к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

Таблица «Развитие школьного обществоведческого образования и методики обучения истории в России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель истории и обществознания

МАОУ гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка

Таблица «Развитие школьного обществоведческого образования и методики обучения истории в России»

До революции 1917 г. существовал ряд предметов:

1. Философская пропедевтика;

2. Законодательство Российской империи;

3. основы законодательства, нравственности и общежития.

1918 г.- «Положение о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 г., предусматривало: широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле; развитие частной инициативы в образовании: создание школьного самоуправления и организацию школьных советов, которые включали в себя всех работников школы, представителей учащихся и «трудового населения»; отмену всех наказаний, отметок, экзаменов, обязательных домашних заданий; введение примерных учебный программ и гибких учебных планов применительно к местным условиям; поощрение разнообразия учебников, учебных пособий и т.д.

В начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по обществоведению. Всего на предмет отводилось 144 часа. В 8 классе предполагалось изучить историю труда от «первобытного коммунизма до империализма». В первом полугодии 9 класса предлагалось изучать вопросы политэкономии эпохи империализма.

Программа содержала списки обязательной и рекомендуемой литературы. В обязательном списке были представлены и пособия для преподавания, и для реформирования. К числу обязательных отнесены 24 крупных работы и исследования, в том числе «Антидюринг» Ф. Энгельса, «К критике политической экономии» К. Маркса, «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция» В.И. Ленина. Кроме того в этот перечень входили работы К. Каутского, курс политической экономии А.А. Богданова и И.И. Скворцова-Степанова и другие.

Именно в этих программах впервые появился термин «обществоведение». Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г.

Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме и давала развернутые конспект для отдельных для отдельных частей целого комплекса обществоведческих знаний, построенного на едином основании.

К конце 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по разделам: природа, ее богатства и силы; использование этих богатств и сил человеком; общественная жизнь. Материалы этих разделов объединялись общими комплексными темами. Программы были разработаны в двух вариантах : для городских и сельских школ I ступени. Причем оба варианта должны были дать единый объем знаний. В 1924 г. были изданы программы для всех 4 лет обучения в I ступени. В них был особо указан объем знаний по обществоведению, природоведению, математике, родному языку. Переход на новые программы во всех школах I ступени предлагалось осуществить Постепенно, в течение трех лет, в 1926/27 г.

Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г.

1923 г.-новый предмет-«Современный мир»-вместо программы 1921 г. Широкое распространение получили лабораторный метод и дискуссии.

5 кл.-изучение крестьянского хлзяйства;

6 кл.-связь города и деревни;

7 кл.-изучение мирового хозяйства (империализм). Вводится метод наблюдения и дневниковые записи.

1927 г.-новые программы. Они стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. Одновременно в свете выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

30-е годы стали годами завершения процесса создания тоталитарного государства.

Распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 1 февраля 1937 г. «в целях изучения основ советского строя учащейся молодежью, готовящейся встать в ряды сознательных и активных строителей социалистического общества », с 1937/38 учебного года вводилось преподавании Конституции СССР в качестве самостоятельного предмета в 7-м классе средней школы. В этом классе он преподавался до конца 50-х гг. были изданы учебное пособие «Конституция СССР» и методические пособия для учителей.

В новом курсе предусматривалось изучение понятий об общественном и государственном устройстве СССР, о классах, государстве, праве, об основных правах и обязанностях советских граждан. Особый акцент делался на изучении обязанностей советского гражданина, записанных в Конституции, что рассматривалось как могучее средство формирования нового общества. При изучении курса учащиеся должны были получать, как говорилось в методическом пособии, целостную, стройную систему взаимосвязанных понятий, дающих учащимся глубокое понимание основ советского социалистического строя.

В 1955 г. вышла книжка об использовании на уроках Конституции СССР периодической печати. Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров как «радостной, счастливой жизни народов СССР и стран народной демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран». Рекомендовалось проводить экскурсии на местные предприятия и в учреждения, встречи со знатными людьми.

Закрепление основного содержания ряда уроков рекомендовалось осуществить с помощью таблиц «Две системы противопоставлялись по линиям сравнения: власть, собственность, цель производства, распределение, характер развития, наличие и отсутствие эксплуатации трудящихся.

В 1958 г. было принято решение о переносе курса«Конституция СССР» из 7-й в 10-й класс. В Постановлении ЦК КПСС по данному вопросу говорилось, что это сделано в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и подготовки, оканчивающих среднюю школу к активному участию в общественно-политической жизни страны. Было установлено, что курс «Конституция СССР» в выпускных классах должен знакомить учащихся не только с Основным законом Советского государства, но и с некоторыми сведениями из гражданского, трудового, колхозного, семейного, уголовного права. Предусматривался выпуск учебников, научно-популярной литературы для внеклассного чтения учащихся.

Однако из-за, в силу квалифицированных специалистов, научный уровень преподавания логики, как и психологии, был невысок. В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

25 апреля 1960 г., вышло постановление «О введении курса «Основы политический знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях о подготовке учебника по этому курсу».

Подготовленный проект программы предлагалось обсудить среди преподавателей и научной общественности, переработать его с учетов замечаний с мест и представить в ЦК КПСС. Одновременно в духе тех лет, задавалась четкая направленность создаваемого курса и учебной книги, излагающей его содержание: « Главная задача учебника – раскрыть торжество марксистско-ленинских идей в исторической практике человечества, всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, образования мировой системы социализма, полной и окончательной победы социализма в СССР и вступления Советского Союза в период развернутого строительства коммунистического общества».

Три года велось экспериментальное преподавание курса. В начале 1963 г. он был введен в выпускных классах всех средних школ, но называться она стал «Обществоведение», а не «Основы политических знаний», как это планировалось ранее. На структуру и содержание учебной программы решающее влияние оказало принятие в 1961 г. программы партии, которую называли тогда «Программой строительства коммунизма». Первая тема курса давала представление о теории, которая была обоснованием строительства коммунизма. Вторая характеризовала социализм (т.е. советское общество) как «первую фазу коммунизма». Третья была посвящена партии – «руководящей и направляющей силе советского общества». В четвертой раскрывались «пути постепенного перерастания социализма в коммунизм». Завершался курс пятой темой- «XX век- век торжества коммунизма». Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию.

В первые годы преподавания обществоведения творчество учителей выдвигало новые для школы формы и методы учебно-воспитательной деятельности. Особое значение имело то, что введение курса совпало с проводившейся в те годы работой по организации производственного обучения.

В отличие от экскурсий на «образцовые предприятия» включение в производственную деятельность на шефствующем предприятии позволяло учащимся видеть жизнь такой, какой она была.

Достижение массового опыта преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.).

С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий – семинары.Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем. Они отказались от вызова для ответа « к доске», позволили учащимся пользоваться выписками, книгами с отмеченными местами, вырезками. Тем самым внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» несколько отличалась от той, с которой началось его преподавание. По-прежнему нацеленная на воспитание молодежи « в духе коммунистической сознательности», программа теперь объединяла основное содержание курса в четырех разделах: «Диалектический и исторический материализм – основа научного мировоззрения», «Капитализм – последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму», «Социализм и коммунизм – две фазы единой коммунистической формации», «Коммунистическая партия Советского Союза – руководящая и направляющая сила Советского общества». При этом половина учебного времени отводилась на изучение третьей темы, т.е. советского общества.

В начале 80-х гг. была введена новая программа, которая представляла собой детально разработанный, насыщенный по содержанию документ, имеющий более сложную структуру, чем ранее. Для нее характерна более жесткая идеологическая направленность на воспитание «сознательных и активных строителей коммунизма», на «обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», выработку «высокой идейности, четкой классовой позиции», «воспитание непримиримости к буржуазной идеологии и морали». В название раздела, посвященного советскому обществу, была включена формулировка «Развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунистическое». Концепция «развитого социализма» стала идейной основой программы. В рамках этого раздела появились отдельные темы «Воспитание человека коммунистического общества», «Социалистический образ жизни». Изучение советского общества завершалось рассмотрением положений: «Решающие преимущества социализма перед капитализмом», «Развитой социализм – высшее достижение современного этапа социального прогресса человечества».

Новая программа не ограничивалась общим призывом к обобщению изученного в других курсах, а предлагала учителю конкретные указания в двух особых рубриках по каждому разделу:«Опорные понятия» (т.е. понятия, изучавшиеся ранее) и «Межпредметные связи» (с указанием основных вопросов истории, литературы и других дисциплин).

В рассматриваемый период обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами: «Основы советского государства и права» и «Этика и психология семейно жизни». Они были попыткой через школу снять остроту двух обнажившихся социальных проблем: растущей преступности, особенно – подростковой, а также ухудшения ситуации в сфере семейных отношений (возрастание числа разводов, увеличение количества семей с одним родителем).

В курсе «Основы советского государства и права» изучались разделы: Советское государства. Право и мораль. Государственное (конституционное) право. Отрасли Советского права (с кратким рассмотрением трудового, сельскохозяйственного, гражданского, семейного, административного, уголовного права). Борьба за социалистическую законность.

Курс «Этика и психология семейной жизни» содержал следующие разделы: Личность, общество, семья. Особенности межличностных отношений юношества. Брак и семья. Основы семейных отношений (включая вопросы: идейные, нравственные устои семьи, психологический климат семьи, трудовая атмосфера и хозяйство семьи, бюджет семьи, эстетика быта, досуг в семье, последствия нарушений семейных отношений). Семья и дети.

В первой половине 80-х гг. в среде педагогов и ученых обсуждалась идея создания объединенного курса, интегрирующего элементы философских знаний, знаний экономики, политика, права, этики, психологии.

В 1990-е гг.- впервые появляются альтернативные учебные пособия Добролюбова, Кравчернко, Певцовой.

Этапы развития обществознания по Вяземскому:

В 2001 г. ЭГЕ по обществознанию быыл введен в пяти регионах как эксперимент. Был осуществлен подход к системно-деятельностному подходу в образовании (преемственность и применение знаний на практике).

Источник

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Смотреть картинку к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Картинка про к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии. Фото к какому временному периоду можно отнести начало становления обществоведческого образования в россии

ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.

Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем

Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества

Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.

Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.

5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.

Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.

1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.

Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского

2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.

4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков

5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.

ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.

Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»

После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.

Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»

Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»

Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в «Учительской газете» гласило, что «ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология». Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.

Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

3 года – экспериментальное преподавание курса.

В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не «Основы политических знаний»

Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения

Социализм первая фаза коммунистического общества

КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества

Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм

XX век — век торжества коммунизма

Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:

межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;

изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;

индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;

подготовка учащихся к жизни;

активизация общественно-политической деятельности учащихся;

тематическое планирование в курсе обществоведения;

С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности

Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.

Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.

Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории

В 70-х гг. была разработана методическая система

В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:

Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения

Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму

Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации

Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества

Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.

В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия

«Каким должен быть учебник обществоведения?»

Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.

нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения

отражение основных задач «перестройки»

курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека

проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса

были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи

было запланировано время для семинарских и практических занятий

разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет.

Выдвигались новые задачи для учителей:

1.Отход от догматических методик

2.Отказаться от авторитарности

3.Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности

4.Использование собственного опыта учащихся

В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение». Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»

Поддержку учителей получили следующие положения:

поворот курса к проблемам человека

акцент на личностный аспект обществоведения

усиление связи курса с жизнью

усиление направленности на выработку умений

ориентация на перестройку учебного процесса

Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»

В 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов

Название курса — «Человек и общество».

Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.

выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью

необходима нацеленность школы на человека

учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес

новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения

предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам

в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.

компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:

обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию

в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.

Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.

На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов

С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.

В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.

Подготовлены методические пособия для учителей школы.

Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»

К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.

Литература:

1. Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». История и обществознание в школе, 2000. №3

2.Конституция СССР 1936 г.

3.Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие.

4.Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

5.Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *