к какому жанру относится поэма лермонтова
Литературное направление и жанр произведения «Мцыри» Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов раскрыл себя, как поэт, не только в стихотворном жанре. Основным его направлением были поэмы о жизни на Кавказе. Одним из таких произведений стало «Мцыри». Поэма впервые была опубликована в 1840 году. Уникальность текста заключается в том, что это одно из первых произведений в котором гармонично сосуществуют лирика и эпос.
Лермонтов очень тонко вписывает нотки романтизма в свою поэму-исповедь. Основной особенностью поэтического жанра является наличие лирического героя. При этом персонаж должен иметь определённый конфликт с обществом, должен противостоять какому-то явлению. В поэме Лермонтова этим героем стал юноша Мцыри. Молодой человек жаждет свободы, ради нескольких дней на воле он готов отдать даже жизнь. Мцыри готов к бунтарству и мятежу, лишь бы достичь поставленной цели. Именно тема побега позволяет читателю понять всю эпичность произведения.
Помимо того, что юноша готов бороться с окружающим его обществом, в его характере чувствуется излишняя эмоциональность и ранимость. Это как раз и является одной из жанровых особенностей романтической поэмы. Произведение включает в себя монологи лирического героя, поэтому можно с уверенностью сказать, что Лермонтов написал поэму-исповедь. Автор использовал прием описания внутреннего мира персонажа. Следует отметить, что Лермонтов рассказывает не только о переживаниях Мцыри, но пишет собственную исповедь. Главный герой произведения близок Михаилу Юрьевичу, поэтому тема свободы так остро поднимается в поэме.
Если говорить о «Мцыри», как об эпическом произведении, то, в первую очередь, необходимо отметить отсутствие любовной линии, хотя для лирической поэмы тема любви является ключевой. Автор уделяет больше внимания характеру героя, описанию его жизни. Единственный момент, который можно считать любовной сценой – это встреча Мцыри с грузинской девушкой. Главный герой видел ее всего лишь один раз, мельком. Но именно этим моментом Лермонтов показал читателю весь романтизм поэмы.
Для типичной романтической поэмы обязательно наличие тайны или недосказанности, чтобы читатель сам смог поразмыслить над завершением сюжета. К «Мцыри» это не относится. Лермонтов лишил читателей возможности «додумать» сюжетную линию. Отсутствие мистических вкраплений, логичность и последовательность – это черта эпоса.
Михаил Юрьевич смог объединить в одном произведении романтическую поэму и эпос-исповедь. Такой контраст делает «Мцыри» узнаваемым и выделяющимся на фоне других лирических текстов. Автор смог создать произведение не только с уникальной сюжетной линией, но и неповторимыми жанровыми особенностями.
История написания
История создания «Мцыри» представляет собой уникальные факты. Их изучение позволит лучше понять задумку поэта:
Планирование поэмы «Мцыри» заняло долгое время. Писатель задумался над произведением, когда ему еще было семнадцать лет.
Жанр произведения Мцыри (жанровые особенности)
Можно сказать о том, что данное замечательное произведение является одним из самых популярных и ярких произведений, которое написал Лермонтов. Также, стоит заметить, что жанр «Мцыри» определить сразу довольно тяжело, так как там присутствуют некоторые элементы, входящие в определение сразу нескольких стилей. Стоит добавить, что сам автор трактовал работу как поэму, и соответственно, в литературе принято считать именно так. Однако, из-за того, что в произведении присутствуют элементы эпоса, многие литераторы и критики говорят о том, что это некий симбиоз жанров, и стоит исходить из обоих. Отмечается и наличие глубокого и динамичного сюжета, именно поэтому, произведение подходит и под определение лиро-эпической поэмы.
Даже учитывая тот факт, что произведение является весьма непростым как с точки зрения жанрового определения, так и с точки зрения философской глубины, стоит сказать, что Лермонтов приступил к работе будучи в шестнадцатилетнем возрасте. Это говорит о том, что им была проделана колоссальная работа. Также, стоит заметить, что поэт любил данный жанр, так как создал несколько десятков произведений, выполненных в форме поэмы. И все же, не все работы получили продолжения от писателя, и он оставил их в своих черновиках. «Мцыри» является ярчайшим примером того, насколько сильно и ярко поэт мог выражать свои мысли и чувства, и благодаря этому, он привнес в русскую литературу множество собственных идей и принципов, которые установились за норму, и стали считаться стандартными.
Стоит сказать об особенностях жанра данного произведения. Во-первых, оно относится к романтическим поэмам, и поэтому, характеризуется исходя из этой точки зрения. Также, в ней показан весьма нестандартный и яркий герой, который попадает в сюжетные линии, являющиеся динамичными и захватывающими. То, что герой совершает побег, показывает всю героичность произведения, в котором центральный персонаж принимает сильные решения. Однако, кроме того, Лермонтов добавил несколько индивидуальных особенностей и черт в него. Например, стоит сказать, что произведения, написанные в подобном жанре, показывали героев, которые бежали от общественных устоев, норм и принципов. Лермонтовым же было показано то, как центральный персонаж стремился вернуться домой, к своим родным и близким людям. Вся глубина произведения и ее философский смысл говорят о том, что стоит делать выбор так, как диктует душа.
Другие сочинения: ← Побег Мцыри↑ ЛермонтовСюжет и композиция поэмы Мцыри →
Направление и жанр
Литературное направление «Мцыри» определяется как романтизм. Это обусловлено следующими элементами в произведении:
Это объемная поэма, которая имеет стихотворную форму. Размер текста — четырехстопный ямб. Характер произведения — лирический, поскольку в основе находится сюжет, а не обычное описание.
Особенности композиции
Произведение «Мцыри» делится на две разные части. В первой описывается экспозиция, когда рассказывается жизнь героя и место дальнейшего действия, а также завязка, где происходит появление конфликта между персонажем и совершенно чуждой ему атмосферой.
Во второй части описана кульминация, когда побег привел Мцыри к битве с барсом, развязка, где герой на смертном одре все равно отстаивает идею свободы, концовка, когда он умирает и сюжет логично завершается. Конфликт, который находится в основе произведения, состоит в противоборстве Мцыри и общества.
В качестве названия писатель взял кавказское слово «мцыри», переводящееся как послушник. Так автор тут же обозначил героя поэмы. У персонажа нет имени, его так называют по монастырскому статусу. Это указывает на универсальность образа: все люди — пленники цивилизации, и это навязывается с рождения.
Но у слова «мцыри» существует еще один перевод — чужеземец. Так автор тоже пытается определить главную идею, обозначив растерянность и отчужденность героя в совершенно ином для него обществе.
Краткое содержание
Повествование начинается с того, что неподалеку от монастыря генерал везет плененного им мальчика. Юноша болеет, и генералу приходится его оставить под покровительством монахов.
Они вылечили мальчика и оставили у себя в монастыре. Вначале у героя не получалось ужиться в чужой для него атмосфере, но через время он смог выучить язык и даже принял христианство. Мальчик скоро становится красивым юношей и, вроде бы, готов посвятить собственную жизнь Богу, но в один из дней он бесследно пропадает.
Мальчика нашли через несколько дней в лесу, больного и искалеченного. Уже практически перед смертью герой рассказывает о том времени, которое он провел в лесу, и в результате делает для себя вывод, что эта свобода была для него намного ценнее рабской жизни. Затем юноша умирает.
Характеристика героев
Тематика побега — это одна из любимых в творчестве Лермонтова, но именно в «Мцыри» эта тема максимально раскрывается. В поэме присутствуют как главный герой, так и второстепенные персонажи:
Смысл поэмы Мцыри — Лермонтова
Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё не принявших монашеский обет.
О чём поэма Мцыри
Мальчик в возрасте 6 лет попал в плен и был привезён русским генералом в мужской монастырь. Монахи вылечили ребёнка и воспитали его в духе христианства. Он вырос и уже готов был принять монашеский обет, но неожиданно исчез накануне. Три дня искали его монахи, и нашли в степи, больным и израненным. Мцыри лежал без сознания и его принесли обратно в обитель. Молодой послушник не отвечал на вопросы, он медленно и гордо умирал. Видно было, что он желал смерти.
Тот самый монах, что вылечил Мцыри, когда тот был ребёнком, выхаживал его. Старый монах умолял воспитанника рассказать, что с ним произошло. И молодой человек рассказал ему всё. Мцыри признался, что хотел свободы, хотел узнать, где его семья, родители, сёстры. Юноша поведал старому человеку, что он жил, а он, Мцыри не видел жизни, не знал воли. На свободе он увидел просторы, поля, горы, реки. Всего этого Мцыри был лишён всю свою жизнь.
Любуясь красотами Кавказа, Мцыри вспомнил родной дом, отца и сестёр. В его памяти ожили знакомые места, где он играл в детстве.
Три дня молодой человек был счастлив. Он наслаждался природой родного края, собственной свободой. Природа, пышная растительность, неведомые волшебные звуки подарили ему немало счастливых мгновений.
После этого происшествия Мцыри понял, что не сможет вернуться к родным, что он стал для них чужим. Но и в монастырь ему возвращаться не хотелось. Мцыри не желал снова вернуться в свою тюрьму.
Мцыри понял, что умирает, ему мерещились странные вещи, говорящая золотая рыбка убеждала его остаться в воде. Юноша закончил свой рассказ и на прощанье попросил своего воспитателя, чтобы его похоронили в саду. С этого места виден Кавказ, и несчастный послушник надеялся, что родные места пришлют ему последний привет.
Смысл произведения Мцыри
Главный герой, с детства видевший только стены монастыря, отвыкший от людей, не утратил любви к свободе, не потерял свою натуру борца. Ему нужен простор, он скучает по своей утерянной родине. В душе молодого послушника по-прежнему горит огонь страсти, его не смогли погасить труды и молитвы. Внутри он остаётся воином, таким же, как и его предки.
Но в истерзанной душе юноши есть место и нежным чувствам. Главная его цель, его мечта — увидеть свою родину. Ему не удалось достигнуть предела своих мечтаний, но он боролся за неё как настоящий воин, боролся до конца, до самой своей смерти.
Смысл конца поэмы Мцыри
Смотрите также:
Тематика произведения
Основной темой поэмы можно назвать борьбу за счастье, которое в результате оказывается невозможным. Также в произведении раскрываются следующие проблемы:
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям.Основная тема поэмы — свобода личности — характерна для романтиков.Cудьба Мцыри обозначена уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности.Также трагизм судьбы Мцыри определяется сюжетом поэмы,раскрывающим особенности его неординарной личности: для героя характерна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям Лермонтова.Мцыри по происхождению горец, а с точки зрения романтиков, это «естественный человек», живущий в первобытных условиях, а поэтому близкий к природе, для него характерно состояние детской чистоты и естественности.Однако воспитанный в стенах монастыря на основе иных, христианских, нравственных принципов, Мцыри во многом утратил свои «естественные» корни.Это- «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.
«Ты хочешь знать, что делал я
Герою кажется, что первозданная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой».Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий героя:
Основная проблематика
Особенность произведения заключается в том, что эта поэма романтическая, соответственно, имеет некоторые характерные черты для этого жанра. Основная проблематика, которую пытается поднять Лермонтов:
Основные признаки
У жанра есть несколько типичных признаков. Обычно не составляет труда их отыскать:
Если все 4 признака совпали в одном произведении, можно смело назвать его поэмой.
Сюжет «Мцыри» весьма динамичный: главный герой, плененный свободолюбивый горский юноша, стремится обрести свободу и сбежать из ставшего ненавистным тихого монастыря, где его пламенный и свободный дух сына гор томится в неволе. Ключевое событие произведения — опасный побег, ставший одновременно и глотком свободы и причиной гибели героя.
Временно́й промежуток поэмы охватывает практически всю жизнь главного героя: похищенный еще совсем маленьким ребенком из родного дома, Мцыри страдает вдали от Родины. Его мысли и речи, обращенные к вожделенной родной стороне, наполнены патриотическим и романтическим пафосом. Он готов на все ради физической и духовной свободы. Побег продлился всего несколько дней и закончился смертью юноши, но стоил того.
Написано произведение в стихотворной форме.
Главная идея
Так, за несколько дней свободы Мцыри на самом деле прожил всю жизнь. При этом его нахождение в монастыре — только рабство, без любви и побед. Так писатель изображает превосходство первобытной жизни над тоскливым существованием в цивилизованном мире, когда люди лишены какой-то естественной сущности.
Автор противопоставляет безнравственную цивилизацию, которая делает из человека раба, дикой, но прекраснейшей природе, освобождающей от иллюзий. Лермонтов одобряет идею свободы, в этом и состоит смысл произведения.
Поэма учит не сдаваться, не падать духом и все время бороться за принципы. Даже если свобода потребует жертв, необходимо идти за ней, в противном случае человек себя полностью потеряет. Мораль произведения состоит в том, что рабская жизнь бессмысленна. Писатель восхваляет такие идеалы, как патриотизм и стремление быть свободным, даже если это может в результате привести к смерти.
Жанр «Мцыри»
«Мцыри» – одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр «Мцыри» Лермонтова определяется как поэма.
Жанр поэмы считается в литературе одним из самых неоднозначных, поскольку успешно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику. В поэме «Мцыри», кроме лирического начала, присутствует и динамический сюжет, поэтому ее можно отнести к лиро-эпическим поэмам.
Несмотря на сложность этого жанра, Лермонтов обращается к нему еще совсем молодым, в 16-17 лет в его дневнике появляются наброски первых поэм. В общей сложности поэт написал около десятка поэм. Часть из них, к сожалению, осталась в черновиках и набросках. «Мцыри» считается одной из самых удачных поэм, на ее примере можно увидеть, как сильно Лермонтов развил и отточил жанр поэмы в русской литературе.
Особенности поэмы «Мцыри» Лермонтова в том, что эта поэма романтическая и, следовательно, имеет ряд характерных для этого жанра черт. Это остросюжетность, изображение на переднем плане нестандартного героя и его столкновения с окружающим миром, острота переживаний. Все эти черты мы можем найти в «Мцыри», да и сам его сюжет – совершенный героем побег на свободу, уже является типическим для романтизма. Однако в это же время здесь заметно привнесенное Лермонтовым новое: если в традиционных романтических поэмах герой стремится убежать от общества, то здесь все происходит наоборот. Побег Мцыри – это, по сути, побег к людям, возвращение к родному дому, которого он лишен.
Тема побега является одной из излюбленных в творчестве поэта («Боярин Орша», «Исповедь»), однако именно в «Мцыри» она раскрывается во всей своей полноте.
Еще одной нестандартной чертой поэмы является практически полное отсутствие в ней любовной линии, на которой в романтических произведениях зачастую строится сюжет. Поскольку «Мцыри» относится к жанру романтической поэмы, то читатель ждет истории его любви. Но центр повествования смещается к другим событиям (гроза, битва с барсом). А девушка-грузинка, которую Мцыри видит всего раз, обозначена вскользь и намеком. Итак, Лермонтов пишет романтическую поэму без любовной коллизии.
Напоследок рассмотрим прием, использованный поэтом для большего раскрытия внутреннего мира героя. Для этого Лермонтов выбирает жанр не просто поэмы, а поэмы-исповеди. Жанр этот, привычный для романтической литературы, также приобретает новые черты. Исповедальность героя сливается с исповедальностью самого автора. Мцыри, отдавший свою жизнь за призрак свободы, куда ближе Лермонтову, чем его собственное осторожно-равнодушное окружение. Огонь, сжигающий героя, мучает и автора, благодаря этому поэма и получается такой искренней.
Поэтому определить жанр произведения Лермонтова «Мцыри» можно как романтическая поэма-исповедь. Часть черт в ней при этом будет классических, узнаваемых, часть же – новых, привнесенных автором. Именно благодаря этому контрасту создается индивидуально-авторское, по-настоящему гениальное произведение.
Жанры поэзии Лермонтова
Полезное
Смотреть что такое «Жанры поэзии Лермонтова» в других словарях:
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия
Лирика Лермонтова — составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что… … Лермонтовская энциклопедия
Проза Лермонтова — ПРОЗА Лермонтова. Лит. путь Л. начался в конце 1820 х гг. в период господства поэтич. жанров в рус. лит ре. Начав как поэт, Л. приходит к прозе сравнительно поздно; его прозаич. опыты, отразив процесс становления рус. прозы в целом, явились одним … Лермонтовская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Красов Вас. Ив — КРАСОВ Вас. Ив. (1810 54) поэт. Сын сельского священника. Закончил дух. уч ще и неполный курс семинарии в Вологде; в 1830 34 учился в Моск. ун те, вошел в кружок Н. Станкевича. С 1837 адъюнкт кафедры словесности Киев. ун та, в 1840 50 х гг.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
К какому жанру относится поэма лермонтова
Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие –
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником –
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное –
И очнулся тогда добрый молодец.
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц – звёзды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает.
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися, –
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьёю ты вскормлен Малютиной. »
Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную – не запотчевать!
А прогневал я тебя – воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову, –
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло, горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду-поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную, –
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
Назовите жанр, к которому относится лермонтовское произведение.
Поэма — это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.
В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне…»
Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтоб свету Божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила…»
В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебёдушка,
Смотрит сладко — как голубушка,
Молвит слово — соловей поёт…»
В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?
Такое столкновение называется конфликтом. Дадим определение.
Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.
Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?
Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:
А прогневал я тебя — воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову, —
С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?
У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».
Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.
Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.
Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.
Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.