к какой амортизационной группе относится грузовой тягач седельный
Характеристики седельного тягача
Дата публикации — 27.05.2020
Магистральные седельные тягачи не имеют конкурентов среди других видов грузовых машин, когда речь идет о перевозке крупнотоннажных грузов. Также такие транспортные средства хорошо подходят для транспортировки негабаритных изделий большой массы. Седельные тягачи способны преодолевать расстояния в несколько тысяч километров, отличаются повышенной надежностью, оптимальным балансом тяговых и скоростных характеристик.
В этой статье мы приведем технические параметры этих транспортных средств, перечислим их разновидности и основные эксплуатационные достоинства.
Сфера применения седельных тягачей
В конструкцию тягача входят мощный двигатель и седельно-сцепное устройство, позволяющие присоединять к транспортному средству полуприцепы различного назначения:
Седельные тягачи – наиболее универсальная разновидность грузовиков, что делает их наиболее востребованными при предоставлении в аренду – сезонность практически отсутствует.
Разновидности седельных тягачей
Седельные тягачи подразделяются на два вида: американские и европейские. Деление подразумевает не страну производства, а конструктивные особенности кабины:
Однозначного ответа на вопрос, какой седельный тягач лучше – американский или европейский – не существует. Выбор чаще всего основывается на личных предпочтениях.
Седельные тягачи КамАЗ
КамАЗ – наиболее известный российский производитель седельных тягачей. Его ассортимент постоянно расширяется и в настоящее время насчитывает 13 моделей и модификаций.
Характеристики современных седельных тягачей КамАЗ наглядно демонстрируют, что они могут считаться одними из лучших магистральных автомобилей.
Производитель выпускает двух- и трехосные модели с колесными формулами 4×2, 6×4 и 6×6. Все они имеют межколесную блокировку, обладают хорошей проходимостью и маневренностью.
Помимо силовых устройств собственного производства устанавливаются двигатели Cummins, Daimler и Mercedes-Benz. Трансмиссии с 8, 9, 12 и 16 передачами позволяют точно выбирать скоростные режимы. Благодаря этому расход топлива у седельных тягачей КамАЗ оказывается ниже, чем у многих зарубежных автомобилей аналогичной грузоподъемности.
Все актуальные модели соответствуют стандарту ЕВРО-5. В ассортименте есть модификации с одним и двумя спальными местами.
К какой амортизационной группе относится седельный тягач
Любая компания, которая приобретает коммерческое транспортное средство, обязана принимать его на бухгалтерский и налоговый учет как амортизируемое имущество и устанавливать срок полезного использования (СПИ). Согласно классификатору основных средств, седельные тягачи относятся к пятой амортизационной группе. Минимальный СПИ автомобиля составляет 85 месяцев.
Существуют два международных документа, по которым определяют категорию транспортного средства: «Конвенция о дорожном движении», подписанная на Венской конференции 1968 г. и Женевское соглашение, принятое Европейским экономическим комитетом ООН.
Первый документ относит седельный тягач к категории E. Именно она должна быть представлена в правах (водительском удостоверении). Здесь седельный тягач рассматривается в составе автопоезда. Второй документ рассматривает тягач как АТС для перевозки грузов (категории N1, N2, N3), а полуприцеп – как буксируемое АТС (категории O2, O3, O4).
Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году
Таблица для авто в 2020 году
Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице. Она актуальна в 2020 году.
310.29.10.22
310.29.10.42.111
310.29.10.42.113
310.29.10.42.120
Пояснение
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Амортизация грузового автомобиля в 2021 году
Грузовые автомобили, используемые для производства работ, оказания услуг, перевозки товаров, как правило, очень дорогие. Единовременное списание их стоимости приведет к завышению стоимости продукции. Поэтому на активы компании регулярно начисляют амортизацию и частями переносят на стоимость товаров, работ, услуг. Об имеющихся способах начисления амортизационных платежей в отношении грузовиков пойдет речь в нашей статье.
Для грузовых автомобилей предусмотрены следующие амортизационные группы (классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1):
• третья, в которую входят грузовые автомобили с технически допустимой максимальной массой до 3,5 т включительно;
• четвертая, в которую включены отдельные виды грузовых автотранспортных средств, например, автомобили-самосвалы, автобетоновозы, автолесовозы.
• пятая, к которой относят грузовые автомобили с технически допустимой максимальной массой свыше 3,5 т, а также автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 330.29.10.43), прицепы и полуприцепы (код ОКОФ 310.29.20.23).
Выбор амортизационной группы автомобиля не зависит от его марки.
Например, амортизационная группа для грузового автомобиля марки КАМАЗ может быть определена как четвертая или как пятая – в зависимости от его технических характеристик.
В частности, бортовой автомобиль КАМАЗ-65207-87 (код ОКОФ 310.29.10.41.113) следует отнести к пятой амортизационной группе, поскольку его технически допустимая максимальная масса составляет 26 т (свыше 3,5 т). Грузовой самосвал КАМАЗ-43255-69 включен в четвертую группу, а седельный тягач КАМАЗ-54901-92 — в пятую.
Срок полезного использования для начисления амортизации определяют исходя из той амортизационной группы, в которую такой автомобиль можно включить. Согласно подпункту 3, 4 ст. 258 НК РФ классификация основных средств срок полезного использования грузовых автомобилей в зависимости от их характеристик может составлять свыше 3 и до 10 лет включительно.
Вид автомобиля | ОКОФ ОК 013-2014 | Амортизационная группа | Срок полезного использования | ||||||
Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т | Третья | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | |||||||
Пятая | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | ||||||||
Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы |
Амортизационная группа | Норма амортизации |
Третья | 5,6 |
Четвертая | 3,8 |
Пятая | 2,7 |
Пример.
В августе организация приобрела грузовой автомобиль за 1 730 000 рублей и в том же месяце ввела его в эксплуатацию. Автомобиль относится к пятой амортизационной группе. Начислять амортизацию организация начала с 1 сентября. Кроме автомобиля у организации нет объектов, относящихся к пятой амортизационной группе.
Норма амортизации для пятой амортизационной группы — 2,7 процента.
Списание стоимости основного средства в первые три месяца будет осуществляться следующим образом.
Месяц начисления амортизации
Сумма амортизации (руб.)
(1 730 000 х 2,7 / 100)
(1 730 000 — 46 710)
(1 683 290 х 2,7 / 100)
(1 683 290 — 45 448,83)
(1 637 841,17 х 2,7 / 100)
(1 637 841,17 — 44 221,71)
Существуют следующие способы начисления АМ (пп. 35, 36 ФСБУ 6/2020):
Остановимся подробнее на третьем способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Начисление амортизации осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования автомобиля.
Этот способ применим к транспортным средствам, для которых применялась норма амортизационных отчислений в процентах от стоимости автомобиля на 1 000 км пробега, что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу автотранспортного средства, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового автомобиля.
Норму амортизации при использовании определяют как отношение первоначальной балансовой стоимости к нормативному пробегу до списания.
Сумму амортизации определяют как произведение нормы амортизации на пробег за расчетный период (месяц, квартал или год).
В данном случае нормативный пробег до списания является объемом работ, выполненным за весь срок службы (срок полезного использования) автотранспортного средства.
Способ начисления амортизации пропорционально пробегу в наибольшей степени соответствует реальному износу грузового автомобиля.
Пример.
Приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км, стоимостью 800 тыс. рублей.
В отчетном периоде пробег должен составить 5 тыс. км, следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит: 800 тыс. рублей/400 тыс. км х 5 тыс. км = 10 тыс. рублей.
Рассчитывать амортизацию грузового автомобиля нужно выбранным способом. Его необходимо закрепить в учетной политике компании. Для наглядности приведем несколько примеров.
Пример 1.
Компания использует линейный способ как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
Стоимость приобретенного грузового автомобиля составляет 380 тыс. рублей. Автомобиль входит в четвертую амортизационную группу. Принимая автомобиль к учету, компания установила срок полезного использования, равный 6 годам.
В целях бухгалтерского учета установлен такой же срок полезного использования. Тогда:
Пример 2.
Для целей бухучета компания использует способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Стоимость приобретенного автомобиля – 380 тыс. рублей. Предполагается, что пробег автомобиля составит 350 тыс. км. В отчетном периоде пробег автомобиля составил 15 тыс. км, следовательно, годовая сумма амортизации исходя из первоначальной стоимости автомобиля и предполагаемого пробега составит 15 000 х 380 000 / 350 000 = 16 350 рублей.
Номер амортизационной группы для грузовиков и автобусов
Если организация приобрела автомобиль и определила его тип как грузовой или автобус, то следующим шагом для определения его срока полезного использования является выбор номера амортизационной группы. Отнесение грузовика или автобуса к той или иной амортизационной группе зависит от ряда факторов, которые рассматриваются в данной статье.
Распределяем по амортизационным группам грузовой автотранспорт
Напомню, что к грузовому автотранспорту относятся не только грузовые бортовые автомобили, но и фургоны, самосвалы, тягачи, цистерны, прицепы и полуприцепы.
К 4 амортизационной группе будут относиться:
Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.
Выбираем номер амортизационной группы для автобусов
Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.
Если габаритная длина автобуса не превышает 5,5 метров, то он относится ко 2 (особо малому)[1] классу. Чтобы автобус можно было отнести ко 3 (малому) классу, его габаритная длина должна быть в диапазоне от 6 до 7,5 м. Автобусы 2 и 3 класса входят в 3 амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.
Модель УАЗ 2206- является автобусом малого класса, так как вторая цифра модели, определяющая тип транспортного средства «2», т. е. автобус, а первая цифра (класс) указывает его принадлежность к особо малому классу. Такой микроавтобус амортизируется от 3 до 5 лет.
Важное уточнение : автобусы распределяются по амортизационным группам согласно их габаритным размерам, но для прочих автобусов не ограничений по размерам не предусмотрено. В результате, если например, размеры санитарного автобуса не будут превышать 7,5 м — то он попадает только в 4 амортизационную группу. А если размер санитарного автобуса или автобуса, оснащенного электродвигателем, будет превышать 12 м, то не исключено, что инспектора будут настаивать на включение его 5 амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет, к которой относятся автобусы 6 (особо большого класса) с длиной от 16,5 до 24 м.
Нестандартный автобус: что делать?
Наибольшую сложность вызывает определение амортизационной группы для автобусов, чья длинна не укладывается в «прокрустово ложе» габаритных размеров. Например, если автобус имеет длину от 7,5 и до 8м. или от 12 до 16 м., то споров о том, к какой амортизационной группе они должен относиться, избежать вряд ли получится. Ведь автобусы этой длины не отнесены ни к одному классу, ни в Отраслевой нормали, ни в ОКОНФ.
Модель ПАЗ 3204 имеет длину 7,6 м, согласно буквенно-цифровому обозначению он является автобусом малого класса. В тоже время для отнесения его к малому классу его длина не должна превышать 7, 5 м.
Если вы сторонник более консервативного подхода, и не готовы к прениям с налоговыми органами, то исходя из ограничения, уставленного как в отраслевой нормали, так и ОКОНФ, автобусы имеющие длину свыше 7,5 и до 8 м., безопаснее относить к 4 (среднему) классу и амортизировать более 5 лет.
Но этот автобус можно учесть и в 3 амортизационной группе, ориентируясь на 11 статью НК РФ, которая предусматривает, что термины отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют определить класс автобуса. В тоже время для предприятий производящих автомобили в Отраслевой нормали ОН 025270-66 установлена система их классификации и обозначения. Следовательно опираясь на систему обозначения, установленную в отраслевой нормали, это автобус можно отнести его к малому классу и амортизировать не более 5 лет.
К сожалению, автобусы иностранного производства, не имеют цифрового обозначения класса в наименовании его модели. Наиболее вероятно, что налоговые органы будут требовать чтобы «нестандартные» по размеру автобусы были отнесены к более высокой амортизационной группе.
Поделитесь в комментариях: с какими трудностями при определении срока полезного использования автобусов и грузовых автомобилей приходилось вам сталкиваться?
[1] Согласно «Классификации и системы обозначения автомобильных транспортных средств», приведенной в приложении № 3 к Распоряжению Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», обозначение классов автобусов начинается с цифры 2. В письме Минюста России от 21.09.09 № 03-2609 этим распоряжением Минтранса РФ предписано руководствоваться в целях организации эксплуатации транспортных средств.
4 ответа в Номер амортизационной группы для грузовиков и автобусов
какой срок амортизации автобуса IVECO Turbo- DAILY 45С13V дизель 2006 г.в.,эксплуатация с 2007 г.20 мест.?могу ли я расчитывать на наиболее больший срок службы,чем отечественные автобусы?чем мне это можно будет аргументировать для интересующихся органов местной власти?заранее спасибо.
Добрый день, Светлана.
Я не могу дать Вам конкретную рекомендацию для определения срока полезного использования IVECO TURBO DAILY 45C13V, поскольку в вопросе недостаточно информации.
Например, нет данных о том, какой тип транспортного средства указан в ПТС: «автобус» или какое-то иное транспортное средство; какая категория указана в ПТС; габаритные размеры данной модели транспорта (если в ПТС указан автобус); месяц и год приобретения, у кого приобрели: физического или юридического лица, число месяцев фактического использования предыдущими собственниками, в каком техническом состоянии находится автомобиль, сколько времени организация планирует его эксплуатировать и др.
Я не представляю какие органы местной власти могут заинтересоваться нормами амортизации, поэтому смогу ответить на Ваш вопрос только исходя из общих норм налогового и бухгалтерского законодательства.
СПИ в налоговом учете
Срок полезного использования автобуса (в строке 3 ПТС указан тип транспортного средства «автобус, микроавтобус», в строке 4 ПТС указана категория «Д») определяется исходя из того, к какой амортизационной группе он относится. На выбор амортизационной группы влияет габаритная длина автобуса, которою можно посмотреть в технической документации на автомобиль. К сожалению, Вы не указали в своем вопросе габариты автобуса IVECO TURBO DAILY 45C13V, поэтому я могу только предполагать, что его габаритные размеры от 5,5 до 7,5 м, т.е. он относится к 3 амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.
При определении амортизационной группы «происхождение» автобуса (отечественное или иностранное) значение не имеет. Но в пределах амортизационной группы Вы можете установить различные сроки полезного использования для отечественных и иностранных автомобилей. На мой взгляд, обосновать разницу в сроках полезного использования отечественного и иностранного автомобиля, например, можно заключением экспертов, осуществляющих ремонт и/или эксплуатацию, накопленной статистикой использования (для организаций имеющих большой парк различных автобусов и эксплуатирующих его достаточно длительное время).
Если я правильно поняла, то Ваша организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации с 2007 года. Для основных средств, бывших в эксплуатации, предусмотрено, что они включаются в состав той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая бывшие в употреблении объекты ОС, в целях применения линейного метода начисления амортизации по ним вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками. Количество лет эксплуатации предыдущим собственником должно быть документально подтверждено предыдущим собственником этого имущества. Если документальное подтверждение числа месяцев эксплуатации у предыдущего собственника отсутствует, то уменьшение срока полезного использования в налоговом учете не производится, норма амортизации устанавливается в общем порядке как для новых ОС.
Если автобус полностью самортизирован на момент его приобретения, то срок полезного использования нужно определять с учетом требований безопасности и других факторов (см. абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ, Письма Минфина РФ от 09.02.2011 N 03-03-06/2/29, от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448). Поскольку бухгалтер не обладает специальными знаниями и навыками для оценки состояния автомобиля, в течение которого его использование может считаться безопасным, то для того, чтобы определить СПИ на автобус, бывший в эксплуатации, я порекомендовала бы обратиться к техническим специалистам.
Суды настаивают еще и на том, чтобы при определении СПИ учитывать срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3272). Срок ожидаемого использования можно подтвердить
Таким образом, документально подтвердить СПИ автобуса, бывшего в эксплуатации, поможет заключение технических специалистов, а также внутренние документы, из которых можно установить планируемый срок его использования (обоснование приобретения, служебные записки, расчет окупаемости и др.).
СПИ в бухгалтерском учете
Поскольку срок возможного (ожидаемого) использования является одним из основных критериев для определения срока полезного использования в бухгалтерском учете (п.20 ПБУ 6/01 и в бухгалтерском учете может использоваться Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы в целях исчисления налога на прибыль (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), то считаю, что СПИ автобуса, бывшего в эксплуатации, может быть одинаковым как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах (при условии, что Ваша организация может представить документы, подтверждающие срок полезного использования у предыдущего собственника).
Доброго времени суток. Я пишу диплом и мне нужно рассчитать амортизацию автобуса Mudan MD6122.