Что такое плагиат в музыке

Плагиат в музыке: экспертиза, примеры плагиата и ответственность за копирование чужой музыки

Что такое плагиат в музыке. Смотреть фото Что такое плагиат в музыке. Смотреть картинку Что такое плагиат в музыке. Картинка про Что такое плагиат в музыке. Фото Что такое плагиат в музыке

Плагиата в музыке – нарушение авторского права в виде присвоения себе авторства чужого произведения или его части. Это распространенное явление, ведь скопировать чужое легче, чем создать свое. Но за такое нарушение придется нести ответственность и потребуется хорошая юридическая поддержка.

Можно выделить следующие разновидности плагиат в российской музыке и зарубежной:

В музыкальной сфере основными объектами плагиата являются мелодии, а также тексты песен.

Примеры плагиата в музыке

Мелодия песни Frozen Мадонны в 2005 году была признана судом в Бельгии плагиатом зарубежной песни Salvatore Acquaviva. Компаниям, выпускавшим песню на дисках, принудили опубликовать решение суда, поставщиков обязали платить отчисления автору оригинального произведения с продаж, а саму песню сняли с эфиров ТВ и радиостанций в стране.

Музыка к песне Creep группы Radiohead была частично скопирована из песниАльберта Хэммонда и Майка Хейзелвуда. После того, как судом был установлен факт плагиата, группу обязали отчислять роялти, а также официально включить в список композиторов авторов оригинальной песни.

Эти случаи широко известны, потому что по ним суд признал правоту истцов. При этом известно огромное количество случаев плагиат российских песен, частичного копирования мелодий или текстов в популярных произведениях, для которых юридически не подтвержден факт плагиата.

Как доказать плагиат на музыку

Хотя плагиат может быть легко распознан на обывательском уровне, юридическими методами его доказать сложно. Чтобы доказать факт кражи авторства музыкального произведения или его части, требуется проведение специальной экспертизы. По результатам проверки музыки на плагиат будет подтвержден или опровергнут факт кражи продукта чужого творческого труда.

Экспертизе могут быть подвергнуты только работы, подлежащие регистрации авторского или патентного права. По закону на экспертизу могут быть представлены:

Во время анализа произведений проверяется схожесть подачи материала, совпадение нот и текстов. Часто плагиатом может считаться совпадение 7 нот подряд, но все зависит от экспертов.

Если по результатам экспертизы будет выявлен факт копирования, наказать «вора» можно будет лишь в том случае, если его действия принесли материальный ущерб автору, то есть если плагиатор продал чужое произведение, или если после публикации снизились продажи оригинального исполнителя.

Наказание за кражу чужого произведения можно получить не только в случае поп-произведений, но и если есть место плагиата в рок-музыке, и других направлений.

Правовые основы авторских прав описаны в ГК РФ, ч.4:

Ответственность за подтвержденный плагиат

Если будет доказан факт плагиата музыкального произведения, злоумышленник понесет гражданско-правовую, административную, а в некоторых случаях, при наличии крупного ущерба автору, и уголовную ответственность (ст.146 УК РФ).

По Гражданско-правовому кодексу (ст. 1251) ответственность предусмотрена в виде установления истинного авторства произведения и публикации решения суда о нарушении прав автора. Кроме того нарушители обязаны прекратить вредоносную для автора деятельность и восстановить существовавшее до нарушения авторского права положение вещей, а также компенсацию морального вреда автору.

Если суд признает ущерб, нанесенный автору произведения, крупным, плагиатору в соответствии с Уголовным кодексом РФ может быть назначено наказание в виде:

Если ущерб пострадавшему был нанесен в особо крупном размере, а преступление было совершено в сговоре с группой лиц, каждый из осужденных может получить наказание в виде:

Что делать, если вы столкнулись с кражей своего музыкального произведения

Если вы собираетесь преследовать нарушителя в судебном порядке, сначала вам потребуется доказать факт плагиата. Для этого необходимо обратиться к эксперту-автороведу, чтобы он провел автороведческую экспертизу.

Эксперту необходимо предоставить:

Если экспертиза подтвердит факт плагиата, вы можете обратиться с заявлением в местное отделение суда.

Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.

Источник

Как доказать плагиат

Дело Кормухиной против Гагариной сложное: Кормухина сообщает, что аранжировку песни «Кукушка» для нее написал еще в 2011 году музыкант Алексей Белов с одобрения Александра Цоя, сына погибшего лидера группы «Кино». Позже Ольга услышала эту песню в исполнении Гагариной на аранжировку Константина Меладзе, изначально созданную для фильма «Битва за Севастополь». Кормухина заявила, что специалист, проводивший экспертизу, признал обе аранжировки идентичными — в общем плане музыкальной формы, соотношении разделов формы (куплеты, припевы, инструментальные эпизоды), в метрической схеме.

Скопировала ли Гагарина аранжировку музыкального произведения, станет известно после проведения судебной экспертизы, о которой ходатайствовали представители Кормухиной в декабре 2019 года. Пока известно, что Константин Меладзе зарегистрировал в Российском авторском обществе (РАО) авторские права на аранжировку к песне, тогда как музыки Белова к «Кукушке» в реестре РАО нет.

Для того чтобы определить, где самостоятельное творчество, а где музыкальный плагиат, необходимо иметь ясные критерии. В России сложившейся судебной практики по разрешению подобных дел крайне мало. Хотя периодически в музыкальной среде звучат обвинения в плагиате (так, например, известен случай, когда Юрий Шевчук обвинял Олега Газманова в плагиате песни «Рожденный в СССР»), до суда дело обычно не доходит.

В этом смысле хрестоматийными являются недавние конфликты между известными исполнителями.

Дидье Моруани, Филипп Киркоров и Олег Попков

Таганский районный суд в 2019 году отказал французскому композитору Дидье Моруани в иске к Филиппу Киркорову и композитору Олегу Попкову на сумму 272 млн рублей. Композитор обвинял Киркорова и Попкова в том, что в композиции «Жестокая любовь» присутствуют существенные заимствования из его песни Symphonic Space Dream.

Чтобы иметь шанс выиграть дело, сторона обвинения должна доказать права на «украденное» произведение и факт использования плагиатором. Суд посчитал, что ни первое, ни второе Моруани не доказал.

Это была не первая попытка Моруани. В 2016 году композитор также предъявлял иск к Киркорову о нарушении авторских прав при исполнении песни «Жестокая любовь», однако он был возвращен истцу по формальным основаниям.

Александр Ревва и Руслан Кагарманов

Предметом спора известного комедианта и по совместительству певца Александра Реввы с сочинским исполнителем Русланом Кагармановым стала песня «Чика», которую, по мнению Кагарманова, беззастенчиво украл у него Ревва. Кагарманов обратился в Кунцевский районный суд.

Кагарманов:

Ревва:

Кагарманов не зарегистрировал права на песню и в качестве доказательств авторства представил договоры с компаниями, осуществляющими продажи музыкальных произведений через интернет, а также заключение музыковеда. Суд эти доказательства отклонил, отметив, что права истца на музыкальное произведение с наименованием «Чика» в РАО не зарегистрированы, название песни не запатентовано и не является объектом исключительного права. Мнение эксперта также не было учтено, поскольку в ходе судебного разбирательства выяснилось, что составивший заключение человек не имеет для этого достаточной квалификации.

По итогу семи заседаний суд вынес решение в пользу Александра Реввы.

Гораздо сложнее ситуация, когда нужно определить критически допустимый предел совпадений. Самым распространенным критерием является совпадение семи нот подряд, а для песен — пяти и более слов. Такой критерий сходства музыкальных произведений является спорным и в мировой практике считается устаревшим: последовательность нот далеко не главное. Если сыграть одни и те же ноты на другом инструменте, в другом регистре и изменить ритм, сохранив последовательность, даже профессионал может не найти сходства.

Американские суды для определения плагиата применяют критерий, который помог выработать судебный спор, произошедший в 1946 году. Композитор Арнштейн обвинял певца Коула Портера в краже текстов его религиозных песен. Хотя дело Арнштейн проиграл, этот случай помог установить определение плагиата: суд указал, что плагиат — это когда копирование зашло так далеко, что представляет собой ненадлежащее присвоение. Руководствуясь этим определением, суд решает, является ли произведение оригинальным или заимствованным.

Что такое плагиат в музыке. Смотреть фото Что такое плагиат в музыке. Смотреть картинку Что такое плагиат в музыке. Картинка про Что такое плагиат в музыке. Фото Что такое плагиат в музыкеОльга Кормухина Фото: Кирилл Зыков/Агентство городских новостей «Москва»

Исторически подход судов сильно менялся в зависимости от ответа на вопрос, что дороже — свобода творчества или защита прав конкретного автора. Долгое время практика исходила из приоритета свободы творчества. Примером может служить дело Джона Фогерти против Creedence Clearwater Revival (CCR). Солист и автор большей части репертуара CCR Джон Фогерти, покидая группу, оставил ей права на свои песни. Однако позже он записал свою сольную песню, которая была репликой песни CCR. Группа подала иск против Фогерти. И хотя обычно в делах о плагиате речь идет о присвоении чужого произведения, в данном случае Фогерти по сути обвиняли в плагиате своей же песни. Суд отклонил иск, посчитав, что это две совершенно разные песни и единственное, что их объединяет, — это общий стиль. Джон Фогерти создал важный прецедент, поскольку в этом случае стоял вопрос о том, может ли художник продолжать работать в своем стиле после того, как передаст кому-либо права на свои творения.

С недавних пор практика изменилась в пользу защиты прав автора в ущерб свободе творчества, а критерий плагиата расширился до «заимствования общего впечатления». Так, популярный американский рэпер Фаррелл Уильямс и R&B-певец Робин Тик в 2015 году проиграли суд по иску Марвина Грея, одного из «отцов» ритм-энд-блюза.

Фонограмма Марвина Грея Got to Give it Up, в плагиате которой были обвинены Уильямс и Тик, была опубликована до 1972 года и не охранялась авторским правом. Поэтому, по мнению адвокатов обвиняемых, спор должен был идти только относительно самой мелодии. Однако суды сравнивали фонограммы и установили «заимствование общего впечатления», что является беспрецедентным. Ведь, согласно сложившейся доктрине и практике, охраняется лишь внешняя форма произведения. Содержание, идеи, впечатление — все это не охватывается правовой охраной. Поэтому решение по данному делу крайне встревожило музыкальную индустрию: впервые плагиатом признан хит, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки. Журнал NME назвал это решение катастрофой для музыки.

Через три года апелляционный суд девятого округа США поддержал это решение, чем вызвал в музыкальной среде опасения о создании прецедента для подобных исков. И не зря: позже — в июле-августе 2019 года — суд Лос-Анджелеса признал певицу Кэти Перри виновной в нарушении авторских прав в связи с использованием ритмического рисунка песни Joyful Noise 2008 года рэпера Маркуса Грея. Суд постановил, что в ее песне Dark Horse используется бит из композиции Joyful Noise. Вполне можно считать, что решение суда — логическое продолжение разбирательства 2015 года по делу Робина Тика и Фаррелла Уильямса.

Затронет ли эта тенденция Россию — время покажет. Спор Ольги Кормухиной с Полиной Гагариной может стать одним из громких кейсов в этом ряду.

Источник

Кради как артист: плагиат в музыкальной индустрии

Вопрос плагиата — достаточно серьезный в мире творчества. Порой он даже становится пищей для судебных разбирательств — и музыкальная индустрия не исключение. Представь: возможно, ты написал действительно хорошую песню. И она стала настолько запоминающейся, что появилось ощущение, будто она существовала всегда. В этом случае стоит попросить эксперта послушать работу, ведь есть вероятность, что это плагиат.

То, что мы любим

Подросток во время разговора со школьным психотерапевтом говорит, что сам мог бы написать ее, а то, что трек уже существует, — техническая сторона дела. Это то, что способен почувствовать любой музыкант. Плагиат выступает в роли утверждения, ошибочного ощущения того, что мы владеем тем, что действительно любим. Игорь Стравинский назвал этот симптом «редкой формой клептомании» — расхищением музыкального прошлого как сырья для настоящего.

Конечно, мы можем рассматривать такие действия или как неэтичное нарушение и покушение на интеллектуальную собственность; или же как феномен, который лежит в основе творческих усилий в разных сферах искусства. На портале Red Hand Files певец и автор песен Ник Кейв призывает людей принять второе восприятие:

«Красота современной музыки, а также то, что придает ей остроту и жизнеспособность, определяется отношением к присвоению. Это безумие заимствованных идей, направленное на развитие рок-звучания».

Он уверен, что «плагиат» — это уродливое слово для обозначения того, что в рок-н-ролле является естественной и необходимой вещью, которая действительно достойна восхищения.

Индустрия краж

Акт кражи может быть абсолютно оправдан и не считается злом только в том случае, если украденная вещь каким-либо образом способствует развитию музыкального мира, становясь более желанной. Так, Элвиса простили за присвоение песни « That’s All Right», поскольку это был акт мутации и преобразования жанра, который породил массовую культурную форму, живущую и сегодня. Фразу, которая стала определяющей в вопросе плагиата, приписывают разным деятелям: Пикассо, Уильяму Фолкнеру, Стив Джобсу, — она звучит так:

«Хорошие художники копируют, великие художники — воруют».

Добро пожаловать в суд

Однако важно не то, был ли продукт подвержен плагиату, а то, нарушено ли авторское право. Эти две вещи взаимосвязаны, но по-настоящему разные. Закон защищает не идеи, а скорее, их фиксированное выражение. Плагиат — это этический вопрос. Он возникает, когда кто-то использует мысли или работы другого в своем труде, не давая должного упоминания первоисточника. То, что доходит до суда, является не плагиатом, а нарушением авторских прав.

Дела Перри и Led Zeppelin были признаны действительно важным, потому что они предоставляют авторам свободу действий, которой они оказались лишены из-за первых судебных процессов.

Все известные дела о нарушении авторских прав происходят чаще всего в мире поп- и рок-музыки. Достаточно редко можно услышать, чтобы классические композиторы дрались в суде или джазовые музыканты яростно спорили о том, не украл ли один соло на саксофоне у другого. Возможно, на это есть две причины. Популярная музыка — это ограниченная форма искусства с предсказуемыми фразами, гаммами и лирическими образами. Эти нормы в значительной степени определяются через массовые предпочтения слушателей с течением времени. Вторым фактором выступают деньги, ведь иск о плагиате — это важный финансовый вопрос. Поэтому нет смысла преследовать того, чья работа не принесла значительного дохода.

Заимствование — это абсолютно нормальное явления, которое присутствует во всех творческих сферах. Плохих воров отличает факт, что они портят то, что берут, а хорошие превращают это в нечто лучшее или вовсе иное. Если продукт попадает в нужные руки, то процесс переработки приводит к уникальности, а не к банальному тиражированию. Можно стать оригинальным артистом, даже если взять чужое творчество в качестве фундамента, а оригинальность — это всегда скандальное сотрудничество с прошлым.

Источник

Какие песни звезды российской эстрады позаимствовали у западных исполнителей? Собрали 15 примеров, похожих на плагиат

Что такое плагиат в музыке. Смотреть фото Что такое плагиат в музыке. Смотреть картинку Что такое плагиат в музыке. Картинка про Что такое плагиат в музыке. Фото Что такое плагиат в музыке

Несомненно, у нас у всех разный слух, и там, где один слышит плагиат, другому кажется, что песни абсолютно разные. Но все-таки есть случаи, когда очевидно, что основная мелодия в песне была сворована. Услышит любой. Вспомнили самые известные случаи плагиата в популярной музыке.

1. «Маша и Медведи», «Любочка»: своровано у Radiohead — Creep

Свой первый большой хит коллектив «Маша и Медведи» сделал из двух чужих произведений. Стихи Маша Макарова взяла у Ангии Барто, а музыка один в один похожа на песню Radiohead.

Песня Radiohead вышла в 1993-м, а «Любочка» — в 1998 году.

2. Киркоров, «Жестокая любовь»: своровано у VS Space – A Symphonic Space Dream (2002)

О скандале с украденной у Дидье Маруани песней слышали даже те, кому наплевать на творчество Киркорова. Лидер группы Space сумел доказать, что Филипп Киркоров несколько лет исполнял фактически его песню и заработал на ней почти 400 миллионов рублей. Кому такое понравится. Давайте сравним:

А вот и оригинал:
Кстати, Филипп Киркоров не стал особо отпираться и признал факт плагиата. Чтобы продолжать петь про жестокую любовь, он предложил французу компенсацию и убедил его заключить договор об авторских правах. Теперь он исполняет ее с буквы закона.

3. Стас Михайлов, «Все для тебя»: своровано у VS Geri Holliwell – Love Never Loved Me

Самый главный хит Стаса Михалова был сворован у британской певицы Джери Холлиуэлл. После ухода из Spice Girls Холиуэлл построила довольно удачную карьеру, но в России ее песни мало кто знал. Так произошло и с композицией Love Never Loved Me, которую Михайлов взял за основу для своего трека. Давайте сравним:

4. Good Charlotte — No Communications: своровано у «Тату», «Я сошла с ума»

Песня «Я сошла с ума» вышла в 2000 году, а альбом Good Charlotte — в 2007-м. Давайте сравним. Трек американских рокеров:

И трек русских «Татушек»:

Так что не только мы воруем у Запада. Иногда Запад ворует у нас.

5. Quest Pistols, «Я устал, хочу любви»: своровано у Shocking Blue — Long & Lonesome road

Коллектив известен тем, что удачно «тырит» песни у своих западных коллег. Один из известных хитов «Я устал, хочу любви» сворован с песни аж 1968 года

А вот и оригинал (обратите внимание на припев):

6. Газманов, «Я рожден в Советском Союзе»: своровано у ДДТ, «Рожденный в СССР»

Между Шевчуком и Газмановым разгорелся ужасный скандал по поводу песни последнего «Рожденный в СССР». Кроме сходства тематики песни, прослеживается и музыкальная идентичность. Отметим, что песня ДДТ вышла гораздо раньше. Газманов же заявил, что «он должен либо доказать, либо получить по морде». Давайте сравним.

Интересно, что эти песни прошли через несколько разных экспертиз, но окончательно не было доказано, что Газманов «подрезал» трек. Однако сходство действительно поражает.

7. Елена Темникова, «Импульсы»(2017): своровано у Gordon city — No More (2014)

Песня Елены Темниковой быстро стала хитом, однако чуть позже была удалена с YouTube за нарушение авторских прав (правда« потом ее вернули). Оказалось, что мелодия точь-в-точь списана с песни британской электронной команды Gordon city. Судебного иска не было, но многие фанаты осудили Елену за такой откровенный плагиат.

8. Джиган, «Дни и ночи»: своровано «Грибы», «Тает лед»

Можно понять артистов, которые «подрезают» песни у западных коллег. Они уверены, что песни малоизвестных групп никто не узнает. Но вот когда один российский артист ворует у другого — это уже странно. Фанаты группы «Грибы» обвиняют рэпера Джигана в наглом воровстве мелодической части песни «Тает лед».

Сравните с оригиналом:

Кстати, Джиган не только украл песню, но и даже образ девушки из клипа своровал у известных Die Antwoord.

9. The Hootenanny singers — Gabrielle: своровано у Большого детского хора «Пусть всегда будет солнце»

В Интернете ходят споры, кто у кого позаимствовал мелодию, но все-таки песня «Пусть всегда будет солнце» вышла раньше, чем «Габриель» шведского коллектива. Кстати, успех команды начался именно с этого хита. В некоторых источниках пишут, что музыканты позаимствовали мелодию Аркадия Островского. Правда, неизвестно, дал ли он на это свое согласие. Давайте сравним оригинал:

И шведскую интерпретацию:

10. Лигалайз, «Будущие мамы»: своровано у 50 cent — Just a Lil Bit

Песня рэп-исполнителя Лигалайза (которая когда-то гремела на всех дискотеках) подозрительно похожа на трек 50 cent. Совпадение? Не думаем!

11. Nirvana, Come as You Are: своровано у Killing Joke — Eighiets

Этот пункт расстроил составителя данного рейтинга, который трепетно относится к группе Nirvana. Увы, даже легендарные рокеры не безупречны. Выяснилось, что сам Курт не хотел выпускать песню, потому что она была сильно похожа на хит пост-панк-группы Killing Joke. И не зря.

Несмотря на то, что члены Killing Joke заявляли, что основной гитарный ритм Come as You Are был плагиатом на ритм Eighties, группа не начала судебной тяжбы по факту нарушения авторского права по «личным и финансовым причинам».

12. Тимати, «Дерзкая»: своровано у Jason Derulo — Wiggle feat. Snoop Dogg

Рэпера нередко обвиняют в плагиате. Видно, что он часто вдохновлялся хитами более успешных западных коллег. Сходство этих песен глупо отрицать.

13. «Время и стекло», «Навернопотомучто»: своровано Major Lazer — Light it up

Хит группы «Время и стекло» набрал рекордное количество просмотров на YouTube. Правда, у тех, кем они «вдохновлялись», просмотров все равно в разы больше (178 миллионов просмотров). Продюсер коллектива на обвинения в плагиате сказал, что «вся электронная музыка похожа». Давайте сравним:

14. Robin Thicke — Blurred Lines ft. T.I., Pharrell: своровано Marvin Gay — Got To Give It Up

Случай доказанного плагиата. В 2015 году суд присяжных постановил, что авторы песни Blurred Lines скопировали композицию американского соул-певца Марвина Гэя. Семье покойного Марвина Гэя присудили 7,3 млн долларов в качестве компенсации.

15. Katy Perry — Roar: своровано у Sara Bareilles — Brave

Певица отмечала, как ей нравится музыка Sara Bareilles. Видимо, поэтому она решила ее скопировать. Правда, прямых обвинений в плагиате ей не предъявили, но все-таки песни подозрительно похожи.

Источник

Плагиат в музыке: авторское право

3 комментария 3.4k Views 0 Votes

Что такое плагиат в музыке. Смотреть фото Что такое плагиат в музыке. Смотреть картинку Что такое плагиат в музыке. Картинка про Что такое плагиат в музыке. Фото Что такое плагиат в музыке

Как работают авторские права на музыку? Насколько похожей может быть ваша песня на чью-либо еще, чтобы не попасть под действие копирайта? Все говорят о соблюдении авторских прав, но мало кто понимает, в чем суть самого вопроса. Дело даже не в том, как работает российское Законодательство по этой теме, а в том, насколько свободны мы можем быть при написании собственной музыки.

Было бы великолепно, если бы все песни звучали непохоже друг на друга, будучи совершенно штучным продуктом, но это скорее утопия, нежели возможное развитие музыки и творчества в будущем. Было бы еще круче, если бы все песни могли звучать так, как того хочется композитору, да при этом не нарушать ничьих авторских прав.

Так или иначе, но авторские права можно назвать слепой зоной практически любого законодательства, а трактовка нарушений сильно разнится в рамках различных дел.

Все это привело к тому, что в среде музыкантов появились некоторые распространенные мифы об авторских правах, которые могут всячески мешать нам во время работы над собственным материалом. Давайте разберемся, какие мифы правдивы, а какие нет.

Миф 1. Существует определенное количество допустимых совпадений в музыке, которые не будут считаться нарушением авторских прав

Что такое плагиат в музыке. Смотреть фото Что такое плагиат в музыке. Смотреть картинку Что такое плагиат в музыке. Картинка про Что такое плагиат в музыке. Фото Что такое плагиат в музыке

Откровенно говоря, это абсолютная ложь. Нет никакого набора правил и допущений, разграничивающих воровство идей от случайных совпадений. Поэтому сказать наверняка, нарушили ли вы чьи-либо авторские права или нет, крайне сложно.

Здесь в полной мере работает народное изречение про палку о двух концах. В одной ситуации песня, которая крайне похожа на чье-то другое творение, может не нарушать авторских прав вообще. В то же самое время другая песня, в которой практически нет совпадений с чьим-либо произведением, может подпадать под закон об авторском праве в полной мере.

Доказать воровство идей, ровно как и его отсутствие – задача не из легких. В дело вступает множество оговорок и допущений, которые используются юристами во время судебных разбирательств: случайные и неслучайные совпадения, криптомнезия, одновременное появление схожих музыкальных идей у совершенно не знакомых людей и т.д.

Миф 2. Названия песен и последовательности аккордов не защищены авторским правом

Чистая правда. Есть несколько успешных песен с одинаковыми названиями.

К примеру, песня ‘All Through The Night’ есть в репертуаре Коула Портера и в репертуаре Синди Лопер. Обе композиции в свои времена находились в активной ротации на радио, приносили исполнителям стабильный доход и не нарушали ничьи авторские права.

В общем, никто не запрещает вам написать прямо сейчас песню с таким же названием.

Опять-таки гармония Канона Пахельбеля в Ре мажоре также использована во множестве других музыкальных произведений, но никто не кричит о вопиющем нарушении авторских прав. Песня Роя Кларка ‘Yesterday When I Was Young’ вообще построена на тех же аккордах, что и знаменитая джазовая классика ‘Autumn Leaves’, но использует другую мелодию, что автоматически выводит ее из-под любых обвинений в нарушении авторских прав.

Миф 3. Отдельные части аранжировки не защищены авторским правом

В принципе, данный миф также правдив, но с несколькими допущениями. К примеру, если басовая линия одной песни полностью повторяет мелодию другой песни, то это может быть признано нарушением авторских прав.

Не так давно шли жаркие споры об авторских правах между Фарреллом Уилльямсом и Робином Тике с песней ‘Blurred Lines’ с одной стороны, и Марин Гойе с песней ‘Got To Give It Up’ с другой.

В то же самое время легендарное вступление из песни ‘Be My Baby’ группы Ronnie & The Ronettes было использовано сотни раз во множестве других композиций, но это не считается нарушением чьих-либо авторских прав.

Миф 4. Слова песни защищены авторским правом

И снова правда, хотя и здесь есть интересные исключения. Джеймс Тейлор в 1960-х написал песню для своего первого альбома под названием ‘Something In The Way She Moves’, запись которой происходила в одной студии с The Beatles.

Наслушавшись Тейлора, Джордж Харрисон использовал строчки его песни в битловской композиции ‘Something’, вышедшей позднее на альбоме Abbey Road и… ничего не произошло.

Википедия отмечает, что Тейлор сетовал на то, что даже на секунду не задумывался о том, что Харрисон может сделать что-то подобное, но музыка двух композиций отличалась, поэтому Тейлор не решился на судебные разбирательства. С другой стороны, Битлы намекнули Тейлору о том, что концовка ‘Something In The Way She Moves’ очень напоминает их песню ‘I Feel Fine’, так что они квиты.

В общем, большинство юристов достаточно строго разграничивает воровство нескольких строк или всего текста, а в конечном итоге часто выясняется, что все музыканты и композиторы были знакомы друг с другом и по случайному стечению обстоятельств подглядывали в чужие тексты, не проинформировав авторов строк. Как несложно догадаться, такие дела не заканчиваются успехом для обеих сторон, а большинство музыкантов быстро сводят на нет любые разбирательства, касающиеся текстов.

Воровство текстов происходит значительно реже, а случаи успешного доказательства нарушения авторских прав случаются совсем редко. Доказать кражу мелодии или музыки намного легче, чем доказать кражу слов.

В то же самое время, красть тексты – это не просто взять чью-то мелодию и запрятать ее в своей музыке. Все люди слышат слова, так что не заметить полное соответствие текстов двух композиций… Короче, миф правдив, а воровство текстов – изначально глупое занятие.

Миф 5. Мелодии защищены авторским правом

А вот это чистая правда. Cуды достаточно своеобразно реагируют на такие дела: одним дают полный ход, другие даже не рассматривают, в то время как третьи зависают где-то посередине.

Долли Партон безуспешно судилась из-за своей песни ‘9 To 5’, за которую певица получила Грэмми. Припев песни основывается на простейшем блюзовом риффе, которые использовался в тысячах песен до выхода ‘9 To 5’ и будет использован еще много и много раз.

Девушка утверждала, что все так и норовят украсть ее мелодию припева, но успеха не добилась: суд даже не стал рассматривать десятки обвинений в нарушении авторских прав, поступавших от госпожи Партон.

С другой стороны, Джордж Харрисон добился в схожем деле совершенно иных результатов. Песня Харрисона ‘My Sweet Lord’ основывалась на хитовой песне 1960-х ‘He’s So Fine’ из репертуара женского коллектива The Chiffons, автором которой являлся покойный к тому времени композитор Рональд Мэк.

И это чистая правда: в песне совпадают не только структура и гармония, но и вся мелодическая линия.

В 1971 году звукозаписывающая компания приостановила выплаты Харрисону от продаж сингла ‘My Sweet Lord’, а следом за этим знаменитому Битлу пришла повестка в суд: истцом выступала другая звукозаписывающая компания – Bright Tunes, которая представляла интересы не только покойного Мэка, но и коллектива The Chiffons.

Судебный процесс длился до 1991 года (чуть более 20 лет), в ходе которого Харрисон полностью отрицал любые обвинения в плагиате, но суд изначально не признал доводов музыканта. В 1976 году суд предположил наличие непреднамеренного заимствования чужих идей и обязал бывшего Битла возместить убытки Bright Tunes.

Дело на этом не закончилось, а к 1991 году Харрисон получил обратно права не только на собственную песню ‘My Sweet Lord’, но и на композицию Рональда Мэка ‘He’s So Fine’.

Или вот еще пример. В 1960-х годах у коллектива The Association вышла хитовая песня ‘Cherish’.

Немного позже состоялся релиз песни группы Climax ‘Precious And Few’, автором которой выступил один из бывших участников The Association Сонни Герачи. Аккорды, структура и мелодическая линия обеих песен очень похожи, но суд постановил, что в этой неприкрытой похожести нет ни единого намека на воровство чьих-либо идей.

В общем, все три примера показывают, несовершенность Законодательства в вопросе защиты мелодий авторским правом. В то время как одни авторы не добиваются никаких успехов, другие платят штрафы за нарушение авторских прав, а третьи так и вовсе не подпадают под действие каких-либо законов, связанных с этим вопросом.

Вместо заключения

В современном мире ежедневно выходят новые песни, поэтому неудивительно, что какие-то из них могут быть похожи на чьи-то еще творения. Что же касается вашей собственной музыки, то не старайтесь откровенно копировать идеи, ведь неизвестно как все сложится для вас: суд может с одинаковой долей вероятности как приняться за рассмотрение дела, так и вовсе его “отфутболить”.

Заметив какие-то схожие элементы в своем творчестве, если они не были сделаны специально, не стоит сильно переживать по этому поводу. Я не призываю нагло нарушать авторские права, но вместе с тем предлагаю отдавать себе отчет в том, что вы делаете, особенно если вы начинаете откровенно копировать чьи-либо идеи.

Если уж взялись за копирование, то сделайте это так, чтобы никто ничего не понял.

Как бы вы не поступили, как бы не звучала ваша музыка, нот все равно всего семь…

Плагиат в музыке: экспертиза, примеры плагиата и ответственность за копирование чужой музыки

Плагиата в музыке – нарушение авторского права в виде присвоения себе авторства чужого произведения или его части. Это распространенное явление, ведь скопировать чужое легче, чем создать свое. Но за такое нарушение придется нести ответственность и потребуется хорошая юридическая поддержка.

Можно выделить следующие разновидности плагиат в российской музыке и зарубежной:

В музыкальной сфере основными объектами плагиата являются мелодии, а также тексты песен.

Примеры плагиата в музыке

Мелодия песни Frozen Мадонны в 2005 году была признана судом в Бельгии плагиатом зарубежной песни Salvatore Acquaviva. Компаниям, выпускавшим песню на дисках, принудили опубликовать решение суда, поставщиков обязали платить отчисления автору оригинального произведения с продаж, а саму песню сняли с эфиров ТВ и радиостанций в стране.

Музыка к песне Creep группы Radiohead была частично скопирована из песниАльберта Хэммонда и Майка Хейзелвуда. После того, как судом был установлен факт плагиата, группу обязали отчислять роялти, а также официально включить в список композиторов авторов оригинальной песни.

Эти случаи широко известны, потому что по ним суд признал правоту истцов. При этом известно огромное количество случаев плагиат российских песен, частичного копирования мелодий или текстов в популярных произведениях, для которых юридически не подтвержден факт плагиата.

Как доказать плагиат на музыку

Хотя плагиат может быть легко распознан на обывательском уровне, юридическими методами его доказать сложно. Чтобы доказать факт кражи авторства музыкального произведения или его части, требуется проведение специальной экспертизы.

По результатам проверки музыки на плагиат будет подтвержден или опровергнут факт кражи продукта чужого творческого труда.

Экспертизе могут быть подвергнуты только работы, подлежащие регистрации авторского или патентного права. По закону на экспертизу могут быть представлены:

Во время анализа произведений проверяется схожесть подачи материала, совпадение нот и текстов. Часто плагиатом может считаться совпадение 7 нот подряд, но все зависит от экспертов.

Если по результатам экспертизы будет выявлен факт копирования, наказать «вора» можно будет лишь в том случае, если его действия принесли материальный ущерб автору, то есть если плагиатор продал чужое произведение, или если после публикации снизились продажи оригинального исполнителя.

Наказание за кражу чужого произведения можно получить не только в случае поп-произведений, но и если есть место плагиата в рок-музыке, и других направлений.

Правовые основы авторских прав описаны в ГК РФ, ч.4:

Ответственность за подтвержденный плагиат

Если будет доказан факт плагиата музыкального произведения, злоумышленник понесет гражданско-правовую, административную, а в некоторых случаях, при наличии крупного ущерба автору, и уголовную ответственность (ст.146 УК РФ).

По Гражданско-правовому кодексу (ст. 1251) ответственность предусмотрена в виде установления истинного авторства произведения и публикации решения суда о нарушении прав автора.

Кроме того нарушители обязаны прекратить вредоносную для автора деятельность и восстановить существовавшее до нарушения авторского права положение вещей, а также компенсацию морального вреда автору.

Если суд признает ущерб, нанесенный автору произведения, крупным, плагиатору в соответствии с Уголовным кодексом РФ может быть назначено наказание в виде:

Если ущерб пострадавшему был нанесен в особо крупном размере, а преступление было совершено в сговоре с группой лиц, каждый из осужденных может получить наказание в виде:

Что делать, если вы столкнулись с кражей своего музыкального произведения

Если вы собираетесь преследовать нарушителя в судебном порядке, сначала вам потребуется доказать факт плагиата. Для этого необходимо обратиться к эксперту-автороведу, чтобы он провел автороведческую экспертизу.

Эксперту необходимо предоставить:

Если экспертиза подтвердит факт плагиата, вы можете обратиться с заявлением в местное отделение суда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *