к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

История возникновения гимнастики. СРОЧНО!

История развтия гимнастики с древних времен

История развития гимнастики необычайно богата.
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.
В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII – XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.
История спортивной гимнастики

Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже. В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.
В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

ермин «Гимнастика» примерно в V веке до н. э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд «Об искусстве гимнастики».

ГимнастикаОсновоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх, с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. Алексей Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. Светлана Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н. Крюков – абсолютный чемпион мира, А. Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е. Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.
Найти секции и клубы из раздела «Гимнастика спортивная

Источник

История зарождения и развития гимнастики.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Описание презентации по отдельным слайдам:

История гимнастики Зарождение и эвалюция гимнастики Автор презентации: преподаватель физкультуры Шабанова Елена Петровна ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»

Задача урока: овладение знаниями из истории гимнастики. Методическая цель: применение принципов познавательности и активности, доступности и индивидуализации.

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Всеобщая история человеческого общества свидетельствует о том, что еще за много тысячелетий до нашей эры физические упражнения широко применялись с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крит, Микены). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались как подготовительные при обучении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в восьмом веке до нашей эры.

Становление гимнастики органически связано с историей возникновения и развития физической культуры. На ее содержание и задачи всегда оказывали влияние экономический строй и культура человеческого общества. В то же время гимнастика и методы находились в зависимости от уровня военной техники и способов ведения войн, так как гимнастика всегда использовалась как эффективное средство военно-физической подготовки.

В эпоху Возрождения появились новые взгляды на значение воспитания. Наиболее прогрессивным стало течение гуманизма.

В то же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение прикладных навыков. В произведении французского писателя-гуманиста Француа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэдь» говориться о том, что в то время занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Это свидетельствует о том, что уже в 14 веке в школах для дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем создали основу современной спортивной гимнастики.

Спасибо за внимание

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Источник

История гимнастики. Часть первая.

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

«Гимнастика». Это слово ежедневно входит в наше жилье вместе с утренними физическими упражнениями; мы слышим его на уроках физкультуры в школе и вузе; оно значится в режиме санаториев и больниц, армейских частей и флотских экипажей; его мы читаем на афишах крупнейших спортивных соревнований. Ни одни Олимпийские игры не обходятся без гимнастики. «Гимнастика» — слово не новое: оно было известно еще 2 500 лет тому назад. Этот термин появился в Древней Греции в V веке до нашей эры. Произошел он от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный», (в ту пору юноши занимались физическими упражнениями в обнаженном виде). Тогда под этим термином понимали весь комплекс физических упражнений, применявшийся с образовательной целью, а позднее и с лечебной целью.

Такое положение в физическом воспитании сохранялось фактически до XIX века, когда стали постепенно складываться национальные системы гимнастики (немецкая, французская, шведская и др.), вобравшие в себя такие средства, которые характерны для современной гимнастики.

Физические упражнения современной гимнастики имеют гораздо более древнюю историю, нежели сам термин «гимнастика». Как свидетельствуют памятники культуры прошлого, некоторые гимнастические упражнения были известны еще за 3 тысячи лет до нашей эры.

Среди памятников древнеегипетской стенной живописи, относящейся к тому периоду, можно найти изображения стоек на голове, переворотов прогнувшись, исполнявшихся одним гимнастом или вдвоем, мостов, стоек, демонстрировавшихся не только акробатами, но и танцовщицами.

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Весьма примечательны памятники крито-микенской культуры, дошедшие до наших дней: на камнях и печатях можно встретить изображения девушки и юноши, которые, взявшись за рога быка, делают переворот над его головой и становятся на спину, после чего прыгают на землю. Эти упражнения обычно проделывались целой группой молодых людей по очереди. Таким образом, прародители гимнастов упражнялись на живых снарядах. Интересно, что родоначальниками игр с быками были женщины и лишь позднее в эти игры стали включаться мужчины.

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Другим живым снарядом явился конь, на котором всадники, совершенствуя свое искусство верховой езды, упражнялись в вольтижировке, или, как говорят на Востоке, джигитовке. Понимая, что живой конь не очень удобная опора для обучения джигитовке, наши предки стали пользоваться деревянной моделью коня. Эта модель была уже хорошо известна в Древнем Риме. Флавий Вегеций — римский историк, написавший в 384—395 годах пять книг по военному делу, указывал, что не только молодые воины, но и подготовленные солдаты должны были постоянно и тщательно упражняться на деревянном коне, выполняя довольно обширную программу. (Наверное, для людей прошлого подобные упражнения заменяли, в том числе современные ортопедические матрасы, цены на которые весьма велики).

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Упражнения в вольтижировке, имевшие непосредственно военно-прикладное значение в Древнем Риме, послужили основой для развития снарядовой гимнастики. Специальные упражнения на коне в эпоху средневековья не имели распространения, видимо, потому, что способы ведения войны в этот период требовали от наездника не столько ловкости, сколько силы. Закованному в броню и тяжело вооруженному рыцарю, сидевшему на коне тяжелой породы и также закрытом броней, не требовалось навыков вольтижировки. Все искусство рыцаря сводилось к умению крепко держаться с седле с высокой спинкой и заставлять лошадь делать несложные повороты во время единоборства всадников.

Стали появляться книги по вольтижировке. Так, например, в 1657 году была издана книга амстердамца И. Пашена. Вольтижировка на деревянном коне по своему характеру и форме движений постепенно изменялась, приближаясь к той, которую мы видим в настоящее время.

Довольно сложный путь прошли и другие гимнастические снаряды, хотя их история и не так далеко ушла вглубь веков. Византийский писатель Никифор Григора (1295— 1360) описал в своей книге группу канатных плясунов, выполнявших на туго натянутом горизонтальном канате не только различные упражнения в равновесии, но и такие упражнения, которые выполняются на перекладине, в том числе большие обороты. Это, пожалуй, первое упоминание о столь популярном в наше время элементе упражнений на перекладине.

Последующим свидетельством существования перекладины как гимнастического снаряда в XVI веке служит картина голландского художника П. Брейгеля (старшего). На ней можно увидеть детей, занимающихся на низком толстом бревне. Их упражнения напоминают к какой-то мере современные упражнения на перекладине.

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

Один из создателей немецкой системы гимнастики, И. Гутс-Мутс, в своей книге «Гимнастика для юношества« (1793 г.) писал, что лазанье по деревьям является вершиной гимнастического искусства, и предлагал для овладения этим искусством особые снаряды: канат, натянутый горизонтально между деревьями; канат, натянутый наклонно; бревно или шест, расположенные наклонно между двумя опорами. На этих снарядах юноши выполняли простые висы, висы на подколенках, передвижение на руках и другие элементы снарядовой гимнастики.

Таким образом, упражнения на перекладине возникли фактически как подготовительные к овладению способами лазанья по деревьям. Этой же цели служил и специальный городок, описанный И. Гутс-Мутсом в 1817 году.

Изобретателем перекладины в том примерно виде, как она выглядит в настоящее время, считают Ф. Яна (Германия), положившего начало снарядовой гимнастике в целом; на его площадке под Берлином в 1811 году уже имелась настоящая перекладина. Она представляла собой деревянный шест диаметром 5—5,5 см, закрепленный горизонтально на такой высоте, что на нем можно было раскачиваться, не дотрагиваясь ногами до земли.

Конечно, перекладина столь большого диаметра не пружинила, и многого делать на ней нельзя было; тем не менее, идея оказалась очень перспективной. Ученик Ф. Яна — Э. Эйзелен продолжал придумывать интересные упражнения на этом снаряде. Одно из основных — подъем разгибом — изобрел в 1850 году Купце. Созданию большой массы элементов на перекладине, росту их трудности особенно способствовало то обстоятельство, что в середине позапрошлого века деревянная перекладина была заменена стальной. Небольшой диаметр и хорошая упругость позволили довольно быстро разработать большое количество самых разных упражнений на ней.

Следует напомнить, что еще в самом начале прошлого столетия выпускались по старой традиции перекладины, покрытые тонким слоем фанеры (ведь перекладина должна быть деревянной!). Однако этот слой быстро стирался и не столько помогал, сколько мешал гимнастам; поэтому уже в двадцатых годах стали изготовлять перекладины современного типа, то есть без фанерного покрытия.

к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Смотреть картинку к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Картинка про к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени. Фото к какой эпохе приписывают зарождение гимнастики до нашей эры возрождения нового времени

В начале XIX века занятия на перекладине носили в известной мере характер соревнований, однако состязались не так, как теперь, то есть не в лучшем исполнении комбинаций, составляемых из большего количества разнообразных элементов, а в возможно большем количестве повторений одного и того же элемента. Лишь постепенно — по мере появления новых элементов — стали переходить к соревнованиям на лучшее выполнение целых комбинаций. Так как гимнасты придумывали элементы махового и силового характера, то на соревнованиях и праздниках обычно проделывали отдельно комбинации силовых элементов и отдельно маховых.

Источник

История спортивной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы

Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. Мужчины выполняют опорные прыжки и упражнения — вольные, на коне, кольцах, брусьях, перекладине. Женщины — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, гимнастическом бревне и вольные. Чтобы стать Олимпийским видом спорта, спортивной гимнастике пришлось пройти длительный путь развития.

История возникновения гимнастики

Во времена первобытного общества, в тяжелых условиях борьбы с природой, все движения человека были подчинены рациональным целям. Добывание пищи, постройка жилья, изготовление одежды — все это требовало большой двигательной активности.

Причем в процессе жизнедеятельности людям приходилось использовать множество самых разных движений: бег и ходьба, прыжки, лазание по деревьям, подтягивание, преодоление различных препятствий. Многие из этих движений позже стали основой спортивной гимнастики.

Древняя Греция

Лаконика

Древнегреческое государство Лаконика широко известно прежде всего своим главным городом Спартой и знаменитыми воинами-спартанцами. Выносливых солдат начинали готовить еще с раннего детства путем изнурительных тренировок и сурового воспитания.

С 7 лет мальчиков отдавали в специальные школы с жесткими условиями жизни. Ученикам приходилось спать на твердом тростниковом ложе, ходить босыми и полуголодными. Все это закаляло характер будущих воинов.

Афины

В Афинах придавали одинаково большое значение развитию как интеллектуальных, так и физических качеств человека. С 7 лет дети занимались в платных мусических школах, где преподавались научные дисциплины и изучались искусства. А с 12-13 лет начиналось обучение в государственных школах — палестрах (от слова «палее» — борьба).

В палестре обучались обращению с оружием: лук и стрелы, дротики, копье и т. д. А в качестве укрепления тела широко использовались физические упражнения, в том числе гимнастические. Ученики состязались в перетягивании каната, преодолении препятствий, тренировали чувство равновесия и координацию.

Древний Рим

Римская империя известна своими военными победами, а в определенный период ее армия была просто непобедимой. Это стало возможным в немалой степени благодаря отличной физической подготовке солдат.

Процесс тренировки римских легионеров включал значительные беговые нагрузки, прыжки (в том числе с шестом), игры с мячом и т. д. Гимнастические элементы применялись при форсировании препятствий, упражнениях на деревянном коне.

Древний Китай

В Древнем Китае гимнастика известна под названием ушу. Она разделялась на два направления — солин и тай-цзи.

Солин предназначалась для тренировки воинов — включала упражнения на развитие силовых качеств, скорости. Значительное место это направление ушу уделяло искусству верховой езды, начальное обучение предполагало отработку элементов на деревянном коне.

Тай-цзи, в отличие от солин, носила скорее оздоровительный характер и состояла из комплекса плавных, медленных движений. В настоящее время тай-цзи приобрела популярность не только в современном Китае, но и в Западном мире.

Древняя Индия

В Древней Индии зародилось свое особое направление гимнастики — йога. Это большой комплекс психофизических упражнений, предполагавший развитие не только тела, но и духа.

Йога зародилась еще в III тысячелетии до нашей эры и с тех пор совершенствовалась, вбирая новый опыт и знания. Упражнения способствуют развитию гибкости, выносливости, имеют оздоравливающий эффект.

Первые труды о гимнастике

Сведения о развитии гимнастики средневекового периода можно почерпнуть из трудов французского писателя Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Он рассказывает о системе физического воспитания в дворянских школах Европы, включавшей в себя упражнения с гантелями и на перекладине, акробатические элементы, лазание по канату и шесту.

Большую ценность для истории гимнастики имеет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.) «Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он выделил три направления в гимнастике — военное, врачебное и атлетическое. Меркуриалис попытался возродить популярность гимнастики древних времен, но ему это не удалось, в немалой степени из-за возникшего тогда в обществе увлечения акробатическими упражнениями.

Арканджелло Туккаро (1538-1616 гг.) стал автором первого практического пособия по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Книга была издана в 1599 году во Франции. Туккаро описал все известные на то время акробатические упражнения с пояснениями по технике исполнения.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) — чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель. Известен как популяризатор гимнастики, внесший большой вклад в разработку методики гимнастики. Им были выдвинуты принципы, заложившие основу физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, постепенность, систематичность, многократное повторение.

Епифаний Славинский (1600-1675 гг.) — иеромонах Русской православной церкви, русский богослов, философ и переводчик, известный своими учеными трудами. Он рассматривал физические упражнения с точки зрения их воспитательной ценности, в том числе подверг педагогическому анализу многие гимнастические упражнения.

Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский педагог и философ, считал, что познания об окружающем мире человек получает через ощущения, и поэтому важно развивать органы чувств. Также им был предложен спортивно-игровой метод для быстрого освоения знаний учащимися. Особую роль Джон отводил закаливанию и воспитанию дисциплины.

Развитие гимнастики в Новое время

В Новое время гимнастика продолжила активно развиваться. Ее внедрение в систему физического воспитания способствовало широкому распространению в обществе. Идеи Локка и Коменского о гармоничном развитии человека реализовывались на практике с помощью обучения детей и юношества гимнастическим упражнениям.

Жан Жак Руссо

Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) полагал, что подготовка ребенка к жизни должна включать в себя тренировку духа и тела с помощью закаливания, физических упражнений.

Большое значение философ придавал развитию функций органов чувств, приобретению ребенком двигательного и нравственного опыта, испытанию силы воли. Среди практических мер реализации своих идей Руссо предлагал физическую нагрузку: гимнастику, бег, прыжки. А для повышения мотивации и заинтересованности детей использовать игры и состязания.

Иоганн Генрих Песталоцци

Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) видел своей миссией просвещение и развитие детей из бедных семей. Для упрощения обучения Песталоцци во всех областях знаний выделял немногие главные элементы, отталкиваясь от которых, давал уже более широкую картину.

В системе физического воспитания педагог в качестве такого простого основополагающего элемента считал сустав, для каждого из которых разработал упражнения. Начиная с загрузки одного сустава, Песталоцци постепенно подключал упражнения с одновременным участием остальных суставных элементов. По сути это было развитием координации, что является главной целью гимнастики.

История национальных систем гимнастики

Немецкая система гимнастики

Среди немецких ученых, оставивших заметный след в развитии гимнастики, можно выделить Фита, Гутс-Мутса, Яна, Шписсса.

Герхард Ульрих Антон Фит

Учитель немецкого языка и гимнастики, Герхард Ульрих Антон Фит (1763-1836 гг.), собрал и систематизировал всю известную на то время информацию из области физической культуры. Результаты свой работы он изложил в фундаментальном труде «Опыт энциклопедии физических упражнений». Также ученый предложил определение понятия «физическое упражнение».

«Физическое упражнение — это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего».

Герхард Ульрих Антон Фит

Фит внес значительный вклад в разработку методики проведения занятий. В частности, он предложил тренировку элементов вольтижировки с помощью упражнений на деревянном коне и брусьях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс

Немецкий педагог, Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759-1839), развивал свою систему гимнастики под влиянием поражения Пруссии в войне с наполеоновской Францией.

Поэтому спортивная подготовка сочеталась с военной (маршировка, специальные военные упражнения). В системе использовались прыжки (в длину, высоту, с шестом), длительная ходьба, бег с препятствиями, метания предметов, лазания по канату, упражнения на бревне. Важным элементом обучения были наглядность и участие в соревнованиях.

Идеи Гутс-Мутса использовались не только при развитии немецкой, но и шведской системы гимнастики.

Иоганн Фридрих Людвиг Кристофер Ян

Фридриха Людвига Яна (1778-1852 гг.) считают «отцом современной гимнастики». Своей системе он дал название «турнен», что переводится с немецкого как «изворотливость». Ученый разработал 24 группы упражнений, как со снарядами, так и без них.

Обязательной частью системы стала состязательность, что повысило интерес к гимнастике среди молодежи. Ян большое внимание уделял технике выполнения упражнений, требуя от учеников точности, четкости движений, правильности линий тела. Носки ног должны быть оттянуты, а осанка сохраняться прямой. Тем самым зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики делился на два периода:

Адольф Шписс

Гимнастика в стране набирала популярность, желающие заниматься организовывали союзы и общества. Правительство сочло нужным ввести занятия гимнастикой в практику школьного обучения.

На этом шаге активно настаивал Адольф Шписс (1810-1858 гг.) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Он разделял идею Песталоцци о том, что занятия гимнастикой способствуют выработке трудовой дисциплины у детей.

Шписс обобщил опыт предшественников и выпустил собственный труд «Учение о турненском искусстве», где описал, в том числе, разработанные им самим упражнения в висах и упорах.

Занятия проходили под музыкальное сопровождение, что делало уроки более увлекательными. Упражнения строились с расчетом загрузки всех групп мышц при возрастающей сложности. Для каждого ученика устанавливалась своя норма, с учетом его сил и возможностей.

Французская система гимнастики

Гимнастика во Франции получила развитие благодаря возросшей привлекательности армии. Гимнастические упражнения начали использоваться в качестве подготовки к военной службе. Французская молодежь объединялась в команды, которые занимались спортом, организовывали военизированные игры.

На основе этих команд Наполеон создал школьные батальоны, ставшие армейским резервом. Это начинание не угасло и после окончательного поражения Наполеона.

Развитием гимнастической подготовки во французской армии занялся полковник Дон Франциско Аморос (1770-1848 гг.). В 1830 году он выпустил «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному», а также атлас с комплексами упражнений. Система гимнастики Амороса продолжала и развивала идеи Локка, Руссо, Песталоцци.

Шведская система гимнастики

Развитию гимнастики в Швеции положил начало Пер Хенрик Линг (1776-1839 гг.). Он обучался в Институте для детей и взрослых в Копенгагене, который был первым учебным заведением по физическому воспитанию. Получив большие знания и опыт в этой области, Линг в 1813 году открыл в Стокгольме Центральный Королевский институт гимнастики. Заслуги Линга признала Шведская академия, избрав его в 1835 году своим членом.

Сын Пера Хенрика Яльмар пошел по стопам отца. Именно ему принадлежит изобретение знаменитой шведской стенки и идея других снарядов: плинт, специальная скамейка, двойной бум.

Занятия по системе Лингов делились на 16 частей, которые шли в строго установленной последовательности. Тренировка содержала разные по направленности упражнения: для мышц ног и живота, на формирование правильной осанки, для развития равновесия и укрепления дыхательной системы.

Главной целью своей системы Линги считали достижение гармонии человеческого тела. Среди плюсов шведской гимнастики можно выделить ее явный оздоровительный эффект, большое разнообразие упражнений, возможность воздействовать на определенную группу мышц. Благодаря своим достоинствам и новизне система Лингов быстро распространилась во многих европейских странах.

Однако некоторые специалисты отмечали минусы шведской гимнастики. Так, Лесгафт и Демени, считали, что данная система не вполне учитывает анатомию и физиологию человека, не несет воспитательную функцию.

Австрийская и датская система гимнастики

В Австрии один из самых известных специалистов по физическому воспитанию Карл Гаульгофер (1885-1941 гг.) совместно с Маргаритой Штрайхер разработали одну из самых совершенных систем школьной гимнастики. Она учитывала пол и возраст детей, преследовала, прежде всего, оздоровительные и общеукрепляющие цели.

Датская система гимнастика, созданная Нильсом Буком (1880-1950 гг.), вобрала в себя шведский опыт. Нововведением здесь стал поточный метод выполнения упражнений, повысивший тренировочную нагрузку.

Сокольская система

Данная система появилась в 1860-х годах в Чехии. Гимнастика была создана обществом «Сокол», которое считалось центром борьбы за освобождение из-под власти Австро-Венгерской империи. В «Соколе» занимались воспитанием патриотического духа чешской молодежи, укреплением физической формы. Одним из средств служила гимнастика.

Сокольская система создавалась профессором Пражского университета Мирославом Тыршом (1832-1884 гг.). Он преподавал эстетику, поэтому в разработанных им гимнастических упражнениях прослеживается стремление к красоте формы и стиля. Элементы объединялись в комбинации с резкими прямолинейными движениями. Тырш уделял внимание красоте переходов из одного положения в другое.

В Сокольской гимнастике более активно задействовались предметы: палки, булавы, гантели — у мужчин; ленты, шарфы — у женщин. Гимнастические занятия, по сути, превращались в красочные увлекательные представления. Упражнения выполнялись под музыку, зачастую принимая среднюю форму между спортом и танцами.

Гимнасты носили одинаковую спортивную форму. Таким образом, Сокольская система способствовала развитию не только координации, быстроты, ловкости, но также эстетики, стиля.

Занятия включали четыре группы упражнений:

Начинались занятия с разминки (ходьба, бег, махи руками и ногами), а завершались обязательно восстановительными простыми упражнениями, дыхательной гимнастикой.

Становлению гимнастики как вида спорта способствовали соревнования, которые в Чехии стали проводиться с 1862 года. Постепенно совершенствовались программы выступлений, правила состязаний. Помимо собственно гимнастических упражнений, соревнования включали легкоатлетические виды: бег на спринтерскую дистанцию, различные прыжки, толкание ядра и другие.

Становление спортивной гимнастики

Чемпионы Европы

Лариса Латынина завоевала 5 золотых медалей во всех дисциплинах: многоборье, опорный прыжок, брусья, бревно, вольные упражнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *