнялась и расширялась прежде всего в южном направлении, охватывая Южный Урал, Нижнее Поволжье, Причерноморье (Новороссия), Приазовье, Ставрополье, Крым, Северный Кавказ, а затем и Кубань. Этот процесс определялся расширением государственных границ империи в результате успешных войн с Турцией.
После вхождения в состав империи по Ништадтскому миру (1721) с Швецией Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX века Финляндии и Бессарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы (Семиречье и др.).
Из бывших союзных республик более всего русских (великороссов) на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии. За XIX век сильно сократился естественный прирост русских, в целом по России он стал равен 2,2‰. Это ниже, чем у остальных народов России (в 1,4 раза меньше среднереспубликанского) и ниже грани расширенного воспроизводства населения.
Историко-этнографические группы русских
Наиболее крупными субэтносами русских являются украинцы (малороссы) и белорусы, так же, в свою очередь, подразделяющиеся на более мелкие этнографические группы. Ниже речь пойдет преимущественно об историко-этнографических группах великороссов.
Это расхождение в традиционной культуре русских послужило причиной существования в отечественной этнографии в течение некоторого времени мнения о том, что северных и южных великорусов можно принять за отдельные самостоятельные народы. Однако они обладают единым русским самосознанием.
Широкая полоса между северными и южными великорусами, главным образом в междуречье Оки и Волги, считается переходной среднерусской зоной. Именно здесь в XIV веке начала складываться русская государственность и происходило в дальнейшем формирование русской народности. В различных сторонах традиционной культуры среднерусской группы как бы сплавлены в единое целое северные и южнорусские черты, которые скрещивались и перерабатывались в новых условиях и на местной основе. В процессе изменений они приобретали зачастую уже не локальный, а общерусский характер, например традиционный женский костюм с сарафаном и кокошником и жилище на подклете средней высоты, распространявшиеся у русских повсюду. При этом многие особенности московского культурного влияния ощущались в разное время в быту населения как севернорусских, так и южнорусских областей. Московские говоры легли в основу формирования русского языка, сыграв таким образом огромную роль в процессе национальной консолидации и развития национальной культуры русских.
Русские северо-восточного района Приуралья примыкают к севернорусской группе и по окающему диалекту, и по многим особенностям материальной и духовной культуры (в том числе в области сельскохозяйственной техники, в пище, в свадебном обряде). Но вместе с тем они характеризуются и некоторыми чертами, свойственными жителям среднерусской зоны (в жилище, в одежде, в орнаменте). Такое сочетание связано с историей колонизации этих районов с севера, из центральных областей и из Поволжья.
Наибольшей монолитностью отличается севернорусская этнографическая зона, но и здесь выделяется группа поморов, расселившаяся на северной окраине коренной территории обитания северных великорусов на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы сформировались из выходцев из севернорусских и отчасти центральнорусских областей, ассимилировав некоторые местные группы финно-угорского, саамского и ненецкого происхождения. Главным занятиями поморов издавна были рыболовство и промысел морского зверя, под влиянием которых и сложился их своеобразный хозяйственный быт.
В основной части русского населения Сибири также выделялось несколько больших и малых групп. В целом среди старожильческого населения Западной Сибири преобладали окающий диалект и севернорусские особенности в традиционной культуре, тогда как среди старожилов-сибиряков Восточной Сибири обнаруживаются также группы с акающим наречием и южнорусскими традициями в культуре и быту.
Семья и семейные обряды
Для семейного строя русских характерно длительное сохранение большесемейных патриархальных традиций. Большая или неразделённая семья у русских объединяла несколько семейных пар. Русские удержали эту форму семьи в своем быту до XX века. Основной формой семьи была семья малая, которая уже к XIX веку у русских была преобладающей.
Из семейных обрядов наибольшее развитие у русских получили свадебные. При заключении брака, как правило, обязательным было венчание, оформлявшее брак («законный брак»). Исключение составляли так называемые браки сводные, чаще всего у старообрядцев-беспоповцев и некоторых сектантов.
Одной из характерных черт было участие в свадьбе широкого круга родственников, соседей, односельчан. В последние годы стал чаще выполняться обряд церковного венчания, который за годы советской власти постепенно почти совсем выпал из свадебного обряда.
Общественный быт
Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. Из всех восточных славян троицкая обрядность и праздничность наибольшее развитие получили у русских. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, берёзками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины.
Летняя купальская обрядность не была столь выразительна у русских. Она заключалась в молодёжных гуляниях с зажиганием костров, игр в обливание водой. На Купалу собирали целебные травы.
Фольклор
Древним постепенно угасающим видом народной поэзии у русских был обрядовый фольклор, сопровождающий семейные и календарные обряды. Основу обрядового фольклора составляли песни. Среди свадебных песен выделялись величальные, шуточные-корильные, метафорически-описательные и др. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым различным поводам.
К архаическим жанрам фольклора относился героический эпос, который у русских сохранился в живом бытовании до XX века. Специфически русской формой историко-эпического жанра были былины. Любимым былинным героем был богатырь Илья Муромец, которому приписывали многие подвиги, а также Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.
В XIX веке был распространён народный театр. Из драматических представлений наиболее известными были «Царь Максимильян» и «Лодка»; наиболее любимым кукольным представлением был «Петрушка».
Старинной традиционной формой русского танцевального искусства были хороводы. Они послужили основой для разработки многообразного русского бытового танца. Большое развитие у русских получил и сюжетный танец. Система русского фольклора в её целостности просуществовала до 20-30-х годов XX века. В настоящее время отдельные виды фольклора ещё распространены среди русского населения, как сельского, так и городского.
Русские — славянский народ с широкой душой
Русские — народ, относящийся к восточнославянской этнической группе. Он является государствообразующим этносом Российской Федерации. Это самый многочисленный европейский народ. Также этот термин обозначает эндоэтноним русского народа.
Численность
Количество русских во всем мире исчисляется 133 000 000 человек. В России проживает подавляющее большинство — 80% от этого числа.
Где живут
Кроме РФ, многочисленные диаспоры русских есть в таких странах:
Также небольшое количество русских находится в различных странах Европы и на других континентах.
Русский язык относится к восточной группе славянской ветви языков индоевропейской семьи. Основу письменности составляет кириллица. Русский — один из 6 официальных языков ООН. По распространению в мире он стоит на 5 месте. В странах бывшего СССР подавляющее количество жителей владеет русским и использует его как основной. Выделяется 2 диалектные группы: северная и южная, которые подразделяются на различные говоры, присущие тому или иному региону.
Религия
Русские являются православными христианами. По официальной версии, крещение Руси произошло в 10 веке князем Владимиром. Он принял такое решение, задумав жениться на дочери императора Византии (с целью ее завоевания). Принятие православной веры было обязательным условием для женитьбы на христианке. Дохристианскими религиозными верованиями являются языческие — вера в духов, мифологических существ. Они сохранились в старославянских праздниках, приметах, гаданиях.
Название
Название нации произошло от словосочетания «русские люди», в котором вторую часть отбросили из-за редкого употребления. Ранее в качестве самоназвания применялись термины «роусь», «роусин». В литературных произведениях также использовалось название «великоруссы». Термин «русские» прочно вошел в разговорный язык с конца 19 века.
История
Предполагается, что праславяне до нашей эры населяли область Центральной Европы. Их племена контактировали с древними народами, среди которых были фракийцы, кельты, иранцы, балты. Все они повлияли на этногенез и формирование языка славян. С 6 века раннеславянские племена стали продвигаться на восток Европы. Они расселялись в Поволжье, в долинах Днепра и Дона. Примерно к 12 веку образовалась единая древнерусская нация на основе смешения различных праславянских племен. К ним относят такие этносы, как:
Также влияние на формирование русского народа оказали финно-угорские народы, в числе которых: чудь, меря, мещера. С 13 века начались нашествия на Русь татаро-монгол, которые продолжались до 15 века. После падения татарских ханств образовалось Русская империя —централизованное государство русичей. Последующее столетие характеризуется тяжелым временем, получившим название «Смута». Это период многочисленных войн с литовцами, шведами, поляками. При Петре I началось проникновение в Россию иностранных чиновников. Они назначались на все важные государственные посты. Интеллигенция была глубоко европеизирована. Традиционная русская культура сохранилась только в самых низах. После революции 1917 года православная церковь подверглась гонениям со стороны большевиков, а сам народ — многочисленным репрессиям. В результате была утрачена значительная часть русской культуры. В настоящее время многие люди являются атеистами, то есть, не придерживаются никаких религиозных верований.
Внешность
Антропологические русские имеют большое сходство с западноевропейскими народами (такими, как норвежцы, шведы, немцы, литовцы). При этом русские отличаются большим распространением темноволосого типа по сравнению со светловолосым. Типичной славянской внешностью считается сочетание светлых волос с голубыми глазами и белой кожей. Этот тип распространен на территории России вместе с русоволосыми людьми, имеющими серые, серо-голубые, зеленые, зелено-карие глаза. Также русских характеризует высокий рост, хорошее телосложение. Мужчины отличаются широким плечевым поясом, девушки имеют стройные, изящные фигуры.
Жизнь
Среди ремесел были развиты:
Другим ремеслом, имеющим массовое распространение, было гончарство. Этому способствовало наличие глинистых почв, несложный процесс подготовки и изготовления посуды. Глина смешивается с различными примесями (песок, тальк, ракушечник). Из материала формируется заготовка, которой придается определенная форма с помощью гончарного круга. Затем изделие обжигается в печи. Наряду с гончарством было развито бондарство. Это производство изделий из дерева, преимущественно бочек, посуды, утвари. Бондари на Руси высоко ценились, на их продукцию всегда был спрос. Они изготавливали резные наличники, которыми украшали избы, ведра, банные принадлежности. Бондарей еще называли обручниками или кадашами от слова «кадушка».
Интересный промысел представляет собой бортничество, которое было распространено повсеместно. Это лесное пчеловодство, добывание меда диких пчел из дупла деревьев. Термин происходит от слова «борть» — дупло. Бортничество являлось одним из подсобных занятий сельских жителей. Крестьяне находили деревья с пчелами по особым признакам. Человек, первым нашедший дупло, делал на стволе отметку. Это дупло считалось его собственностью. Мед широко употреблялся в пищу у крестьян, его заготавливали на зиму, делали медовуху — хмельной напиток.
Традиции
Праздники у славян были важной частью общественной жизни. Большинство языческих праздников отмечалось всей деревней с народными гуляньями, плясками, песнями, ритуалами. Каждая такая дата являлась священным днем, который имел магическое значение. В этот день человек ментально связывался с духами, поклонялся божествам, просил у них благополучия, хорошего урожая. В праздники запрещалось выполнять какие-либо работы, нужно было веселиться, участвовать в обрядах. Все славянские праздничные дни привязаны либо к смене сезонов года, началу или окончанию полевых работ, либо наступлению особого магического периода. В зимнее время праздников было больше, так как это время, свободное от сельскохозяйственной работы. Позднее, после прихода христианства, языческие праздники смешались с православными. Зимой русские отмечают такие важные даты:
Рождество — православный праздник, один из самых значимых у христиан всего мира. Он знаменует рождение Иисуса Христа. На Рождество дарят подарки, что олицетворяет подношение трех волхвов младенцу. Накрывают праздничный стол. В древности резали домашний скот, готовили мясные блюда, а также пироги, блины, рыбные яства. На Рождество молодежь устраивает колядки. Молодые люди и дети ходят от дома к дому и исполняют обрядовые песни. За это им дают сладости, угощения. В эту же ночь начинается святки — основной зимний праздник на Руси. Это время веселья и отдыха, когда никто не работает. Святки состоят из 12 дней: «от звезды до воды» и заканчиваются на Крещение. Фраза «от звезды до воды» означает период от появления первой звезды (канун Рождества) до освящения воды на Крещение. По древним поверьям, в святки на землю спускаются души умерших людей, а также нечистая сила. В это время могут происходить чудеса. На святки принято гадать на свою судьбу, замужество.
Крещение еще называется богоявлением, так как в этот день Господь явился в качестве Отца, Сына и Святого Духа. Это произошло во время крещения Иисуса в реке Иордан, который проводил Иоанн Креститель. По традиции, в ночь на 19 января православные люди купаются в проруби. Это означает символическое смывание грехов, очищение души и тела. Считается, что вода в эту ночь обладает целебными свойствами. В конце зимы отмечается Масленица. Она считается языческим праздником, сохранившим славянскую мифологию. Он посвящается богу Яриле, который символизирует солнце. Масленицу празднуют целую неделю, пекут блины, ходят в гости, народ устраивает гулянья. Ее отмечают за 7 недель до Пасхи. Праздник выпадает на конец февраля или начало марта. В последний день Масленицы сжигают чучело зимы, чтобы ускорить ее уход.
Также русские традиционно отмечают такие праздники:
Очень интересным является День Ивана Купалы. Его отмечают почти во всех европейских странах. Корни праздника берут начало в языческих обрядах очищения. До христианизации его праздновали в день летнего солнцестояния. Он был посвящен богу Яриле и максимальному расцвету природы. Со следующих за этим днем суток ночное время прибавляется, а дневное идет на убыль. Некоторые историки считают, что название Купала является трансформированным именем Иоанна Крестителя. Ночь на Купалу наполнена различными ритуалами. Это магическое время, когда проводятся обряды очищения, сбор трав, гадания. Обязательным действием было массовое купание в реке или озере. Нечистая сила оставляла воду, и она приобретала чудодейственные свойства.
Девушки гадали на венках. Если венок, положенный в воду, не утонет, это предсказывает долгую жизнь, счастье. Также существовал обряд с огнем. На берегу разводили высокий костер, вокруг него водили хороводы, пели и танцевали. Затем прыгали через него, иногда вдвоем — парень с девушкой. Удачный прыжок означал, что в будущем они поженятся. Если женщина не приходила к костру, то ее могли обвинить в том, что она ведьма. Девушки собирали травы, которые наделялись магической силой. Из них делали целебные снадобья.
Одежда
Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.
Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.
Русская кухня всегда отличалась разнообразием. В ней было большое количество ингредиентов еще до внедрения картофеля, томатов, кукурузы. На Руси основу питания составляли мясо, рыба, молочные продукты, злаковые культуры, всевозможные дары леса (грибы, ягоды, орехи, мед). За последние несколько веков она претерпела изменения, заимствовав множество рецептов из других стран. Но и до этого она не была скудной. Даже небогатые люди имели на своем столе множество вкусных и сытных блюд. По сведениям историков, сельские жители принимали пищу 4-5 раз в день. Повседневной пищей были супы, каши, дичь, разнообразные соленья. Характерной чертой русской кухни является наличие квашений, соленых, моченых, маринованных блюд. С осени заготавливали большое количество продуктов на зиму, чтобы не голодать в этот длительный период. Другим характерным моментом является отсутствие жареных блюд. Продукты варили, тушили или запекали в печи. Жарка как прием приготовления появилась значительно позже. Большое значение имел хлеб, который пекли из ржаной муки. Пшеничные изделия стряпали только на праздники. К исконно русским блюдам относятся такие, как:
Исконно русскими напитками являются: квас, морсы, кисели. Чай и кофе пришли гораздо позднее, с распространением цивилизации. Распространенными слабоалкогольными напитками были: пиво, брага, медовуха.
Характер
Историки считают, что на формирование русского характера во многом повлиял суровый климат России. Это воспитало в людях такие черты, как стойкость, упорство, целеустремленность. Длительная зима, в течение которой люди отдыхали, сменялась периодом сельскохозяйственных работ, когда нужно было прикладывать максимум усилий с утра до вечера. Благодаря этому сложился так называемый авральный принцип работы. Это означает, что человек долгое время бездействует, а потом быстро делает всю работу за короткий период. Такой метод нашел отражение в поговорке: русские долго запрягают, но быстро ездят. Для русских людей не характерны такие черты, как высокомерие, заносчивость. Они отличаются прямотой в общении, сразу говорят, что думают. Также русских отличают терпеливость, умение выслушать, сострадание. Характерными чертами можно назвать щедрость, гостеприимство, широту натуры.