к какому жанру духовной культуры некоторые ученые относят повесть о петре и февронии
Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских
№ 1. К какому жанру духовной литературы ученые относят «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
№ 2. Какая тема является ведущей в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) тема любви; б) тема защиты Родины; в) тема взаимоотношения человека с природой.
№ 3. Как называлась церковь, находившаяся вне города Мурома?
а) Преображения Господня; б) Святого Петра; в) Воздвижения.
№ 4. Кого увидел слуга Петра, войдя в горницу Февронии?
№ 5. Кем были отец и брат Февронии?
№ 6. Что князь Петр отправил Февронии?
№ 7. Из-за чего князь Петр не захотел брать в жены Февронию?
а) из-за ее болезни; б) из-за ее низкого происхождения; в) из-за ее внешнего вида.
№ 8. После какого события князь Петр стал правителем в Муроме?
а) после женитьбы на Февронии; б) после смерти брата Павла; в) после битвы с летающим змием.
№ 9. Во что превратились крохи с обеденного стола, собранные Февронией в ладонь?
а) в цветы; б) в колосья; в) в зерна благовонного ладана.
№ 10. Какая река течет под Муромом?
№ 11. О чем Феврония попросила бояр, когда те пришли уговаривать Петра оставить жену?
а) оставить ей Петра; б) помолиться перед уходом; в) построить дом в другом городе.
№ 12. Какое решение принял Петр после обращения к нему бояр?
а) изгнать бояр; б) оставить жену; в) покинуть Муром.
№ 13. Какое чудо совершает Феврония во время изгнания?
а) излечивает Петра; б) превращает крохи в зерна благовонного ладана; в) благословляет ветки стать деревьями.
№ 14. Что произошло с боярами после того как князь Петр оставил Муром?
а) тяжело заболели; б) уехали в другой город; в) все от меча погибли.
№ 15. Чего не любили князь Петр и Феврония, когда княжили в Муроме?
а) гордости и грабежа; б) лени и воровства; в) пустословия.
№ 16. О чем Петр и Феврония стали молить Бога, когда подошел конец их жизни?
а) чтобы им легко умереть; б) чтобы им преставиться в один час; в) чтобы была построена церковь в их честь.
№ 17. Что повелели сделать Петр и Феврония после своей смерти?
а) чтобы положили их тела в разных гробах; б) чтобы положили их тела в едином гробу; в) чтобы похоронили их в разных городах.
№ 18. Какую работу Феврония не успела выполнить перед смертью?
а) вышить ризу святого; б) подмести полы в доме; в) превратить крохи в зёрна благовонного ладана.
№ 19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить Петра и Февронию?
№ 20. Где похоронены Петр и Феврония?
а) в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом посаде; б) в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме; в) в Ипатьевском монастыре в Костроме.
Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских
№ 1. К какому жанру духовной литературы ученые относят «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? а) к житию; б) к притче; в) к преданию. № 2. Какая тема является ведущей в «Повести о Петре и Февронии Муромских»? а) тема любви; б) тема защиты Родины; в) тема взаимоотношения человека с природой. № 3. Как называлась церковь, находившаяся вне города Мурома? а) Преображения Господня; б) Святого Петра; в) Воздвижения. № 4. Кого увидел слуга Петра, войдя в горницу Февронии? а) собаку; б) зайца; в) змия. № 5. Кем были отец и брат Февронии? а) охотниками; б) дровосеками; в) древолазами. № 6. Что князь Петр отправил Февронии? а) лен; б) пшеницу; в) холст. № 7. Из-за чего князь Петр не захотел брать в жены Февронию? а) из-за ее болезни; б) из-за ее низкого происхождения; в) из-за ее внешнего вида. № 8. После какого события князь Петр стал правителем в Муроме? а) после женитьбы на Февронии; б) после смерти брата Павла; в) после битвы с летающим змием. № 9. Во что превратились крохи с обеденного стола, собранные Февронией в ладонь? а) в цветы; б) в колосья; в) в зерна благовонного ладана. № 10. Какая река течет под Муромом? а) Ока; б) Днепр; в) Дон. № 11. О чем Феврония попросила бояр, когда те пришли уговаривать Петра оставить жену? а) оставить ей Петра; б) помолиться перед уходом; в) построить дом в другом городе. № 12. Какое решение принял Петр после обращения к нему бояр? а) изгнать бояр; б) оставить жену; в) покинуть Муром. № 13. Какое чудо совершает Феврония во время изгнания? а) излечивает Петра; б) превращает крохи в зерна благовонного ладана; в) благословляет ветки стать деревьями. № 14. Что произошло с боярами после того как князь Петр оставил Муром? а) тяжело заболели; б) уехали в другой город; в) все от меча погибли. № 15. Чего не любили князь Петр и Феврония, когда княжили в Муроме? а) гордости и грабежа; б) лени и воровства; в) пустословия. № 16. О чем Петр и Феврония стали молить Бога, когда подошел конец их жизни? а) чтобы им легко умереть; б) чтобы им преставиться в один час; в) чтобы была построена церковь в их честь. № 17. Что повелели сделать Петр и Феврония после своей смерти? а) чтобы положили их тела в разных гробах; б) чтобы положили их тела в едином гробу; в) чтобы похоронили их в разных городах. № 18. Какую работу Феврония не успела выполнить перед смертью? а) вышить ризу святого; б) подмести полы в доме; в) превратить крохи в зёрна благовонного ладана. № 19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить Петра и Февронию? а) жестокими; б) трусливыми; в) неразумными. № 20. Где похоронены Петр и Феврония? а) в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом посаде; б) в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме; в) в Ипатьевском монастыре в Костроме.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по литературе Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Урок литературы (7класс)
С принятием христианства на Руси вместе с богослужебными книгами стали переводить на древнерусский язык и жития святых. На основе заимствованных текстов в 11 веке возникает житийная литература на Руси.
Житие – описание жизни Святого. Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Святые в христианстве канонизируются, т.е. причисляются к лику святых.
Цель жития – прославление жизни Святого, сохранение для потомков памяти о необыкновенном человеке
Жития писались по особым правилам (канонам): Вступление. Похвала Богу, молитва к Богу. Собственно житие. Рождение и праведная жизнь Святого, рассказ о его смерти и чудесах, которые он являл. Заключение. Похвала Святому.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Произведение написано в 16 веке писателем Ермолаем Еразмом, который был священником во Пскове, потом настоятелем собора в Москве, затем стал монахом.
Пётр и Феврония Петр и Феврония – исторические лица, они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля. Памятник в Ярославле
Словарь к произведению Чадолюбивые – Искони – С почтением – Лукавый обманщик – Поведали – любящие детей (чад) с самого начала с уважением коварный рассказали
Пронырство – Чудное зрелище – Дивился – Наветы – Блаженный – Чистые души – хитрость удивительное удивлялся ложные сведения, доносы благой, добрый безгрешные
Домашнее задание: Перечитать «Повесть о Петре и Февронии». Выделить признаки сказки в произведении (записать в таблицу).
Номер материала: ДБ-721415
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 7 классе «Синтез жанров в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ ПЕТР_ФЕВРконспект ур.docx
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №143»г.Казани
Синтез жанров в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма
(урок литературы в 7 классе по программе А.Г.Кутузова)
Соединение в одном произведении вместе
множества элементов различных жанров
делает его многоплановым,
и это особое мастерство автора
и новаторство в литературе.
Помочь учащимся разобраться в жанровом своеобразии произведения, рассмотреть синтез жанров в повести, обратив внимание на особенности сюжета, речь, систему образов героев
Познакомиться с автором произведения – Ермолаем-Еразмом
Развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения
учить быть добрыми, честными, верными на примере жизни благочестивых Петра и Февронии Муромских
ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ :
Удивителен тот факт, что, когда этому автору от тогдашнего главы Русской Церкви митрополита Макария было предложено написать житие канонизированных в 1547 году новых Муромских святых, он создал произведение, настолько отличающееся от житийной традиции, что оно даже не вошло в макарьевские Великие Минеи Четьи.
Четьи Минеи – четьи –др.р. «для чтения», минеи – греч. «месяц»- (каждодневное чтение)
Собрание житий святых, их чудес, а также разнообразных поучительных слов на каждый день года.
Современные исследователи удивляются, как подобное произведение было создано в XVI веке, да еще и вполне серьезным, авторитетным
писателем. Невероятно… Читаешь и не понимаешь – к какому жанру отнести произведение?! Ведь слово «повесть» в названии обозначает «повествование» (рассказ)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ:
Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Жанр – форма произведения, помогающая раскрыть замысел автора
Жанры эпоса – рассказ, новелла, повесть, роман, житие, сказка, былина, басня
Синтез – (во 2 значении) соединение, сращение
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
(начало работы с картами исследования)
Итак, мы уже познакомились с вопросом, поставленным нам учеными-литературоведами, о проблеме жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских». Взгляните на три города – три жанра, к которым можно отнести произведение. (Какие это жанры?) Чтобы решить предложенную филологическую задачу, необходимо вспомнить основные сведения о каждом заявленном жанре.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ:
А) вспомните определение сказки
Б) назовите черты, характерные для сказок
В) перечислите известные вам типы сказок и героев, участвующих в сказках каждого типа
А) Дайте определение повести как жанра
Б) Вспомните особенности повести исторической
В) Порассуждайте о роли прототипа в исторической повести
А) Вспомните определение жанра жития
Б) Какие черты присущи житию?
В) Кто является главными героями житийной литературы?
ПОИСК ОБРАЗОВ И ПРИМЕТ КАЖДОГО ЖАНРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ:
А) Сказочно-былинные образы, предметы и элементы сюжета:
Сюжет о герое-Змееборце
Сюжет о мудрой деве, загадывающей загадки
Б) Черты исторической повести:
Поведение муромских бояр и их жен
Особенности княж е ния
Герой не лишен человеческих недостатков
Героиня – земная женщина, она хорошо знает людскую природу
Людские страсти (сцена на корабле)
В) Черты жития в произведении:
Дар Февронии исцелять и праведность
Принятие героями монашества и одновременная смерть
Чудеса при жизни и после смерти
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ: (работа с таблицей)
Петр борется со Змеем и разрубает его
Девица, ткущая холст, в светлице с волшебными травами и снадобьями
Дева загадывает загадки, мудра
Забирает с собой в изгнание самое ценное – супруга
Змей-бес превращается в брата Павла
Помогает узнать Змея отвернувшийся лик Богородицы на иконе
Богоизбранность Февронии, превращение крошек в ладан
Жизнь Петра по заповедям, не оставил жену в изгнании
Уход в монастырь, прижизненные и посмертные чудеса
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
Подумайте, так в какой из трех городов мы поселим наших героев?
Соединение – удивительный город со сказочными дворцами, величественными церквями и обнесенный крепостной стеной. И этот город – особый жанр, соединивший элементы сказки, повести и жития.
Элементы каких жанров использует Ермолай-Еразм? К какому жанру относится изученное произведение?
Что в характерах Петра и Февронии самое ценное?
Рефлексия на уроке:
Подумайте, на каких нравственных ценностях должна строиться семья, чтобы она была крепкой и счастливой? Напишем эти ценности на кирпичиках и построим семейный дом счастья и любви!
( пишем и наклеиваем в виде дома)
Составить эскиз обложки «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Подготовиться к творческому практикуму по проблеме «Идеальный герой древнерусской литературы»
К какому жанру духовной культуры некоторые ученые относят повесть о петре и февронии
Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии»: трансформация жития или прообраз бытовой повести? Соотношение фольклорных и агиографических традиций в произведении.
Как новый самостоятельный жанр древнерусской литературы бытовая повесть появляется во 2-й пол. XVII в. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Герои повестей – вымышленные герои и обстоятельства, в которых они бывают вымышлены. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.
Элементы этого жанра уже присутствовали в агиографических произведениях к. XV — XVI в., таких, как житийная «Повесть о Петре и Февронии».
В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из пучка льна пряжу и сшить из нее рубашку, штаны и полотенце за то время, пока он будет мыться в бане, Феврония отвечает подобным же требованием: из обрубка полена князь должен столь же быстро изготовить для нее ткацкий стан.
Необычайна и героиня повести — крестьянка Феврония, ставшая княгиней не по воле небесного промысла, а благодаря поло¬жительным качествам своего характера. Жанр «Повести о Петре и Февронии» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать «Повесть о Петре и Февронии» как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести.
Черты жития в этом произведении:
— рассказ о жизни святых;
— идеальные образы героев;
— истинные слуги Бога
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Повесть о Петре и Февронии Муромских (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы XVI века.
Содержание
Создание повести
Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые действительно правили [источник не указан 68 дней] в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола — носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей.
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.
Сюжет
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.