к какому жанру драматургии относится пьеса гроза
К какому жанру драматургии относится пьеса гроза
Назовите жанр, к которому относят произведение А. Н. Островского «Гроза».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.
Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.
Кабанова. Ну, Тихон, пора! Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!
Все садятся. Молчание.
Ну, прощай! (Встает, и все встают.) Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
Кабанов. Прощай, Катя!
Катерина кидается ему на шею.
Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!
Катерина кланяется в ноги.
Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется, с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)
Кабанова. Прощай! Дальние проводы — лишние слезы.
Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.
Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.
Входят Катерина и Варвара.
Кабанова, Катерина и Варвара.
Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только. Ну, я богу молиться пойду; не мешайте мне.
Варвара. Я со двора пойду.
Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!
К какому жанру можно отнести пьесу А.Н. Островского «Гроза»?
Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.
Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.
Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.
Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.
Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.
Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев.
В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова.
Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.
Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского. »
«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»
«Характер Катерины – шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»
Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война, оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I,и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян.
Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.
Жанр «Грозы» Островского
Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.
Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.
Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.
Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.
Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.
Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.
Литературный жанр пьесы Островского «Гроза»
Литературный жанр пьесы Островского «Гроза» — драма. Это произведение является пиком творчества писателя, в котором он показал на примере семейных взаимоотношений важные изменения в политической и социальной жизни Российской империи. Своеобразие состоит в том, что все герои повести четко разделены на угнетенных и угнетателей.
История написания пьесы
Драма «Гроза» множеством нитей связана с прошлыми творческими периодами автора. Писателя привлекает такая же проблема, как и в «москвитянинских» рассказах, однако образ семьи в этом произведении получил иное толкование (драматическим новшеством являлось отрицание бремени Домостроя и застоя патриархата). Описание естественной, доброй и светлой героини — новаторство в литературе и непосредственно в творчестве Александра Николаевича.
Первые идеи возникли еще летом 1859 г., а уже в конце сентября у автора появилось четкое представление общего повествования. На пьесу значительное влияние оказала экспедиция по Волге. Министерство России организовало этнографическое путешествие для изучения обычаев местных жителей. В нем принимал участие и Островский.
Город Калинов является собирательным образом различных волжских пригородов, которые похожи между собой, однако все-таки имеют некоторые особенности. Писатель все наблюдения о провинции записывал в дневник, на основе этого создавались главные персонажи «Грозы» Островского.
Жанр и композиция
Писатель определил жанровое направление «Грозы» как драма. Этот жанр указывает зачастую на бытовую, серьезную и тяжелую сюжетную линию, которая приближена к реальности. Определенные критики более точно его сформулировали — бытовая трагедия.
Это произведение полностью реалистично. Основным показателем считаются описания бытовых особенностей жизни, манер и нравов жителей провинции. Писатель придал этому немаловажное значение: он полностью обрисовал жизненные реалии и образы персонажей.
Основная композиция пьесы:
Основной конфликт
В пьесе выделяется ряд конфликтов. В первую очередь, это противостояние между самодурами (Кабаниха, Дикий) и угнетенными (Борис, Тихон, Екатерина). Это противоборство двух разных миропониманий — нового и старого, которое себя уже отжило. При этом действие происходит за счет внутреннего конфликта в душе Екатерины.
Социальная проблема дала начало всем остальным. Писатель начинает пьесу с женитьбы обнищавшей помещицы и купца. Эта тенденция часто отмечалась во время жизни Островского. Правящее дворянское сословие постепенно утратило власть, обеднев из-за расточительности. Но вот купечество набирало обороты благодаря беспринципности, упорству, коммерческому таланту.
Именно в то время некоторые дворяне захотели поправить материальное состояние с помощью других. Помещики отдавали замуж образованных дочерей за грубых, но состоятельных купеческих сыновей. Из-за такого несоответствия союз Тихона и Екатерины еще в самом начале был обречен на неизбежный провал.
Смысл названия
Гроза является как разгулом стихии, так и олицетворяет крах застоя провинциального города, в котором правят старые порядки Дикого и Кабанихи. Это основная суть названия произведения. С гибелью Екатерины, которая произошла во время грозы, заканчивается терпение главных героев. Кулигин обвинил жителей города в происшествии, Варвара убегает из дома, Тихон становится против деспотизма матери.
В первый раз о грозе упоминает Тихон на похоронах: «…Несколько недель надо мной не будет никакой грозы». Под этим понятием он подразумевает угнетающую атмосферу собственного дома, в котором правит тираничная мать.
«Гроза нам посылается в наказание» — сказал Дикий. Самодур считает явление расплатой за совершенные грехи. Кабаниха поддерживает его. Кару за грех в грозе увидела и Екатерина, ее совесть также нечиста. И лишь Кулигин знает, что в этом явлении находится только вспышка электричества, но его современным взглядам почему-то еще не удается ужиться в городке, который требует кардинальной чистки.
Краткое содержание
Образованная дворянка Екатерина по велению родителей выходит замуж за грубого Тихона, принадлежавшего к зажиточной купеческой семье. Его мать терроризирует невестку и навязывает глупые порядки Домостроя: плакать напоказ перед отъездом супруга, унижаться перед ним при людях.
Юная девушка нашла поддержку у дочки Кабанихи, Варвары, последняя ее учит скрывать собственные чувства, тайно получая радости жизни. После отъезда супруга Екатерина влюбляется и встречается с племянником Дикого, Борисом. Однако эти встречи завершаются расставанием, поскольку Катерина не скрывает, что она хочет сбежать с возлюбленным в Сибирь.
Но герой не хочет рисковать, взяв девушку с собой. После этого она рассказывает вернувшемуся супругу и свекрови о своем грехе. Кабаниха ее серьезно наказывает. Осознавая, что совесть и тирания дома не позволяют ей жить в дальнейшем, она бросилась в реку. После ее гибели молодое поколение взбунтовалось: Варвара уходит с Кудряшом, Тихон во всем винит мать.
В произведении соединяются все особенности и противоречия России во время крепостничества. Город Калинов — упрощенная модель общества. Писатель показал, что старое мировоззрение лишь мешает.
Описание героев
В пьесе находится четкая система главных героев. Это угнетатели и их жертвы. Краткое описание персонажей:
Тематика и проблематика
Главная тематика пьесы — быт и нравы города Калинова. Писатель описал провинцию, чтобы показать, что не стоит держаться за прошлые пережитки, нужно думать о будущем. А жители города застыли во времени, их жизнь пуста и монотонна. Такая Россия так и останется в нищете и безграмотности.
Также поднята тема семьи и любви, поскольку в произведении описываются проблемы воспитания. Семейное влияние на разных персонажей важно (Екатерина — отображает воспитание родителей, а Тихон вырастает слабохарактерным из-за давления матери).
Тематика греха и раскаяния тоже раскрыта. Катерина оступилась, но быстро поняла ошибку, решившись покаяться в сделанном. В плане религии это высоконравственный поступок, возвышающий и оправдывающий Екатерину.
При этом социальный конфликт повлек общественные проблемы:
Авторская позиция в произведении тоже четко выражается. Читатель понимает, что Кабаниха хоть и пытается сохранить традиции, неправа, как и бунтующая Екатерина. Но у последней был ум и потенциал, она была чиста помыслами, и могучий народ, который она олицетворяет, может возродиться, сбросив оковы самодурства и грубости.
К какому жанру драматургии относится пьеса гроза
К какому литературному роду принадлежит произведение А. Н. Островского «Гроза»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.
Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.
Кабанова. Ну, Тихон, пора! Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!
Все садятся. Молчание.
Ну, прощай! (Встает, и все встают.) Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
Кабанов. Прощай, Катя!
Катерина кидается ему на шею.
Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!
Катерина кланяется в ноги.
Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется, с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)
Кабанова. Прощай! Дальние проводы — лишние слезы.
Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.
Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.
Входят Катерина и Варвара.
Кабанова, Катерина и Варвара.
Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только. Ну, я богу молиться пойду; не мешайте мне.
Варвара. Я со двора пойду.
Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!