к какому жанру относится песня садко

Класс: 5

Ключевые слова: опера «Садко»

Презентация к уроку

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Элементы содержания: опера-былина «Садко».

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко».
УМЕТЬ анализировать составляющие средств музыкальной выразительности.

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках», Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

1. Организационный момент

Исполнение: «Песенка про сказку» музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Учитель: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

Дети: Сообщение учащихся о былине

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

Учитель: Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Звучит видео-фрагмент из оперы «Садко» (нажать на картинку «гиперссылка») После прослушивания фрагмента учитель задает вопросы

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что «долетела до глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех своей искренностью.

1. Слушание сцены появления лебедей
2. Просмотр сцены появления лебедей
Нажимаем на картинку «гиперссылка»

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка»

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Учитель: Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

Исполнение песни»Приходи, сказка» (Приложение 1). Нажимаем на картинку дракон (минусовка) «гиперссылка».

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Источник

Музыкальная характеристика оперы

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

«Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Стилистикой эпи­ческих жанров и содержанием новгородской былины обусловле­на повторность тождественных или сходных сценических положе­ний. Типичная и для других опер Римского-Корсакова, она в этом произведении проведена с особой настойчивостью. Своеобразны драматургические «пары» — выступления двух гусляров на пи­ру братчины, два превращения Волховы и ее сестер (начало и конец сцены у Ильмень-озера), два «золотых чуда» в 4-й картине, отплытие, а потом возвращение кораблей. Оригинальна и двухчастная композиция «Садко» — род эпиче­ской «дилогии» или цикла из двух эпических «песен». Это обус­ловлено своеобразной «двойственностью» литературной основы — использованием двух вариантов новгородской былины. Картины 1—4-я — это «песнь» первая, 5—7-я — «песнь» вторая. Каждая из них имеет свой сюжет — историю обогащения гусляра, рассказ о его странствиях — и отчасти своих действующих лиц, хотя глав­ные герои проходят через все повествование. Двухчастность опе­ры выступает также в наличии как бы двух финалов (заключи­тельные разделы 4-й и 7-й картин) и двух вступлений — повторе­ние музыкальной картины «Океан — море синее» перед сценой на корабле служит указанием, что действие начинается «заново».

Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Образ Садко ощутимо меняется в пределах 2-й к. (у Ильмень-озера). В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту. Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор писал: «. что выделяет моего „Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще,— это былинный речитатив. Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Наряду с былинным речитативом в партиях Садко, Нежаты композитор широко применил песенный склад (Любава) и многообразные ариозные формы. В песнях торговых гостей — Веденецкого, Варяжского, Индийского — он проявил глубокое постижение иноземной культуры. Мир Руси и Запада, реального и фантастического, земного мира и царства подводного глубоко и своеобразно воплощен в опере.

В целом, в опере достигнута высочайшая гармония всех элементов, вновь подтвердившая незыблемость и жизненность глинкинских заветов.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, открывающаяся хором «Собралися мы, гости торговые», насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты о Волхе Всеславиче и сцена Садко с хором «Будет красен день в половину дня», в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов «В Новогороде великом», которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны «Выходите вы из синя озера» выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом «Светят росою медвяною косы твои», в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя («Месяц золотые рожки»).

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы «Всю ночь ждала его я понапрасну», проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене («Али въявь со мной диво содеялось?») взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко «Ты прости, дружинушка подначальная» (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы«Глубь глубокая, Окиан-море». К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей(«Ну, горазд, Садко, ты петь-играть»). Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная свадебная песня «Рыбка шла, плыла из Новогорода»сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа («Ай, не в пору расплясался, грозен Царь Морской»). Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы«Сон по бережку ходил». Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы«Ох, тошно мне», переходящие в радостный любовный дуэт. «А и здравствуй же ты, мой желанный муж». Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором«Слава Старчищу, память могучему», венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

В данной работе мы рассматриваем хор «Будет красен день» из первой картины. Хор занимает важное место в композиции всей оперы – он предшествует речитативу Садко «Гой вы, гости торговые» и арии «Пробегали б мои бусы-корабли», в которых, попросив у гостей разрешения «старину сказать», Садко осуждает их, говорит, что он «не сидел бы сиднем в Новгороде», а прославил бы родной город «по далеким морям, по раздолью земли».

II. Музыкально-теоретический анализ.

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Напротив, восходящее движение в конце пятого такта позволяет передать интонацию вопроса: «И лишь встарь люди жили весело?». Завершается предложение торжественным унисонным восклицанием «Гой!» (1) на тонике в сопровождении труб. Музыкальное движение в этом такте замирает, предаёт значимости «сказанному».

[Гой еси? (позднее также искажённое «гоясы») — приветственно-величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).]

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Во втором предложении фактура оркестра меняется – октавные скачки восьмыми у гобоя, дублирующие хор, представленный басами, и четверти-пиццикато у струнных подчёркивают новый мужественный характер: гости хвалятся «добрыми конями», силою богатырской.

К концу предложения эмоциональный накал нарастает благодаря динамике, возвращению прежней фактуры и ликующему завершению: «Гой!».

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Третье предложение имеет мелодику повторную с первым предложением. Оркестровая фактура обогащается движением восьмыми у скрипок, перекличкой между инструментами (с 6 доли каждого такта), что создаёт впечатление лёгкости, игривости. Контрастирует со вторым предложением. Контраст достигается также за счёт исполнения этого эпизода тенорами.

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Завершается предложение оркестровым проигрышем-переходом к речитативу Садко. В этом такте происходит отклонение в тональность III ь ступени, Es-dur. Движение замедляется за счёт увеличения длительностей – на смену четвертям приходят половинки.

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Этот эпизод состоит из 7 тактов. Садко вступает на второй четверти второй доли на фоне ферматы оркестра на T6. Природа мелодии аналогична мелодии хоровой из первого эпизода – движение поступенное или по терциям, плавное, волнообразное Каждая фраза начинается из-за такта, что передаёт речевые интонации просьбы: «Поклон вам, гости именитые! Благословите старину сказать…». Характер меняется на более решительный (благодаря квартовому ходу и увеличением длительностей) со слов «Аль песню спеть».

В этом эпизоде оркестр играет фоновую роль. Композитор подготавливает вступление хора (начало следующего эпизода) поступенным мелодическим двидением у солиста, дублированного деревянными духовыми, незначительным замедлением темпа.

В целом, агогика играет важную роль в этом эпизоде – благодаря ремаркам a piacere и Recit. композитор достигает особого внимания к тексту.

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

Последние 2 такта – оркестровый проигрыш, аналогичный окончанию первого эпизода. Последний аккорд словно ставит точку – четверть на тонике, как и предыдущий такт, подготавливает следующий далее речитатив Садко «Гой вы, гости торговые».

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

III. Вокально-хоровой анализ.

В данном номере участвует однородный мужской хор, представленный партиями теноров и басов, каждая из которых делится на 2 группы (I и II). Первое предложение исполняется всем хором, второе – басами, третье – тенорами. В заключительном эпизоде участвует весь хор. Почти всегда партии звучат в октавном удвоении и дублируются оркестром.

Тенора от ре малой до соль первой

Басы фа большой до до первой

Общий диапазон хора: от фа большой до соль первой

Тесситура партии теноров – средне-высокая. Тесситура партии басов скорее средняя, во втором предложении первого эпизода и в третьем эпизоде у Б2- низкая. В целом тесситура удобна для исполнения.

Несмотря на кажущуюся лёгкость хора, интонационные трудности присутствуют у всех партий.

В первом эпизоде как у теноров, так и у басов это главным образом вспомогательное движение восьмушек и аналогичные им поступенные движения мелодии вверх на одну-две доли и следующее за ним возвращение снова вниз. Главным девизом при работе над чистотой интонирования можно назвать «аккуратность», здесь хормейстер должен добиться именно аккуратного, чёткого исполнения каждого звука, т.к. при неточном исполнении в быстром темпе даже одного звука, весь поступенный ряд «съезжает».

Другой сложностью является квартовые скачки вниз ко II ступени перед тоникой (две последние доли каждого такта) – существует опасность интонационного занижения, над чем должна быть проделана работа в медленном темпе, (см. пример №1).

В пятом такте следует обратить внимание на скачок у басов (на 7 доле такта).

Хормейстеру надлежит уделить внимание работе над каждой партией, т.к. у Т2 и Б1 встречается многократное повторение одного и того же звука, что трудно исполнить интонационно чисто, без постепенного занижения. Так же сложности представляют скачки у Б1 в 29 и 30 тактах на фоне увеличения длительностей у Б2 и произнесение разного текста.

к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садкок какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко

IV. Исполнительский анализ.

Данный хор написан в темпе allegro non troppo (быстро, но не слишком), к какому жанру относится песня садко. Смотреть фото к какому жанру относится песня садко. Смотреть картинку к какому жанру относится песня садко. Картинка про к какому жанру относится песня садко. Фото к какому жанру относится песня садко= 208. Этот темп неизменен на протяжении всего произведения, даже во втором разделе – речитативе Садко, который исполняется более свободно, стоит ремарка L’istesso tempo – тот же темп. Однако благодаря ферматам на границах предложений и речитативу Садко здесь множество агогических нюансов.

Первое предложение исполняется дружным, бравым и весёлым F как в хоре, так и в оркестре. Небольшое dim., на мой взгляд, следует сделать только в конце второго такта, чтобы подчеркнуть конец фразы в литературном тексте (см. пример №1). Оканчивается предложение ликующим возгласом «Гой!» на фермате и FF. Эту выдержанную ноту можно не тактировать, однако необходимо сохранить ощущение внитренней пульсации. Также, здесь важно не передержать фермату, т.к. в противном случае будет нарушено общее движение. Недодержанная же фермата приведёт к «скомканности», неоконченности всего предложения.

Второе предложение исполняется чуть тише – mF, p у оркестра, постепенное усиление динамики начинается с 3 такта предложения (poco cresc.) и приводит к полноправному F в 5 такте, FF у оркестра в 6ом. (см. пример №3). Эти динамические изменения связаны с изменением характера – благодаря тембрам хористов (предложение исполняется басами) этот фрагмент звучит более тяжеловесно, несколько грубовато, по-богатырски.

Третий эпизод «Много есть у нас золотой казны» аналогичен первому, отличается динамикой. F у хора, mp у оркестра, без темповых изменений. Однако, я думаю, что стоит несколько замедляя исполнить последний хоровой такт перед речитативом и, следующий за ним, оркестровый такт для обозначения окончания раздела. (см.пример №5)

Как уже было сказано выше, речитатив Садко исполняется более свободно. Думаю, для композитора было важно слово, речь солиста. Именно на выразительность слова и стоит обратить внимание. Также, следует чётко разграничить функции рук.

Динамический план раздела: оркестр вступает на sF и сразу уходит на p, замирает. Изменение динамики происходит только с началом третьего эпизода, хор вступает на динамике F, «накладываясь» на солиста. Завершается хор коротким четвертным аккордом на sF.

Думаю, что и здесь можно несколько замедлить предпоследний оркестровый такт.

Дирижёрский жест – marcato (выделяя, подчеркивая), видоизменяющийся по характеру в зависимости от динамического нюанса – чем тише исполнение, тем жест мягче.

V. Заключение.

Более 40 лет длился творческий путь Римского-Корсакова, продолжателя традиций Глинки. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов, в том числе: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др.

Для меня Римский-Корсаков навсегда останется композитором-сказочником. Слушая его музыку, попадаешь в атмосферу волшебства, наяву видишь чудесные образы «давно минувших дней, преданья старины глубокой». Я испытываю гордость от того, что этот человек был моим соотечественником.

VI. Список использованной литературы

1. Статья о Н.А. Римском-Корсаковом с сайта www.ru.wikipedia.org

2. Статья Е. Гордеевой о Н.А. Римском-Корсаковом с сайта www.belcanto.ru

3. Статья Ю. В. Келдыш о Могучей кучке с сайта www.belcanto.ru

4. А. Гозенпуд. Статья об опере «Садко» с сайта www.classic-music.ru

5. Статья А. Чубрика Музыка Римского-Корсакова в исп. Рахманинова с сайта www.classic.chubrik.ru

6. Статья «Римский-Корсаков Н. Опера-былина «Садко»» с сайта www.dirigent.ru

1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005. – 230 с

2. 100 опер. Сост. М. C. Друскин. Изд. 8. М.: Музыка, 1987 – 488 с.

3. Крунтяева, Молокова, Ступель. Словарь иностранных музыкальных терминов.

4. Р.Н. Ерман. Методические указания к работе над аннотацией хорового произведения в классе дирижирования. – 83с.

5. Мусин И. Техника дирижирования. М., 1967.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *