к какой амортизационной группе относится рекламный баннер
Амортизационные отчисления по рекламной вывеске относятся к расходам на рекламу
Вопрос:
Организация использует фасад здания, принадлежащего ей на праве собственности, для размещения на нем наружной конструкции и баннера, на которых извещает неопределенный круг лиц о новых услугах, товарах и акциях организации. Изготовление конструкций, баннеров, а также их монтаж производятся сторонними организациями. Стоимость таких объектов превышает 40 000 руб., а срок эксплуатации, в зависимости от материалов, составляет от одного года и более.
Руководствуясь «ст. ст. 8», «11», «26.2» Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителя», организация над входом или рядом с входом в торговое помещение размещает вывеску с указанием фирменного наименования, места нахождения организации и режима работы. Вывеска размещается на металлической конструкции, закрепленной на фасаде здания. Стоимость вывески, как правило, превышает 40 000 руб., расчетный срок эксплуатации составляет более одного года.
Правомерно ли, отразив в учетной политике организации расходы на приобретение и монтаж рекламного баннера/конструкции и (или) вывески, отнести их к амортизируемому имуществу в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/821
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета рекламных расходов и сообщает следующее.
На основании «п. 1 ст. 3» Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с «пп. 28 п. 1 ст. 264» Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений «п. 4 ст. 264» Кодекса.
«Пунктом 4 ст. 264» Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
На основании «п. 1 ст. 256» Кодекса для целей гл. 25 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
В соответствии с «п. 1 ст. 258» Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями «ст. 258» Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном «п. 4 ст. 264» Кодекса.
В отношении учета расходов на приобретение и установку вывески с указанием фирменного наименования, юридического адреса и часов работы организации сообщаем следующее.
Согласно «п. 18» Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Таким образом, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы является обязательным требованием, предъявляемым к вывеске «Законом» РФ N 2300-1, следовательно, затраты на изготовление такой вывески не относятся к расходам на рекламу.
Учитывая изложенное, если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление/приобретение и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных в производством и реализацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Отражение рекламных объектов в составе основных средств
Рассмотрим отражение «рекламных» объектов в составе основных средств и порядок начисления амортизации для целей налогового учета, на примере рекламного щита.
В настоящее время в бухгалтерском учете признание имущества объектом основных средств является срок службы. Если срок службы более 12 месяцев, то имущество признается объектом основных средств, если менее 12 месяцев, то учитывается в составе материалов.
«Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобное издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль, за их движением».
Из данного пункта видно, что имущество стоимостью менее 10 000 рублей является объектом основных средств. Такое имущество должно приниматься к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01:
«Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств, приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств, срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта»
Таким образом, для целей бухгалтерского учета рекламный щит стоимостью не более 10 000 рублей и сроком службы более 12 месяцев признается объектом основных средств. Стоимость рекламного щита можно списать сразу, как только щит введут в эксплуатацию. Но, списав на затраты стоимость рекламного щита, бухгалтер должен обеспечить контроль за его использованием. Для этого лучше всего подходят инвентарные карточки формы №ОС-6, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
В том случае, если рекламный щит будет использоваться менее года, то тогда его стоимость будет отражена по дебету счета 10 «Материалы» и списана на счет 44 «Расходы на продажу» субсчет «Рекламные расходы». Но при этом бухгалтер также должен обеспечить контроль за его использованием (инвентарные карточки №ОС-6).
Согласно пункту 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В первоначальную стоимость рекламного щита входят затраты на изготовление и монтаж без учета НДС. Если организация изготовила рекламный щит самостоятельно, то это стоимость материалов и заработная плата рабочих. Если же организация заказала изготовление рекламного щита специализированной фирме, то в расчет берется сумма вознаграждений за выполненные работы по изготовлению рекламного щита. При этом в первоначальную стоимость щита включается плата за разрешение на распространение наружной рекламы. Размер платы и порядок, в котором организации получают разрешения, устанавливают муниципальные власти. Если рекламный щит устанавливают вблизи дороги, то организации необходимо получить разрешение от органов ГИБДД. Уплаченная организацией стоимость за разрешение от органов ГИБДД также включается в стоимость рекламного щита.
При принятии рекламного щита в составе объекта основных средств к бухгалтерскому учету, должен быть определен срок его полезного использования.
Порядок определения срока полезного использования прописан в пункте 20 ПБУ 6/01. В соответствии с данным пунктом установление срока полезного использования должно производиться исходя из:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена Классификация основных средств, объединенных в 10 амортизационных групп, в соответствии со сроком их полезного использования. Пунктом 1 Постановления №1 Классификация основных средств может применяться и для целей бухгалтерского учета, но только в отношении объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету с 1 января 2002 года.
Правда, в этом документе речь идет только об «электрифицированных рекламных конструкциях различных форматов» (14 3699000). Если же рекламный щит нельзя отнести к таковым, тогда срок службы вы можете установить самостоятельно (пункт 20 ПБУ 6/01). Это может быть период, на который выдано разрешение на распространение наружной рекламы (конечно, если он больше одного года), или срок, определенный производителем щита.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (пункт 21 ПБУ 6/01).
Пример.
Фирма ООО «Стройподряд», которая производит строительно-монтажные работы, решила установить рекламный щит. Для этого она обратилась к рекламной компании, которая занимается изготовлением и монтажом рекламных щитов. Стоимость услуг рекламной кампании ООО «Стройподряд» оплатило в сумме 12 980 рублей (в том числе НДС 1980 рублей). Помимо этого, ООО «Стройподряд» произвело затраты на то, чтобы получить разрешение на распространение наружной рекламы. За выдачу разрешения сроком на 1,5 года заплатили 59 000 рублей (в том числе НДС 9 000 рублей).
Таким образом, ежемесячная сумма амортизации будет равна 3388,87 рублей (61 000/18).
В бухгалтерском учете сделаны следующие бухгалтерские записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание хозяйственной операции
Дебет
Кредит
В соответствии со статьей 256 НК РФ рекламный щит стоимость свыше 10 000 рублей и сроком эксплуатации более 12 месяцев является амортизируемым имуществом. Значит, по нему необходимо начислять амортизацию. Амортизационные отчисления будут учитываться в составе рекламных расходов.
Если рекламный щит относится по Классификатору основных средств к электрифицированным рекламным конструкциям, то срок службы такого щита от 7 лет 1 месяца до 10 лет включительно.
Если срок службы не определен, то согласно пункту 5 статьи 258 НК РФ, организация – налогоплательщик устанавливает срок службы данного объекта в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций изготовителей.
Для того, чтобы избежать разниц, в бухгалтерском учете лучше установить срок полезного использования рекламного щита такой же, как и в налоговом учете. При этом амортизацию лучше считать линейно.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Отражение «рекламных» объектов в составе основных средств
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Организации, помимо всех перечисленных выше видов рекламы, могут использовать для размещения своей рекламной информации и, так называемые, рекламные щиты, которые зачастую отражаются в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12 декабря 2005 года №147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Так как Приказ Минфина Российской Федерации от 12 декабря 2005 года №147н вступает в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года, следовательно, применять его положения бухгалтеры должны уже с 1 января 2006 года.
В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 активы принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Как мы видим, бухгалтерский учет не содержит стоимостного критерия отнесения активов к объектам ОС, поэтому к ОС относятся предметы независимо от их стоимости, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. Несмотря на то, что стоимостного критерия отнесения объекта к ОС нет, пунктом 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01 и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации организация должна обеспечить надлежащий контроль над их движением.
Сроком полезного использования основного средства считается период времени, в течение которого актив способен приносить экономические выгоды (доход) организации. Определение срока полезного использования объектов ОС, согласно пункту 20 ПБУ 6/01 производится исходя:
· из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
· из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
· из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
То есть, бухгалтерское законодательство дает организациям определенную свободу в установлении срока полезного использования основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определение которой зависит от способа поступления ОС в организацию.
Основными способами поступления основных средств в организацию являются:
— приобретение за плату;
— получение от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал;
— изготовление собственными силами;
— строительство хозяйственным или подрядным способом;
— принятие к учету неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета рекламный щит стоимостью не более 20 000 рублей и сроком службы более 12 месяцев может признаваться как объектом основных средств, так и учитываться в составе МПЗ. Но лимит стоимости обязательно должен быть закреплен в учетной политике организации. Если организация принимает рекламный щит в качестве МПЗ, то при его введении в эксплуатацию (списании в производство), необходимо руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н. Пунктом 16 ПБУ 5/01 установлены следующие способы оценки МПЗ при отпуске их в производство или ином выбытии:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);
· по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).
Заметим, что в этом случае наиболее целесообразным является списание по себестоимости каждой единицы.
Если организацией закреплено в учетной политике, что рекламный щит учитывается в составе основных средств, то согласно пункту 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Обратите внимание, что в указанные пункты ПБУ 6/01 Приказом Минфина Российской Федерации от 12 декабря 2005 года №147н так же внесены изменения.
В первоначальную стоимость рекламного щита входят затраты на изготовление и монтаж без учета НДС. Если организация изготовила рекламный щит самостоятельно, то первоначальная стоимость будет складываться из фактических затрат организации на его изготовление (стоимость материалов, заработная плата рабочих, суммы ЕСН и так далее). Если же организация заказала изготовление рекламного щита специализированной фирме, то первоначальная стоимость будет складываться из суммы вознаграждения за выполненные работы по изготовлению рекламного щита.
Правда, в этом документе речь идет только об «электрифицированных рекламных конструкциях различных форматов» (14 3699000). Если же рекламный щит нельзя отнести к таковым, тогда срок службы вы можете установить самостоятельно (пункт 20 ПБУ 6/01). Это может быть период, на который выдано разрешение на распространение наружной рекламы (конечно, если он больше одного года), или срок, определенный производителем щита.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (пункт 21 ПБУ 6/01).
В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) рекламный щит стоимость свыше 10 000 рублей и сроком эксплуатации более 12 месяцев является амортизируемым имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации. Амортизационные отчисления будут учитываться в составе рекламных расходов.
Если рекламный щит относится по Классификатору основных средств к электрифицированным рекламным конструкциям, то срок службы такого щита от 7 лет 1 месяца до 10 лет включительно.
Если срок службы не определен, то согласно пункту 5 статьи 258 НК РФ, организация – налогоплательщик устанавливает срок службы данного объекта в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций изготовителей.
Отметим, что в целях снижения трудозатрат бухгалтерской службы наиболее целесообразным представляется устанавливать для целей бухгалтерского учета ОС срок полезного использования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года №1.
Более подробно с вопросами, касающимися рекламных расходов организации и учета спонсорской помощи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «рекламные расходы. Спонсорская помощь»
К какой амортизационной группе относится рекламный баннер
С 01.01.2020 5-ю годами ограничен срок, не чаще которого налогоплательщик вправе сменить метод начисления амортизации с линейного на нелинейный и наоборот (ранее такое ограничение действовало только в отношении перехода с нелинейного метода на линейный) (п. 1 ст. 259 НК РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке.
Рекламируя себя и собственную продукцию, организации часто используют наружную рекламу – вывески, щиты, баннеры, растяжки, электронные табло и другие рекламные конструкции. Правила установки и эксплуатации наружной рекламы регулируются ст. 19 Закона о рекламе. Рекламная конструкция размещается на основании договора с собственником недвижимого имущества, на котором она будет установлена. Заключенный договор необходимо представить в орган местного самоуправления, который выдаст разрешение на установку рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Госпошлина за выдачу разрешения составляет 5 000 рублей (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В большинстве случаев наружные рекламные конструкции служат не один год и являются дорогостоящим имуществом.
Для принятия наружной рекламной вывески к бухгалтерскому учету в качестве основного средства одновременно должны выполняться следующие условия (п. 4 ПБУ 6/01):
Организация вправе установить в учетной политике стоимостный лимит для принятия актива в состав основных средств. Активы, соответствующие критериям основных средств стоимостью не более 40 000 руб. (в пределах установленного в учетной политике организации лимита), могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на их приобретение и связанных с приобретением дополнительных расходов (за минусом НДС и иных возмещаемых налогов) (п. 8 ПБУ 6/01).
Государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции включается в первоначальную стоимость основного средства (п. 8 ПБУ 6/01).
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации закрепленным в учетной политике организации способом (п. 17, п. 18 ПБУ 6/01). Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основных средств, и продолжается до полного погашения стоимости этого объекта или его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).
Наружная рекламная вывеска со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. по своим характеристикам попадает под определение амортизируемого имущества в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ.
Первоначальная стоимость амортизируемого имущества определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за минусом НДС и акцизов) (п. 1 ст. 257 НК РФ). В первоначальную стоимость не включается сумма НДС, если объект используется в деятельности, облагаемой НДС, и не попадает под действие п. 2 ст. 170 НК РФ.
В соответствии со ст. 259 НК РФ стоимость амортизируемого имущества в общем порядке погашается посредством начисления амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию.
Расходы на световую и иную наружную рекламу не нормируются (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Во избежание споров с проверяющими органами госпошлину, уплаченную за выдачу разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции, необходимо включить в первоначальную стоимость ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ).
НДС при приобретении основного средства принимается к вычету в общем порядке при принятии объекта к учету на счет 08 (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 18.11.2016 № 03-07-11/67999).
До 1 января 2018 года на основании п. 25 ст. 381 НК РФ (в ред. НК РФ, действовавшей до 01.01.2019) освобождалось от обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. (за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц и передачи (включая приобретение) имущества между взаимозависимыми лицами). В 2018 году эта льгота применялась только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ (п. 1 ст. 381.1 НК РФ в ред. НК РФ, действовавшей до 01.01.2019).
Объектом обложения налогом на имущество организаций с 01.01.2019 признается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Налоговая база по нему может определяется как среднегодовая или кадастровая стоимость (ст. 375 НК РФ). Движимое имущество (независимо от даты принятия на учет и способа получения) с 01.01.2019 не является объектом обложения налогом на имущество. (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Принятие к учету основного средства оформляется актом приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1 и записью в инвентарной карточке учета объекта основных средств по форме ОС-6. С 1 января 2013 года организация вправе вместо унифицированных форм первичных учетных документов использовать собственные формы (ст. 9 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
- как узнать в какую налоговую платить усн ип
- что делать если черные джинсы выгорели