к какому жанру относится месса

Месса (музыкальное произведение)

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

Месса — музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, например, в Церкви Швеции.

Мессы, представляющие собой музыкальную ценность, также исполняются вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.

Содержание

История

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.

Современная история

В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении [1] и получила много положительных отзывов в прессе.

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu ) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.

Структура мессы

Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

Большинство композиторских месс написано на этот текст ординария. В современных реконструкциях композиторских месс позднего Средневековья и Возрождения — в целях придания исполнению подлинного характера — текст ординария зачастую прослаивают песнопениями проприя, оригинальными монодическими или их многоголосными (композиторскими) обработками.

Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

Состав исполнителей

Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.

Основные хоровые составы:

Источник

МЕССА

МЕССА, центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета. » (Мф 26:26-28), а после еды: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви.
См. также ЛИТУРГИЯ.

Теологический смысл мессы.

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса

Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.

Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.

СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.

Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.

В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.

В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).

Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo («мессу для народа») без приношений.

Виды мессы.

Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На «высокой» мессе молитвы распеваются, на «низкой» – читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой.

Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон – реквиемом.

Порядок совершения мессы.

Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).

Литургия слова.

Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами «Господь с вами», община отвечает: «И со духом твоим», Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо («Верую»), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений.

Евхаристия

состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.

Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню («Отче наш»), за ней следует молитва «Агнус деи» («Агнец Божий»). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est – «Идите, (собрание) отпущено», отсюда и название «месса») и дает заключительное благословение.

Ординарий и проприй.

Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него.

II Ватиканский собор

4 декабря 1963 принял конституцию «О богослужении», которая обозначила начало глубокого обновления или реформирования церковного богослужения. В отношении мессы была поставлена цель сделать службу более понятной и вовлекать верующих в полное и деятельное участие в богослужении. Так, стало возможным развернуть алтарь, чтобы священник оказывался лицом к общине; было разрешено заменять традиционный латинский язык в текстах мессы на местные языки. Сама месса стала короче, не утратив основной формы и структуры.
См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ.

Евхаристические обряды в других церквах.

Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей – проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части – чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей – евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
См. также БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.

МУЗЫКА

Музыка – важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15–17 вв., писавших мессы – Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции «О богослужении» подчеркнул, что «церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами». Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.

Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910
Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 13. М., 1993–1995

Источник

УО «Молодечненское государственное

музыкальное училище им. М. К. Огинского»

Эволюция жанра мессы. Реквием.

Рассмотрена и обсуждена на

заседании цикловой комиссии

Председатель цикловой комиссии Кохановская В. Н.

Содержание:

I.Месса. Определение. Разновидности. Музыкальная структура……. …3-4

3. Барокко на примере творчества И. С. Баха…………………………….…7-9

5. Романтизм (Ф. Шуберт Месса G-dur)…………………………………..13-14

6. Месса XX-XXI веков…………………………………………………….14-15 III. Реквием. Исторический обзор развития жанра.……………………. 16-18

2. Б. Бриттен «Военный реквием»…………………………………………20-21 IV.Заключение……………………………………………………………. 22-23 Список использованных источников…………………………………. 24 I. Месса. Определение. Разновидности.

Что же касается музыки, то вначале она сопровождала лишь вечерние и утренние службы, но вскоре стала вводиться и при обеднях (окончательный вариант последних установился при папе Григории с 590 г.).

В музыке месса представляет собой циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви. Совершается на латинском языке и имеет два типа: обычная Месса (missa ordinarium) и особая Месса (missa proprium), которая проводится в праздничные дни и в некоторые воскресения.

Традиционная, обычная месса, имеет 5 частей:

I. Kyrie eleison ( Господи, помилуй) II. Gloria (Слава) III. Credo (Верую) IV.Sanctus (Свят) Benedictus (Благословен) V.Agnus Dei (Агнец Божий) Содержание всего цикла имеет обобщённый характер: «Kyrie eleison» и «Agnus Dei» – выражение просьбы, мольбы о прощении; в «Gloria» и «Sanctus» – хвала и благодарность; в центральной, «Credo», – исповедание веры.

II. Эволюция жанра мессы

Процесс становления мессы в музыкальном отношении был длительным.

Ранний её вид – одноголосная григорианская (хоральная) месса в виде разрозненных частей без приурочения их к событиям и праздникам, позже, с XI века, появились первые многоголосные обработки. Распространение органума (сначала свободного, затем мелизматического) дало новый толчок для дальнейшего развития. В XII-XIII веках в технику многоголосного письма мастера парижской школы Нотр-Дам (Перотин) внесли модальную ритмику, метризацию вертикали в 3-4хголосии и т.д. XIV век ( Г.де Машо, Й.Чикониа) – ориентация на консонантную вертикаль, выровненность ритмического пульса, имитации, канон – всё это обозначило новое мышление, в котором проявляются законы диалектики, требующие единства в разнообразии и разнообразия в единстве, законы, действующие в «классическом стиле» контрапункта XV-XVI веков.

В эпоху Возрождения месса стала одним из ведущих монументальнейших жанров. Существуя и развиваясь наряду с мотетом, мадригалом и др., она синтезировала в себе как средневековые традиции музыкального воплощения, так и новые, привнесённые Ренессансом, вобрала черты светских жанров.

Композиторы разных школ хоровой полифонии писали мессы, привнося в жанр множество как национальных, так и индивидуальных особенностей.

Таковы представители нидерландской школы – Н. Окегем, Я. Обрехт, Г.

Дюфаи, Ж. Депре; римской – Дж. Палестрина, Ф. Анерио, Г. Аллегри;

венецианской – Андреа и Джованни Габриэли, А. Виллаэрт; французской – К. Жаннекен, Аркадельт; испанской – К. Моралес, Ф. Герреро и мн.др.

Композиторы Нидерландской школы обращались также к жанру заупокойной мессы (1-й многоголосный реквием создан Окегемом). Мотет у нидерландских композиторов эволюционировал от изоритмической разновидности (Дюфаи) к многоголосным хоровым произведениям на латинский текст, состоящему из 2-3 разделов сквозного имитационного развития, охватывающего все голоса. Как и светская шансон, мотет мог быть не только самостоятельным произв.. но и моделью для других композиций, в частности месс. В структурах месс и мотетов отражается характерное для стиля нидерландских композиторов внимание к числовой музыкальной символике. Особенно ярко стилистические черты Нидерландской школы различимы в каноне, достигшем вершины своего развития в 15-16 вв.

Творческие установки нидерландских мастеров созвучны идеям эстетики Возрождения.

В XVI в. влияние венецианской школы с её тяготением к красочности, яркости породило определённое направление, связанное с искусством и техникой построения многохорных композиций. Расширение жанрововыразительной сферы произошло путём введения инструментов, которые не только дублируют партии хора (как это было ранее у композиторов Нидерландов), но и имеют самостоятельные разделы. Это были орган, медные духовые и ударные (впервые применил литавры Дж. Габриэли).

Зарождение монодических форм (предпосылки оперы, оратории) намечает новые рубежи в развитии музыкального искусства, где всё большее значение начинает приобретать гармония и осуществляется постепенный переход от модальной системы мышления к тональной, функциональной системе, от контрапункта к генерал-басу.

Новой эпохой как для музыки вообще, так и для мессы в частности, стала эпоха Барокко. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; или от лат.

baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона.

Ярчайшим представителем этого времени стал И. С. Бах. Месса в его творчестве приобрела черты кантаты с её самостоятельными, законченными как хоровыми, так и сольными номерами, ярким оркестровым сопровождением, многоплановостью фактуры («Высокая месса» h-moll, «Пять латинских месс», мессы brevis и мн.др.). Также известны и интересны органные мессы Ф. Куперена, духовная музыка Г. Пёрсела, Г. Шютца и т.д.

В церкви мессы Баха никогда не звучали. Причины этого кроются не только в большой сложности и масштабах произведений. Кантаты, на основе которых Бах создал мессы brevis и Страсти, не уступающие по сложности мессе h-moll, во время богослужения звучали неоднократно. По-видимому, музыка баховских месс не соответствовала сложившимся традициям обиходной практики каждой из конфессий. Ограничивая первоначальный вариант «Высокой» мессы только Kyrie и Gloria, но создавая все мессы в торжественном стиле, Бах ориентируется на оба типа богослужения – лютеранского и католического.

Шедевром творчества И. С. Баха является Месса h-moll, в которой композитор отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера мессы — человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы — страдания и действия, радости — в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.

Не востребованная Церковью, самодостаточная музыка баховских месс привлекла к себе внимание значительно позднее в среде музыкантов и любителей музыки. Интерес к Мессе h-moll возникает во второй половине XVIII века. Короткие мессы стали известны лишь в XIX веке. Одна из причин отсутствия интереса к этим произведениям кроется в критическом отношении к ним А.Швейцера, авторитет которого повлиял на оценку малых месс (brevis) великого мастера музыкантами последующих поколений.

Недооценка этих сочинений мотивировалась тем, что музыкальный материал Коротких месс в значительной степени представляет собой автопародии.Хотя в настоящее время вопрос о ценности произведений, созданных методом пародий – одним из ведущих принципов поэтики эпохи Барокко, уже не обсуждается. Проблема не в том, что в произведении используется уже звучавшая ранее музыка, а в том, как она освоена в новом ситуационном и художественном контексте.

