к какой эпохе относится бах

Биография Иоганна Себастьяна Баха

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца – придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» – 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести «Французских сюит». В эти же годы создавались «Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга» и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, – духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), «Магнификат» (1723), мессы, в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор (1733), «Страсти по Матфею» (1729); десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних – «Ария с 30 вариациями» («Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение «Искусство фуги» (1749-1750) – 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал «Пред престолом Твоим предстою», продиктовав его своему зятю – органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение «Страстей по Матфею». В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора – за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году – в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами – Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach ; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Содержание

Биография

Детство

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге [3] и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мюльхаузен (1703—1708)

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, [10] а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь»,

Веймар (1708—1717)

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у своего работодателя, герцога Иоганна Эрнста, который был профессиональным музыкантом. В 1713 году герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной тетрадью» — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

Кётен (1717—1723)

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия: внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. [14] Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Лейпциг (1723—1750)

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» and «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях.

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти. При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.

Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Вот я предстаю перед Твоим троном»); этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного «Искусства фуги».

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ; тогда и состоялось перезахоронение.

Баховедение

Творчество

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. С многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714 годы) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, BWV 1043, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов. Исследователи считают, что эти концерты для клавесинов были всего лишь переложениями более старых произведений Иоганна Себастьяна, ныне утерянных. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.

Вокальные произведения

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Исполнение

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и осовремененные версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Судьба музыки Баха

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт, Бетховен и Шопен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. Например, при посещении школы св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» — после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. [24] Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Шопен перед концертами запирался в комнате и играл музыку Баха. Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX веков, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Монументы Баху в Германии

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

Источник

Иоганн Себастьян Бах

немецкий композитор, органист, музыкальный педагог

к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бахИоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) родился 31 марта (в ряде источников дата его рождения указывается по юлианскому стилю – 21 марта) 1685 года в Эйзенахе (Германия), в музыкальной семье. Несколько поколений рода с самого начала 16 века были профессиональными музыкантами. Родители Баха рано умерли, и он был отдан на воспитание старшему брату, служившему органистом при церкви.

Брат обучил его основам музыки, выбирая в качестве материала в основном классические образцы. Но младший Бах знал, что у старшего под замком хранятся ноты современных модных композиторов. По ночам, при лунном свете он пробирался к заветному шкафу и переписывал себе драгоценную музыку. Каково же было его разочарование, когда старший брат, узнав о ночных вылазках, отобрал у него и оригинал, и копию. Бах-младший в слезах поклялся, что если ему нельзя играть эту музыку, он напишет другую – ещё лучше. И ведь написал.

С момента окончания своей учебы Бах сменил множество должностей. Он был придворным музыкантом в Веймаре, смотрителем органа в Арнштадте, органистом в Мюльхаузене. За это время он стал очень известен как виртуозный органист.

В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и прожил до конца жизни. Лейпцигский период стал вершиной творческого пути композитора, это годы создания самых монументальных его произведений, хотя и очень сложные годы в материальном плане. Он работал кантором в церкви святого Фомы и в школе при этой церкви, а также руководил студенческой «Музыкальной коллегией».

Под старость Бах почти ослеп. Музыку за него записывал его зять, под диктовку великого композитора. Приехавший в Лейпциг знаменитый офтальмолог Джон Тейлор сделал Баху две операции на глазах, но это не помогло. Последнее произведение, написанное Бахом называлось «Вот я предстаю перед Твоим троном».

В творческом наследии великого композитора можно найти практически все жанры эпохи позднего барокко, кроме оперы: это произведения для солистов и хора, органная и клавирная музыка, оркестровые композиции. Основным выразительным средством является полифония в сочетании с гармонией.

Источник

Гитара музыкальная 9. Иоганн Себастьян Бах

Гитара в музыке барокко.

35.
Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach, 1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко.

Пожалуй, самой естественной формой связи человека с Богом является созерцание, позволяющее почувствовать неотразимую притягательную силу Отца Небесного, приобщиться к Его величию, ощутить Его Мудрость и Совершенство.

Приходилось ли вам в детстве, сидя на дереве, всматриваться в причудливые контуры облаков, в бескрайнюю высь неба, переходящую в далекую линию горизонта? И, посмотрев вниз, увидеть снующих взад-вперед озабоченных людей?

Буквально то же происходит в духовной сфере. В нас, бесспорно, есть что-то абсолютное, вечное, но суета жизни заставляет думать о бренном, временном. Мы рождены для космоса, а пребываем в ограниченном пространстве домов, улиц, площадей. Мы созданы для творчества, а мельтешим, как мошкара в лучах ночного фонаря.

Однако давайте вернемся к музыке, к этой неизменной спутнице времени.

У Иоганна Себастьяна Баха, как искренне верующего человека в центре внимания всегда находится Творец. И стоит ли удивляться тому, что композитор возносит Ему хвалу, восторгаясь Его деяниями?

Таким образом, главным принципом музыкальной эстетики Баха является духовно-религиозное созерцание Божьего мира, всеохватывающее видение земного бытия – того, что открывается творческому взору гениального музыканта.

Без понимания этого исполнитель не сумеет разгадать тайну баховской музыки, теснейшим образом связанную с обликом Всевышнего.

Впрочем, нам ли недооценивать того очевидного факта, что талантливый музыкант стремится идти в ногу со временем, а значит, мыслить широко, не ограничивая свой репертуар баховскими сюитами для лютни, скрипки и виолончели, несколькими клавирными произведениями? Перед артистом стоит более сложная задача – обратиться к органному, кантатно-ораториальному, оркестровому творчеству композитора, сделать транскрипции всего того, что можно сыграть на гитаре. Если уже сегодня имеются удачные переложения для этого инструмента симфонических и фортепианных произведений, то почему бы новатору не познакомить публику с вокальной или инструментальной музыкой немецкого гения?

Именно для вдумчивых музыкантов предназначены эти мысли.

Что характерно для художественного стиля Иоганна Себастьяна Баха?

Квинтэссенция, аттическая соль его музыки – это всеохватывающий взгляд мастера, который ставит Баха вровень с такими гениями, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Шекспир.

Оригинальность образов и стиля музыки Баха состоит в том, что она объединяет средневековое романско-готическое растворение личности в Боге и ренессансные попытки отобразить внутренний мир человека. Последовавшее за этими эпохами искусство барокко ставит перед собой задачу раскрыть духовный мир человека нового времени.

Творчество Баха стало лабораторией для мощного художественного синтеза всего того, что было создано до него, и предвидением дальнейших путей развития европейской музыки.

Вы спросите: какое имеют отношение к гитаре эти теоретические выкладки?

Самое непосредственное. Баховское созерцание – это наше прошлое, настоящее и будущее восприятие Отца Небесного, это неразрывная триада: Вселенная – Бог – человек, позволяющая говорить, что частица нашей души, согретая любовью Всевышнего, есть Вселенная, и, наоборот: Вселенная, созданная Творцом – есть частица нашей души.

Ничего мудреного здесь нет, все просто и вместе с тем величественно, как у Баха!

У композитора синтетический склад мышления, который наиболее полно отражает целостное эмоционально-духовное восприятие мира.

В музыке Ренессанса герой почти всецело отдает себя Богу и лишь отчасти раскрывает свой внутренний мир. В эпоху барокко эта пропорция изменяется: созерцание Творца мира уравновешено с самовыражением личности. Только к моменту расцвета классицизма личность становится полностью свободной, принадлежащей самой себе.

В контексте этой историко-эстетической ретроспективы гитарист поймет, как нужно играть старинную, то есть добаховскую музыку. Ему станут ясны творения самого Баха, принадлежащие к эпохе барокко. Он так же уяснит для себя музыку переходного периода, в частности, четырех сыновей немецкого гения и сочинения венских классиков.

Эпоха Возрождения знаменует собой путь от средневекового христианства к Реформации. Спрашивается, можно ли музыку Иоганна Себастьяна Баха считать ренессансной, если центром его творений был Отец Небесный? Ответ положителен: Бог композитора – не прежний католический Создатель мира, а новый, лютеранский Иисус Христос, с умным и сострадающим человеческим сердцем.

Это отчетливо слышится в музыке Баха.

Не надо забывать, что баховский ум, созерцающий Вседержителя, активен, ибо он нерасторжимо слит с верой и жизненным опытом лютеранина, творящего искусство во славу Божию. Эта созерцательно-нравственно-религиозная установка делает героя музыки Баха реальным человеком с полной гаммой земных чувств и переживаний.

Гитаристу, исполняющему произведения Иоганна Себастьяна Баха, нельзя поддаваться соблазну уноситься в блаженные Небеса, забыв об авторе гениальной музыки, о канторе Бахе, об отце многочисленного семейства, о глубоко верующем человеке со всеми его достоинствами и недостатками, присущими каждому из нас.

В баховском видении мира человек и Бог находятся в гармонии. В старинной музыке Всевышний господствовал над личностью, после Баха она обрела независимость.

Зная это, гитарист уже не заблудится в трех соснах.

Гений Баха впитывает в себя разнородные исторические и национальные влияния. Его музыка поражает слушателей всеохватывающей широтой и бездонностью.

В творчестве Баха старое и новое – романское и готическое, ренессансное и барочное – органически соединяются в некий величественный храм музыки.

Иоганн Себастьян Бах наполняет музыкальные конструкции прежних эпох новой, отзывчивой, «галантной» музыкой.

Музыка композитора вырывается из тесных временных рамок, несет в наш мир духовную красоту прошлого и будущего.

Способность Баха долгое время пребывать в одном эмоциональном состоянии позволяет ему созерцать: непреходящее, вечное, истинное. Исторические координаты как бы расширяются и события теряют свои временные границы. Это дает возможность создавать эпическую величественную музыку.

Бах высоко ценит поэзию Пауля Герхардта, дьякона одной из берлинских церквей, которого органист, богослов и философ Альберт Швейцер называет «королем духовных певцов». На его слова Бах сочиняет двадцать хоралов. В них заключена сущность воззрения композитора на мир: «Нам предназначив крестный путь, / Чтоб души нам исправить, / Господь не думает отнюдь / Навеки нас оставить. / Мученья наши – оттого, / Что мы покинули Его! /И мы к нему вернемся! / Так верь же, верь же в торжество / Его всесветлой власти, / Чтоб милосердие Его / Вкусить лихой напасти. / Земля погибнет, мир падет. / Но только тот не пропадет, / Кто не утратит веры».

Так Бах вместе с поэтом осмысливает мир во всей его полноте.

Всевидение может быть пассивным и умиротворенным, либо активным и волевым.

Когда мы говорим о созерцательности Баха, то надо иметь в виду именно второй тип раздумий – чувственную и волевую форму восприятия бытия. Великий немецкий композитор, будучи протестантом, был приверженцем Мартина Лютера Кинга, чьи проповеди дышат неприязнью к папству и католицизму. Бах – спокойный мудрый человек с твердыми нравственными устоями, искренне верящий в Отца Небесного.

Гармония Вселенной для Баха – это не «предустановленная гармония» Лейбница, не «гармония мира» Кеплера, где существует параллелизм между тем, что происходит в человеческой душе, и тем, что совершается во Вселенной.

Внимая красоте Сотворившего мир сей, Бах, как искренне верующий человек, осознает греховность нашего бытия, вызывающего «страдание, душевную боль, быть может, даже отчаяние, что в свою очередь еще острее возбуждает потребность в утешении, увещевании, уверенности в осуществлении надежды» (музыковед Михаил Друскин). В человеке одновременно присутствует земное, и Небесное, мирское и духовное, но не в виде извечной предопределенности. Внутри него происходит борьба двух начал с тем, чтобы, преодолев свою греховную природу, в конце концов, предстать перед Очами Творца.

И.С. Бах, как верующий человек, обращается к Богу – к тому центру мира, куда устремлены человеческие мысли и чувства. Он видит перед собой Отца Небесного и поверяет Ему свои тайны, одновременно спрашивая себя, праведно ли он живет.

Тем не менее, этого мало, чтобы понять природу баховского всеобъемлющего чувства.

Есть еще одна грань, которую исполнители, в том числе гитаристы, не берут в расчет. Это то, что относится к Вселенской гармонии.

Вот, как написал, великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете своему другу о первом впечатлении от музыки Баха: «Я так подумал тогда: словно вечная гармония беседует сама с собой, как то было, наверное, в душе Бога незадолго до сотворения мира. И так волновалась и моя душа, и мне казалось, будто не было у меня и не нужно мне было ни ушей, ни тем более глаз и прочих органов чувств».

Следовательно, баховское мировосприятие – это и гармония бытия, и сам Творец, и наша к Нему признательность, наши чаяния и надежды. Каждому человеку хочется, чтобы его душа обрела вечную жизнь после смерти, и он подсознательно стремится к Творцу мира, к первозданному бытию. Так круг телесного и духовного замыкается внутри человека.

Ни один композитор это не понимает так просто и ясно, как Иоганн Себастьян Бах. Именно поэтому он и велик.

Музыку Иоганна Себастьяна Баха невозможно постичь, если не прочитать «Божественную комедию» Данте и философские труды Гегеля. Гениальный итальянец пишет так: «Но если правде грудь твоя открыта, / Знай, что, едва зародыш завершен / И мозговая ткань вполне развита, / Прадвижитель, в веселии склонен, / Прекрасный труд природы созерцает, / И новый дух в него вдыхает он. »

А теперь обратимся к Гегелю: «Пространственная и временная единичность, здесь и теперь, которую в «Феноменологии духа» я определил как предмет чувственного сознания, – все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следует брать, прежде всего, только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, а именно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в нем самом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие». Нельзя не увидеть в этой емкой, хотя и тяжелой для восприятия фразе, философское обоснование того феномена, которое мы назвали «баховским созерцанием».

Вдумчивая трактовка музыки Баха требует от исполнителя высокого религиозно-духовного развития!

В лучших своих творениях Бах предстает истинным религиозным мыслителем. Кто из гитаристов сумеет найти и выразить порыв человеческого духа к Творцу Небесному, тому откроется подлинная суть музыки Баха.

Творчество Баха требует от гитариста мудрости. Надо уметь войти в образ обычного земного человека, мечтательного и одновременно мужественного, чей мысленный взор обращен к Творцу с надеждой на Его всемилость.

Бах искренне верит в предустановленную Богом гармонию Вселенной, в высшую упорядоченность бытия. Это основа бюргерского лютеранского самосознания.

В музыке Баха душевные движения подвижны, они находятся внутри неизменных законов мира и Высшего Закона в лице Отца Небесного.

Главное свойство музыки Баха – это мировосприятие, основанное на духовном общении с Отцом Небесным. Все его сочинения, как пишет Альберт Швейцер, – это «проповедь композитора о жизни и смерти», и в первую очередь – вера в главенство духа над телом. Если проще сказать, – это свет и тепло мироздания, исходящее от Бога к людям.

Божественность мира для Баха – это блаженный покой, светоносная гармония, наслаждение Божьей красотой, вселенская мудрость, готовность внимать голосу Всевышнего, олицетворяющему все грани бытия, так сказать, альфу и омегу высшей духовности.

Если гитарист уяснит, что Иоганн Себастьян Бах – это музыкант и глубоко верующий человек, исполнитель будет на верной стезе. Он сможет отобразить самые высокие переживания человеческого духа. Видимо, не случайно композитор родился в Эйзенахе близ Вартбурга, где в средние века собирался на конкурсы весь цвет миннезингеров, а позднее звучали страстные реформаторские проповеди Мартина Лютера!

Если гитарист задаст себе вопрос, что, прежде всего, является предметом баховского всевидения, то это будет сам Бог и Его дивное творение, наш земной мир, и Голгофа, где был распят Иисус Христос.

В баховском созерцании всегда незримо присутствует идея жертвенности, воплощенная в образе распятого Христа, Сына Божьего, чувствующего и сочувствующего, страдающего и сострадающего. В этих сложных переживаниях автора содержится двойной подтекст: человеческий и Божественный, земной и Небесный.

И всякий верующий, будь то сам Бах или гитарист-исполнитель, взявшийся играть его музыку, неизбежно сталкивается с такими сложными, многосоставными эмоциями.

Ключ к верной интерпретации баховской надмирности можно отыскать в словах этого композитора: «. Я рад уйти и быть подле Христа». В каждой музыкальной фразе великого немца присутствует тот могучий религиозный оптимизм, который делает его музыку величественной.

Не осознавая этого, гитарист не сумеет достичь художественных высот.

Следовательно, Вселенная неадекватно отражается в душе верующего человека. Это асимметричное соотношение.

Сердцевина художественного образа музыки Баха представляет собой душу верующего человека, которая обитает между Небом и землей, между Вечным и мимолетным. А что может еще делать наша душа, как не чувствовать и не созерцать?

Музыку Баха насквозь пронизывает религиозное чувство, посредством которого композитор созерцает мир и выражает сострадание к людям.

В баховском всеохватывающем видении мира, словно в зеркале отражается человек со своими чувствами и переживаниями – теми, что вечны, и теми, что напоминают нам о бренности земной жизни.

Гитарист, исполняя пьесы немецкого композитора, должен увидеть Божественный свет, на фоне которого автор обозначает контуры глубоко верущего человека.

Баховское восприятие вселенной предполагает такое религиозное состояние души, когда чувство исполнено сострадания к людям. Тогда конфликт между эгоистической плотью и альтруистическим духом может быть разрешен. Этот божественный свет для человека, как горный воздух для жителя мегаполиса.

И гитаристу, прежде всего, нужно наполниться духовностью музыки Баха, чтобы затем отдать ее людям.

Баху чужды душевные драмы, как мудрецу – плотские страсти. В баховском созерцании запечатлен образ обыкновенного земного человека, наделенного глубокой верой.

Все его чувства исполнены духовного света, о чем не следует забывать гитаристу.

Баховское всеобъемлющее чувство включает в себя и проповедь, и молитву автора, создававшего музыку, проникнутую религиозным духом. Это, как верно замечает музыковед Михаил Друскин, «заинтересованное созерцание» глубоко верующего человека. Бах поучает, наставляет, зовет к добрым деяниям, отвергая людской эгоизм и сочувствуя распятому Христу, искупившему своей кровью грехи мира.

Такова глубинная суть творческого метода немецкого гения.

Лирика Баха приобретает трагический, даже трагедийный характер, когда проникает в глубины страдающего человеческого сердца, и становится повествовательно-эпической, когда прославляет Творца.

Гитаристу необходимо найти соответствующие выразительные средства, чтобы верно передать, в каком направлении движется мысль автора, каков ее оттенок в том или ином фрагменте. Баховское созерцание изнутри активно и целенаправленно.

Женщинам легче распознать именно лирическую, а не драматическую или изобразительную природу его музыки. Именно это и сделала Тамара Николаевна Ливанова в капитальном двухтомном труде «Музыкальная драматургия И.С.Баха и ее исторические связи». Она предлагает очень емкий и содержательный термин «единовременный контраст», без которого трудно постичь, что такое «баховская погруженность в мироздание».

Татьяна Ливанова отмечает, что лирика Баха не личностна, не индивидуализирована, она звучит как бы от баховского сердца, испытывающего религиозный трепет перед Очами Творца. При этом «она преисполнена такой силы чувств, такой их остроты и напряженности, какие были тогда совершенно недоступны даже лирике личностной, лирике в узком смысле слова». Далее искусствовед выделяет еще одно характерное свойство, умение композитора «создавать общезначимое, высокообобщенное, непреходящее как свое, поднимающееся из глубины потрясенного сердца».

Вот насколько широк диапазон эмоций баховского лирического созерцания, о чем должно быть известно каждому гитаристу, решившемуся исполнять его бессмертными произведениями.

В музыке Баха земные человеческие чувства гитарист может усилить или ослабить, выдвинуть на передний план или убрать за кулисы, но они всегда будут излучать Божественный Свет.

Поэтому, играя пьесы великого композитора, музыкант не должен акцентировать собственные эмоции. Напротив, от них нужно всячески отстраняться, чтобы достичь убедительности своей интерпретации. Такова природа музыки Баха.

7. Гармония человеческого и Божественного

Вот самая краткая формула баховского созерцания: а) Бог; б) Священное Писание; в) духовный мир верующего человека и г) его стремление к нравственному идеалу, воплощенному в образе Христа, Того, Кто пожертвовал Собой ради спасения людского рода.

Если гитарист отыщет в исполняемой пьесе следы библейской мудрости, он будет на верной стезе.

В музыке Баха духовная составляющая – это гимн Всевышнему, эмоциональная составляющея – это земные переживания верующего человека. Вот почему баховское вселенское чувство нуждается в красоте, радости и покое.

Нередко в музыке Баха под внешним спокойным слоем созерцательности пульсирует напряженный драматизм, который сменяется лирической напевностью или взволнованной патетикой.

Можно сказать, что всякий вдумчивый гитарист должен иметь в виду, что под безмятежной гладью морской поверхности таятся бурные подводные течения.

Баховская музыка – это одновременно и внешняя статика, и внутренняя динамика, преднамеренная сдержанность и развертывающийся конфликт.

Если гитарист сумеет соединить воедино эмоциональное и духовное, земное и Небесное, он достигнет убедительных художественных результатов в интерпретации музыки Баха.

Чтобы добиться выразительности исполнения гитаристу надо соединить воедино трепетное чувство и величавое звучание музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Душевный мир творений Баха далек от современного человека. Эмоции немецкого композитора имеют, так сказать, духовную ауру. Его земные переживания и тревоги охвачены лучами Божественного света. Ни одной мелодии, ни одной ноты автор не написал вне этого эмоционально-духовного настроения.

Глубинный смысл баховского созерцания раскрывают слова замечательного пианиста Генриха Густавовича Нейгауза, который подчеркнул непреходящее значение творчества немецкого гения. В его музыке «музыкальными средствами отображается высшее единство личного и общего, индивидуума и массы, человека, и вселенной, и выражено звуками все заключенное в этом единстве философское, эстетическое и этическое содержание».

Это совершенно точная формулировка. Она позволяет гитаристу найти ключ к музыке Баха.

8. Библейское Слово

Помня об этом, гитарист будет стоять на твердой почве в осмыслении пьес Баха, которого с полным основанием можно назвать незаходящим солнцем мирового музыкального искусства.

Каждое инструментальное произведение Баха несет в себе дополнительную образно-смысловую нагрузку, связанную с протестантской верой.

Гитаристу необходимо выяснить, есть ли в пьесе внутренняя связь с каким-либо хоралом или она навеяна теми или иными страницами Священного Писания, определить, какое место в баховском созерцании занимает духовная составная, согласуется ли она с жертвенной идеей и миссией Христа на земле. Бах – больше чем гениальный композитор, как Гегель – больше чем создатель диалектики. Оба они – религиозные проповедники Божественной истины и красоты.

В баховском возвышении над миром наблюдается неразрывное единство идеи, образов и авторских эмоций.

Уяснив себе, что Бах никогда не был «чистым» музыкантом, точнее, исключительно музыкантом, гитаристу требуется найти те зашифрованные символы и знаки протестантской веры, которые негласно присутствуют в его инструментальной музыке и одухотворяют ее.

Главное для Баха – логос, слово, смысл, идея, и лишь потом он, как выражается Альберт Швейцер, «живописует звуками». В инструментальной музыке слово находится в ее глубине и гитарист будет отдавать себе отчет, какой смысл скрывается за интонациями и мотивами в произведениях Баха.

Баховскому многогранному художественному образу соответствует многоголосная музыкальная ткань.

Гитаристу не следует упускать из виду связь между интонационным и словесным содержанием, между мотивами-символами и сюжетами, навеянными Святым Писанием.

Насыщая полифоническую ткань мотивами-символами, Бах подчеркивает образную идею, которую закладывает в структуру композиции. Он перебрасывает мост между музыкой и Словом, музыкой и евангельскими сюжетами, что крайне важно для баховского всевидения мира и непременно должно учитываться гитаристом-исполнителем.

Баховское созерцание (как, впрочем, и вся его музыка!) опирается на хорал, на молитвенное обращение верующих к Творцу.

Баховское созерцание концентрирует в себе различные формы восприятия Бога верующим человеком, характерные для мессы: смиренное обращение к Господу в Kyrie, восхваление и благодарность в Gloria, непоколебимая вера в Credo, мистическое чувство и преклонение в Sanctus, молитва и сострадание в Agnus Dei.

Бах мудр и всеобъемлющ. Его шедевры – это Библия, пересказанная музыкальным языком!

Исследователи творчества Иоганна Себастьяна Баха Андре Пирро и Альберт Швейцер выделяют в многоголосной ткани музыки группу тем, мотивов, ритмических формул, передающих состояние тревоги, скорби, испуга, блаженства, радости и так далее. В результате возникает целостная система музыкальных символов, соответствующих определенным идеям и понятиям баховского протестантского мировосприятия. Данная классификация во многом похожа на лейтмотивную структуру, разработанную Вагнером в своих эпических операх. Следовательно, Бах оказался предтечей байрейтского реформатора в том, что сумел поднять музыку до высот философского восприятия мира.

Конечно, гитаристу воздастся сторицей, если он сделает попытку трактовать пьесы Баха именно таким образом.

Вряд ли он добьется высокого художественного результата при интерпретации музыки Баха, если не осознает преемственной связи тех столетий, когда формировался григорианский и протестантский хорал; не поймет эпоху Баха, на творчество которого старинные песнопения оказали значительное воздействие, и не сопоставит свое восприятие прошлого с нынешним временем, в котором живет. Эти исторические разработки, наряду с эмоциональным и духовным опытом, следует привести к общему знаменателю.

Какой свойственен исполнителю высокого интеллектуального и нравственного уровня.

9. Многоголосная ткань

Полифония – это звуковой базис баховского созерцания. В ней есть ведущий голос (тема хорала или фуги) и средние голоса, исполняющие роль «психологического комментария» (термин музыковеда Ю.К. Евдокимовой). Таким образом, многоголосная музыкальная ткань функционально разделена на отдельные, относительно самостоятельные мелодические нити, оставаясь при этом целостной.

Любой вдумчивый гитарист, изучая музыку Баха, непременно убедится, что у композитора нет ни одного произвольно взятого мотива, ни одной случайной ноты.

Нередко у Баха средние, «комментирующие» голоса являются производными интонационными образованиями от ведущей темы или главных мотивов-символов. Так создается драматически насыщенная и вместе с тем монолитно-целостная многоголосная ткань. Прежде чем выносить то или иное произведение на суд публики, вдумчивый гитарист должен выявить, какую функцию выполняет каждый голос и в каком направлении он движется. От остроты интеллекта и чувства стиля артиста всецело зависит художественный результат исполняемой им пьесы.

Гитаристу важно понять, какую функцию выполняют средние голоса полифонической ткани Баха: то ли они являются «комментарием» к ведущей теме, то ли они относительно самостоятельны и даже контрастируют с нею. От этого зависит, насколько динамично баховское созерцание изнутри.

Баховский объемный музыкальный образ складывается из одновременного звучания нескольких мелодических линий: ведущей темы, средних голосов и остинатных басовых педалей.

Многосоставные образы Баха возникают из очень сложной интонационно-мотивной драматургии голосов, каждый из которых имеет свой индивидуальный облик. Средние голоса, как правило, более подвижны и контрастируют с верхней темой и нижним басом. При этом многоголосие Баха, несмотря на внутренний динамизм, на редкость гармонично.

Огромная выразительность музыки Баха достигается за счет чрезвычайно насыщенных интонационных смыслов между голосами полифонической ткани, а также за счет внедрения в нее образов-символов, которые занимают важное место в структуре его композиций.

Анализируя каждую ноту многоголосной фактуры, гитарист сможет расшифровать скрытую идею того или иного произведения Баха.

Объект баховского созерцания – красота Божьего мира, радость и покой в душе верующего человека.

Если гитарист сможет наполнить инструментальную мелодию именно таким эмоционально-духовным смыслом – он донесет до слушателей истинного Баха.

Баху свойствен богатый, эмоционально насыщенный и вместе с тем строгий мелодизм. Без него баховское созерцание было бы поверхностным.

Но как гитарист сумеет передать авторскую глубину чувств при сдержанной манере исполнения – это зависит от его художественного вкуса и творческой интуиции.

Играя Баха, исполнитель превращает сердце слушателя в величественный собор, в котором нет места мирским делам и заботам.

Музыка Баха – это величественный храм, построенный из звуков. Камерные же пьесы – его отдельные части: порталы, нефы, анфилады, арки, росписи, витражи.

Гитарист достигает огромной выразительной силы, когда при исполнении Баха использует тембровую палитру органа. Во всяком случае, незримое присутствие «короля инструментов» вводит слушателей в духовную атмосферу протестантской церкви.

Бог, история и личность в музыке Баха – неразрывны.

Поэтому гитаристу следует проникнуться мировосприятием композитора, озаренного светом Божественной любви.

Глубинный смысл произведений Баха состоит в открытии Божественного начала в человеке.

Гитарист приблизится к истине, если уяснит себе, что Бах в своих бессмертных творениях не драматичен, не живописен, а прежде всего лирико-созерцателен.

Сдержанность – вот основной принцип исполнения на гитаре шедевров Баха.

Музыке Баха свойственны: оптимизм, радость, праздничное настроение. Она возвышает и укрепляет дух человека.

Гитара так же очень проникновенно передает и баховские интонации скорби.

Музыка Баха, исполненная на гитаре, привносит в сердце душевный покой.

Музыкальные образы Баха необыкновенно содержательны: они исходят из глубин души и поднимаются до вершин духа.

Бах выработал совершенно новую образность, опирающуюся на сложную, многосоставную музыкальную речь. Богатство его полифонии воистину неисчерпаемо!

Бах стремится максимально полифонизировать музыкальную ткань, укрепляя ее мотивно-вариационными связями. Это главнейшая отличительная черта его композиторского стиля.

В музыке Баха идея не бросается в глаза. Она невидимо созревает внутри музыкальной ткани и цветет духовной красотой.

Абсолютно справедливая мысль! И очень верен его броский афоризм: «У Баха в миге – вечность».

В созерцательной музыке Баха таится «кинетическая энергия», которая постепенно высвобождается из жестко регламентированной полифонической формы.

Текучесть и плавность переходов от одних эмоциональных состояний к другим – это основное свойство музыки Баха. Контраст таится внутри многоголосной музыкальной ткани, и обнаруживается лишь между частями произведения.

Бах обогащает полифонию тонально-гармоническими фактурами и, в свою очередь, полифонизирует гомофонию. В результате старинные формы музыки обретают новые средства выразительности. В этом его величайшая заслуга перед музыкальным искусством.

Особенности баховского клавирного и органного стиля состоят в том, что композитор нередко переносит в инструментальную музыку фразировку и интонационные обороты скрипки, игре на которой он учился в молодости. Принципы его музыки сложились под воздействием артикуляции струнных инструментов, «дыхания» смычка. Бах мыслит не иначе как по-скрипичному.

Почти все произведения Баха отличаются мотивной вариационностью. У немецкого гения необычайно яркая музыкальная речь.

Понятие «религиозный рационализм» вполне применимо к творчеству Баха. Его эмоции насквозь пронизаны искренней верой в Отца Небесного, хотя методы построения музыкальной речи были в значительной степени интеллектуальными.

12. Как исполнять Баха

Современные гитаристы имеют свои сложившиеся традиции, у них бывают взлеты и падения в трактовке произведений Баха. Однако, многие ли понимают музыку великого композитора? Нужно расставить вехи на извилистом фарватере баховского исполнительства.

а) Как нельзя играть Баха:
– через призму романтической эстетики;
– переносить на классический репертуар современную виртуозную манеру игры;
– прибегать к причудливой пестроте оттенков;
– придавать музыкальной речи характер интимно-лирического высказывания;
– подчеркивать мелодическую линию или выделять музыкальные фразы;
– «выговаривать» каждый звук;
– любоваться «райскими кущами».

Еще один пласт неприемлемого:
– подниматься до чрезмерной экспрессии;
– демонстрировать энергию и волю;
– исполнять с ярко выраженными контрастами;
– добиваться чрезмерного динамизма в раскрытии сквозного драматического действия;
– выявлять глубочайший трагизм произведения;
– пытаться отождествить баховский пафос с бетховенской героикой.
– должна быть отвергнута и всякая импровизационность, желание выставить на первый план инструментализм народно-бытового происхождения или же многоцветную красочность звуковой палитры;
– модернизация и экспериментаторство с баховской полифонией;
– с другой стороны, крайне опасна стилизация с намерением выявить «академические тенденции», что, в конце концов, приводит к музейной «застылости» живых баховских творений;
– порочна и практика подражания клавесину с его отрывистостью звучания. Гитарист должен решительно отречься как от «рассудочного академизма», так и от романтизированных транскрипций его музыки. Обе эти крайности ни к чему хорошему не приведут.

б) Как можно играть Баха:
– с импровизационным дыханием
– с лирической медитацией;
– поэтично, благородно, возвышенно;
– строго и мужественно;
– демонстрируя величие образов;
– приподнято и масштабно;
– с эпической повествовательностью;
– глубоко погружаясь в образный строй произведения;
– с предельным интеллектуальным напряжением;
– с исключительной содержательностью и высоким духовным накалом;
– проявляя нетрадиционное мышление в поисках новых глубинных пластов;
– стремясь достичь неповторимой стилистики своего репертуара;
– выступая в роли интерпретатора, свободно владеющего манерой игры разных эпох и стилей, в результате чего может появиться на свет вдумчивый артист-исследователь, имитирующий звучание тех инструментов, которые были распространены во времена композитора.

в) Как надо играть Баха.
– тепло, просто, искренне;
– с высоким этическим началом;
– с величайшей душевной собранностью;
– с безупречным вкусом, благородством и сосредоточенностью мысли, что позволит артисту добиться мудрой простоты;
– c внимательным прочтением нотного текста;
– с глубоким проникновением в стиль музыки, чтобы достичь полнокровности образов, сочности жанровых красок, прозрачности полифонической фактуры и ясности голосоведения;
– с длительным погружением в одно эмоциональное состояние, как это было принято во времена Баха; не развивать его музыку, а постепенно взращивать ее.
– необходимо воспользоваться опытом романтической и реалистической исполнительских школ;
– взять самое ценное и разумное из исполнительской практики великих музыкантов.

Только в этом случае возникнут предпосылки для универсального стиля, основанного на объективности и подлинности трактовки, для бережного отношения к автору и его произведениям. Такая глубоко содержательная концепция будет лишена предвзятости и догматизма, она станет стилистически точной и уравновешенной.

А что значит «историческая достоверность» применительно к Баху, который был искренне верующим человеком? Он, этот гений и земной человек, обращал свои взоры к Небу и поверял Творцу сокровенные помыслы и надежды.

Все это поможет гитаристу сделать Баха живым и понятным для современников, раскрыть в нем человечность, искренность, красоту души, силу духа, нравственную чистоту.

13. Гитара и музыка Баха

Прежде всего гитаристу нужно искать простые выразительные решения, исходящие из души и сердца, из желания целиком, без остатка раствориться в океане баховских эмоций.

В то же время ему нельзя ни на миг забывать, что он гитарист, и поэтому обязан играть «по-гитарному». Что ни говори, современная гитара и баховская музыка принадлежат к разным эпохам, и это следует принимать как безусловный факт и живую художественную реальность.

Гитара – самобытный и вполне самодостаточный инструмент. Ей подвластна любая музыка, разные стили и направления. Сохраняя свою специфику, она, на редкость богата тембровыми красками, способна имитировать звучание клавесина и органа, инструментальных ансамблей и оркестра, человеческого голоса и хора (в сопровождении органа или оркестра). И в этом нет ничего противоестественного: ей совершенно не чужда та звуковая мозаика, которая характеризовала эпоху барокко.

Более того, гитара ищет опору в жанрах, связанных со словом (кантатах, пассионах, мессах, мотетах, органных хоральных обработках).

Она обращается к произведениям программным, прямо или косвенно отображающим евангельские сюжеты.

Гитаре как воздух необходима религиозная символика, чтобы раскрыть слушателям внутреннее содержание музыки Баха. Вместе с тем содержание баховских произведений безгранично и бездонно, проникнуто искренней верой в Творца Небесного и озарено жертвенной миссией Иисуса Христа.

Это надо непременно понимать, видеть, что заложено в эмоционально-духовном баховском созерцании.

Знаменитый виолончелист Святослав Кнушевицкий писал: «Если ты, музыкант, играешь Баха, ты обязан быть духовно зрелым артистом».

В баховском созерцании достигается полная гармония между внутренним и внешним, эмоциональным и духовным, земным и Небесным.

Чтобы добиться впечатляющих художественных результатов в исполнении музыки Иоганна Себастьяна Баха, гитаристу необходимо быть верующим человеком. Тогда ему станет понятен внутренний мир баховского лирического героя, размышляющего о величии Творца Небесного. Артист сумеет найти соответствующие выразительные средства для отображения главной идеи автора, равно как и подобрать верный музыкальный строй. Только в этом случае можно достичь единства содержания и формы, что в полной мере свойственно Баху, которого не случайно именуют «отцом музыки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Иоганн Себастьян Бах
Johann Sebastian Bach
к какой эпохе относится бах. Смотреть фото к какой эпохе относится бах. Смотреть картинку к какой эпохе относится бах. Картинка про к какой эпохе относится бах. Фото к какой эпохе относится бах
Портрет Баха (1748)
Дата рождения