Классики также обращались к жанру мессы и достигли высокого мастерства. Ко второй половине XVIII века кантатно-ораториальные жанры теряют то ведущее положение, которое они занимали в музыке прошлых эпох. Тем не менее, религиозные традиции 1-ой половины XVIII века продолжили Й.Гайдн (особенно значительны его 6 поздних месс и последние оратории), его младший брат М.Гайдн, Л.Керубини (его Реквием Бетховен ценил едва ли не выше моцартовского), Моцарт (ему принадлежат 18 месс, 5 масонских кантат и Реквием). Лишь у Бетховена церковные жанры представлены более скромно.

Им созданы 3 произведения в этой области:

месса C-dur, оратория «Христос на Масличной горе» и «Торжественная месса» D-dur, причем первые два произведения значительно уступают по своим достоинствам «Торжественной мессе».

В трактовке старинных жанров венские классики далеко уходят от традиций прошлого. Это связано с общим характером их творчества. Оно – изначально светское. Ведущими жанрами для Гайдна и Бетховена являлась симфоническая музыка; для Моцарта – оперные и симфонические жанры.

Это находит отражение и в кантатно-ораториальных сочинениях. Главная тенденция здесь – тенденция к драматизации (под влиянием оперного стиля) и симфонизации (под влиянием приёмов, выработавшихся в симфонической музыке) старинных жанров. В лучших хоровых сочинениях венских классиков обнаруживается связь с ведущими областями их творчества. В оратории Гайдна «Времена года» много параллелей с «Лондонскими симфониями», в Реквиеме Моцарта – с поздними венскими сочинениями (операми «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», симфониями №40 и 41), в «Торжественной мессе» Бетховена – с симфонией №9.

На смену так называемой «кантатной мессе» (характерной для эпохи Барокко) приходит «симфоническая месса». В «кантатной мессе» текст членился очень дробно, части писались в законченных формах, нередко – оперных (например – da capo). В «симфонической мессе» господствует разделение на более протяженные части сквозного развития. У Баха и его современников кантатный принцип господствовал безраздельно. Моцарт ещё придерживался этой традиции в своих ранних мессах, так как был воспитан на зальцбургской барочной церковной музыке. Однако в поздних венских сочинениях Моцарта (месса c-moll, Реквием), в поздних мессах и ораториях Гайдна преобладает симфонический тип драматургии. Сила симфонического мышления у венских классиков настолько велика, что даже кантатные мессы объединяются в музыкально-драматургическое целое сугубо инструментальными факторами: тональным планом, тематическим развитием, уподоблением частей мессы частям сонатно-симфонического цикла, тематическими арками и др. Наиболее последовательно эти принципы проявляются в мессах Бетховена.

Достаточно типичным к концу XVIII века становится концертное исполнение духовных сочинений. Например, мессы могли исполняться в концертном зале в качестве ораторий. Многие католические духовные сочинения (в том числе мессы Гайдна, Реквием Моцарта, месса C-dur Бетховена) издавались в Германии как с латинским текстом, так и в свободном немецком переводе. Здесь преследовалась практическая цель: в протестантских землях они исполнялись как духовные оратории и входили в репертуар певческих капелл. Так издатели стремились окупить дорогостоящие и коммерчески невыгодные издания.

Чрезвычайно сложные сольные партии во многих духовных сочинениях рассчитывались на силы профессиональных оперных певцов. Если, например, Бах писал высокие сольные партии в духовных сочинениях только для певчих-мальчиков, то в мессах Гайдна, Моцарта, Бетховена подобные партии исполняли певицы. В хоре высокие партии тоже зачастую пели женские голоса.

— не то: всё равно что появиться святому на балу! …И месса в концерте – что проповедь в театре». Сам Гофман писал церковную музыку преимущественно a cappella, подражая стилю Палестрины. В начале XIX века протест против «обмирщения» духовных жанров вылился в широкое движение, получившее название «цецилианство» (от имени святой Цецилии, католической покровительницы музыки и музыкантов), боровшееся за освобождение церковной музыки от светских влияний, за возвращение к григорианской монодии и полифонии «строгого стиля» эпохи Ренессанса.

Интересно, что это движение по сути привело к слепому подражанию старым мастерам, и прежде всего Палестрине, к омертвению «строгого стиля». Не случайно Бетховен замечал, что бессмысленно подражать Палестрине, не обладая ни его духом, ни его религиозностью.

Венские классики представляли себе стиль церковной музыки явно подругому. Ощущение духовной свободы, индивидуального отношения к высшим истинам, свойственное мировоззрению эпохи Просвещения, распространилось и на столь регламентированную область, как церковные жанры. Сюда привносился мятежный дух эпохи. Гайдн, Моцарт, Бетховен оставаясь искренне религиозными, не были ханжами. Так Гайдн не боялся привносить в духовные сочинения юмористическое начало. На протяжении жизни его постоянно упрекали в излишне жизнерадостном характере духовной музыки. Сам композитор говорил: «Если Бог дал мне весёлое сердце, пускай он простит мне, что я служу ему тоже весело». О духовной музыке Бетховена Кёркендейл пишет: «Бетховен открыл миру множество вечных истин, рассказав о них языком столетия, в котором был рождён». По тому же пути, осуществляя «связь времён», пойдут в своих духовных сочинениях Лист, Берлиоз, Брамс и другие.

В то же время жанры мессы, оратории в силу своей консервативности, прочнее связаны с традициями прошлого. В этих жанрах во многих случаях выявляются те черты стиля венских классиков, которые в меньшей степени (или не так ярко) раскрываются в других областях их творчества. При всём внешнем новаторстве, композиторы-классики не теряют связи с традициями духовной музыки предыдущих эпох. Наиболее ощутима преемственность в следующих моментах: во-первых – это огромная роль полифонии, полифонических жанров (фуги) в их вокально-инструментальных сочинениях. Во-вторых – связь с традициями музыкальной риторики.

Классическая эпоха – ещё риторическая (в отличие от романтической, когда сама риторика будет объявлена мёртвой, умозрительной наукой). В сфере церковной музыки риторические традиции, в сущности, никогда не прерывались. Музыка оставалась одним из инструментов вдумчивого толкования и комментирования священных текстов.

В эпоху Романтизма (XIX в.) месса приобрела новые особенности как в содержании, так и в музыкальном языке, структуре. Писали в этом жанре Р.

Шуман, Ф. Шуберт (Месса G-dur), Г. Берлиоз, Дж. Верди («Реквием»), Ф.

Лист («Гранская месса»). В связи с распространением протестантизма, некоторые композиторы отказываются от шаблона латинского текста и применяют «родной» язык, повествование на котором делает музыкальный замысел более понятным и близким слушателю. Таковы «Глаголическая месса» Л. Яначека (чешский), «Немецкий реквием» И. Брамса (немецкий) и т.д.

Месса №2 G-dur Ф. Шуберта типична для трактовки композиторомромантиком старого духовного жанра. Место величественных торжественных образов заняли лирические, камерные, на смену крупным сложным полифоническим формам пришли миниатюрные трехчастные или строфические. Только один краткий эпизод — Osanna, завершающий IV часть и повторенный в конце V, использует традиционные полифонические приемы развития. Даже оркестр здесь лишь струнный с добавлением органа.

Все пронизано столь характерной для шубертовских произведений песенностью. Общий светлый лирический характер определяется уже в 1-й части, Kyrie eleison: музыка хора напоминает колыбельную, взволнованная мольба солирующего сопрано — романс. Самые характерные черты стиля Шуберта сосредоточены в V части, Benedictus (Благословен): сопрано, затем тенор и бас поют простодушную плавную мелодию, а в оркестре развертываются вариации на нее. Финал, Agnus Dei (Агнец Божий) — типично шубертовская лирическая миниатюра: диалог солистов (сопрано, бас) и хора, обменивающихся элегическими, полными грусти и более умиротворенными фразами.

Эстетический принцип музыки Романтизма лежит в области сонорики, находящейся как бы в третьеммузыкальном измерении, если считать первым горизонталь-мелодию, вторым — вертикаль-гармонию (здесь проецированную на одноголосие мелодии). Сонорика есть глубина звучания, красочность ткани, взаимопроникновение линий звуковысот, ритма, динамики и других. Музыкальная ткань пронизана чувством, экспрессией.

Видор, Л. Вьерн) в жанре мессы отчётливо проявились и тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И. Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).

Это проявляет себя в выборе исполнительского состава, стилистической трактовке жанра:

Л. Мессиан «Месса для восьми сопрано и четырёх скрипок»; Л. Бернстайн «Месса» (сочетание литургического и эстрадно-битлового начал (рок-н-ролл, поп-музыка) и мн.др.

Вот пример современной мессы:

Месса Мира была написана по заказу Лондонской оружейной платы на празднование Миллениума и посвящена жителям Косово.

Это грандиозное культовое музыкальное произведение состоит из тринадцати частей, которые исполняются на латинском и английском языках хором и солистами. В промежутках вкраплены отрывки из Махабхараты, Библии, Корана, произведений Сервантеса, Киплинга и писателей 20 века.

Барочная месса XXI века Жака Люсье «Lumieres» — произведение для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра. В ней тенденции, берущие начало в старинной музыке преломляются в современности, что характерно для музыки нашего времени.

Или :

«Новая органная месса выходит из тени XXI века» (цитата афиши).

«… уникальная работа будет представлена в рамках «Московской осени» в Кафедральном соборе на Малой Грузинской. За пультом — Константин Волостнов. …собрались себе пять композиторов (позже публика узнает, что они — разных национальностей, возрастов, стилистических воззрений).

Собрались и написали пять разных кусков — в соответствии с классической традицией: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei».

— И каждый из них понятия не имел, какую часть пишет его коллега, — рассказывает автор проекта известный органист Константин Волостнов, — был регламент только по времени и по самим образам Святого писания.

— Идея проекта, развивающего инструментальное воплощение Мессы, это возврат к старинному жанру, но уже на новой художественно-эстетической основе 21-го века. Осталось только перечислить сочинителей: Kyrie eleison — Кузьма Бодров (Москва), Gloria — Владимир Раннев (Санкт-Петербург), Credo — Дэвид Гомппер (США, Айова), Sanctus — Арман Гущян (Москва), Agnus Dei — Александр Чайковский (Москва). Перед каждой частью прозвучит вокальный одноголосный отрывок текста в аутентичной григорианской версии.

III. Реквием как вид мессы. Исторический обзор развития жанра.

Грандиозное, насыщенное революционным пафосом произведение Берлиоза посвящено памяти жертв Июльской революции 1830 года. Реквием Верди, отличающийся красотой и богатством мелодики, близок по стилю поздним операм композитора. В русле идей архаизации жанра и отказа от романтических атрибутов написан реквием Листа, исполнительский состав которого ограничен мужским хором и органом. Подобная трактовка жанра реквиема присуща и сочинению А. Брукнера. Многие композиторы, отдавая дань жанру реквиема, в ряде случаев отказывались от традиционного литургического текста. Особое жанровое ответвление в этом смысле представляет так называемый «немецкий реквием», в котором использовались не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии.

Подобного рода реквиемы принадлежат композиторам разных эпох и направлений: Шютцу, Преториусу, Михаэлю Гайдну, Брамсу. «Немецкий реквием» Брамса особо выделяется в этом ряду. Не придерживаясь обычного состава реквиема, композитор отобрал из Священного писания тексты, в которых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная Брамсу, пронизывает и это его сочинение. Реквием как траурное ораториально-симфоническое произведение имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при частичном или полном отсутствии канонического текста. В «Военном реквиеме» Б. Бриттена (1962 г.) традиционный латинский текст сочетается со стихотворениями английского поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность.

Реквиемы композиторов советского периода совершенно не содержат никаких элементов богослужебного текста, они тесно связаны с революционной тематикой и темой Великой Отечественной войны. Среди этих сочинений особую известность приобрел «Реквием» Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского (1963 г.), посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом». Традиционный реквием, то есть реквием с использованием традиционного латинского текста, в XX веке стал, с одной стороны, областью проявления неоклассицистских тенденций, с другой – объектом авангардистских экспериментов в русле новейших музыкальных течений.

Среди наиболее примечательных сочинений этого жанра, написанных в XX веке, можно назвать реквиемы Стравинского («Threni» (плач) для хора и духовых инструментов), А. Шнитке (полистилистика вместе с использованием канонического текста); С. Танеев кантата «Иоанн Дамаскин», названная «русским» реквиемом; Левитина «Реквием памяти павших героев», Б. Мартину «Полевая месса» и т.д. Интересным экспериментом с традицией является также «Реквием» Э. Л. Уэббера.

Композитор, известный как автор рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и бродвейских мюзиклов, положил в основу своего произведения интонации джаза и рок-музыки.

Для сравнения ниже приведены общие краткие характеристики Реквиема В. А. Моцарта и «Военный реквием» Б. Бриттена. Это даст общее представление о сходстве и различиях в интерпретации содержания, концепции и музыкальном языке сочинений далёких друг от друга эпох.

В. А. Моцарт Реквием (1791) – одно из вершинных сочинений классика.

Именно этим произведением завершился творческий путь композитора (напомним, что Моцарт работал над Реквиемом в последние месяцы жизни и из задуманных 12-и частей им завершены лишь неполные 9. Остальные по эскизам и наброскам композитора завершал его ученик Зюсмайер, бывший в период сочинения Реквиема рядом с Моцартом и лучше всех представлявший замысел композитора).

Во многих поздних сочинениях Моцарт свободно оперирует опытом европейской музыки, объединяя различные тенденции и традиции в единое целое. Сложнейший стилевой синтез отличает и это произведение. С одной стороны, как замечает Г.Аберт, в этом произведении как ни в каком другом ощущается дух И.С.Баха, с музыкой которого Моцарт познакомился в 1782 году. Стремление следовать традиции церковной музыки сказывается и в использовании подлинных литургических мелодий (в №1 введена мелодия григорианского хорала “Тебя, Господи, славим в Сионе” – средний раздел), и в соприкосновении со сложной полифонической техникой. Особенно сложные полифонические приёмы композитор использует во 2-м разделе номера 1-го, «Kyrie eleison», написанном в виде двойной фуги. Широко использованы полифонические приёмы и в №4 «Rex tremendae», где Моцарт, рисуя образ карающего, грозного Бога, активно применяет имитационную каноническую технику. В просветленном №5 «Reсordare» приёмы контрастной полифонии подчёркивают лиризм и глубину высказывания.

В то же время это произведение далеко выходит за рамки церковной панихиды. Не покоем и просветлением наполнена музыка Реквиема.

Раздумья о мистическом, потустороннем, которые всё больше занимают Моцарта в эти годы, приводят к образам ужаса и неприятия смерти, к образам печальным и трагедийным. Смысл молитв канонических текстов композитор зачастую передаёт в очень «зримых» образах. Яркая картинность, театральность отличает ряд номеров. Это, прежде всего №2, «Dies irae» (День гнева). Текст этого номера рассказывает о конце света. Вся масса звучности хора и оркестра словно обрушивается на слушателя.

Широкие скачки верхних голосов, подвижные фигурации в оркестре, мощные аккорды хора создают зловещую, «стихийную» картину светопреставления. Яркая театральность отличает и №6, «Confutatis», рассказывающий о мучениях, ожидающих грешников в аду. Этот номер Моцарт строит на остром контрасте: небо-земля, ад-рай, мужские – женские голоса, форте – пиано, тромбоны – скрипки в оркестре, мотивы-возгласы – благоговейно-просветлённая речитация.

Чувства, которые композитор выразил в этом произведении, нередко окрашены в интимные тона, приобретают характер сокровенного лирического высказывания. Особенно хотелось бы отметить №7, «Lacrimosa», проникновенно-простая начальная тема которой звучит потрясающе искренне и воспринимается как живой человеческий голос. Сам тип тематического материала, который использует здесь Моцарт, чужд жанру Реквиема и применен композитором только один раз. Это песенный тип мелодики с характерной «романсовой секстой» в начале и малосекундовой интонацией оплакивания, в вальсовом ритме 12\8.

В конце произведения, в «Agnus Dei», Зюсмайер повторил середину и репризу первого хора, придав целому законченность.

«ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ» Бенджамин Бриттен посвятил памяти жителей города Ковентри, погибших при налётах немецкой авиации в 1942 г., «Военный реквием» (1961 г.).

Премьера сочинения состоялась 30 мая 1962 г. во время освящения собора Святого Михаила в Ковентри, заново отстроенного после бомбардировки.

Части произведения соединены не только интонациями, но и глубокой внутренней связью содержания стихов Оуэна и текста песнопений. Так, после вступительного песнопения «Вечный покой» («Requiem aeternam») идёт монолог о погребении солдата, которое сопровождается не заупокойным пением, а «свирепым хором снарядов и рёвом чудовищным от канонад».

Сложно сравнивать несравнимое, уникальное в своём роде, но в данной работе поставлены другие цели – проследить тенденции, связи, новаторство жанра мессы и реквиема (как вида) в контексте времени, исторического развития. Войны, теракты, катастрофы – реальность XX-XXI веков, поэтому жанр реквиема актуален, позволяет композиторам претворять скорбь, сострадание в музыкальные сочинения, которые открыты широкой публике, могут звучать в концертных залах, по радио, на телевидении.

IV. Заключение

Величайшим завоеванием нидерландской композиторской школы, обеспечившим ей почетное место в истории мировой музыкальной культуры, явилось формирование принципов современного музыкального мышления.

Становление их открыло огромные перспективы роста содержательности музыки, предоставило музыкальному искусству возможность откликаться свойственными ему средствами на сложнейшие философские и социальные проблемы.

Для музыки XX-XXI веков характерно сближение с музыкой XV-XVI столетий, что заметно в преобладании философско-обобщённого образного строя, получившего воплощение в особом линеарном типе музыкального мышления, где доминируют горизонтальные связи звуков над вертикальными, контрапунктическое письмо над гомофонным. Вновь обретают большое значение такие явления, как полиладовость, отход от традиционной функциональной системы мажора и минора. Неожиданно свежо, по-новому трактуются старинные диатонические лады, появляется своя «изоритмическая техника», новый тип модальности, который распространяется иногда не только на ритм и звуковысотную организацию материала, но и на область пауз, динамики, артикуляции и т.д. Наряду с тематизмом широкого дыхания большое распространение получает дискретный тематизм (прерывистый, состоящий из разрозненных элементов), а с ним и дискретный мотивный контрапункт и стреттная имитационность, являющаяся далёким эхом письма старых мастеров Возрождения.

Отголосками старых форм, получающих новую трактовку, предстают многочисленные формы остинатного типа, многотемные строфические формы сквозного полифонического строения, различные виды трактовки канона, темы-цитаты старинных песнопений. А главное – «старый» жанр, месса, эстетически актуален и сегодня. Обогатясь новыми чертами, вступив в симбиоз с современностью, продолжает взывать к духовности людей.

Список использованных источников.

1.Брянцева В.Н., Ливанова Т.Н. «Проблемы Ренессанса в современном западном музыкознании» М.1981.

2.Евдокимова Ю.К. «Теоретические наблюдения над историей музыки»

3. сост. Жукова Л. «Словари и песнопения православной и католической служб» Новополоцк, изд. ПГУ 1995.

4. Иванов-Борецкий М.В. «История мессы» М.1970.

5. Конен В.Д. « К вопросу о стиле в музыке Ренессанса» в кн. «Этюды о зарубежной музыке» М. 1968.

6. Ливанова Т.Н. «История зарубежной музыки» М. 1972.

7. Малинин А.М. «Латинско-русский словарь» М. 1952.

8. Протопопов В.В. «К вопросу о формообразовании в полифонических произведениях строгого стиля» в кн. Скребкова С.С. «Статьи и воспоминания» М.1979.

9. Пэриш К.,Оул Дж. «Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха» Л. 1975.

10.Розеншильд К.К. «История зарубежной музыки» М. 1969.

11.Розеншильд К.К. «Музыкальное искусство и религия» М. 1964.

12.Романовский «Хоровой словарь» М. 2001.

13.Симакова Н «Вокальные жанры эпохи Возрождения» М.1985.

14.Скребков С.С. «Художественные принципы музыкальных стилей» М.1973

15.Бобровницкий И. М., О происхождении и составе римско-католич.

литургии и отличии её от православной, К., 1873;

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«ПИРАТЫ КОРСАРЫ РЕЙДЕРЫ Санкт-Петербург Ассоциация «ВИСТОН» ТОО «Санта» 84(2)7 М 74 Можейко И. В. М 74 Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пи­ ратства в Индийском океане и Южных морях (XV —XX века).— СПб.: ТОО «Санта», 1994.— 400 с, ил. ISBN 5-87243-009-4 В книге в увлекательной форме излагается история пиратства в Индийском океане и Южных морях со вре­ мени проникновения туда европейцев до наших дней. Книга состоит из расположенных в хронологической по­ следовательности очерков, каждый из. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Пятидесятилетие «Украинского исторического журнала» Созданный в июле 1957 г. по инициативе исторической общественности УССР «Украинский исторический журнал» перешел полувековой рубеж своего существования. 50 лет — символическая дата, которая побуждает к критическому переосмыслению пройденного пути и на основе обобщения накопленного опыта, учета просчетов, имевших место в прошлом, дает возможность заглянуть в будущее, начертить новые перспективы и открыть новые горизонты. В адрес. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«Известен под названиями «Город невест», «Родина первого Совета», «Ситцевый край», текстильная столица России, а также «Русский и Красный Манчестер» Город образован в 1871 году путём слияния старого центра обработки льна села Иваново с индустриальным Вознесенским Посадом.До 1932 года носил название Иваново-Вознесенск. Это название власти планируют вернуть городу в ближайшее время Во время Первой русской революции 1905 года в городе был образован первый в России общегородской Совет рабочих. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«О. А. ДЕРЖАВИНА, Н. Ф. ДРОБЛЕНКОВА Хронологический список трудов Веры Дмитриевны Кузьминой «Слово о полку Игореве». — Детская литература, М., 1938, № 10, стр. 2—6. Изучение русских повестей X V I I века в V I I I классе. — Литература в школе, М., 1939, № 5, стр. 43—54. О преподавании древней русской литературы в V I I I классе,-—7\итература в школе, М., 1939, № 2, стр. 52—68. Сказка о Бове в обработке А. Н. Радищева. — В кн.: Проблемы реализма в рус­ ской литературе X V I I I века. Сб. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 209.002.08 НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИ ДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК аттестационное дело № _ решение диссертационного совета от 26,03.2015 № 16 О присуждении Соколовой Екатерине Леонидовне, гражданке. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«Author: Юрченко Аркадий Васильевич Хронология событий. Ищу истину: 03.7.0. Приложение 7.0. НЛО-корабли предков. Без к ОТ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ДО РОМАНОВЫХ. (ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ. ИЩУ ИСТИНУ) Содержание (Оглавление) 1.1.1. От автора. 1.1.2. Словарь. Значения древних слов, фраз и названий. 1.1.3. Великие люди мира и просто знаменитости. 1.2.1. Азбука кириллицы. Попытки прочтения. 1.2.2. О латинских и славянских языках. 1.2.3. О русской письменности. 1.2.4. Арабские надписи на русском. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«© 1990 г. Л. А. ГОРДОН, Я. С. КАПЕЛЮШ ОТ МОНОЛИТНОСТИ К ПЛЮРАЛИЗМУ ГОРДОН Леонид Абрамович — доктор исторических наук, заведующий лабораторией Института международного рабочего движения АН СССР. Автор монографий «Человек после работы» (1971, в соавторстве), «Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития» (1985, в соавторстве), «Что это было» (1989, в соавторстве). КАПЕЛЮШ Яков Самуилович — кандидат философских наук, заведующий отделом ВЦИОМ. Автор монографий. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«Л.М.Дробижева, доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии РАН Этницизм и проблемы национальной политики В современной политологической литературе сформировались как бы два подхода к этническому феномену: один рассматривает его как элемент консервативный, мешающий трансформации в политической и экономической сфере. Другой же подход опирается на анализ довольно значительного мирового опыта и четко выражен в книге Э.Геллера Нации и национализм. Здесь к этницизму относятся как к. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«NR 7/2007 NR 13/2013 ISSN 1642-1248 ISSN 1642-1248 Artykuy teoretyczne i historyczne Теоретические и исторические статьи Арсений Д. Куманьков Ниу «Высшая школа экономики» в Москвe Теория справедливой войны: причины актуализации концепции Teoria wojny sprawiedliwej: przyczyny aktualizacji koncepcji Известный 80-й фрагмент Гераклита звучит следующим образом: «должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей. и что все возникает через вражду» (DK 80). Человечество ведёт. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«РОЛЬ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТОРГОВОГО ОБОРОТА Азанова М.В., Кохан Ю.А. Научный руководитель доцент Егорова Л.Ю. Сибирский федеральный университет В настоящее время значение посреднической деятельности неуклонно растт. Между тем, несмотря на длительную историю становления и развития, данный вид деятельности не получил должного нормативно-правового регулирования. Отсутствуют не только общие нормы, регламентирующие посредничество как вид предпринимательской деятельности, но и. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«Номинация «Лучший проект музея в туристической сфере» Номинация «Лучший проект музея в туристической сфере» www.вятское-село.рф Номинация МЕСТО ВСТРЕЧИ ВЯТСКОЕ «Лучший проект музея в туристической сфере» В 300 км от Москвы и в 30 км Работы по восстановлению и возрождению от Ярославля по берегам реки Ухтомки старинного села ведет Историко-культурный раскинулось старинное русское комплекс «Вятское». Благодаря его село Вятское. деятельности многие объекты культурного наследия восстановлены. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«И.Н. Зудина, г. Ковров «В аллеях парка дремлет память.» (из истории парка экскаваторостроителей в Коврове) В 1950-1960-е гг. Ковров – зеленый город с множеством скверов и парков, город, овеянный заботой и трудом. И это правда. В своем облике он являлся одним из самых зеленых городов Владимирской области. «Город-сад» так называл Ковров в те годы известный писатель и наш земляк Сергей Никитин. Одним из пяти существовавших в то время парков был парк экскаваторостроителей, история которого тесно. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«САША И ШУРА СОДЕРЖАНИЕ САША И ШУРА. 5 ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ВЕЛОСИПЕДА. 131 ТАЙНА СТАРОЙ ДАЧИ Очень страшная история. 283 ПОКОЙНИК ОЖИВАЕТ И НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ Вторая очень страшная история (ещё пострашней первой!). 469 ДИМА, ТИМА И ТАК ДАЛЕЕ. 567 Я НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ (Из дневника мальчишки). 607 зала, что. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«ФЛАЭРТИАНА-2015. 20 лет Фильм Церемонии открытия фестиваля 18 сентября (пятница) 19.00 Концертный зал СДК ПГНИУ СИРИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ (16+) Реж. Шон Макалистер. Великобритания, 2015, 80 мин. Это фильм о запутанных отношениях семейной пары, развивающихся на фоне революции. Рагда и Амер страстно мечтают о семейном счастье и политической свободе в Сирии. Герои борются за любовь и за мир в своей стране, но возможно ли одержать две победы сразу?МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС 18 сентября (пятница) 11.00. »

к какому жанру относится месса. Смотреть фото к какому жанру относится месса. Смотреть картинку к какому жанру относится месса. Картинка про к какому жанру относится месса. Фото к какому жанру относится месса«ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Памятная дата военной истории России В этот день в 1878 году началось сражение с турецкой армией при Шейново (Болгария), в котором русские войска одержали стратегически важную победу. Легендарном генералу Скобелеву она добавила славы, а русскую армию приблизила к победоносному окончанию войны 1877-1878 годов. Памятная дата военной истории России В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *